Научная статья на тему 'Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть i)'

Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть i) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
431
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ТРЕНИРОВКА / ТЕСТ / СЛЮНА / МОЧА / БИОХИМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джалилов Пирбала Бейрутович, Виноградов Геннадий Петрович, Фактор Эдуард Александрович

Исследована возможность комбинированного биохимического и педагогического контроля тренировочного процесса тяжелоатлетов. Сдвиги, вызываемые тренировочной нагрузкой, определяются при анализе мочи и слюны. Учитывая легкость получения и доступность этих биосубстрат, возможность проведения анализа без привлечения медицинского персонала, делает эти жидкости привлекательными в области спортивной тренировки. Легкость и доступность получения биосубстрата, дает возможность проведения анализа непосредственно во время тренировки, не нарушая его хода, что в свою очередь дает возможность влиять на ход тренировочного процесса. Определение концентраций метаболитов с помощью фотометрии позволит минимизировать необходимый для анализа объем работы, сократить время анализа и определять состав мочи и слюны без привлечения классических биохимических методов анализа. Показано, что сочетание количественных спортивно-педагогических тестов с биохимическими показателями мочи и слюны позволяет надежно контролировать изменения в организме, вызванные регулярной физической нагрузкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джалилов Пирбала Бейрутович, Виноградов Геннадий Петрович, Фактор Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biochemical and pedagogical control of the weightlifters` training process (part 1)

The possibility of the combined biochemical and pedagogical control of the weightlifters training process has been researched. Shifts caused by the training load are determined with the analysis of the urine and saliva. Given the easiness of receiving and availability of these biological substrates, the ability to make analysis without the involvement of medical personnel, these fluids are very attractive in sports training. The easiness and availability in receiving of the bio substrates makes it possible to make analysis directly during the training without its violation, which in turn makes it probable to influence on the course of the training process. Determination of the concentrations of metabolites by using the photometry allows minimizing the required amount of work, reducing the analysis time and determining the composition of urine and saliva without addressing to the classical biochemical methods of analysis. It has been shown that combination of quantitative sports pedagogical tests with biochemical parameters of urine and saliva can reliably monitor changes in the body caused by regular physical activity.

Текст научной работы на тему «Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть i)»

специальных подразделений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Володин А.М. - М., 2007. - 26 с.

3. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.

4. Гросс, И.Л. Методика сопряженного воздействия в физической подготовке курсантов МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Гросс И.Л. ; Московский университет МВД России. - М., 2004. - 195 с.

5. Калиниченко, И.А. Методика обучения огневой подготовке сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Калиниченко И.А. - М., 2004. - 24 с.

6. Флусов, Е.В. Комплексное применение физических упражнений в огневой подготовке курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Флусов Е.В. - М., 2009. - 24 с.

REFERENCES

1. Vilensky, M I., Gorshkov, A.G. (2007), Physical culture and healthy lifestyle of the student Manual, publishing house “Gardarika”, Moscow, Russian Federation.

2. Volodin, A.M. (2007), Interface technique of preparation of staff of special divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, thesis of candidate of sciences dissertation, Moscow university of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

3. Gaverdovsky, Yu.K. (2007), Training to sports exercises. Biomechanics. Methodology. Didactics, publishing house Physical culture and Sports, Moscow, Russian Federation, р. 912.

4. Gross, I.L. (2004), Techniques of the interfaced influence in physical preparation of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia, thesis of candidate of sciences dissertation, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

5. Kalinichenko, I. A. (2004), Training technique to fire preparation of staff of Department of Internal Affairs for actions in extreme conditions, thesis of candidate of sciences dissertation, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

6. Flusov, E.V. (2009), Complex application of physical exercises in fire preparation of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: aga82@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2012.

УДК 577.1

БИОХИМИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ (ЧАСТЬ I)

Пирбала Бейрутович Джалилов, аспирант,

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор,

Эдуард Александрович Фактор, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследована возможность комбинированного биохимического и педагогического контроля тренировочного процесса тяжелоатлетов. Сдвиги, вызываемые тренировочной нагрузкой, определяются при анализе мочи и слюны. Учитывая легкость получения и доступность этих биосубстрат,

возможность проведения анализа без привлечения медицинского персонала, делает эти жидкости привлекательными в области спортивной тренировки. Легкость и доступность получения биосубстрата, дает возможность проведения анализа непосредственно во время тренировки, не нарушая его хода, что в свою очередь дает возможность влиять на ход тренировочного процесса. Определение концентраций метаболитов с помощью фотометрии позволит минимизировать необходимый для анализа объем работы, сократить время анализа и определять состав мочи и слюны без привлечения классических биохимических методов анализа. Показано, что сочетание количественных спортивно-педагогических тестов с биохимическими показателями мочи и слюны позволяет надежно контролировать изменения в организме, вызванные регулярной физической нагрузкой.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, педагогический контроль, тренировка, тест, слюна, моча, биохимический контроль.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p51-56

BIOCHEMICAL AND PEDAGOGICAL CONTROL OF THE WEIGHTLIFTERS'

TRAINING PROCESS (PART 1)

Pirbala Beyrutovich Dzjalilov, the post-graduate student,

Gennadij Petrovich Vinogradov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Eduard Aleksandrovich Faktor, the doctor of biological sciences, professor The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The possibility of the combined biochemical and pedagogical control of the weightlifters training process has been researched. Shifts caused by the training load are determined with the analysis of the urine and saliva. Given the easiness of receiving and availability of these biological substrates, the ability to make analysis without the involvement of medical personnel, these fluids are very attractive in sports training. The easiness and availability in receiving of the bio substrates makes it possible to make analysis directly during the training without its violation, which in turn makes it probable to influence on the course of the training process. Determination of the concentrations of metabolites by using the photometry allows minimizing the required amount of work, reducing the analysis time and determining the composition of urine and saliva without addressing to the classical biochemical methods of analysis. It has been shown that combination of quantitative sports pedagogical tests with biochemical parameters of urine and saliva can reliably monitor changes in the body caused by regular physical activity.

Keywords: heavy athletics, pedagogical supervision, training, test, saliva, urine, biochemical control.

ВВЕДЕНИЕ

В современном спорте высоких достижений и, в частности, в тяжелой атлетике биохимический контроль состояния атлета является практически обязательным компонентом тренировочного процесса.

Сдвиги, вызываемые физической нагрузкой, наиболее отчетливо выявляются при анализе крови, но этот биосубстрат далеко не всегда доступен. Отсюда - повышенный интерес к другим биологическим жидкостям - моче и слюне. При этом анализ литературы [3] обнаружил недостаток достоверной информации о зависимости химического состава и свойств слюны от характера нагрузок и уровня тренированности. Не выработан также единый методический подход к сбору и хранению проб слюны. Поэтому на предварительных этапах исследования был разработан унифицированный метод отбора проб этой биологической жидкости и их хранения. Известные аналитические методики [4,5] были адаптированы для работы со слюной. Далее было показано, что именно сочетание биохимического анализа мочи и слюны позволяет наиболее полно оценить реакцию организма на предложенную нагрузку [2].

Полученные результаты позволили сочетать педагогическое и биохимическое сопровождение тренировочного процесса группы квалифицированных тяжелоатлетов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Группу испытуемых составили 22 добровольца 19-22 лет. Спортивная квалификация - 1-й разряд, КМС. В начале эксперимента брали пробы мочи и слюны до и после тренировки (дополнительно пробы слюны отбирали также и в середине тренировки). В пробах стандартными методами [4,5] определяли 7 показателей (глюкозу, мочевину, молочную кислоту, креатинин, общий белок (ОБ), диеновую конъюгацию (ДК) и Н8-группы). Выбор определяемых параметров во многом зависел от ограниченных технических возможностей лаборатории. Тем не менее данные биохимические показатели сами по себе представляют существенный интерес для прикладных исследований, в частности, позволяют судить об эффекте, вызванном физической нагрузкой. Помимо биохимических определений регистрировали результаты 4-х количественных тестов (бег на 30 м, прыжок с места в длину, прыжок с места в высоту и тройной прыжок с места). Тестирование (как и отбор биопроб) проводили до и после тренировки.

Далее в течение 4-х месяцев участники группы тренировались по одинаковой унифицированной программе. Унификация заключалось в том, что отношение веса, поднятого во время тренировки, к весу спортсмена оставалось примерно постоянным и составляло 0,9^ 1,0 тонн/кг веса тела. Подобный подход позволяет в какой-то степени «обойти» проблему весовых категорий. Тренировочный режим соответствовал по принятой в тяжелой атлетике классификации зоны мощности 70-80% [1].

Через четыре месяца все аналитические операции и тестирование повторили. В начале исследования и в конце фиксировали результат испытуемого в многоборье.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Спортивные результаты испытуемых к концу исследования показатели атлетов возросли. В таблице 1, взятой в качестве примера, представлены данные о содержании глюкозы в моче и слюне в начале и в конце, а для слюны и в середине (5я и 12я графы) тренировки.

Таблица 1

Содержание глюкозы в моче и слюне испытуемых (до и после нагрузки)

N п/п I II

Моча, ммоль/л Слюна, ммоль/л Моча, ммоль/л Слюна, ммоль/л

До После До В процессе После До После До В процессе После

1 2 4 5 6 8 9 11 12 13

1 0,19 0,89 0,15 0,18 0,36 0,36 1,23 0,23 0,33 0,24

2 0,17 0,79 0,19 0,29 0,25 0,21 1,17 0,14 0,34 0,23

3 0,36 0,94 0,10 0,27 0,06 0,24 0,96 0,21 0,42 0,36

4 0,28 1,03 0,07 0,22 0,07 0,17 0,85 0,12 0,25 0,32

5 0,15 0,89 0,11 0,42 0,25 0,12 0,76 0,14 0,39 0,42

6 0,18 1,23 0,12 0,29 0,18 0,13 0,93 0,13 0,26 0,22

7 0,17 1,11 0,11 0,28 0,25 0,20 0,82 0,09 0,23 0,32

8 0,36 1,16 0,09 0,37 0,09 0,16 0,89 0,17 0,28 0,16

9 0,29 1,25 0,18 0,23 0,14 0,09 0,96 0,19 0,36 0,18

10 0,34 0,99 0,12 0,24 0,15 0,15 1,13 0,16 0,31 0,45

11 0,15 0,89 0,14 0,23 0,61 0,14 0,87 0,14 0,25 0,36

12 0,28 0,88 0,16 0,14 0,08 0,32 1,36 0,21 0,20 0,31

13 0,17 0,78 0,23 0,19 0,08 0,26 0,95 0,20 0,24 0,32

14 0,24 1,03 0,17 0,25 0,26 0,21 1,04 0,11 0,10 0,15

15 0,18 1,31 0,26 0,16 0,25 0,17 0,99 0,13 0,17 0,33

16 0,26 1,30 0,17 0,19 0,35 0,18 1,34 0,17 0,66 0,41

17 0,39 0,98 0,10 0,08 0,26 0,29 0,92 0,16 0,41 0,36

I II

N Моча, ммоль/л Слюна, ммоль/л Моча, ммоль/л Слюна, ммоль/л

п/п До После До В процессе После До После До В процессе После

1 2 4 5 6 8 9 11 12 13

18 0,27 0,66 0,08 0,16 0,45 0,36 1,03 0,14 0,32 0,28

19 0,18 0,89 0,13 0,33 0,26 0,33 1,20 0,19 0,22 0,43

20 0,39 0,99 0,09 0,25 0,37 0,41 1,42 0,25 0,33 0,27

21 0,16 0,78 0,18 0,24 0,38 0,28 0,96 0,23 0,35 0,23

22 0,37 0,98 0,21 0,16 0,25 0,37 0,89 0,18 0,21 0,42

В результате эксперимента получено: Р2д<0,05, Р54<0,05, Р64<0,05, Р6,5<0,05, Рэ,8<0,05, Р1211<0,05, Р1311<0,05, Р1312<0,05. Как следует из таблицы, изменение содержания глюкозы и в моче, и в слюне носит одинаковый характер в начале (I) и в конце (II) исследования. А именно: к концу тренировки содержание сахара остается высоким, что косвенно свидетельствует о «посильности» нагрузки. Интересно отметить, что изменение концентрации глюкозы в слюне между серединой и концом тренировки не имеет достоверной направленности, иными словами, здесь динамика носит индивидуальный характер.

В таблице 2, также приводимой в качестве примера, представлены результаты одного из спортивно-педагогических тестов. Из таблицы следует, что время прохождения 30-метровой дистанции достоверно увеличивается после тренировки, как в начале, так и в конце первого этапа (Р21<0,05; Р54<0,05). Таким образом, сопоставление биохимического и спортивного показателей позволяет заключить, что посильная относительно углеводных резервов организма нагрузка приводит к заметному утомлению (ухудшению бегового показателя).

Таблица 2

Время прохождения дистанции 30 м, сек (до и после эксперимента)____________

N п/п I II

До После До После

1 2 4 5

1 4,36 4,75 4,22 4,56

2 4,19 4,61 4,10 4,31

3 4,37 4,36 4,32 4,75

4 4,41 4,98 4,12 4,58

5 4,42 4,93 4,21 4,64

6 4,13 4,64 4,09 4,42

7 4,21 4,80 4,10 4,38

8 4,29 4,91 4,02 4,52

9 4,37 4,72 4,26 4,66

10 4,43 4,80 4,24 4,72

11 4,22 4,51 4,09 4,25

12 4,27 4,63 4,13 4,42

13 4,70 5,01 4,30 4,58

14 4,23 4,50 4,08 4,63

15 4,11 4,42 4,01 4,26

16 4,33 4,61 4,20 4,40

17 4,41 4,89 4,11 4,51

18 4,51 5,08 4,30 4,62

19 4,52 4,64 4,25 4,73

20 4,31 4,31 4,23 4,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 4,42 4,74 4,02 4,33

22 4,33 4,41 4,21 4,42

На основании подобного представления данных сформированы сводные таблицы 3 и 4. Результаты спортивных тестов (таблица 3) показывают, что как в начале исследования (I) так и в конце (II) все четыре показателя достоверно ухудшаются после тренировочной работы, что свидетельствует о достаточно серьезной тренировочной нагрузке. При этом интересно сопоставить донагрузочные результаты (колонки 1 и 3). Во всех случаях Р31 <0,05, что отчетливо иллюстрирует известный тезис о сопряженности двигательных качеств. Основная цель тренировки тяжелоатлета (развитие силы) сопровождается совершенствованием других качеств (быстроты, прыгучести).

Таблица 3

Спортивно-педагогические показатели (Мср±т) на первом этапе эксперимента

(п=22)

Показатель I II

До нагрузки После нагрузки До нагрузки После нагрузки

1 2 3 4

Время пробегания 30 м, сек 4,35 ±0,16 4,68±0,24 4,16±0,09 4,50±0,15

Прыжок с места в длину, см 242±9 234±10 249±9 240±9

Прыжок с места в высоту, см 102±7 94±8 109±6 103±7

Тройной прыжок с места, см 643±47 629±41 656±34 642±36

Таблица 4

Биохимические показатели (Мср±т) на первом этапе эксперимента (п=22)

I II

Моча, Слюна, Моча, Слюна,

Параметр ммоль/л ммоль/л ммоль/л ммоль/л

После До В процессе После После До В процессе После После До

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Глюкоза, 0,25± 0,98± 0,14± 0,23± 0,24± 0,23± 1,03± 0,16± 0,30± 0,30±

ммоль/л 0,08 0,17 0,07 0,05 0,14 0,09 0,18 0,04 0,16 0,09

Мочевина, 311,5± 732,2 1,49± 2,49± 4,54± 339,1± 760,6± 1,76± 2,48± 3,03±

ммоль/л 44,3 ±94,3 0,25 0,46 0,76 38,9 68,5 0,28 0,21 0,56

Лактат, 0,91± 2,59± 0,29± 0,70± 1,0± 0,90± 1,96± 0,31± 0,38± 0,71±

ммоль/л 0,20 0,63 0,06 0,10 0,09 0,23 0,20 0,04 0,10 0,12

Креатинин, 0,037± 0,089± 0,22± 0,49± 1,03± 0,024± 0,051± 0,32± 0,45± 0,61±

ммоль/л 0,016 0,010 0,04 0,10 0,08 0,006 0,012 0,03 0,07 0,08

ОБ, 11,2± 19,4± 3,4± 7,7± 7,8± 9,1± 18,1± 4,1± 6,2± 8,6±

мг/л 2,6 1,6 0,6 1,6 1,2 1,7 2,2 2,2 0,7 2,2

ДК, 2,64± 4,96± 1,32± 2,58± 2,89± 2,14± 3,70± 1,64± 2,24± 2,83±

ммоль/ 1,37 2,10 0,88 1,71 1,64 0,90 1,21 1,56 0,47 1,26

БН-группы, 0,06± 0,08± 0,03± 0,05± 0,11± 0,05± 0,04± 0,03± 0,08± 0,08±

ммоль/л 0,02 0,05 0,01 0,02 0,03 0,01 0,01 0,01 0,01 0,03

Биохимические данные, приводимые в таблице 4, во всех семи случаях свидетельствуют о достоверных сдвигах в моче и слюне под действием тренировочной нагрузки как в начале (I), так и в конце (II). При этом для четырех показателей (ОБ, креатинин, ДК, БИ-группы) абсолютная величина изменений достоверно меньше в конце исследования (II), чем в начале (I). Таким образом, полученные биохимические результаты отчетливо отражают процесс физического совершенствования. Практически одинаковая в ходе 4-х месячного исследования тренировочная нагрузка вызывает в конце этого периода меньшие биохимические сдвиги, иными словами, в результате адаптационных изменений предлагаемый объем физической работы производит на организм «меньшее впечатление».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о том, что сочетание биохимического контроля, основанного на анализе слюны и мочи, со спортивно-педагогическими тестами позволяет точнее оценивать результат физической нагрузки, ее адекватность и, следовательно, позволяет надежно контролировать процесс физического совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика / А.Н. Воробьев - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 238 с.

2. Джалилов, П.Б. Изменения показателей сыворотки крови и слюны тяжелоатлетов под влиянием тренировочной нагрузки / П.Б. Джалилов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 58-62.

3. Михайлов, С.С. Слюна как объект биохимического контроля в спорте / С.С. Михайлов, Е.В. Розенгарт // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 6 (40). - С. 57-61.

4. Меньшиков, В.В. Лабораторные методы исследования в клинике : справочник / В.В. Меньшиков, Л.Н. Делекторская, Р.П. Золотницкая. - М. : Медицина, 1987. - 368 с.

5. Романчук, Л. А. Определение биохимических показателей перекисного окисления и состояния антиоксидантной системы в организме спортсмена / Л.А. Романчук, Э.А. Фактор, В.И. Журавков. - СПб. : [б.и.], 1997. - 31 с.

REFERENCES

1. Vorobyev, A.N. (1988), Weightlifting, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.

2. Zhalilov, P.B. (2012), “Change of indicators of serum and saliva of weightlifters under the influence of training load”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 58-62.

3. Mikhaylov, S.S. and Rozengart E.V. (2008), “Saliva as the object of biochemical monitoring in sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 5761.

4. Menshikov, V.V., Delektorskaya. L.N. and Zolotnitskaya, R.P. (1987), Laboratory methods in the clinic: a handbook, publishing house “Medicina”, Moscow, USSR.

5. Romanchuk, L.A., Factor, E.A. and Zhuravkov, V.I. (1997), Determination of biochemical parameters peroxidation and antioxidant system in the body of an athlete, publishing house SpbGAFK them. P.F. Lesgaft, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: sabnova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2012.

УДК 796.07; 796.034.2

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Наталья Васильевна Доронина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета

(ИФК и дзюдо АГУ), Майкоп,

Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлась оценка уровня психоэмоциональной напряжённости в различные периоды учебной деятельности и объёма двигательной активности у школьников средних классов как факторов риска в их жизнедеятельности. Для оценки уровня психоэмоциональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.