Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродуктообеспечения'

Повышение эффективности системы внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродуктообеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
800
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNAL TAX CONTROL / TAX RISKS / TAX EFFICIENCY / TAX PLANNING / TAX OPTIMIZATION / BUSINESS PROCESS / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко А. В., Червина Ю. Г.

В статье представлены результаты исследования, посвященные организации действий налогоплательщика по повышению эффективности системы внутреннего налогового контроля, усилению налоговой безопасности посредством управления налоговыми рисками. Авторами разработан алгоритм повышения эффективности организации внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродуктообеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study on the organization of the taxpayer's actions to improve the effectiveness of the internal controls of the tax system, strengthening tax security by means of tax risk management.The algorithm of increase of efficiency of the organization of internal tax control and risk management at the enterprises of oil products supply is developed.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродуктообеспечения»

УДК 657.6

Глущенко А. В., Червина Ю. Г.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЯ

JEL-коды: М40; С19

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященные организации действий налогоплательщика по повышению эффективности системы внутреннего налогового контроля, усилению налоговой безопасности посредством управления налоговыми рисками. Авторами разработан алгоритм повышения эффективности организации внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродуктообеспечения.

Ключевые слова

Внутренний налоговый контроль, налоговые риски, налоговая эффективность, налоговое планирование, налоговая оптимизация, бизнес-процесс, информационная безопасность.

Glushchenko A. V., Chervina Yu. G.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE SYSTEMS OF INTERNAL TAX CONTROL AND RISK MANAGEMENT AT THE ENTERPRISES OF OIL PRODUCTS SUPPLY

Annotation

The article presents the results of a study on the organization of the taxpayer's actions to improve the effectiveness of the internal controls of the tax system, strengthening tax security by means of tax risk management. The algorithm of increase of efficiency of the organization of internal tax control and risk management at the enterprises of oil products supply is developed.

Keywords

Internal tax control, tax risks, tax efficiency, tax planning, tax optimization, business process, information security.

Стабильное финансовое положение любой организации во многом определяется величиной налоговых обязательств и существенностью налоговых рисков. В связи с этим важным элементом управления является контроль: именно «контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения [1, с. 6].

Современное российское законодательство предоставляет предприятию определенную свободу выбора способов

учета в соответствии со спецификой деятельности предприятия [2, с. 94]. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете исследуемые предприятия нефтепродуктообеспечения в целях повышения эффективности деятельности передали свои бизнес-процессы в части учетных функций специализированной организации - учетным региональным центрам (УРЦ), что позволяет предприятиям нефтепродуктообеспечения сконцентрировать все усилия на повышении результативных показателей основной деятельности. Но практика показывает, что

несогласованность подразделений организации зачастую приводит к негативным налоговым последствиям [3, с. 37].

Управление рисками - относительно новое явление для российских компаний [4, с. 175]. Система внутреннего налогового контроля и управления рисками предприятий нефтепродуктообеспе-чения (НПО) - это элемент системы корпоративного управления, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых и используемых ревизионной комиссией, исполнительными органами управления, руководством, налоговым отделом и всеми работниками предприятия.

На практике возможны несколько вариантов структуры службы внутреннего контроля [5, с. 42]. В настоящее время на исследуемых предприятиях нефтепро-дуктообеспечения отсутствует комплекс-

ный подход к организации внутреннего налогового контроля (ВНК) и управления рисками, фрагментарно данные функции возложены на налоговый отдел. Несистематизированный и нерегламентирован-ный внутренний налоговый контроль затрудняет проведение системного анализа замечаний и мероприятий по их устранению, мониторинг налоговых рисков. Нерешенность данных проблем обуславливает необходимость повышать эффективность внутреннего налогового контроля и управления рисками. С этой целью нами был разработан комплекс мероприятий, состоящих из последовательных этапов, направленных на повышение эффективности системы внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродукто-обеспечения, а также на увеличение налоговой эффективности (рис. 1).

3 Этап - Построение эффективной системы ВНК

4 Этап - Совершенствование механизма проверки качества информации

Рисунок 1 - Алгоритм повышения эффективности системы внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях НПО*

* Разработан авторами по результатам исследования.

Эффективность системы - это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством [6, с. 492].

Мировой опыт показывает, что системы налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде [7, с. 177]. Тем самым налоговая система оказывает влияние на систему налогового учета и внутреннего налогового контроля на предприятии. В этой связи на первом этапе нами рекомендуется провести критический анализ существующей системы внутреннего налогового контроля, ее методов и процедур, а также оценить документооборот, касающийся должностных обязанностей лиц, ответственных за налоговый контроль, их квалификацию.

Для оценки эффективности и результативности системы внутреннего налогового контроля, сформированной на предприятиях нефтепродуктообеспе-чения, предлагаем использовать следующие показатели:

1) коэффициент результативности ВНК рассчитывается по формуле: Ен э

Кр

ZH'

(1)

где ЕНЭ - показатель налоговой экономии, полученной вследствие процедур ВНК; ЕН - исчисленная сумма налогов;

2) показатель налоговой экономии определяется по формуле:

Е н э = Е нлут + Е н с О - Е н с, (2)

где ЕНЛут - уточненная сумма налоговых льгот, используемых хозяйствующим субъектом;

ЕНСо - сумма отмененных к уплате

налоговых санкций;

ЕНС - сумма налоговых санкций.

Результаты проведенного анализа позволят оценить качество и полноту осуществленных контрольных мероприятий и характеризовать уровень профессионализма сотрудников, ответственных за управление налоговыми обязательствами.

Эффективность работы отдела налогового контроля можно оценивать по результатам исполнения текущих задач, таких как разработка и внедрение унифицированной системы налогового учета для структурных подразделений (дочерних предприятий) компании. Обеспечение своевременности подачи налоговой отчетности компании в налоговые органы или сокращение времени на подготовку налоговой декларации по различным налогам за счет внедрения более эффективных процедур составления и проверки налоговых деклараций также могут являться критериями оценки деятельности внутреннего налогового контроля [8, с. 20].

В настоящее время отсутствует четкая регламентация налогового документооборота [9, с. 48]. На исследуемых предприятиях нефтепродуктообеспечения внутренний налоговый контроль не регламентирован. Формально существующие службы внутреннего контроля не обеспечивают выполнение возложенных на них функций [10, с. 111]. Поэтому нами были выработаны следующие рекомендации, направленные на адаптацию и совершенствование исследуемой системы:

- разработать внутренние регламенты, формализующие процедуры внутреннего налогового контроля и управления рисками, отвечающие должной осмотрительности организации;

закрепить в должностных инструкциях сотрудников налогового отдела процедуры их взаимодействия с учет-но-расчетным центром (УРЦ), распределить ответственность попроцессно;

- установить одним из контрольных показателей для сотрудников налогового отдела коэффициент результативности внутреннего налогового контроля, показатель налоговой экономии;

- уделить особое внимание анализу судебной практики, налогового законодательства, нормативных и разъясняющих документов министерств и ведомств, регулирующих налоговую сферу.

На данном этапе описанные мероприятия буду способствовать, во-первых, повышению организованности и ясности контрольных процессов, во-вторых, структурированию этого процесса, четкому определению приемов и методов, состава решаемых задач и достигаемых результатов.

На втором этапе реформирования системы внутреннего налогового контроля авторами выработаны инструменты, механизмы и технологии, направленные на совершенствование методологических и методических основ организации и функционирования данной системы на предприятиях нефтепродуктообес-печения по трем направлениям (табл. 1).

Таблица 1 - Развитие методологических и методических основ _внутреннего налогового контроля*_

Направление развития Инструменты, механизмы, технологии

Разработка методологий по НУ и ВНК 1) разработка и оценка существующей методологии налогового учета и ВНК; 2) подготовка проектов налоговых регистров; 3) разработка документооборота, внутренних регламентов для ведения налогового учета и ВНК

Внедрение интегрированной методологии автоматизации всех бизнес-процессов в целях оптимизации учетно-контрольных процедур в рамках ERP-системы 1) повышение уровня автоматизации учетно-налоговых и контрольных функций посредством моделирования существующих на предприятиях НПО бизнес-процессов; 2) обеспечение непрерывного управления всеми бизнес-процессами; 3) анализ инструментов БИР-системы для расчета отложенных налогов в соответствии с РСБУ и МСФО; 4) выработка методов сокращения сроков подготовки отчетности на базе БИР-системы; 5) методика автоматизированной подготовки заключений о соответствии учетных процессов налоговому законодательству РФ

Разработка методологий и методик управления рисками 1) адаптация корпоративной или разработка внутрихозяйственной методики управления налоговыми рисками; 2) подготовка налогового календаря и рекомендаций по контролю за соблюдением налоговых обязательств; 3) оценка методологии горизонтального налогового мониторинга добровольной сверки расчетов с налоговыми органами; 4) разработка автоматизированной системы управления налоговыми рисками

* Составлена авторами по результатам исследования.

Детально проработанные методологические основы позволят грамотно организовать процесс внутреннего налогового контроля и управления рисками на предприятиях нефтепродукто-обеспечения. Авторами предлагается внедрение и использование современной интегрированной методологии автоматизации «Enterprise resource planning» (ЕКР)-системы в работе предприятий нефтепродуктообеспечения.

Это методология эффективного учета, планирования, контроля и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, закупок и учета нефтепродуктов при выполнении сбытовой деятельности, которая позволит:

- исключить многократный ввод данных для нужд различных систем учета и, как следствие, оптимизировать документооборот;

- обеспечить высокий уровень достоверности налоговой информации, посредством минимизации вероятности ввода ошибочных данных и многократной обработки информации различными учетными системами;

- достичь сопоставимости и соответствия данных различных систем учета, базирующихся на использовании единого информационного пространства;

- оптимизировать численность персонала, занятого параллельным ведением учета;

- повысить качество информационной функции в системе управления налоговыми обязательствами [11, с. 106].

Таким образом, использование информационных технологий в практической деятельности компании позволяет повысить эффективность управления бизнес-процессов и добиться их более точного соответствия поставленным целям [12, с. 76].

На третьем этапе осуществляется построение эффективной системы ВНК и управления рисками. Нами в качестве одного из ключевых критериев оценки результативности работы налоговой службы предприятий нефтепродукто-обеспечения была выделена налоговая эффективность.

Налоговая эффективность - это состояние бизнес-процессов в организации, обеспечивающее оптимальный уровень налоговой нагрузки при минимальных налоговых рисках и затратах на содержание таких процессов, как увеличение стоимости компании и повышение ликвидности оборотного капитала [21].

Таким образом, налоговая эффективность включает в себя анализ налоговой нагрузки, налоговое планирование и процедуры налоговой оптимизации, которые сопровождаются оценкой рисков. Основным индикатором налоговой устойчивости при изменении в налоговой системе является уровень изменения показателей налоговой

нагрузки, при этом налоговая устойчивость находится в обратной зависимости от снижения либо роста налоговой нагрузки [13, с. 59].

Последние 15 лет предприятия нефтепродуктообеспечения повышают эффективность бизнеса за счет реструктуризации: консервации и продажи нефтебаз, продажи и передачи в аренду АЗС, вывода непрофильного персонала на аутсорсинг (правовой и учетный блок (учетно-расчетный центр), автотранспортный участок), т. к. в меняющихся экономических условиях организационная структура исследуемых предприятий оказалась неэффективной. Данные меры служат инструментом снижения налоговой нагрузки по налогу на землю и имущество, а также платежам за арендуемые земельные участки.

Налоговое планирование - это неотъемлемая часть планирования финансово-хозяйственной деятельности компании, которое осуществляется с учетом требований законодательства и сложившейся правоприменительной практики путем выбора формы и способов ведения реальной предпринимательской (экономической) деятельности, направленной на достижение деловых целей с наименьшей налоговой нагрузкой [14, с. 44].

Сегодня предприятиям нефтепро-дуктообеспечения необходимо постоянно актуализировать систему налогового планирования с целью повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности, используя методы планирования, позволяющие повысить доходы и уменьшить расходы.

Информационной базой для внутреннего налогового контроля служат данные налогового учета [15, с. 62]. Так, объектом проверки является процессный объект, выделяемый в рамках протекающего бизнес-процесса, например, при внутреннем налоговом контроле бизнес-процесса формирования налогооблагаемой базы по НДС на предприятиях

нефтепродуктообеспечения такими процессными объектами будут являться:

- сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

- НДС, начисленный с суммы доходов, облагаемых НДС;

- НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за товары, работы, услуги.

В ходе проведения внутреннего налогового контроля приводится перечень основных рисков, которые существуют или, возможно, появятся в бизнес-процессе, оказывающих влияние на результат бизнес-процесса, раскрывается методика оценки этих рисков. Данные мероприятия помогут выявить и указать возможные риски, присущие бизнес-

процессу, что позволит сосредоточить внимание на ключевых рисках и не пропустить их в процессе выполнения внутреннего налогового контроля.

Налоговые риски занимают особое место в совокупности рисков хозяйствующих субъектов, поскольку этому виду рисков подвержены все налогоплательщики [16, с. 231]. Для поддержания устойчивого развития и в целом эффективности деятельности предприятиям нефтепродуктообеспечения нами сформирована система управления рисками, обеспечивающая своевременное реагирование на изменения негативного характера в рамках среды их функционирования (рис. 2).

Оценивание рисков

Идентификация рисков. Анализ рисков. Оценка рисков <-

Выработка корректирующего решения

Рисунок 2 - Процесс выявления налоговых рисков на предприятии*

* Разработан авторами по результатам исследования.

Принятие остаточных рисков

Чтобы адекватно управлять налоговым риском на предприятие, необходимо риск идентифицировать, оценить величину риска и значимость последствий его проявления, а затем принять соответствующие меры по его управлению, при необходимости внося корректировки [17, с. 82]. Таким образом, эффективное управление налоговыми рисками является одним из обязательных условий успешного ведения предпринимательской деятельности [18, с. 159].

Информация является критически важным ресурсом для всех предприятий [19, с. 301]. На эффективность деятельности предприятий нефтепродуктообеспе-чения и их конкурентоспособность в значительной степени влияет полнота, надежность и прозрачность используемой информации. Поэтому, считаем целесообразным, установить особым объектом внутрифирменного налогового контроля информацию, получаемую на условиях дистанционного обслуживания.

Четвертый этап направлен на совершенствование механизма проверки качества информации. Контроль информационных систем ориентирован на проверку корректности загрузки данных, формирования отчетности (например, деклараций), исчисления налоговых обязательств по налогам, а также подготовку заключений о соответствии требованиям налогового законодательства РФ формируемых данных в информационной системе. Контроль информационных систем на предприятиях нефтепродуктообеспечения предлагаем организовать на основе Международного стандарта «Контрольные объекты для информационных и смежных технологий» (Control Objectives for Information and Related Technology - Cobit). Данный стандарт ориентирован на снижение рисков информационных технологий, среди которых можно выделить:

- неточную обработку данных и/или обработку неточных данных;

- несанкционированный доступ к данным, который может привести к их

уничтожению или ненадлежащим изменениям, включая отражение несанкционированных или несуществующих операций, или неточное отражение операций. Особые риски могут возникнуть в случаях, когда многие пользователи получают доступ к общим данным;

- возможность получения сотрудниками информационных служб привилегий по доступу сверх тех, которые необходимы для выполнения их обязанностей, т. е. возникновение нарушений разделения обязанностей;

- несанкционированные изменения данных в основных файлах;

- несанкционированные изменения в системах или программах;

- неспособность внести необходимые изменения в системы или программы;

- неуместное ручное вмешательство;

- потенциальную потерю данных или невозможность доступа к данным при необходимости [19, с. 34].

Внедрение положений стандарта на практике поможет организовать эффективный внутренний контроль информационных систем, будет способствовать постоянному совершенствованию процессов управления информационными технологиями и связанными с ними рисками.

Исследование показало, что для сохранения запланированного уровня рентабельности предприятиям нефтепродук-тообеспечения необходимо создание и внедрение новых учетно-налоговых и информационных технологий, соответствующих современным достижениям науки и практики. В практической деятельности предприятий нефтепродукто-обеспечения разработанный алгоритм и предложения по повышению эффективности системы внутреннего налогового контроля позволят уменьшить налоговые риски, связанные с предъявлением налоговыми органами штрафных санкций, рационализировать взаимодействие с учетно-расчетным центром, избежать

возникновения судебных конфликтов с контрагентами и государственными органами и удовлетворить интересы всех групп пользователей.

Библиографический список

1. Бровкина, Н. Д., Мельник, М. В. Контроль и ревизия : учеб. пособие / под ред. М. В. Мельник. - М. : ИНФРА-М, 2012.

2. Толстова, А. С. Риски в бухгалтерском учете предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2008. - № 9 (47). - С. 94-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Актуальные проблемы теории и практики налогообложения : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28 ноября 2013 г. / отв. ред. Е. Б. Дьякова. - Волгоград, 2013.

4. Лупикова, Е. В. Внутренний контроль в управлении налоговыми рисками // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). -С. 175-179.

5. Щербакова, Е. П. Методологические аспекты организации и функционирования внутреннего аудита в коммерческих организациях. - Ростов н/Д : АзовПечать, 2011.

6. Бройдо, В. Л., Ильина, О. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. - СПб. : Питер, 2011.

7. Григорьева, К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. - 2008. -№ 37. - С. 177-179.

8. Васильчук, Е. В. Эффективность системы внутреннего налогового контроля // Актуальные вопросы экономических наук. - 2010. - № 17-2. - С. 17-22.

9. Кучеренко, С. А., Ванжула, Д. В. Налоговый контроль как часть системы внутреннего налогового контроля экономического субъекта // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 5-7. - С. 48-50.

10. Кришталева, Т. И. Внутренний контроль - инструмент снижения налоговых издержек бюджетного учреждения // Экономика. Налоги. Право. -2013. - № 5. - С. 107-111.

11. Глущенко, А. В., Червина, Ю. Г. Интегрированные автоматизированные системы в учете // Вестник ЕААН. -2013. - № 2 (23). - С. 103-110.

12. Харакоз, Ю. К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете // Международная торговля и торговая политика. - 2014. - № 4 (84). -С. 45-53.

13. Тарасова, Л. Н., Никонова, И. Ю. Учетная политика организации как инструмент налогового планирования // Дискуссия. - 2015. - № 5 (57). - С. 57-66.

14. Путилин, Д. А. Опасные налоговые схемы. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009.

15. Цепилова, Е. С. Внутренний налоговый контроль как элемент системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов // Финансовые исследования. - 2013. - № 3 (40). - С. 57-68.

16. Табаков, А. Н., Герасимова, Е. Н. Анализ факторов и контроль налоговых рисков контрактов организации // Актуальные вопросы современной науки. -2015. - № 39. - С. 230-238.

17. Стафиевская, М. В. Необходимость идентификации и управления налоговым риском // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2010. - № 2 (16). - Т. 5. -С. 80-82.

18. Новая модель экономического роста: теоретические конструкции и реальная политика : IX Междунар. Кондратьевская конф., г. Москва, 11-12 ноября 2014 г. / под ред. В. М. Бондарен-ко. - М., 2014.

19. Мищенко, В. И., Шилов, А. К. Внедрение модели ^Ь^ 5 для руководства и управления информационными технологиями на предприятии // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 12-2. - С. 301-305.

20. Суглобов, А. Е. Понимание деятельности организации и ее окружения и оценка риска существенных искажений // Международный бухгалтерский учет. - 2009. - № 3. - С. 32-41.

21. http://www.kpmg.com/ru/ru/serv ices/tax/taxefficiency/pages/default.aspx.

Bibliographic list

1. Brovkina, N. D., Melnik, M. V. Control and audit : textbook / ed. M. V. Melnik. - M. : INFRA-M, 2012.

2. Tolstova, A. S. Risk in accounting enterprise // Vestnik of Samara State University of Economics. - 2008. - № 9 (47). -P. 94-97.

3. Actual problems of theory and practice of taxation : proceedings of II International science-pract. conf., Volgograd, 28 November, 2013 / exec. ed. by E. B. Dyakova. - Volgograd, 2013.

4. Lupikova, E. V. Internal control in management of tax risks // Innovative development of economy. - 2016. - № 3-2 (33). - P. 175-179.

5. Scherbakova, E. P. Methodological aspects of the organization and functioning of internal audit in commercial organizations. - Rostov-on-Don : Azov-Pechat, 2011.

6. Broydo, V. L., Ilyin, O. P. Computing systems, networks and telecommunications. - SPb. : St. Petersburg, 2011.

7. Grigoriev, K. S. The effectiveness of tax system at present // Vestnik of Tomsk State University. - 2008. - № 37. -P. 177-179.

8. Vasilchuk, E. V. System effectiveness of internal tax control // Topical issues of economic sciences. - 2010. - № 17-2. -P. 17-22.

9. Kucherenko, S. A., Vanzhula, D. V. Tax control as part of system of internal tax control of the economic actor // Current trends of development of science and technologies. - 2016. - № 5-7. - P. 48-50.

10. Krishtaleva, T. I. Internal control -instrument of decrease in tax expenses of

budgetary institution // Economy. Taxes. Law. - 2013. - № 5. - P. 107-111.

11. Glushchenko, A. V., Chervin, Yu. G. The integrated automated systems in account // Herald of EAAN. - 2013. -№ 2 (23). - P. 103-110.

12. Harakoz, Yu. K. Features of application of ERP systems in managerial accounting // International trade and trade policy. - 2014. - № 4 (84). - P. 45-53.

13. Tarasova, L. N., Nikonov, I. Y. Accounting policies of organization as a tax planning tool // Discussion. - 2015. -№ 5 (57). - P. 57-66.

14. Putilin, D. A. Dangerous tax schemes. - M. : Alpina Business Books, 2009.

15. Tsepilova, E. S. Internal tax control as element of system of internal control of economic entities // Financial researches. - 2013. - № 3 (40). - P. 57-68.

16. Tabakov, A. N., Gerasimov, E. N. Analysis of factors and control tax risks of contracts of organizations // Actual problems of modern science. - 2015. - № 39. -P. 230-238.

17. Stafievskaya, M. V. The need to identify and manage tax risks // Vestnik of Kazan State Agrarian University. - 2010. -№ 2 (16). - Vol. 5. - P. 80-82.

18. New model of economic growth: theoretical construction and real politics: IX International Kondratieff Conference, Moscow, November 11-12, 2014. / ed. by V. M. Bondarenko. - M., 2014.

19. Mishchenko, V. I., Shilov, A. K. Implementation Cobit 5 models for management and information technology management at the enterprise // Basic Research. - 2015. - № 12-2. - P. 301-305.

20. Suglobov, A. E. Understanding of organization activity and its environment and risk assessment of essential mis-statements // International accounting. -2009. - № 3. - P. 32-41.

21. http://www.kpmg.com/ru/ru/serv ices/tax/taxefficiency/pages/default.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.