УДК: 332.1
Абасова ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-Хабсат ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Узеровна (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Аннотация: в статье рассматривается современное состояние социально-экономического развития сельских территорий Республики Дагестан. Сделан вывод о невозможности устойчивого развития агропромышленного комплекса. Даются рекомендации по формированию региональной социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие сельских поселений. [email protected]
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельские территории, сельскохозяйственное производство, социальная инфраструктура, социально-экономическая политика, устойчивое развитие.
Abasova Kh.U. Problems and prospects of socio-economic development of rural areas (on the example of the Republic of Dagestan).
Abstract: The article discusses the current state of socio-economic development of rural areas of the Republic of Dagestan. The conclusion is made about the impossibility of sustainable development of agriculture. Recommendations on the formation of regional socio-economic policy ensuring sustainable development of rural settlements are given.
Keywords: agro-industrial complex, rural areas, agricultural production, social infrastructure, socioeconomic policy, sustainable development.
Дагестан является самой южной окраиной Российской Федерации и располагается на границе Европы и Азии в восточной части Кавказа. По суше и Каспийскому морю республика граничит с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.
Дагестан весьма уникальный уголок России, в котором есть горы, море, степи, леса, ледники и пустыни. Республика богата наличием минеральных источников и лечебных грязей, памятниками истории и природы, обилием и разнообразием ландшафтов, теплым морем, обширной песчаной пляжной полосой, ионизированным воздухом, самобытностью культуры и искусства народов. Главным же отличием Дагестана является его многоязычный состав населения. В республике сосуществуют больше 60 наций и народностей, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических образований, употребляющих разные языки и наречия. Язык народа является тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность любой нации. Поэтому сохранение родного языка должно стать приоритетным направлением развития дагестанского общества.
Среди субъектов Российской Федерации по численности населения Дагестан занимает 13 место. Большая часть населения проживает в сельской местности. Обострение социально-экономической обстановки на селе препятствует устойчивому развитию агропромышленного комплекса, а он, в свою очередь, является основным звеном экономики республики. В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли за последние два десятилетия, из-за низких темпов развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села снизилась доступность для сельского населения медицинских, образовательных, культурных и торгово-бытовых услуг. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Вследствие чего происходит ускоренный отток населения из сельской местности в города.
младший научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
Вопросы структуризации экономики
№1,2018
Таблица 1
Миграция сельского населения Республики Дагестан_
Январь-декабрь 2016г. Январь-декабрь 2017г.
Число выбывших Число прибывших Миграц. прирост Число выбывших Число прибывших Миграц. прирост
"ородские поселения и сельская местность
Миграция всего: 43769 54677 -10908 44237 56953 -12716
Сельские поселения:
Миграция всего: 21734 33055 -11321 22456 33142 -10686
В пределах России 21606 32991 -11385 22376 33033 -10657
в том числе:
внутриреспубликанская 8812 12262 -3450 9269 11656 -2387
межрегионал ьная 12794 20729 -7935 13107 21377 -8270
Международная 128 64 64 80 109 -29
в том числе:
со странами СНГ 123 53 70 77 100 -23
с другими зарубежными странами 5 11 -6 3 9 -6
По данным Дагестанстат
Сельской экономике традиционно отводят вспомогательную роль в экономическом развитии, а главная роль отводится росту городов и промышленности. Сельские же территории должны выступать поставщиками дешевого продовольствия и рабочей силы.
В современных условиях, учитывая малообеспеченность значительной части населения России, сельское хозяйство может стать «локомотивом» развития экономики регионов и страны. Развитие сельского хозяйства сопровождается эффектом мультипликации и способствует модернизации многих отраслей экономики - пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, сервиса и др.
Сельские муниципальные районы в Республике Дагестан являются развивающимися территориальными социально-экономическими системами с нестабильной устойчивостью. Основной проблемой развития сельских районов был и остается низкий уровень жизни населения. Среди сельского населения уже давно сложился стереотип, согласно которому лишь покинув сельские районы можно приблизиться к «нормальным» стандартам образования, медицины, культуры, коммунальных услуг, отдыха и т.д.
Приоритетом развития экономики сельских территорий является природно-ресурсный сектор. Земледелие, сочетаемое со скотоводством, с древнейших времен было основным занятием населения Дагестана. Эти отрасли составляли фундамент, на котором сложились производственные отношения Дагестана. Состояние хозяйства и его отрасли зависели не только от географического окружения поселения, не только от ландшафта конфигурации, но и от юридического права на обладание окрестной территорией, от конфигурации политической карты каждой общины или союза общин, что складывалось исторически и не всегда гармонично. Перспективной задачей стратегии развития сельских территорий Дагестана является создание диверсифицированной экономической структуры. Одним из наиболее действенных инструментов диверсификации является привлечение капитала на создание сети «точек роста» - зон производства товаров и услуг [1].
Ключевой стратегической ценностью развития территории является качество жизни людей, которое напрямую связано с эффективностью экономики. Сельские территории Дагестана нужно представить, как зону эффективного агропромышленного производства с глубокой переработкой природных ресурсов, комплексной туристско-культурной зоной, привлекательной для инвестиций.
Социально-экономическая политика в отношении сельских территорий должна основываться на комплексном анализе демографической ситуации, производственного потенциала, социальной инфраструктуры и других факторов с учетом их потенциального изменения [2].
В сложившихся условиях приоритетными направлениями аграрной политики России должны стать:
- создание социально-экономических условий для сохранения и развития сельских территорий;
- восстановление сельскохозяйственного производства;
- обеспечение продовольственной безопасности страны;
- повышение благосостояния сельского населения, посредством повышения уровня и качества жизни населения и обеспечения роста производительности труда
Стратегической целью развития сельского поселения является достижение стабильного повышения качества жизни его населения, обеспечиваемого экономическим ростом, развитием социальной сферы и среды проживания.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития сельских поселений региона должны быть:
- диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения;
- развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости;
- компактная комплексная застройка сельских поселений;
- улучшение жилищных условий сельского населения, развитие и модернизация инженерной инфраструктуры и социальной сферы сельских территорий, в том числе учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и др.
Список источников:
1. Цапиева О. К., Сагидов Ю. Н. Устойчивое развитие сельских территорий региона (на материалах Республики Дагестан) // Труды Карельского научного центра РАН - 2012. - № 6. - С. 101-105
2. Баландин Д.А. Реализация социально-экономической политики в отношении сельских территорий // Российское предпринимательство. - 2012. - Том 13. - № 15. - С. 102-106.
3. Гимбатов Ш.М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.
4. Абдулманапов П.Г. Институциональные меры миграционной политики в Северо-Кавказском федеральном округе России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47). С. 110-115.
5. Хаджалова, Х.М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах/ Х.М.Хаджалова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 4. - С. 290-299.
6. Кутаев, Ш.К. Основные проблемы формирования регионального рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов / Ш.К.Кутаев // Фундаментальные исследования. -2016. - № 2-3. - С. 583-587.
7. Баширова, А.А. Инновационная составляющая сбалансированного развития проблемного региона (на примере субъектов Северо-кавказского федерального округа)/ А.А.Баширова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -№ 11-2.- С. 148-151.
8. Сагидов А.К. Совершенствование системы управления социальной инфраструктурой регионов Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала: НП «Редакция журнала «Региональные проблемы преобразования экономики». - 2017. - № 1. - С. 68-74.
9. Абасова Х.У. Современное состояние социальной инфраструктуры Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала: НП «Редакция журнала «Региональные проблемы преобразования экономики». - 2017. - № 5. - С. 59-66.
10. Абдулманапов П.Г. Продолжительность жизни населения и резервы ее повышения в Республике Дагестан // Управление экономическими системами. - 2011. № 9. С. 78.