Научная статья на тему 'Программа популяризации олимпийских видов спорта в подростковой среде'

Программа популяризации олимпийских видов спорта в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2770
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ / ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / ПОДРОСТКИ / PROGRAM OF POPULARIZATION / OLYMPIC SPORTS / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Анастасия Николаевна, Степанова Ольга Николаевна

Представлена программа популяризации олимпийских видов спорта среди подростков. Описаны методы и приёмы: пропаганды и агитации, выигрышного позиционирования, совершенствования и продвижения имиджа популяризируемых видов спорта, формирования интереса к ним со стороны подростков. Описаны результаты реализации программы популяризации олимпийских видов спорта (на примере гандбола) во Дворце творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program of popularization of Olympic sports among teenagers is presented. Methods and methods are described: propaganda and agitation, winning positioning, improving and promoting the image of popularized sports, and forming interest in them from adolescents. The results of the program of popularization of Olympic sports (on the example of handball) are described in the Palace of Creativity of Children and Youth "Undiscovered Islands" in Moscow.

Текст научной работы на тему «Программа популяризации олимпийских видов спорта в подростковой среде»

УДК 796.011

ПРОГРАММА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКИХ ВИДОВ СПОРТА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

А.Н. Волкова, О.Н. Степанова

Представлена программа популяризации олимпийских видов спорта среди подростков. Описаны методы и приёмы: пропаганды и агитации, выигрышного позиционирования, совершенствования и продвижения имиджа популяризируемых видов спорта, формирования интереса к ним со стороны подростков. Описаны результаты реализации программы популяризации олимпийских видов спорта (на примере гандбола) во Дворце творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» г. Москвы.

Ключевые слова: программа популяризации, олимпийские виды спорта, подростки.

Одной из актуальных проблем отечественного спорта является популяризация олимпийских видов спорта среди подростков. Об этом в своих выступлениях говорили руководители отрасли «Физическая культура и спорт» В.А. Фетисов [1], В.Л. Мутко [2], П.А. Колобков [3].

Тот факт, что подростки названы целевой аудиторией в работе по популяризации олимпийских видов спорта объясняется, на наш взгляд, двумя причинами: во-первых, именно подростки являются потенциальной «скамейкой запасных» для олимпийских дисциплин, возраст набора в которые соответствует подростковому; во-вторых, сегодняшние подростки - это завтрашние родители, которым в недалёком будущем предстоит участвовать в формировании спортивных интересов своих будущих детей.

В этой связи целью нашего исследования стала разработка программы популяризации олимпийских видов спорта в подростковой среде.

Исследования проводились на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» г. Москвы.

В число задач популяризации олимпийских видов спорта, культивируемых Дворцом творчества «Неоткрытые острова», входило:

1) повышение массовости (востребованности) обозначенных видов спорта;

2) рост интереса к ним со стороны подростков; 3) улучшение и продвижение имиджа данных видов спорта в подростковой среде. Также предполагалось, что естественным следствием успешной популяризации культивируемых видов спорта станет рост спортивных успехов воспитанников Дворца творчества.

Для решения поставленных задач применялись следующие группы методов:

I. Методы и приёмы пропаганды и агитации:

- доклады, лекции, тематические классные часы о популяризируемом виде спорта, его событиях и представителях, беседы и встречи тренерского состава, представителей администрации Дворца творчества и известных спортсменов со школьниками, студентами организаций среднего профессионального образования и их родителями;

- объявления и листовки о наборе подростков в спортивные секции Дворца; плакаты, календари, постеры, фотогазеты, стенгазеты, выставки, тематическое оформление кабинетов и классных уголков, видеоролики и видеофильмы, слайдшоу и др., содержащие позитивную информацию о виде спорта, его событиях и представителях;

- показательные выступления и мастер-классы выдающихся спортсменов, посещение спортивных соревнований и мероприятий, экскурсии в спортивные школы и центры спортивной подготовки;

- показ кинофильмов, трансляция спортивных соревнований, спортивных теле- и радиопередач; газетные и журнальные публикации, публикации в интернет-изданиях и др.

II. Методы вовлечения подростков в занятия популяризируемым видом спорта. Их главная цель - создание условий для перевода пассивного интереса подростков к виду спорта («взгляд со стороны») в активный («действие») - предоставление возможностей почувствовать себя частью этого вида спорта, попробовать себя в нём. Основные из них:

- проведение на базе образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, а также спортивных сооружений и школ открытых тренировочных занятий, фестивалей, соревнований, мастер-классов с участием выдающихся спортсменов и возможностью попробовать себя в этом виде спорта вместе с профессионалами;

- организация тематических уроков (с элементами популяризируемого вида спорта) физической культуры (по возможности);

- проведение спортивных соревнований по популяризируемому виду спорта или с включением его элементов в программу состязаний/ праздников (по возможности);

- организация в образовательных организациях секций по виду спорта или включение его элементов во внеклассные занятия по культивируемым школой (организацией СПО) спортивным дисциплинам (по возможности);

- участие в волонтёрском спортивном движении, обслуживание соревнований по видам спорта, нуждающимся в популяризации;

- проведение на базе Дворца творчества акций «Занимаешься сам, приведи друга».

Для создания эмоциональной вовлечённости могут использоваться такие методы, как: написание сочинений, конкурсы коллажей, фотографий, видеофильмов, литературных произведений и фольклорных форм (рассказов, эссе, статей, заметок, стихов, песен, частушек, слоганов,

лозунгов и др.), журналистские конкурсы, проектная деятельность обучающихся, темы которых связаны с видами спорта, нуждающимися в популяризации.

III. Методы выигрышного позиционирования и совершенствования имиджа популяризируемых видов спорта:

- подчёркивание достоинств вида спорта как рациональных (о том, что занятия данным видом спорта укрепляют здоровье, развивают физические и волевые качества, формируют характер, дают возможность получать медали в копилку своих достижений, доступны для начинающих, постольку не требуют особых данных и т. п.), так и эмоциональных (описывая ощущения, переживания и эмоции при занятиях данным видом спорта);

- превращение негативных моментов вида спорта в позитивные (например, тренировки в экстремальных погодных или природных условиях на открытой воде в гребном спорте, зимой в лыжных гонках способствуют закаливанию организма и повышают иммунитет, работа с отягощениями в тяжёлой атлетике укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует формированию подтянутой атлетической фигуры);

- создание индивидуального набора отличительных характеристик популяризируемого вида спорта, выгодно отличающих его от других спортивных дисциплин;

- героизация атлетов, занимающихся данным видом спорта;

- красочная «подача» ситуаций (фактов из биографии известных спортсменов и тренеров, случаев на тренировках, соревнованиях и т. п.), связанных с популяризируемым видом спорта, наделение личностей (выдающихся спортсменов, спортивных деятелей) мифологическими чертами (метод конструирования мифов);

- «вписывание» создаваемого имиджа в «идеальный» образ, соответствующий идеализированному представлению реальных и потенциальных занимающихся о популяризируемом виде спорта;

- «привязывание» формируемого имиджа популяризируемого вида спорта к успешно реализованным образам других (в первую очередь, родственных) видов спорта;

- встраивание имиджа вида спорта на уровень знакомого и близкого (например, отечественного) в противовес понятия о «чужом»;

- метод парадокса, когда с помощью короткой (при этом - меткой) фразы или яркого (как правило, провокационного) визуального образа бросается вызов традиционным ценностям и устоям общества (в этом случае парадоксальная идея, связанная, например, с «неженским» характером тяжёлой атлетики, бокса или хоккея подхватывается и начинает массово воспроизводиться в обществе).

IV. Основные методы преподнесения информации в целях выигрышного позиционирования и совершенствования имиджа популяризируемых видов спорта:

- метод утвердительных высказываний (информация преподносится в форме факта, не требующего доказательств, например, «занятия этим видом спорта делают людей сильными и выносливыми»);

- метод слоганов - использование при характеристике популяризируемых видов спорта коротких и метких фраз в форме эмоциональных призывов;

- метод выборочного подбора информации - акцент на положительных сторонах или необычных (отличительных) особенностях популяризируемого вида спорта;

- метод «проблема - решение» (позиционирование вида спорта в качестве способа решения важной проблемы, обладающей отрицательной эмоциональной составляющей, например, «проблемы с лишней массой (плохой осанкой) Вам не грозят»);

- метод победившей стороны (например, «в Японии сумо - самый популярный вид спорта», «в Испании, Германии, Франции и, конечно, Дании (где он и родился), женский гандбол - спорт номер один»);

- использование авторитетов - рекомендаций или свидетельств конкретных известных влиятельных людей в пользу популяризируемого вида спорта;

- метод «такие же, как все» (создание образа по принципу «такие же подростки, как ты, уже занимаются этим видом спорта»);

- метод акцента на доступности вида спорта («можно (не поздно) начать заниматься в подростковом возрасте», «координационно и физически доступный вид спорта», «недорогой, финансово доступный вид спорта»), на простоте и скорости получения эффекта («свой первый спортивный разряд можно получить уже через полгода - год»);

- метод «превентивных ответов» - разъяснения «острых» вопросов (например: «Вы думаете, что тяжёлая атлетика портит женскую фигуру? Вы ошибаетесь!», с одновременным показом видеоролика, в котором изящные девушки одна за другой поднимают штанги и явно получают от этого удовольствие);

- использование фактора юмора (представление нестандартной смешной ситуации - расчёт на вызывание положительных эмоций).

Однако, как говорят специалисты, «удержать имеющихся занимающихся стоит спортивной организации в пять раз дешевле (требует от организации в пять раз меньше усилий), чем привлечь новых» [4]. В этой связи мы считаем необходимым привести ещё одну группу методов -формирования и поддержания интереса подростков к ранее избранному виду спорта.

V. Методы и приёмы формирования и поддержания интереса к занятиям спортом:

- грамотная и чёткая постановка целей и задач каждого учебно-тренировочного занятия, базирующихся на опыте предыдущих тренировок, соревнований, и доведение их до сведения занимающихся (воспитанников);

- ориентировка каждую тренировку на доступный и подходящий для каждого тренирующегося результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться тренером, его одногруппниками, родителями как успех, победа конкретного подростка над собой;

- определение для каждого тренирующегося конкретных действий, которые нужно совершить в настоящий момент, чтобы затем добиться поставленных перед собой целей, то есть наметить для себя ближайшую перспективу действий и поведения;

- учёт спортивных интересов и потребностей, индивидуально-психологических, интеллектуальных, возрастных, гендерных, физических и иных особенностей подростков в планировании учебно-тренировочного процесса, подборе средств, методов, методических приёмов обучения и тренировки, способов общения и взаимодействия с занимающимися, подбора доводов и аргументов;

- налаживание и поддержание общения, диалога между тренером и спортсменами, обратная связь во время тренировочного процесса (вопросы, уточнения по тренировке, по выполнению тренировочных заданий и отдельных упражнений и т. п.);

- акцент на теоретических сведениях (спортсмен должен понимать смысл, содержание, особенности, необходимость и важность выполнения каждого упражнения для поставленных перед ним целей, достижения намеченных спортивных результатов), обучение самостоятельному поиску решений двигательных задач, включая нахождение и исправление ошибок, без преждевременного указания, как надо выполнять;

- наличие элементов новизны в каждой тренировке: в организации, построении и проведении занятия, его содержании, подборе физических упражнений, условий их выполнения (может быть повторение упражнения, но с изменением двигательной задачи, направления движения, «зеркальным» выполнением, введением дополнительных движений или предметов, комбинированием двигательных актов, исключением зрительного контроля, изменением площади опоры и т. п.), включая параметры нагрузки и отдыха. Цель - сделать каждую тренировку интересной, отличной от других;

- оптимальные физическая, психическая и эмоциональная нагрузки и загруженность занимающихся на тренировке. Во всех упражнениях и заданиях должна присутствовать преодолимая трудность, построенная на принципах «от простого к сложному», «от лёгкого к трудному», «от освоенного к неосвоенному»;

- необходимо научить воспитанников получать удовольствие от физических нагрузок;

- активное применение спортивных и подвижных игр в основной части занятия, технических средств обучения и тренировки (тренажёрных устройств, записывающей аппаратуры и т. п.), организация качественного музыкального сопровождения занятий, введение в занятие «развлекательной» части, включающей в себя упражнения из других, в том числе, родственных видов спорта, элементы игр и соревнований, спарринга, возможность свободной деятельности по своему виду спорта и т. п. (с учётом особенностей подросткового возраста);

- активное участие педагога в тренировках, показ упражнений, по возможности, совместное выполнение упражнений вместе с воспитанниками (как минимум, в разминке, игровой и соревновательной деятельности);

- обязательная рефлексия в конце каждой тренировки - подведение итогов занятия, результатов каждого члена группы, индивидуальная формулировка задач и расстановка приоритетов на последующие тренировки;

- перманентное создание ситуаций успеха для каждого занимающегося во время тренировки, похвала за самые минимальные успехи, поощрение взаимной поддержки спортсменов-одногруппников, фиксация ситуаций успеха занимающихся (даже самых минимальных) с последующим доведением этой информации до всех членов группы (например, посредством размещения объявлений с поздравлениями в общедоступных местах спортивной базы);

- поддержание у воспитанников позитивного отношения ко всему, чем занимаются на тренировках, создание и поддержание благоприятного морально-психологического климата на протяжении всех этапов учебно-тренировочного процесса, культивирование положительного отношения к своему виду спорта;

- применение элементов самоуправления на тренировках, диалогового общения между спортсменами: проведение отдельных упражнений, частей занятия, оценка правильности выполнения того или иного задания самими спортсменами, совместное выполнение заданий, привлечение давно занимающихся к обучению базовым элементам начинающих спортсменов;

- введение внутрикомандных (групповых) традиций (например, участвовать в соревнованиях в носках или футболках определённого цвета, носить значки, бейсболки, сумки и др. с определённой эмблемой, ввести какие-то мелкие особенности, присущие только данному коллективу/группе);

- превращение дней рождения и праздников в неотъемлемую часть тренировочного процесса («в честь дня рождения Маши мы организуем

показательные выступления (сыграем в такую-то игру, проведём курсовку, организуем эстафеты и т. п.)»);

- неформальные беседы с тренером, которые позволяют педагогу быть в курсе проблем воспитанников, необходимая поддержка и участие тренера во внеспортивной жизни занимающихся, что способствует созданию доверительных отношений;

- организация внетренировочной работы с занимающимися: поездки всей группой в качестве зрителей на соревнования, походы в кино, театр, на каток, выезды на природу и т. п.

В табл. 1 представлены сведения о видах и графике мероприятий по популяризации олимпийских видов спорта, культивируемых во Дворце творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» на протяжении учебного года.

Таблица 1

Виды мероприятий в области популяризации олимпийских видов спорта, культивируемых во Дворце творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» г. Москвы

Мероприятия Кол-во ме роприятий

сентябрь - декабрь январь - июнь

Развешивание объявлений в зданиях близлежащих школ 2 2

Устные объявления в классах о наборе в группы 2 2

Раздача листовок с краткой информацией о тренировках и педагогах (тренерах) 2 2

Объявление на сайте учреждения о виде спорта, педагогах, расписании работы групп, начале набора в спортивные группы - 1

Проведение внутренних соревнований для новичков 1 3

Товарищеские встречи (матчи), соревнования на выезде для занимающихся более года 2 4

Участие в различных турнирах и соревнованиях занимающихся более одного года 3 5

Организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря для занимающихся - 1

Мастер-классы с участием спортсменов и тренеров на уроках физической культуры в местных средних общеобразовательных школах 1 1

Спортивные праздники с показательными выступлениями более взрослых занимающихся 1 3

Посещение крупных спортивных соревнований с участием звёзд по виду спорта 1 -

Культурно-массовые мероприятия - походы с занимающимися на каток, в кинотеатр, батутный центр, на туристический слёт и т. п. 1 3

Мероприятия Кол-во ме роприятий

сентябрь - декабрь январь - июнь

Мастер-классы на Днях открытых дверей учреждения 1 -

Публичный показ видеозаписей турнирных игр, соревнований с их последующим анализом группой - 3

Вывешивание объявлений на стендах Дворца и при входе в школы об успехах их учеников, занимающихся популяризируемым видом спорта 1 1

Размещение во Дворце фотоотчётов о проведённых спортивных и культурно-массовых мероприятиях 1 2

Участие в значимых соревнованиях Департамента образования - 2

Организация встреч с известными спортсменами и тренерами 1 -

Съёмка и показ видеороликов с интервью участников (спортсменов и тренеров) - 3

Личные контакты с руководством общеобразовательных школ СЗАО на предмет организации мероприятий спортивного отбора детей и подростков 3 4

Распространение среди учащихся окрестных школ листовок с информацией о виде спорта и набора в него, о педагогах Дворца и т. п. 1 3

Беседы со школьниками на спортивную тематику 2 4

Распространение среди школьников билетов и приглашений на спортивные соревнования, праздники 1 3

Беседы и личные контакты (в т.ч. телефонные) с родителями обучающихся в близлежащих школах 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого: 28 55

Результаты исследования и их обсуждение. Работа проводилась в отделениях гандбола, тяжёлой атлетики и женского бокса Дворца творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» г. Москвы. Охарактеризуем результаты работы по популяризации гандбола. Контролируемые показатели, их уровень и динамика отражены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, все оцениваемые показатели существенно выросли. Так, в отделении гандбола увеличились: численность занимающихся - на 211 чел. (в 2,85 раза), количество групп - на 8 ед. (в 2,14 раза), наполняемость групп - на 40 %, а процент стабильности состава занимающихся - с 55 до 95 %; текущий воспринимаемый имидж вида спорта «гандбол» заметно улучшился - изменил свои значения с «удовлетворительного» ^=0,53) до «высокого» ^=0,81) уровня позитивности; выросло количество спортсменов, желающих заниматься гандболом дополнительно, сверх программы - с 56 до 213 чел.; существенно расширились внешние контакты Дворца творчества со школами (до внедрения программы сотрудничество осуществлялось лишь с двумя комплексами общеобразовательных школ, к концу экспериментальной работы их число выросло до четырёх).

Таблица 2

Динамика контролируемых показателей работы по популяризации гандбола во Дворце творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова» г. Москвы

Оцениваемые показатели Учебный год

Июнь 2016 г. Декабрь 2016 г. Июнь 2017 г.

Численность занимающихся гандболом, чел. 114 153 325

Количество вновь прибывших, чел. 43 82 211

Количество занимающихся более года, чел. 71 71 114

Количество групп, ед. 7 11 15

Наполняемость групп, % 60 85 100

Стабильность состава групп, % 55 90 95

Количество обращений подростков, раз. - 3 6

Количество используемых спортивных залов, ед. 3 4 7

Уровень интереса подростков к виду спорта, баллы 3,59±1,29] 3,64±1,43 4,21±0,85

3,66±1,442 3,84±1,25 4,32±1,01

Отношение подростков к виду спорта, баллы 3,64±1,303 3,91±1,30 4,20±1,02

Текущий воспринимаемый имидж вида спорта, баллы 0,5264 0,629 0,809

Готовность к дальнейшему продолжению занятий избранным видом спорта, баллы 3,91±1,105 4,02±1,34 4,38±0,78

Примечание: 1- уровень интереса подростков к виду спорта оценивался по результатам

ответов на вопрос: «Интересен ли Вам данный вид спорта?» в соответствии со следующей шкалой: 5 баллов - очень интересен, 4 - интересен, 3 - трудно сказать, 2 - не интересен, 1 - совсем не интересен;2 - оценка осуществлялась по результатам ответов на вопрос: «Если бы у Вас была такая возможность, стали бы Вы заниматься этим видом спорта?» (шкала оценки: 5 баллов - точно стал(ла) бы, 4 - стал(ла) бы, 3 - трудно сказать, 2 - не стал(ла) бы, 1 - точно не стал(ла) бы;

3 - отношение подростков к виду спорта оценивалось по результатам ответа на вопрос «Нравится ли Вам данный вид спорта?» в соответствии со следующей шкалой: 5 баллов - очень нравится,

4 - нравится, 3 - трудно сказать, 2 - не нравится, 1 - совсем не нравится;

4 - текущий воспринимаемый имидж вида спорта оценивался по методике О.Н. Степановой [7]. Шкала оценки: высокий уровень позитивности имиджа - при 0,8 < Qi < 1,0; средний - при 0,6 < Qi < 0,8; удовлетворительный - при 0,5 < Qi < 0,6; низкий - при Qi < 0,5;

5 - готовность к дальнейшему продолжению занятий избранным видом спорта определялась по результатам ответа на вопрос «Продолжите ли Вы заниматься избранным видом спорта после каникул?» (шкала оценки: 5 баллов - конечно, продолжу; 4 - возможно, продолжу; 3 - я еще не знаю; 2 - возможно, не продолжу; 1 - ни за что не продолжу).

Также работа по популяризации гандбола дала ряд значимых позитивных эффектов, которые выразились в росте спортивного мастерства и спортивных успехов занимающихся:

- выполнении старшей и младшей женскими командами Дворца третьего взрослого и первого юношеского спортивных разрядов

соответственно, согласно Единой всероссийской спортивной классификации 2017 года;

- повышении результативности выступлений в соревнованиях спортивных команд Дворца: старшая женская команда заняла первое место в Открытом первенстве спортивных школ г. Москвы; при участии воспитанниц из более младшей команды старшая команда завоевала первое место на Открытом первенстве Ярославской области; обе команды достойно выступили на Первенстве Москвы среди спортивных школ (старшие заняли 4-е место, уступив пару мячей третьему месту, младшие в своих первых командных соревнованиях (год назад девочки занимались только в своих группах у разных педагогов) - достойное 6-е место из 9 команд-участниц турнира); одна из охваченных средних общеобразовательных школ, благодаря нашим воспитанникам, заняла третье место в значимых рейтинговых соревнованиях по гандболу на Кубок Департамента образования г. Москвы.

Заключение. Эффективность предложенной программы популяризации олимпийских видов спорта (на примере гандбола) подтверждается такими результатами, как:

- улучшение отношения подростков к популяризируемому виду спорта;

- улучшение имиджа популяризируемого вида спорта в восприятии подростков;

- повышение востребованности популяризируемого вида спорта в подростковой среде;

- повышение массовости популяризируемых видов спорта: рост численности подростков, занимающихся популяризируемыми видами спорта; увеличение количества подростковых групп (спортивно-оздоровительных, начальной подготовки, учебно-тренировочных и т. п.) по популяризируемым видам спорта (с должной [нормативной] наполняемостью и стабильным составом);

- рост спортивных успехов занимающихся и воспитанников.

Список литературы

1. Вячеслав Фетисов призвал развивать непопулярные виды спорта. URL: http://www.gazeta.ru/ (дата обращения: 19.09.2007).

2. Министр Мутко в гостях у Спортивного канала. URL: http://www.radiomayak.ru/fragment id/694/ (дата обращения: 29.12.2010).

3. Павел Колобков: Шесть олимпийских видов спорта не обеспечены федеральными центрами. URL: https://matchtv.ru/olimpiiskiie igry/ matchtvnews_ NI745904_ Pavel_Kolobkov_6_olimpij skih_vidov_sporta_ne_ obespecheny_federalnymi_centrami/ (дата обращения: 12.05.2017).

4. Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных организаций: учеб. пособие. в 2 ч. М.: МПГУ, 2012. Ч. I. 224 с.

Волкова Анастасия Николаевна, педагог, соискатель, kuhtera@yandex.ru, Россия, Москва, Дворец творчества детей и молодёжи «Неоткрытые острова»; Московский педагогический государственный университет,

Степанова Ольга Николаевна, д-р пед. наук, проф., stepanova. olga.75@gmail.com, Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет

THE PROGRAM OF POPULARIZATION OF OLYMPIC SPORTS IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT

A.N. Volkova, O.N. Stepanova

The program of popularization of Olympic sports among teenagers is presented. Methods and methods are described: propaganda and agitation, winning positioning, improving and promoting the image of popularized sports, and forming interest in them from adolescents. The results of the program of popularization of Olympic sports (on the example of handball) are described in the Palace of Creativity of Children and Youth "Undiscovered Islands" in Moscow.

Key words: program of popularization, Olympic sports, teenagers.

Volkova Anastasia Nikolaevna, teacher of additional education, a post graduate student, kuhtera@yandex.ru, Russia, Moscow, Palace of Children and Youth "Undiscovered Island", Moscow State Pedagogical University,

Stepanova Olga Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, stepanova.olga.75@gmail.com, Russia, Moscow, Moscow State Pedagogical University

УДК 796.91

КРИТЕРИИ ОТБОРА ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, Т.Ф. Мифтахов

Проведен анализ научно-методической литературы по спортивному отбору в конькобежный спорт. Выявлены основные причины массового отсева детей из ДЮСШ. Разработаны и апробированы критерии отбора конькобежцев на этапе начальной подготовки. Подобраны тесты для развития физических качеств конькобежцев на основе программно-нормативных документов.

Ключевые слова: спортивный отбор, физическое развитие, этап начальной подготовки, тренер, юные конькобежцы.

На сегодняшний день спорту присущ мощный рост рекордов, существенное нарастание тренировочных и соревновательных нагрузок, напряженная борьба эквивалентных по силе соперников.

Спортивный отбор является важным критерием при взращивании эффективного спортсмена. Но до сих пор не выведена формула отбора, способствующая получению стопроцентного результата в отборе успешного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.