Научная статья на тему 'Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма'

Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2437
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / пандемия / карантин / туристическая сфера / внутренний туризм / международный туризм / курорт / база отдыха / санаторий. / tourism / pandemic / quarantine / tourism / domestic tourism / international tourism / resort / recreation center / sanatorium.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С В. Зограбян

В статье рассматриваются проблемы туризма связанные с пандемией. Как отразилась пандемия на развитии внутреннего туризма. Приведены статистические данные урона в туристической сфере. Исходя из проведенных исследований, было выявлено, что внутренний туризм должен прогрессировать, а внешний будет продолжать нести убытки. Тем самым принося стране, развитие внутреннего туризма. Также, можно отметить, что турагентства будут продолжать нести убытки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIA AND OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM

The article discusses the problems of tourism associated with a pandemic. How did the pandemic affect the development of domestic tourism? The statistics of damage in the tourism sector. Based on the studies, it was revealed that domestic tourism should progress, and external tourism will continue to incur losses. Thus bringing the country the development of domestic tourism. It can also be noted that travel agencies will continue to incur losses.

Текст научной работы на тему «Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма»

ПАНДЕМИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА С.В. Зограбян, студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10541

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы туризма связанные с пандемией. Как отразилась пандемия на развитии внутреннего туризма. Приведены статистические данные урона в туристической сфере. Исходя из проведенных исследований, было выявлено, что внутренний туризм должен прогрессировать, а внешний будет продолжать нести убытки. Тем самым принося стране, развитие внутреннего туризма. Также, можно отметить, что турагентства будут продолжать нести убытки.

Ключевые слова: туризм, пандемия, карантин, туристическая сфера, внутренний туризм, международный туризм, курорт, база отдыха, санаторий.

Пандемия ударила по всему рынку услуг. Но есть области, где её влияние особенно болезненно. Туристическая сфера, развлечения, международные перевозки -все они терпят убытки из-за карантина и закрытых границ. Давайте разберёмся, что происходит с туристической сферой сейчас и как на ней отразится наступивший кризис.

Многие страны в ближайшее время будут делать упор на внутренний туризм. Большинство курортов готовы принять пока только местных жителей. К тому же из-за невозможности путешествовать по миру, у людей есть повод изучить свою страну. Сейчас в поисковиках лидируют запросы о местных курортах, санаториях, базах отдыха и т.д. [2].

Тем не менее, у туристических стран одним из основных источников дохода и рабочих мест является сфера туризма и обслуживания. И таким государствам внутренний туризм не сможет поднять планку доходов. Что касается тех стран, в которых путешествия развиты слабо, то их ситуация может измениться в хорошую сторону. Например, в России, Украине, Беларуси люди больше станут посещать местные курорты и санатории.

Еще в начале марта по всему миру начали отменять рейсы. Авиакомпании одними из первых пострадали в экономическом плане от распространения вируса. После окончательного закрытия границ

начались финансовые потери авиакомпаний. Многие из них заявляют, что не переживут этот кризис. Речь идет даже о крупных национальных авиакомпаниях, которым требуется поддержка от государства.

Но даже после возобновления полетов компаниям еще долго придется «приходить в себя». Новые реалии и правила безопасных полетов, которые уже были выпущены, требуют определенных затрат. Например, из-за уже привычного всем социального дистанцирования придется оставлять много пустых мест. Таким образом, загрузка самолета будет только наполовину. Это значит, что авиакомпания попросту не сможет зарабатывать на таких полетах [3].

Специалисты заявляют, что авиакомпаниям придется не просто. Для того чтобы возрождать свои компании необходимо будет рассмотреть многие аспекты работы. Это касается экономической эффективности многих рейсов, наличие кадров и другие факторы. При этом прогнозируемый поток пассажиров в первое время будет очень низким. Именно поэтому государства должны оказать поддержку национальным авиакомпаниям.

Путешественникам нужно быть готовым к тому, что рейсов по многим ранее популярным направлениям станет меньше. Плюс ко всему необходимо будет соблюдать все необходимые требования: пред-

ставлять справки о здоровье, измерять температуру в аэропорту, носить маску и т.д.

Новые реалии вынуждают многих перестраивать свою деятельность иным образом. Как это не парадоксально звучит, но туризм не стал исключением. Музеи и различные достопримечательности начали активно проводить онлайн экскурсии.

Теперь, не выходя из дома, можно отправиться в виртуальное путешествие. Интерактивное видео из мировых достопримечательностей можно смотреть в режиме 360°. Так можно посмотреть на пирамиды Египта, знаменитый Стоунхендж, Тадж-Махал и другие [1].

Разумеется, онлайн прогулка по музею не заменит впечатлений от увиденного собственными глазами. Тем не менее, такие технологии останутся в доступе даже после снятия карантина. А для тех, кто по каким-то причинам не может отправиться в реальное путешествие (в настоящее время это все мы), это отличный способ скрасить свой досуг. Такое изучение культуры будет интересно и взрослым и детям.

Авиакомпании, отели, музеи - все, так или иначе, потерпели убытки. Но за всеми сферами деятельности стоит человек и самый глобальный ущерб пандемия нанесла ему. Миллионы людей во всем мире могут потерять свои рабочие места или уже потеряли их. Сейчас под угрозой те люди, страны которых могут не открыться для внешнего туризма. Все кто связан с туристическим рынком оказались под ударом. По прогнозам экспертов, рабочие места сократятся на 10-14%.

Что касается туристов, неизвестно, как они поведут себя после снятия всех ограничений. Поедут ли все на отдых при первой же возможности, или побоятся первое время выезжать за пределы страны? Однозначно ответить на эти вопросы нельзя, поскольку человеческий фактор непредсказуем. Как показывает практика, в Китае, после отмены карантина, местные туристы сразу же начали активно посещать достопримечательности [3].

Исходя из этого, можно предположить, что каждая страна будет скорее регулировать число туристов, чем привлекать их.

Поскольку новые правила требуют соблюдения социальной дистанции, ношение масок и прочее. В первое время эти меры будут неизбежны, и некоторых туристов они могут настораживать и отталкивать. Но пока это только прогнозы, как поведут себя люди, и как это отразится на туризме, увидим в скором будущем.

Туристическая отрасль одной из первых столкнулась с кризисом: из-за коронавиру-са путешественники начали отказываться от туров еще в феврале. Поездки отменились, продажи упали, увеличилось количество возвратов путевок. По закону турист может в любое время расторгнуть договор, а туроператор обязан вернуть всю сумму, за исключением фактически понесенных расходов.

9 марта ситуация усугубилась: снизились цены на нефть, упал курс рубля, по отношению к доллару на 8,8%, по отношению к евро - почти на 10%. Деньги за туры, купленные по одному курсу, возвращались туристам уже по повышенной стоимости, что тоже не добавило оптимизма туроператорам.

27 марта Россия прекратила авиасообщение с другими странами, турфирмы не смогли выполнить обязательства перед заказчиками и должны были вернуть деньги за путевки в полном объеме. По распоряжению Правительства возврат можно сделать из фондов персональной ответственности туроператора, который для этого и формировался. Но тут есть определенные сложности: оформление выплаты из фонда может занять до восьми месяцев, следовательно, турист получит свои деньги не раньше декабря. Да и фонды не были рассчитаны на столь масштабное бедствие, денег в них может не хватить, кому-то вернут лишь часть стоимости путевки. Туроператоры настаивают, что выгоднее перенести поездку на более позднее время. Однако, внятных перспектив по открытию границ и возобновлению авиасообщения сейчас нет, поэтому, каким будет влияние кризиса на туризм, и как быстро восстановится туризм после пандемии, неизвестно [2].

Ассоциация туроператоров России (АТОР) в конце февраля оценивала потери

для туристической отрасли от коронавиру-са в 27 млрд рублей. В середине апреля эта сумма выросла до 1,5 трлн рублей за первое полугодие. Сбербанк отмечает, что в апреле расходы россиян на услуги турагентств снизились на 97,9%, на проживание в отелях на 96,3%, а на покупку авиабилетов на 94,9%. Увольнение грозит 65% работников, при общем количестве занятых в отрасли 2,5 млн человек. С учетом смежных отраслей могут пострадать не менее 7 млн человек.

Иностранные путешественники массово отказывались от поездок в Россию. Эти потери АТОР оценивает в 500 млн рублей - стоимость заявок на туры с марта по май, примерно 15 тысяч туристов. Это сильнейшее влияние кризиса на туризм за последние 20 лет.

В чем же причина таких потерь? Казалось бы, отели не оплачены, билеты не использованы - можно просто вернуть деньги клиенту и все. На деле все намного сложнее. Туристический бизнес, как и любой другой, подразумевает постоянный оборот средств. Если человек покупает путевку за 100 тысяч рублей, это не значит, что 20 тысяч из этой суммы турфирма тут же потратит на покупку билетов, а 50 тысяч - на бронирование отеля. Туроператоры заключают договоры с авиакомпаниями и гостиницами и платят им приблизительно раз в месяц, не зависимо от количества въехавших и выехавших туристов или совершенных перелетов. Деньги за путевку могут быть потрачены на оплату проживания тех, кто уже вернулся домой, бронирование отеля на следующий месяц, рекламу или зарплату сотрудникам. Сейчас этот поток остановился. Люди не покупают новые туры, требуют возврата денег за путевки, а деньги уже потрачены. Туркомпании пытаются получить деньги у перевозчиков, отелей, музеев, но не всегда это удается сделать быстро и без штрафов. Обращение в суд только удлиняет процесс. При этом, нужно платить сотрудникам зарплаты, вносить аренду за офис, совершать платежи по кредитам. В итоге, туроператоры оказываются между молотом и наковальней, без ясных перспектив на будущее [4].

Туроператоры уже давно рассчитали туры на новые направления на 2020-2021 год, в регионах сформирована дополнительная полетная программа на внутренние курорты, но всех останавливает отсутствие информации.

Внутренний туризм в кризис будет развиваться только в случае значительного снижения цены билетов. Средняя стоимость авиаперелета из любого города за Уралом в Сочи начинается от 25 тысяч рублей, семья из 4-х человек должна заплатить 100 тысяч рублей только за перелет. А еще проживание, питание, экскурсии. Средний бюджет отдыха в отеле уровня 3 звезды будет начинаться от 200 тысяч рублей на 10 дней. А пакетный тур в Тунис, Турцию или Грецию - от 120 тысяч рублей. Использование чартерных рейсов снизит стоимость отдыха.

Сезон на Черноморском побережье у нас только в июле-августе. Что делать тем, у кого отпуск в период с ноября по май? Альтернативы направлениям Таиланд, Вьетнам, Индия, ОАЭ пока нет.

Еще одна проблема - туристы обращаются за консультацией по подбору тура по России, а потом бронируют отели напрямую. Было несколько конфликтов с крупными отелями, которые предлагали туристам скидку до 40%. Таковы реалии российского гостиничного бизнеса. Если бы отели не имели права продавать напрямую дешевле, тогда бы и туроператоры, и турагентства более активно выходили на внутренний рынок.

Основные антикризисные меры - это активная работа в социальных сетях и переговоры с арендаторами по поводу снижения платежей. Очень много турагентств будет уходить в онлайн и работать удаленно. Не исключаю, что в мае начнутся увольнения сотрудников, чтобы они смогли получить минимальную зарплату хотя бы на бирже труда. Сложное время, но основная часть предпринимателей хочет выжить и продолжить работать. Для многих из нас туризм - это образ жизни, никто не представляет своей работы и реализации в другом месте, поэтому мы надеемся и будем жить!» [2]

Если есть возможность получить отсрочки по налогам и субсидии, ею нужно воспользоваться. Владелец турагентства может подать заявление на выплату субсидии в размере 12130 рублей на сотрудника, если сохранено более 90% рабочих мест по сравнению с данными на первое апреля 2020 года и деятельность ведется с основным ОКВЭД, который попадал в перечень наиболее пострадавших отраслей. Если индивидуальный предприниматель работает один, без наемных работников, то он мог получить 12130 рублей на себя. Потратить субсидии можно было на любые нужды, не только на зарплаты. Заявления на помощь за апрель принимались до 31 мая, а за май - до 30 июня.

Зарплаты сотрудникам - самый больной вопрос для компаний, деятельность которых фактически остановлена. Как можно снизить эти расходы:

уменьшить количество рабочего времени, переведя штат на неполный рабочий день. По закону уведомить сотрудников об изменении условий труда работодатель должен за 2 месяца, но, если сотрудник добровольно хочет перейти на полставки, он может написать об этом заявление.

отправить сотрудника в отпуск без содержания, по его желанию. Этот способ может помочь, если у человека есть возможность временно устроиться на другую работу по совместительству, но он не хочет терять основное место.

увольнение персонала. Довольно рискованный способ. Сейчас работодатель обязан уведомлять Пенсионный фонд об увольнении работников на следующий день, поэтому такая оптимизация может привлечь лишнее внимание трудовой инспекции [2].

Пока нет четкого понимания того, какой процент туристической отрасли будет восстановлен сразу после карантина. Поскольку доходы, относительно 2019 года, сократились на 70%, после кризиса на рынок выйдут только те, у кого была финансовая «подушка безопасности».

Поездки внутри страны станут доступны раньше, чем за рубеж, поэтому отказ от них - потеря возможности заработать и

продержаться до более стабильного времени.

Работать здесь можно по двум направлениям: продажа партнерских поездок или разработка своих туров. Партнерство с другими турагентствами даст возможность расширить спектр предлагаемых услуг. «Чужие» туры приносят меньше прибыли, но их организация не требует больших усилий.

Продажа своих продуктов позволит больше заработать и сделать клиентам эксклюзивное предложения. Сейчас, например, набирает популярность приключенческий туризм: велопрогулки, походы, сплавы, экстремальные путешествия. Уставшие от изоляции люди будут рады турам выходного дня в соседние регионы и экскурсиям по своей области.

Чем дольше мы сидим дома, тем больше привыкаем получать услуги через интернет. Доставка еды, одежды, цветов уже стали обыденностью. Как это можно применить к туризму [3]:

- запустить виртуальные консультации;

- привлекать туристов в соц. сетях интересным и полезным контентом;

- провести опрос, чтобы понять, какие направления будут интересны после карантина;

- сделать на сайте личный кабинет, чтобы туристы могли самостоятельно бронировать поездки;

- разработать подарочные сертификаты на будущие путешествия.

Некоторые агентства полностью перешли в онлайн. Это дает возможность экономить на аренде офиса и быть более гибким в работе. Существует мнение, что договор с онлайн-турагентством не имеет юридической силы, так как не заключен в письменной форме, а является просто офертой на сайте. Но судебная практика показывает, что договор в электронной форме является полноценным документом.

При переходе в онлайн важно выстроить бизнес-процессы так, чтобы клиентам было максимально удобно [1]:

- сделать сайт понятным;

- настроить возможность оплаты тура онлайн;

- подключить несколько каналов связи: телефон, чат, почту;

- разработать FAQ;

- анализировать поток обращений, чтобы улучшать обслуживание.

Турист сможет сам выбрать нужную путевку, заполнить поля в заявке и оплатить поездку после подтверждения. Менеджер должен быть готов предоставить туристу консультацию и оперативно ответить на вопросы. Если компания небольшая, справится и один человек. Если заявок много, для их обработки можно подключить CRM-систему или организовать колл-центр.

Ситуация на рынке внутреннего туризма сейчас непростая. Все находятся в ожидании каких-либо новостей от Правитель-

Майские туры по России были сняты с продаж, бронирование на летний период идет без предварительных оплат.

В настоящий момент ситуация выглядит ужасной: миллионы людей заперты в своих квартирах, авиасообщение прекращено, отели стоят пустые, рестораны пытаются выжить, многие теряют работу. Но рано или поздно пандемия закончится. Все соскучились по-новым впечатлением, самоизоляция создала отложенный спрос, который нужно будет удовлетворить. Не у всех хватит денег на дорогие курорты, да и улететь на них получится не скоро, но кто-то должен будет организовать поездки в ближайшие санатории, походы по горам, туры выходного дня в соседние города и велопутешествия.

ства и ждут улучшения ситуации.

Библиографический список

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://365info.kz/2020/05/mirovaya-pandemiya-daet-shans-dlya-razvitiya-vnutrennego-turizma-ekspert

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/17/medvedev-pandemiia-mozhet-stat-stimulom-dlia-razvitiia-vnutrennego-turizma.html

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://34travel.me/post/travel-prognoz

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vlast.kz/biznes/39828-turizm-posle-pandemii.html

PANDEMIA AND OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC

TOURISM

S.V. Zohrabyan, Student

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the problems of tourism associated with a pandemic. How did the pandemic affect the development of domestic tourism? The statistics of damage in the tourism sector. Based on the studies, it was revealed that domestic tourism should progress, and external tourism will continue to incur losses. Thus bringing the country the development of domestic tourism. It can also be noted that travel agencies will continue to incur losses.

Keywords: tourism, pandemic, quarantine, tourism, domestic tourism, international tourism, resort, recreation center, sanatorium.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.