Научная статья на тему 'Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей'

Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя конфликтность личности / профессиональная социализация / структура индивидуальности / профессиональное «Я» / саморегуляция / коммуникативные особенности / ролевой конфликт / internal conflict of personality / professional socialization / personality structure / professional self / self-regulation / communicative features / role conflict

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей связи выраженности внутренней конфликтности и комплекса психологических и социально-психологических характеристик личности в структуре индивидуальности как субъекта профессиональной социализации. Теоретический анализ. Анализ результатов исследований в научной литературе позволил выявить наличие противоречивых данных относительно связи внутренней конфликтности и продуктивности осуществления профессиональной деятельности, в том числе представителями помогающих профессий. Эмпирический анализ. Выявлены корреляционные связи, позволяющие оценить роль выраженности внутренней конфликтности личности в формировании профессионально значимых личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности, обеспечивающих успешность освоения и реализации профессиональной деятельности студентов-психологов. Заключение. Внутренняя конфликтность у будущих специалистов может сочетаться с низкими показателями способности к саморегуляции и волевыми усилиями, затруднениями в проявлении эго-позиции «Взрослый» в условиях межличностного взаимодействия, но при этом внутренняя конфликтность не препятствует проявлению отзывчивости и искренности в условиях контактного взаимодействия как значимых качеств, формируемых в условиях профессиональной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal conflict of personality and its connection with indicators of the formation of the professional self in the structure of individuality among students of psychological specialties

Introduction. The article presents the results of an empirical study aimed at identifying the peculiarities of the connection between the severity of internal conflict and a complex of psychological and socio-psychological characteristics of an individual in the structure of individuality as a subject of professional socialization. Theoretical analysis. The analysis of research results in the scientific literature revealed the presence of conflicting data regarding the connection between internal conflict and the productivity of professional activities, including representatives of helping professions. Empirical analysis. Correlation connections have been identified that allow us to draw a conclusion about the role of the severity of an individual's internal conflict in the formation of professionally significant personal and socio-psychological properties in the structure of individuality, ensuring the success of mastering and implementing professional activities by future psychologists. Conclusion. Internal conflict in future psychologists can be combined with low levels of self-regulation and volitional efforts, difficulties in demonstrating the "Adult" ego-position in conditions of interpersonal interaction, but at the same time, internal conflict does not prevent the manifestation of responsiveness and sincerity in conditions of contact interaction as professionally significant qualities formed in the conditions of professional socialization.

Текст научной работы на тему «Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей»

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

ПСИХОЛОГИЯ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 186-191

Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 186-191 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-186-191

EDN: UXTJDM

Научная статья УДК 159.923+316.6

Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей

Т. В. Белых

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Белых Татьяна Викторовна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии образования и развития, tvbelih@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8760-9297

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей связи выраженности внутренней конфликтности и комплекса психологических и социально-психологических характеристик личности в структуре индивидуальности как субъекта профессиональной социализации. Теоретический анализ. Анализ результатов исследований в научной литературе позволил выявить наличие противоречивых данных относительно связи внутренней конфликтности и продуктивности осуществления профессиональной деятельности, в том числе представителями помогающих профессий. Эмпирический анализ. Выявлены корреляционные связи, позволяющие оценить роль выраженности внутренней конфликтности личности в формировании профессионально значимых личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности, обеспечивающих успешность освоения и реализации профессиональной деятельности студентов-психологов. Заключение. Внутренняя конфликтность у будущих специалистов может сочетаться с низкими показателями способности к саморегуляции и волевыми усилиями, затруднениями в проявлении эго-позиции «Взрослый» в условиях межличностного взаимодействия, но при этом внутренняя конфликтность не препятствует проявлению отзывчивости и искренности в условиях контактного взаимодействия как значимых качеств, формируемых в условиях профессиональной социализации.

Ключевые слова: внутренняя конфликтность личности, профессиональная социализация, структура индивидуальности, профессиональное «Я», саморегуляция, коммуникативные особенности, ролевой конфликт

Для цитирования: Белых Т. В. Внутренняя конфликтность личности и ее связь с показателями сформированности профессионального «Я» в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 186-191. https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-186-191, EDN: UXTJDM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Internal conflict of personality and its connection with indicators of the formation of the professional self in the structure of individuality among students of psychological specialties

T. V. Belykh

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Tatiana V. Belykh, tvbelih@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8760-9297

Abstract. Introduction. The article presents the results of an empirical study aimed at identifying the peculiarities of the connection between the severity of internal conflict and a complex of psychological and socio-psychological characteristics of an individual in the structure of individuality as a subject of professional socialization. Theoretical analysis. The analysis of research results in the scientific literature revealed the presence of conflicting data regarding the connection between internal conflict and the productivity of professional activities, including representatives of helping professions. Empirical analysis. Correlation connections have been identified that allow us to draw a conclusion about the role of the severity of an individual's internal conflict in the formation of professionally significant personal and socio-psychological properties in the structure of individuality, ensuring the success of mastering and implementing professional activities by future psychologists. Conclusion. Internal conflict in future psychologists can be combined with low levels of self-regulation and volitional efforts, difficulties in demonstrating the "Adult" ego-position in conditions of interpersonal interaction, but at the same time, internal conflict does not prevent the manifestation of responsiveness and sincerity in conditions of contact interaction as professionally significant qualities formed in the conditions of professional socialization. Keywords: internal conflict of personality, professional socialization, personality structure, professional self, self-regulation, communicative features, role conflict

For citation: Belykh T. V. Internal conflict of personality and its connection with indicators of the formation of the professional self in the structure of individuality among students of psychological specialties. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 186-191 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-186-191, EDN: UXTJDM This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Изучение условий успешной профессиональной социализации студентов-психологов остается важной задачей для прикладной психологии личности и социальной психологии. В настоящее время психолог-практик, владея не только навыками эффективной коммуникации и саморегуляции, но и рефлексии профессионального образа «Я», должен уметь оказывать психологическую помощь. Это невозможно осуществить профессионально, если в структуре личности существуют неразрешенные внутренние конфликты, связанные с конструированием собственного образа «Я», или психолог не владеет навыками осознания наличия внутреннего конфликта и адекватными стратегиями преодоления собственной внутренней конфликтности.

Теоретический анализ

Проблеме изучения внутриличностных конфликтов и их связи с успешностью осуществления различных видов профессиональной деятельности посвящены исследования таких зарубежных психологов, как Э. Роу, Д. Сьюпер, Дж. Холланд, А. Адлер, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др. В отече-

ственной психологии данная проблема изучалась в трудах Л. И. Анцыферовой, Ф. Е. Василюка, Е. С. Калмыковой, О. В. Кузменковой, О. Г. Макарова, Л. М. Митиной, Э. Э. Сыманюк, Е. Б. Фанта-ловой, А. И. Шилилова и др. Существуют разные определения внутриличностного конфликта, зависящие от той теоретико-методологической концепции, которой придерживается автор. Историческая ретроспектива современных исследований по данной проблеме представлена в работе А. В. Гальченко [1]. В контексте настоящего исследования внутренняя конфликтность в структуре образа «Я» рассматривалась в соответствии с определением С. Р. Пантилеева [2] как проявление личностью несогласия с собой с признаками заниженной самооценки.

Наличие внутриличностного конфликта и возможности его разрешения связаны с процессом самоактуализации личности, что отражено в трудах В. Г. Морогина, Е. Б. Фанталовой, Л. И. Анцыферовой, Б. С. Братуся, Е. Е. Вахромо-ва, Е. Н. Городиловой, А. Маслоу, А. В. Сивцовой, В. Франкла, К. Хорни, М. Р. Щукина и др. В работе А. В. Сивцовой было установлено, что испытуемые, склонные к самоактуализации, имеют внутренние конфликты, но их успешное разрешение может повышать уровень интернальности, спонтанности, синергии и усиливать потребность в познании [3]. Н. Н. Тарновская, напротив,

обнаружила, что при убывании внутреннего конфликта у сотрудников МЧС усиливается выраженность межличностного эмоционального интеллекта, снижаются показатели реактивной и личностной тревожности [4]. О. Г. Макаров у успешных психологов выявил наличие конфликта жизненных и профессиональных смыслов, который имел отрицательную связь с интеллектуальностью, эмоциональной устойчивостью, эмпатией, самоконтролем [5]. Таким образом, в современных исследованиях высказываются противоречивые мнения относительно влияния внутриличностного конфликта на эффективность профессиональной деятельности психологов и специалистов помогающих профессий. Также обнаружено, что успешная самореализация в условиях профессиональной социализации у студентов-психологов связана с проявлением высокого уровня субъектной активности [6], способности к адаптации в стрессовой ситуации [7]. Активность бытия [8], стрессоустойчивость [9], способность к рефлексии [10] и коммуникативная активность [11] рассматриваются как детерминанты становления профессионального «Я» в структуре интегральной индивидуальности у обучающейся молодежи, в том числе у студентов-психологов. В качестве гипотезы настоящего исследования выступило предположение о том, что высокий уровень внутренней конфликтности у будущих психологов может быть связан с комплексом характеристик в структуре индивидуальности, определяющих способность к саморегуляции, разрешению ролевого конфликта, проявлению ригидности (гибкости) в ситуации межличностного взаимодействия.

Эмпирический анализ

В исследовании приняли участие 125 студентов психологических специальностей Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и Ставропольского государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 25 лет. Исследование проводилось в сентябре-феврале 2023-2024 гг. Использовались следующие психодиагностические методы: опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98»

B. И. Моросановой; Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения), созданный

C. Р. Пантилеевым; опросник «Исследование

психологической структуры темперамента» Б. Н. Смирнова; опросник «Контроль за действием» тестовая методика Ю. Куля (Kuhl), адаптированная С. А. Шапкиным; опросник межличностных отношений (ОМО) - русскоязычная версия А. А. Рукавишникова опросника FIRO (Fundamental Interpersonal Relations Orientation) В. Шутца; Шкала «Локус ролевого конфликта» П. П. Горностай; Тест Э. Берна «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях». В качестве методов математической статистики использовались: описательная статистика; корреляционный анализ Спирмена. Все расчетные процедуры выполнены в статистическом пакете программы SPSS Statistics 26.0.

С использованием корреляционного анализа была установлена связь выраженности внутренней конфликтности и разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей. Результаты представлены в таблице.

Как видно из таблицы, внутренняя конфликтность личности связана с высоким уровнем ригидности и эмоциональной возбудимости. Данный факт подтверждается и обнаруженной связью внутренней конфликтности с низкими показателями гибкости как способности к адекватной перестройке собственных регуляторных возможностей при изменении внешних условий в сторону их усложнения. Обнаруженная корреляционная связь указывает на негативный эффект наличия внутренней конфликтности в структуре самоотношения личности и ее влияния на осуществление профессиональной психологической деятельности. Связь изучаемого показателя с высоким уровнем эмоциональной возбудимости свидетельствует о том, что будущий психолог может проявлять неуверенность в себе, смущение, эмоциональную неуравновешенность, восприимчивость к отрицательной информации наряду с эмоциональной чувствительностью, стыдливостью. Соответственно, при планировании психопрофилактической работы акцент должен быть сделан на актуализации компенсаторных механизмов в случае проявления ригидности и излишней эмоциональной возбудимости, которая в сочетании с возможной внутренней конфликтностью личности может оказывать негативное влияние на реализацию профессиональной деятельности у будущих психологов.

Связь выраженности внутренней конфликтности и разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей Table. The relationship between the severity of internal conflict and multi-level properties in the structure of individuality among students of psychological specialties

Уровни интегральной индивидуальности Разноуровневые показатели в структуре индивидуальности Внутренняя конфликтность личности

Психодинамический Ригидность ,290**

Эмоциональная возбудимость ,564**

Самообвинение ,753**

Контроль за действием при планировании -,281**

Контроль за действием при реализации -,275**

Контроль за действием при неудаче -,342**

Личностный Искренность ,330**

Требуемое поведение в области контроля ,262**

Моделирование -,431**

Общий уровень саморегуляции -,404**

Оценивание результатов -,423**

Гибкость -,235**

Социально-психологический Локус ролевого конфликта -,261**

Эго позиция «Взрослый» -,324**

Примечание. ** - коэффициент корреляции значим на уровне 0,01 по Спирмену. Note. ** - the correlation coefficient is significant at the 0.01 level according to Spearman.

На личностном уровне в структуре индивидуальности обнаружено, что внутренняя конфликтность связана с самообвинением, которое интерпретируется как отсутствие симпатии к себе, с низким уровнем общей саморегуляции, сниженной способностью к использованию таких стилей саморегуляции, как моделирование и оценивание результатов. Волевые способности оказываются также сниженными, на что указывают прямые отрицательные корреляции с такими показателями, как контроль за действием при планировании, при реализации и при неудаче. Наряду с этим студенты с выраженной внутренней конфликтностью способны проявлять искренние чувства, доброту, отзывчивость, гуманное отношение к окружающим, о чем свидетельствует связь с таким показателем, как «искренность» по методике Б. Н. Смирнова. Важным является обнаруженный факт, что сомневающиеся в собственной компетентности и значимости студенты могут иметь выраженную потребность в контроле и руководстве со стороны окружающих и не желании брать на себя

ответственность за предпринимаемые действия. На социально-психологическом уровне выявлены следующие корреляционные связи. При возникновении ролевого конфликта студенты с выраженной внутренней конфликтностью склонны проявлять экстернальный локус контроля и избегать эго-позиции «Взрослый» при принятии решений.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличии связи между внутренней конфликтностью личности и комплексом разноуровневых психологических характеристик в структуре индивидуальности у студентов психологических специальностей. Внутренняя конфликтность в структуре самоотношения может быть сопряженной на уровне индивидной организации с эмоциональной возбудимостью, что совпадает с данными, полученными О. Г. Макаровым, а также с ригидностью эмоциональных, мотивационных и поведенческих

реакций, что является новым фактом. На личностном уровне внутренняя конфликтность может одновременно проявляться с заниженной способностью к саморегуляции и волевым усилиям, экстернальным локусом контроля в ситуациях, когда студент подвергается критике. Становится сложно сохранять эго-позицию «Взрослый», демонстрируя рациональность и оценку рисков при принятии ответственных решений. Эти данные согласуются с результатами, которые показали, что наиболее распространен у студентов конфликт самооценки, а с ним связаны процесс целеполагания и уровень осмысленности жизни [12]. При этом гуманистическая ориентация, отзывчивость, искренность как профессионально значимые качества выражаются с высокой долей вероятности при наличии внутренних противоречий в структуре образа «Я», что находит подтверждение в работах А. В. Сивцовой.

Полученные в ходе проведенного исследования данные могут использоваться в практике оказания психопрофилактической помощи студентам психологических специальностей, имеющим чрезмерную склонность к проявлению сомнений в собственных достижениях, недооценке реальных успехов в будущей профессиональной деятельности и, как следствие, внутренней конфликтности в структуре самоотношения и образа профессионального «Я».

Список литературы

1. Гальченко А. В. Внутриличностный конфликт: суть явления, причины, возможные последствия и принципы коррекции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 3. С. 101-115.

2. Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М. : АСТ: Хранитель; СПб. : Сова, 2008. С. 141-157.

3. Сивцова А. В. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологические основания развития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2007. 24 с.

4. Тарновская Н. Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности как психологическое условие жизнеобеспечения сотрудников ГПС МЧС России при внешнештатных ситуациях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008. 24 с.

5. Макаров О. Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профес-

сиональнои деятельности успешного психолога : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2006. 26 с.

6. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. : Илекса ; Ставрополь : Ставро-польсервисшкола, 2003. 328 с.

7. Белых Т. В. Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 298-303. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303

8. Гасанов С. К. Активность бытия как фактор развития интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. М. : Смысл, 2011. С.284-298.

9. Газиева М. З. Развитие структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. 21 с.

10. Гринь С. В. Интегральная индивидуальность и рефлексия // Системное познание индивидуальности человека / под ред. В. В. Белоуса, И. В. Боязитовой. Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009. С. 103-110. EDN: QXYZXX

11. Васюра С. А. Гендерное исследование коммуникативной активности студентов // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / под ред. Б. А. Вяткина, Л. Я. Дорфмана, М. Р. Щукина. М. : Смысл, 2011. С. 490-497.

12. Баляев С. И., Никишов С. Н., Куркина В. О. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN322. pdf (дата обращения: 18.02.2024).

References

1. Gal'chenko A. V. Intrapersonal conflict: The essence of the phenomenon, causes, possible consequences and principles of correction. Uchenye zapiski Krym-skogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psikhologiya [Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology], 2022, vol. 8 (74), no. 3, pp. 101-115 (in Russian).

2. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa [Posokhova S. T., Solovyova S. L., compl. Handbook for a Practical Psychologist]. Moscow, AST, Guardian, St. Petersburg, Sova, 2008, pp. 141-157 (in Russian).

3. Sivtsova A. V. Internal Conflicts in the System of Value Orientations as Psychological Foundations of Personality Development. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Barnaul, 2007. 24 p. (in Russian).

4. Tarnovskaya N. N. The Relationship Between Empathy and Internal Conflict as a Psychological Condition for the Life Support of Employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in Emergency Situations. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). St. Petersburg, 2008. 24 p. (in Russian).

5. Makarov O. G. Peculiarities of Manifestation and Overcoming Intrapersonal Conflicts in the Professional Activities of a Successful Psychologist. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Khabarovsk, 2006. 26 p. (in Russian).

6. Belykh T. V. Psikhologicheskie zakonomernosti dinamiki subektnykh svoystv v strukture individualnosti [Psychological Regularities of Dynamics of Subjective Properties in the Structure of Individuality]. Moscow, Ileksa, Stavropol, Stavropolservisshkola, 2003. 328 p. (in Russian).

7. Belykh T. V. The specificity of inter-level connections in the structure of the integral individuality of students with different levels of adaptation in a stressful situation. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 298-303 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303

8. Hasanov S. K. The activity of being as a factor in the development of integral individuality. In: Psikhologiya

integral'noy individual'nosti: permskaya shkola [Psychology of Integral Individuality: Perm School]. Moscow, Smysl, 2011, pp. 284-298 (in Russian).

9. Gazieva M. Z. Development of Structures of Integral Individuality of Stress-resistant Students. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Stavropol, 2012. 21 p. (in Russian).

10. Grin' S. V. Integral individuality and reflection. In: Sis-temnoepoznanie individual'nosti cheloveka [Belous V. V., Boyazitova I. V., eds. Systemic knowledge of human individuality]. Pyatigorsk, Pyatigorskiy gosudarstvennyy lingvisticheskiy universitet Publ., 2009, pp. 103-110 (in Russian). EDN: QXYZXX

11. Vasyura S. A. Gender study of student's communicative activity. In: Psihologija integral'noj individual'nosti: permskaja shkola [Vyatkin B. A., Dorfman L. J., Shchukin M. R., eds. Psychology of Integral Individuality: Perm School]. Moscow, Smysl, 2011, pp. 490-497 (in Russian).

12. Balyaev S. I., Nikishov S. N., Kurkina V. O. Peculiarities of manifestation of intrapersonal conflicts among students of various areas of training. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2022, vol. 10, no. 3. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/34PSMN322.pdf (accessed February 18, 2024) (in Russian).

Поступила в редакцию 10.03.2024; одобрена после рецензирования 04.04.2024; принята к публикации 02.05.2024 The article was submitted 10.03.2024; approved after reviewing 04.04.2024; accepted for publication 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.