Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ'

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ / УЧАЩИЕСЯ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Антон Александрович

Актуальность и цели. Образование оказывает значительное влияние на уровень развития общества и его стабильность. От эффективности образования напрямую зависит социализация членов общества, их жизненные ориентиры, ценности, правосознание, общий кругозор и профессиональная компетентность. Однако постановка вопроса об условиях эффективной образовательной деятельности преимущественно носит редуцированный характер и сводится к анализу структуры института образования и повышению квалификации педагогов. При этом вопрос внешней обусловленности образовательного процесса, а также зависимости образования от состояния других общественных институтов зачастую не рассматривается. Как результат, принятие решений по оптимизации образовательной системы зачастую осуществляется в условиях недостатка информации, что негативно сказывается на качестве принимаемых мер. Это определяет важность изучения не только внутренних, но и внешних факторов эффективности образования, а также их соотношения. Цель исследования - определение и детализация основного набора внешних и внутренних факторов эффективности института образования. Материалы и методы. В ходе подготовки работы были использованы такие методы научного познания, как анализ, сравнение, абстрагирование, дедукция, системный метод, а также структурно-функциональный, социально-феноменологический и аксиологический подходы. Результаты. Эффективность образования находится в неразрывной связи с состоянием общества, что проявляется в трех ключевых показателях: востребованности образования, его качестве и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Наиболее продуктивным образовательный процесс является в том случае, когда состояние образовательной системы отвечает социальным запросам и учитывает характеристики учащихся, а основные социальные институты достаточно функциональны для того, чтобы удовлетворять функциональным запросам образования как института. Выводы. Повышение эффективности образования невозможно в полной мере только за счет воздействия на образовательную систему. Для оптимизации образовательной деятельности необходимо воздействие как на внутреннюю структуру системы образования, так и на внешние факторы, которые определяют ее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF THE EFFECTIVENESS OF THE INSTITUTE OF EDUCATION

Background. Education has a significant impact on the level of development of society and its stability. The socialization of members of society, their life orientations, values, legal awareness, general outlook and professional competence directly depend on the effectiveness of education. However, the question of the conditions of effective educational activity is mainly reduced in nature and is reduced to the analysis of the structure of the institute of education and professional development of teachers. At the same time, the issue of external conditionality of the educational process, as well as the dependence of education on the state of other public institutions, is often not considered. As a result, decision-making on the optimization of the educational system is often carried out in conditions of lack of information, which negatively affects the quality of measures taken. This determines the importance of studying not only internal, but also external factors of educational effectiveness, as well as their correlation. The purpose of the study is to identify and detail the main set of external and internal factors of the effectiveness of the institute of education. Materials and methods. During the preparation of the article, such methods of scientific cognition as analysis, comparison, abstraction, deduction, system method, as well as structural-functional, socio-phenomenological and axiological approaches were used. Results. The effectiveness of education is inextricably linked with the state of society, which is manifested in three key indicators: the demand for education, its quality and the involvement of students in the educational process. The most productive educational process is when the state of the educational system meets social needs and takes into account the characteristics of students, and the main social institutions are functional enough to meet the functional needs of education as an institution. Conclusions. It is impossible to increase the effectiveness of education to the full extent only due to the impact on the educational system. To optimize educational activities, it is necessary to influence both the internal structure of the education system and the external factors that determine its state.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316

ао1:10.21685/2072-3016-2022-4-5

Внутренние и внешние факторы эффективности института образования

А. А. Филиппов

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

п1прроу@шаЛ. ги

Аннотация. Актуальность и цели. Образование оказывает значительное влияние на уровень развития общества и его стабильность. От эффективности образования напрямую зависит социализация членов общества, их жизненные ориентиры, ценности, правосознание, общий кругозор и профессиональная компетентность. Однако постановка вопроса об условиях эффективной образовательной деятельности преимущественно носит редуцированный характер и сводится к анализу структуры института образования и повышению квалификации педагогов. При этом вопрос внешней обусловленности образовательного процесса, а также зависимости образования от состояния других общественных институтов зачастую не рассматривается. Как результат, принятие решений по оптимизации образовательной системы зачастую осуществляется в условиях недостатка информации, что негативно сказывается на качестве принимаемых мер. Это определяет важность изучения не только внутренних, но и внешних факторов эффективности образования, а также их соотношения. Цель исследования - определение и детализация основного набора внешних и внутренних факторов эффективности института образования. Материалы и методы. В ходе подготовки работы были использованы такие методы научного познания, как анализ, сравнение, абстрагирование, дедукция, системный метод, а также структурно-функциональный, социально-феноменологический и аксиологический подходы. Результаты. Эффективность образования находится в неразрывной связи с состоянием общества, что проявляется в трех ключевых показателях: востребованности образования, его качестве и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Наиболее продуктивным образовательный процесс является в том случае, когда состояние образовательной системы отвечает социальным запросам и учитывает характеристики учащихся, а основные социальные институты достаточно функциональны для того, чтобы удовлетворять функциональным запросам образования как института. Выводы. Повышение эффективности образования невозможно в полной мере только за счет воздействия на образовательную систему. Для оптимизации образовательной деятельности необходимо воздействие как на внутреннюю структуру системы образования, так и на внешние факторы, которые определяют ее состояние.

Ключевые слова: образование, эффективность образования, функции образования, педагоги, учащиеся, внешние факторы образовательной деятельности, внутренние факторы образовательной деятельности

Для цитирования: Филиппов А. А. Внутренние и внешние факторы эффективности института образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 58-67. ао1:10.21685/2072-3016-2022-4-5

© Филиппов А. А.., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Internal and external factors of the effectiveness of the institute of education A.A. Filippov

Penza State University, Penza, Russia ntnppov@mail. ru

Abstract. Background. Education has a significant impact on the level of development of society and its stability. The socialization of members of society, their life orientations, values, legal awareness, general outlook and professional competence directly depend on the effectiveness of education. However, the question of the conditions of effective educational activity is mainly reduced in nature and is reduced to the analysis of the structure of the institute of education and professional development of teachers. At the same time, the issue of external conditionally of the educational process, as well as the dependence of education on the state of other public institutions, is often not considered. As a result, decision-making on the optimization of the educational system is often carried out in conditions of lack of information, which negatively affects the quality of measures taken. This determines the importance of studying not only internal, but also external factors of educational effectiveness, as well as their correlation. The purpose of the study is to identify and detail the main set of external and internal factors of the effectiveness of the institute of education. Materials and methods. During the preparation of the article, such methods of scientific cognition as analysis, comparison, abstraction, deduction, system method, as well as structural-functional, socio-phenomenological and axiological approaches were used. Results. The effectiveness of education is inextricably linked with the state of society, which is manifested in three key indicators: the demand for education, its quality and the involvement of students in the educational process. The most productive educational process is when the state of the educational system meets social needs and takes into account the characteristics of students, and the main social institutions are functional enough to meet the functional needs of education as an institution. Conclusions. It is impossible to increase the effectiveness of education to the full extent only due to the impact on the educational system. To optimize educational activities, it is necessary to influence both the internal structure of the education system and the external factors that determine its state.

Keywords: education, efficiency of education, functions of education, teachers, students, external factors of educational activity, internal factors of educational activity

For citation: Filippov A.A. Internal and external factors of the effectiveness of the institute of education. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestven-nye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(4):58-67. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-4-5

Введение

Образование является институтом, функция которого имеет критическое значение для общества [1]. От эффективности образовательного процесса зависит характер социализации членов общества [2], уровень их правосознания, степень профессионализма работников в различных сферах, наконец, научный потенциал государства. В определенной степени можно судить о том, что образование закладывает фундамент для ряда общественных процессов, и повышение эффективности образовательной деятельности может способствовать значительному повышению уровня общественного благополучия [3]. В этом контексте вполне закономерным явлением становится активная деятельность по реформированию системы образования, внедрению в образовательный процесс различного рода инноваций [4] и т.д. Институт

образования, однако, относится к тем структурам, изменение которых никогда не происходит в сиюминутно регистрируемый момент. Если, например, снижение эффективности института экономики дает мгновенный системный результат, отражающийся во всех основных сферах функционального взаимодействия, то дисфункция института образования становится очевидной через весьма длительный временной промежуток.

Как результат, кризис сферы образования применительно к характеристикам членов общества, проходивших обучение в кризисный период, проявляется тогда, когда, собственно, сделать с недостатками их обучения и воспитания что-либо уже сложно. Точно так же и результат реформирования проявляется не сразу и становится заметен тогда, когда члены общества, получившие знания и навыки в рамках системы образования, начинают проявлять себя в качестве специалистов и когда на совокупность проявлений их компетентности формируется социальный отклик. Все это в совокупности свидетельствует о необходимости гибкого регулирования системы образования [5], что проблематично вне обладания развитым научным знанием о динамике системы образования и факторах ее эффективности.

В условиях, когда необходимо повысить эффективность общественного института, концентрация внимания на его структуре и попытка оптимизировать ее являются закономерной реакцией. Однако проблема заключается в том, что образовательный процесс имеет не субъект-объектный, но субъект-субъектный характер и, следовательно, не может быть обусловлен исключительно характеристиками института образования и непосредственно педагогического состава, от профессионализма которого в значительной степени зависит конечный облик и характер образовательного процесса. Полноправными участниками образовательного процесса, наряду с педагогами, являются учащиеся, и потому целесообразно, анализируя специфику учебного процесса, учитывать в том числе индивидуальные и социально и культурно обусловленные характеристики учащихся: их жизненные цели, ценности, модели поведения, представления об обществе (включая и институт образования) и т.д. Уже одно это позволяет сделать вывод о том, что эффективность образования, как бы парадоксально это ни звучало на первый взгляд, не сводится к характеристикам образовательной системы. Необходимо последовательное, полновесное исследование как внутренних, так и внешних факторов эффективности образовательного процесса, поскольку, только осознавая весь спектр ключевых факторов эффективной образовательной деятельности, можно создать условия для ее реализации на практике.

Актуальность исследования обусловлена в том числе тем, что рассмотрение показателей эффективности образовательной системы на определенном временном промежутке без учета того, какие внешние факторы образовательной деятельности имели место в тот же период времени, может привести к некорректным выводам о самом институте образования и, как результат, послужить причиной для осуществления реформ там, где они в действительности не являлись необходимыми. В то же самое время недостаточное понимание внешних причин нарушения эффективности образовательного процесса может привести к значительному снижению продуктивности конечного комплекса мер, направляемых на развитие образовательной сферы. В данном случае углубленное понимание того, какова общая система факторов

эффективности образования, является залогом эффективной деятельности по поддержанию его стабильно высокого уровня, что в будущем может в значительной мере способствовать повышению стабильности общества, конкурентности отечественных специалистов, эффективности экономической сферы и т.д. Все это убедительно свидетельствует в пользу того, что последовательное, разностороннее изучение вопроса о факторах и условиях эффективного осуществления образовательного процесса представляет собой актуальную сферу исследования не только с точки зрения роста научного знания, но и с позиции реальных практических запросов общества.

Целью исследования является определение и детализация основного набора внешних и внутренних факторов эффективности института образования.

Материалы и методы

Сложный характер затрагиваемой темы определяет необходимость раскрытия широкого спектра промежуточных вопросов, связанных с тематикой эффективности образования и основным набором факторов, определяющих его. Как результат - актуализируется необходимость применения различных теоретических и методологических подходов. Образование представляет собой общественный институт, находящийся в тесной взаимосвязи с рядом других общественных институтов [6], что определяет значимость структурно-функционалистского подхода, на уровне которого становится возможным раскрытие внешних институциональных факторов образования. Определение основного спектра факторов образовательной деятельности реализуется в рамках применения метода анализа. Также в рамках исследования осуществляется применение таких классических методов научного познания, как сравнение, абстрагирование и дедукция. Объединение полученных теоретических наработок осуществляется в рамках применения системного подхода. Также в рамках исследования производится обращение к теоретическим и методологическим установкам социальной феноменологии, что способствует раскрытию вопроса о динамике мировоззрения учащихся как факторе образовательной деятельности. Осмысление значения ценностных ориентаций учащихся как фактора их вовлеченности в учебный процесс осуществляется в рамках применения аксиологического подхода.

Рассматривая основной спектр источников, на которые опирается настоящее исследование, следует выделить несколько групп работ. Прежде всего, большое значение в формировании работы имеет обращение к трудам основоположников структурного функционализма Р. Мертона [7] и Т. Пар-сонса [6], на уровне которых получает активное развитие проблематика взаимодействия основных общественных институтов и их функциональной обусловленности. Также существенное влияние на формирование работы оказало исследование А. Шютца, посвященное тематике формирования социального мировоззрения в рамках процесса коммуникации между членами общества [8]. Отдельного внимания заслуживают работы, посвященные проблеме специфики института образования и основных факторов его функционирования. В ходе исследования было осуществлено обращение к трудам таких авторов, как Н. А. Люрья [9], К. С. Губа, М. М. Соколов, А. О. Цивинская [10], Д. М. Воронин, О. С. Мишин, О. А. Завальцева [11], Ю. А. Лях [5],

Д. А. Шоев [1], М. Д. Петухов [3], В. В. Алексеенко [4], Г. М. Галиева [12], Л. П. Гвоздарева, Р. С. Ханджян [13]. В совокупности обращение к данным работам сделало возможным комплексное осмысление поставленной в рамках настоящего исследования проблемы.

Результаты

В рамках исследования в русле системного подхода был осуществлен анализ факторов функционирования института образования, в связи с чем были выделены внутренние факторы, обусловленные системными характеристиками непосредственно института образования, и внешние факторы, оказывающие прямое и опосредованное влияние на его функциональную эффективность. В качестве внутренних факторов были определены:

- общая структура учебной программы вузовского образования по конкретной специальности (что определяет содержание учебного курса, совокупность изучаемых предметов, порядок изучения и распределения учебной нагрузки);

- практикуемые в рамках конкретного учебного заведения формы учебной деятельности;

- уровень материально-технической базы учебного заведения [4];

- практика внедрения инноваций в сферу образования и повышения квалификации преподавательского состава;

- уровень профессионализма педагогов и их мотивации к дальнейшему профессиональному росту.

В число внешних факторов функционирования системы образования входят:

- уровень экономической поддержки образовательной системы (что включает в себя как спонсирование образовательных программ, так и актуальную ныне проблему востребованности отучившихся специалистов) [12];

- уровень материального благополучия учащихся как фактор наличия у них временных ресурсов или отвлечения на деятельность по добыче материальных средств;

- уровень семейного благополучия учащихся как фактор их социализации, дисциплинированности, наличия поддержки со стороны семьи (или, напротив, отвлечения ресурсов учащегося на помощь семье);

- социально-правовая обстановка как фактор реализации учащимися формальных принципов социального взаимодействия в образовательной среде;

- совокупность культурных факторов, определяющих ценностные ориентации учащихся, преобладающие в их среде модели и практики поведения, жизненные стратегии, цели и т.д.;

- уровень научного и технологического развития общества как фактор «устаревания» отдельных областей знания и изменения условий приобретения знаний, что влечет за собой трансформацию и деформацию ряда образовательных отношений.

Отправной точкой в исследовании факторов повышения эффективности системы образования является определение критериев, на основании которых можно было бы судить о большей или меньшей его эффективности [11]. И в данном случае ключевым моментом, задающим вариативность критериев оценки, является функциональное многообразие образования. Уже на

уровне классического деления основных функций образования на учебную и воспитательную можно судить о том, что основанные на них критерии оценки могут разительно отличаться друг от друга. Это в свою очередь может повлечь за собой ошибки в оценке образовательной деятельности, в зависимости от того, насколько актуальный критерий оценивания взят за основу [10]. По этой причине, в частности, некоторые исследователи обращают внимание на условность и относительность критериев оценки эффективности образования [9]. Между тем даже применительно к функции обучения могут быть задействованы различные подходы, в зависимости от того, какая конкретная цель лежит в основе образовательного процесса - формирование углубленного знания или же формирование широкого кругозора у учащихся. В качестве примера проблематичности построения единого, универсального способа оценки образовательной деятельности можно привести соотношение программ вузовского образования, требующих длительного обучения и нацеленных на соблюдение баланса между профессиональной направленностью и расширением кругозора учащихся (а также их воспитанием и социализацией), с одной стороны, и узконаправленных учебных курсов, ориентированных на быстрое обучение в конкретно взятой профессиональной области, - с другой. Помимо целевого или функционального аспекта следует также выделить такой показатель, как скорость обучения. Все это в совокупности задает весьма проблематичный характер оценки образовательного процесса, однако в настоящем исследовании не ставится задача сформировать универсальный теоретический подход, на основании которого можно осуществить однозначный выбор в пользу той или иной модели. Ключевым в данном случае является то, что перечисленные варианты сосуществуют в обществе как раз в силу того, что и на вузовское многоплановое образование и на углубленный и сжатый учебный курс существует социальный запрос. И потому важно акцентировать внимание прежде всего не на том, какая форма образовательной программы предпочтительна, а на том, по каким причинам в рамках одной и той же формы образовательной деятельности имеет место значительное расхождение в ее результативности. Именно этот момент вариативности успеваемости учащихся представляет значительный интерес в рамках проводимого исследования.

Для того чтобы определить причины, по которым образовательный процесс приводит к различным результатам, следует прежде всего проанализировать его структуру. Образовательная деятельность представляет собой процесс приобщения учащегося к новому знанию, что может осуществляться им как самостоятельно, так и с помощью специалиста, обладающего широкими знаниями в своей области. В рамках образования как института присутствует именно такая модель, что определяет интерсубъективный характер образовательной деятельности. В отличие от ряда других профессий, педагог воздействует на других людей, которые также являются познающими субъектами.

Это определяет коммуникативный, субъект-субъектный характер образования. Отсюда - зависимость конечного процесса как от характеристик педагога, так и от характеристик учащихся. При этом, анализируя факторы, влияющие на деятельность педагога, можно выделить следующие: личные качества педагога как фактор его предрасположенности к осуществлению

педагогического процесса; характер учебной программы и степень свободы педагога в вопросах ее адаптации к способностям, навыкам и потребностям учащихся; уровень социальных возможностей педагога и нагрузки, связанной с педагогической деятельностью и ее обеспечением; степень профессиональной мотивации педагога; техническая база образовательного учреждения и обусловленные ею возможности педагога по подаче учебного материала; доступ и стимулы педагога к прохождению курсов повышения квалификации.

В данном случае основной спектр условий связан непосредственно с внутренней определенностью образовательной системы и теми запросами, которые она реализует в отношении педагогического состава. Вместе с тем следует отдельно выделить значимость статусного и экономического аспекта социального положения педагогов. Социальный статус и материальное положение являются одним из важных аспектов востребованности профессии, что связано с социальными стимулами, влияющими на стратегию самореализации человека в обществе [7]. Чем выше социальный статус учителей и преподавателей, а также их доход, тем более престижной является данная профессия, что определяет повышение ее востребованности и, как следствие, рост конкуренции на рынке труда, а также повышение мотивации к росту профессионализма педагогического состава и улучшению показателей учебного процесса. Как результат, образовательные учреждения приобретают расширенные возможности по отбору специалистов, личностные качества которых в наибольшей мере отвечают функциональным запросам системы образования.

Что касается факторов вовлеченности учащихся в образовательный процесс, следует отметить следующие: осознание значения образования как социального лифта; уровень индивидуальных способностей к обучению; отношение к образовательной деятельности; личные возможности по осуществлению учебной деятельности (наличие личного пространства, цифровой техники, временных ресурсов); конкурентный фактор в образовательной среде; социальное восприятие педагогов; соотношение мотивации к обучению и иных мотивов, не связанных с учебной деятельностью; интенсивность отвлекающих факторов, не позволяющих уделить должное время обучению; доступ к источникам информации.

Уже на уровне представленных характеристик становится видно, насколько вовлеченность учащихся в образовательный процесс зависит от внешних факторов. Причем наиболее значимыми в данном случае являются факторы, связанные с состоянием институтов семьи, экономики, права и здравоохранения. В совокупности они определяют характер социального положения учащихся, их возможности, потребности и предполагаемые стратегии социальной самореализации.

Одним из ключевых аспектов эффективности образования является вклад, осуществляемый в образовательный процесс самими учащимися, и в данном случае имеет значение то, каково их отношение к образовательному процессу и системе образования в целом. На его формирование оказывают очень серьезное влияние действующие институты социализации, ключевым из которых является институт семьи, а также механизмы опосредованного приобретения информации, связанные с межличностной коммуникацией и обращением к медийным источникам. Как отмечает А. Шютц, процесс

формирования социальной картины мира осуществляется через коммуникацию с социальным окружением и восприятием информации из внешних источников [8]. И в данном случае отношение к образованию также формируется под влиянием восприятия точек зрения, представленных во внешнем социально-коммуникативном пространстве.

Обобщая полученный результат, отметим прежде всего то, что на образование как институт оказывают мощное влияние другие ключевые социальные институты, причем это влияние имеет двойственный характер - через субъектов образовательной деятельности (учащихся и педагогов) и через воздействие непосредственно на сам институт образования. Эффективность образования во многом связана с тем, насколько оно соответствует запросам общества [4], и в данном случае от того, каковы эти социальные запросы, насколько динамично они меняются, в значительной мере зависит ценность того итогового результата образовательной деятельности, который имеет место.

Заключение

Анализ факторов эффективности образовательного процесса позволяет сделать вывод о том, что институт образования не является в полной мере обособленной структурой и, по сути, обнаруживает на себе значительное влияние внешних факторов, что связано как с динамикой социальных запросов, поступающих в сторону образовательной системы, так и с воздействием, оказываемым обществом как на педагогов, так и на учащихся, что в совокупности определяет существенную долю их социальных характеристик, определяющих уровень вовлеченности в образовательную деятельность и ее качественную определенность.

Исследование внешних и внутренних факторов эффективности образования позволило сделать вывод о сложности и масштабности данной проблемы и необходимости ее дальнейшей научной разработки, позволяющей более детально рассмотреть основные структурные связи, определяющие характеристики образовательного процесса. В рамках анализа условий повышения эффективности института образования необходимо учитывать то, что внешние факторы образовательной деятельности оказывают колоссальное влияние на ее конечную продуктивность, что определяет значимость данного направления исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Шоев Д. А. Важные факторы повышения качества образования // Проблемы науки. 2019. № 12-2 (145). С. 106-109.

2. Крюченкова В. В., Буренкова Л. В., Касаткина О. М. Роль образования в социализации детей // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. № 2. С. 848-850.

3. Петухов М. Д. Образование как фактор социального прогресса // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. № 2. С. 1131-1134.

4. Алексеенко В. В. Анализ факторов развития информатизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 7-10.

5. Лях Ю. А. Факторы, влияющие на формирование качества образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 8-16.

6. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1998. 270 с.

7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М. : ACT, 2006. 873 с.

8. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов ; пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлу-мяновой ; науч. ред. перевода Г. С. Батыгин. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.

9. Люрья Н. А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. № 11. С. 122-127.

10. Губа К. С., Соколов М. М., Цивинская А. О. Фиктивная эффективность: что на самом деле оценивал мониторинг эффективности образовательных организаций // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 97-125.

11. Воронин Д. М., Мишина О. С., Завальцева О. А. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 18-25.

12. Галиева Г. М., Жилина Е. В. Высшее образование: факторы и ориентиры регионального развития // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (27). С. 113-120.

13. Гвоздарева Л. П., Ханджян Р. С. Ценность высшего образования как фактор спроса // Вестник Астраханского государственного университета. Серия: Экономика. 2019. № 3. С. 71-79.

References

1. Shoev D.A. Important factors for improving the quality of education. Problemy nauki = Issues of science. 2019;(12-2):106-109. (In Russ.)

2. Kryuchenkova V.V., Burenkova L.V., Kasatkina O.M. The role of education in the socialization of children. Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya = Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them. 2019;(2):848-850. (In Russ.)

3. Petukhov M.D. Education as a factor of social progress. Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya = Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them. 2020;(2):1131-1134. (In Russ.)

4. Alekseenko V.V. Analyzing factors of development of education informatization. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern teacher education. 2018;(59-3):7-10. (In Russ.)

5. Lyakh Yu.A. Factors influencing the formation of the quality of education. Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. 2018;(2):8-16. (In Russ.)

6. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv = The system of modern societies. Transl. from Eng. by L.A. Sedov, A.D. Kovalev. Moscow: Aspekt Press, 1998:270. (In Russ.)

7. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura = Social theory and social structure. Moscow: ACT, 2006:873. (In Russ.)

8. Shyutts A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologiche-skoy sotsiologii = The semantic structure of the everyday world: essays on phenomeno-logical sociology. Transl. from Eng. by A.Ya. Alkhasov, N.Ya. Mazlumyanova. Moscow: Institut Fonda «Obshchestvennoe mnenie», 2003:336. (In Russ.)

9. Lyur'ya N.A. Semiotic diagnostics: methodology for measuring the efficiency of transformation in education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2020;(11):122-127. (In Russ.)

10. Guba K.S., Sokolov M.M., Tsivinskaya A.O. Fictitious effectiveness: what was actually evaluated by monitoring the effectiveness of educational organizations. Voprosy obra-zovaniya = Issues of education. 2020;(1):97-125. (In Russ.)

11. Voronin D.M., Mishina O.S., Zaval'tseva O.A. Criteria for the effectiveness of a modern educational organization as the basis for assessing and improving the quality of

education. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects for science and education. 2018;(5):18-25. (In Russ.)

12. Galieva G.M., Zhilina E.V. Higher education: factors and guidelines for regional development. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Ufa State Petroleum Technological University. Sciences, education, economics. Series: Economics. 2019;(1):113-120. (In Russ.)

13. Gvozdareva L.P., Khandzhyan R.S. The value of higher education as a demand factor. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Astrakhan State University. Series: Economics. 2019;(3):71-79. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Антон Александрович Филиппов кандидат социологических наук, первый заместитель начальника финансово-экономического управления, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ntnppov@mail.ru

Anton A. Fillipov

Candidate of sociological sciences, first deputy head of the finance and economy department, associate professor of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 25.10.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.11.2022 Принята к публикации / Accepted 08.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.