Научная статья на тему 'Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть II)'

Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть II) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / ТРЕНИРОВКА / ТЕСТ / СЛЮНА / МОЧА / БИОХИМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЗОНА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ МОЩНОСТИ / WEIGHT LIFTING / TRAINING / TEST / SALIVA / URINE / BIOCHEMICAL CONTROL / ZONE OF RELATIVE POWER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джалилов Пирбала Бейрутович, Михайлов Сергей Сергеевич, Фактор Эдуард Александрович

Продолжено исследование возможности комбинированного биохимического и педагогического контроля тренировочного процесса тяжелоатлетов. Показано, что сочетание количественных спортивно-педагогических тестов с биохимическими показателями мочи и слюны позволяет выявить адаптационные различия между группами, тренирующимися в разных зонах относительной мощности. Сопоставление роста спортивных результатов при разной интенсивности тренировочных нагрузок с данными биохимического анализа двух биосубстратов и показателями педагогических тестов позволяет судить об адекватности нагрузок, обеспечивает надежный контроль за ходом тренировочного процесса. Очевидно, что расширение спектра определяемых параметров повышает обоснованность выводов, относительно степени адаптации организма атлета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джалилов Пирбала Бейрутович, Михайлов Сергей Сергеевич, Фактор Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biochemical and pedagogical control of the weightlifters` training process (part II)

The research of the possibility of combined biochemical and pedagogical control of the weightlifters` training process has been continued. It has been shown that combination of quantitative sports and educational tests with biochemical parameters of urine and saliva can reveal adaptive differences between the groups trained in various zones of relative power. Comparison of growth of sports results under the different intensity of training loads with the data of biochemical analysis of two bio substrates and indicators of pedagogical tests allows estimating the adequacy of loads, provides reliable control of the training process. It is obvious that expansion of the range of determined parameters increases validity of conclusions, concerning extent of adaptation of an athlete`s organism.

Текст научной работы на тему «Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть II)»

culture and sports, Moscow.

3. Martirosov, E.G., Nikolaev L.V. and Rudnev, S.G. (2006), Technologies and methods of definition of structure of a body of person, publishinh house “Science”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: sim-seliger@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2013.

УДК 577.1

БИОХИМИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ (ЧАСТЬ II)

Пирбала Бейрутович Джалилов, аспирант,

Сергей Сергеевич Михайлов, доктор медицинских наук, профессор,

Эдуард Александрович Фактор, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Продолжено исследование возможности комбинированного биохимического и педагогического контроля тренировочного процесса тяжелоатлетов. Показано, что сочетание количественных спортивно-педагогических тестов с биохимическими показателями мочи и слюны позволяет выявить адаптационные различия между группами, тренирующимися в разных зонах относительной мощности.

Сопоставление роста спортивных результатов при разной интенсивности тренировочных нагрузок с данными биохимического анализа двух биосубстратов и показателями педагогических тестов позволяет судить об адекватности нагрузок, обеспечивает надежный контроль за ходом тренировочного процесса. Очевидно, что расширение спектра определяемых параметров повышает обоснованность выводов, относительно степени адаптации организма атлета.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, тренировка, тест, слюна, моча, биохимический контроль, зона относительной мощности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p26-30

BIOCHEMICAL AND PEDAGOGICAL CONTROL OF THE WEIGHTLIFTERS' TRAINING PROCESS (PART II)

Pirbala Beyrutovich Dzhalilov, the post-graduate student,

Sergey Sergeevich Mikhaylov, the doctor of medical sciences, professor,

Eduard Aleksandrovich Faktor, the doctor of biological sciences, professor The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The research of the possibility of combined biochemical and pedagogical control of the weightlift-ers' training process has been continued. It has been shown that combination of quantitative sports and educational tests with biochemical parameters of urine and saliva can reveal adaptive differences between the groups trained in various zones of relative power.

Comparison of growth of sports results under the different intensity of training loads with the data of biochemical analysis of two bio substrates and indicators of pedagogical tests allows estimating the adequacy of loads, provides reliable control of the training process. It is obvious that expansion of the range of determined parameters increases validity of conclusions, concerning extent of adaptation of an athlete's organism.

Keywords: weight lifting, training, test, saliva, urine, biochemical control, zone of relative power.

ВВЕДЕНИЕ

Ранее [2,4] была показана эффективность сочетания спортивно-педагогических тестов и биохимического анализа мочи и слюны для обеспечения надежного контроля тренировочного процесса в спорте. Затем такой комбинированный подход был использован в 4-х-месячном эксперименте с участием группы квалифицированных тяжелоатлетов. В первой части эксперимента [1] тренировочные нагрузки испытуемых соответствовали по принятой в тяжелой атлетике классификации зоне мощности 70-80% [2]. При этом все использованные средства контроля обнаружили достоверное увеличение физических возможностей организма. В настоящей публикации рассматриваются результаты второй части исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Группа испытуемых, состоявшая из 22 добровольцев (возраст - 19-22 года, спортивная квалификация - 1-й разряд, КМС), была разделена на две равные части. Тренировки одной половины (первые 11 испытуемых) соответствовали прежней зоне мощности (70-80%), второй подгруппы (J№N° 12-22) - 90-100%. Как и в первой части эксперимента [3], тестирование и отбор проб мочи и слюны проводили до и после тренировки в начале и в конце этапа. Набор определяемых биохимических показателей и спортивнопедагогических тестов оставался прежним. Данный этап исследования также продолжался 4 месяца. Полученные результаты представлены в таблицах 1-5.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Из приведенных в таблице 1 данных следует, что в обеих подгруппах результаты испытуемых достоверно возрастали как на первом, так и на втором этапе эксперимента.

Таблица 1

___________Результат испытуемых в тяжелоатлетическом двоеборье, (кг)___________

N п/п Масса тела атлета, кг В начале 1-го этапа В конце 1-го этапа ^3,2 В конце 2го этапа Д5,3 Аб,4 Достоверность отличий

1 2 3 4 5 6 7 8

1 56 147 152 5 163 11 6 Р3,2<0,05 Р5,3<0,05 Р6,4>0,05

2 62 152 159 7 163 4 -3

3 69 213 220 7 230 10 3

4 56 145 146 1 149 3 2

5 69 182 196 14 205 9 -5

6 77 207 216 9 228 12 3

7 62 209 221 12 232 11 -1

8 85 208 221 13 225 4 -9

9 62 158 163 5 170 7 2

10 94 241 254 13 265 11 -2

11 77 203 216 13 220 4 -9

12 69 186 208 12 235 23 11 Р3,2<0,05 Р5,3<0,05 Р6,4<0,05

13 69 208 214 6 231 17 11

14 77 278 282 4 190 8 4

15 62 176 185 9 189 4 -5

16 85 248 253 5 260 7 2

17 85 236 242 6 250 8 2

18 77 229 238 9 250 12 3

19 56 150 155 5 163 8 3

20 77 219 224 5 235 11 6

21 94 273 275 2 286 11 9

22 85 325 330 5 344 14 5

При этом отмечается качественное различие в увеличении результата в подгруппах на втором этапе исследования. Сопоставление величин прироста показывает, что во второй подгруппе, тренировавшейся более интенсивно, улучшение спортивных показателей достоверно выше, чем на первом этапе (Р64<0,05). В первой же подгруппе, где интенсивность тренировок оставалась прежней, в улучшении результатов по ходу достоверные различия не обнаружены (Р64>0,05).

В таблицах 2 и 3 представлены результаты спортивно-педагогических тестов на втором этапе исследования. Из таблиц следует, что во всех случаях тренировочные нагрузки, как и на первом этапе, сопровождаются достоверным ухудшением результатов тестов в обеих подгруппах (Р21<0,05; Р34<0,05). При этом сопоставление степени ухудшения показателей (их различия до и после тренировки, обозначенные через Д1 и ДП для начала и конца второго этапа эксперимента соответственно) выявляет различие между подгруппами. В первой подгруппе, режим тренировок которой оставался неизменным, достоверные отличия не обнаружены (РД1, Д11>0,05), Во второй - утомление, вызванное тренировкой в зоне мощности 90-100%, приводит к более значительному снижению результатов тестов (РД1, Д11<0,05).

Таблица 2

Спортивно-педагогические показатели (Мср±т) на 2-м этапе эксперимента

(1-я подгруппа, тренировавшаяся в зоне мощности 70-80%)

Параметр Начало 2-го этапа (I) Конец 2-го этапа (II) Достоверность различий

До нагрузки После нагрузки До нагрузки После нагрузки

1 2 3 4 5

Бег на 30 метров, м/с 4,16±0,10 4,50±0,15 4,05±0,08 4,40±0,06 Р2 !<0,05 Р3,4<0,05 Рм, ДИ>0,05

Прыжок с места в длину, см 249±9 240±9 255±9 244±8

Прыжок с места высоту, см 109±6 103±7 115±4 107±8

Тройной прыжок с места, см 656±34 642±36 653±34 647±36

Таблица 2

Спортивно-педагогические показатели (Мср±т) на 2-м этапе эксперимента _______(2-я подгруппа, тренировавшаяся в зоне мощности 90-100%)_____________

Параметр Начало 2-го этапа (I) Конец 2-го этапа (II) Достоверность различий

До нагрузки После нагрузки До нагрузки После нагрузки

1 2 3 4 5

Бег на 30 метров, м/с 4,16±0,10 4,50±0,15 3,95±0,09 4,56±0,14 Р2 !<0,05 Р3,4<0,05 Рд1, ди<0,05

Прыжок с места в длину, см 249±9 240±9 269±15 258±16

Прыжок с места высоту, см 109±6 103±7 117±4 96±7

Тройной прыжок с места, см 656±34 642±36 712±27 681±25

Биохимические показатели первой подгруппы (таблица 4), режим тренировок которой оставался неизменным, показывают, что характер изменений также оставался постоянным. Изменения биохимических показателей атлетов второй подгруппы (таблица 5), прямо или косвенно характеризующих состояние антиоксидантной системы организма (а следовательно и возможность противостоять стрессу, сопровождающему деятельность спортсмена), свидетельствуют о возросших антиоксидантных возможностях испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сочетание описанных методов позволяет подойти к решению еще одной важной практической проблемы спорта высших достижений. А именно: такой подход позволяет не только констатировать результаты тренировки, но во многих случаях дает возможность выявить основные пути совершенствования, иными словами, ответить на вопрос «за счет чего оно (совершенствование) достигнуто. Таким образом, представляется воз-

можным выявить неиспользованные резервы для последующей их мобилизации.

Таблица 4

Биохимические показатели (Мср±т) на 2-м этапе эксперимента _____________(1-я подгруппа, тренирующаяся в зоне мощности 70-80%)________________

Начало 2го этапа (I) Конец 2го этапа (II)

Моча Слюна Моча Слюна

Параметр До После До В про- После До После До В про- После

нагр. нагр. нагр. цессе нагр. нагр. нагр. нагр. цессе нагр.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Глюкоза 0,17 0,96 0,15 0,31 0,29 0,28 1,38 0,12 0,40 0,37

ммоль/л ±0,07 ±0,15 ±0,04 ±0,16 ±0,09 ±0,07 ±0,20 ±0,03 ±0,23 ±0,14

Мочевина, 339,1 760,6 1,48 3,03 4,64 283,1 890,9 1,40 3,99 5,28

ммоль/л ±38,9 ±68,5 ±0,21 ±0,56 ±0,68 ±45,0 ±57,1 ±0,17 ±0,43 ±0,82

Лактат, 0,90 2,63 0,38 0,71 1,12 1,03 2,70 0,30 0,95 1,41

ммоль/л ±0,23 ±0,51 ±0,10 ±0,12 ±0,17 ±0,19 ±0,60 ±0,08 ±0,12 ±0,12

ОБ, 9,1 18,1 3,2 8,6 10,0 10,4 22,6 3,3 9,7 7,2

мг/л ±1,7 ±2,2 ±0,7 ±2,2 ±2,2 ±3,3 ±5,3 ±0,9 ±2,1 ±1,5

Креатинин 0,024 0,080 0,25 0,51 1,03 0,040 0,13 0,22 0,79 1,28

ммоль/л ±0,006 ±0,012 ±0,07 ±0,08 ±0,12 ±0,22 ±0,07 ±0,05 ±0,10 ±0,32

ДК, 2,14 3,70 1,64 2,24 2,83 2,36 4,99 1,80 1,28 1,59

ммоль/л ±0,90 ±1,21 ±1,56 ±0,47 ±1,26 ±1,78 ±3,09 ±0,88 ±1,18 ±1,18

БН-группы, 0,05 0,04 0,03 0,08 0,09 0,09 0,15 0,03 0,06 0,08

ммоль/л ±0,01 ±0,01 ±0,01 ±0,01 ±0,03 ±0,02 ±0,06 ±0,02 ±0,03 ±0,04

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биохимические показатели (Мср±т) на 2-м этапе эксперимента

(2-я подгруппа, тренирующаяся в зоне мощности 90-100%)____________

Начало 2го этапа (I) Конец 2го этапа (II)

Моча Слюна Моча Слюна

Параметр До После До В про- После До После До В про- После

нагр. нагр. нагр. цессе нагр. нагр. нагр. нагр. цессе нагр.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Глюкоза 0,23 1,03 0,16 0,30 0,29 0,22 1,02 0,14 0,39 0,34

ммоль/л ±0,09 ±0,18 ±0,04 ±0,16 ±0,09 ±0,05 ±0,12 ±0,05 ±0,12 ±0,12

Мочевина, 339,1 760,6 1,76 2,48 3,03 316,7 849 1,19 2,43 2,95

ммоль/л ±38,9 ±68,5 ±0,28 ±0,21 ±0,56 ±24,2 ±53,4 ±0,12 ±0,42 ±0,43

Лактат, 0,90 1,96 0,31 0,38 0,71 0,95 2,00 0,25 0,58 1,10

ммоль/л ±0,23 ±0,20 ±0,04 ±0,10 ±0,12 ±0,13 ±0,28 ±0,06 ±0,14 ±0,14

ОБ, 9,1 18, 3,2 8,6 10,0 8,9 13,4 3,3 6,6 5,7

мг/л ±1,7 1±2,2 ±0,7 ±2,2 ±2,2 ±2,5 ±2,2 ±0,6 ±2,5 ±1,4

Креатинин 0,024 0,080 0,25 0,51 1,03 0,040 0,089 0,26 0,60 1,06

ммоль/л ±0,006 ±0,012 ±0,07 ±0,08 ±0,12 ±0,009 ±0,008 ±0,06 ±0,15 ±0,16

ДК, 2,21 4,99 0,74 2,48 4,25 2,01 3,18 0,65 2,20 1,87

ммоль/л ±0,93 ±1,41 ±0,53 ±0,77 ±0,62 ±0,70 ±0,92 ±0,26 ±0,43 ±0,48

БН-группы, 0,05 0,04 0,03 0,08 0,09 0,08 0,16 0,06 0,12 0,16

ммоль/л ±0,01 ±0,01 ±0,01 ±0,01 ±0,03 ±0,03 ±0,04 ±0,01 ±0,03 ±0,04

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, Г.П. Биохимический и педагогический контроль тренировочного процесса тяжелоатлетов (часть I) / Г.П. Виноградов, П.Б. Джалилов, Э.А. Фактор // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 51-56.

2. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика / А.Н. Воробьев. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 238 с.

3. Джалилов, П.Б. Изменения показателей сыворотки крови и слюны тяжелоатле-

тов под влиянием тренировочной нагрузки / П.Б. Джалилов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 58-62.

4. Михайлов, С.С. Слюна как объект биохимического контроля в спорте / С.С. Михайлов, Е.В. Розенгарт // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 6 (40). - С. 57-61.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P., Dzhalilov, P.B. and Faktor E.A. (2012), “Biochemical and pedagogical control of the training process weightlifters (part I)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 2, pp. 51-56.

2. Vorobyev, A.N. (1988), Weightlifting, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.

3. Zhalilov, P.B. (2012), “Change of indicators of serum and saliva of weightlifters under the influence of training load”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84

4. Mikhaylov, S.S. and Rozengart E.V. (2008), “Saliva as the object of biochemical monitoring in sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 5761.

Контактная информация: sabnova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2013.

УДК 796 (076)

ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражена актуальность исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры; на основе теоретического анализа литературы рассматривается методологическая ценность психологического и педагогического подходов к измерению выраженности учебной познавательной активности студентов. В результате теоретического исследования показано отсутствие противоречий между подходами и более того, получены данные, позволяющие объединить эти подходы. В результате получен перечень внутренних факторов познавательной активности, перечень признаков и индикаторов учебной познавательной активности.

Познавательная активность детерминирована группами факторов, относящихся к следующим трем сферам психики: к потребностно-мотивационной, эмоциональной и регуляторный. К числу этих факторов может быть причислена и нейродинамическая сфера, поскольку активность человека является одним из свойств его темперамента.

Ключевые слова: познавательная активность, учебная познавательная активность, факторы познавательной активности, ее механизмы, признаки и индикаторы, структура деятельности, мотивация результат деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p30-35

INDICATORS AND FACTORS OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article reflects urgency of the examination of the signs of the cognitive activity of the students of Institutes of Higher Education of physical culture; the methodological value of psychological and peda-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.