Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарев Петр Борисович, Курочкина Валентина Евгеньевна

Статья посвящена изучению проблемы оценки социальной эффективности технологии проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей. Определены социальные эффекты и эффективность образования. Показана роль системы дополнительного образования детей как института социализации личности в условиях современного кризиса общего образования. Индивидуализация дополнительного образования и проектирование индивидуальных образовательных результатов учащихся рассмотрены как условия достижения социальных эффектов образования. Технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей опирается на методологию социального конструктивизма и культурно-историческую психологию. Совместное проектирование индивидуальных образовательных результатов предполагает создание следующих психолого-педагогических условий: свобода выбора образовательной траектории, вариативность, доступность образовательных ресурсов, включенность учащихся в процессы целеполагания, предъявление результатов творческой деятельности внешним экспертам, толерантность педагогического взаимодействия. Сделан вывод, что применение технологии проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей способствует достижению социально значимых эффектов: становлению гражданской идентичности, социальной мобильности, толерантности, социализации, росту конкурентоспособности личности и всего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарев Петр Борисович, Курочкина Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE SOCIAL EFFECTIVENESS OF TECHNOLOGY FOR DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

The paper discusses the problem of evaluating the social effectiveness of technology for designing individual educational results of students in the system of additional education for children. The social effects and effectiveness of education are determined. The role of the system of additional education of children as an institution of socialization of the individual in the current crisis of General education is shown. Individualization of additional education and design of individual educational results of students are considered as conditions for obtaining social effects of education. The technology of designing individual educational results of students in the system of additional education of children is based on the methodology of social constructivism and cultural and historical psychology. Joint design of individual educational results implies the creation of the following psychological and pedagogical conditions: freedom of choice of educational trajectory, variability, availability of educational resources, involvement of students in goal-setting processes, presentation of the results of creative activity to external experts, tolerance of pedagogical interaction. It is concluded that the use of technology for designing individual educational results of students in the system of additional education of children contributes to the achievement of systemic social effects: the formation of civil identity, social mobility, tolerance, socialization, increasing the competitiveness of the individual, society and the state.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 37.013.41

Бондарев Петр Борисович

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета

Курочкина Валентина Евгеньевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета https://orcid.org/0000-0002-9499-4610

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ*

Аннотация:

Статья посвящена изучению проблемы оценки социальной эффективности технологии проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей. Определены социальные эффекты и эффективность образования. Показана роль системы дополнительного образования детей как института социализации личности в условиях современного кризиса общего образования. Индивидуализация дополнительного образования и проектирование индивидуальных образовательных результатов учащихся рассмотрены как условия достижения социальных эффектов образования. Технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей опирается на методологию социального конструктивизма и культурно-историческую психологию. Совместное проектирование индивидуальных образовательных результатов предполагает создание следующих психолого-педагогических условий: свобода выбора образовательной траектории, вариативность, доступность образовательных ресурсов, включенность учащихся в процессы целепо-лагания, предъявление результатов творческой деятельности внешним экспертам, толерантность педагогического взаимодействия. Сделан вывод, что применение технологии проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей способствует достижению социально значимых эффектов: становлению гражданской идентичности, социальной мобильности, толерантности, социализации, росту конкурентоспособности личности и всего государства.

Ключевые слова:

социальная эффективность образования, социализация личности, дополнительное образование детей, социальный конструктивизм, индивидуализация образования, субъект проектирования, индивидуальные образовательные результаты

Bondarev Pyotr Borisovich

PhD, Associate Professor, Social Work Department, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State University

Kurochkina Valentina Yevgenyevna

PhD in Psychology, Associate Professor, General and Social Pedagogy Department, Kuban state university https://orcid.org/0000-0002-9499-4610

ASSESSMENT OF THE SOCIAL EFFECTIVENESS OF TECHNOLOGY FOR DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL RESULTS OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Summary:

The paper discusses the problem of evaluating the social effectiveness of technology for designing individual educational results of students in the system of additional education for children. The social effects and effectiveness of education are determined. The role of the system of additional education of children as an institution of socialization of the individual in the current crisis of General education is shown. Individualization of additional education and design of individual educational results of students are considered as conditions for obtaining social effects of education. The technology of designing individual educational results of students in the system of additional education of children is based on the methodology of social constructivism and cultural and historical psychology. Joint design of individual educational results implies the creation of the following psychological and pedagogical conditions: freedom of choice of educational trajectory, variability, availability of educational resources, involve-ment of students in goal-setting processes, presentation of the results of creative activity to external experts, tolerance of pedagogical interaction. It is concluded that the use of technology for designing individual educational results of students in the system of additional education of children contributes to the achievement of systemic social effects: the formation of civil identity, social mobility, tolerance, socialization, increasing the competitiveness of the individual, society and the state.

Keywords:

social efficiency of education, socialization of the individual, additional education of children, social constructivism, individualization of education, subject of design, individual educational results

В документах, определяющих государственную образовательную политику, в частности, ФЗ-217 «Об образовании в РФ», Национальная инициатива «Наша новая школа», Послания Президента РФ Федеральному собранию социальная эффективность образования рассмотрена в

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00308 А «Основы методологии и технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей»).

аспекте формирования успешного человека и социального конструирования идентичности личности. При этом системе дополнительного образования детей отводится роль важнейшего ресурса социализации и воспитания обучающихся.

Вместе с тем в дополнительном образовании детей во многом сохраняется ориентация на освоение обучающимися заранее определенных образовательной программой знаний, умений и навыков. С другой стороны, дополнительное образование сегодня часто используется как средство обеспечения профилизации, реализуемой без учета мотивов и интересов самих учащихся. Ситуация осложняется господством в общем образовании предметно-дисциплинарного подхода, что приводит к «скрытым социальным дефектам» развития личности: безынициативности, несамостоятельности, безответственности, отсутствию готовности к реалиям жизни.

В современной научной литературе под социальными эффектами понимают существенные изменения, которые происходят под влиянием деятельности и поведения отдельных субъектов, социальных групп и организаций. В системе образования социальная эффективность оценивается через влияние, которое оказывает специально организованное педагогическое пространство на всех его субъектов и, опосредованно, на социальные явления и процессы. Таким образом, социальная эффективность образования может быть представлена как дробь, в числителе которой - влияние результатов образования на социально-экономическое развитие, а в знаменателе - понесенные затраты, издержки, побочные последствия.

Теоретико-методологические основы рассмотрения образования как фактора активной социализации личности были определены в работах представителей концепции социального кон-струкционизма П. Бергера и Т. Лукмана, а также К. Джерджена. Автор культурно-исторической концепции в психологии Л.С. Выготский отмечал ущербность системы образования, построенной на отчуждении ребенка от реальности, считал, что воспитание детей в искусственных условиях «изолирует и помещает их в узкий, замкнутый мирок», «эта искусственная среда во многом расходится с тем нормальным миром, в котором им придется жить. Здесь не только не развиваются, но систематически атрофируются те силы ребенка, которые помогли бы ему войти в жизнь» [1, с. 58-59].

Л.В. Калинина и А.В. Аверченко формирование гражданской идентичности учащихся рассматривают через разработку социальных проектов и проб, когда дети знакомятся «с окружающей социальной средой, получают новую информацию об объектах и явлениях этой среды в ходе взаимодействия с ними» [2, с. 334]. В структуре гражданской идентичности представлены когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный и деятельностный компоненты. Формирование гражданской идентичности предполагает ценностно-преобразующее отношение к социальной реальности на основе осуществления свободного выбора и самоопределения. Реализация учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (в части осуществления ими социальных проб) в системе дополнительного образования детей позволяет проявить свою гражданскую позицию через участие в социальной деятельности, представляющей общественный интерес.

Разработанная авторским коллективом под руководством В.К. Игнатовича технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в процессе дополнительного образования детей включает в себя следующие компоненты:

1) организацию и оценку творческих проб;

2) выбор социокультурных практик на основании выявления интереса учащихся;

3) определение необходимых ресурсов и средств;

4) организацию совместной творческой деятельности;

5) рефлексию образовательного маршрута.

Она применяется как «новый вид образовательной деятельности, осуществляемый учащимися совместно с педагогом дополнительного образования» [3, с. 55], ориентированный на интеграцию обучения и творческой жизнедеятельности. В этом аспекте особую роль приобретает организация образовательных пространств, в которых учащиеся предстают как субъекты творческой, исследовательской и проектной деятельности и осуществляют собственный выбор. К признакам субъектности учащихся К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский относят активность, неадаптивность, надситуативность, спонтанность деятельности.

Образование личности учащихся нами моделируется в единстве с процессом их активной социализации, происходящей непосредственно в жизненной реальности, а не как специально организованная заготовка «багажа знаний» впрок. Предложенная технология совместного проектирования индивидуальных результатов предполагает создание в системе дополнительного образования комплекса образовательных условий:

- «возможность свободного выбора учащимися содержания и последовательности освоения социокультурных практик;

- вариативность как установка на свободное и ответственное конструирование образования, обеспечивающее выбор индивидуальных образовательных траекторий каждым из учащихся;

- доступность внешних информационных и образовательных ресурсов продуктивной деятельности по освоению данных практик;

- включенность учащихся в процессы целеполагания, проектирования, планирования деятельности по освоению социокультурных практик и оценки полученных результатов;

- разработанность отраженных форм предъявления результатов творческой деятельности внешним экспертам;

- толерантность педагогического взаимодействия» [4, с. 115].

Важным условием успешного проектирования индивидуальных образовательных результатов в системе дополнительного образования детей выступает организация субъект-субъектного диалога с учащимися, миром культуры и современным обществом. В дополнительном образовании взаимодействие педагога и детей может быть организовано как совместная деятельность по разрешению ситуаций, обусловленных их социальным окружением, в образовательном пространстве учащиеся действуют по своей инициативе, пробуют себя в разных ролях, ищут способы своего социального, профессионального, личностного самоопределения. Таким образом, в системе дополнительного образования детей в процессе проектирования и достижения индивидуальных образовательных результатов происходит становление образовательной и личностной самостоятельности учащихся.

В диссертационном исследовании, посвященном методологии и теории разработки программ дополнительного образования детей, И.В. Пильдес делает вывод: «в основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес, свобода ... является условием самореализации ребенка, а ситуации свободной самореализации стимулируют интерес (готовность выбрать и осуществить нелимитированную личностно значимую деятельность)» [5, с. 73]. В Концепции дополнительного образования детей также отмечается необходимость их приобщения к самым разнообразным социальным практикам, осуществляя которые «дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности». Сфера дополнительного образования «становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности» [6].

На наш взгляд, перечисленные выше психолого-педагогические условия отвечают тем требованиям, которые предъявляет к проектированию «сценариев развития будущего российского образования» последователь культурно-исторической школы в психологии А.Г. Асмолов. Он считает, что сегодня необходимо ориентироваться на социальные эффекты образования, от достижения которых зависит будущее России: «формирование гражданской идентичности; обеспечение социальной мобильности личности; конструирование социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; успешная социализация подрастающего поколения; повышение конкурентоспособности личности, общества и государства» [7, с. 100].

Обеспечение социальной мобильности личности - движение субъекта из одной социальной позиции в другую в условиях индивидуализации дополнительного образования достигается наличием для детей добровольности выбора своего участия или неучастия в деятельности, имеющейся у них возможностью выбора направлений образовательных маршрутов и способов осуществления творческой деятельности. Участие детей в проектировании индивидуальных образовательных результатов позволяет им осознать свои возможности в части саморазвития и планирования социальной мобильности.

Проектирование толерантных, доверительных отношений между детьми, относящимся к разным религиозным и национальным сообществам, обеспечивается через выстраивание опыта отношений взаимной поддержки, интереса, принятия и взаимоуважения в детско-взрослой коммуникации. При этом важное место отводится решению реальных, а не вымышленных социальных проблем, имеющихся в ближайшем окружении. В ходе реализации учащимися социальных проб, проектов, социального проектирования, исследовательской деятельности создаются условия для их межпозиционного взаимодействия, стимулируется осознание участниками творческой активности «своей» и «иной» позиций, формируется общая коммуникативная толерантность личности.

Успешная социализация подрастающего поколения предполагает создание педагогических условий для освоения окружающей социальной действительности специфическими детскими средствами, для чего обеспечивается организация «социокультурной деятельности учащихся», которая и выступает, по мнению В.В. Николиной, «средством приобщения обучающихся к культуре в широком смысле слова в процессе развития» [8, с. 272]. Социализация личности при

проектировании индивидуальных образовательных результатов осуществляется через организацию активности самого субъекта, которая при этом носит преобразовательный характер и направлена на освоение окружающей действительности творческими средствами.

Необходимо отметить значение учета возрастной сообразности осваиваемых детьми социокультурных средств и важности соблюдения требований соответствия образовательного проектирования социальной ситуации развития ребенка. В.В. Николина отмечает, что «современное образование, рассматриваемое как антропопрактика, в социокультурном контексте обеспечивает включение обучающихся в различные виды и способы человеческой деятельности преемственно в контексте их возрастно-нормативной модели развития в виде социальных проб, проектов, социального проектирования, социокультурных практикумов, исследовательской деятельности» [9].

Развитие личности детей на благо общества и государства обеспечивается в дополнительном образовании совместным проектированием педагогами и учащимися индивидуальных образовательных результатов, причем здесь необходимо преодолеть разрыв между наличным опытом детей и новым опытом, который они осваивают. Таким образом, осуществляется «переход» из зоны актуального развития в зону ближайшего и даже дальнего развития личности. Важным моментом развития конкурентоспособности личности в современных условиях выступает развитие «компетентности к обновлению компетенций», которые формируются через развитие у детей образовательной самостоятельности, готовности к саморазвитию, стремление к освоению средств творческой самореализации.

Мы исходим из того, что современные практики дополнительного образования детей должны формировать первоначальный опыт субъект-субъектного диалога ребенка с миром культуры и обществом, что позволяет учащимся осваивать новые аспекты деятельности и проявлять свои возможности. Таким образом, можно сделать вывод, что применение технологии проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей способствует достижению социально значимых эффектов: становлению гражданской идентичности, социальной мобильности, толерантности, социализации, росту конкурентоспособности личности и всего государства.

Ссылки:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / сост. Т.М. Лифанова. М., 1995. 527 с.

2. Калинина Л.В., Аверченко А.В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти, 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 332-335.

3. Индивидуальные образовательные результаты учащихся и их проектирование в процессе дополнительного образования : учебно-методическое пособие / В.К. Игнатович и др. Краснодар, 2019. 99 с.

4. Игнатович В.К, Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Теоретико-методологическое обоснование проблемы проектирования и оценки индивидуальных образовательных результатов в условиях дополнительного образования детей // Общество: социология, психология, педагогика: научный журнал. Краснодар, 2018. № 8 (52). С. 112-118. https://doi.org/10.24158/spp.2018.8.20

5. Пильдес И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 154 с.

6. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г., N 1726-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. М., 2010. № 2 (4). С. 100-106.

8. Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. Екатеринбург, 2017. № 2. С. 269-280. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-269-280

9. Там же. С. 275.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.