Научная статья на тему 'Отличительные характеристики популярных видов спорта: анализ представлений современных подростков'

Отличительные характеристики популярных видов спорта: анализ представлений современных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1689
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРНОСТЬ ВИДА СПОРТА / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯРНОГО ВИДА СПОРТА / POPULARITY OF A KIND OF SPORT / MODERN TEENAGERS / DISTINCTIVE CHARACTERISTICS OF A POPULAR KIND OF SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова О.Н., Волкова А.Н.

В последние годы проблема популяризации различных видов спорта, в первую очередь олимпийских, признана в России важной государственной проблемой, требующей своего безотлагательного решения. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является создание и укрепление привлекательного имиджа того или иного вида спорта, что возможно лишь при условии учёта тех отличительных характеристик (как реальных, так и приписываемых), которые отражают восприятие этого вида спорта целевой аудиторией. Методы: опросы в форме эссе и анкетирования, качественный контент-анализ результатов опросов, методы математической статистики (метод средних величин, корреляционный анализ, метод корреляционных плеяд, факторный анализ). Материалы. В статье анализируются представления современных подростков о том, какими отличительными характеристиками должен обладать популярный вид спорта. Результаты. Установлен перечень отличительных характеристик, присущих, по мнению современных подростков, популярным видам спорта; определена иерархия важности выявленных характеристик; разработана статистическая (факторная) модель популярного вида спорта. Заключение. Результаты проведённых исследований позволили сформулировать комплекс педагогических условий успешной популяризации вида спорта в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During recent years the problem of different kinds of sport popularization, first of all the Olympic kinds of sport, was acknowledged an important state problem in Russia, which demands urgent solution. One of the prospective directions of this problem solution is an attractive image of this or that kind of sport creation and strengthening and it is possible only in case of taking into consideration those distinctive characteristics (both real and assignable), which reflect the perception of this kind of sport by targeted public. Research methods: questioning in the form of an essay and questionnaire, qualitative content-analysis of questioning results, methods of mathematical statistics (method of average values, correlative analysis, method of correlative pleiads, factorial analysis). Materials. The article gives modern teenagers’ ideas analysis about the distinctive characteristics, which should have a popular kind of sport. Results. The list of distinctive characteristics, which are typical to popular kinds of sport, in the opinion of modern teenagers, is presented; the hierarchy of the revealed characteristics importance is determined; a statistical (factorial) model of a popular kind of sport is created. Conclusion. The results of the held research works helped to formulate a complex of pedagogical conditions of a kind of sport successful popularization among teenagers.

Текст научной работы на тему «Отличительные характеристики популярных видов спорта: анализ представлений современных подростков»

DOI 10.14526/01_1111_161 УДК 796.011.2

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯРНЫХ ВИДОВ СПОРТА: АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

О.Н. Степанова - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991 E-mail: sportÇa mpgu. edu

А.Н. Волкова - педагог дополнительного образования ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова», Ангелов переулок, дом 2, корпус 2, Москва, Россия, 125310 E-mail: kuhtera@ yandex. ru

Аннотация. В последние годы проблема популяризации различных видов спорта, в первую очередь - олимпийских, признана в России важной государственной проблемой, требующей своего безотлагательного решения. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является создание и укрепление привлекательного имиджа того или иного вида спорта, что возможно лишь при условии учёта тех отличительных характеристик (как реальных, так и приписываемых), которые отражают восприятие этого вида спорта целевой аудиторией. Методы: опросы в форме эссе и анкетирования, качественный контент-анализ результатов опросов, методы математической статистики (метод средних величин, корреляционный анализ, метод корреляционных плеяд, факторный анализ). Материалы. В статье анализируются представления современных подростков о том, какими отличительными характеристиками должен обладать популярный вид спорта. Результаты. Установлен перечень отличительных характеристик, присущих, по мнению современных подростков, популярным видам спорта; определена иерархия важности выявленных характеристик; разработана статистическая (факторная) модель популярного вида спорта. Заключение. Результаты проведённых исследований позволили сформулировать комплекс педагогических условий успешной популяризации вида спорта в подростковой среде.

Ключевые слова: популярность вида спорта, современные подростки, отличительные характеристики популярного вида спорта.

DISTINCTIVE CHARACTERISTICS OF POPULAR KINDS OF SPORT: MODERN

TEENAGERS' IDEAS ANALYSIS

Olga N. Stepanova - doctor of pedagogics, professor Moscow Pedagogical State University, 1/1 Str. Malaya Pirogovskaya, Moscow, 119991, Russia E-mail: sport@mpgu.edu

Anastasia N. Volkovа - additional education teacher Palace of Children and Youth "Undiscovered Island", 2/2, Angelov Lane, Moscow, Russia, 125310 E-mail: kuhtera@yandex.ru

Annotation. During recent years the problem of different kinds of sport popularization, first of all the Olympic kinds of sport, was acknowledged an important state problem in Russia, which demands urgent solution. One of the prospective directions of this problem solution is an attractive image of this or that kind of sport creation and strengthening and it is possible only in case of taking into consideration those distinctive characteristics (both real and assignable), which reflect the perception of this kind of sport by targeted public. Research methods: questioning in the form of an essay and questionnaire, qualitative content-analysis of questioning results, methods of mathematical statistics (method of average values, correlative analysis, method of correlative pleiads, factorial analysis). Materials. The article gives modern teenagers' ideas analysis about the distinctive characteristics, which should have a popular kind of sport. Results. The list of distinctive characteristics, which are typical to popular kinds of sport, in the opinion of modern teenagers, is presented; the hierarchy of the revealed characteristics importance is determined; a statistical (factorial) model of a popular kind of sport is created. Conclusion. The results of the held research works helped to formulate a complex of pedagogical conditions of a kind of sport successful popularization among teenagers.

Keywords: popularity of a kind of sport, modern teenagers, distinctive characteristics of a popular kind of sport.

Введение. Как показывают исследования последних лет, проблема популяризации различных видов спорта, в первую очередь - олимпийских, признана в России важной государственной проблемой, требующей своего

безотлагательного решения [1, 2, 4].

Одним из наиболее важных направлений работы по популяризации того или иного вида спорта является создание и укрепление его привлекательного имиджа. Как известно, имидж можно определить как сложившийся в сознании целевой аудитории эмоционально окрашенный образ объекта с присущими ему отличительными характеристиками [5]. Исходя из этого становится очевидным, что усилия по популяризации того или иного вида спорта будут эффективными лишь при условии учёта тех отличительных характеристик (как реальных, так и приписываемых), которые отражают восприятие этого вида спорта целевой аудиторией (обычно

занимающимися, болельщиками и/или их ближайшим окружением).

Учитывая вышеизложенное, перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи: 1) установить перечень отличительных характеристик, присущих, по мнению

современных подростков, популярным видам спорта; 2) определить иерархию важности выявленных характеристик; 3) разработать статистическую (факторную) модель популярного вида спорта; 4) сформулировать педагогические условия успешной популяризации вида спорта среди подростков как потенциальных занимающихся и болельщиков.

Методы и организация исследования. Для решения первой задачи нами были проведены опросы 56 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, занимающихся олимпийскими видами спорта. Респондентам было предложено написать эссе, в котором тезисно, не более чем в 30 словах, словосочетаниях или предложениях дать ответ на вопрос: «Какими отличительными признаками должен обладать вид спорта, чтобы можно было считать его популярным?». Результаты анкетирования обрабатывались методом качественного контент-анализа.

Для определения иерархии важности выявленных признаков:

- была разработана анкета, в которой: а) перечислялись характеристики, полученные по результатам контент-анализа эссе подростков-спортсменов и дополненные результатами аналогичных исследований, проведённых на

контингенте студентов факультета

физической культуры Московского педагогического государственного

университета [3]; б) присутствовал вопрос: «Как Вы оцениваете степень популярности своего вида спорта для окружающих?»;

- проведено анкетирование на том же контингенте подростков. Респондентам было предложено: а) оценить важность каждого признака популярности по пятибалльной шкале (от 5 -исключительно важно, до 1 - абсолютно не имеет значение); б) оценить степень популярности своего вида спорта для окружающих (по шкале от 5 -исключительно популярный до 1 балла -абсолютно непопулярный).

Обработка результатов

производилась при помощи метода средних величин, корреляционного анализа (рассчитывались ранговые коэффициенты корреляции Спирмена) и метода корреляционных плеяд.

В целях разработки статистической модели популярного вида спорта был использован факторный анализ (метод ротации референтных осей по Varimax-критерию).

Данные, полученные в ходе решения первых трёх задач исследования, послужили ориентирами для

формулировки педагогических условий успешной популяризации вида спорта в подростковой среде.

Результаты исследования и их обсуждение. В первом столбце таблицы 1 представлен перечень из 23 отличительных характеристик

популярного вида спорта, полученный по результатам контент-анализа эссе подростков-спортсменов. Во втором столбце приведены результаты оценки важности каждой из выявленных характеристик в формате X ± о; список показателей выстроен по убыванию.

Как видно из таблицы 1, наиболее значимыми признаками популярности

вида спорта, по словам опрошенных, являются: востребованность, престижность и массовость вида спорта, его зрелищность, эстетичность и хорошая освещаемость в СМИ, высокие достижения отечественных спортсменов, включённость в программу Олимпийских игр. Также для подростков важно, чтобы этот вид спорта нельзя было назвать «смешным» или «глупым».

Достаточно важны для подростков такие моменты, как гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин или женщин (соответствие гендерным особенностям) и отсутствие допинговых скандалов.

Подростками выдвинут целый ряд требований к доступности вида спорта: развитая инфраструктура (много мест для занятий), соответствие финансовым возможностям занимающихся, физическая, технико-тактическая и координационная доступность («не требует особых данных»), отсутствие или, наоборот, наличие гендерных ограничений в доступе к занятиям.

В число показателей, значимость которых опрошенные оценили как «несколько выше средней», вошли характеристики, отражающие соответствие вида спорта традициям и климато-географическим условиям страны (региона).

Примечательно, что на одном уровне значимости (X близки друг к другу) находятся показатели «наличие элементов экстрима» и «низкая травмоопасность вида спорта», что говорит о наличии в подростковой среде двух типологических групп, одна из которых считает популярными те виды спорта, занятия которыми способствуют получению «острых» ощущений, а другая - виды спорта, занятия которыми, наоборот, не сопряжены с опасностью и риском.

Таблица 1 - Отличительные характеристики популярного вида спорта, полученные по результатам опроса подростков, и иерархия их важности (п = 56)

ПРИЗНАКИ (характеристики) X ± а, баллы

1. Востребованность вида спорта (много желающих им заниматься) 4,41±0,78

2. Пользуется интересом (успехом) у подростков и молодёжи 4,39±0,73

3. Высокая зрелищность вида спорта (интрига, захватывающий 4,38±0,78

характер, интересно смотреть)

4. Массовость (большое количество занимающихся, 4,36±0,90

поклонников, фанатов)

5. Хорошая освещаемость в средствах массовой информации и коммуникации 4,32±0,86

6. Высокие спортивные достижения отечественных спортсменов 4,32±1,01

7. Хорошее финансирование вида спорта 4,27±0,98

8. Входит в программу Олимпийских игр 4,23±1,31

9. Его нельзя назвать «смешным» или «глупым» 4,23±1,28

10. Развитая инфраструктура вида спорта 4,21±0,85

11. Престижность вида спорта 4,21±0,99

12. Недорогой вид спорта (доступен в финансовом отношении) 4,20±1,02

13. Красота и высокая эстетичность вида спорта (приятно смотреть) 4,13±0,99

14. Гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин или женщин (соответствие гендерным особенностям) 4,04±1,13

15. Отсутствие допинговых скандалов 4,02±1,34

16. Доступность (физическая, технико-тактическая, координационная) вида спорта - занятия им не требуют особых данных 3,91±1,10

17. Является традиционным для страны (региона) 3,91±1,30

18. Не оказывает разрушительного влияния на здоровье занимающихся 3,84±1,25

19. Отсутствие гендерных ограничений (вид спорта и для мужчин, и для женщин) 3,66±1,44

20. Соответствует климато-географическим условиям страны (региона) 3,64±1,30

21. Наличие элементов экстрима 3,64±1,43

22. Низкая травмоопасность вида спорта 3,59±1,29

23. Наличие гендерных ограничений (исключительно женский/мужской вид спорта) 2,57±1,32

Для уточнения иерархии и списка наиболее важных признаков популярности вида спорта было проведено вычисление оцениваете степень популярности своего

коэффициентов корреляции Спирмена вида спорта для окружающих?» и

между ответами на вопрос: «Как Вы показателями значимости каждого из 23

атрибутов популярности (графа 1 таблицы 1), а затем построена корреляционная

плеяда (рисунок 1).

0,467 0,57С

0,605

6

Рисунок 1 - Корреляционная структура признаков, определяющих степень популярности того или иного вида спорта в глазах общественности

Как видно из рисунка 1, вид спорта, который претендует на то, чтобы считаться популярным в глазах общественности, должен, по мнению подростков, обладать следующими отличительными характеристиками (приведены в порядке убывания расчётного значения рангового коэффициента корреляции Спирмена (р), а значит, в порядке убывания значимости перечисленных признаков):

■ не оказывать разрушительного влияния на здоровье занимающихся (р = 0,912; Р < 0,01);

■ быть массовым, иметь большое количество занимающихся, поклонников, фанатов (р = 0,885; Р < 0,01);

■ соответствовать климато-географическим условиям страны (региона) (р = 0,872; Р < 0,01);

■ быть недорогим (доступным в финансовом отношении) (р = 0,795; Р < 0,01);

Таблица 2 - Статистическая (факторная) модель популярного вида спорта

■ не накладывающим гендерных ограничений (р = 0,713; Р < 0,01);

■ престижным (р = 0,710; Р < 0,01);

■ обладать развитой инфраструктурой (р = 0,644; Р < 0,01);

■ быть традиционным для страны (региона) (р = 0,605; Р < 0,01);

■ обладать высокой зрелищностью (р = 0,570; Р < 0,01);

■ быть физически, технически, тактически, координационно доступным, не требующим от занимающихся «особых данных» (р = 0,493; Р < 0,05);

■ пользоваться интересом (успехом) у подростков и молодёжи (р = 0,467; Р < 0,05).

Обработка результатов опросов методом факторного анализа позволила построить статистическую (факторную) модель популярного вида спорта (таблица 2).

Удельный вес фактора, % Наполнение фактора с указанием величины нагрузки Идентификация фактора

2 3 4

17,826 Высокая востребованность вида спорта (много желающих им заниматься) (0,808). Широкое общественное признание вида спорта

Пользуется интересом (успехом) у подростков и молодёжи (0,784). Доступность (физическая, технико-тактическая, координационная) - не требует «особых данных» (0,734). Хорошая освещаемость в СМИ (трансляции, передачи, репортажи, фильмы, реклама) (0,671). Развитая инфраструктура (0,646). Массовость (большое количество занимающихся, поклонников, фанатов) (0,536). Престижность вида спорта (0,519). Хорошее финансирование вида спорта (0,504).

10,154 Его нельзя назвать «смешным» или «глупым» (0,840). Соответствует климато-географическим условиям страны (региона) (0,732). Недорогой (финансово доступный) вид спорта (0,538). Высокий имидж вида спорта; соответствие климато-географическим и экономическим условиям страны

9, 909 Низкая травмоопасность вида спорта (0,849). Не оказывает разрушительного влияния на здоровье занимающихся (0,577). Здоровьесберегающий характер тренировочно-соревновательной деятельности

9, 767 Высокая зрелищность вида спорта (интрига, захватывающий характер, интересно смотреть) (0,851). Красота и высокая эстетичность вида спорта (приятно смотреть) (0,721). Высокие достижения отечественных спортсменов (0,551). Красота и зрелищность вида спорта, подкреплённые высокими достижениями отечественных спортсменов

9, 712 Является традиционным для страны (региона) (0,712). Входит в программу Олимпийских игр (0,656). Традиционность для страны, включённость в программу Олимпийских игр

9, 153 Отсутствие гендерных ограничений (0,820). Наличие элементов экстрима (0,712). Отсутствие гендерных ограничений невзирая на экстремальный характер спортивной деятельности

5, 864 Наличие гендерных ограничений (является исключительно мужским/женским видом спорта) (0,807). Гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин или женщин (соответствие гендерным особенностям занимающихся) (0,515). Гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин или женщин

Пояснение: приведены показатели, факторными нагрузками

Как видно из таблицы 2, статистическая (факторная) модель популярного вида спорта достаточно сложна и представлена семью группами характеристик.

Первый фактор с удельным весом 17,826% представлен такими признаками, как высокие массовость и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

востребованность вида спорта (в том числе у подростков и молодёжи), широкая освещаемость в средствах массовой информации и коммуникации,

престижность, доступность (много мест для занятий; не требует «особых данных»), хорошее финансирование. Такое наполнение фактора позволяет

идентифицировать его как широкое общественное признание вида спорта.

Второй фактор обладает удельным весом 10,154%. Состав и смысловая нагрузка входящих в его состав признаков позволяют идентифицировать его как высокий имидж вида спорта; соответствие вида спорта климато-географическим и экономическим условиям страны (региона).

Факторная нагрузка третьего компонента равна 9,909%. Данный компонент отражает требование здоровьесберегающего характера

тренировочно-соревновательной деятельности (низкая травмоопасность вида спорта, отсутствие разрушительного влияния на здоровье занимающихся).

Вклад четвертого компонента оценивается суммарной нагрузкой 9,767%. В его составе имеются три показателя, содержание которых позволяет интерпретировать фактор как красота и зрелищность вида спорта, подкреплённые высокими достижениями отечественных спортсменов.

Наполнение пятого фактора с удельным весом в 9,712% отражает такой признак популярности вида спорта, как его традиционность для страны,

включённость в программу Олимпийских игр.

обладающие статистически значимыми

Признаки, образующие шестой фактор с нагрузкой в 9,153%, позволяют интерпретировать его как отсутствие гендерных ограничений в доступе к занятиям невзирая на экстремальный характер спортивной деятельности.

Седьмой фактор с удельным весом 5,864% идентифицирован как гармония вида спорта с врождёнными качествами мужчин или женщин. Он имеет в своём составе два признака: наличие гендерных ограничений (вид спорта относится к числу исключительно женских или мужских) и соответствие вида спорта гендерным особенностям занимающихся.

Как видно из данных, представленных в столбце 2 таблицы 2, суммарный вклад выделенных факторов равен 72,385%. Очевидно, что эта цифра существенно не «дотягивает» до 100%. Столь значительная разность (27,615%) говорит о том, что список и наполнение выявленных факторов нельзя считать исчерпывающими - существуют один или несколько латентных групп признаков популярности, установление которых потребует проведения дополнительных исследований.

Заключение. Результаты

проведённых исследований позволили сформулировать комплекс педагогических условий успешной популяризации вида спорта в подростковой среде. Основные из них:

■ наличие развитой инфраструктуры - спортивных сооружений и организаций, обеспечивающей должные доступность и массовость юношеского спорта; финансовая поддержка юношеского спорта;

■ обеспечение здоровьесберегающего характера тренировочно-соревновательной деятельности в юношеском спорте; учёт гендерных особенностей занимающихся при планировании и реализации учебно-тренировочного процесса;

■ наличие системы государственной пропаганды видов спорта (в первую очередь, олимпийских, возраст набора в которые соответствует подростковому) с использованием всего арсенала средств массовой информации и коммуникации и технологий работы с общественным мнением;

■ наличие и реализация (на всех уровнях - от федерального до местного) научно обоснованных и экспериментально апробированных программ преодоления негативного и формирования благоприятного имиджа видов спорта, требующих популяризации в подростковой среде;

■ использование в пропагандистских кампаниях таких аргументов, сюжетов и тем, которые соответствуют характеру спортивных интересов, потребностей (мотивации) и личностно-психологических особенностей подростков;

■ (по возможности) включённость видов спорта, требующих популяризации (в первую очередь, олимпийских, возраст набора в которые соответствует подростковому), в систему физического воспитания (в вариативный компонент программы по физической культуре или в систему секционной работы) школьников и студентов;

■ наличие специалистов, компетентных в вопросах работы с молодёжью, спортивной пропаганды и имиджмейкинга, а также системы подготовки указанных специалистов в образовательных организациях высшего и профессионального образования спортивной направленности.

Перечень конкретных шагов и мероприятий по практической реализации каждого из перечисленных педагогических условий будет представлен в наших последующих публикациях.

Литература 1. Кузьмин, Е. Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов / Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 № 2. - С. 61-69.

Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/article/65.html. DOI:

10.14526/00_1111_08.

2. Кухтерина, А. Н. Проблема развития непопулярных видов спорта в РФ : контент-анализ высказываний руководящих лиц и специалистов отрасли «Физическая культура и спорт» / А. Н. Кухтерина // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Часть 1. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2014. - С. 123128.

3. Кухтерина, А. Н. Популярность вида спорта: понятие, атрибуты, способы повышения / А. Н. Кухтерина // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 3. - С. 100-108.

4. Логинов, В. В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников / В. В. Логинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -Том 11 № 1. - С. 180-188. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1566256. DOI: 10.14526/01_1111_93.

5. Оплетин, А. А. Средства физической культуры в решении задач саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 № 3. - С. 91-97. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/13.html. DOI 10.14526/08_2014_13

6. Оплетин, А.А. Формирование и построение корреляционной плеяды физкультурно-спортивных компетенций и компетенций саморазвития на занятиях физической культурой /

A.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 №4. - С.150-156. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/280.html. DOI 10.14526/01_1111_64

7. Степанова, О. Н. Имидж: понятие, компоненты, основные функции / О. Н. Степанова,

B. М. Галактионова // Научный поиск. - 2016. -№ 1. - С. 64-69.

References

1. Kuzmin E. B., Denisenko Y.P. Pedagogical conditions of sports motivation formation among young sportsmen. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 2, pp. 61-69. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/65. html. DOI: 10.14526/00_1111_08.

2. Kukhterina A. N. The problems of not popular kinds of sport development in the Russian Federation: reports content-analysis of the directors

and specialists in the sphere of "Physical culture and sport". Strategicheskie napravleniya reformirovaniya vuzovskoi sistemy fizicheskoi kul'tury : sbornik nauchnykh trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Strategic directions of University system of physical culture reformation : collection of scientific works of All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Saint Petersburg, Polytechnic University publishing house, 2014, pp. 123-128. (in Russian).

3. Kukhterina A. N. Popularity of a kind of sport: notion, atributes, ways to increase. Prepodavatel' XXI vek [Teacher of the XXI century], 2011, no. 3, pp. 100-108. (in Russian).

4. Loginov V. V. Methodology of the need for physical culture actualization among schoolchildren Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2016, vol 11, no. 1, pp. 180-188. Available at: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1566256. DOI: 10.14526/01_1111_93.

Подано: 17.11.2016 г. Принято: 20.11.2016г.

5. Opletin A.A. Means of Physical Culture in solving problems of self-identity. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no.3, pp. 91-97. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/13 .html. DOI 10.14526/08_2014_13

6. Opletin A. A. Correlation Pleiad Of Physical-Sports Competencies And Self-Development Competence Formation And Creation At Physical Culture Lessons. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol.10, no. 4, pp. 150-156. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/280. html. DOI 10.14526/01_1111_64

7. Stepanova O. N. Image: notion, components, main functions. Nauchnyi poisk [Scientific search], 2016, no. 1, pp. 64-69. (in Russian).

Степанова Ольга Николаевна — профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, проспект Вернадского, дом 88, Москва, Россия, 119571, Телефон 8-926-339-72-76, E-mail: sport@mpgu.edu

Волкова Анастасия Николаевна — педагог дополнительного образования ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова», Ангелов переулок, дом 2, корпус 2, Москва, Россия, 125310, Телефон 8-926-571-35-80, E-mail: kuhtera@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.