Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МИКРОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ'

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МИКРОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / УЧЕТ / ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К., Юсупова Е. Д.

Статья посвящена системе внутреннего контроля, представляющего собой один из элементов микроинститута (внутренней институциональной среды организации). Достаточно подробно описан формальный институт внутреннего контроля. Отражен также порядок организации внутреннего контроля с точки зрения снижения рисков.The article is devoted to the internal control system, representing one of the elements of internal institutional environment of the organization. Described in detail the formal Institute of internal control. Reflect the order of organization of internal control from the point of view of risk reduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МИКРОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ»

действиям при различных видах угроз общественной безопасности. К примеру, своевременно распознать лицо с преступным намерением в потоке сотен проходящих пассажиров и своевременно нейтрализовать его последующие действия под силу только профессионально подготовленным сотрудникам правоохранительных органов. Предотвратить преступные намерения и действия профессионального преступника может только профессионально подготовленный сотрудник правоохранительных органов в тесном взаимодействии с обученным персоналом объектов пассажирского железнодорожного транспорта, в том числе участвующими в коммерческой деятельности на территории железнодорожного вокзала и железнодорожной станции.

Таким образом, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и наличие потенциальных угроз общественной безопасности, резервы повышения защищенности объектов пассажирского железнодорожного транспорта следует искать, прежде всего, в реформировании системы подготовки и повышения квалификации кадров для правоохранительных органов на транспорте.

УДК 657.633.5, 330.837

Шакирова Р.К., кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры «Анализа и учета» Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола Юсупова Е.Д. студент

4 курс, Институт экономики, управления и финансов

Россия, г. Йошкар-Ола ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ МИКРОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ Статья посвящена системе внутреннего контроля, представляющего собой один из элементов микроинститута (внутренней институциональной среды организации). Достаточно подробно описан формальный институт внутреннего контроля. Отражен также порядок организации внутреннего контроля с точки зрения снижения рисков.

Ключевые слова: институт, институциональная среда, внутренний контроль, учет, локальные нормативные акты, риски.

INTERNAL CONTROL AS AN ELEMENT MICROINSTITUTIONAL ENVIRONMENT AND REDUCING BUSINESS RISKS The article is devoted to the internal control system, representing one of the elements of internal institutional environment of the organization. Described in

detail the formal Institute of internal control. Reflect the order of organization of internal control from the point of view of risk reduction.

Keywords: institution, institutional environment, internal control, accounting, local regulations, risks.

С точки зрения экономической теории организацию можно рассматривать как микроинституциональную категорию, определяющую порядок внутреннего и внешнего взаимодействия. Каждая организация имеет собственные специфические микроинституты [1], комплекс которых определяет внутреннюю институциональную среду организации. Внутренняя институциональная среда (в т.ч. формальные и неформальные институты), является основой корпоративной культуры предприятия. Внутренние институты организации связаны со стратегическими целями и спецификой деятельности организации. Одним из элементов внутренней институциональной среды является система внутрифирменного контроля.

Внутренний контроль [2] всегда присутствует в любой стабильно работающей организации. Он позволяет поддерживать деятельность организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, на высоком уровне, не создавая особых сложностей с оформлением дополнительной документации. При этом каждый оформленный акт или первичный документ играет важную функцию в дальнейшем существовании организации. В организации контроль лежит на руководителе, и при создании учётной политики определяется порядок документооборота, а так же четко прописана вся работа сотрудников.

Под внутренним контролем понимается процесс, который направлен на получение достаточного убеждения в том, что экономический субъект обеспечивает: а) эффективность и полноценный результат своей деятельности, которые подразумевают достижение положительных финансовых и операционных показателей, а так же всю сохранность активов; б) достоверность, точность, полноту и своевременность бухгалтерской финансовой отчетности; в) соблюдение всего применяемого законодательства на территории РФ, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни субъектов малого предпринимательства и ведении бухгалтерского учета.

Вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах малого предпринимательства регламентируются определенными нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе: статья 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; статья 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля подлежит обязательному документальному оформлению. В перечень локальных регламентирующих актов могут входить: 1) штатное расписание,

которое показывает полностью всю структуру, штатный состав организации, численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности; 2) положения об отдельных подразделениях учреждения, определяющие функции всех существующих на предприятии подразделений, все полномочия и несущую ответственность их руководителей; 3) распорядительные документы, созданные внутри организации, которые определяют основные правила принятия решений и осуществления отдельных хозяйственных операций; 4) учётная и кадровая политика организации.

К документальному оформлению фактов хозяйственной жизни субъектов малого предпринимательства можно отнести составление первичных учетных документов. Кроме того, ведение бухгалтерского учета предполагает осуществление действий, связанных с группировкой и систематизацией данных в учетных регистрах и дальнейшим составлением бухгалтерской финансовой отчетности. Регламентация ведения учета предполагает установление разносторонних требований к бухгалтерскому персоналу, а также включает другую нормативную документацию, которая разрабатывается в организации и помогает достоверно и точно вести учет.

Оценка рисков и управление ими [3-5] включает в себя: а) оценку вероятности возникновения какого-либо неблагоприятного внутреннего или внешнего факта, порождающего определенного рода риск для организации; б) оценку причин его возникновения; в) оценку различных негативных последствий, например, в виде ущерба, а также их количественную и качественную оценку.

Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, региональные, политические, экономические и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства необходима руководителю организации для того, чтобы получать полную, достоверную и своевременную информацию о текущем финансовом положении предприятия и изменениях в нем, результатах деятельности, анализировать работу за определенный период.

По результатам оценки рисков определяются наиболее значимые риски и по ним в дальнейшем принимаются оперативные решения для их ликвидации. В связи с этим составляется необходимый перечень или проект процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам. Данный перечень содержит полную информацию о: 1) характеристике существующего риска, направленного на минимизацию и уже в будущем полную ликвидацию всех последствий; 2) конкретное наименование процесса или области, в которой был обнаружен риск; 3) краткое описание программы проведения внутреннего контроля, посредством осуществления которых будут минимизироваться оставшиеся последствия риска; 4) специальный документ, в котором устанавливаются детальные требования к осуществлению всего внутреннего контроля; 5)

список исполнителей или комиссии, которая занимается всем внутренним контролем; 6) определенная периодичность, осуществления процедуры внутреннего контроля; 7) входящие и исходящие документы (на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля); 9) ожидаемый конечный результат осуществления всего перечня при проведении внутреннего контроля.

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться политика в области внешних и внутренних коммуникаций, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Документация, регламентирующая деятельность организации, подлежит регулярному обновлению и совершенствованию. Экономический субъект, в т. ч. субъект малого предпринимательства, должен не реже одного раза в год проводить оценку необходимости обновления документации. Основанием для обновления документации могут являться, результаты периодической оценки внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы учреждения. Обновление локальной нормативной документации должно быть произведено в течение рационального срока после выявления ее недостатков или изменений в деятельности учреждения.

Таким образом, если основные процедуры документального учета и контроля фактов хозяйственной жизни субъектов предпринимательства соблюдаются не формально, достаточно хорошо и четко проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность деятельности субъекта.

Использованные источники:

1.Шакирова Р.К. Институциональная среда региональной отраслевой кластеризации // Финансы и управление. -2016. - № 3. - С.63-75.

2.Рыжова Л.И. Основные элементы организации системы внутреннего контроля и направления оптимизации на предприятиях сельского хозяйства /Л.И. Рыжова //Аудит и финансовый анализ. - Москва - 2015, № 3 - С. 143147.

3.Стафиевская М.В. Бухгалтерский учет рисков в коммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 35. - С. 1629.

4.Стафиевская М.В. Риски искажения данных бухгалтерской отчетности//Актуальные проблемы экономики современной России. -2014.-№ 1. - С. 263-268.

5.Maria V. Stafievskaya, Tatyana V. Sarycheva, Lidia V. Nikolayeva, Rose A. Vanyukova, Ramziya K. Shakirova, Lubov I. Ryzhova, Svetlana M. Arutyunyan and Ksenia V. Norkina Provision for Accounting Risks // The Social Sciences, 2016. №11(8), p. 1776-1779.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.