Научная статья на тему 'Социально-философский анализ проблемы регулирования образовательной сферы в условиях интенсивной трансформационной динамики общества'

Социально-философский анализ проблемы регулирования образовательной сферы в условиях интенсивной трансформационной динамики общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Андрей Иванович

Современное общество в настоящее время пребывает в состоянии активного становления, что сказывается на ряде социальных сфер и требует их постоянной адаптации к происходящим изменениям. Это определяет функциональную необходимость в соответствии образовательной системы актуальным современным запросам, связанным с подготовкой специалистов по ряду направлений, которые затрагивает современное инновационное развитие общества. Отдельного внимания заслуживает и то, что распределение рынка труда сильно меняется в условиях интенсивных трансформационных процессов. В условиях, когда результаты текущих решений влияют на состояние общества спустя годы, особую актуальность приобретает углубленное теоретическое моделирование и управление системой образования с учетом наиболее значимых социальных прогнозов. В статье рассматривается набор проблем, связанных с реализацией образовательной деятельности в современном обществе. Рассматриваются перспективы развития системы образования, факторы ее соответствия социальным запросам и исследуются наиболее значимые аспекты общественного развития, которые необходимо учитывать при осуществлении реформ в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ проблемы регулирования образовательной сферы в условиях интенсивной трансформационной динамики общества»

УДК 316

Шевченко Андрей Иванович

доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,

Российский государственный университет правосудия Milena.555@mail .ru Andrey I. Shevchenko doctor of philosophical Sciences,

Professor of chair of social-humanitarian and natural-science disciplines, IN SKF FGBOU Russian state University ofjustice Milena.555@mail. ru

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ

ИНТЕНСИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ

ОБЩЕСТВА

SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF PROBLEM OF ADJUSTING OF EDUCATIONAL SPHERE IN THE CONDITIONS OF

INTENSIVE TRANSFORMATION DYNAMICS OF SOCIETY

Аннотация: современное общество в настоящее время пребывает в состоянии активного становления, что сказывается на ряде социальных сфер и требует их постоянной адаптации к происходящим изменениям. Это определяет функциональную необходимость в соответствии образовательной системы актуальным современным запросам, связанным с подготовкой специалистов по ряду направлений, которые затрагивает современное инновационное развитие общества. Отдельного внимания заслуживает и то, что распределение рынка труда сильно меняется в условиях интенсивных трансформационных процессов. В условиях, когда результаты текущих решений влияют на состояние общества спустя годы, особую актуальность приобретает углубленное теоретическое моделирование и управление системой образования с учетом наиболее значимых социальных прогнозов. В статье рассматривается набор проблем, связанных с реализацией образовательной деятельности в современном обществе. Рассматриваются перспективы развития системы образования, факторы ее соответствия социальным запросам и исследуются наиболее значимые аспекты общественного развития, которые необходимо учитывать при осуществлении реформ в области образования.

Ключевые слова: общество, образование, реформы, адаптация.

Summary: modern society stays in a condition of active formation now that affects a number of social spheres and demands their continuous adaptation to the happening changes. It defines functional need for compliance of educational system to the relevant modern inquiries connected with training of specialists in a

number of the directions which are affected by modern innovative development of society. The special attention is deserved also that labor market distribution strongly changes in the conditions of intensive transformational processes. In conditions when results of the current decisions influence a condition of society years later, the special relevance is acquired by profound theoretical modeling and management of an education system taking into account the most significant social forecasts. In article a set of the problems connected with realization of educational activity in modern society is considered. The prospects of development of an education system, factors of its compliance to social inquiries are considered and the most significant aspects of social development which need to be considered at implementation of reforms in the field of education are investigated.

Keywords: society, education, reforms, adaptation.

Современное общество находится в фазе активного становления, что связано с высокой динамикой развития институциональных структур [4]. Высокие темпы развития общества предъявляют все более серьезные требования к системе образования, от эффективности которого зависит не только профессионализм будущих участников экономической деятельности, но и характер социальных установок, а также общий уровень конструктивности взаимоотношений в социальной среде. При этом одной из серьезных проблем является то, что реальный эффект от реформ в образовательной сфере проявляется с существенным запозданием. Это связано сразу с двумя факторами: с одной стороны, временной интервал от включения в образовательную среду и вплоть до осуществления самостоятельной трудовой активности достаточно велик и в разных образовательных учреждениях составляет от двух до семи лет, а если учесть общеобразовательную школьную систему - интервал от включения в образовательную среду и вплоть до активной реализации результатов учебно-воспитательного процесса составляет больше десяти лет.

Безусловно, определенные промежуточные результаты имеют место на протяжении всего периода обучения - так, например, результаты воспитательной работы сказываются на поведении детей непосредственно в процессе получения образования. Однако, если брать за основу прицел на будущее - тот период, когда вчерашние студенты активно включаются в трудовую деятельность - становится очевидно, что результативность образовательной системы проявляется с существенным запозданием.

Это означает, что результаты реформ, проводимых в настоящее время, можно будет окончательно оценить лишь спустя несколько лет (интервал различается в зависимости от того, к какой сфере - высшего или среднего образования - относится реформационная деятельность). Вместе с тем, общество не стоит на месте - то, что является актуальным для современности, вполне может утратить свою актуальность спустя несколько лет. Меняется соотношение трудовых вакансий, возникают новые, востребованные специальности, проявляются социальные проблемы,

укорененные в несоответствии между характером воспитания в современной образовательной среде и общей социальной ситуацией.

При всей очевидности того, что образование должно быть социально ориентированным, в настоящее время мы наблюдаем оторванность образовательной сферы, ее несоответствие наиболее значимым социальным запросам [3].

Второй проблематичный аспект реформирования образования связан с тем, что процесс адаптации самой системы к возникновению новых вводных, равно как и процесс адаптации учащихся к происходящим в системе образования изменениям, не может быть осуществлен мгновенно. Как отмечает Э. Дюркгейм, любое значимое изменение в обществе, даже при условии его общего положительного значения, влечет за собой возникновение кризисных последствий [2]. И сфера образования в данном случае - не исключение. Таким образом, осуществление реформ в образовательной сфере влечет за собой повышение нагрузки на носителей ее непосредственных функциональных обязанностей (что связано с необходимостью разработки новых учебных курсов, повышения квалификации и т.д.) и, как временное следствие - снижение эффективности образовательной деятельности, связанное с проявлением негативных последствий трансформационного периода. Таким образом, даже при условии выбора корректного курса по изменению характеристик системы образования, на уровне краткосрочных результатов достаточно сложно определить успешность осуществляемых изменений, их соответствие актуальным социальным запросам.

В сочетании обозначенные выше факторы приводят к тому, что сфера образования становится, в плане условий регуляции, зоной повышенного риска. Те воздействия, которые оказываются на ее структуру, не имеют гарантированных результатов и сопряжены с серьезным риском отторжения как в социальной среде, так и на уровне преподавательского состава. В результате можно судить об еще одной опасности - утрате ряда квалифицированных специалистов, которые не смогли перестроиться, адаптироваться к новым условиям.

В этом отношении, говоря об издержках трансформационных процессов, следует учитывать и кадровый аспект. Здесь возможны две модели - повышение нагрузки на кадровый состав системы образования, как сверхурочная работа, мотивированная стремлением сохранения рабочего места, либо поощрение специалистов, сумевших адаптироваться к новым реалиям трудовой деятельности. В этом отношении материальный стимул имеет серьезное значение не только как средство формирования экономической заинтересованности, но и как возможность апелляции к профессиональной гордости работников образовательной сферы.

В данном контексте вызывает серьезное беспокойство тот момент, что снижение перспективности участия в образовательной деятельности для специалистов, имеющих серьезный опыт, приводит к освобождению вакантных мест и, как следствие - снижению общей квалификации

преподавательского состава. Молодые специалисты, в ряде аспектов более гибкие, вместе с тем, имеют несколько существенных недостатков. К их числу относится отсутствие опыта, а также характер квалификации, определяемый исходными характеристиками образовательной сферы. И здесь мы можем судить о том, что кризис в системе образования - это системный, самовоспроизводящийся процесс. И если первая его стадия связана со снижением качества образования у подрастающего поколения, то следующая связана с ситуацией, когда это поколение, взрощенное в кризисной системе, включается в процесс передачи знаний, навыков и социальных установок.

Безусловно, было бы опрометчиво рассматривать исключительно отрицательные стороны текущей ситуации - подобного рода проблематизация может привести к абстрактному, однобокому рассмотрению проблемы. Несмотря на то, что о проблемах в образовательной среде говорят уже длительное время, это не отражает ситуацию в ее полноте. Распределение кадров неоднородно и, соответственно, упоминая исключительно проблемные аспекты и опираясь на них, мы не можем сформировать целостную картину происходящего. Наряду с кризисными тенденциями имеют место и обратные процессы, связанные с повышением доступности информации, а также развитием феномена самообразования. Современные специалисты учатся не только в школах и университетах -доминирующую роль в обретении профессионализма играет активная самостоятельная деятельность по приобретению знаний и навыков. И здесь можно судить о том, что кризис системы образования частично компенсируется насыщением информационной среды образовательными материалами по ряду значимых сфер.

Однако этот естественный процесс информационного насыщения общества связан с активностью тех, кто уже обладает навыками поиска информации, а также мотивацией к обучению. Как плюсом, так и минусом самообразования является его ограниченность сферой интересов человека. Это, с одной стороны, является ключом к углубленному развитию в избранных сферах, с другой - определяет однобокий характер этого развития, не столько социально ориентированного, сколько отвечающего интересам конкретного человека.

В данном случае развитие практики самостоятельного обучения является положительным фактором для развития молодых специалистов, однако не решает в полной мере проблему корректировки обучения школьников и студентов. Образование, как учебно-воспитательная деятельность, способствует не только приобретению знаний и навыков, но и социализации, включению в коммуникативную практику, а также принятию ряда норм и правил взаимодействия в обществе. Наконец, образование ответственно за развитие ценностной структуры личности. Самообразование в данном случае - это, в первую очередь, приобретение знаний и навыков. Таким образом, если мы ставим вопрос о необходимости совершенствования образовательного процесса и преодолении кризиса в системе образования,

необходимо учитывать именно успешность институциональной сферы образования и ее соответствие актуальным социальным запросам [1], в то время как компенсирующие социальные механизмы рассматривать с рядом оговорок. Помимо того, что самообразование ограничено сферой интересов конкретного человека, навыком поиска адекватных материалов, а также мотивацией к развитию обладают далеко не все члены общества, ввиду чего наличие эффективной внешней институциональной среды сохраняет высокую степень значимости.

В рассматриваемой ситуации преобладающее значение имеет то, что изменение в системе образования неизбежно. Уже сейчас имеет место проблема, выраженная в недостатке квалифицированных кадров по ряду специальностей, связанных с современными научно-техническими разработками. Технологическое развитие общества определяет возникновение новых профессий и постоянное изменение критериев квалификации, что в условиях современных учебных заведений крайне проблематично для адекватного отражения. Кроме того, рост объема научной информации и усложнение условий профессиональной деятельности в ряде сфер приводит к тому, что универсальная образовательная программа требует постоянного повышения нагрузки на учащихся. Помимо того, что растет число обязательных предметов, также повышается их информационная нагруженность.

Этот процесс сам по себе достаточно проблематичен, однако особую проблемность он приобретает в контексте соотношения учебной и воспитательной деятельности: постоянное повышение учебной нагрузки приводит к снижению уровня восприятия получаемых материалов, а также постепенному вытеснению воспитательного процесса учебным. И, хотя назначение ряда гуманитарных дисциплин состоит именно в воспитании, эффект информационной перегруженности школьников приводит к снижению его результатов.

Существует давний спор о целесообразности реформ в образовательной сфере, в котором одним из серьезных аргументов является то, что советская система образования являлась одной из лучших в мире. Проблема заключается в том, что за последние десятилетия произошло событие, именуемое информационным коллапсом - тысячи открытий в ряде дисциплин изменили облик современной науки, а динамика социальных изменений возросла многократно. В этих условиях изменение учебных программ является практически естественной реакцией, вместе с тем, очевидна и необходимость более серьезных перемен, связанных со способом подачи знаний, набором дисциплин, характером специализации и т.д. Рассмотренная выше «неповоротливость» системы образования является серьезным минусом. Одновременно с этим, следует обратить внимание и на то, что адаптация системы образования к современным реалиям должна учитывать реальные сильные и слабые стороны текущей системы. В частности, видится неэффективной реорганизация системы образования в тех случаях, когда ее дисфункциональность определяется внешними факторами

(экономическими, культурными). Иллюстрируя последнее, следует заострить внимание на том, что эффективность образования во многом зависит от престижности профессии преподавателя (или школьного учителя), что определяется сочетанием культурных и экономических факторов.

В условиях, когда уровень материального поощрения преподавательской деятельности сопоставим с оплатой низкоквалифицированного труда, сложно ожидать серьезного служебного рвения со стороны учителей и развитой конкуренции, связанной со стремлением получить трудоустройство в образовательной сфере. Соответственно, ряд перспективных кадров уходит из сферы образования (или не приходит в нее), руководствуясь статусными и материально обусловленными соображениями, что в конечном счете влияет на перспективы учебно-воспитательного процесса, вне зависимости от того, какая именно структура системы образования имеет место быть.

Зеркальный процесс обнаруживается и в среде учащихся: многие педагоги отмечают низкий уровень мотивации учащихся, что существенно снижает качество образовательного процесса. Что характерно, обозначенные явления взаимосвязаны: от качественной определенности преподавательского состава во многом зависит и уровень мотивации учащихся, поскольку речь идет о профессиональной работе, связанной с применением ряда педагогических методик, а не только прямой передаче материала по непосредственной специальности.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что изменения в образовательной среде неизбежны, однако они не должны быть произвольными. И в этом отношении перенос зарубежного опыта не является панацеей в силу того, что характеристики российского общества существенно отличаются от западных стран, что определяется как менталитетом россиян, так и социально-экономической ситуацией в стране. Вместе с тем, выработка собственного пути развития образовательной сферы требует сочетание двух моментов: глубокого систематичного рассмотрения образовательной сферы в контексте общих тенденций развития общества и наиболее детализированных его сценариев (что может позволить устранить проблему, связанную с недостаточным соответствием образовательной сферы динамично меняющемуся набору социальных запросов) и разрешения внешних проблем, не связанных напрямую с функциональной сферой института образования, однако оказывающих серьезное опосредованное влияние на качество образовательного процесса.

Таким образом, развитие системы образования - комплексная задача, которая требует не только глубокого рассмотрения основного спектра проблем текущей образовательной системы, но и рассмотрения динамики соответствия общественной ситуации и состояния образовательной сферы на уровне долгосрочного прогнозирования. Именно такой, систематический, комплексный подход может способствовать разрешению обозначенных в текущем сообщении проблем.

Литература:

1. Богуславский М.В. Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию //Проблемы современного образования. 2013. №4. С.5-20

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. - М.: Мысль, 1994.

3. Мурашев А.В. Трансформация системы образования: реалии и перспективы //Экономика образования. 2012. №4. С.87-90

4. Нарыков Н.В. К вопросу об определении факторов интенсификации современных политических процессов // ИСОМ. 2014. №6-1. С.295-298.

Literature:

1. Boguslavsky, M.V. Strategies for the Modernization of the Russian Education of the Twentieth Century: Theoretical and Methodological Approaches to Research // Problems of Modern Education. 2013. №4. Pp.5-20.

2. Durkheim, E. Suicide: Sociological Study / Per, with Fr. with abc.; Ed. V.A. Bazarov. - M.: Thought, 1994.

3. Murashev A.V. Transformation of the education system: realities and perspectives // Economics of Education. 2012. №4. Pp.87-90.

4. Narykov N.V. On the issue of determining the factors of the intensification of modern political processes // ISOM. 2014. №6-1. Pp.295-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.