НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
2017*1
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
INTERNAL CONTROL IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE
УДК 37.014
Н.Л. КИДАНОВА,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) natalykd2014@mail.ru
N.L. KIDANOVA,
candidate of economic sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации внутреннего контроля в образовательных организациях. Современные социальные условия диктуют образовательным организациям свои правила - изменения внешней среды функционирования образовательных организаций, разработка и внедрение долгосрочных мер по обеспечению конкурентных преимуществ. Внутренний контроль является перспективным «залогом» развития образовательных организаций в современных условиях.
Ключевые слова: образовательная организация, внутренний контроль, контролирующая функция.
Abstract: the article presents the issues of arranging the internal control in educational organizational. Contemporary social conditions dictate their rules to educational organizations which influence on changes of external operational environment of educational organizations, facilitate the development and implementation of long-term measures on the promotion of competitive advantages. Internal control is the future-oriented security of development of educational organizations in the modern context.
Keywords: educational organizations, internal control, controlling function.
Процесс модернизации системы образования России должен учитывать цели, задачи и «прогнозы» дальнейшего развития страны. Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ провести работу по созданию в стране в течение шести лет 25 млн. модернизированных рабочих мест. Выступая на расширенном заседании Правительства, президент отметил, что нужно не просто механически увеличивать количество рабочих мест, а создавать эффективные, следовательно, высокооплачиваемые рабочие места взамен старых. При этом необходимо так выстроить систему непрерывного профессионального образования, чтобы она стала ресурсной базой для современных рабочих мест. Обязательным условием при этом должно быть тесное взаимодействие между работодателями и организациями образования, а также формирование доступных механизмов повышения квалификации.
Многие образовательные организации, в том числе и системы МВД России, в настоящее время являются не только образовательными, но и ведут научную деятельность прикладного характера. Основным критерием, влияющим на дальнейшее стратегическое планирование образовательных организаций, являются внутренние
процессы, а одним из элементов этих процессов является внутренний контроль. Внутренний контроль - это комплекс мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности образовательной организации. Деятельность внутреннего контроля должна быть регламентирована внутренними документами, осуществляться представителями структурных подразделений соответствующего направления с целью помощи руководителю в управлении образовательной организацией. Цель внутреннего контроля - контроль за соблюдением законодательства и внутренних процедур, предоставление руководству института своевременной и достоверной информации о состоянии дел, для выявления проблемных вопросов с целью оперативного поиска ресурсов для их решения.
Изменившаяся парадигма, нашедшая отражение в ФЗ от 29.12.2012 г. №-273 «Об образовании в Российской Федерации» [1], ориентирует образовательные организации на осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также проведение самообследования, обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования.
20171
НАУКА.ТЕОРИЯ.
Основным организационным этапом построения системы внутреннего контроля является разработка организационно-распорядительных документов. К таким документам могут относиться:
- положение о внутреннем контроле,
- приказы о проведении внутреннего контроля,
- план мероприятий внутреннего контроля.
Необходимо, чтобы внутренний контроль
был системным. На ознакомительном этапе рекомендуется проверять соответствие учредительных документов требованиям действующего законодательства. А также устанавливать соответствие осуществляемых видов деятельности тем видам, которые зафиксированы в уставе. На заключительном этапе контроля необходимо формировать пакет рабочих документов, составлять отчет и осуществлять его представление совместно с рабочей документацией.
Эффективная работа службы внутреннего контроля является необходимым условием для соблюдения законодательства, выполнения финансово-хозяйственных планов, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения. Это, в свою очередь, позволяет не допустить совершения финансовых ошибок в работе учреждения или свести к минимуму потери от их совершения. Организация такой работы требует дополнительных затрат и денежных, и людских ресурсов, но позволяет увеличить эффективность управления образовательной организацией.
Оптимальное функционирование системы внутреннего контроля обеспечивается только при соблюдении определенных принципов, таких как:
1) принцип стратегической направленности контроля (эффективный контроль должен отражать и поддерживать общие цели);
2) принцип актуальности (контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности).
Внутренний контроль способствует всестороннему совершенствованию образовательной деятельности путем предупреждения, выявления и устранения недостатков, поиска резервов повышения качества учебно-воспитательного процесса и работы подразделений, обобщения и распространения передового опыта, укрепления дисциплины и финансово-хозяйственной деятельности. Внутренний контроль способствует решению следующих задач:
- анализ выполнения директивных решений вышестоящих организаций и руководства;
- научное и методическое обеспечение;
- мотивирование регулярной и целенаправленной работы обучающихся, обеспечение
= ПРАКТИКА
практико-ориентированного уровня приобретаемых знаний и профессиональных компетенций;
- четкое соблюдение финансовой дисциплины;
- эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами;
- целесообразность финансово-хозяйственных операций;
- достоверное составление бухгалтерской отчетности;
- обеспечение сохранности имущества и контроль за исполнением обязательств.
Недостоверная оценка рисков некоторых видов деятельности может стать проблемой организации внутреннего контроля. Для образовательных организаций наибольшие риски связаны с выбором формы собственности.
Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов при создании структуры образовательной организации в зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию. Как правило, основной объем функций и контроля осуществляется через:
- выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных правовых актов МВД России;
- состояние санитарно-гигиенических условий;
- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
- соблюдение сохранности материально-технической базы и зданий;
- ведение документации строгой отчетности (трудовых книжек, журналов и личных дел, финансовой документации и т.д.).
Необходимо тщательное предварительное изучение методики контроля, ознакомление с соответствующими нормативными правовыми документами (требованиями ФГОС и учебными планами, программой дисциплины, методическими документами по рассматриваемым вопросам, а также материалами предшествующих проверок).
Одним из наиболее значимых элементов системы контроля является мониторинг, включающий текущий анализ и оценку системы контроля качества организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления (результаты образовательной деятельности, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение и т.д.). Текущая оценка системы контроля качества включает анализ необходимости и своевременности учета соответствующих изменений в федеральных
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
2017*1
законах, в нормативно-правовых актах, в принципах и процедурах независимости контроля, имеющих письменное подтверждение.
При документальном оформлении мониторинга должны быть описаны его процедуры, включая процедуры выбора заданий, надлежащего применения принципов и процедур контроля в целях разработки заключения, соответствующего условиям конкретных заданий. При обнаружении недостатков должна быть дана оценка их последствий и сформированы меры по их ликвидации.
При определении формы и содержания документов, свидетельствующих о функционировании системы контроля качества, необходимо учитывать следующие факторы:
а) масштабы деятельности и количество подразделений;
б) уровни полномочий, делегированных работникам и подразделениям.
Взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля проявляется при осуществлении оценки
правил внутреннего контроля, качества работы образовательной организации; оценки достоверности отчетности объекта внутреннего контроля и качества работы. Внедрение в образовательную практику Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает не только переход на новое содержание образования, но и совершенствование форм диагностики, контроля знаний, повышения качества образования.
Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит повысить прозрачность информационных потоков о профессиональной и квалификационной структуре и проводить наиболее точное стратегическое прогнозирование основных макроэкономических показателей «рынка» образовательных организаций. Создание внутреннего контроля потребует разработки регламента функционирования информационно-аналитической базы и взаимодействия всех структурных подразделений.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №-273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 с изм. от 19.12.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Правила участия объединения работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1015, п. 3).
3. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 1.
— References —
1. Federal law of 29.12.2012 №-273 «On education in Russian Federation» (edition of 03.07.2016 Rev. from 19.12.2016) [Electronic resource]. Access from SPS «ConsultantPlus».
2. The rules of participation of associations of employers in the development and implementation of state policy in the field of vocational education (app. The government of the Russian Federation dated 24.12.2008 № 1015, p. 3).
3. Criteria and indicators of assessment of efficiency of functioning of the educational system of the University // Fundamental research. 2013. № 1.
(статья сдана в редакцию 06.04.2017)