ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© И. Н. Асеева
Асеева Инна Николаевна кандидат
психологических наук старший преподаватель кафедры психологии Самарский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются особенности возникновения и линамика развития синлрома эмоционального выгорания у социальных работников в зависимости от специфики профессиональных функций и стажа работы. Уточнено солержание синлрома лля ланной профессиональной группы.
Ключевые слова: выгорание, признаки эмоционального выгорания, социальные работники, профессиональная деятельность.
Синдром эмоционального выгорания на сегодняшний момент достаточно хорошо изучен и является предметом многих исследований эффективности деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Этот феномен представляет собой специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при оказании профессиональной помощи [2].
Феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате субъекту приходится сдерживать свои отношения, подавлять их, заменяя на противоположные. Это может привести к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на близких, дезорганизуя профессиональную деятельность и межличностные отношения [4].
Социальные работники, на наш взгляд, относятся к группе риска, где возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания становится почти неизбежным. Специфика проявлений синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников обусловлена
тем, что им приходится реализовывать свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, не всегда положительно влияющих на личность и ее психоэмоциональное состояние. Здесь и проблема профессионально важных качеств работника как личности, реализующейся в профессии, и взаимодействие с конкретными личностями и семьями, чьи возможности ограничены бедностью или инвалидностью, проблема мотивации и многое другое. Преодоление таких состояний работников должно входить в обязанности людей, отвечающих за управление организацией, и носить регулярный, а не разовый характер.
Однако факторы, указывающие на плохой менеджмент программы помощи подопечным, зачастую не замечаются или игнорируются из-за склонности искать причину выгорания в личных качествах того или иного сотрудника [1]. Действительно, личные качества могут играть роль при выгорании, но чаще всего причины кроются вовне — в самой структуре работы или в характере определенной ситуации, вызывающей напряжение, поскольку вероятность появления проблемы выгорания увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы [3, 7].
Практика социальной работы требует, чтобы специалист, обладающий знаниями во многих областях знаний, был человеком творческим, настойчивым, подвижным и гибким. Чем профессиональнее и грамотнее будут подбираться кадры для социальной работы, чем более обеспечены они будут знаниями специфики своего труда, необходимостью профилактики профессиональных и личностных изменений, тем меньше будет места для профессионального риска в деятельности работника [5].
Уточнению содержания синдрома эмоционального выгорания среди социальных работников и зависимости его проявлений от специфики деятельности в этой сфере и было посвящено наше исследование.
Методика
Был использован опросник МВ1 [6], методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»В. В. Бойко [2], статистические методы обработки полученных данных (метод согласия частот, метод определения достоверности различий, корреляционный анализ). Выборка, общим объемом 300 человек, была извлечена из генеральной совокупности методом стратометрии с рандомизацией, где стратами явились стаж работы и специфика деятельности: термин «специфика деятельности» означает то, что в рамках одной профессиональной деятельности — социальная работа — социальные работники осуществляют различные профессиональные функции: патронажные и административные. Независимой переменной в данном случае выступает воздействие прямого общения с клиентами и подопечными на личность сотрудника, а зависимой — уровень эмоционального выгорания. Таким образом, экспериментальную группу составили сотрудники социальной службы, выполняющие патронажную деятельность, а контрольную — сотрудники, занимающиеся административными вопросами, лишь изредка сталкивающиеся с людьми, нуждающимися в помощи, и не вовлеченные в длительный эмоциональный контакт с подопечными социальной службы. Количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах уравновешено и составило по 150 человек для каждой группы. Испытуемые в контрольной и экспериментальной группах были разделены на 3 подгруппы в зависимости от стажа профессиональной деятельности, их количество составило по 50 человек для каждой подгруппы. На первом этапе стояла задача определить уровень эмоционального выгорания в контрольной и экспериментальной группах. Для этой цели была применена методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» Бойко В. В [2]. Проанализировав результаты, в целом можно отметить следующее:
по частоте наблюдаемых сформированных симптомов экспериментальная группа значимо отличается от контрольной группы в период стажа до 4 лет (Р <
0,01) и период стажа > 10 лет (Р < 0,03). Обнаружилось достоверное совпадение частот
на уровне Р < 0,36 для стажевого уровня от 4 до 10 лет (метод согласия частот, статистическая программа Stadia 6.3/prof);
по частоте наблюдаемых формирующихся симптомов эмоционального выгорания достоверное совпадение частот наблюдалось в экспериментальной и контрольной группах на всех стажевых уровнях, где Р < 0,3 (метод согласия частот, статистическая программа Stadia 6.3/prof);
по частоте наблюдаемых не сложившихся симптомов контрольная группа значимо отличается от экспериментальной группы в период стажа до 4 лет (Р < 0,003) и период стажа более 10 лет (Р < 0,03). Достоверное совпадение частот обнаружилось на уровне Р < 0,1 для стажевого уровня от 4 до 10 лет (метод согласия частот, статистическая программа Stadia 6.3/prof).
При статистическом анализе видно, что количество сформированных, формирующихся или не сложившихся симптомов для каждой из групп на том или ином стажевом уровне может совпадать или не совпадать, принимая при этом определенный уровень значимости.
Данные результаты недостаточно объективны для точной диагностики синдрома, поскольку результаты несвободны от влияния случайных внешних или внутренних переменных, например, таких как время проведения эксперимента или субъективная интроспективная оценка себя испытуемым в момент тестирования. Кроме того, состояние эмоционального выгорания само по себенеможет являться стабильным, так как зависит от множества факторов. Поэтому была использована дублирующая методика MBI в адаптации Н. Е. Водопьяновой [6], предназначенная для определения уровня эмоционального выгорания в соответствии с наиболее распространенной сейчас трехуровневой концепцией К. Маслак и С. Джексон. Используя сходную методику, решим несколько задач:
сможем описать изучаемый феномен эмоционального выгорания не только с позиций одной концепции, но в комплексном взаимодействии диагностического инструментария, что даст более полную и точную картину содержания и динамики данного феномена;
поскольку опросник MBI является адаптированным, возникает необходимость проверки конвергентной валидности 2-х тестов путем сравнения результатов, полученных по двум методикам. Конвергентная валидность подсчитана с помощью метода ранговой корреляции Кендалла и Спирмена. Чем ближе коэффициент корреляции будет к единице, тем объективнее результат исследования;
определим стабильность изучаемого феномена, что особенно важно, поскольку эксперимент не является строго лонгитюдом, а мы делаем допущение о том, что на определенном стажевом этапе эмоциональное выгорание будет выражено на том или ином уровне. Другими словами, уровень эмоционального выгорания может со временем меняться, но его колебания не должны иметь непредсказуемый характер.
И поскольку между проведением двух аналогичных методик прошел определенный промежуток времени, то, по сути, для проверки стабильности исследуемого феномена использовался метод тест-ретест. О стабильности исследуемого признака будем судить по коэффициенту ранговой корреляции между результатами первого и второго обследования, поскольку он будет свидетельствовать о сохранении или несохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке. Коэффициент корреляции в данном случае должен быть не ниже 0,80. Для этого коррелируем уровень сформированности симптомов эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко с уровнем выраженности каждого из компонентов эмоционального выгорания по методике MBI. Причем для корреляционного анализа используем не все уровни выраженности компонентов, а только наиболее значимые для той или иной подгруппы. Это объясняется тем, что если анализировать все подуровни для всех подгрупп, а потом коррелировать их между собой, то это, во-
первых, отвлечет от решения основных задач исследования, куда не входит полная проверка валидности методик, а, во-вторых, так называемый «метод расщепления» наиболее предпочтителен для проверки надежности измерительного инструмента, характеризуя его гомогенность.
Далее в таблицах представлены наиболее значимые корреляционные связи между уровнями компонентов эмоционального выгорания и его симптомами, где р > 0,80.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа методик В. В. Бойко и МВ1 для экспериментальной группы со стажем до 4 лет
(где р — коэффициент ранговой корреляции)
Симптомы Уровень Эмоциональное истощение Деперсона- лизация Редукция личных достижений
симптома Высокий уровень Высокий уровень Низкий уровень
«расширение сферы экономии эмоций» сформированный р=0,81 - -
«эмоциональный дефицит» сформированный р=0,83 - -
«психосоматические нарушения» формирующийся р=0,80 - -
«неадекватное эмоциональное реагирование» сформированный - р =0,83 -
«эмоционально-нравственная дезориентация» формирующийся - р =0,82 -
«деперсонализация» сформированный - р =0,85 -
«переживание психотравмирующих обстоятельств» не сложившийся - - р =0,86
Из данной таблицы 1 видно, что определенные симптомы по методике В. В. Бойко значимо коррелируют с компонентами эмоционального выгорания по методике МВ1, и общая характеристика синдрома для данной подгруппы может быть описана с большей долей достоверности, нежели ранее. Так, испытуемые из данной подгруппы характеризуются высоким уровнем эмоционального истощения, проявляющегося в избегании чрезмерно насыщенного эмоционально-профессионального общения, ограничении контактов вне профессиональной деятельности, повышенной раздражительности и вспыльчивости, нежелании проявить хоть минимум эмпатии и сочувствия к подопечным.
На следующем этапе профессиональной деятельности в подгруппе со стажем от 4 до 10 лет синдром эмоционального выгорания по-прежнему характеризуется высоким уровнем эмоционального истощения, куда добавились симптомы психосоматических нарушений, причем выраженные на довольно высоком уровне. Возникает ощущение эмоционально-интеллектуального тупика, возрастают тревога и осознание собственной бесполезности, раздражение на подопечных приводит к формальному выполнению профессиональных обязанностей, сведенных к простейшим действиям. Очевидно, что период стажа от 4 до 10 лет является кризисным для работников социальной службы, занимающихся патронажем пожилых людей, инвалидов и малоимущих, поскольку все компоненты эмоционального выгорания достигают своего пика именно в этот период (табл. 2).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа методик В. В. Бойко и МВ1 для экспериментальной группы со стажем от 4 до 10 лет
(где р — коэффициент ранговой корреляции)
Симптомы Уровень Эмоциональное истощение Деперсона- лизация Редукция личных достижений
симптома Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень Средний уровень
«психосоматические нарушения» сформированный р =0,83 - - -
«эмоциональный дефицит» формирующийся р=0,82 - - -
«эмоционально- нравственная дезориентация» формирующийся - р=0,82 - -
«загнанность в клетку» сформированный - р=0,81 - -
«деперсонализация» сформированный - р=0,82 - -
«переживание психотравмирующих обстоятельств» формирующийся - - - р=0,81
«тревога и депрессия» формирующийся - - - р=0,82
«редукция профессиональных обязанностей» сформированный - - р =0,83 -
В период стажа более 10 лет симптомы эмоционального выгорания по-прежнему сформированы на высоком уровне, ярко выражены симптомы, свидетельствующие об изменениях, происходящих в эмоциональной сфере, в том числе и психосоматические проявления, в то время как отношение к подопечным осталось неизменноравнодушным и отстраненным (табл. 3).
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа методик В. В. Бойко и МВ1 для экспериментальной группы со стажем более 10 лет
(где р — коэффициент ранговой корреляции)
Симптомы Уровень сформирован-ности симптома Эмоциональное истощенне Деперсо- нализация Редукиця ЛИЧНЫХ достижений
Высокийуровенъ Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень
«эмоциональный дефицит» сформированный р=0,82 - - -
«эмоциональная отстраненность» сформированный р=0,81 - - -
«психосоматические нарушения» сформированный р=0,80 - - -
«неадекватное эмоциональное реагирование» сформированный - р =0,80 - -
«деперсонализация» сформированный - р =0,83 - -
«тревога и депрессия» формирующийся - - р =0,81 -
«редукция профессиональных обязанностей» сформированный - - - р =0,84
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа методик В. В. Бойко и МВ1 для контрольной группы со стажем до 4 лет
(где р — коэффициент ранговой корреляции)
Симптомы Уровень сформированы ости симптома Эмоциональное истощение Деперсона- лизация Редукция личных достижений
Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
«расширение сферы экономии эмоций» не сложившийся р =0,81 - -
«психосоматические нарушения» не сложившийся р =0,83 - -
«загнанность в клетку» не сложившийся - р =0,81 -
«деперсонализация» формирующийся - р =0,80 -
«редукция профессиональных обязанностей» не сложившийся - - р =0,81
В контрольной группе все компоненты эмоционального выгорания выражены на низком уровне, что подтверждается значимыми корреляционными связями с определенными не сложившимися симптомами, детерминирующими синдром эмоционального выгорания.
На этапе стажа до 4 лет у работников социальной службы, занимающихся административными вопросами, не наблюдается тревожности, напряжения или ощущения безысходности в отношении профессиональной деятельности, свойственных экспериментальной группе на том же стажевом этапе. Отношение к клиентам адекватное, хотя корреляционная связь с формирующимся симптомом «личностной отстраненности» или «деперсонализации» может свидетельствовать о некоторой напряженности в общении с клиентами как своеобразной защитной реакции.
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа методик В. В. Бойко и МВ1 для контрольной группы со стажем от 4 до 10 лет
(где р — коэффициент ранговой корреляции)
Симптомы Уровень сфорлп гров анносп I симптома Эмоциональное истощенне Деперсона- лизация Редукция личных достижений
Низкий уровень Средний уровень Низкийуровень
«расширение сферы экономии эмоций» не сложившийся р =0,82 - -
«психосоматические нарушения» не сложившийся р =0,80 - -
«неадекватное эмоциональное реагирование» не сложившийся - р =0,83 -
«деперсонализация» формирующийся - р =0,81 -
«тревога и депрессия» формирующийся - - р =0,80
В данной подгруппе со стажем от 4 до 10 лет наблюдаются определенные изменения в эмоциональном выгорании по сравнению с подгруппой со стажем до 4 лет: симптомы деперсонализации, проявившиеся на предыдущем этапе в форме частичной утраты интереса к человеку, субъекту своей деятельности, углубились, и добавился симптом «неадекватного эмоционального реагирования». Эмоциональная отдача в ответ на нужды клиента снижается, и, хотя испытуемые оценивают свое отношение как вполне приемлемое, продиктованное определенными условиями труда, субъекты общения расценивают его как черствое и равнодушное.
Для контрольной группы данный этап, как и для экспериментальной группы, является напряженным, хотя уровень эмоционального выгорания в целом выражен значительно ниже, чем в экспериментальной группе.
Таблица 6
Результаты корреляционного анализа методик В. В. Бойко и МВ1 для контрольной группы со стажем более 10 лет
(где р — коэффициент ранговой корреляции)
Симптомы Уровень сформированное ти симптома Эмоциональное истощение Деперсона- лизация Реакция личных достижений
Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
«расширение сферы экономии эмоций» не сложившийся р =0,83 - -
«психосоматические нарушения» формирующийся р =0,80 - -
«эмоциональная отстраненность» формирующийся р =0,81 - -
«загнанность в клетку» не сложившийся - р=0,81 -
«эмоционально-нравственная дезориентация» формирующийся - р =0,80 -
«неудовлетворенность собой» не сложившийся - - р =0,84
«тревога и депрессия» формирующийся - - р =0,81
«переживание психотравмирующих обстоятельств» не сложившийся - - р =0,82
В этой подгруппе со стажем более 10 лет, как и в подгруппе со стажем до 4 лет, компоненты эмоционального выгорания в целом выражены на низком уровне, хотя корреляционный анализ показывает, что эмоциональное истощение взаимосвязано с формирующимися симптомами «психосоматических нарушений»и «эмоциональной отстраненности». Очевидно, что за такой длительный промежуток времени выработалось поведение эмоциональной защиты по отношению к клиентам, хотя на непрофессиональных отношениях это не сказывается. Компонент «деперсонализация» взаимосвязан с формирующимся симптомом «эмоционально-нравственной дезориентации», что выражается не только в изменении отношения непосредственно к профессионально-необходимым действиям, но и в установках, оправдывающих не всегда адекватное поведение по отношению к людям, обращающимся за помощью.
Анализируя результаты экспериментальной и контрольной групп, можно отметить определенную динамику синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа работы и специфики профессиональной деятельности. Статистические межгрупповые различия по уровню эмоционального выгорания определены W-критерием Вилкоксона и V-критерием Ван дер Вардена для несвязных выборок (критерии различия в сдвиге, статистическая программа Stadia 6.3/prof) и представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты статистических различий между экспериментальной и контрольной группами (г — уровень статистической значимости)
Стажевые подгруппы Компоненты «эмоционального выгорания»
Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
До 4 лег КО ,002 КО,04 КО,02
Ог4 до 10 лет КО,03 КО,02 КО,04
Более 10 лег КОДЛ КО,007 К0Д)3
Как видно из таблицы 7, достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами обнаружились на всех этапах стажа профессиональной деятельности, что позволяет нам принять гипотезу Н1: синдром эмоционального выгорания по уровню и содержанию составляющих его симптомов в экспериментальной группе достоверно отличается от уровня и симптомов, его составляющих, синдрома эмоционального выгорания в контрольной группе на всех этапах стажа профессиональной деятельности.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Синдром эмоционального выгорания для экспериментальной и контрольной групп, сформированных нами для решения задач исследования, имеет различную динамику, обусловленную постоянным контактом с подопечными. Симптомы эмоционального выгорания для экспериментальной и контрольной групп достоверно различаются на этапах профессиональной деятельности до 4 лет и более 10 лет, что свидетельствует о различии в содержании профессиональной деятельности той или иной группы. Для экспериментальной группы актуальны симптомы, направленные прежде всего на поддержание эмоционального равновесия, в то время как в контрольной группе наибольшее значение приобретают симптомы, связанные с изменением отношения к себе как к профессионалу и личности.
2. Качественные различия в содержании синдрома эмоционального выгорания для экспериментальной и контрольной групп позволяют сделать вывод о значимом влиянии независимой переменной (контакт с людьми) на формирование и динамику синдрома. Так, в контрольной группе, где испытуемые подвергались лишь незначительному воздействию независимой переменной, синдром эмоционального выгорания практически на всех этапах профессиональной деятельности выражен слабее и характеризуется меньшим количеством симптомов, его составляющих, чем в экспериментальной группе.
3. В экспериментальной группе, которую составили испытуемые, находящиеся под непрерывным воздействием контакта с подопечными, содержание и динамика синдрома эмоционального выгорания позволяют говорить о специфическом влиянии профессиональной деятельности на социально-психологические характеристики личности, что подтверждается статистическими различиями с контрольной группой, где подобные естественные изменения вызваны преимущественно влиянием именно продолжительности профессиональной деятельности, а не ее содержанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аминов, Н. А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников / Н. А. Аминов, Н. А. Морозова, А. Л. Смятских // Социальная работа и проблема подготовки кадров. М., 1992.
2. Бойко,В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
3. Боллз,Э. В. Учитесь жить с синдромом хронической усталости. М., 1995.
4. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2002. № 1. С. 90—101.
5. Павленок,П. Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций. М. : Инфра-М, 1988. 174 с.
6. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. СПб. : Питер, 2001.
7. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. № 3. 2002. С. 85—95.
THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT FOR SOCIAL WORKERS IN THE CONTEXT OF SPECIFIC THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY
I. Aseeva
In the article the particularity of emergency and dynamic of development the syndrome of the emotional burnout are considered for social workers depend on the specific of professional functions and experience of work. Maintenance of syndrome is specified for this professional group.
Key words: burnout, symptoms of the emotional burnout, social workers, professional activity.