Научная статья на тему 'Влияние материнской депривации на развитие "Я-концепции" подростков'

Влияние материнской депривации на развитие "Я-концепции" подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Золотарёва О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние материнской депривации на развитие "Я-концепции" подростков»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

4-2007

оказать в должном объеме помощь детям вследствие отсутствия необходимой аппаратуры и медикаментозных препаратов, низкая заработная плата, неуважительное отношение других специалистов [2]. Очевидно, наличие этих проблем и обусловливает различия в понимании врачами-неонатологами общественной полезности своей работы и удовлетворенности от ее выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 288 с.

2. Деларю Н. В. // Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук: матер. межрегион. науч.-практ. конференции. - Волгоград, 2006. - С. 179-181.

3. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнения социолога. - М., 1983.

4. Мадьянова В. В. // Российский медицинский журнал. - 2003. - № 3. - С. 13-15.

5. Maslow A. H. Motivation and Personality. - N.-Y.: Harper and Row, 1970.

СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВУЮ ТРАВМУ

Д. О. Ермолаев, А. Г. Мордовцев

Астраханская государственная медицинская академия

Современные подходы к реабилитации различных контингентов больных предполагают учет их социально-психологических характеристик. В данном контексте с помощью шкалы определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассерма-на (в модификации В. В. Бойко) были обследованы 400 больных (321 мужчина и 79 женщин), перенесших черепно-мозговую травму, и сходные по половому и возрастному составу с респондентами основной группы 240 условно здоровых людей (не имеющие в анамнезе травмы).

Согласно полученным данным, в основной группе четверть (22,2 %) респондентов имела низкую сопротивляемость стрессу (в контрольной группе этот показатель был в 1,7 раз ниже - 13,1 %). Пороговая степень сопротивляемости стрессу в основной группе составила 19,3 % (в контрольной - 17,5 %). Высокая степень сопротивляемости стрессу отмечена у 69,5 % в контрольной группе и у 58,5 % в основной.

Результаты диагностики уровня социальной фрустрированности приведены в таблице.

Уровень фрустрированности респондентов в основной и контрольной группах

№ Удовлетворенность респондентов Баллы в группах

Основная Контроль-ная

1 Своим образованием 3,0 1,1

2 Взаимоотношениями с колле-

гами по работе 0,6 0,8

Окончание табл.

Баллы в группах

№ Удовлетворенность респондентов Основная Контроль-ная

3 Взаимоотношениями с адми-

нистрацией на работе 3,4 1,2

4 Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной

деятельности 2,5 1,0

5 Содержанием своей работы в

целом 0,8 1,2

6 Условием профессиональной

деятельности (учебы) 0,9 1,4

7 Своим положением в обществе 3,2 1,1

8 Материальным положением 3,4 1,8

9 Жилищно-бытовыми условиями 1,8 1,6

10 Отношением с супругом(ой) 0,6 0,9

11 Отношениями с ребенком

(детьми) 0,4 0,5

12 Отношениями с родителями 0,6 0,6

13 Обстановкой в обществе (гос-

ударстве) 3,0 2,1

14 Отношениями с друзьями,

ближайшими знакомыми 0,9 1,0

15 Сферой услуг и бытового об-

служивания 2,9 1,4

16 Сферой медицинского обслу-

живания 3,0 2,0

17 Проведением досуга 3,2 1,5

18 Возможностью проводить от-

пуск 2,9 1,3

19 Возможностью выбора места

работы 3,5 1,6

20 Своим образом жизни в целом 3,0 1,3

Из приведенных данных видно, что респонденты основной группы, в отличие от лиц контрольной, имеют более низкий уровень социальной удовлетворенности относительно всех рассматриваемых параметров за исключением семейной сферы.

Таким образом, низкая сопротивляемость стрессу и высокая социальная фрустрирован-ность лиц, перенесших черепно-мозговую травму, предполагает комплексный подход к их реабилитации с привлечением в том числе медицинского (клинического) психолога и специалиста социальной работы.

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОИ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ "Я-КОНЦЕПЦИИ" ПОДРОСТКОВ

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007 ~

О. С. Золотарёва

Кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ

Актуальность исследования определяется противоречием между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей влияния материнской депривации на развитие "Я-концепции" подростков, позволяющем выявить новые резервы эффективного укрепления социальной позиции личности подростка в семье и в коллективе сверстников, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе.

Было обследовано 76 учащихся средней общеобразовательной школы № 96 г. Волгограда и их 76 родителей; 59 учащихся учреждения интернатного типа № 2 и их родители (также 59 человек). Использовались: методика исследования отношения матерей к различным сторонам семейной жизни (PARI); методика изучения родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин); модифицированная методика определения системы отношений в семье с позиции подростка, его социальной приспособляемости (Рене Жиль); методика изучения степени удовлетворенности основных потребностей (Т. Матвеевой); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); методика диагностики основных представлений о себе и тенденций поведения ("Q-сортировка"); матема-тико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики программного пакета "STATISTICA" версии 5.5, критерии Колмогорова-Смирнова, Манна-Уитни, /-критерий Стъюдента, корреляционный метод парных сравнений Пирсона, кластерный анализ по методу средней связи (Average Linkage).

Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. Материнская депривация обусловлена не-сформированностью у матери направленности на создание чувства защищенности у ребенка, партнерских отношений с ним, развитие его активности и поощрение выражения собственного мнения. В свою очередь, материнская депривация обусловлена неудовлетворенностью матери своим положением в структуре семейных отношений, ее негативным отношением к семейной роли.

2. Материнская депривация подростка 13-14 лет влияет на развитие "Я-концепции", которая характеризуется неудовлетворенными потребностями в общении и признании, преобладанием негативных самохарактеристик и представлений о самом себе; снижением коммуникативной компетентности подростка, что может привести к нарушению у него формирования образа "Я".

3. Негативный образ "идеального Я" и "реального Я" у подростков, помещенных в раннем детстве в учреждение интернатного типа, формируется, главным образом, на когнитивном и поведенческом уровнях, что находит свое отражение в деструктивных стратегиях взаимодействия

(позиция "над партнером" по общению, агрессивность, нежелание сотрудничать). У подростков, находящихся в учреждениях интернатного типа, негативная "Я-концепция" наблюдается чаще, чем у обучающихся в общеобразовательных школах.

4. Основными направлениями психокоррек-ционной работы с депривированными подростками, имеющими негативную "Я-концепцию", являются развитие самосознания, самооценки и самоотношения как основных составляющих "Я-кон-цепции"; формирование адекватной системы ценностных установок; реконструкция эмоциональных аспектов взаимодействия внутри семьи; смягчение эмоционального дискомфорта, обусловленного эмоциональными нарушениями в связи с искажением "Я-концепции", формирование эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ МОДИФИКАЦИИ АУТОИДЕНТИФИКАЦИИ ЭЙДЕМИЛЛЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

И. Н. Иванова

Кафедра дерматовенерологии ВолГМУ

Дерматологические больные в значительно большей степени дезадаптированы, чем остальные пациенты. Причин для этого много. Прежде всего, это косметический дефект, который преследует пациента в течение длительного времени, а иногда всей жизни. Кроме того, редко можно встретить адекватное отношение к дерматологическому больному со стороны окружающих, будь-то близкие или коллеги по работе (учебе) и случайные встречные. Получить квалифицированную психотерапевтическую и социальную помощь больным с высыпаниями кожи трудно, так как психиатры, психотерапевты и психологи опасаются таких пациентов, считают их заразными для себя и своих пациентов, а потому стараются вежливо отказать им в помощи, отсылая их обратно к дерматовенерологу.

Таким образом, врач-дерматовенеролог вынужден заниматься оказанием психотерапевтической помощи своим пациентам. Отсутствие специальных знаний заменяется большим опытом работы с больными, своими наблюдениями, любовью к своей работе и больным. Но для оказания психотерапевтической помощи необходимо иметь информацию о характере, личности пациента. Для экспресс-диагностики может применяться ауто-идентификация Эйдемиллера. Но применение этой методики затруднено по причине различия психологической и клинической классификаций характеров. В связи с этим мы создали клиническую модификацию аутоидентификации Эйде-миллера на основе работ Э. Кречмера, П. Б. Ган-нушкина, М. Е. Бурно [1-3]. Мы сформулировали 8 вариантов характерологических портретов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.