Научная статья на тему 'Возможности применения клинической модификации аутоидентификации эйдемиллера в психологическом исследовании дерматологических больных'

Возможности применения клинической модификации аутоидентификации эйдемиллера в психологическом исследовании дерматологических больных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения клинической модификации аутоидентификации эйдемиллера в психологическом исследовании дерматологических больных»

| 4-2007 ~

О. С. Золотарёва

Кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ

Актуальность исследования определяется противоречием между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей влияния материнской депривации на развитие "Я-концепции" подростков, позволяющем выявить новые резервы эффективного укрепления социальной позиции личности подростка в семье и в коллективе сверстников, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе.

Было обследовано 76 учащихся средней общеобразовательной школы № 96 г. Волгограда и их 76 родителей; 59 учащихся учреждения интернатного типа № 2 и их родители (также 59 человек). Использовались: методика исследования отношения матерей к различным сторонам семейной жизни (PARI); методика изучения родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин); модифицированная методика определения системы отношений в семье с позиции подростка, его социальной приспособляемости (Рене Жиль); методика изучения степени удовлетворенности основных потребностей (Т. Матвеевой); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); методика диагностики основных представлений о себе и тенденций поведения ("Q-сортировка"); матема-тико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики программного пакета "STATISTICA" версии 5.5, критерии Колмогорова-Смирнова, Манна-Уитни, /-критерий Стъюдента, корреляционный метод парных сравнений Пирсона, кластерный анализ по методу средней связи (Average Linkage).

Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

1. Материнская депривация обусловлена не-сформированностью у матери направленности на создание чувства защищенности у ребенка, партнерских отношений с ним, развитие его активности и поощрение выражения собственного мнения. В свою очередь, материнская депривация обусловлена неудовлетворенностью матери своим положением в структуре семейных отношений, ее негативным отношением к семейной роли.

2. Материнская депривация подростка 13-14 лет влияет на развитие "Я-концепции", которая характеризуется неудовлетворенными потребностями в общении и признании, преобладанием негативных самохарактеристик и представлений о самом себе; снижением коммуникативной компетентности подростка, что может привести к нарушению у него формирования образа "Я".

3. Негативный образ "идеального Я" и "реального Я" у подростков, помещенных в раннем детстве в учреждение интернатного типа, формируется, главным образом, на когнитивном и поведенческом уровнях, что находит свое отражение в деструктивных стратегиях взаимодействия

(позиция "над партнером" по общению, агрессивность, нежелание сотрудничать). У подростков, находящихся в учреждениях интернатного типа, негативная "Я-концепция" наблюдается чаще, чем у обучающихся в общеобразовательных школах.

4. Основными направлениями психокоррек-ционной работы с депривированными подростками, имеющими негативную "Я-концепцию", являются развитие самосознания, самооценки и самоотношения как основных составляющих "Я-кон-цепции"; формирование адекватной системы ценностных установок; реконструкция эмоциональных аспектов взаимодействия внутри семьи; смягчение эмоционального дискомфорта, обусловленного эмоциональными нарушениями в связи с искажением "Я-концепции", формирование эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ МОДИФИКАЦИИ АУТОИДЕНТИФИКАЦИИ ЭЙДЕМИЛЛЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

И. Н. Иванова

Кафедра дерматовенерологии ВолГМУ

Дерматологические больные в значительно большей степени дезадаптированы, чем остальные пациенты. Причин для этого много. Прежде всего, это косметический дефект, который преследует пациента в течение длительного времени, а иногда всей жизни. Кроме того, редко можно встретить адекватное отношение к дерматологическому больному со стороны окружающих, будь-то близкие или коллеги по работе (учебе) и случайные встречные. Получить квалифицированную психотерапевтическую и социальную помощь больным с высыпаниями кожи трудно, так как психиатры, психотерапевты и психологи опасаются таких пациентов, считают их заразными для себя и своих пациентов, а потому стараются вежливо отказать им в помощи, отсылая их обратно к дерматовенерологу.

Таким образом, врач-дерматовенеролог вынужден заниматься оказанием психотерапевтической помощи своим пациентам. Отсутствие специальных знаний заменяется большим опытом работы с больными, своими наблюдениями, любовью к своей работе и больным. Но для оказания психотерапевтической помощи необходимо иметь информацию о характере, личности пациента. Для экспресс-диагностики может применяться ауто-идентификация Эйдемиллера. Но применение этой методики затруднено по причине различия психологической и клинической классификаций характеров. В связи с этим мы создали клиническую модификацию аутоидентификации Эйде-миллера на основе работ Э. Кречмера, П. Б. Ган-нушкина, М. Е. Бурно [1-3]. Мы сформулировали 8 вариантов характерологических портретов:

циклоидный (синтонный), эпитимный, психастенический, астенический, аутистический, истерический, ананкастический, неустойчивый.

Циклоидный. Мое настроение часто меняется без причин. Мне то весело, то грустно. Я общительный человек, с людьми всегда нахожу общий язык, я способен к разумным компромиссам. Часто подшучиваю, но никогда не обижаю окружающих. Я не злопамятен, легко забываю обиды. Я внимателен и заботлив к близким, друзьям, коллегам. Не люблю одиночества, чувствую себя хорошо среди множества людей, активно участвую в общественной жизни. Бескорыстно помогаю тем, кому могу помочь. Правда, иногда могу пообещать что-то и не сдержать своего слова. Люблю природу, животных, тонкие вина, изысканные блюда. Соблюдать диету и в чем-то себя ограничивать для меня почти невозможно. Периодически у меня снижается настроение, и жизнь кажется скучной, безрадостной, бесцветной, но проходит время, и пессимизм мой улетучивается, как дым. Когда у меня плохое, подавленное настроение, я начинаю болеть, острая тревога гонит меня к врачу, подозреваю у себя возможные страшные болезни. Очень опасаюсь за здоровье и благополучие близких и родных. Боюсь умереть, т. к. не верю в бессмертие души. Несмотря ни на что, я человек жизнерадостный и стараюсь в жизни все успеть, все попробовать, насладиться всем сполна.

Эпитимный. Я редко сомневаюсь в своей правоте, переубедить меня практически невозможно, мне трудно понять тех, кто думает иначе, чем я. Я люблю справедливость и готов бороться за нее, даже если это принесет мне вред, материальный ущерб. В работе я аккуратен, четко следую инструкциям. Из меня получился бы хороший начальник, руководство подчиненными приносит мне удовлетворение. По своей натуре я собственник, у меня часто бывают приступы ревности по отношению к любимому человеку, мучительно переживаю измену. Иногда мне трудно сдержаться и я взрываюсь. К сожалению, я злопамятен, никогда не забываю и не прощаю обиды. Я не всегда понимаю шутки, анекдоты. Когда я тяжело болею с высокой температурой, я становлюсь мягче, добрее. Иногда я бываю сентиментален. Из всех животных мне ближе и понятнее собаки бойцовых пород, они чем-то похожи на меня. В целом я человек жесткий, воин по природе, смелый и решительный, физически крепкий и сильный.

Психастенический. Я человек мягкий, застенчивый, ранимый, очень переживаю свои недостатки. Перед сном прокручиваю в уме весь день шаг за шагом, не могу забыть свои обиды, неудачи. Очень внимательно отношусь к состоянию своего здоровья, прислушиваюсь ко всем, даже незначительным изменениям своего организма. Я часто предаюсь философским размышлениям о смысле жизни. Для меня характерно повышенное чувство долга, ответственности. Я слишком

4-20071

близко к сердцу принимаю все, что происходит на работе, мне трудно руководить людьми, боюсь, что меня могут подвести. Я не способен быстро соображать, принимать решения, но когда подумаю, могу ответить толково, оригинально, я "задним умом крепок". Мне мешают плохая память, не даются мне и иностранные языки. Однако с возрастом я становлюсь увереннее в себе, меньше страдаю от болезненных сомнений и переживаний, достигаю профессиональных успехов. Считаю смыслом жизни большое важное дело, приносящее пользу людям. Боюсь умереть, не совершив главного. В Бога я не верю, не могу согласиться с тем, что душа бессмертна, завидую людям, которые в этом убеждены. Я верный, преданный, надежный друг.

Астенический. Я по характеру человек ранимый, уязвимый, чувствительный. Постоянно ощущаю свою неполноценность, несостоятельность. Мне мешают постоянные мнительность, робость, стеснительность. Могу упасть в обморок при виде крови, умершего животного. Не могу пройти мимо бездомной собаки, кошки, страдаю, что не могу всем помочь. Я слишком впечатлителен, впадаю в панику при возникновении опасности. Для меня трудна любая перемена в жизни, не люблю изменений в распорядке дня. Даже неожиданный приезд близкого человека может вызвать мое неудовольствие. Чувство собственной неполноценности я пытаюсь скрыть за излишним спокойствием, самоуверенностью, но не всегда это удается. Я часто неадекватно тревожусь за своих близких, боюсь, что не смогу им помочь, защитить в трудную минуту. Неинтересные, скучные дела меня изрядно утомляют. Я быстро устаю, не отличаюсь выносливостью. Днем я люблю поспать 1-2 часа. В выходные и праздничные дни предпочитаю посидеть дома, не спеша переделать все дела. От одной мысли, что нужно куда-то идти, ехать, устаю душевно. Больше всего в жизни ценю спокойствие, тепло и уют. Боюсь тяжелой болезни и смерти, но чуть-чуть поболеть, понежиться не прочь, это дает возможность восполнить дефицит энергии.

Аутистический. Я человек малообщительный, не слишком откровенный. Люблю оставаться в одиночестве, чувствую себя неуютно среди возбужденной толпы. Я замечаю, что окружающие меня часто не понимают, считают нелепым, неловким, странным чудаком. Я очень спокойно отношусь к направлениям моды в одежде, искусстве, всегда имею свое собственное мнение обо всем. Люблю свободу, гармонию, пустоту, слежу за тем, чтобы во всем моем облике, жилище было сочетание стиля и цвета, не было архитектурных излишеств. Очень люблю животных, особенно кошек, нахожу, что они само совершенство. Страдаю, что не могу помочь всем бездомным животным. И в то же время ощущаю холодность к близким и родным, хотя очень их люблю, но ничего не могу с собой поделать. Творчество помогает мне достичь душевного равновесия. Удовлетворенность

| 4-2007

собой у меня бывает крайне редко, и потому мне больше нравится процесс работы, чем конечный результат. Не люблю болеть, лечиться, принимать лекарства, не хожу к врачам. Надеюсь на свой организм. Верю в судьбу, существование высшего Духа. В церковь, однако, не хожу - не вижу в этом необходимости. Я философски отношусь к жизни, стараюсь не впадать в уныние.

Истерический. Я люблю быть в центре внимания, чтобы окружающие восхищались мною. Я придаю большое значение своей внешности, внимательно слежу за модой в одежде, искусстве. Посещаю модные выставки и театральные постановки, порой готов расплакаться от восторга перед какой-нибудь картиной. У меня хорошая память, в школе мне завидовали одноклассники, хвалили учителя. Из меня получился бы актер, поэт, художник. Если обстоятельства складываются против меня, я чувствую себя плохо, начинаю болеть. Когда я нездоров, люблю, чтобы за мной ухаживали, окружали меня заботой. Все говорят, что я выгляжу моложе своих лет, грациозен, изящен. У меня много друзей-приятелей, я легко завожу новые знакомства, но непостоянен, могу подвести, когда на меня рассчитывают. Мои недостатки мне часто прощают за юмор, умение всех расшевелить, без меня всем скучно и неинтересно. У меня было много увлечений в жизни, но быстро надоедало заниматься одним и тем же, жалею об этом, т. к. имел много разных талантов и не смог реализовать их.

Ананкастический. Хотя я понимаю нелепость своего поведения, я совершаю странные поступки. Например, могу несколько раз проверить, закрыт ли газовый кран, выключен ли утюг, будучи абсолютно уверенным в этом. По характеру я человек педантичный, люблю во всем порядок, что иногда раздражает сослуживцев и близких, они считают меня формалистом и буквоедом. Я неадекватно отношусь к своему здоровью. Тяжелые и смертельно опасные заболевания меня волнуют меньше, чем заразные, даже самые простые. Я часто впадаю в беспричинное, необоснованное беспокойство, что очень мешает мне сосредоточиться и выполнять свою работу. Мне не нравятся любые перемены в жизни, нарушающие устоявшийся порядок. Люблю все просчитывать наперед, прогнозировать, чтобы не было никаких сюрпризов. Еще в раннем детстве всех удивляла моя рассудительность, практичность, дальновидность. Я человек верный, преданный. У меня старые хорошие друзья, и потому нет необходимости заводить новые знакомства. Не люблю шумные компании, предпочитаю общаться с умными, интересными людьми в тихой, уютной обстановке.

Неустойчивый. По характеру я человек романтичный, мягкий, лиричный. Мне трудно противостоять влиянию окружающих, не могу отказаться от предложения забыться-повеселиться. Иногда я говорю неправду, но искренне верю в то, что это правда. Я не могу долго сердиться, легко забываю обиды, хотя порой пугаю окружа-

ющих обещаниями что-нибудь с собой сделать в знак протеста против несправедливости. Люблю художественный беспорядок. К произведениям искусства отношусь восторженно-сентиментально. Я часто меняю свои наклонности, могу сменить место работы. Я бы осторожно относился к моим обещаниям, т. к. могу их не исполнить. Бываю упрям и делаю все наперекор советам окружающих, обычно потом раскаиваюсь в этом, переживаю. Очень люблю комфорт, красивые вещи, веселье. Мне бы хотелось, чтобы жизнь была бесконечным карнавалом. Мне трудно принимать решения, хочется с кем-то посоветоваться, разделить с кем-то ответственность. Люблю животных, помогая им, чувствую себя сильнее. А вообще, я человек слабый, неуверенный в себе, но не злой, не завистливый и незлопамятный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. - М.: Академический Проект, 2000. - 719 с.

2. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий. - М.: Медицина, 1998. - 121 с.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 608 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ

И. Н. Иванова

Кафедра дерматовенерологии ВолГМУ

Дерматологические больные в подавляющем большинстве случаев нуждаются в психологической и социальной помощи. Заболевание кожи является косметическим дефектом, который заметен окружающим. Существование дерматологических пациентов среди лиц с нормальной кожей затруднено по многим причинам. Во-первых, окружающие больного люди, как родные, близкие, так и коллеги по работе (учебе) не всегда могут скрыть свое боязливое, а иногда и неприязненное отношение к пациенту. Сам больной тяжело переживает свой косметический недостаток, старается избегать контактов с окружающими, особенно с незнакомыми и лицами противоположного пола. "Своим среди своих" дерматологический больной ощущает себя только в дерматологическом стационаре, где все - такие же, как и он. Ни один врач не способен понять и поддержать больного с заболеванием кожи так, как дерматовенеролог. Но кроме традиционной медикаментозной терапии, дерматологические пациенты нуждаются в психотерапевтической помощи, которая может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно. Очень важно, чтобы больной принимал активное участие в своем лечении, не занимал пассивную выжидательную позицию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.