4. Stamatakis, E, Wardle, J. and Cole, T.J. (2010), "Childhood obesity and overweight prevalence trends in England: Evidence for growing socioeconomic disparities", Int J Obes (Lond), Issue 34, pp. 41-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2015.
УДК 796.88:159.9
КОНФЛИКТНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К ДОПИНГУ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ)
Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье анализируются данные анкетного опроса высококвалифицированных спортсменов, посвященного определению отношения к использованию допинговых препаратов, в ходе спортивной подготовки. На основе полученных данных выявлены противоречия в системе ценностей высококвалифицированных спортсменов занимающихся тяжёлой атлетикой в отношении использования допинга в спорте.
Ключевые слова: допинг, конфликтное отношение к допингу, когнитивный диссонанс, противоречие в системе ценностей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p255-257
CONTRADICTION OF ATTITUDE TO THE DOPING OF TOP LEVEL SPORTSMEN
(IN WEIGHTLIFTING)
Sergei Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the questionnaire data of top level sportsmen devoted to their attitude to doping drug use. According to the received data there were discovered contradictions in values system of top level weightlifting sportsmen in relation to the doping drug use in the sport.
Keywords: doping, doping conflict attitude, cognitive dissonance, values system contradictions.
В современном спорте высших достижений проблема употребления допинговых препаратов неуклонно занимает лидирующие позиции. При этом интересным фактом, на который будет обращено внимание в данной статье, является весьма противоречивое отношение к данному явлению у самих спортсменов.
С целью определения отношения высококвалифицированных спортсменов занимающихся тяжёлой атлетикой к допингу было проведено анонимное анкетирование. В исследовании приняло участие 10 спортсменов высокой квалификации (2 кандидата в мастера спорта, 5 мастера спорта и 3 мастера спорта международного класса), из них 5 лиц женского пола и 5 мужского. Средний возраст участников опроса составил 20 лет, средний стаж занятий избранным видом спорта составил 7 лет.
Ряд вопросов анкеты носили открытый характер, и респондентам предлагалось написать свой ответ на предложенный вопрос.
Так на вопрос «Что такое допинг, в Вашем понимании?» были получены ответы, которые условно можно разделить на три группы. Первая группа, это ответы с достаточно четким представлением и пониманием что такое допинг - 20% испытуемых. Вторая группа, это ответы скорее описывающие непосредственное отношение к допингу (например: допинг это хорошо) в данную группу попало большинство ответов спортсме-
нов 70%, и третья группа ответов это незнание или непонимание что такое допинг, всего 10% испытуемых.
Анализ ответов на вопрос, «Какие разновидности допинга Вы знаете?», так же показал неопределённость и слабое представление спортсменов о видах допинга, так всего 30% опрошенных, включили в список анаболические, наркотические вещества и алкоголь.
Помимо открытых вопросов спортсменам было предложено оценить своё отношение к допингу с помощью шкал от 0 до 10 баллов, при ответе на ряд вопросов.
Так на вопрос «Как Вы относитесь к допингу?» были получены ответы, по среднему значению относящиеся к неопределённым (х=6 баллов). Однако анализ показателей стандартного отклонения ^=3,8 балла), говорит скорее о противоречивом отношении респондентов к допингу, так 50% отпрошенных в целом положительно относятся к допингу, 30% отрицательно и ещё 20% неопределённо. Значительная полярность ответов подчёркивает неоднозначность отношения тяжелоатлетов к допинговым препаратам.
Анализ ответов на вопрос «Можно ли без допинга достичь в спорте высоких результатов?» показал большую однозначность в ответах, так среднее значение составило всего х=2,7 балла, при стандартном отклонении s=2,1, что говорит о сформированном представлении спортсменов о малой вероятности достижения высокого результата в спорте без допинга.
Средний показатель ответов на вопрос «Нужно ли запретить допинг в спорте?» составил х=6,1 балла, при стандартном отклонении s=4,4 балла. При этом в ответах спортсменов на данный вопрос так же прослеживается полярность мнений: 50% из них заявляют о необходимости запрета допинга, 40% против запрета допинговых препаратов и 10% не имеют чётко сформированной позиции по данному вопросу.
На вопрос «Нужен ли допинг в тяжёлой атлетике?» большинство тяжелоатлетов ответили положительно 60% опрошенных, не смогли определённо ответить 20% и ещё 20% считают, что допинг в данном конкретном виде спорта не нужен, при этом среднее значение составило х=6,9 при стандартном отклонении s=4,14 балла.
При ответе на вопрос «Готовы ли Вы отказаться от использования допинга?» были получены следующие результаты: 40% выразили готовность отказа от допинга, 30% не могут однозначно ответить на данный вопрос и ещё 30% не готовы отказаться от применения допинговых препаратов, при этом средний показатель составил х=5,8 при стандартном отклонении s=4,13.
Крайне важным и интересным является результат ответа спортсменов на вопрос «Как вы считаете, какое влияние на Ваше здоровье оказывает допинг?». Основная группа спортсменов 60% ответила, что допинг оказывает отрицательной влияние на состояние здоровья, 30% не дали определённого ответа и только 10% считает, что допинг положительно влияет на их здоровье, при этом среднее значение составило х=2,8 при s=3,5 балла. Таким образом, вовсе не приходится говорить о незнании и не информированности спортсменов о влиянии допинга на состояние здоровья.
На вопрос «Какое влияние оказывает допинг на спортивный результат?» 90% тяжелоатлетов поставило максимально высокие оценки в 10 баллов, считая, что применение допинга положительно влияет на спортивный результат, и только 10% респондентов не дали определённого ответа. При этом среднее значение составило х=9,7 баллов, стандартное отклонение всего s=0,9, что говорит о полном единодушии в представлении спортсменов по данному вопросу.
Таким образом, анализ ответов высококвалифицированных спортсменов занимающихся тяжёлой атлетикой с одной стороны показал наличие достаточно чётких установок в понимании роли и эффекта, оказываемого применением допинговых препаратов, как на спортивный результат, так и на состояние здоровья его применяющего, т.е. мы можем говорить о сформированности позиций спортсменов к данному явлению. С дру-
гой стороны, в ответах прослеживается двойственное отношение к допингу, так одни и те же спортсмены осознают его отрицательное влияние на состояние здоровья, но при этом и знают о невозможности, по их представлениям, добиться чего-то серьёзного в спорте без допинга. Таким образом, мы можем констатировать факт явно выраженного когнитивного диссонанса у спортсменов, создающего основу для серьёзного внутриличностно-го конфликта, ведь спортсмен «вынужден» ради достижения спортивных высот идти на ухудшение, подрыв собственного здоровья. Подобная ситуация в современном спорте, в том числе и отечественном, связана с приоритетной ценностью «золотой медали» над базовой ценностью любого человека «здоровьем» и другими нравственными категориями. Конечно, спорт высших достижений является специфической сферой, в которой именно результат, в виде победы на соревнованиях, играет решающую роль, ну а средства его достижения могут быть весьма разнообразными и зачастую тренер, совместно со спортсменом делают выбор в пользу более «быстрых и лёгких», невзирая на их ярко выраженные отрицательные эффекты. Достаточно показательным в этом отношении является анализ ответов спортсменов ещё на один вопрос анкеты «Какие альтернативные допингу средства можно использовать для достижения результатов в спорте?», так большинство спортсменов - 60% считают, что в качестве альтернативы может выступать рациональное питание и употреблением витаминов; 20% считают, что альтернативой является рациональный режим отдыха; всего 10% считают, что в качестве альтернативного средства может выступать увеличение объёма тренировочной нагрузки и ещё 10% считает, что заменить допинг невозможно. Такие ответы респондентов в целом подтверждают возможность альтернативного использования ряда средств, для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, но на себя обращает внимание факт весьма краткого списка средств и методов ими обозначенных, что всё же указывает на недостаточный уровень информированности спортсменов в отношении всех возможностей современной системы подготовки.
Данное исследование показало, что в современном спорте высших достижений наблюдается выраженное противоречие в когнитивной и ценностной сферах психики спортсменов, которые могут создавать основу формирования глубоких, устойчивых, зачастую неосознанных внутриличностных конфликтов, усугубляющих психическое и соматическое состояние спортсмена, провоцируя появление неблагоприятного фона межличностных отношений, непосредственно влияя на его здоровье и в целом на эффективность всей системы подготовки.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2015.
УДК 796:612.821
ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Юлия Александровна Чилигина, кандидат биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Экспресс-диагностика функционального состояния организма при воздействии кратковременного стресса представляет особый интерес в спорте, в образовательном процессе, во время работы человека-оператора. В статье представлены экспериментальные данные, отражающие информативность применения методики «Индивидуальная минута» для субъективной оценки времени в условиях психоэмоционального стресса на экзамене. Найдены корреляты между длительностью индивидуальной минуты и уровнем нейротизма студентов-первокурсников. Недооценка времени под влиянием экзаменационной ситуации была характерна для лиц с высоким уровнем нейротизма и личностной тревожности. Студенты с низким нейротизмом обладали более точным