НУТРЕННИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
УДК 379.851
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-178-184 С. А. Буторов
Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: В работе рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой нынешнего состояния и перспектив развития внутреннего туризма в России в условиях пандемии и закрытия границ в странах Евросоюза и Северной Америки. На основе отечественных и зарубежных источников обосновывается, что внутренний туризм стал главным направлением в деятельности туриндустрии как в ведущих туристических державах мира, так и в России. Отмечается, что в стране далеко не в полной мере реализуется имеющийся потенциал, который способен вывести туристическую отрасль на качественно новый уровень. В связи с началом строительства скоростной автомагистрали Москва - Казань автор выдвигает идею создания туристско-рекреационного кластера, в который вошли бы малые города, прилегающих к трассе регионов. В работе обосновывается необходимость для страны проекта, аналогичного советскому проекту «Золотое кольцо». Автор статьи приходит к выводу, что реализация проекта будет способствовать как развитию внутреннего туризма, так и возрождению малых городов Приволжских регионов России.
Ключевые слова: внутренний туризм, туристско-рекреационный кластер, коронавирусная пандемия, глобальные угрозы и вызовы, региональный, мировое культурное наследие.
Для цитирования: Буторов С. А. Внутренний туризм в России: нереализованный потенциал // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 178-184. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-3101-178-184
NATIONAL TOURISM IN RUSSIA: UNREALIZED POTENTIAL Sergey A. Butorov
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The paper deals with issues related to the characteristics of the current state and prospects for the development of domestic tourism in Russia in the context of the pandemic and the closure of borders in the European Union and North America. On the basis of domestic and foreign sources, it is proved that domestic tourism has become the main direction in the activity of the tourism industry both in the leading tourist powers of the world and in Russia. It is noted that the country is far from fully realizing the existing potential, which is able to bring the tourism industry to a qualitatively new level.
БУТОРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор философских наук, профессор Института сервисных
технологий Российского государственного университета туризма и сервиса BUTOROV SERGEY ALEKSEEVICH - DPhil, Professor, the Institute of Service Technologies, the Russian State University of Tourism and Service
© Буторов С. А., 2021
In connection with the beginning of the construction of the Moscow - Kazan expressway, the author puts forward the idea of creating a tourist and recreational cluster, which would include small cities of the regions adjacent to the highway. The paper substantiates the need for a project similar to one of the most famous and commercially successful tourist routes, the Golden Ring, launched half a century ago. The author of the article concludes that the implementation of the project will contribute to both the development of domestic tourism and the revival of small towns in the Volga regions of Russia.
Keywords: domestic tourism, tourist and recreational cluster, coronavirus pandemic, global threats and challenges, regional, world cultural heritage.
For citation: Butorov S. A. National tourism in Russia: unrealized potential. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 3 (101), pp. 178-184. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-178-184
В условиях пандемии и закрытия границ в ведущих туристических державах мира (Франция, Италия, Китай) был взят курс на переориентацию потока международного выездного туризма на развитие внутреннего туризма. Россия не стала исключением. Президент России В. В. Путин в мае 2020 года предложил включить развитие внутреннего туризма в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни в стране и форсировать возможности на этом направлении [3].
В июне 2020 года председатель Правительства России М. В. Мишустин заявил о готовности страны к открытию туристического сезона, несмотря на потери, которые были нанесены ограничительными мерами в связи с пандемией. Высшая исполнительная власть России для вывода отрасли из кризиса по примеру зарубежных стран взяла курс на развитие внутреннего туризма. Ростуризму, туроператорам и перевозчикам была поставлена задача запустить новые внутренние маршруты по таким направлениям, как Калининградская область, Республика Хакасия, озеро Байкал и Горный Алтай [2].
Развитие туристской отрасли в России с каждым годом приобретает большую актуальность, так как оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики,
привлекает и мотивирует источники инвестирования любого уровня, создаёт значительное количество рабочих мест, увеличивает базу налогообложения, сохраняет культурный и исторический потенциал страны, а также способствует развитию межнационального и межкультурного диалога.
Однако Россия значительно отстаёт по вкладу от туризма в экономику страны и экспорту туристических услуг от мировых лидеров. Если в Китае этот показатель в 2020 году составлял 13%, США - 8%, Франции, Испании, Гонконге - 6%, то в России - от 1,5 до 3% [4].
Развитие внутреннего туризма в России не представляется возможным без решения острых социально-экономических проблем. В любой стране доступность граждан к отдыху и развлечениям определяется уровнем их доходов. Сегодня на одного россиянина приходится в среднем примерно 0,4 поездки в год. В государствах, которые считаются лидерами по туризму, граждане в течение года совершают пять - семь путешествий [5].
В 2020 году прибыль туристической отрасли составила порядка 790,5 млрд рублей. В то же время доход гостиниц сократился в 2,5 раза. По оценкам российского исследователя Я. Костенко, численность путешественников по внутренним туристическим
направлениям составила 22 млн человек [1]. Автор считает, что подавляющая часть туристов была удовлетворена природой и достопримечательностями России, но разочарована сервисом, инфраструктурой, стоимостью проезда и условиями проживания.
В начале текущего года была разработана «Стратегия развития внутреннего туризма в России в 2021 году», в которой определены основные приоритеты отрасли [4]. В документе отмечается, что национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» ставит задачу перед отраслью - довести число турпоездок до 140 млн в год, а число занятых в отрасли - до 5 млн человек. Значительно увеличивается период продолжительности поездок, появляется возможность совмещения бизнеса и отдыха, чему способствует переход на удалённую работу.
С твёрдой убеждённостью можно сказать, что разработанная стратегия развития внутреннего туризма в России будет способствовать выводу отрасли из кризиса. В то же время нельзя не отметить, что предлагаемый комплекс мер не учитывает в полной мере масштабности тех проблем, которые существуют в туриндустрии. Сегодня страна нуждается в проекте, аналогичном запущенному полвека назад одному из самых известных и коммерчески успешных туристических маршрутов «Золотое кольцо», который преобразовал советскую туристическую отрасль. Будущий маршрут призван создать базис для развития внутреннего туризма в стране на перспективу и возродить ряд небольших, но исторически значимых городов Приволжской России. Рациональным и обещающим выгоду новому туристическому маршруту и отрасли в целом может стать скоростная автострада Москва - Казань, которая пройдёт
через такие города, как Владимир, Муром (Владимирская область), Арзамас, Сергач (Нижегородская область), Канаш (Чувашская Республика). Регионы, прилегающие к будущему автобану, обладают богатым, существенным и значимым, в том числе на мировом уровне, культурным наследием, способным в полной мере удовлетворить интересы и потребности как российского, так и иностранного туриста.
Муром в историческом значении является великим городом России. Впервые он упоминается в древней летописи «Повесть временных лет» в 862 году. Город знаменит своим былинным героем Ильёй Муромцем. Тысячи паломников посещают Муром, чтобы поклониться мощам князей Муромских, святых Петра и Феврония, главных православных покровителей семейных ценностей.
Древний красивый город Арзамас славится множеством разноплановых достопримечательностей и исторических памятников, расположенных как в центре, так и в окрестностях. Его часто называют «городом соборов и писателей».
Город Сергач известен памятниками старинной архитектуры и достопримечательностями, среди которых собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, денежная кладовая уездного казначейства и другие.
Мокринский железнодорожный мост, или «Римский виадук», расположенный в непосредственной близости от Канаша, относится к самым красивым и загадочным достопримечательностям Чувашской Республики. Построенный в начале ХХ столетия по проекту русского учёного и мостостроителя Г. П. Передерия, в годы Великой Отечественной войны мост был важным стратегическим объектом, по которому переправляли боеприпасы и оборудование.
Вдоль возводимой магистрали на сравнительно небольшом расстоянии расположен ряд других малых городов и населённых пунктов с уникальным историческим прошлым. К их числу следует отнести прежде всего город Алатырь (Чувашская Республика); село Дивеево - духовный центр православной России, привлекающий тысячи паломников своими святынями; Большое Болдино, где расположен Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» (Нижегородская область).
До конца XVII столетия Алатырь принадлежал к числу крупных сторожевых форпостов на юго-восточной границе Русского государства, под началом которого были объединены огромные земельные владения. Со временем Алатырь потерял военное значение, но ещё достаточно продолжительное время являлся крупнейшим пунктом православия, центром христианизации и миссионерства во вновь присоединённых областях. До 1672 года Алатырь относился к патриаршей области, затем вошёл в состав Нижегородской епархии, и духовные отцы носили звания митрополитов и епископов «Нижегородских и Ала-торских». Этот период отмечен расцветом деревянного и каменного строительства православного зодчества в Алатырском крае. По сведениям Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в 1887 году в Алатыре было 9 каменных церквей (в том числе 2 собора) и 2 деревянных; 2 каменных монастыря (мужской Троицкий и женский Киево-Николаевский. - С. Б.) и 4 каменные часовни [7].
Необходимость развития туристической отрасли в малых городах Приволжской зоны продиктована, по нашему глубокому убеждению, складывающейся в ней
неблагополучной социально-экономической обстановкой. Экономические реформы 1990-х годов обернулись для большинства населения этих административных образований неблагоприятными последствиями. Закрытие в ряде из них градообразующих предприятий привело к безработице, оттоку работоспособного населения в другие города; деквалификации многих тысяч специалистов, которые вынуждены были трудоустраиваться в охранные агентства мегаполисов или перейти на вахтовый метод работы в других регионах России. Возникли в малых городах и демографические проблемы. Из числа малых городов, прилегающих к возводимой автодороге (Арзамас, Болгар, Сергач, Муром, Канаш, Алатырь) демографически стабильным является лишь Муром (около 117 тыс. человек). За последние 30 лет население Арзамаса сократилось со 108 тыс. до 103 тыс. человек, Сергача - с 25 тыс. до 22 тыс. жителей. Между тем самая большая демографическая яма образовалась в Алатыре, где численность населения уменьшилась с 46 тыс. до 33 тыс. человек.
Проблема занятости населения в малых городах, в первую очередь среди молодёжи и граждан среднего возраста, является приоритетной для местных органов власти. Заметно снизилась и рождаемость в этих городах. Создание разветвлённой сети туристической инфраструктуры в этих городах, которая находится сегодня на крайне низком уровне, будет способствовать решению проблемы занятости.
Ведущие отечественные специалисты в области развития внутреннего туризма считают, что самым слабым звеном в данной сфере является отсутствие достаточного количества доступных по цене и комфортных для проживания отелей.
Информационные порталы приводят сведения о гостиницах и предоставляемых проживающему услугах и сервисе. Анализ отзывов гостей и туристов малых городов об условиях проживания в отелях и комфортности позволяет сделать вывод, что задекларированные в гостиничных проспектах предлагаемые услуги не отвечают запросам проживающих и не соответствуют качеству и уровню оказанного сервиса.
Причины, побуждающие отечественного туриста создавать такой контент, заключаются в том, что за последние десятилетия кардинальным образом изменилась его психология и заметно возросли запросы. До пандемии COVID 19 сотни тысяч россиян совершали туристические поездки или отдыхали в зарубежных странах. Многие из них сравнивают и сопоставляют уровень и качество проживания в отечественных и европейских отелях.
В малых городах Поволжья по-прежнему существует проблема качественного отдыха, который пока не в состоянии предоставить местный бизнес и региональные органы исполнительной власти.
Нехватка отелей всех уровней, услуги питания и сервиса, отсутствие разветвлённой дорожной сети, транспортная проблема, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта - лишь часть проблем, которые препятствуют развитию внутреннего туризма.
Значительная часть гостиниц и гостевых домов в малых городах Поволжья была построена в советский период. Реализация выдвигаемого нами проекта маршрута требует модернизации гостиничного фонда, а также строительства новых комфортабельных, но недорогих отелей.
Необходимо добиваться решения проблемы, связанной с проблемой питания будущего туристического контингента. При строительстве автострады вдоль трассы по примеру ведущих европейских туристических держав следует возводить сеть ресторанов, кафе и закусочных, предназначенных для туристов и путешественников.
По нашему мнению, россиянам следует вернуться к своим истокам: целесообразно предложить возведение трактиров по аналогии с такого рода заведениями в дореволюционной России, где бы готовились и подавались исключительно национальные блюда.
Как свидетельствуют опросы, многие из россиян имеют весьма скудные знания об особенностях национальной кухни. В конце XVI века в Москве была издана «Книга яств во весь год, в стол подаваемых». Письменный источник предназначался для представителей среднего и мелкого дворянства, а также зажиточного купечества. В нём было перечислено более 300 блюд, среди которых рассольник, солянка, окрошка, уха; традиционные русские квашения, соления и мочения, употребляемые как готовая закуска и как полуфабрикат для приготовления других блюд; ржаной хлеб, разнообразная речная рыба, лесные ягоды, другие дары природы.
Следует отметить, что регионы, где будет пролегать автострада, располагают большими природными богатствами. Возможно широкое использование местных продуктов и продукции фермерских хозяйств. Каждый из них известен своими местными блюдами. Владимирская область на протяжении веков славится разносолами, капустой, огурцами и особой «невежинской» рябиной. Уха - фирменное нижегородское блюдо. Она бывает «красная» (с шафраном), «чёрная»
(с гвоздикой), сладкая (уха из ерша) и «жёлтая» (из стерляди). Чувашская кухня славится разнообразием мучных изделий: пироги с крупой, капустой, ягодами; лепёшки и ватрушки с картофелем, а также с творогом. К национальной татарской кухне относится чак-чак (восточная сладость), элеш с курицей и картофелем (пирожок), кумыс, губа-дия (пирог), кызылык (конская колбаса), кы-стыбай (лепёшка, обжаренная в картофельном пюре), айран (кисломолочный продукт), талкыш калеве (сладость).
По-прежнему нерешённой остаётся проблема привлекательности малых городов, их внешний облик, благоустройство. Большинство экспертов сходится в том, что цифры Росстата относительно ветхого и аварийного жилищного фонда для регионов и России в среднем являются сильно заниженными и не отражают реальной ситуации. Искажение статистики происходит в основном на уровне региональных и местных властей. Они зачастую заинтересованы в искусственном занижении числа аварийных и ветхих строений, в частности из-за того, что не имеют в нужном объёме ресурсов для софинансирования программ по капитальному ремонту и расселению аварийного жилья [6].
Примером креативного подхода в развитии туристической отрасли на региональном уровне стало создание туристско-ре-креационных кластеров «Свияжск» и «Великий Булгар» (Республика Татарстан). Начавшаяся в 2010 году широкомасштабная реализация комплексной программы «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар» включает реставрацию и реконструкцию архитектурных памятников на территории городища и развитие туристической инфраструктуры. Программа предусматривает также обновление жилого
фонда града-острова. Возведены новые здания речного вокзала с информационным центром, музея-заповедника, кафе и автобусной стоянки. Отреставрированы все храмы (Успенский собор, внесённый в 2017 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО; Богородице-Успенский монастырь; Колокольня Никольской церкви; Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь; Сергиевская церковь; Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости и другие). Открыто несколько новых объектов, включая музей и конное подворье. Планируется сооружение новой гостиницы и строительство гостевых домов.
Другим туристическим местом Татарстана, известным своими достопримечательностями не только в России, но и за её пределами, является Великий Болгар, расположенный в 143 километрах от Казани. В 2014 году Древний Болгар был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность исторического памятника состоит в том, что именно здесь находятся развалины некогда величественной Золотой Орды. Булгарское древнее городище богато архитектурными памятниками, среди которых Белая мечеть, музей Корана, колодец Габурахмана, Восточный мавзолей, Соборная мечеть и другие. К числу достоинств исторического памятника относится прежде всего то, что многие архитектурные сооружения сохранились в первозданном виде и отреставрированы.
В заключение полагали бы целесообразным сделать некоторые выводы. Корона-вирусная пандемия со всей убедительностью демонстрирует глубину обрушившейся на мировое сообщество катастрофы, самой масштабной после окончания Второй мировой войны. Появление новых, имеющих множество мутаций штаммов корона-
вируса, низкий уровень вакцинации в стране, прогнозы учёных по возможному переустройству мира после коронавирусной эпидемии, которое не обойдёт стороной Россию, наличие других глобальных угроз и вызовов человечеству позволяют сделать прогноз, что в ближайшей перспективе развитие внутреннего туризма станет приоритетом как в зарубежной, так и российской туриндустрии.
Также полагаем, что преодоление последствий эпидемии будет способствовать поиску путей стимулирования развития региональных социально-экономических систем, в том числе внутреннего туризма. Создание туристско-рекреационного кластера в Приволжских регионах будет способствовать как развитию туриндустрии в целом, так и возрождению уникальных по-своему малых городов этой зоны.
Список литературы
1. Костенко Я. Дома лучше: внутренний туризм в 2021-м может заработать
вдвое больше [Электронный ресурс]. URL: iz.ru/1106130/iaroslava-kostenko/ doma-luchshe-vnutrennii-turizm-v-2021-m-mozhet-zarabotat-vdvoe-bolshe
2. Мишустин заявил о готовности России к открытию туристического сезона [Электронный ресурс].
URL: https://www.rbc.ru/society/08/06/2020/5eddf30b9a7947e7bb3e37ab
3. Путин поручил форсировать развитие внутреннего туризма [Электронный ресурс]. URL: rg.
ru/2020/05/07/putin-poruchil-forsirovat-razvitie-vnutrennego-turizma.html
4. Стратегия развития внутреннего туризма в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: welkometimes.ru/
opinions/strategiya-razvitiya-vnutrennego-turizma-v-rossii-v-2021-godu
5. Чернышенко: россияне совершают в среднем менее одной турпоездки в год [Электронный ресурс].
URL: tourism.interfax.ru/ru/news/articles/70632/
6. Шнейдерман И. М., Гришанов В. И., Гузанова А. К., Ноздрина Н. Н. Проблемы ветхого и аварийного
жилья в России // Народонаселение. 2019. Т. 22, № 4, С. 18-35.
7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах. Санкт-Петербург : Тип. Акц. О-ва
«Брокгаз-Ефрон», 1890.
References
1. Kostenko Ya. Homes are better: domestic tourism can earn twice as much in 2021. Available at:
iz.ru/1106130/iaroslava-kostenko/doma-luchshe-vnutrennii-turizm-v-2021-m-mozhet-zarabotat-vdvoe-bolshe (In Russ.).
2. Mishustin announced Russia's readiness to open the tourist season. Available at: https://www.rbc.ru/
society/08/06/2020/5eddf30b9a7947e7bb3e37ab (In Russ.).
3. Putin instructed to boost the development of domestic tourism. Available at: rg.ru/2020/05/07/putin-
poruchil-forsirovat-razvitie-vnutrennego-turizma.html (In Russ.).
4. Strategy for the development of domestic tourism in 2020. Available at: welkometimes.ru/opinions/strategiya-
razvitiya-vnutrennego-turizma-v-rossii-v-2021-godu (In Russ.).
5. Chernyshenko: Russians make on average less than one tourist trip a year. Available at: tourism.interfax.ru/
ru/news/articles/70632/ (In Russ.).
6. Schneiderman I. M., Grishanov V. I., Guzanova A. K., Nozdrina N. N. The problems of dilapidated and
emergency housing in Russia. Population. 2019, vol. 22, no. 4, pp. 18-35. (In Russ.).
7. Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary. In 86 volumes. St. Petersburg, 1890. (In Russ.).
*