Научная статья на тему 'Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы'

Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8791
840
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / образовательная система / качество образования / модернизация системы образования / реформирование системы образования / государственный образовательный стандарт / high school / educational system / quality of education / modernization of education system / reform of the education system / state educational standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюнина Ольга Евгеньевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации системы образования вРоссии. Первостепенной задачей образовательной политики государства являетсядостижение современного качества образования, его соответствия актуальным иперспективным потребностям личности и общества. Модернизация позволит соз-дать механизм устойчивого развития системы образования, которая будет полно-стью соответствовать требованиям ХХI века, социальным и экономическим по-требностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the education system in Russia: problems and prospects

The author considers the topical issues of modernization of the education system in Russia. A priority of educational policy is the achievement of modern quality of education, its conformity to actual and perspective needs of the individuals and society. Modernization will allow to create the mechanism for sustainable development of the education system, which will completely conform the requirements of the XXI century, social and economic development needs of the country, the needs of the individual, society, and state.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы»

Модернизация системы образования в России:

проблемы и перспективы

О.Е.Матюнина

В статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации системы образования в России. Первостепенной задачей образовательной политики государства является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Модернизация позволит создать механизм устойчивого развития системы образования, которая будет полностью соответствовать требованиям ХХ! века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Ключевые слова: высшая школа, образовательная система, качество образования, модернизация системы образования, реформирование системы образования, государственный образовательный стандарт

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 2 (19). С. 106-111.

Образовательная политика является одной из важнейших составляющих политики государства. Это инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социальноэкономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Образование - один из наиболее важных факторов формирования нового качества экономики государства и общества в целом, поэтому его значение в современном мире постоянно возрастает. Образование прочно вошло в состав основных приоритетов российского общества и государства, его роль растет вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Следует отметить активную роль государства в сфере образования. Проводится глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика.

Матюнина Ольга Евгеньевна - кандидат технических наук, проректор по учебной и учебно-методической работе Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: matunina@miepvuz.ru.

Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России...

107

Первостепенная задача образовательной политики - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования, относятся [1]:

♦ ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

♦ переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

♦ возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

♦ демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

♦ динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

♦ рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Образовательные реформы, проводимые за рубежом, в первую очередь ориентированы на потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Реформирование систем образования происходит в различных странах, например в Великобритании, США, странах Южной Америки, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Китае и др.

Россия также не остается в стороне от подобных общемировых тенденций. Благодаря отечественной системе образования Россия всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования, поддерживая международный престиж страны, находит свое выражение не

108

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2 (19)

только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг [2].

Одними из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина на современном этапе развития России являются наука и образование как наиболее мощные движущие силы повышения эффективности и конкурентоспособности экономики. Образование использует свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, призвана обеспечивать система российского образования. Также важными задачами являются формирование профессиональной элиты, выявление и целевая поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, социальная защита детей и подростков, лишенных попечения родителей.

Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой - изменение отношения государства, общества и личности к образованию.

Существенное влияние на российское образование оказали государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х гг. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества, удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования [3]. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании». Однако комплексное обновление системы образования не было осуществлено.

Произошедший в 90-х гг. общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные процессы. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе «госу-

Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России...

109

дарство - образование - общество». Впоследствии, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

С началом 2000-х гг. государственная политика в сфере образования начала постепенно меняться. В рамках проведения реформ введены федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней образования, в 2012 г. принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование, обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование, определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности, устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

В настоящее время главное стратегическое направление образовательной политики России - это комплексная и глубокая модернизация системы образования.

Как отмечено в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, сегодня необходимо изменить сам подход к образованию, который должен предусматривать увеличение объемов финансовой поддержки, особую заботу о работниках образования, создание условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формирование общественного мнения о ценности образования [4].

Для обеспечения соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли государства. Органы государственной власти и управления призваны совместно с общественностью добиваться высокого, современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от формы собственности, систематически анализировать перспективные потребности рынков труда и проводить мониторинг деятельности учебных заведений, широко распространять информацию об этом.

Все, кто заинтересован в развитии образования, становятся активными субъектами образовательной политики. Это все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профес-

110

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2 (19)

сионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия требованиям ХХ! в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства является основной целью модернизации образования.

Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь приоритетных, взаимосвязанных задач:

♦ обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

♦ достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

♦ формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

♦ повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

♦ развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Реализация этих задач, а также серьезная политическая, правовая и социально-экономическая поддержка со стороны Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, полномочных представителей Президента РФ, руководства субъектов РФ, всего российского общества, несомненно, выведет систему образования в нашей стране на качественно новый уровень развития.

Литература

1. Завалько Н.А. Стратегические аспекты эффективного функционирования высшей школы в условиях рыночной системы. Екатеринбург, 2010. 234 с.

2. Косевич А.В., Матюнина О.Е. Особенности развития рынка образовательных услуг // Вестник академии. 2015. № 1. С. 204-206.

3. Матюнина О.Е. Роль кафедры в повышении качества подготовки выпускников в высшем негосударственном образовательном уч-

Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России...

111

реждении // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1. С. 74-78.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014. www.consultant.ru/document/cons doc law 171774.

Modernization of the education system in Russia: problems and prospects

Matyunina Olga - Candidate of Technical Sciences, Vice-rector for Educational and Methodical Work of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: matunina@miepvuz.ru.

The author considers the topical issues of modernization of the education system in Russia. A priority of educational policy is the achievement of modern quality of education, its conformity to actual and perspective needs of the individuals and society. Modernization will allow to create the mechanism for sustainable development of the education system, which will completely conform the requirements of the XXI century, social and economic development needs of the country, the needs of the individual, society, and state.

Key words: high school, educational system, quality of education, modernization of education system, reform of the education system, state educational standard

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 2 (19). P. 106-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.