Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОЦЕСС УЧАСТИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ'

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОЦЕСС УЧАСТИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / РЕГЛАМЕНТ ПРОЦЕССА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РИСКИ / РЕСУРСЫ ПРОЦЕССА / "ВХОДЫ" И "ВЫХОДЫ" ПРОЦЕССА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВХОДА / INTERNAL CONTROL / INSURANCE COMPANIES / PROCESS REGULATIONS / PUBLIC PROCUREMENT / GOVERNMENT CONTRACT / ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT / RISKS / PROCESS RESOURCES / "INPUTS" AND" OUTPUTS " OF THE PROCESS / IDENTIFICATION OF THE INPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаева Аксана Альбековна

Задача. В статье рассмотрена проблема, обусловленная вступлением в силу закона о контрактной системе в сфере закупок, что будет иметь значительное влияние результатов проведения внутреннего контроля на деятельность как страховщиков, так и страхователей. Необходимость внедрения на постоянной основе внутреннего контроля деятельности страховых организаций обусловлено участием страховых компаний в исполнении обязательств по государственным контрактам. Это потребует от них корректировку процессов всех подразделений. Цель статьи заключается в разработке регламента процесса участия страховых компаний в исполнении обязательств по государственным контрактам. Модель. В статье исследованы современные тенденции внутреннего контроля в страховых компаниях Выводы. Вопросы совершенствования внутреннего контроля в страховых компаниях, в частности проверки бизнес-процесса страхования ответственности поставщиков государственных контрактов, требует системного подхода. Ужесточение требований к поставщикам товаров и услуг по государственному заказу приводит к более тщательной проверке как страхователей, так и страховщиков. Введение внутреннего контроля по процессу учета договоров страхования ответственности по исполнению госконтрактов поставщиками товаров и услуг является своевременным и целесообразным. Не разработанность системы проверки такого бизнес-процесса в страховых компаниях, отсутствие универсального регламента данного процесса для всех страховщиков снижает эффективность внутреннего контроля, не позволяет достичь цели проверки в отношении контрагентов. Всё это приводит к большим рискам и угрозам экономического характера в первую очередь страховых компаний, а в последствии и заказчиков по государственному контракту. Практическое значение. Сделанные выводы приводят к пониманию проработки всех элементов и сторон внутреннего контроля в страховых компаниях, повышению его качества и недопущении выявлении ошибок при проведении государственной проверки контрагентов в участии госзаказах и контрактах. Областью применения результатов исследования выступает внутренний контроль учетно-аналитической и страховой деятельности страховых компаний. Необходимо усовершенствовать как регламент процесса внутреннего контроля страховых компаний, так и разработать его в отношении учета заключаемых договоров страхования поставщиков товаров и услуг по госконтракту. Предложенные мероприятия проверки таких контрагентов можно принять за основу для проведения внутреннего контроля в страховых компаниях. Оригинальность. В результате проведения исследования вопроса, связанного с внутренним контролем страховых компаний, как участников в исполнении обязательств по государственным контрактам, были предложены конкретные действия по проверкам потенциальных страхователей ответственности по выполнению обязательств по государственному контракту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL CONTROL: THE PROCESS OF PARTICIPATION OF THE INSURANCE COMPANY IN THE PERFORMANCE OF OBLIGATIONS UNDER GOVERNMENT CONTRACTS

Task. The article deals with the problem caused by the entry into force of the law on the contract system in the field of procurement, which will have a significant impact on the results of internal control on the activities of both insurers and policyholders. The need to introduce on a permanent basis internal control of the activities of insurance organizations due to the participation of insurance companies in the performance of obligations under government contracts. This will require them to adjust the processes of all departments. The purpose of the article is to develop regulations for the process of participation of insurance companies in the performance of obligations under government contracts. Model. The article examines the current trends of internal control in insurance companies Summary. The issues of improving internal control in insurance companies, in particular the verification of the business process of liability insurance of suppliers of government contracts, require a systematic approach. Stricter requirements for suppliers of goods and services under the state order leads to a more thorough inspection of both policyholders and insurers. The introduction of internal control over the process of accounting for liability insurance contracts for the execution of state contracts by suppliers of goods and services is timely and appropriate. The lack of development of the system of verification of such business process in insurance companies, the lack of universal regulations of this process for all insurers reduces the effectiveness of internal control, does not allow to achieve the purpose of verification in respect of counterparties. All this leads to great risks and threats of an economic nature in the first-place insurance companies, and subsequently customers under the state contract. Practical importance. The findings lead to an understanding of the study of all elements and aspects of internal control in insurance companies, improving its quality and preventing the identification of errors during the state audit of contractors in their state orders and contracts. The scope of application of the research results is the internal control of accounting, analytical and insurance activities of insurance companies. It is necessary to improve both the regulation of the internal control process of insurance companies and to develop it in relation to the accounting of insurance contracts concluded by suppliers of goods and services under the state contract. The proposed measures of verification of such counterparties can be taken as a basis for internal control in insurance companies. Originality. As a result of the study of the issue related to the internal control of insurance companies as participants in the performance of obligations under state contracts, specific actions were proposed to check potential policyholders of responsibility for the performance of obligations under the state contract.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОЦЕСС УЧАСТИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ»

JEL: M 41, М 42, M 49, G22

4.3. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОЦЕСС УЧАСТИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ

©Тургаева Аксана Альбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая безопасность»; ORCID: 0000-0002-8374-1706

Место работы: Астраханский государственный технический университет

a_turgaeva@mail.ru

Аннотация

Задача. В статье рассмотрена проблема, обусловленная вступлением в силу закона о контрактной системе в сфере закупок, что будет иметь значительное влияние результатов проведения внутреннего контроля на деятельность как страховщиков, так и страхователей.

Необходимость внедрения на постоянной основе внутреннего контроля деятельности страховых организаций обусловлено участием страховых компаний в исполнении обязательств по государственным контрактам. Это потребует от них корректировку процессов всех подразделений. Цель статьи заключается в разработке регламента процесса участия страховых компаний в исполнении обязательств по государственным контрактам.

Модель. В статье исследованы современные тенденции внутреннего контроля в страховых компаниях Выводы. Вопросы совершенствования внутреннего контроля в страховых компаниях, в частности проверки бизнес-процесса страхования ответственности поставщиков государственных контрактов, требует системного подхода. Ужесточение требований к поставщикам товаров и услуг по государственному заказу приводит к более тщательной проверке как страхователей, так и страховщиков. Введение внутреннего контроля по процессу учета договоров страхования ответственности по исполнению госконтрактов поставщиками товаров и услуг является своевременным и целесообразным. Не разработанность системы проверки такого бизнес-процесса в страховых компаниях, отсутствие универсального регламента данного процесса для всех страховщиков снижает эффективность внутреннего контроля, не позволяет достичь цели проверки в отношении контрагентов. Всё это приводит к большим рискам и угрозам экономического характера в первую очередь страховых компаний, а в последствии и заказчиков по государственному контракту. Практическое значение. Сделанные выводы приводят к пониманию проработки всех элементов и сторон внутреннего контроля в страховых компаниях, повышению его качества и недопущении выявлении ошибок при проведении государственной проверки контрагентов в участии госзаказах и контрактах. Областью применения результатов исследования выступает внутренний контроль учетно-аналитической и страховой деятельности страховых компаний. Необходимо усовершенствовать как регламент процесса внутреннего контроля страховых компаний, так и разработать его в отношении учета заключаемых договоров страхования поставщиков товаров и услуг по госконтракту. Предложенные мероприятия проверки таких контрагентов можно принять за основу для проведения внутреннего контроля в страховых компаниях.

Оригинальность. В результате проведения исследования вопроса, связанного с внутренним контролем страховых компаний, как участников в исполнении обязательств по государственным контрактам, были предложены конкретные действия по проверкам потенциальных страхователей ответственности по выполнению обязательств по государственному контракту.

Ключевые слова: внутренний контроль, страховые компании, регламент процесса, государственные закупки, государственный контракт, учетно-аналитическое обеспечение, риски, ресурсы процесса, «входы» и «выходы» процесса, идентификация входа.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время законодательством о внутреннем контроле страховых организаций [1] не регламентирован типовой порядок проведения проверки в отношении страхователей как участников процесса исполнения обязательств по госконтрактам. Закреплённые на законодательном уровне требования, которые предъявляются к участникам госзакупок [2] в целях их допуска к участию, не позволяют в полной мере составить портрет потенциального контрагента.

Проведение внутреннего контроля в отношении процесса исполнения страховыми компаниями обязательств по госконтрактам имеет трудности из-за отсутствия проработанных классических форм регламента данного процесса и вместе с

тем, этого не позволяют сделать и существующие методы проверки, применяемые государственными заказчиками в процессе осуществления проверочных мероприятий в отношении участников закупки. Ситуацию усугубляет и тот факт, что действующее законодательство не обязывает государственного заказчика проводить проверки в отношении своих потенциальных контрагентов, но даёт им право на это, которым иногда они пренебрегают. Государственные заказчики привлекают к исполнению контрактов не только крупные компании, но и акцентируют своё внимание на потенциале страховых организаций в целях выполнения обязательств по страхованию госконтракта и обеспечения устойчивого развития страхового дела. Однако важно понимать, что необходи-

мо с особым вниманием подходить к выбору каждого контрагента (участника закупки), чтобы избежать рисков и угроз финансовых потерь и обеспечить состояние защищённости государственного заказчика.

На сколько соответствует конкретный бизнес-процесс стратегическим целям компании может оценить система внутреннего контроля [3, с.85]. Нарастающий процесс, связанный с глобализацией и интернационализацией, влияет на появление все более новых видов рисков [4, С. 34]. Для снижения рисков при невыполнении контрагентами своих обязательств по контракту, может усугубить его финансовое состояние, поэтому и необходимо активное участие страховых компаний в страховании госконтрактов.

Проверка должна касаться не только участников государственных закупок, а также страховые компании. В связи с этим в первую очередь, необходимо проводить качественный внутренний контроль в страховых компаниях, прежде чем проверку осуществит государственный орган. Во-вторых, требуется разработать регламент процесса при проведении внутреннего контроля страховых компаний. В-третьих, проведение внутреннего контроля страховщика необходимо проводить во всех областях деятельности компании и применять всеми уровнями управления.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕГЛАМЕНТОВ ПРОЦЕССОВ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Классификация бизнес-процессов страховой компании рассматривается многими авторами по-разному. Одни предлагают рассматривать бизнес-процессы с позиции видов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний [5, с.191]:

- тарификация;

- формирование страхового портфеля;

- перестрахование;

- формирование страховых резервов;

- урегулирование убытков;

- осуществление расходов;

- инвестирование страховых резервов;

- инвестирование собственных средств.

Также бизнес-процессы страховой компании можно рассматривать с учетом факторов риска и разделов учета [6, с. 37]. Так тарифный риск можно связать с учетом страховых премий и выплат, расходов на ведение дела. Риск андеррайтинга связан в учете со страховыми премиями и выплатами по договорам сострахования, страхования, а также учет актуарных расчетов. Процесс перестрахования связать с учетом договоров страхования. Процесс формирования страховых резервов с оценкой последних. Процесс урегулирования убытков с учетом страховых выплат по договорам страхования, перестрахования и сострахования. Риск операционных расходов непосредственно связан с учетом расходов на ведение дела. Учет финансовых вложений связан с процессом инвестирования.

Бизнес-процессы можно классифицировать через призму управленческого учета [7, с. 210]: маркетинг, разработка страхового продукта, продажа страхового продукта, андеррайтинг, сопровождение договора страхования урегулирование убытков.

А также можно рассматривать разделяя их на основные и вспомогательные [8]. Основные связаны с учетом и оборотом доверенностей, договоров с посредниками, бланками строгой отчетности, разработка продуктов, мотивация, продажи, сопровождение договоров страхования, расторжение договоров страхования, обработка запросов Федеральной служ-

бой страхового надзора, перестрахование, операционный учет, актуарные расчеты, резервирование и инвестиционная деятельность.

Вспомогательные бизнес-процессы по мнению автора: финансовый, бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, бюджетирование и бюджетный контроль, делопроизводство и общественная деятельность, проведение тендеров и управление проектами, риск-менеджмент и внутренний контроль и аудит.

Исследования показали, что практически отсутствует отдельный бизнес-процесс, связанный с проверкой контрагентов по страхованию ответственности по госконтрактам. На сегодняшний день госзакупки и контракты выходят на новый уровень развития, когда требования по исполнению обязательств по ним возрастает, и проверка страховых компаний и самих контрагентов ужесточается. Требуется пересмотра и доработки регламента проверки контрагентов по госконтрактам, формирования самостоятельного бизнес-процесса по нему и повышения эффективности проведении внутреннего контроля бизнес-процесса страховых компаний.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТРАХОВАНИЯ ГОСКОНТРАКТОВ

На современном этапе развития государственных закупок и контрактов страхование таких контрактов является дополнительным бонусом в выборе контрагента. В настоящее время особенно актуальной становится проблема выбора добросовестных и надёжных поставщиков. В соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок отбор контрагентов осуществляется на основе предъявления к ним ряда требований. Существующие единые требования к участникам закупки на современном этапе не дают возможность государственным заказчикам в полной мере установить, насколько выбор того или иного контрагента является правильным, безопасным и эффективным. [9, с.22]

Система построения взаимоотношений между государственным заказчиком и контрагентом, в первую очередь, направлена на сокращение материальных затрат. Иными словами, главным показателем эффективности процедуры закупки выступает экономия бюджетных средств, а в качестве основного критерия оценки конкурсных предложений признается цена. Таким образом, победителем закупки может стать ненадежный контрагент, предложивший наилучшую цену контракта. Поскольку главным критерием присуждения победы контрагенту является предлагаемая им цена, оно способствует снижению возможности государственного заказчика сделать выбор в пользу наиболее рационального и выгодного предложения. [10, с. 254] В связи с этим, необходимо в качестве обязательного фактора сделать акцент на профессионализме контрагента.

До принятия закона о контрактной системе в сфере закупок страхование госконтрактов было одним из видов финансового обеспечения, и участие страховых компаний было лишь формальностью. В сегодняшних реалиях, когда каждая молодая компания стремиться принять участие в государственных контрактах, а также присутствие фирм-однодневок, кроме банковской гарантии считаем необходимым применять страхование контрактов. Безусловно, банковская гарантия имеет силу закона, так как банк несет ответственность за исполнение обязательств перед заказчиками, но и получить такую гарантию не легко, это требует проведение юридической и финансовой проверки контрагента. Поэтому такое финансовое обеспече-

ние на несколько лет действия контракта со стороны банка получить проблемно.

Страхование выступает во многих позициях госконтракта обязательным условием. Например, что касается работы на опасных объектах, без страховки к таким работам не допускают. Большим плюсом будет являться различные виды страхования для строительных компаний. И еще одним предметом страхования в госзакупках и контрактах выступает страхование ответственности за невыполнение обязательств по контракту. Таким образом, страхование госконтракта своего рода выступает фильтром, отсеивающим недобросовестных поставщиков.

С принятием Закона о госзакупках ситуация с коррупционными проявлениями в этой сфере изменилась, однако субъекты закупочных отношений по-прежнему, пользуясь пробелами в законодательстве, используют коррупционные схемы для получения «откатов» и участия в сговоре. [11, с. 348] К числу таких угроз можно отнести коррупционные сговоры: между заказчиком и контрагентом, между участниками торгов. Надо отметить, что банковскую гарантию по госконтрактам целесообразнее отнести к «пассивным» мерам противодействия коррупции, а к «активным» мерам такого характера отнесем страхование ответственности [12].

Банковская гарантия, предоставляющая поставщиком заказчику выгодна в первую очередь коммерческому банку, получающему вознаграждения за предоставленную услугу, во вторую очередь выгодна заказчику, так как ему гарантированно переходят средства поставщика в полном объеме в случае неблагоприятного исхода. Поэтому в принципе поставщик финансово не заинтересован в успешном исполнении госконтракта.

Ситуация совершенно другая при страховании ответственности за невыполнение обязательств по контракту. Поставщик, оплачивая небольшую сумму за страховку страховой компании, защищает себя от возможного риска причинения вреда, реального ущерба или получения факта упущенной выгоды заказчика. А в случае фактической реализации данного риска застрахованный получает сумму намного больше, чем оплаченный страховой взнос. Таким образом, страхование ответственности по госконтракту представляет собой меру по борьбе с коррупцией, а также со злоупотреблением бюджетными средствами государства.

Успешность исполнения госконтракта - одна из главных задач страховой компании как участника процесса заключения государственного контракта. Страховая компания имеет прямой финансовый интерес в успешности выполнения обязательств по госзаказам и контрактам при их страховании. Страховая компания должна проводить качественную проверку заключаемых контрактов, контролировать качество проработки условий контракта. Проведение эффективного внутреннего контроля данного процесса в страховой компании помогает оценить, как технический, так и финансовый потенциал организации, участвующей в госконтракте. Положительным фактором привлечения к страхованию ответственности по исполнению обязательств госконтракта является обязательная выплата страхового возмещения при наступлении страхового случая. Страховые компании как дополнительные контролеры по госконтрактам, заинтересованы к сведению риска выплаты страховой премии к нулю. Крупнейшие страховые компании имеют собственные службы по оперативно-розыскной работе, результат которых аналогичен контролю государственных служб. Но чаще такие

службы проводят экспертизы и контроль в отношении застрахованных грузоперевозок, автотранспорта или ущерба от пожара и краж. Хотя, используя потенциал и возможности страховых компаний по контролю страхования ответственности исполнения госконтракта, это имело бы колоссальное значение в борьбе с коррупционными проявлениями при заключении таких контрактов. Что приводит к разработке регламента процесса участия страховых компаний в исполнении обязательств по госконтрактам.

ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ДОГОВОРОВ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ КОНТРАГЕНТОВ ГОСКОНТРАКТОВ

Статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 г. No402-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплена обязанность организации и осуществления внутреннего контроля за самим экономическим субъектом [13]. Элементы, порядок организации, документальное оформление и оценка контроля приведены в рекомендациях Министерства Финансов РФ, в соответствии с которыми внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

1. Эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

2. Достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

3. Соблюдение применяемого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [14].

Внутренний контроль претерпел ряд этапов развития. В начале 20 века внутренний контроль характеризовался использованием и анализом учетных записей. К середине 20 столетия внутренний контроль следовал политике и процедурам компании, характеризовался повышением эффективности финансово-хозяйственных операций, проверкой надежности учетной информации, а также сохранностью активов. К концу 20 века он становится инструментом контроля над рисками. В начале 21 века он представляет собой механизм предотвращения мошенничества и управления рисками. Можно отметить, что если раньше, в основном, роль внутреннего контроля сводилась к соблюдению соответствия требованиям законодательства и внутренний контроль приравнивался к контролю за правильностью ведения бухгалтерского и налогового учета, то на данный момент внутренний контроль выступает как часть комплексной системы управления предприятием в разрезе планирования, учета и анализа, организации информационных и денежных потоков.

Необходимость проведения внутреннего контроля в страховых компаниях назрела в первую очередь с публичностью бухгалтерской отчетности и годового отчета, а во-вторых, с возможностью инвестирования активов компании. На современном этапе развития госконтрактов и закупок, риск того, что страховую компанию могут включить в информационную базу о недобросовестных страховщиках, становится реальным. При существующем подходе к регламенту процесса подразделения страховой компании, задействованной в страховании участника госконтракта чаще всего, никак не выделяются в плане проведения внутреннего контроля и мониторинга за их исполнением среди остальных договоров страхования ответственности. Но став механизмом управления и принятия управленческих решений внутренний контроль требует более детальной

проработки многих процессов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, в том числе и вышеназванного процесса.

Внутренний контроль в страховых компаниях проводится на таких участках, где проверяются правильность отражения данных в первичных документах, регистрах синтетического и аналитического учета, неправильность или некорректное отражение операций в документах компании. Безусловно такой контроль дает возможность оперативно реагировать и предупреждать возникающие убытки и угрозы потери прибыли. Но многие такие проверки не связаны с будущими страховыми операциями, например, с предупреждением возникающей угрозы заключения договора страхования ответственности по исполнению обязательств по госконтрактам с недобросовестным поставщиком.

Проведение внутреннего контроля в страховой компании договоров страхования ответственности в отношении контрагентов госконтрактов пока практически никак не используется. Чаще всего страховые компании проверяют учетно-аналитические данные своей организации, состояние договоров страхования, правильность заполнения страховых полисов, достоверность бухгалтерской отчетности. Страховые компании наработали опыт проведения проверки по многим процессам и видам деятельности своей организации, но большим пробелом остается внутренний контроль качества застрахованных участников государственных контрактов.

Таким образом, в страховых копаниях отсутствует методика и не регламентирован процесс проведения внутреннего контроля по заключению договоров страхования ответственности исполнения обязательств по госконтрактам.

МЕТОДИКИ ПРОВЕРКИ УЧАСТНИКОВ ГОСЗАКУПОК И КОНТРАКТОВ

Каждый участник по государственным закупкам, заказам, контрактам проводит своё расследование в отношении контрагента, иногда бы по минимуму проверяют финансовую составляющую потенциального партнера. Государственные заказчики не осуществляют тщательные процедуры проверки в отношении своих потенциальных и реальных контрагентов не только по причине необязательности их проведения, но и ввиду того, что на заключение государственных контрактов расходуются не их личные денежные ресурсы, а средства, предоставленные из бюджета. Но когда речь идет о бюджетных средствах, которыми рисковать «легче», понятно, что проверка проводится практически формально, а иногда, когда необходимо сделать заказ в короткие сроки, то и «на быструю руку». Коммерческие организации, оплачивая договоры за счет личных средств компании, наоборот, основательно подходят к выбору контрагента, поскольку осознают, что заключение сомнительных сделок может принести им существенный экономический ущерб.

В целом закупочная деятельность государственных заказчиков не отличается от деятельности закупочных отделов коммерческих структур. Их отличие заключается в том, что первые используют только бюджетные средства, и процесс осуществления закупок происходит в соответствии со специально разработанными государством процедурами, регламентированными Законом о госзакупках. [15, с. 385]

Как показывает опыт по проверке контрагентов, коммерческие организации запрашивают у своего потенциального

партнера данные бухгалтерской отчетности (форма №1, форма №2). Имея в распоряжении такие данные, можно сделать вывод о том, насколько платежеспособен и финансово благополучен потенциальный контрагент, ведь в случае заключения с ним контракта и неисполнения с его стороны обязательств, контрагент может оказаться неспособным оплатить штрафные санкции. [16, с. 54]. В таблице 1представлены методы, которые применяют коммерческие организации при проверке потенциального контрагента по госконтракту.

Таблица 1

Методы, применяемые коммерческими организациями при осуществлении проверки потенциального контрагента

Метод проверки Требования, предъявляемые потенциальному контрагенту

Горизонтальный и вертикальный анализ данных Бухгалтерская отчетность за требуемый период проверки (форма №1, форма №2);

Наблюдение Отсутствие массового адреса регистрации и наличие фактического офиса по указанному в контактной информации потенциальным контрагентом адресу;

Сопоставление и сравнение данных Отсутствие аффилированности руководителей и учредителей потенциального контрагента;

Мониторинг и анализ данных в открытых источниках Отсутствие арбитражных разбирательств и исполнительных производств как по потенциальному контрагенту, так и по его руководству и учредителям;

Отсутствие потенциального контрагента в реестре недобросовестных поставщиков;

Наличие аналогичного предмету договора положительного опыта работы;

Опрос Отзывы деловых партнеров потенциального контрагента.

Таким образом, требования, которые предъявляются коммерческими организациями потенциальным контрагентам, с применением методов, указанных в таблице 1, позволяют более полно отразить картину о будущем контрагенте. По результатам такой проверки выдаются рекомендации о возможности/невозможности работы с таким контрагентом.

Среди документов, которые предприятие запрашивает у потенциального контрагента и которые не запрашиваются государственными заказчиками, можно выделить следующие:

- бухгалтерская отчетность за требуемый период проверки (форма №1, форма №2);

- отсутствие массового адреса регистрации и наличие фактического офиса по указанному в контактной информации потенциальным контрагентом адресу;

- отсутствие аффилированности руководителей и учредителей потенциального контрагента;

- отсутствие арбитражных разбирательств и исполнительных производств как по потенциальному контрагенту, так и по его руководству и учредителям;

- наличие аналогичного предмету договора положительного опыта работы;

- отсутствие потенциального контрагента в реестре недобросовестных поставщиков;

- отзывы деловых партнеров потенциального контрагента.

Проверка соответствия потенциального контрагента всем

требованиям, предъявляемым к ним, осуществляется различными методами проверки: формальной проверкой, нормативной проверкой, сопоставлением различных документов, методом сравнения данных, методом встречной проверки, анализа и т. д. В таблице 2 кратко представим методы, которые используются государственным заказчиком для проверки соответствия потенциального контрагента требованиям законодательства.

Таблица 2

Методы, применяемые государственным заказчиком при осуществлении проверки потенциального контрагента

Методы, применяемые государственным заказчиком при осуществлении проверки потенциального контрагента, могут использовать и страховые компании при проведении внутреннего контроля процесса страхования участников госконтракта.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Первоначально страховым компаниям можно использовать такие методы проведения проверок контрагентов, как предложено выше. Но, естественно, этого недостаточно, чтобы сформировать полную картину финансовых перспектив развития поставщика госзаказа. Проводя внутреннюю проверку страхователя - участника госконтракта страховые компании должны иметь в виду тот факт, что в деятельности такого участника может отсутствовать негативный опыт работы контрагента в силу, например, того, что он является новичком в заключении госконтрактов. Установление финансовой несостоятельности в перспективе способствует выявлению областей с высоким риском наличия угроз, в том числе экономических. Распространённым методом

установления данного фактора является ретроспективный анализ информации, содержащейся на сайте Картотеки арбитражных дел, которую страховая компания может использовать в своих проверках [17, с. 71].

В случае если у предприятия нет достаточных ресурсов для проверки контрагента, необходимо провести как минимум экспресс-проверку. Так, сотрудники службы (отдела) экономической безопасности хозяйствующего субъекта начинают осуществлять проверочные мероприятия с установления деловой репутации, правомочности и платежеспособности потенциального контрагента на основании информации и документов, запрошенных ими у потенциального контрагента. Помимо запрашиваемой информации, предлагаем осуществить мониторинг данных в сети Интернет.

При проведении внутреннего контроля в страховых компаниях необходимо акцентировать внимание на вышеуказанные факторы в целях принятия взвешенных и эффективных решений по заключению договоров страхования, связанных с государственными контрактами.

Таким образом, часть 1 статьи 31 Закона о госзакупках необходимо дополнить пунктом 15 «наличие у участника закупки уровня финансового благополучия и платежеспособности, достаточного для обеспечения исполнения своих обязательств». Подтверждение соответствия данному требованию участник закупки обязан обеспечить через предоставление данных бухгалтерской отчетности (форма №1, форма №2). Установление данного фактора в качестве обязательного требования позволит государственному заказчику, в том числе, судить о том, способен ли участник закупки внести денежные средства в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта.

Предлагаем страховым компаниям проверять обязательность наличия необходимых лицензий на осуществление деятельности потенциального страхователя-участника госконтракта, а также профессионализм и опыт работы, связанный с предметом контракта, наличие специалистов достаточного уровня квалификации, необходимая материальная база (помещение, оборудование).

Участник закупки обязан предъявить доказательства опыта работы с госконтрактами в только в определенных случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 этот факт, могут использовать страховые компании в проведении внутреннего контроля по данному процессу [18].

Внутренний контроль рассматриваемого процесса должен включать и проверку на отсутствие у страхователя -участника госконтракта фактов систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им на себя обязательств по ранее заключенным с государственным заказчиком или третьими лицами контрактам.

Подтверждение соответствия участника закупки первому требованию, указанному в таблице 2, можно осуществить с помощью встречной проверки. Таким методом проверяются сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), копии идентификационного номера налогоплательщика, копии лицензий, свидетельств саморегулируемой организации или сертификатов соответствия, которые прилагаются в заявке в целях подтверждения достоверности однородных данных в различных экземплярах и отсутствия факта подлога документов. Запросив на сайте Федеральной

Метод проверки Требования, предъявляемые потенциальному контрагенту для участия в закупке

Нормативная проверка Встречная проверка - сопоставление одного и того же документа в различных экземплярах Соответствие участника закупки требованиям законодательства, которые предъявляются к субъектам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выступающих в качестве объекта закупки

Сравнение данных - метод, используемый для определения общих черт или различий рассматриваемых предметов Не проведение в отношении участника закупки - юридического лица процесса ликвидации, а также отсутствие решения арбитражного суда о признании его несостоятельным

Не приостановление деятельности участника закупки и отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам

Формальная проверка - внешний осмотр документа Отсутствие у физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ

Не привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ в течение двух лет до момента подачи заявки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обладание исключительными правами участником закупки на результаты интеллектуальной деятельности, если наличие таких прав непосредственно связано с исполнением контракта

Отсутствие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком

Сопоставление данных - соотнесение данных на предмет выявления достоверности их предоставления Офшорная компания не вправе принимать участие в закупке

налоговой службы выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, можно проверить подлинность предоставленных выписок, проверить подлинность свидетельств саморегулируемой организации можно с помощью Единой базы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Действительность лицензии можно подтвердить через контролирующий орган.

Проверить, не проводится ли в отношении участника закупки процесс ликвидации, а также имеется ли решение арбитражного суда о признании его несостоятельным, государственный заказчик может на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве посредством метода сравнения данных.

Запросив справку об отсутствии недоимки из территориальной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации, а также обратившись к реестру службы судебных приставов, государственный заказчик может проверить достоверность задекларированных сведений, касающихся отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам и иным платежам в соответствующий бюджет.

Право государственного заказчика подтвердить достоверность наличия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности у участника закупки предъявляется посредством метода формального изучения предоставленных правообладателем патентов [19, С. 382].

Вычислить, является ли участник закупки офшорной компанией, можно методом сопоставления данных, соотнеся страну регистрации участника со списком государств, отражённых в приложении Приказа Минфина России от 13.11.2007 N 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

Что касается проверки достоверности заявленных соответствий дополнительным требованиям участниками закупки, можно сказать следующее: подтвердить отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков можно методом анализа информации, содержащейся на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, а доказательством наличия опыта работы служат ранее исполненные контракты, которые можно также найти на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Проведение предварительного контроля до заключения договора страхования ответственности должен проводиться в обязательном порядке в целях предупреждения нарушений [20, с.25]. А при заключении договоров страхования ответственности по исполнению обязательств по госконтракту эта проверка должна быть более тщательной. В целях проведения внутреннего контроля документы, подтверждающие наступление страхового случая, должны проходить проверку Финансового контролера во избежание нежелательных событий, например, для перестраховочной компании при условии перестрахования ответственности поставщиков госконтракта [21, с.84].

Применяя данные рекомендации по проведению проверок в отношении потенциальных страхователей, можно разработать программу внутреннего контроля по данному процессу в страховой компании, использовать для эффективной проверки возможности заключения договоров ответственности по госконтрактам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы совершенствования внутреннего контроля в страховых компаниях, в частности проверки бизнес-процесса страхования ответственности поставщиков государственных контрактов, требует системного подхода. Ужесточение требований к поставщикам товаров и услуг по государственному заказу приводит к более тщательной проверке как страхователей, так и страховщиков. Введение внутреннего контроля по процессу учета договоров страхования ответственности по исполнению госконтрактов поставщиками товаров и услуг является своевременным и целесообразным. Не разработанность системы проверки такого бизнес-процесса в страховых компаниях, отсутствие универсального регламента данного процесса для всех страховщиков снижает эффективность внутреннего контроля, не позволяет достичь цели проверки в отношении контрагентов. Всё это приводит к большим рискам и угрозам экономического характера в первую очередь страховых компаний, а впоследствии и заказчиков по государственному контракту.

Необходимо усовершенствовать как регламент процесса внутреннего контроля страховых компаний, так и разработать его в отношении учета заключаемых договоров страхования поставщиков товаров и услуг по госконтракту. Предложенные мероприятия проверки таких контрагентов можно принять за основу для проведения внутреннего контроля в страховых компаниях.

Таким образом, в результате проведения исследования вопроса, связанного с внутренним контролем страховых компаний, как участников в исполнении обязательств по государственным контрактам, были предложены конкретные действия по проверкам потенциальных страхователей ответственности по выполнению обязательств по государственному контракту.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,06%.

Список литературы:

1. «Об организации страхового дела в Российской Федерации». статья 28.1. Внутренний контроль: федеральный закон от 27.11.1992 № 4015 -1 ФЗ (в действующей редакции) // «Российская газета». - №6.12.01.1993.

2. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в действующей редакции) // «Российская газета». № 80. 12.04.2013 г.

3. Фокина А.О. Особенности внутреннего контроля страховых компаний. Учет. Анализ. Аудит. - 2019.- 6(3). -С. 84-90.

4. Тургаева А.А. Роль управленческого учета в страховом секторе // Управленческий учет. - №5. - 2015г- с.34-39.

5. Хохряков А.С., Каледин С.В.. Учет бизнес-процессов, обеспечивающих непрерывность деятельности страховых компаний // Вестник ЮУрГУ. - №30.- 2012. - С. 190-192.

6. Шевелев А.Е., Хохряков А.С.. Модель учета бизнес-процессов, влияющих на непрерывность деятельности страховых компаний // Вестник ЮУрГУ. - №22.- 2012. - С. 36-41.

7. Павлюченко Т.Н. Учетное обеспечение бизнес-процессов страховой компании // Альманах современной науки и образования. - №3 (46). - 2011. -С.209 -212.

8. Официальный сайт эксперта по организации страхового дела [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - [М., 2019.]. - Режим доступа: https://www.samarov.ru/index.htm

19. Popova L.V., Balashova N.N, Dugina T.A., Gorshkova N.V, Turgaeva A.A. Ways of Increasing Innovative Activity in the Agrarian Sphere as a Basis of Food Security // Contributions to Economics. 2017. - № 9783319606958. - С.381 -386.

20. Земляков Ю.Д., Мамаева И.Л. О внутреннем контроле в страховых организациях // Вестник международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика. - 2016. -т.18 №2. - с. 23-26.

21. Дворецкая В.В., Эрендженова С.В. Организация внутреннего контроля бизнес-процесса урегулирования убытков в перестраховочных компаниях // Хроноэкономика. - 2019.- № 3(16). -С. 81 -88

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Внутренний контроль: процесс участия страховой компании в исполнении обязательств по государственным контрактам» Необходимость внедрения на постоянной основе внутреннего контроля деятельности страховых организаций обусловлено участием страховых компаний в исполнении обязательств по государственным контрактам. Это потребует от них корректировку процессов всех подразделений. Цель статьи заключается в разработке регламента процесса участия страховых компаний в исполнении обязательств по государственным контрактам.

Проведенные автором исследования расширяют возможности понимания сути проблематики в указанной предметной области.

Рукопись написана на высоком научном уровне, автор предлагает свои подходы к реализации на практике исследуемого процесса.

Автором обозначены проблемы, которые необходимо преодолеть по раскрываемым в статье аспектам.

Приведенные автором результаты исследования расширяют методологию, и предлагают практические подходы к решению исследуемых аспектов, что в значительной степени обуславливает практическую значимость.

Представляется, что статья подготовлена на высоком теоретическом и практическом уровне, носит целенаправленный характер отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного уровня.

Рецензент

профессор Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», д-р экон. наук

Ситнов Алексей Александрович

INTERNAL CONTROL: THE PROCESS OF PARTICIPATION OF THE INSURANCE COMPANY IN THE PERFORMANCE OF OBLIGATIONS UNDER GOVERNMENT CONTRACTS

©Turgaeva Aksana A., PhD in Economics, assistant professor, ORCID: 0000-0002-8374-1706 Work place: Astrakhan State Technical University

a_turgaeva@mail.ru

Annotation

Task. The article deals with the problem caused by the entry into force of the law on the contract system in the field of procurement, which will have a significant impact on the results of internal control on the activities of both insurers and policyholders. The need to introduce on a permanent basis internal control of the activities of insurance organizations due to the participation of insurance companies in the performance of obligations under government contracts. This will require them to adjust the processes of all departments. The purpose of the article is to develop regulations for the process of participation of insurance companies in the performance of obligations under government contracts.

Model. The article examines the current trends of internal control in insurance companies

Summary. The issues of improving internal control in insurance companies, in particular the verification of the business process of liability insurance of suppliers of government contracts, require a systematic approach. Stricter requirements for suppliers of goods and services under the state order leads to a more thorough inspection of both policyholders and insurers. The introduction of internal control over the process of accounting for liability insurance contracts for the execution of state contracts by suppliers of goods

9. Алиев, Т.М. Государственные расходы и рынок госзакупок в экономиках АТЭС / Т.М. Алиев// ВЕСТНИК АТЭС. - 2016. - Вып. 4. -С. 20-25.

10. Бархатов А. П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учебное пособие, 9-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 268 с.

11. Ostrovnaya M., Podkolzina E. Antitrust Enforcement in Public Procurement: the Case of Russia // Journal of Competition Law & Economics. Vol. 11. 2015. No. 2. Pp. 331-352.

12. Хамкин А. Страхование госконгтрактов как форма борьбы с коррупцией // ИД «Бюджет» - №1. Январь- 2009. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.,2019.]. - Режим доступа: http://bujet.ru

13. «О бухгалтерском учете»: федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в действующей редакции) // «Собрание законодательства РФ». - 12.12.2011. - № 50.

14. «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации»: Приказ Минфина России от 30.11.2018 - № 3179 - от 7 сентября 2016 -. № 356

15. Настольная книга госзаказчика / А.А.Храмкин, О.М.Воробьева, А.Н.Евсташенков [и др.]; отв.ред. А.А.Храмкин, - 10-е издание, дополненное. - М.: ИД «Юриспруденция», 2015. - 576 с.

16. Борисова В.В. Организация государственных закупок и прокъю-ремент: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 86 с.

17. Юзефович Ж.Ю., Дулатова К.А. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №1. - С. 70-73.

18. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»: Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (в действующей редакции) // «Собрание законодательства РФ».- 09.02.2015. - № 6. - ст. 976.

and services is timely and appropriate. The lack of development of the system of verification of such business process in insurance companies, the lack of universal regulations of this process for all insurers reduces the effectiveness of internal control, does not allow to achieve the purpose of verification in respect of counterparties. All this leads to great risks and threats of an economic nature in the first-place insurance companies, and subsequently customers under the state contract.

Practical importance. The findings lead to an understanding of the study of all elements and aspects of internal control in insurance companies, improving its quality and preventing the identification of errors during the state audit of contractors in their state orders and contracts. The scope of application of the research results is the internal control of accounting, analytical and insurance activities of insurance companies. It is necessary to improve both the regulation of the internal control process of insurance companies and to develop it in relation to the accounting of insurance contracts concluded by suppliers of goods and services under the state contract. The proposed measures of verification of such counterparties can be taken as a basis for internal control in insurance companies.

Originality. As a result of the study of the issue related to the internal control of insurance companies as participants in the performance of obligations under state contracts, specific actions were proposed to check potential policyholders of responsibility for the performance of obligations under the state contract.

Keywords: internal control, insurance companies, process regulations, public procurement, government contract, accounting and analytical support, risks, process resources, "inputs" and" outputs " of the process, identification of the input.

Reference list:

1. «About the organization of insurance business in the Russian Federation». article 28.1. Internal control: Federal law No. 4015 -1 FZ of 27.11.1992 (as amended) / / Rossiyskaya Gazeta. - No. 6.- 12.01.1993.

2. «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs»: Federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ (in the current edition) / / "Rossiyskaya Gazeta". No. 80. 12.04.2013 g.

3. Fokina A. O. Features of internal control of insurance companies. Accounting. Analysis. Audit. - 2019.- 6(3). Pp. 84-90.

4. Torgaev A. A. the Role of management accounting in the insurance sector // Management accounting. - No. 5. - 2015-p. 34-39.

5. Khokhryakov A. S., Kaledin S. V.. Accounting for business processes that ensure the continuity of insurance companies / / Bulletin of SUSU. - No. 30.- 2012. - Pp. 190-192.

6. Shevelev A. E., Khokhryakov A. S.. Model of accounting business processes affecting the continuity of insurance companies / / Bulletin of SUSU. - No. 22.- 2012. Pp. 36-41.

7. Pavlyuchenko T. N. Accounting support of business processes of the insurance company / / Almanac of modern science and education. - No. 3 (46). - 2011. - Pp. 209 -212.

8. Official website of the expert on the organization of insurance business [Electronic resource]. - Electron. Dan. - [M., 2019.]. - Mode of access: https://www.samarov.ru/index.htm

9. Aliyev, T. M. State expenditures and the public procurement market in APEC economies / T. M. Aliyev / / VESTNIK APEC. - 2016. - Vol. 4. - Pp. 20-25.

10. Barkhatov A. p. Accounting of foreign economic activity: textbook, 9th ed., ISPR. and additional-M.: Dashkov and Co., 2016. - 268 p.

11. Ostrovnaya M., Podkolzina E. Antitrust Enforcement in Public Procurement: the Case of Russia // Journal of Competition Law & Economics. Vol. 11. 2015. No. 2. Rr. 331-352.

12. Khamkin A. Insurance of state contracts as a form of fight against corruption / / ID "budget" - No. 1. January-2009. - [Electronic resource.] -Electron. dan. - [M., 2019.]. - Mode of access: http://bujet.ru

13. "About accounting": Federal law of 06.12.2011 N 402-FZ (in the

current edition) / / "Assembly of the legislation of the Russian Federation". - 12.12.2011. - No. 50.

14. "On amendments to the Methodological recommendations on the implementation of internal financial control, approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation" the Order of the Ministry of Finance of Russia from 30.11.2018 - No. 3179 - 7 September 2016. No. 356

15. Table book of the state customer / A. A. KHRAMKIN, O. M. Vorobyov, A. N. Evstashenkov [et al.]; Rev.ed. - Moscow: publishing house "Jurisprudence", 2015. - 576 p.

16. Borisov V. V. the Organization of public procurement and procurement: a training manual. - SPb.: Spbgeu publishing house, 2015. - 86 p.

17. Yuzefovich Zh. Yu., dulatova K. A. Responsibility of the parties for nonperformance or improper performance of obligations under the contract in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs / / Vestnik Moskovskogo universiteta MIA of Russia. -2016. - No. 1. Pp. 70-73.

18. «About establishment of additional requirements to participants of purchases of separate types of goods, works, services, cases, classification of goods, works, services goods, works, services because of their technical and (or) technological complexity, innovative, hi-tech or specialized nature, are able to supply, perform, provide only suppliers (contractors, performers) with the necessary level of qualification and documents confirming compliance of the procurement participants specified additional requirements»: Resolution Of the government of the Russian Federation of 04.02.2015 N 99 (as amended) / / "Assembly of the legislation of the Russian Federation».- 09.02.2015. - No. 6. - V. 976.

19. Popova L. V., Balashova N. N, Dugina T. A., Gorshkova N. V, Turgaeva A. A. Ways of Increasing Innovative Activity in the Agrarian Sphere as a Basis of Food Security / / Contributions to Economics. 2017. - No. 9783319606958. - Pp. 381 -386.

20. Zemlyakov Yu. D., Mamaeva I. L. on internal control in insurance organizations // Bulletin of the international Academy of systems research. Computer science, ecology, Economics. - 2016. -vol. 18 No. 2. -pp. 23-26.

21. Dvoretskaya V. V., Arangelova S. V. Organization of internal control of the business process of settlement of losses in reinsurance companies // Chronomania. - 2019.- No. 3 (16). - Pp. 81 -88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.