Научная статья на тему 'Внутренний имидж тяжелой атлетики и пути его совершенствования'

Внутренний имидж тяжелой атлетики и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
480
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ / ИМИДЖЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / WEIGHTLIFTING / INTERNAL IMAGE / IMAGE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волкова Анастасия Николаевна, Степанова Дарья Павловна

Приведены имиджевые характеристики тяжёлой атлетики и результаты оценки их важности и реализованности студентами-тяжелоатлетами. Построена карта «важность исполнение», сформулированы рекомендации по совершенствованию внутреннего имиджа данного вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волкова Анастасия Николаевна, Степанова Дарья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL IMAGE OF WEIGHTLIFTING AND WAYS TO IMPROVE IT

The article presents the image characteristics weightlifting and an assessment of their importance and actualization by the students-weightlifters. A map of the importance-performance and recommendations for improving the internal image of the sport are given by the author.

Текст научной работы на тему «Внутренний имидж тяжелой атлетики и пути его совершенствования»

УДК 796.88

ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

А.Н. Волкова, Д.П. Степанова

Приведены имиджевые характеристики тяжёлой атлетики и результаты оценки их важности и реализованности студентами-тяжелоатлетами. Построена карта «важность - исполнение», сформулированы рекомендации по совершенствованию внутреннего имиджа данного вида спорта.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, внутренний имидж, имиджевые характеристики.

В октябре 2016 года на международном форуме «Россия -спортивная держава» Президентом России Владимиром Путиным были подведены итоги прошедшей Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Главой государства было отмечено, что у нас есть одиннадцать видов спорта, в которых отставание наших атлетов приобрело «хронический характер», и семь видов спорта, в которых «отечественные спортсмены на Олимпиаду даже не отобрались» [1]. Участниками форума также было отмечено, что развитие отечественного спорта невозможно без его целенаправленной пропаганды.

Очевидно, что одним из важнейших направлений пропагандистской работы является создание и укрепление привлекательного имиджа тех олимпийских видов спорта, которые не пользуются успехом у детей, подростков и молодёжи. В числе таких видов - тяжёлая атлетика [2].

Целью исследования выступила оценка внутреннего имиджа тяжёлой атлетики и определение путей его совершенствования.

В своём исследовании под имиджем мы будем понимать сложившиеся в обществе эмоционально окрашенные образ, мнение, представление о каком-либо объекте (в нашем случае - тяжёлой атлетике) [3], а под внутренним имиджем - представление самих тяжелоатлетов о своем виде спорта.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1) выбрать перечень признаков, характеризующих имидж тяжёлой атлетики;

2) оценить степень важности выбранных признаков;

3) выявить уровень реализованности этих признаков;

4) построить карту «важность-исполнение»;

5) сформулировать рекомендации по совершенствованию внутреннего имиджа тяжёлой атлетики.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме

исследования; опрос (анкетирование) студентов, занимающихся тяжёлой атлетикой; метод средних величин; построение карты «важность-исполнение».

Перечень признаков, характеризующих имидж вида спорта, был получен нами в ходе более ранних исследований и описан в статье «Популярность вида спорта: понятие, атрибуты, способы повышения» [4].

Для решения второй и третьей задач нами была составлена анкета и проведен опрос 12-ти студентов Московского городского педагогического университета, занимающихся тяжёлой атлетикой и имеющих спортивные разряды от Ш-го до Мастера спорта. Студентам было предложено оценить каждую из имиджевых характеристик тяжёлой атлетики по шкалам:

• важности: 5 баллов - исключительно важно, 4 балла - важно, 3 балла - трудно сказать, 2 балла - не важно, 1 балла - абсолютно не имеет значения;

• реализованности: 5 баллов - абсолютно реализован (присутствует в полной мере), 4 балла - реализован (скорее присутствует, чем нет), 3 балла - трудно сказать, 2 балла - не реализован (скорее отсутствует), 1 балл -абсолютно не реализован (отсутствует).

Затем для каждой имиджевой характеристики были рассчитаны средние баллы по категориям «важность» и «исполнение», которые были приняты в качестве координат для нанесения на карту «важность-исполнение». Данная карта представляет собой две пересечённые оси координат, которые делят пространство на четыре квадранта: (1) «успешный результат», (2) «возможная переоценка», (3) «низкий приоритет» и (4) «сосредоточиться на этом» [5]. За центр пересечения осей была принята точка с координатами (4,31; 3,71), которые были определены как общие средние арифметические балльных оценок по категориям «важность» и «исполнение».

Полученные данные были использованы для формулировки рекомендаций по совершенствованию внутреннего имиджа тяжёлой атлетики.

В первом столбце таблицы представлен перечень из 23 -х имиджевых характеристик исследуемого вида спорта, во втором столбце приведены результаты оценки важности, а в третьем - реализованности (присутствия) каждой из характеристик в тяжёлой атлетике.

Как видно из таблицы, наиболее важными с точки зрения студентов-тяжелоатлетов имиджевыми характеристиками любого вида спорта являются: зрелищность, высокие спортивные достижения отечественных спортсменов, востребованность (большое количество желающих заниматься), массовость, финансовая доступность, красота, эстетичность, здоровьесберегающий характер вида спорта.

Имиджевые характеристики тяжёлой атлетики, их важность и реализованность (по результатам опроса студентов-спортсменов)

Степень Степень

Признаки (характеристики) важности реализованности

X, баллы X, баллы

1. Высокая зрелищность вида спорта (интрига, захватывающий характер, интересно смотреть) 4,75 4,50

2. Хорошая освещаемость в СМИ (трансляции, передачи, репортажи, фильмы, реклама) 4,37 4,00

3. Красота и высокая эстетичность вида спорта (приятно смотреть) 4,62 4,50

4. Высокие спортивные достижения отечественных спортсменов 4,75 4,50

5. Хорошее финансирование вида спорта 4,00 3,25

6. Развитая инфраструктура вида спорта 4,00 3,25

7. Включённость в программу Олимпийских игр 4,37 4,37

8. Доступность (физическая, технико-тактическая, координационная) - не требует особых данных 4,37 3,62

9. Недорогой вид спорта (доступен в финансовом отношении) 4,75 3,75

10. Массовость (большое количество занимающихся, поклонников, фанатов) 4,62 3,62

11. Отсутствие допинговых скандалов 4,50 2,50

12. Низкая травмоопасность вида спорта 4,50 3,37

13. Соответствие климато-географическим условиям страны (региона) 4,50 4,62

14. Гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин/женщин (соответствие гендерным особенностям) 4,50 3,62

15. Востребованность вида спорта (много желающих им заниматься) 4,75 3,87

16. Престижность вида спорта 4,37 3,62

17. Не оказывает разрушительного влияния на здоровье занимающихся 4,62 3,75

18. Наличие элементов экстрима 3,75 2,87

19. Является традиционным для страны (региона) 4,37 4,25

20. Пользуется интересом (успехом) у подростков и молодёжи 4,37 3,37

21. Наличие гендерных ограничений (вид спорта только для девочек/мальчиков) 2,62 2,25

22. Отсутствие гендерных ограничений (вид спорта и для девочек, и для мальчиков) 3,75 3,00

23. Его нельзя назвать «смешным» или «глупым» 3,87 4,87

Достаточно важными имиджевыми признаками являются: отсутствие допинговых скандалов, низкая травмоопасность, соответствие климато-географическим условиям страны (региона), соответствие гендерным

особенностям занимающихся, включённость в программу Олимпийских игр, хорошая освещаемость в средствах массовой информации и коммуникации, доступность (физическая, технико-тактическая, координационная), престижность вида спорта, традиционность для страны (региона), высокий интерес (успех) у подростков и молодёжи.

Что касается реализованности, то к числу наиболее реализованных имиджевых признаков тяжёлой атлетики опрошенные отнесли: то, что данный вид спорта нельзя назвать «смешным» или «глупым», его соответствие климато-географическим условиям страны, высокую зрелищность (интрига, захватывающий характер, интересно смотреть), весомые спортивные достижения отечественных тяжелоатлетов, красоту и высокую эстетичность своего вида спорта, его включённость в программу Олимпийских игр.

Отчасти реализованными имиджевыми признаками были названы: хорошая освещаемость тяжёлой атлетики в средствах массовой информации и коммуникации, востребованность данного вида спорта, отсутствие разрушительного влияния на здоровье занимающихся, финансовая доступность вида спорта, его гармония с врождёнными качествами мужчин или женщин, массовость, физическая, технико-тактическая, координационная доступность вида спорта (занятия им не требуют особых данных).

Хуже всего, по мнению опрошенных спортсменов, в тяжёлой атлетике реализованы (а, значит, создают ей негативный имидж) следующие признаки: гендерные доступность и сообразность вида спорта, наличие элементов экстрима, отсутствие допинговых скандалов.

Данные таблицы послужили координатами точек для построения карты «важность-исполнение» (рисунок).

Карта "важность-исполнение"

* ■ • •

* • *< В 8

• 9

О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5

Важность

Карта «важность - исполнение»

Как видно из рисунка, в квадрант «успешный результат» попали такие имиджевые характеристики тяжёлой атлетики, как:

- высокая зрелищность вида спорта (интрига, захватывающий характер, интересно смотреть) (4,75; 4,50);

- хорошая освещаемость в СМИ (трансляции, передачи, репортажи, фильмы, реклама) (4,37; 4,00);

- красота и высокая эстетичность вида спорта (4,62; 4,50);

- высокие спортивные достижения отечественных тяжелоатлетов (4,75; 4,50);

- вхождение в программу Олимпийских игр (4,37; 4,37);

- ценовая доступность (4,75; 3,75);

- соответствие климато-географическим условиям страны (региона) (4,50; 4,62);

- востребованность (достаточное количество желающих заниматься данным видом спорта) (4,75; 3,87);

- отсутствие разрушающего влияния на здоровье занимающихся (4,62; 3,75);

- традиционность для страны (региона) (4,37; 4,25).

В квадранте «сосредоточиться на этом» разместились такие имиджевые характеристики, как:

- доступность (физическая, технико-тактическая, координационная) тяжёлой атлетики - не требует особых данных (4,37; 3,62);

- массовость (большое количество занимающихся, поклонников, фанатов) (4,62; 3,62);

- отсутствие допинговых скандалов (4,50; 2,50);

- низкая травмоопасность (4,50; 3,37);

- гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин или женщин (соответствие гендерным особенностям) (4,50; 3,62);

- престижность вида спорта (4,37; 3,62);

- интерес (успех) у подростков и молодёжи (4,37; 3,37).

В квадранте «низкий приоритет» оказались следующие имиджевые характеристики:

- хорошее финансирование (4,00; 3,25);

- развитая инфраструктура вида спорта (4,00; 3,25);

- наличие элементов экстрима (3,75; 2,87);

- наличие гендерных ограничений (2,62; 2,25);

- отсутствие гендерных ограничений (3,75; 3,00).

В квадрант «возможная переоценка» попала такая имиджевая характеристика, как «его нельзя назвать "смешным" или "глупым"» (3,87; 4,87).

43 % (10) показателей попало в квадрант «успешный результат», что свидетельствует о высоком внутреннем имидже тяжёлой атлетики по этим 10-ти позициям. И здесь задача тренерского состава и руководства

спортивной организации, на базе которой проводилось исследование, а также всей Федерации тяжёлой атлетики - поддерживать занятые позиции.

Что касается 22 % (5-ти) признаков, разместившихся в квадранте «низкий приоритет», то тренерскому составу, руководству спортивной организации и Федерации тяжёлой атлетики не следует уделять им большого внимания и не вкладывать в их реализацию дополнительные силы и средства, поскольку рейтинг важности этих характеристик низок и для занимающихся.

30 % (7) показателей попали в самый «проблемный» квадрант -«сосредоточиться на этом». Содержание этих признаков указывает на то, что сами тяжелоатлеты считают свой вид спорта:

- недостаточно популярным и не престижным - не пользующимся интересом (успехом) у подростков и молодёжи, не массовым и не имеющим большого количества поклонников и фанатов;

- не соответствующим гендерным особенностям занимающимся -дисгармонирующим с врождёнными качествами женщин;

- слабодоступным - предъявляющим высокие требования к уровню физической, технической, координационной подготовленности как начинающих, так и опытных спортсменов;

- травмоопасным;

- сопряжённым с допинговыми скандалами.

Такой результат свидетельствует о существенных упущениях в работе над имиджем тяжёлой атлетики, что может привести к высокой текучести занимающихся и потере перспективных спортсменов. В связи с этим необходимо обратить внимание именно на эти характеристики и разработать программу для их коррекции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам нашего исследования мы сформулировали практические рекомендации по совершенствованию имиджа тяжёлой атлетики:

1) чаще транслировать в средствах массовой информации и коммуникации спортивные соревнования по тяжёлой атлетике (в том числе, женской), включая показательные выступления и мастер-классы выдающихся спортсменов (спортсменок);

2) вести работу по развитию инфраструктуры занятий тяжёлой атлетикой (спортивных сооружений и организаций), обеспечивающей должную массовость юношеского и студенческого спорта;

3) разрабатывать и реализовывать научно обоснованную государственную антидопинговую программу, способствовать предупреждению и своевременному купированию допинговых скандалов с участием отечественных тяжелоатлетов;

4) привлекать спонсоров, меценатов и иных заинтересованных доноров к работе по «раскручиванию» тяжёлой атлетики (особенно женской) в средствах массовой информации и коммуникации.

Предоставлять возможность трансляции спонсорской рекламы в прайм-тайм;

5) привлекать специалистов в области маркетинга, рекламного и PR-менеджмента к работе по популяризации тяжёлой атлетики, формированию позитивного (как внешнего, так и внутреннего) имиджа этого вида спорта;

6) готовить высококвалифицированных специалистов, компетентных в вопросах спортивной имиджелогии, пропаганды занятий тяжёлой атлетикой;

7) при подготовке информационных и агитационных материалов использовать такие рекламные аргументы, как: доступность тяжёлой атлетики для начинающих - занятия этим видом спорта не требует особых данных; высокие престиж и массовость тяжёлой атлетики (в том числе, женской) за рубежом; большое количество занимающихся, поклонников, фанатов таких разновидностей тяжёлой атлетики, как силовой атлетизм, пауэрлифтинг, русский жим и др. в нашей стране; тот факт, что при серьёзном отношении и грамотном подходе тяжёлая атлетика не более травмоопасна, чем любой другой вид спорта; множество позитивных эффектов от силовых упражнений, в том числе, из арсенала тяжёлой атлетики и т. п.;

8) при подготовке рекламно-информационных материалов задействовать весь спектр хорошо зарекомендовавших себя методов и приёмов формирования имиджа, в их числе:

- метод дистинктивных отличий - создание индивидуального набора отличительных характеристик тяжёлой атлетики, выгодно отличающих её от других видов спорта;

- «вписывание» создаваемого имиджа в «идеальный» образ, соответствующий идеализированному представлению реальных и потенциальных занимающихся о тяжёлой атлетике;

- «привязывание» формируемого имиджа тяжёлой атлетики к успешно реализованным образам других силовых видов спорта;

- встраивание имиджа тяжёлой атлетики на уровень знакомого и близкого (исконно русского) в противовес понятия о «чужом»;

- метод парадокса, когда с помощью короткой (при этом - меткой) фразы или яркого (как правило, провокационного) визуального образа бросается вызов традиционным ценностям и устоям общества [1]; парадоксальная идея (связанная, например, с «неженским» характером тяжёлой атлетики) подхватывается и начинает массово воспроизводится в обществе;

- конструирование мифов - красочная «подача» ситуаций (фактов из биографии известных спортсменов и тренеров, случаев на тренировках, соревнованиях и т.п.), связанных с тяжёлой атлетикой, наделение личностей

(выдающихся тяжелоатлетов, спортивных деятелей) мифологическими чертами;

9) организовать и поддерживать сотрудничество с образовательными организациями (общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного) образования с целью привлечения подростков и молодёжи к занятиям тяжёлой атлетикой: распространение информации среди потенциальных занимающихся и их родителей о виде спорта и наборе подростков в спортивные школы и секции, организация в образовательных организациях спортивных секций по тяжёлой атлетике и силовому атлетизму, проведение на базе образовательных организаций соревнований, спортивных праздников, открытых тренировочных занятий, фестивалей, мастер-классов с возможностью попробовать себя в этом виде спорта вместе с профессионалами, согласованность расписания учебных и дополнительных (как в образовательной организации, так и вне её) занятий и спортивных тренировок;

10) вводить элементы тяжёлой атлетики и силового атлетизма в программу занятий по физической культуре в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования.

Список литературы

1. Проблемы допинга и уход Жукова: в Коврове завершился второй день форума. URL: https://ria.ru/vladimir/20161011 /1479000062.html (дата обращения: 11.11.2016).

2. Кухтерина А.Н., Степанова О.Н. Рейтинг привлекательности видов спорта: анализ мнений студентов-спортсменов // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: матер. науч.-практ. конф. М.: Прометей, 2010. С. 70-78.

3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

4. Кухтерина А.Н. Популярность вида спорта: понятие, атрибуты, способы повышения // Преподаватель XXI век. 2011. № 3. С. 100-108.

5. Степанова О.Н. Теория и практика маркетинговых исследований в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2015. 376 с.

6. Ванова А., Палагина И. Парадокс как метод влияния: PR, реклама, журналистика // Рекламодатель: теория и практика. 2011. № 4. С. 47-53.

Волкова Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования, соискатель, kuhteragyandex.ru, Россия, Москва, Дворец творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова»; Московский педагогический государственный университет,

Степанова Дарья Павловна, студентка, mormontus1888ggmail. com, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

INTERNAL IMAGE OF WEIGHTLIFTING AND WAYS TO IMPROVE IT

D.P. Stepanova, A.N. Volkova

The article presents the image characteristics weightlifting and an assessment of their importance and actualization by the students-weightlifters. A map of the importance-performance and recommendations for improving the internal image of the sport are given by the author.

Key words: weightlifting, internal image, image characteristics.

Volkova Anastasia Nikolaevna, teacher of additional education, a post graduate student, kuhteraayandex.ru, Russia, Moscow, Palace of Children and Youth "Undiscovered Island", Moscow State Pedagogical University,

Stepanova Darya Pavlovna, student, mormontus I888agmail. com, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University

УДК 796.431.2

АНАЛИЗ КИНЕМАТИКИ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Р.М. Галухин, Н.Г. Михайлов

На основании сравнения биомеханических характеристик беговых и прыжковых упражнений рассмотрены возможности их использования в подготовке квалифицированных прыгунов в длину.

Ключевые слова: биомеханика прыжка в длину, беговые и прыжковые упражнения, длина и частота шагов, скорость разбега.

С точки зрения биомеханики длина прыжка в длину определяется скоростными способностями спортсмена. Результат в прыжках в длину детерминирован средней скоростью разбега, о чём свидетельствует наличие тесной корреляционной связи между этими показателями, которая колеблется на уровне 0,83-0,94 [1]. При этом теснота корреляционной связи возрастает, если скорость измеряется на отрезках, приближающихся к месту отталкивания. То есть, чем ближе значения средней скорости отталкивания к максимальным значениям скорости данного спортсмена, показанной во время спринтерского бега, тем дальше будет прыжок.

Однако при ближайшем рассмотрении связь между длиной прыжка и скоростью разбега зависит от ряда других показателей, которые необходимо учитывать прыгунам в длину [2]. Рассмотрим их. Скорость бега зависит от соотношения длины и частоты шагов. Длина шага в разбеге нарастает постепенно и меняется определённым образом на последних шагах разбега. Стабильность в изменении параметров длины шага влияет на точность постановки ноги на место отталкивания. Наблюдения за спортивными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.