Научная статья на тему 'Формирование структуры факторов, влияющих на качество управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования'

Формирование структуры факторов, влияющих на качество управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / ФАКТОР / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / MANAGEMENT / QUALITY OF MANAGEMENT / FACTOR / EDUCATION SYSTEM / EDUCATION PROCESS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / SOCIAL ENVIRONMENT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аленичева Т. С., Куршакова Н. Б., Мамаева Н. А.

Статья посвящена актуальному вопросу экономики качеству управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования в условиях рыночных отношений. В ходе исследования авторами было выявлено, что все факторы, влияющие на процесс управления учебным процессом в образовательных организациях, делятся на четыре основные группы факторы системы образования, факторы образовательных организаций, факторы социальной среды и факторы свойств личности. К группе системы образования были отнесены Болонский процесс, устаревание специальностей и утечка кадров. К группе образовательных организаций факторы внутренней (финансирование, материально-техническая база, электронная информационно-образовательная среда и персонал) и внешней среды (воздействуют на обучающегося через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации). Факторы социальной среды включают факторы микросреды, такие как семья, друзья и другие социальные группы, а также факторы макросреды, такие как культура, экономика и демография. Свойства личности влияют на процесс управления посредством темперамента, характера, способностей и мотивации. На основе проведенного исследования составлена структура факторов, позволяющая выявить направления для дальнейшего исследования по повышению качества процесса управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURING OF MANAGEMENT FACTORS IN HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is about quality management problem of economics at high education organization in the present market conditions. In the research the authors had found that all factors that affect to the process of high educational process management are divided into four main groups the factors of the education system, the factors of educational organizations, the factors of the social environment and the factors of personality characteristics. The Bologna process, the obsolescence of the special process and the loss of personnel were attributed to the education system group. Factors of internal (financing, material and technical base, electronic information and educational environment and personnel) and the external environment (influence the learner through laws, social policy, values, norms, traditions, mass media) are refer to the group of educational organizations. Factors of the social environment include microenvironment factors, such as family and friends and other social groups, as well as macroenvironment factors such as culture, economics and demography. Personality influences to the process of management through temperament, character, abilities and motivation. The factors structure can be used like effective instrument of organizations and management in high education organizations of country's economics in following researches.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры факторов, влияющих на качество управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования»

РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 658

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. С. Аленичева1, Н. Б. Куршакова1, Н.А. Мамаева2

'Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия; 2Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальному вопросу экономики - качеству управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования в условиях рыночных отношений. В ходе исследования авторами было выявлено, что все факторы, влияющие на процесс управления учебным процессом в образовательных организациях, делятся на четыре основные группы - факторы системы образования, факторы образовательных организаций, факторы социальной среды и факторы свойств личности. К группе системы образования были отнесены Болонский процесс, устаревание специальностей и утечка кадров. К группе образовательных организаций - факторы внутренней (финансирование, материально-техническая база, электронная информационно-образовательная среда и персонал) и внешней среды (воздействуют на обучающегося через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации). Факторы социальной среды включают факторы микросреды, такие как семья, друзья и другие социальные группы, а также факторы макросреды, такие как культура, экономика и демография. Свойства личности влияют на процесс управления посредством темперамента, характера, способностей и мотивации. На основе проведенного исследования составлена структура факторов, позволяющая выявить направления для дальнейшего исследования по повышению качества процесса управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования в экономике страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление, качество управления, фактор, система образования, образовательный процесс, образовательная организация, социальная среда, свойства личности.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современной экономики является изучение и классификация факторов, влияющих на качество управления образовательным процессом, поскольку без подготовки в России специалистов новой формации невозможно создание конкурентоспособной страны на мировом рынке. В силу того что качество управления - это совокупность свойств и применяемых методов в системе управления, обеспечивающих эффективность деятельности предприятия, необходимо своевременное выявление причин, влияющих на данный процесс.

Исходя из важности данного вопроса целью исследования стало составление классификации факторов, влияющих на качество управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования, и теоретическое обоснование её структуры.

Процесс управления образованием в современных экономических условиях зависит от системы образования в стране, а также от преимуществ и недостатков внутри образовательной организации. В то же время студент является субъектом образовательного процесса, поэтому целесообразно изучить влияние факторов социальной среды и свойств личности на процесс управления образованием. Для достижения цели решены следующие зад ач и :

- изучены особенности системы образования в экономике России и проблемы управления образовательным процессом в образовательных организациях высшего образования;

- определено влияние социальной среды и свойств личности обучающегося на управление образовательным процессом;

- построена структура факторов, влияющих на качество управления образовательным процессом.

Объектом исследования являлся процесс управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования, предметом - факторы, влияющие на качество управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования. В целях исследования под фактором понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты.

Изучением такого вопроса экономики, как качество управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях занимаются следующие ученые: С.В. Люханова, А.В. Хуторской, В.А. Сластенин, Е.А. Ефимова, М.Н. Николаева, Т.В. Сидорина, Н.С. Батова, Ю.В. Подповетная, Н.Д. Наумов, И.С. Батракова, О.А. Полякова, С.М. Каратун, Т.С. Сухода-ева, Е.П. Седых [1 - 15].

МЕТОД И МАТЕРИАЛЫ

Методологической основой данной работы являются теоретические общенаучные методы исследования, такие как анализ факторов, влияющих на процесс управления образовательным процессом, а также классификация данных факторов.

Процесс управления подготовкой обучающихся зависит от системы образования в экономике страны. В соответствии с федеральным законом, регламентирующим основные требования к процессу подготовки обучающихся, «Об образовании в Российской Федерации» система образования - модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является образование обучающихся в них. Система высшего образования как один из основных элементов экономической системы России включает в себя [16]:

1) федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида,уровня или направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образо-

вания, созданные им консультативные, совещательные или другие органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Большое влияние на систему образования в России оказало присоединение страны к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, целью которого было сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы для создания единого образовательного пространства. Однако данное явление как и любое новшество имеет ряд достоинств и недостатков, оказывающих влияние на образовательный процесс, а также на экономику страны. К первым относятся возможность использования лучшего опыта зарубежных партнеров, студенческая мобильность, преподавательская маневренность, координиро-ванность в деятельности образовательных организаций. Ко вторым - сложность интеграции России в европейское образовательное пространство, несовершенство оценочной системы, увеличение доли самостоятельной подготовки, которая, как правило, менее эффективна, сокращение времени обучения, ориентированность системы на более развитые страны, куда уезжают выпускники.

Кроме того, система образования в России характеризуется несогласованностью между потребителями и производителями образовательной услуги. В результате часть выпускников к концу обучения получает специальность, неактуальную для рынка.

Основным элементом системы образования в России является образовательная организация высшего образования, цель которой - осуществление образовательной деятельности (по образовательным программам высшего образования) и научной деятельности [16].

Процесс управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования подвержен влиянию внутренних и внешних факторов.

Факторы внутренней среды - факторы, которые находятся в области деятельности образовательной организации и являются сферой ее непосредственного воздействия. Это собственные источники финансирования; материально-техническое обеспечение и лабораторная база, которые имеют свойство устаревать как физически, так и морально;

персонал (квалификация, опыт, применяемые педагогические и психологические методы обучения, мотивация к совершенствованию своей деятельности); электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), представляющая собой совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов (ЭИР и ЭОР), обеспечивающих условия для реализации образовательных и других видов деятельности [17]. Особо стоит выделить значение последнего фактора и отметить, что в работе «Формирование модели электронной информационной среды образовательной организации» [18] авторами сделан вывод о том, что в наибольшей степени требуют улучшения такие элементы электронной информационно-образовательной среды, как электронно-образовательные ресурсы, электронно-информационные ресурсы и материально-техническое обеспечение.

Факторы внешней среды могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие и не зависят от самой образовательной организации. Факторы прямого воздействия - предписания и законы государственных органов и органов местного самоуправления, партнерские отношения и конкуренты, косвенного воздействия - экономические, политические, социальные и демографические особенности.

Вышеуказанные факторы, а также основные проблемы управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования, представленные в работе «Проблемы подготовки кадров в условиях рынка» [19], были использованы для проведения SWOT-анализа, отражающего сильные и слабые стороны, возможности и угрозы управления учебным процессом в образовательных организациях (табл. 1).

На основе SWOT-анализа, сравнивая с результатами аналогичного исследования, проведенного в 2012 г. Терентьевой Т.В. и Кулаковой М.Н, и изложенными в работе «Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе» [20] сделаны следующие заключения:

1) Выявлено, что в большей степени устранены такие слабые стороны процесса управления как

- недостаток учебных площадей;

- консерватизм профессорско-преподавательского состава;

- дефицит преподавательских кадров;

- недостаточное использование активных

методов обучения - деловых игр и др.;

- отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг.

2) Появились новые слабые стороны образовательных организаций:

- качество и доступность электронно-образовательных и электронно-информационных ресурсов;

- отсутствие мотивации к повышению квалификации;

- качество педагогических и психологических методов в образовательном процессе;

- практическое применение знаний.

3) Приобретены сильные стороны - наличие ЭИОС, квалификация преподавательского состава, утеряна мотивация к улучшениям.

4) Появились новые возможности - использование ЭИОС и дистанционного обучения, позволяющие повысить качество образовательного процесса.

На основании исследования системы образования в экономике России, сделан вывод о том, что основными проблемами управления в образовательных организациях в современных экономических условиях являются проблемы внешней среды: физическое и моральное старение материально-технической и лабораторной базы, не удовлетворяющей потребности обучаемых ЭИОС, применяемые педагогические и психологические методы обучения, отсутствие у педагогического персонала мотивации к совершенствованию, а также практическое применение знаний. От их решения зависит качество подготовки обучающихся.

В то время как система образования в стране и образовательные организации оказывают прямое воздействие на процесс управления в образовательных организациях высшего образования нельзя не отметить влияние социальной среды и свойств личности на образовательный процесс.

Совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп, или социальная среда, - важное условие успешного управленческого воздействия при управлении образовательным процессом. Социальную среду разделяют на социальную макросреду и микросреду. В силу того что формирование личности происходит под влиянием социальной среды, управление образовательным процессом также напрямую зависит от факторов социальной макро- и микросреды обучаемого.

Социальная макросреда охватывает эконо-

Таблица 1

SWOT-АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Table 1

SWOT-ANALISIS OF THE MANAGEMENT PROCESS IN THE HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

SWOT-анализ образовательных организаций

Сильные стороны Слабые стороны

- привлечение внебюджетных средств за счет оказания платных услуг; - наличие материально-технической базы; - наличие ЭИОС; - применение информационных технологий в учебном процессе; - квалификация преподавательского состава; - большой объем научно-исследовательских работ (НИР) по договорам и грантам. - недостаточное финансирование; - физическое и моральное старение материально-технической базы; - качество и доступность электронно-образовательных и электронно-информационных ресурсов; - отсутствие мотивации к повышению квалификации; - качество педагогических и психологических методов в образовательном процессе; - практическое применение знаний.

Возможности Угрозы

- улучшение материально-технической базы; - дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных образовательных услуг и расширения консалтинговой деятельности; - использование современных достижений науки и техники в обучении; - активное использование ЭИОС; - возможности дистанционного обучения; - использование современных, активных методов обучения, деловых игр; - постоянное повышение квалификации преподавательского состава и мотивации к улучшению. - высокая конкуренция на рынке образовательных услуг; - отсутствие спроса выпускников ряда направлений; - отток квалифицированных кадров; - сокращение бюджетного финансирования; - демографический и социальный кризис в стране; - увеличение стоимости образования.

мику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Компоненты макросреды воздействуют на обучающегося через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение обучающегося - семью, трудовую, учебную и другие группы. В данной системе студент осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через конкретные малые группы и организации, которые служат для него проводником идей, ценностей и норм общества и посредством деятельности в которых он участвует в общественной жизни.

Таким образом, социальная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на качество управления в образовательной организации как одного из основных элементов экономической системы России. Обучение сопровождается процессом,

в результате которого происходит развитие личности - социализацией. Для наибольшей эффективности процесса управления социализация в вузах должна решать следующие задачи:

- воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами, способной к самообразования, самовоспитанию и саморазвитию;

- развитие социально-психологических особенностей будущей профессии;

- целостный подход с позиции теории, практики, творчества и инициативы при решении задачи;

- широкое использование дискуссии, деловых и имитационных игр и др.

С другой стороны, обучающийся как субъект управления учебным процессом имеет ряд отличительных особенностей, влияющих на качество данного процесса.

Личность - совокупность выработанных

привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Каждого обучаемого отличает друг от друга совокупность неповторимых личностных свойств:

1) темперамент - характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью;

2) характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности;

3) способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности;

4) мотивация - побуждение к действию, психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

Выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик (табл.2).

Каждому из них свойственны сильные и слабые стороны, которые проявляются в процессе обучения. Исходя из этого следует, что обучающиеся с разными типами темперамента имеют свои положительные и отрицательные черты, которые, по нашему мнению, могут оказывать влияние на качество управления. Если темперамент и характер обучающегося складываются до поступления в образова-

тельную организацию и не поддаются кардинальным изменениям, то на мотивацию обучающегося и его способности возможно влиять в процессе. Поэтому главная задача преподавательского состава, а также обучаемого -повысить мотивацию и развить способности в процессе обучения.

Рисунок 1 - Влияние уровней способности и мотивации обучающегося на эффективность управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования Illustration 1 - The students'motivation influence on the effectiveness of the educational management in higher educational organizations

Основной вывод, который был сформулирован на основании изучения данной задачи, заключается в следующем: наибольшая эффективность процесса управления подготовкой обучающихся образовательных организа-

Таблица 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Table 2

THE TEMPERAMENT' TYPES' CHARACTERISTICS

Тип темперамента Сильные стороны Слабые стороны

1. Холерик Энергичны, подвижны, увлечены, что позволяет доводить начатое дело до конца Излишняя эмоциональность может приводить к проблемам с дисциплиной

2. Сангвиник Энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило,находятся в приподнятом настроении, что способствует обучению Недостаточная сосредоточенность, поспешное решение задач, невнимательность, что может привести к ошибкам

3. Меланхолик Спокойные, сдержанные Медлительность, отчужденность, опаска ко всему новому

4. Флегматик Спокойные, склонны выполнять стереотипные действия Медлительные, нелегко приспосабливаются к изменениям.

ций высшего образования будет достигнута при сочетании наивысшего уровня способностей и мотивации студента, что иллюстрирует рисунок 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате исследования факторы, влияющие на процесс управления в образовательных организациях высшего образования как одного из основных элементов экономики страны, были разделены на следующие группы:

1) факторы системы образования;

2) факторы образовательных организаций;

3) факторы социальной среды;

4) факторы свойств личности.

На основании выделенных групп, особенностей системы образования в экономике России, характеристик внутренней и внешней среды образовательных организаций, влияния социальной среды и свойств личности составлена структура факторов, влияющих на управление образовательным процессом (рис. 2).

Данная классификация демонстрирует структуру и взаимосвязь факторов, влияющих на качество процесса управления подготовкой обучающихся позволяет выявить наиболее весомые факторы, подлежащие устранению в первую очередь и позволяющие повысить конкурентоспособность отечественных предприятий, а также положение страны в мировой экономике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Структура факторов, влияющих на процесс управления подготовкой обучающихся образовательных

организаций высшего образования в экономике России Illustration 2 - Factors' structure influence on the educational management process in Russian higher educational organizations

ОБСУЖДЕНИЕ

На основании проведенного исследования авторами было выявлено, что все факторы, влияющие на процесс управления подготовкой обучающихся в образовательных организациях высшего образования как одного из элементов экономической системы России, делятся на четыре основные группы - факторы системы образования, факторы образовательных организаций, факторы социальной среды и факторы свойств личности. К группе системы образования были отнесены Болон-ский процесс, устаревание специальностей и утечка кадров. К группе образовательных организаций - факторы внутренней (финансирование, материально-техническая база, электронная информационно-образовательная среда и персонал) и внешней среды (факторы прямого и косвенного воздействия). Факторы социальной среды включают факторы микросреды, такие как семья и друзья, а также факторы макросреды, такие как политика, экономика и демография. Свойства личности влияют на процесс управления посредством темперамента, характера, способностей и мотивации. Данная структура позволяет продолжить изучение факторов и выявить методы по повышению качества управления образовательным процессом, а также экономических показателей предприятий и страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе изучения особенностей образовательной системы в экономике России, проблем управления образовательным процессом в организациях, влияния социальной среды и свойств личности обучаемого на качество управления образовательным процессом в работе предложена классификация факторов, влияющих на качество управления подготовкой обучающихся.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании предложенной структуры. Практическая значимость работы заключается в возможности применения структуры факторов при управлении учебным процессом образовательной организации высшего образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Люханова С.В. К вопросу об оценке эффективности, результативности и качества обучения // Сборник трудов по материалам III Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в современном образовании». Омск. : ОмГУПС, 2016. С. 450 - 453.

2. Хуторской А.В., Король А.Д. Диалогичность как про-

блема современного образования (философско-методо-логический аспект) // Вопросы философии. - М., 2008. С. 109 - 115.

3. Сластенин В.А. Качество образования: опыт фило-софско-феноменологического анализа // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 2. С. 5 - 13.

4. Ефимова Е.А. Мониторинг требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 59 - 62.

5. Качество образования и управление качеством образования - основные проблемы современной системы высшего образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе»/ Электросталь. - М., 2010. С. 22 - 26.

6. Сидорина Т.В., Вульферт В.Я. Функции управления в процессе управления образовательным процессом // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов ВУЗа: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции / НГАУ. -Новосибирск, 2017. С. 142 - 145.

7. Батова Н.С. Анкетирование как один из инструментов повышения эффективности управлением образовательным процессом // Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований / Материалы XVI Международной научно-практической конференции. НГИЭИ. - Княгино, 2012. С. 196 - 198.

8. Подповетная Ю.В. Системно-синергетический подход к управлению образовательным процессом // Человек. Спорт. Медицина. 2007. № 26(98). С. 32 - 35.

9. Наумов Н.Д. Психолого-методологические основы деятельностного подхода к управлению образовательным процессом студентов // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы VIII Международной научной конференции. НВГУ. - Нижневартовск, 2011. С. 31 - 35.

10. Батракова И.С. О некоторых подходах к управлению развитием образовательным процессом // Научное руководство развитием образовательных систем: Тезисы выступлений участников научно-практической конференции / РГПУ им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1996. С. 17 - 18.

11. Полякова О.А. Новые интеллектуальные информационные технологии в управлении образовательными процессами // Перспективы развития информационных технологий. 2011. №4. С. 192 - 193.

12. Подповетная Ю.В. Педагогическое партнерство как вид человеческого ресурса группы в управлении научно-образовательным процессом университета // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. С. 42 - 46.

13. Каратун С.М. Повышение продуктивности обучения при управлении образовательным процессом на основе информационно-образовательной среды // Образовательные технологии и общество. 2006. № 2. С. 241 - 249.

14. Суходаева Т.С. Оценивание компетенций в управлении образовательным процессом // Развитие территорий. 2015. №1. С. 26 - 30.

15. Седых Е.П. Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом // Наука и школа. 2011. № 6. С. 10 - 12.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. (ред. от 29.07.2017г.)

17. Федеральный закон №149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г.

18. Аленичева Т.С., Куршакова Н.Б. Формирование

модели электронной информационной среды образовательной организации // Экономика железных дорог. 2017. № 6. С. 48 - 61.

19. Аленичева Т.С., Куршакова Н.Б., Бабичев М.А. Проблемы подготовки кадров в условиях рынка // Инновационные проекты и технологии в образовании, промыш-

ленности и на транспорте/ Материалы научной конференции. ОмГУПС. - Омск, 2016. С. 324 - 330.

20. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.

THE STRUCTURING OF MANAGEMENT FACTORS IN HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

T.S. Alenicheva, N.B. Kurshakova, N.A. Mamaeva

ANNOTATION

The article is about quality management problem of economics at high education organization in the present market conditions. In the research the authors had found that all factors that affect to the process of high educational process management are divided into four main groups - the factors of the education system, the factors of educational organizations, the factors of the social environment and the factors of personality characteristics. The Bologna process, the obsolescence of the special process and the loss of personnel were attributed to the education system group. Factors of internal (financing, material and technical base, electronic information and educational environment and personnel) and the external environment (influence the learner through laws, social policy, values, norms, traditions, mass media) are refer to the group of educational organizations. Factors of the social environment include microenvironment factors, such as family and friends and other social groups, as well as macroenvironment factors such as culture, economics and demography. Personality influences to the process of management through temperament, character, abilities and motivation. The factors structure can be used like effective instrument of organizations and management in high education organizations of country's economics in following researches.

KEYWORDS: management, quality of management, factor, education system, education process, educational organization, social environment, personality.

REFERENCES

1. Ljuhanova S.V. K voprosu ob ocenke jeffektivnosti, rezul'tativnosti i kachestva obuchenija [About assessment of educational efficiency, effectiveness and quality]. Sbornik trudov po materialam III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnye tehnologii v sovremennom obrazovanii» [Prod. of «Innovative technologies in modern education»]. OmGUPS. Omsk, 2016. pp. 450 -453.

2. Hutorskoj A.V., Korol' A.D. Dialogichnost' kak problema sovremennogo obrazovanija (filosofsko-metodologicheskij aspekt) [Dialogicality as a problem of modern education]. Voprosy filosofii [Issues of education]. Moscow, 2008. pp. 109 - 115.

3. Slastenin V.A. Kachestvo obrazovanija: opyt filosofsko-fenomenologicheskogo analiza [Education quality: the experience of philosophical and phenomenological analysis]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana [Bashkortostan pedagogical journal], 2006, no 2, pp. 5 - 13.

4. Efimova E.A. Monitoring trebovanij rabotodatelej k kachestvu podgotovki specialistov s vysshim obrazovaniem: funkcii i struktura [The monitoring of employer requirement to high educational students education: functions and structure]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of Volgograd state pedagogical university], 2012, no 7, pp. 59 - 62.

5. Nikolaeva M.N. Kachestvo obrazovanija i upravlenie kachestvom obrazovanija - osnovnye problemy sovremennoj sistemy vysshego obrazovanija [Educational quality and educational quality management - main problems of modern high uducational]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy i perspektivy razvitija vysshego obrazovanija na sovremennom jetape» [Prod.

of «Problems and prospects of high modern development today»]. Moscow. 2010. pp. 22 - 26.

6. Sidorina T.V., Wulfert V.Ya. Funkciiupravleniya v processe upravleniya obrazovatelnym processom [Management functions in the process of management of the educational process]. Psiho-pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya podgotovki studentov VUZa: materialy mezhvuzovskoi nauchno-practicheskoi konferencii [Prod. of Psychological and pedagogical aspects of improving the preparation of university students], NSAU. Novosibirsk, 2017, pp. 142 - 145.

7. Batova N.S. Anketirovaniye kak odin iz instrumentov povysheniya effektivnosti upravleniyem obrazovatel'nym protsessom [Questioning as one of the tools to improve the effectiveness of the management of the educational process]. Sotsial'no-ekonomicheskiye problemy razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy: Materialy xVl Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Prod. of Socio-economic problems of the development of municipalities], NGIEI, Knyagino, 2012. pp. 196 - 198.

8. Sistemno-sinergeticheskiy podkhod k upravleniyu obrazovatel'nym protsessom [System-synergetic approach to the management of the educational process] / YU.V. Podpovetnaya / Chelovek. Sport. Meditsina. [Human. Sport. Medicine] - 2007. - №26 (98). - pp. 32-35.

9. Naumov N.D. Psikhologo-metodologicheskiye osnovy deyatel'nostnogo podkhoda k upravleniyu obrazovatel'nym protsessom studentov [Psychological and methodological foundations of the activity approach to the management of the educational process of students]. Deyatel'nostnoye ponimaniye kul'tury kak vida chelovecheskogo bytiya: Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Prod. of Activity-based understanding of culture as a kind of human existence]. NVGU, Nizhnevartovsk, 2011. pp. 31 - 35.

10. Batrakova I.S. O nekotorykh podkhodakh k upravleniyu razvitiyem obrazovatel'nym protsessom [Some approaches to the management of the development of the educational process]. Nauchnoye rukovodstvo razvitiyem obrazovatel'nykh sistem: Tezisy vystupleniy uchastnikov nauchno-prakticheskoy konferentsii [Prod. of Scientific guidance of the development of educational systems]. RGPU im. A.I. Gertsena, Sankt-Peterburg, 1996. pp. 17 - 18.

11. Polyakova O.A. Novyye intellektual'nyye informatsionnyye tekhnologii v upravlenii obrazovatel'nymi protsessami [New intelligent information technologies in the management of educational processes]. Perspektivy razvitiya informatsionnykh tekhnologiy [Prospects for the development of information technology], 2011, no 4. pp. 192 - 193.

12. Podpovetnaya YU.V. Pedagogicheskoye partnerstvo kak vid chelovecheskogo resursa gruppy v upravlenii nauchno-obrazovatel'nym protsessom universitet [Pedagogical partnership as a kind of human resources of the group in the management of the scientific and educational process of the university]. Vestnik yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki. [he Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences.]. 2010. pp. 42 - 46.

13. Karatun S.M. Povysheniye produktivnosti obucheniya pri upravlenii obrazovatel'nym protsessom na osnove informatsionno-obrazovatel'noy sredy [Increase of productivity of training at management of educational process on the basis of the information-educational environment]. Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2006, no 2, pp. 241 - 249.

14. Sukhodayeva T.S. Otsenivaniye kompetentsiy v upravlenii obrazovatel'nym protsessom [Evaluation of competencies in the management of the educational process]. Razvitiye territory [Development of territories], 2015, no 1, pp. 26 - 30.

15. Sedykh Ye.P. Prognosticheskaya deyatel'nost' v upravlenii obrazovatel'nym protsessom [Prognostic activity in the management of the educational process]. Nauka i shkola [Science and school], 2011, no 6, pp. 10 - 12.

16. Federal'nyj zakon [The Federal law] «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [About education in Russia Federation] №273-FZ ot 29 December 2012 year.

17. Federal'nyj zakon [The Federal law] №149 «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i zashhite informacii» [About information, information technologies and data protection] ot 27.07.2006 y.

18. Alenicheva T.S., Kurshakova N.B. Formirovanie modeli jelektronnoj informacionnoj sredy obrazovatel'noj organizacii [The personality properties impact on educational process]. Jekonomika zheleznyh dorog [Economics of railway], 2017, no 6, pp. 48 - 61.

19. Alenicheva T.S., Kurshakova N.B., Babichev M.A. Problemy podgotovki kadrov v uslovijah rynka [Problems of education in modern conditions]. Innovacionnye proekty i tehnologii v obrazovanii, promyshlennosti i na transporte: Materialy nauchnoj konferencii [Prod. of «Innovative projects

and technologies in education, manufacture and transport»], OmGUPS, Omsk, 2016. pp. 324 - 330.

20. Terent'eva T.V., Kulakova M.N. Faktory, vlijajushhie na jeffektivnost' obrazovatel'nyh uslug vuza v sovremennom obshhestve [Factors which influencing on education efficiency in modern sociality]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Present problems of science and education]. 2012. No 5.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Аленичева Татьяна Сергеевна (г. Омск, Россия)

- аспирант кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Омского государственного университета путей сообщения (644046, г. Омск, пр. Маркса, 35; e-mail: [email protected]).

Alenicheva Tatyana Sergeevna (Omsk, Russia) -postgraduate student of Management, marketing and commerce, Omsk state railway University (644046, Omsk, st. Marksa, 35; e-mail: [email protected]).

Куршакова Наталья Борисовна (г. Омск, Россия) -доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» Омского государственного университета путей сообщения (644046, г. Омск, пр. Маркса, 35; e-mail: [email protected]).

Kurshakova Natalya Borisovna (Omsk, Russia) - doctor of economics science, docent, professor of Economics of transport, logistics and quality management, Omsk state railway University (644046, Omsk, st. Marksa, 35; e-mail: e-mail: [email protected]).

Мамаева Наталья Анатольевна (г. Омск, Россия)

- кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисцплин Омского автобронетанкового инженерного института (644098, г. Омск, ул. 14 военный городок, 119; e-mail: mnatt@mail. ru).

Mamaeva Natalya Anatolievna (Omsk, Russia) -candidate of technical science, docent, the head of physics and mathematics disciplines, Omsk armored engineering institute (644098, Omsk, st. 14 military town, 119; e-mail: [email protected]).

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Аленичева Т.С. Введение, раздел о влиянии социальной среды на обучаемого и влиянии его свойств личности на образовательный процесс, составление структуры факторов, влияющих на образовательный процесс.

Куршакова Н.Б. Раздел об особенностях системы образования в России и проблемах образовательных организаций, заключение, составление структуры факторов, влияющих на образовательный процесс.

Мамаева Н.А. Подготовка списка литературы, оформление в соответствии с требованиями, аннотация, ключевые слова, раздел о влиянии внутренних факторов образовательных организаций.

УДК 336.748.12/14

СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Т.И. Гордиевич, П.В. Рузанов

ФГБОУ ВО «ОмГТУ», г. Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье проводится структурный анализ инфляционных процессов в России по данным Рос-стата за 1992 - 2017 гг. с акцентом на последнюю фазу развития в условиях экономических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.