Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания у врачей'

Синдром эмоционального выгорания у врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12868
1664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВРАЧИ / ВОЗРАСТ / ПРОФИЛАКТИКА / EMOTIONAL BURNING OUT / DOCTORS / AGE / PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огнерубов Николай Алексеевич

Приведены результаты исследования по выявлению синдрома эмоционального выгорания у 98 врачей различных специальностей и возраста, а также длительности работы. Оказалось, что у большинства врачей сформирована фаза резистентности. При этом симптом «редукция профессиональных обязанностей» является доминирующим. Фаза «истощения» у подавляющего числа медицинских работников находится в стадии формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огнерубов Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания у врачей»

УДК 616.89-057:614.253

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

© Н.А. Огнерубов

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; врачи; возраст; профилактика.

Приведены результаты исследования по выявлению синдрома эмоционального выгорания у 98 врачей различных специальностей и возраста, а также длительности работы. Оказалось, что у большинства врачей сформирована фаза резистентности. При этом симптом «редукция профессиональных обязанностей» является доминирующим. Фаза «истощения» у подавляющего числа медицинских работников находится в стадии формирования.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первое исследование по данной теме было опубликовано в 1976 г. К. Маслач, определившей «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Это состояние характеризуется чрезмерной тратой психической энергии, психосоматической усталостью и эмоциональным истощением и, как следствие, повышенной раздражительностью, снижением самооценки, расстройством сна и иногда соматическими реакциями. В 1981 г. К. Маслач уточнила свое описание, определив этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное само-восприятие, а в профессиональном плане - снижение или утрату профессионализма.

В настоящее время в литературе выделяют до 100 симптомов, характеризующих «выгорание» [1-3].

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием [2, 4].

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у чело-

века нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ [2, 5-6].

Основная причина развития СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля над ней. Результат такого контроля - возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности. Прежде всего, эмоциональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Далее, к эмоциональному выгоранию уязвимы люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

Выгорание чаще наблюдается у работников, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха

потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

На фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы эмоционального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

Кроме того, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Основными симптомами СЭВ являются:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Синдром СЭВ включает в себя три основные составляющие - эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [1-2]:

- эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

- деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

- редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов.

1-я стадия - «Напряжение» - со следующими симптомами:

- неудовлетворенность собой;

- «загнанность» в клетку;

- переживание психотравмирующих ситуаций;

- тревожность и депрессия.

2-я стадия - «Резистенция» - со следующими симптомами:

- неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование;

- эмоционально-нравственная дезориентация;

- расширение сферы экономии эмоций;

- редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия - «Истощение» - со следующими симптомами:

- эмоциональный дефицит;

- эмоциональная отстраненность;

- личностная отстраненность;

- психосоматические и психовегетативные нарушения.

Указанные симптомы обусловливают проявления у людей различных отклонений в повседневной жизни. Так, при первой стадии они наблюдаются на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, сделана ли нужная запись в медицинскую документацию, задан ли задуманный вопрос, характер ответа при этом), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия сопровождается снижением интереса к работе, потребности в общении (в т. ч. и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (пациенты, коллеги, начальство); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии - в среднем от пяти до пятнадцати лет.

При третьей стадии происходит собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.

Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия врача [7-9]. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Его рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, врач невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства.

Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ у медицинских работников, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что

общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой.

Целью исследования является изучение различных проявлений синдрома эмоционального выгорания у практических врачей различных специальностей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для диагностики синдрома эмоционального выгорания у врачей нами использована методика В.В. Бойко [1, 7]. Применяли опросник, состоящий из 84 утверждений, к которым исследуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». В дальнейшем обработка данных проводилась по трехступенчатой системе получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12 симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос проведен у 98 врачей различных специальностей, пола и возраста, работающих в лечебнопрофилактических учреждениях Тамбовской и Воронежской областей. Из них мужчин было 48 (49 %) че-

ловек, а женщин - 50 (51 %). Стаж работы колебался от 5 до 35 лет.

Полученные результаты показали, что у большинства врачей преобладают симптомы фазы «резистен-ции». Это проявляется в неадекватном эмоциональном реагировании на пациентов, отсутствии эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утрате способности к сопереживанию пациентам, усталости, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Сформи-рованность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными являются неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям - врач как бы принимает позицию «ничего личного». Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжение»), что проявляется в ощущении физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличии конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.

На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеют возраст и стаж работы в профессии.

В результате нашего исследования установлено, что у мужчин и женщин всех возрастов присутствует неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Сложившийся симптом «редукция профессиональных обязанностей» выражен у мужчин-врачей 3040 лет и у женщин-врачей всех возрастов, т. е. фаза «резистенция», которая свидетельствует о появлении негативных отношений к пациентам и отрицательной настроенности к врачебной деятельности, уже сформировалась у мужчин 30-40 лет и у женщин всех возрастов (табл. 1, 2).

Таблица 1

Фазы синдрома эмоционального выгорания у мужчин-врачей в зависимости от возраста

Фаза Симптомы 30-40 лет Значение фазы 50-60 лет Значение фазы

I Напряжение 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств 14,8 - складывающийся симптом « й и 3 ® =3 А ® и Ф д о ,—. я ^ ~ Ь Я V) м ^ 4вр ^ о 7,7 - не сложившийся симптом (21,6) Фаза не сформирована

2. Неудовлетворенность собой 10,0 - складывающийся симптом 4,1 - не сложившийся симптом

3. Загнанность в клетку 12,2 - складывающийся симптом 4,5 - не сложившийся симптом

4. Тревога и депрессия 8,6 - не сложившийся симптом 5,3 - не сложившийся симптом

II Резистенция 1. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование 21 - сложившийся симптом (доминирующий) (70) Сформированная фаза 16,8 - сложившийся симптом (53,3) Фаза в стадии формирования

2. Эмоционально-нравственная дезориентация 11,8 - складывающийся симптом 14,0 - складывающийся симптом

3. Расширение сферы экономии эмоций 15,6 - сложившийся симптом 11,1 - складывающийся симптом

4. Редукция профессиональных обязанностей 21,6 - сложившийся симптом (доминирующий) 11,8 - складывающийся симптом

III Истощение 1. Эмоциональный дефицит 10,8 - складывающийся симптом (35,8) Фаза не сформирована 10 - складывающийся симптом (39,6) Фаза в стадии формирования

2. Эмоциональная отстраненность 6,8 - не сложившийся симптом 12 - складывающийся симптом

3. Личностная отстраненность (деперсонализация) 10,4 - складывающийся симптом 9,8 - складывающийся симптом

4. Психологические и психовегетативные нарушения 7,8 - не сложившийся симптом 7,8 - не сложившийся симптом

Таблица 2

Фазы синдрома эмоционального выгорания у женщин-врачей в зависимости от возраста

Фаза Симптомы 30-40 лет Значение фазы 50-60 лет Значение фазы

I Напряжение 5. Переживание психотравмирующих обстоятельств 24 - сложившийся симптом (33) Фаза пе сформирована 16,5 - сложившийся симптом (57) Фаза в стадии формирования

6. Неудовлетворенность собой 7 - не сложившийся симптом 5,9 - не сложившийся симптом

7. Загнанность в клетку 0,3 - не сложившийся симптом 3,4 - не сложившийся симптом

8. Тревога и депрессия 1,7 - не сложившийся симптом 11,2 - складывающийся симптом

II Резистепция 5. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование 19,8 - сложившийся симптом (72,1) Сложившаяся фаза 20,8 - сложившийся симптом (доминирующий) (78,6) Сложившаяся фаза

6. Эмоционально-нравственная дезориентация 1,5 - складывающийся симптом 14,2 - складывающийся симптом

7. Расширение сферы экономии эмоций 16,3 - сложившийся симптом 17,3 - сложившийся симптом

8. Редукция профессиональных обязанностей 21 - сложившийся симптом (доминирующий) 26,3 - сложившийся симптом (доминирующий)

III Истощение 5. Эмоциональный дефицит 10,8 - складывающийся симптом (40) Фаза в стадии формирования 11 - складывающийся симптом (53,4) Фаза в стадии формирования

6. Эмоциональная отстраненность 7,0 - не сложившийся симптом 8,3 - складывающийся симптом

7. Личностная отстраненность (деперсонализация) 10,9 - складывающийся симптом 17,1 - сложившийся симптом

8. Психологические и психовегетативные нарушения 11,8 - складывающийся симптом 23 - сложившийся симптом (доминирующий)

Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Работающие женщины испытывают более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.

По данным нашего исследования, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных врачей общей практики и хирургов высокий уровень тревоги был выявлен в 39 % наблюдений, а клинически выраженная депрессия - в 24 % случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности врачи-женщины. Неудивительно, что только 22 % женщин-врачей удовлетворены своей работой по сравнению с 48 % их коллег-мужчин.

В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распро-

страненную неудовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Врачи испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, причем самый высокий уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений.

При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог King (1992) сделал следующий вывод: «Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем». Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

Естественно, что врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Имеет место т. н. бегство от сложившейся ситуации, в частности применение психотропных веществ (алкоголя, наркотиков) и как крайний вариант - суицид. По данным западной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тыс. человек. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин вообще. Среди врачей-мужчин - в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается и на нем самом, и на пациенте, которого он лечит, и на обществе в целом.

Согласно полученным данным, исследование не выявило преобладание среди врачей работников со сформированной фазой истощения. Это свидетельствует о наличии у врачей высокой сопротивляемости стрессу.

Синдром эмоционального выгорания можно своевременно предупреждать и весьма эффективно лечить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый шаг к преодолению выгорания - это необходимость разобраться с собой. Нужно не только понять свои цели и представить образ будущего, но ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Затем самый популярный способ справиться с ситуацией - попробовать подняться над ней, изменить свою точку зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения.

Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой - уйти в смежную область, когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение. В этом случае человек, страдающий синдромом эмоционального выгорания, делает т. н. горизонтальную карьеру.

Проще относитесь к конфликтам на работе, как ни странно это звучит, не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Оставаясь в той же ситуации, начните делать акценты не на том, что уже хорошо знаете, умеете, освоили, а на том, что является для вас проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой выгорания.

Необходимо помнить, что работа - всего лишь часть жизни. Знание того, что синдром эмоционального выгорания фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению

его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.

2. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.

3. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Социальная педагогика. 2007. № 2. С. 97-102.

4. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача // Медицина Санкт-Петербурга. 1997. № 11. С. 28.

5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1995. № 1. С. 54-67.

6. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 171-176.

7. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.

8. Захаров С. Синдром выгорания у врачей - стигма профессионализма или расплата за сочувствие? URL: http:// fo-

rums.rusmedserv.com/show thread.php?t=8748. Загл. с экрана.

9. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. 8 июня. URL: http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/ 43/article_1322.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 1 апреля 2013 г.

Ognerubov N.A. SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT OF DOCTORS

The results of research on revealing of a syndrome of emotional burning out at 98 doctors of various specialties and age, and also duration of work are presented. It appears that for the majority of doctors the resistance phase is generated. Thus the symptom of "he reduction of professional duties” dominates. The phase of “exhaustion” for overwhelming majority of medical workers is on a formation stage.

Key words: emotional burning out; doctors; age; preventive maintenance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.