Научная статья на тему 'Социально-философский анализ отношения учащихся вузов к получению высшего образования'

Социально-философский анализ отношения учащихся вузов к получению высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATION / CRISIS / SOCIETY / SOCIAL EXPECTATIONS / MOTIVATION / ОБРАЗОВАНИЕ / КРИЗИС / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыков Николай Владимирович, Шевченко Андрей Иванович

В статье рассматривается гипотеза, в соответствии с которой существенная доля проблем образовательной сферы связана не столько с внутренним устройством системы образования, сколько с противоречиями в обществе и некорректными ожиданиями, направленными в сторону образовательной сферы. Анализируются прямые и скрытые функции образовательной сферы, оцениваются основные типы ожиданий, связанных с обучением в вузе. Авторами доказывается, что ряд проблем системы образования имеет внешний по отношению к образовательной сфере источник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарыков Николай Владимирович, Шевченко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF STUDENTS’ ATTITUDE TO HIGHER EDUCATION

In article the hypothesis according to which the essential share of problems of the educational sphere is connected not so much with the internal device of an education system, how many with contradictions in society and the incorrect expectations directed towards the educational sphere is considered. The direct and hidden functions of the educational sphere are analyzed, the main types of the expectations connected with training in higher education institution are estimated. It is proved that a number of problems of an education system has a source, external in relation to the educational sphere.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ отношения учащихся вузов к получению высшего образования»

УДК 316.7 ББК 60.5

Нарыков Николай Владимирович Narykov Nikolay Vladimirovich

профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Professor at the Department of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: nikkuban @mail.ru

Шевченко Андрей Иванович Shevchenko Andrey Ivanovich

профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия.

Professor at the Department of Socio-Humanitarian and Natural-Scientific Disciplines of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice. E-mail: mona80@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Social-philosophical analysis of students' attitude to higher education

В статье рассматривается гипотеза, в соответствии с которой существенная доля проблем образовательной сферы связана не столько с внутренним устройством системы образования, сколько с противоречиями в обществе и некорректными ожиданиями, направленными в сторону образовательной сферы. Анализируются прямые и скрытые функции образовательной сферы, оцениваются основные типы ожиданий, связанных с обучением в вузе. Авторами доказывается, что ряд проблем системы образования имеет внешний по отношению к образовательной сфере источник.

Ключевые слова: образование, кризис, общество, социальные ожидания, мотивация.

Отношение к образованию меняется со временем, и это во многом связано с тем, насколько эффективным и безальтернативным является образование как социальный лифт. Социальная мобильность, возможность повышения личного статуса через получение профессиональных знаний - мощный стимул для целенаправленного обучения. И потому вполне закономерным является спрос на услуги образовательных учреждений, превышающий их возможности. Публикуемые год за годом показатели конкурса при поступлении свидетельствуют о том, что желающих учиться в вузах значительно больше, нежели поступивших, однако подобного рода впечатление может сложиться только при первоначальном

In article the hypothesis according to which the essential share ofproblems of the educational sphere is connected not so much with the internal device of an education system, how many with contradictions in society and the incorrect expectations directed towards the educational sphere is considered. The direct and hidden functions of the educational sphere are analyzed, the main types of the expectations connected with training in higher education institution are estimated. It is proved that a number ofproblems ofan education system has a source, external in relation to the educational sphere.

Keywords: education, crisis, society, social expectations, motivation.

рассмотрении статистики. На деле возможность подачи документов сразу на ряд факультетов определяет завышение заявленного конкурса (как показателя шансов поступления в вуз) в несколько раз.

В результате востребованность вузов, проблематичность поступления и фактически элитарность высшего образования оцениваются некорректно как самими поступающими, так и обществом в целом. Нельзя сказать, что первоначальный тезис о существенном уровне востребованности высшего образования неверен, однако уровень конкуренции в получении высшего образования - это тот показатель, который определяет качественные характеристики обучающихся, а также отношение сту-

дентов к образовательному процессу. И здесь приходится признать, что высокий уровень предложения образовательных услуг определяет снижение конкуренции и, как следствие, ослабление стимулов к эффективной целенаправленной учебной деятельности.

Одним из самых проблемных аспектов становится то, что существует устоявшийся, достаточно мощный стереотип, согласно которому высшее образование является необходимой ступенью в жизни для эффективного трудоустройства и получения высокого социального статуса. Почему мы рассматриваем это, в целом справедливое суждение, как стереотип? В первую очередь в силу того, что существенная часть обывателей не конкретизирует смысл обучения в вузах и, в частности, связь между получением высшего образования и последующим трудоустройством. Таким образом, стойкое понимание того, что необходимо учиться и продвигать собственных детей в сторону получения высшего образования, сочетается с достаточно размытыми представлениями о сфере личных профессиональных интересов и, в частности, дальнейшем направлении профессиональной деятельности.

Эти два аспекта: наличие высшего образования и трудоустройство - рассматриваются зачастую параллельно друг другу. Как результат - необходимость поступления преобладает над целенаправленным поступлением на конкретный факультет. Иными словами, вместо стремления к прохождению определенного пути профессионального становления имеет место ситуативное стремление к поступлению в вуз, которое является первичным по отношению к профессиональному выбору. В этом плане рассмотренная выше практика подачи документов сразу на несколько факультетов представляет собой наглядное подтверждение обозначенной тенденции.

В этих условиях совершенно иначе можно охарактеризовать широкий поток информационных сообщений, в той или иной мере затрагивающих кризисное состояние системы образования. Низкий уровень успеваемости, недостаток профессионализма выпускников, скромные показатели работников по профилю и тех, чье трудоустройство не имеет отношения к полученному образованию, - все это, безусловно, тревожные признаки наличия кризисных тенденций в обществе. Но можно ли

говорить о том, что это именно кризис системы образования? Этот вопрос имеет значение в первую очередь в силу того, что наличие кризисных тенденций в системе образования предполагает ее адаптацию, изменение внутренней структуры. Но если причина проблемы находится не внутри системы образования, то фактически попытки выхода из кризиса, связанные с многочисленными реформами, на деле никак не поспособствуют стабилизации ситуации, и даже, более того, приводят к нарушению тех механизмов, которые в целом работают корректно. Что немаловажно, даже позитивные реформы влекут за собой временный адаптивный кризис, и потому вопрос о целесообразности реформационной деятельности внутри системы образования и ее альтернативах стоит особо остро.

Для того чтобы пролить свет на тенденции в системе образования и, в частности, определить то, насколько проблемы современного образования являются свидетельством некорректной структуры самого института образования, имеет смысл рассмотреть подробнее отношение самих учащихся к образовательной среде и тот спектр внешних факторов, который определяет конечную эффективность образовательного процесса. На этом уровне целесообразно проанализировать специфику мотивов учащихся, как на стадии профориентации и выбора направления обучения, так и непосредственно в процессе учебной деятельности. Таким образом, цель настоящей статьи состоит в аналитическом обзоре состояния мотивации учащихся вузов и, соответственно, сопоставления целеполагания учащихся и основных направлений функциональной деятельности высших учебных заведений.

В первую очередь, поскольку исследование имеет четко выраженный социально-философский характер, производится опора на теоретические положения, сформированные классиками социальной философии и теоретической социологии как позитивной науки, к числу которых относятся О. Конт, Э. Дюркгейм, Э. Гид-денс. Немаловажное значение имеет и то, что речь идет об эффективности социального института, коим является сфера образования. Это определяет целесообразность обращения к работам видных представителей школы структурного функционализма - Т. Парсонса и Р. Мер-тона.

Также в силу того, что в работе делаются акценты на социальную мотивацию, немаловажное значение приобретает исследование социального мировоззрения и, в частности, взаимосвязи между социальными ожиданиями и личным опытом. В этой связи произведено обращение к трудам таких авторов, как П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц. Отдельного внимания заслуживают исследования, посвященные непосредственно тематике образовательной деятельности в современном обществе. Первую группу трудов, на которые производится опора, составляют публикации авторов, с различных теоретических позиций описывающих кризис системы образования. В данном случае теоретический интерес представляет то, каким образом в современном социальном знании трактуется проблема нарушения эффективности образовательного процесса. К их числу относятся работы таких авторов, как И. С. Аврамкова, И. А. Колесникова, В. М. Розин, А. А. Арасла-нова, С. А. Баронин и К. С. Сюзев, Г. И. Герасимов, И. А. Ланцев.

Также существенный интерес представляют исследования, посвященные отношению образования к современной системе социальных отношений, и в том числе к современному рынку труда. В этом ключе отметим работы таких авторов, как В. В. Голубев, В. Ю. Ершова, Н. Н. Труфанова. Кроме того, немаловажное значение приобретает анализ инновационных профессий и их отражения на уровне образовательной сферы, что рассматривается в работах таких авторов, как И. Иванова и В. А. Радкевич.

Исследование сферы образования позволяет судить о том, что существенная доля функциональной активности образовательной сферы - это усилия самих учащихся. В различных педагогических теориях на долю преподавателя отводится от половины до трети результатов, в то время как преобладающее количество результативных действий приходится на самих учащихся. Таким образом, от активности, целеустремленности и организованности студентов зависит большая часть конечного результата. При этом история образовательной сферы свидетельствует о том, что наиболее успешные образовательные учреждения ориентированы на обучение, а не на вовлечение в обучение. Иными словами, престижность вуза и факультета, перспективы трудоустрой-

ства, ценность знаний в обществе - все эти аспекты определяют исходную мотивацию, в то время как значимость каждой конкретной дисциплины становится понятной после знакомства с ней.

В текущих условиях, когда среднее образование является обязательным, одной из основных становится проблема мотивации учащихся. Ситуация, когда практически отсутствует выбор между обучением и выходом из образовательной среды, последняя утрачивает свою элитарность. В этих условиях среднее образование представляет собой тот обязательный минимум, которого должен достичь человек. При этом высшее образование все еще рассматривается как своеобразная «путевка в жизнь». Однако существует два принципиально различных подхода к оценке вузовского образования. Первый из них связан с целевым приобщением к образовательной сфере как ступени на пути профессионального трудоустройства, тогда как второй подход связан с оценкой сопутствующих обучению в вузе социальных благ, а также с реализацией внешних сценариев протекания личного развития (например, навязанного родителями получения высшего образования, где уровень образования имеет приоритетное значение, в то время как специальность рассматривается как нечто второстепенное).

Если с целенаправленным обучением по специальности для дальнейшего трудоустройства вполне очевидны как перспективы, так и основания активности в освоении учебного материала, то в сопутствующих мотивах обучения в вузах все существенно сложнее. Рассмотрим основные причины, по которым молодые люди поступают в вуз:

- формальная ценность высшего образования (стремление окончить вуз и получить диплом как основание повышения личного статуса);

- стремление к приобретению самостоятельности (переезд, выход из-под прямой родительской опеки);

- реализация внешнего сценария (окончить вуз, поскольку это соответствует внешним ожиданиям родственников или иных значимых людей);

- получение отсрочки от армии;

- уход от ответственности (студенчество как второе детство - продление жизненного

этапа, в рамках которого профессиональная деятельность с целью заработка необязательна в силу поддержки со стороны семьи и государства);

- формирование круга общения и включение в активную социальную жизнь (так называемая студенческая романтика);

- возможность выйти замуж (что связано с высокой концентрацией сверстников, элитарностью обучения в вузах и большой плотностью коммуникации в студенческой среде).

В условиях, когда сам факт включения в институциональную сферу образования является средством реализации рассмотренных выше мотивов, очевидно, что речь идет о нецелевой аудитории образовательного процесса. И в данном случае даже при условии серьезных реформ сохраняется основная проблема - «работать» в ходе учебного года готова та малая часть студентов, которые связывают обучение в вузе с реализацией личных целей и, в частности, с трудоустройством по специальности. Успехи большинства студентов представляют собой прямое отражение усилий

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. Волков Ю. Г. Российское образование: креативный потенциал. Ростов н/Д, 2011.

3. Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядова; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. М., 1999.

4. Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология. М., 1995.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. М., 1994.

6. Конт О. Дух позитивной философии: слово о положительном мышлении: пер. с фр. 2-е. изд. М., 2011.

7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

8. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

9. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева, под ред. М. С. Ковалевой. М., 1998.

10. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов; пер.

преподавателей, поскольку они из субъектов образовательной деятельности превращаются в объекты педагогической.

В этих условиях одна из основных перспектив оптимизации ситуации в образовательной среде связана с тем, чтобы, во-первых, разделять внешние и внутренние основания кризиса образовательной сферы и, во-вторых, стремиться к разрешению проблемы на уровне причин возникновения негативных явлений, а не на уровне купирования ее симптомов. В рассмотренном выше случае видится приоритетным формирование в социальной среде адекватного отношения к системе образования, что предполагает, с одной стороны, нивелирование нецелевых стимулов включения в образовательную среду (например, разрешение проблем в армии позволит сократить контингент учащихся вузов, которые поступают ради отсрочки), с другой стороны - активное внедрение профориентации, которая позволит совершать более осознанный выбор даже тем, чье стремление к обучению носит комплексный характер.

Bibliography

1. Berger, P., Lukman T. Social construction of reality. Moscow, 1995.

2. Volkov Yu. G. Russian education: creative potential. Rostov-on-Don, 2011.

3. Giddens E. Sociology / trans. from English; scientific ed.V. A. Yadov; society. ed. L. S. Gu-rievoy, L. N. Posilevich. Moscow, 1999.

4. Durkheim E. Pedagogy and sociology // Sociology. Moscow, 1995.

5. Durkheim E. Suicide: sociological study / translated from French, abridged; under ed. V. A. Baz-arov. Moscow, 1994.

6. Comte O. The spirit of positive philosophy: a word on positive thinking: translated from French. 2nd ed. Moscow, 2011.

7. Merton R. Social theory and social structure. Moscow, 2006.

8. Parsons T. About the structure of social action. Moscow, 2000.

9. Parsons T. The system of modern societies / translated from English. L. A. Sedov and A. D. Kovalev, under ed. M. S. Kovalyova. Moscow, 1998.

10. Shyuts A. The semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological so-

с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; научн. ред. перевода Г. С. Батыгин. М., 2003.

11. Аврамкова И. С. К вопросу о кризисе образования в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2011. № 139.

12. Колесникова И. А. Тотальный кризис образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4.

13. Розин В. М. Кризис образования и новый опыт преподавания // Высшее образование в России. 2010. № 3.

14. Арасланова А. А. Кризис классического образования в эпоху смены педагогических парадигм // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 3.

15. Баронин С. А., Сюзев К. С. Основные проблемные ситуации высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 1.

16. Герасимов Г. И. Парадигмальный плюрализм как проявление кризиса образования // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3-4.

17. Ланцев И. А. Кризис и будущее современного образования. Философия и наука в поисках новой образовательной парадигмы // Future Human Image. 2014. № 2.

18. Голубев В. В. Высшее образование и некоторые проблемы современной цивилизации // Интернет-журнал «Науковедение». 2011. № 2 (7).

19. Ершова В. Ю. Рынок труда и профессиональное образование // Научные исследования в образовании. 2012. № 8.

20. Труфанова Н. Н. Рынок труда и сфера образования: проблема взаимодействия // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2015. № 1.

21 . Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. № 7.

22. Радкевич В. А. Концептуальные основы подготовки квалифицированных рабочих в условиях формирования национальной инновационной системы // Человек и общество. 2013. № 2 (35).

ciology / compiler A. Ya. Alkhasov; translated from English A. Ya. Alkhasova, N. Ya. Mazlumy-anova; scientific version of the translation G. S. Batygin. Moscow, 2003.

11. Avramkova I. S. On the issue of the education crisis in modern Russia // Izvestia of the Russian State pedagogical University named after A. I. Herzen. 2011. № 139.

12. Kolesnikova I. A. Total education crisis // Izvestiya of the Volgograd State pedagogical University. 2009. № 4.

13. Rozin V. M. Crisis of education and a new teaching experience // Higher education in Russia. 2010. № 3.

14. Araslanova A. A. Crisis of classical education in the era of the change of pedagogical paradigms // Vestnik of the Chelyabinsk State pedagogical University. 2010. № 3.

15. Baronin S. A., Syuzev K. S. The main problem situations of higher education // Higher education in Russia. 2013. № 1.

16. Gerasimov G. I. Paradigmal pluralism as a manifestation of the education crisis // Theory and practice of social development. 2009. № 3-4.

17. Lantsev I. A. Crisis and the future of modern education. Philosophy and science in search of a new educational paradigm // Future human image. 2014. № 2.

18. Golubev V. V. Higher education and some problems of modern civilization // Internet-journal «Naukovedenie». 2011. № 2 (7).

19. Ershova V. Yu. Labor market and vocational education // Scientific research in education. 2012. № 8.

20. Trufanova N. N. Labor market and the sphere of education: the problem of interaction // Izvestia of Saratov University. Series: Sociology. Political science. 2015. № 1.

21 . Ivanova I. The labor market and the education market: how to eliminate imbalance? // Higher education in Russia. 2004. № 7.

22. Radkevich V. A. Conceptual foundations for the training of skilled workers in the conditions of the formation of the national innovation system // Man and society. 2013. № 2 (35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.