Научная статья на тему 'Объект и предмет управления вариативным иноязычным образованием'

Объект и предмет управления вариативным иноязычным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МАССОВАЯ ПРАКТИКА / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ / АНАЛИЗ ОБЪЕКТА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / VARIATIVE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / HIGHER SCHOOL / MASS PRACTICE / SYSTEM MANAGEMENT / OBJECT ANALYSIS / ORGANIZATION CHARACTERISTICS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимкина Юлия Юрьевна

Статья посвящена проблеме внедрения концепции вариативного профессионально-ориентированного иноязычного образования в массовую практику высших школ. Отмечается, что вариативное иноязычное образование основывается на предоставлении обучающимся возможности выбора образовательного варианта, что позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося. Переход от единых учебников, методов и средств обучения к разнообразным вариантам, отвечающим личностным и профессиональным интересам обучающихся, когнитивным особенностям, уровню иноязычной подготовки предполагает выполнение определенных условий. Одним из данных условий является необходимость управления системой вариативного иноязычного образования. Управление системой рассматривается как специальным образом организованная деятельность, направленная на эффективное функционирование образовательного процесса. В статье рассматриваются основные характеристики организации, осуществляющей вариативное иноязычное образование как признаки объекта управления. В качестве предмета выступает образовательная среда вуза, состоящая из компонентов, наделенных признаками вариативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The object and subject of the variative foreign language education management

The article is devoted to the problem of the concept of variative profession-oriented foreign language education implementation into a mass practice of higher schools. It is noted that the variative foreign language education is based on providing the students with the opportunity to choose an educational option. That allows the students an individual educational path to realize. The transition from uniform textbooks, methods and instruments of teaching to a variety options that meet the personal and professional interests of students, cognitive characteristics, the level of foreign language acquisition assumes the implementation of certain conditions. One of these conditions is the need to manage the variative foreign language education system. Management of the system is considered as a specially organized activity aimed at the effective functioning of the educational process. The main characteristics of the organization, which carries out the variative foreign language education, as signs of the management object are described. The subject of management is the educational environment of a higher school that consists of components that are endowed with features of variation.

Текст научной работы на тему «Объект и предмет управления вариативным иноязычным образованием»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018

№ 2 (32). С. 30-34. УДК 378.1

Объект и предмет управления вариативным иноязычным образованием

Статья посвящена проблеме внедрения концепции вариативного профессионально-ориентированного иноязычного образования в массовую практику высших школ. Отмечается, что вариативное иноязычное образование основывается на предоставлении обучающимся возможности выбора образовательного варианта, что позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося. Переход от единых учебников, методов и средств обучения к разнообразным вариантам, отвечающим личностным и профессиональным интересам обучающихся, когнитивным особенностям, уровню иноязычной подготовки предполагает выполнение определенных условий. Одним из данных условий является необходимость управления системой вариативного иноязычного образования. Управление системой рассматривается как специальным образом организованная деятельность, направленная на эффективное функционирование образовательного процесса. В статье рассматриваются основные характеристики организации, осуществляющей вариативное иноязычное образование как признаки объекта управления. В качестве предмета выступает образовательная среда вуза, состоящая из компонентов, наделенных признаками вариативности.

Ключевые слова: вариативное иноязычное образование, высшая школа, массовая практика, управление системой, анализ объекта, характеристики организации, образовательная среда, компоненты образовательной среды

Ю. Ю. ТимкинА

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 30-34.

Yu. Yu. TiMKiNA

The object and subject of the variative foreign language education management

The article is devoted to the problem of the concept of variative profession-oriented foreign language education implementation into a mass practice of higher schools. It is noted that the variative foreign language education is based on providing the students with the opportunity to choose an educational option. That allows the students an individual educational path to realize. The transition from uniform textbooks, methods and instruments of teaching to a variety options that meet the personal and professional interests of students, cognitive characteristics, the level of foreign language acquisition assumes the implementation of certain conditions. One of these conditions is the need to manage the variative foreign language education system. Management of the system is considered as a specially organized activity aimed at the effective functioning of the educational process. The main characteristics of the organization, which carries out the variative foreign language education, as signs of the management object are described. The subject of management is the educational environment of a higher school that consists of components that are endowed with features of variation.

Keywords: variative foreign language education, higher school, mass practice, system management, object analysis, organization characteristics, educational environment, components of educational environment

ариативное иноязычное образование в высшей школе призвано обеспечить лич-ностно-ориентированное обучение профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковых вузах на трех уровнях подготовки: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Основными характеристиками вариативного иноязычного образования выступают: предоставление обучающимся свободы выбора образовательного варианта в соответствии с личными и профессиональными интересами, когнитивными особенностями личности [1], уровнем иноязычной подготовки; переход от единых унифицированных учебников и учебных пособий, методов и средств обучения к разнообразию образовательных вариантов [2]. Освоение индивидуальных вариантов обеспечивает студентов возможностью прохождения индивидуальных образовательных маршрутов. Внедрение вариативного профессионально-ориентированного иноязычного образования в массовую практику высшей школы предполагает выполнение некоторых условий.

Одним из условий расширения области применения концепции в массовой практике высшего образования выступает наличие процесса управления, как «особой области деятельности, направленной на достижение цели путем эффективного использования ресурсов» [3, с. 11]. В теории управления системами понятие «управление» понимается как «воздействие на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития» [3, с. 10]. Воздействие на объект предполагает выполнение следующих функций: планирование, организацию, координацию, анализ, контроль, принятие управленческих решений. Под «эффективным функционированием» понимается достижение поставленных целей и задач «путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов» на основе применения принципов и методов теории управления [3, с. 12].

Одной из основных категорий теории управления является понятие «организации», выступающее объектом системы управления. Организация рассматривается в научной литературе как социальная система, целью которой является «достижение общих специфических целей посредством коллективных действий», данная система обладает «определимыми границами, нормами, ранжированными полномочиями, коммуникативными системами», существует на «относительно постоянной основе» в определенной среде [3, с. 117]. Анализ организации проводится на трех уровнях: на микроуровне организация представлена группой участников, отвечающих формальным и неформальным требованиям (определяют себя как часть организации); на мезоуровне -множества участников (группы, отделы, департаменты и т.д.), объединенные целью, планом

работы; макроуровень анализа касается самостоятельных учреждений, которые могут организовывать мультиорганизации, например, концерн, министерства. Рассмотрение на всех уровнях позволяет дать более полную характеристику организации, определить внешнюю и внутреннюю среду, воздействующие на основные элементы, провести управленческое обследование для разработки стратегии эффективного управления.

Категория «эффективность управления» отражает результативность деятельности, степень рациональности использования ресурсов, уровень и динамику развития качественными и количественными показателями [3, с. 233]. В зависимости от времени получения эффекта рассматривается тактическая (ближайшее время) и стратегическая (длительное время) эффективность; потенциальная (предварительная) и реальная (определяется по полученным результатам) эффективность. Оценка эффективности управления проводится по систематизированным факторам, влияющим на управление, заранее определенным критериям оценки.

Данные категории являются основополагающими и в теории управления образовательными системами (Д.А. Новиков, 2009).

Д.А. Новиков отмечает, что управление образовательной системой основывается на законах и закономерностях общей теории управления, изучающей проблемы управления любыми системами, опирается на опыт конструирования различных моделей управления, предполагает построение управленческой модели образовательным процессом на основе общих кибернетических позиций, позволяющих «строить эффективные процедуры принятия управленческих решений» [4, с. 8]. Учет характеристик образовательной системы выступает необходимым условием построения управленческой модели.

Характеристика организации, осуществляющей вариативное профессионально-ориентированное иноязычное образование, как объекта управления, интегрирует данные анализа на трех уровнях:

макроуровень - принадлежность образовательного учреждения министерству определенного сектора экономики, выступающего учредителем данной организации, формирующим запрос на качество подготовки специалистов данной отрасли на каждом уровне образования, министерству образования и науки, определяющему нормативную базу ведения образовательной деятельности, региональному министерству образования, что характеризует деятельность организации как нацеленную на удовлетворение потребностей экономического сектора региона в нормативно-правовом поле системы образования;

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)

мезоуровень - структурная организация учебного заведения, включающая институты / факультеты, кафедры / департаменты и т.д., объединенные целью и задачами, образовательными программами, учебными планами, расписанием, научно-исследовательской деятельностью. В рамках вариативного образования устанавливается взаимосвязь между кафедрой иностранных языков и выпускающими кафедрами, обеспечивающая профессиональную подготовку в иноязычной среде в соответствии с трудовыми стандартами, усиливающуюся с повышением уровни подготовки, при которой происходит постепенное превалирование выпускающих кафедр в определении содержания обучения. Увеличение роли выпускающей кафедры в иноязычном образовании с повышением уровня образования обусловлено продвижением подготовки в узконаправленных профессиональных сферах. Взаимосвязь работы кафедр, перераспределение роли кафедр в определении вектора развития вторичной языковой личности на каждом уровне подготовки выступает характеристикой данного уровня анализа;

микроуровень - профессорско-преподавательский состав, ориентированный на учет индивидуальных особенностей студентов, предоставление свободы выбора образовательного варианта, способный к выбору оптимального варианта для студента, микро- или макрогруппы, владеющий набором диагностического инструментария и образовательных технологий [5], готовый к их выбору на основе анализа входящих данных, то есть алгоритма выбора, а также способный к самостоятельному принятию решений при формировании траектории развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся как характеристики вторичной языковой личности [6]. Кроме того, создание рядов вариантов предполагает наличие высокого уровня методической подготовки преподавателя, способность и готовность повышать собственную иноязычную коммуникативную компетентность в сфере подготовки обучающихся. Роль преподавателя во взаимодействии со студентами заключается в осуществлении совместного со студентом выбора варианта, управлении в его освоении, методической поддержке, контроле и корректировке результатов. Методическая работа включает разработку рядов вариантов, анализ диагностических данных, разработку квазипрофессиональных ситуаций, организацию интерактивных занятий, разработку контрольно-оценочных средств для каждого образовательного варианта, управление самостоятельной работой студентов, ведение факультативных занятий и т.д. Таким образом, характеристика организации отражает коллектив преподавателей, в котором каждый сотрудник обладает свободой выбора

содержания, технологий, самостоятельно принимает решения при помощи алгоритма выбора, творчески подходит к разработке образовательных вариантов.

В обобщении, отметим, что объект управления, а именно, образовательная организация обладает рядом характеристик, опора на которые позволит обеспечить требуемое поведение:

• организация представляет собой сложную социальную целенаправленную образовательную систему, управляемую федеральными и региональными органами,

• состоит из совокупности подразделений или учреждений, реализующих образовательные программы на разных уровнях образования,

• взаимодействует с работодателями и сектором экономики, что обеспечивает открытость системы,

• включает профессорско-преподавательский ресурс, а также инфраструктуру учреждения,

• деятельность профессорско-преподавательского состава осуществляется в вариативной образовательной среде,

• продукт деятельности организации не материальный, заключается в формировании компетентностей выпускников каждого уровня образования, позволяющих им осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми стандартами, что в значительной мере усложняет оценку образовательного продукта организации по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

Исходя из определения и свойств объекта выделим и детализируем предмет управления. Предмет управления как аспект, относящийся к объекту, позволяющий познавать целостный объект и выделять его существенные признаки [4, с. 396], представлен образовательной средой вуза.

Образовательная среда вуза - сложное интегративное понятие, содержащее обозначение специальным образом организованного окружения обучающихся в высшей школе (среда), оказывающее влияние на развитие личности (образовательная). В.А. Ясвин определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей её развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7, с. 14]. Развитие личности, по результатам исследования В.А Ясвина, реализуется в системе координат «активность - пассивность» и «свобода - зависимость». Моделирование среды в направлении «активность» и «свобода» обеспечивает высокий уровень самостоятельности обучающихся, активную позицию, творчество, постоянную деятельность [7, с. 47].

Отмечая потенциал информационных технологий в образовании, реализующийся в плоскости «активность - свобода» по В.А Ясвину, исследователи характеризуют систему как «информационно-образовательную среду», включают микросреды: «библиотека как информационный центр и образовательный ресурс, учебная микросреда - учебные дисциплины, курсы по выбору, электронные учебные пособия, среда личностного саморазвития - Интернет-классы, техническое оборудование» [8, с. 11]. Рассматривая информационные технологии в качестве необходимого элемента образования, занимающего в иерархии элементов не центральное положение, представляется возможным придерживаться термина «образовательная среда вуза».

Рассмотрим основные компоненты образовательной среды вуза, осуществляющего вариативное иноязычное образование. Основными компонентами данной образовательной среды, как и любого другого образовательного пространства высшей школы, выступают кадровый состав организации, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, материально-техническая база, а также корпоративная культура, сложившаяся в образовательном учреждении [4, с. 34].

Кадровый состав включает профессорско-преподавательский состав вуза. Реализация вариативного иноязычного образования предполагает владение преподавателями современными методами и технологиями для обеспечения разнообразия образовательного процесса; осуществление непрерывного лингвистического самообразования в областях профессиональных направлений подготовки обучающихся; готовность и способность к разработке образовательных вариантов; ориентацию на индивидуальные особенности обучающихся; способность управлять самостоятельной работой обучающихся и оказывать методическое сопровождение индивидуальной самостоятельной работы; ведение факультативов и научных кружков; самостоятельность и ответственность в принятии решений.

Научно-методическое обеспечение охватывает рабочие программы, учебные, учебно-методические пособия, методические указания для самостоятельной работы и электронную информационно-образовательную сеть образовательного учреждения. Качественными показателями учебных пособий являются ориентация на иноязычную профессиональную деятельность на основе трудовых стандартов - наличие квазипрофессиональных ситуаций; электронные учебные пособия, построенные на основе гиперссылок, нелинейности, открытости, разнообразия, наличия вариантов, контроля, оценки, обратной связи, наличие электронных словарей [9]. К методическим ука-

заниям для самостоятельной работы предъявляются требования наличия четких пошаговых инструкций, ориентиров для индивидуальной самостоятельной работы, изобилия и разнообразия образовательных вариантов. Электронная информационно-образовательная сеть вуза объединяет официальный сайт вуза, портал, расписание, электронные образовательные ресурсы (программы, планы и т.д), библиотеку [10]. Характеристиками сети выступают доступность, оперативность, качество, достаточный объем данных; непрерывный процесс обновления и расширения [7, с. 19].

Материально-техническая база представляет собой мультимедийное оборудование, персональные компьютеры доступные для преподавателей и студентов. Значимым является наличие специализированных аудиторий, подготовленных для осуществления различных видов деятельности в группе, микрогруппах, индивидуально. Зонирование учебного пространства позволяет создать комфортные условия для вариативной работы студентов и преподавателей.

Корпоративная культура или «Дух» учреждения (Ушинский, 1868 и др.) строятся на основе сотрудничества субъектов образовательного процесса (преподаватель - студент, преподаватели разных подразделений, заведующие кафедрами, деканы - преподаватели), взаимопонимании, взаимоуважении, удовлетворенности взаимоотношениями, позитивном настроении всех участников процесса; авторитетности педагогического состава, эмоциональном благополучии; высокой степени участия всех субъектов в управлении образовательным процессом [7, с. 240-257], ценностях познания, активности, самостоятельности.

Стремление к заявленной наполняемости компонентов, как идеальному построению образовательной среды, достижение качества показателей компонентов, наличие возможностей улучшения и развития, осуществляющего профессионально-ориентированное иноязычное образование, будет являться целью / результатом управленческой деятельности. Таким образом, внедрение вариативного иноязычного образования в массовую практику высшей школы предполагает управление становлением и развитием системы, объектом управления является образовательное учреждение, организация, осуществляющая вариативное образование, предметом управления выступает многокомпонентная образовательная среда, наделенная признаками вариативности. Воздействие на качественные показатели компонентов образовательной среды рациональными способами для достижения максимального эффекта будет свидетельствовать о наличии эффективной системы управления.

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

Л ИТEРAТУРA

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012. 447 с.

Леушина И.В. Совершенствование подготовки специалистов технического профиля на основе моделирования ее иноязычной составляющей в условиях уровневого высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010. 48 с.

3. Симагина О.В., Матюнин В.М. Теория управления: уч. пособие. Новосибирск: изд-во СибАГС, 2014. 135 с.

4. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009. 452 с.

5. Пикан В.В. Управление вариативным образовательным процессом в школе: автореф. дис ... д-ра пед. наук. М., 2006. 38 с.

6. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография. Пермь, 2011. 207 с.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

8. Назаров С.А. Педагогические условия проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2006. 28 с.

9. Болотин А.Э., Сивак А.Н. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России // ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 5 (99). С. 16-21.

10. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста. Фундаментальные исследования. 2011. №4. С. 37-40.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Optika prosveshhenija: sociokul'turnye perspektivy [Optics of education: socio-cultural perspectives]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2012. 447 p. (in Russian).

2. Leushina I.V. Sovershenstvovanie podgotovki specialistov tehnicheskogo profilya na osnove modelirovaniya ee inoyazychnoi sostavlyajushhei v usloviyah urovnevogo vysshego professional'nogo obrazovaniya [Improvement of the specialists training in the technical profile on the basis of modeling of its foreign language component in conditions of higher professional education]. Nizhny Novgorod, 2010. 48 p. (in Russian).

3. Simagina O.V., Matjunin V.M. Teoriya upravleniya [Theory of management]. Novosibirsk, SibAGS Publ., 2014. 135 p. (in Russian).

4. Novikov D.A. Teoriya upravleniya obrazovatel'nymi sistemami [Theory of educational systems management]. Moscow, 2009. 452 p.

5. Pikan V.V. Upravlenie variativnym obrazovatel'nym processom v shkole [Management of the variative educational process in school]. Moscow, 2006. 38 p. (in Russian).

6. Bezukladnikov K.E. Lingvodidakticheskie kompetencii: koncepciya formirovaniya: monografiya [Linguodidactical competencies: the concept of formation]. Perm. 2011. 207 p. (in Russian).

7. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 365 p. (in Russian).

8. Nazarov S.A. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya lichnostno-razvivayushhei informacionno-obrazovatel'noi sredy tehnicheskogo vuza [Pedagogical conditions for designing a personal-developing information and educational environment of a technical university] Rostov-n/D, 2006. 28 p. (in Russian).

9. Bolotin A.E., Sivak A.N. Tipologicheskie priznaki obrazovatel'noyi sredy, neobhodimye dlya jeffektivnogo professional'nogo razvitiya kursantov v vuzah vnutrennih voyisk MVD Rossii [Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the ministry of internal affairs of Russia]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013. no. 5 (99). pp. 16-21 (in Russian).

10. Ostroumova E.N. Informacionno-obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor professional'no-lichnostnogo samorazvitiya budushhego specialista [Educational environment university as a professional, personal self-development future specialist]. Fundamental research. 2011. no. 4. pp. 37-40 (in Russian).

Информация об авторе Тимкина Юлия Юрьевна

(Россия, Пермь) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н Прянишникова E-mail: timkinaj@mail.ru

Information about the author

Timkina Yuliya Yurevna

(Russia, Perm) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the

Department of Foreign languages Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov E-mail: timkinaj@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.