Научная статья на тему 'Внутренняя миграция как фактор развития регионального рынка транспортных услуг в Республике Дагестан'

Внутренняя миграция как фактор развития регионального рынка транспортных услуг в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА / ТРАНСПОРТНАЯ СФЕРА / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / MIGRATION / MIGRATION PROCESSES / MARKET DEVELOPMENT FACTORS / TRANSPORT SPHERE / TRANSPORTATION SERVICES MARKET / MIGRATION POLICY / TRANSPORT INDUSTRY / TERRITORIAL DEVELOPMENT / EXTERNAL AND INTERNAL MIGRATION / WORK MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагиров Ш.М.

В статье проведён обзор процессов внутренней миграции как в Республике Дагестан, так и в РФ, определено влияние миграционных процессов на экономику региона, выявлена миграционная политика в сфере транспортных услуг, проанализирован российский рынок транспортных услуг, его состояние и перспективы развития, определены перспективные направления развития транспортной отрасли в свете изменений внутренних миграционных процессов, определены внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок транспортных услуг, приведены предложения позитивного сценария развития рынка транспортных услуг в условиях контролируемой внутренней миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL MIGRATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF TRANSPORT SERVICES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article reviewed the internal migration processes in both the Republic of Dagestan and the Russian Federation, determined the impact of migration processes on the regional economy, identified migration policies in the field of transport services, analyzed the Russian market of transport services, its state and development prospects, identified promising directions for the development of transport In the light of changes in internal migration processes, external and internal factors affecting the transport services market are identified, positive proposals are given. scenario of the development of the transport services market in conditions of controlled internal migration.

Текст научной работы на тему «Внутренняя миграция как фактор развития регионального рынка транспортных услуг в Республике Дагестан»

УДК: 338; 656 ББК 65.37 (2Рос.Даг)

Тагиров Ш.М. - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Tagirov Sh.M. - Candidate of economic science, docent, associate professor Taxes and taxation, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan State University of National Economy

ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

INTERNAL MIGRATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF TRANSPORT SERVICES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

В статье проведён обзор процессов внутренней миграции как в Республике Дагестан, так и в РФ, определено влияние миграционных процессов на экономику региона, выявлена миграционная политика в сфере транспортных услуг, проанализирован российский рынок транспортных услуг, его состояние и перспективы развития, определены перспективные направления развития транспортной отрасли в свете изменений внутренних миграционных процессов, определены внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок транспортных услуг, приведены предложения позитивного сценария развития рынка транспортных услуг в условиях контролируемой внутренней миграции. Ключевые слова: миграция; миграционные процессы; факторы развития рынка; транспортная сфера; рынок транспортных услуг; миграционная политика; транспортная отрасль; территориальное развитие; внешняя и внутренняя миграция; трудовая миграция.

The article reviewed the internal migration processes in both the Republic of Dagestan and the Russian Federation, determined the impact of migration processes on the regional economy, identified migration policies in the field of transport services, analyzed the Russian market of transport services, its state and development prospects, identified promising directions for the development of transport In the light of changes in internal migration processes, external and internal factors affecting the transport services market are identified, positive proposals are given. scenario of the development of the transport services market in conditions of controlled internal migration. Keywords: migration; migration processes; market development factors; transport sphere; transportation services market; migration policy; transport industry; territorial development; external and internal migration; work migration.

Движение народонаселения по ряду субъективных и объективных причин имеет естественную природу со времен зарождения человечества, но на протяжении веков интенсивность прибытия и выбытия по разным странам и континентам происходило где-то хаотично, где-то системно. Исторически такой прирост или отток населения мог либо послужить причиной социально - экономического роста и развития стран, либо, наоборот, привести к упадку, а порой к полному исчезновению целых цивилизаций. Поэтому перемещение или миграцию населения необходимо рассматриваться с точки зрения системообразующих факторов социально-экономического развития государств, регионов, городов и т.д.

Миграционный процесс, как внутренний, так и внешний, влияет на уровень развития экономики Российской Федерации и ее регионов. Внутрироссийская миграция по территориям прибытия и выбытия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Внутрироссийская миграция по территориям прибытия и выбытия

(человек)

Территория прибытия Российская В федеральные округа

Территория выбытия Федерация Южный Северо -Кавказский

2015г.

Городские и сельские поселения

Городские и сельские поселения РФ 4135906 419941 185240

Из федеральных округов Центральный 957799 44241 20209

Северо-Кавказский 216789 27923 116716

2016г.

Городские и сельские поселения

Городские и сельские поселения РФ 4131253 437036 177152

Из федеральных округов Центральный 958771 48258 21724

Северо-Кавказский 202562 27087 107326

2017г.

Городские и сельские поселения

Городские и сельские поселения РФ 4184467 418150 167853

Из федеральных округов Центральный 1000837 47056 21663

Северо-Кавказский 196911 24744 98596

Республика Дагестан является одним из передовых регионов РФ, имеющих избыток рабочей силы в трудоспособном возрасте. Такая картина наблюдается по причине роста численности населения за последние годы, при низком уровне имеющихся предложений на рынке труда - вновь создаваемые рабочие места.

Численность постоянного населения Республики Дагестан на 1 января 2018 года - 3063885 человек, из них городское - 1383676 человек

(45,16%), сельское - 1680209 человек (54,84%). Миграционный прирост имеет отрицательный баланс, сравнивая искомые процессы городского и сельского населения, отток населения за 2017 год составляет - 12716 чел., что на 16% больше, чем в 2016году. Общие итоги миграции населения РД представлены в таблице 2.

Таблица 2

Общие итоги миграции населения РД (человек)

Январь-декабрь 2016 год Январь-декабрь 2017 год

число число миграцион число число миграци

при- выбывши ный прибывши выбывши онный

бывших х прирост х х прирост

Городские поселения и сельская местность

Миграция - 43769 54677 -10908 44237 56953 -12716

всего

из неё:

в пределах 43173 54297 -11124 43797 56306 -12509

России:

в том

числе:

внутриреспу блик 20814 20814 - 20820 20820

анская1

2 межрегиональная 22359 33483 -11124 22977 35486 -12509

международная 596 380 216 440 647 -207

в том

числе:

со странами 567 329 238 413 596 -183

СНГ

с другими

зарубежными 29 51 -22 27 51 -24

странами

1 Миграция населения между городами и районами Дагестана.

2 Миграция населения РД с другими республиками, краями и областями РФ

По данным статистики мы наблюдаем превышение удельного веса сельского населения над городским.

Рассматривая Республику Дагестан с точки зрения территориального расселения, можно отметить разнородную картину -основная часть населения находится в предгорной и равнинной частях региона, противоположная картина на севере и высокогорье Дагестана.

Таким же образом можно рассматривать густоту сети дорог местного, республиканского и федерального значения. Дороги федерального значения пронизывают республику с севера на юг - это трасса Р-217 «Кавказ» протяженностью 1118 км.

Общую картину можно пронаблюдать по таблице 3.

Основная транспортная инфраструктура расположена вокруг городов и районных центров Республики Дагестан. Поэтому вопросы, связанные с уровнем развития транспортной инфраструктуры и рынка

транспортных услуг необходимо рассматривать с привязкой к городам и райцентрам.

Значительная часть населения республики трудится в транспортной отрасли и оказывает транспортные услуги в частности. В основном это перевозка грузов и населения внутри городов и за пределами городских округов. Если затрагивать конкретные направления сферы транспортных услуг, то необходимо отметить значительный рост компаний и индивидуальных предпринимателей, занятых извозом населения таксомоторами. Это наиболее востребованная сфера услуг, которая имеет резервы роста, так как спрос значительно превышает предложения. По мнению экспертов, в РД функционирует 5-6 крупных и средних компаний и более 3-х тысяч индивидуальных предпринимателей, занятых извозом населения и перевозкой грузов.

Таблица 3

Протяженность автомобильных дорог (на конец года; километров)

2010 2013 2014 2015 2016 2017

Автомобильные

дороги - всего, км 9650,8 25515,8 24793,2 27002,2 27848,9 28246,5

в том числе

общего пользования 8130,4 23617,9 23727,3 25949,0 27127,9 27686,9

необщего

пользования 1520,4 1897,9 1065,9 1053,2 721,0 559,6

Из общей

протяженности

автомобильных

дорог - дороги с

твердым покрытием -

всего 8645,8 19605,4 19062,9 20597,9 20413,1 20869,6

в том числе:

общего пользования 7680,7 18556,7 18621,1 19957,8 20140,6 20635,5

в том числе:

федеральные 644,1 644,0 644,0 644,0 644,0 644,0

республиканские 2515,6 7113,5 7127,8 7138,1 7224,2 7257,8

местные Ш) 4521,0 10799,2 10849,3 12175,7 12272,4 12733,7

необщего пользования 965,1 1048,7 441,8 640,1 272,5 234,1

Ш)С 2012г. - включая протяженность улиц.

Такой спрос на транспортные услуги привлекает трудоспособное население, имеющее собственные транспортные средства, или работа на условиях аренды таксомотора, из близлежащих к крупным городам РД районных центров и сел, что стимулируют процессы внутренней миграции.

Опять-таки, основываясь на мнения экспертов можно отметить, что в сфере услуг извоза занято как минимум 30% водителей, проживающих в близлежащих районах и селах от городов, где они оказывают транспортные услуги, с учетом того, что постоянно проживают вне городов.

В последние годы в республике наблюдается активизация миграционных процессов и превалирование удельного веса въезжающих

в города из высокогорных сел и не только граждан над выезжающими по разным направлениям.

В настоящее время в Республике Дагестан при отсутствии развитой транспортной инфраструктуры на фоне стагнации региональной экономики, остро встали проблемы недостаточного развития и соответствующего таможенного сопровождения, снижающие конкурентоспособность логистических услуг и транзитных коридоров РФ.

Отсутствие рабочих мест на местах постоянного проживания, низкий уровень жизни, социальная незащищенность вынуждают население искать пути улучшения условий жизни. Внутренняя трудовая миграция позволяет определённой части населения заниматься извозом, соответственно это возможность дополнительного и единственного заработка для населения живущего в пригородах.

Если посмотреть на общую картину миграции населения Республики Дагестан (см. таблицу 4), то можно пронаблюдать, что за 2016 год убыль населения составила -10908 человек, за 2017 год - 12716 человек, а за 2018 год в период за январь - апрель составила - 4696 человек, наблюдается тенденция увеличения оттока населения в среднем на 16,5% в период с 2016 по 2017гг.

Таблица 4

Миграция населения Республики Дагестан (человек)

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост, убыль (-)

2016 год

январь-декабрь 43769 54677 -10908

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 год

январь-декабрь 44237 56953 -12716

2018 год

январь-апрель 12683 17379 -4696

В Республике Дагестан количество мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, занятых в сфере транспортных услуг, не значительно, они в основном задействованы в строительной отрасли и общепите. Поэтому растущий спрос на перевозки пассажиров и грузоперевозки может быть обеспечен за счет внутренней миграции.

Органы местной и республиканской власти должны создать определённые льготные условия для внутренней миграции, такие как:

> выявление новых стратегических подходов в регулировании внутренних миграционных процессов РД;

^ создание условий, позволяющих внутренним мигрантам трудоустраиваться в крупных городах, без перемены места жительства;

> льготные условия в системе налогообложения при регистрации индивидуальных предпринимателей, приезжающих на работу из районов и сел;

^ создание сервисов на основе современных информационных систем, обеспечивающих бесплатное юридическое сопровождение для внутренних мигрантов;

^ формирование социально ориентированной льготной кредитной политики внутренним мигрантам, занятым в сфере транспортных услуг и обслуживания;

^ приоритезация региональных программ и создания условий развития малого предпринимательства, предприятий, организаций всех форм собственности, функционирующих в районах, сельских поселениях и т.д.

^ при разработке стратегии развития транспорта в РД должны быть учтены и проработаны вопросы, связанные с внутренней миграцией на рынке транспортных услуг.

Список литературы:

1. Стратегия развития Республики Дагестан до 2025 года. // http://minec-rd.ru/voprosy-ekonomiki/voprosy-makroekonomicheskogo-analiza-i-prognozirovaniya/strategiya-razvitiya-respubliki-dagestan-do-2025-goda

2. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

3. http://dagstat.gks.ru - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан

4. Тагиров Ш.М., Борисова Л.А. К вопросу конкурентоспособности предприятий транспортного комплекса. // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития транспортной системы». - Махачкала, 2016. - С. 140147.

5. Тагиров Ш.М. Роль транспортной инфраструктуры в развитии регионального хозяйственного комплекса // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2016. - № 1. - С. 19-24.

6. Морозова И.А., Тагиров Ш.М. Роль транспортного комплекса в развитии горных территорий РД. // Материалы 1-ой Международной научно-практической конференции «Горные территории: вопросы сохранения самобытности и обеспечения устойчивого развития». - 2015. - С. 102-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.