Научная статья на тему '«Внезапный приступ» как прием порождения зачина текста'

«Внезапный приступ» как прием порождения зачина текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«внезапный приступ» / приемы порождения / прием аналепсиса / функция аналепсиса-разъяснения / функция ввода связанных мотивов / функция ввода темы для раскрытия. / point of attack / generating devices / analepsis device / analepsis as ex- planation function / connected motifs introduction function / theme to be developed in- troduction function.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефименко Александр Евгеньевич

В статье рассматривается классификация Томашевским приемов зачина, или приступа, художественного текста: «прямая экспозиция» и «внезапный приступ». При «прямой экспозиции» текст открывается зачином-резюме; при «внезапном приступе» текст – репликой действующего лица. В статье предлагается рассматривать «внезапный приступ» как прием порождения текста, в частности, прием порождения аналепсиса, или ретроспекции. Показано, что «внезапный приступ» может выполнять разные функции. Так, в одних текстах «внезапный приступ», располагаемый в «настоящем персонажей», используется для того, чтобы своим вводом вызвать последующий аналепсис в «прошедшем персонажей», несущий разъяснение материала, введенного «внезапным приступом». В других текстах «внезапный приступ» осуществляет функцию ввода связанных мотивов или ввода темы для последующего раскрытия, причем в этом случае прием «внезапный приступ» позволяет порождать весьма большой сегмент текста, если он содержит достаточно много мотивов или потенциально содержательную тему, которые ожидают своего развертывания в аналептическом фрагменте. В обоих случаях аналепетический фрагмент может передаваться либо в прямой речи персонажа, либо в так называемой авторской речи. Непосредственным материалом для анализа служат различные произведения известных русских писателей XIX– XX вв.: Чехова, Куприна, Островского, Аксенова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point of Attack as a Text Introduction Generating Device

The article deals with Tomashevskiy’s classification of types of introduction in the fictional text: direct exposition and рoint of attack. In the case of direct exposition, the text is opened with an introductory resume, while the use of the рoint of attack means that the text is opened with a speech o catchword of a character. I propose to consider the рoint of attack as a text generating device, particularly, as an analepsis generating device. The рoint of attack shows different functions. In some texts where the рoint of attack is located in “the character’s present”, it fits to cause the analepsis in “the character’s past”, which gives an explanation of a material introducted by the рoint of attack. There are also such texts where the рoint of attack works as introduction of connected motifs, or of a topic to be explained further, and in these cases the рoint of attack device can produce a large text segment if it brings various motifs or potentially core topic to be elaborated in the analeptical fragment. In both cases the analeptical fragment can be conveyed through a character’s direct speech or through the so-called author’s speech. The different works of famous Russian writers of 19–20 centuries such as Chekhov, Kuprin, Ostrovskiy, Aksionov are taken as primary sources for the analysis.

Текст научной работы на тему ««Внезапный приступ» как прием порождения зачина текста»

Новый филологический вестник. 2020. №1(52). --

А.Е. Ефименко (КНР, Ланьчжоу)

«ВНЕЗАПНЫЙ ПРИСТУП» КАК ПРИЕМ ПОРОЖДЕНИЯ ЗАЧИНА ТЕКСТА

Аннотация. В статье рассматривается классификация Томашевским приемов зачина, или приступа, художественного текста: «прямая экспозиция» и «внезапный приступ». При «прямой экспозиции» текст открывается зачином-резюме; при «внезапном приступе» текст - репликой действующего лица. В статье предлагается рассматривать «внезапный приступ» как прием порождения текста, в частности, прием порождения аналепсиса, или ретроспекции. Показано, что «внезапный приступ» может выполнять разные функции. Так, в одних текстах «внезапный приступ», располагаемый в «настоящем персонажей», используется для того, чтобы своим вводом вызвать последующий аналепсис в «прошедшем персонажей», несущий разъяснение материала, введенного «внезапным приступом». В других текстах «внезапный приступ» осуществляет функцию ввода связанных мотивов или ввода темы для последующего раскрытия, причем в этом случае прием «внезапный приступ» позволяет порождать весьма большой сегмент текста, если он содержит достаточно много мотивов или потенциально содержательную тему, которые ожидают своего развертывания в аналептическом фрагменте. В обоих случаях аналепетический фрагмент может передаваться либо в прямой речи персонажа, либо в так называемой авторской речи. Непосредственным материалом для анализа служат различные произведения известных русских писателей XIX-XX вв.: Чехова, Куприна, Островского, Аксенова.

Ключевые слова: «внезапный приступ»; приемы порождения; прием аналеп-сиса; функция аналепсиса-разъяснения; функция ввода связанных мотивов; функция ввода темы для раскрытия.

A.E. Efimenko (China, Lanzhou) Point of Attack as a Text Introduction Generating Device

Abstract. The article deals with Tomashevskiy's classification of types of introduction in the fictional text: direct exposition and рoint of attack. In the case of direct exposition, the text is opened with an introductory resume, while the use of the рoint of attack means that the text is opened with a speech o catchword of a character. I propose to consider the рoint of attack as a text generating device, particularly, as an analepsis generating device. The рoint of attack shows different functions. In some texts where the рoint of attack is located in "the character's present", it fits to cause the analepsis in "the character's past", which gives an explanation of a material introducted by the рoint of attack. There are also such texts where the рoint of attack works as introduction of connected motifs, or of a topic to be explained further, and in these cases the рoint of attack device can produce a large text segment if it brings various motifs or potentially

core topic to be elaborated in the analeptical fragment. In both cases the analeptical fragment can be conveyed through a character's direct speech or through the so-called author's speech. The different works of famous Russian writers of 19-20 centuries such as Chekhov, Kuprin, Ostrovskiy, Aksionov are taken as primary sources for the analysis.

Key words: point of attack; generating devices; analepsis device; analepsis as explanation function; connected motifs introduction function; theme to be developed introduction function.

Среди множества новаторских нарратологических идей и концепций, разработанных или даже только очерченных Б.В. Томашевским в его «Поэтике», таких как теория и типология мотивов, слежение за персонажем, категория мотивировки и ее типы и др., введенная им сюжетная категория «внезапный приступ» остается в теоретической поэтике все еще недостаточно замеченной, отрефлексированной и тем более кодифицированной. Между тем «внезапный приступ» - это один из самых распространенных и частотных наррационных приемов, осуществляющих исходное развертывание сюжета.

Позволим себе напомнить рассуждения Томашевского. Анализируя варианты зачина, или приступа, т.е. абсолютного начала художественного текста (зачин и приступ - синонимические термины Томашевского [Тома-шевский 1996, 185]), автор «Поэтики» резонно отмечает, что для «сюжетного оформления фабулярного материала <...> необходим повествовательный ввод в исходную ситуацию» [Томашевский 1996, 185]. Томашевский указывает, что этот ввод может осуществляться по-разному.

Его первый способ - «прямая экспозиция», когда «автор прежде всего приступает к ознакомлению нас с участниками фабулярного материала» [Томашевский 1996, 185]. Томашевский не дает никаких примеров, поэтому предложим их самостоятельно. По нашему мнению, прямой ввод представлен в таких произведениях с зачинами-резюме, как «Барышня-крестьянка» и «Дубровский» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Муму» Тургенева, «Коллеги» Аксенова. Например, в «Коллегах» глава I открывается главкой-экспозицией трех главных героев - студентов медицинского института Алексея Максимова, Владислава Карпова и Александра Зеленина под названием «Кто они такие?» [Аксенов 1969, 5]. Она построена следующим образом: сначала дается пересказ анкетных данных этих молодых людей, затем - их монологи-самопрезентации на своего рода интервью и, наконец, несколько абзацев, озаглавленных «От автора», - их сжатые характеристики в так называемой авторской речи, как если бы они были живыми людьми. Экспозиция заканчивается простой итожащей фразой «Вот они какие» [Аксенов 1969, 7], после чего начинается изложение завязки фабулы повести: «И сейчас, весной 1956 года, они идут втроем против ветра и думают все об одном» [Аксенов 1969, 7] - о распределении после вуза.

Вернемся к классификации вариантов зачина, предложенной Тома-шевским. Другой способ «ввода в исходную ситуацию», по Томашевско-

му, - это прием «внезапного приступа», ex abrupto (лат.) 'внезапно, сразу, неожиданно, без предварительной подготовки': «изложение начинается с уже развивающегося действия, и лишь постепенно автор ознакомляет нас с ситуацией героев» [Томашевский 1996, 185]. Вновь нет никаких примеров, поэтому мы снова даем свои. Вероятно, наиболее наглядный «внезапный приступ» имеет место в тех художественных текстах, которые открываются репликой действующего лица. Именно так начинаются тексты многих произведений зарубежной и русской литературы XVIII-XX вв.: «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Евгений Онегин» Пушкина (если не считать эпиграфа и посвящения), «Тарас Бульба» Гоголя, «Кто виноват?» Герцена, «Отцы и дети» Тургенева, «Война и мир» Толстого, «Приключения Тома Сойера» Твена, большое количество рассказов и новелл Чехова: «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало», «Экзамен на чин», «Невидимые миру слезы», «В бане», «Унтер Пришибеев», «Мальчики»; «На соли» Горького, «Олеся» Куприна, «Как закалялась сталь» Островского, «Молодая гвардия» Фадеева, «Бильярд в половине десятого» Белля и мн. др.

Обычно об этом приеме говорится как о способе сразу заинтересовать, заинтриговать читателя. При этом оценка эффективности приема весьма разнится: так, М. Горький категорично утверждает, что «начинать рассказ "диалогом" - разговором - прием старинный, художественная литература давно забраковала его. Для писателя он невыгоден, потому что почти всегда не действует на воображение читателя» [Горький 1935, 270]. В сравнительно недавнем описании Л.В. Чернец приемов поэтики читаем: «У текста <...> есть начало: <...> всегда - первая строка, первый абзац. Роль начала ответственна: ведь это приглашение к чтению, которое может принять или не принять читатель» [Чернец 2004, 334]. Как видим, и у Горького, и у Чернец в их анализе начала текста внимание сосредоточено на одном и том же - на заботе о «воображении читателя», на его «приглашении к чтению», т.е. ими учитывается только рецептивный аспект приема, аспект его восприятия читателем.

Серьезным шагом вперед в осмыслении феномена начала текста (а также и его конца) стало понимание этих сегментов как «сильных позиций текста» [Арнольд 2010, 69]. Однако и эта концепция уводит исследование скорее в область психологии, чем поэтики, ведь начало (или конец) текста оказываются в «сильной позиции» потому, что это «такое место в тексте, где они (начало и конец текста - А.Е.) психологически (курсив наш - А.Е.) особенно заметны» [Арнольд 2010, 69].

Между тем, не менее интересен и важен, чем рецептивный аспект текста, его порождающий аспект, а именно, такое его имманентное свойство, как способность быть мотивировкой последующих эпизодов сюжета, способность порождать их.

Порождающий метод исследования в общем виде был заявлен лишь через почти полвека после Томашевского в работах по порождающей поэтике 60-80-х гг. А.К. Жолковским и Ю.К. Щегловым [Жолковский, Щеглов

2012]. Чрезвычайно ясно обозначив вопрос о механизмах порождения текста и даже создав перспективную типологию приемов порождения, таких, например, как предвестие, повторение, нарастание, противопоставление, патетическое развитие, совмещение и др. [Ефименко 2017, 169], Жолковский и Щеглов, к сожалению, не придали должного значения вопросу о том, на каких именно уровнях художественного текста действуют эти категории - на уровнях фабулы или сюжета [Ефименко 2019, 18-21].

Зато вопрос об уровнях текста и их единицах был достаточно четко поставлен и раскрыт Ж. Женеттом [Женетт 1998, 65], а в отечественной нарратологии - В.И. Тюпой [Тюпа 2009, 96]. Поэтому мы, используя концепцию «внезапного приступа» Томашевского и принцип порождающего подхода Жолковского и Щеглова, в своей работе в наибольшей мере методологически опираемся на трехуровневую концепцию повествования Женетта и на понимание Тюпой структуры художественного текста, в частности, на его трактовку фабулы как «квазиреальной цепи событий» [Тюпа 2009, 36] и сюжета как «системы эпизодов, которые слагаются в сплошную цепь участков текста» [Тюпа 2009, 41].

В нашей статье мы намерены поставить и хотя бы в первом приближении решить такую частную проблему порождающей нарратологии, как синтагматическое влияние приема «внезапный приступ» на функционирование в наррации другого ее приема - приема аналепсиса, или ретроспекции. Напомним, что аналепсис [Женетт 1998,75] - это прием объектной организации повествовательного текста [Тюпа 2009, 35], заключающийся в нарушении хронологического изложения данных диегезиса, исполняемого в «настоящем персонажей» [Маслов 2004, 217]. В тексте, ведущемся из «настоящего нарратора» и повествующего о «настоящем персонажей», в какой-то момент излагаются события из «прошедшего персонажей», т.е. в «исходный» текст вводится «производный» текст, в котором сообщаются более ранние, предшествующие «настоящему персонажей» элементы диегезиса, после чего повествование вновь возвращается в «настоящее персонажей».

Далее перейдем к примерам - новеллам, рассказам, романам и повестям, начинающимся «внезапным приступом» с целью выявления функций этого приема.

Рассмотрим сначала раннюю сатирическую новеллу А.П. Чехова «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало». Ее текст открывается фразой неизвестно кого (назовем его Х) неизвестно кому (назовем его У) о неизвестно ком (назовем его Ъ): « -Тссс... Пойдемте в швейцарскую, здесь неудобно... Услышит...» [Чехов 1984, 13]. Предварительно можно лишь отметить, что Х и У обозначены множественным числом глагола - формой «Пойдемте», а Ъ - единственным числом: «Услышит».

В следующем эпизоде, который мы озаглавим «В швейцарской» (здесь и далее для удобства изложения мы будем давать свои условные заглавия эпизодам анализируемых сюжетов), передаются высказывания этих Х-в и У-в. Ими оказываются мелкие чиновники Дездемонов, Кашалотов и Зрач-

ков. Из их речей друг другу становится ясно, что все они возмущены 2-м, их начальником, его грубостью и хамством по отношению к ним. Каждый в своем высказывании приводит какой-либо пример этого, образующий аналептический сингулятивный микроэпизод: Кашалотов цитирует грубую шутку начальника, спросившего у него «намедни»: «В чем это у тебя рыло?» [Чехов 1984, 13, 14]; Зрачков вспоминает, как начальник «однажды» [Чехов 1984, 13] обозвал его жену девкой.

Итак, в «Депутате» «внезапный приступ», состоящий из одной реплики и выраженный одной сверхмалой сценой А «- Тссс... Пойдемте в швейцарскую, здесь неудобно... Услышит...», вследствие своей семантической неполноты, неясности, недосказанности порождает следующий эпизод -эпизод В «В швейцарской», который, в свою очередь, включает в свой состав микроэпизоды (выраженные, кстати, не в авторской речи, а в речи персонажей), содержащие сингулятивные аналептические фрагменты. Семантически эти аналепсисы являются разъяснением природы введенных во «внезапном приступе» актантов Х-в, У-в и 2-а и их отношений - отношений ненависти подчиненных к начальнику и еще большего страха перед ним, отраженного в инициальной реплике «внезапного приступа» «- Тссс... Услышит...», выполняющего одновременно и функцию предвестия.

В романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь» текст 1-й главы также открывается «внезапным приступом» - приказом неизвестно кого: «- Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать урок -встаньте!» [Островский 1973, 9], и спустя несколько фраз следует вопрос говорящего (им оказывается поп Василий, учитель закона божьего) к ученикам: «- А махорку кто в тесто насыпал?» [Островский 1973, 9]. Так начинается 1-й сценический эпизод романа «Поиски попом виновника хулиганства»: поп обыскивает своих учеников в поисках следов махорки, пока не находит одного, у которого зашиты карманы - Павку. Поп сразу определяет его как виновника и вышвыривает из класса.

Закончившийся здесь 1-й эпизод, начавшийся «внезапным приступом», закономерно вызывает затем следующий эпизод - его аналептиче-ское разъяснение, содержащее сингулятивное сообщение во внутренней фокализации одноклассника Павки, подтверждающее, что это хулиганство действительно совершил Павка: «Никто не понимал, почему Павку Корчагина выгнали из школы. Только Сережка Брузжак, друг и приятель Павки, видел, как Павка насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры там, на кухне, где ожидали попа шестеро неуспевающих учеников» [Островский 1973,10].

Итак, в рассмотренных примерах «внезапный приступ», располагаемый в «настоящем персонажей», использовался для того, чтобы своим вводом служить сюжетной мотивировкой последующего аналепсиса в «прошедшем персонажей», несущего разъяснение материала, введенного «внезапным приступом» либо в прямой речи персонажа, как у Чехова, либо в так называемой авторской речи, как у Островского.

В другой группе текстов функция «внезапного приступа» иная - это ввод связанных мотивов.

На примере зачина повести А.И. Куприна «Олеся» рассмотрим подробнее, каким образом богатый мотивами прием «внезапный приступ» позволяет развернуть целую главу.

1-я глава и, следовательно, весь текст повести «Олеся» открывается эпизодом-сценой, вербально представленной одним нарраторским повествовательным предложением в изобразительном регистре [Золотова 2004, 29] и затем коротким, всего из 3 реплик, диалогом персонажей:

«Мой слуга, повар и спутник по охоте - полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

- У, какой ветер, паныч, на дворе, - сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. - Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

- Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

- Нет... не можно... слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и - а ни мур-мур. Завтра и одного следа не увидите» [Куприн 1957, 249].

С одной стороны, этой исходной диалогической сценой нарратору удается имплицитно ввести указания на диегетическую информацию о месте, времени, социальных отношениях персонажей и виде их деятельности: место действия, очевидно, белорусско-украинское Полесье; время действия - зима; социальные отношения между говорящими характеризуются неравенством: крестьянину Ярмоле собеседник-«паныч» говорит «ты», а тот ему - «вы»; вид деятельности, которому здесь можно предаваться, -охота на зайцев. Развернутое далее повествование 1-й главы повести содержит все введенные во «внезапном приступе» мотивы полесовщик, охота, ветер, не можно охотиться, заяц и его следы, которые развертываются в аналепсисе, заполняющем почти всю 1-ю главу.

Так, мотив, введенный лексемой полесовщик, раскрывается в первом же предложении этого аналептического фрагмента, представляющем собой сообщение в информативном регистре: «Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья...» [Куприн 1957, 249]. Мотив «охота» порождает ряд важных информативных сообщений: от подхвата мотива в начале аналепсиса сразу после вышеприведенной цитаты «...и охота была единственным моим занятием и удовольствием» [Куприн 1957, 249] до его завершения во фразе «Мне оставалась только охота» [Куприн 1957, 251]. Однако при развертывании сообщения об охоте итератив сменяется сингулятивом, поскольку в изображаемом мире происходит изменение - смена погоды: «Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно» [Куприн 1957, 251] (кстати, здесь же лексемой невозможно повторяется и Ярмолинский мотив «не можно охотиться»). Впрочем, появившийся было в аналепсисе сингулятив замещается новым итеративом, маркированным

обстоятельством каждый день во фразе «Каждый день дул страшный ветер» [Куприн 1957, 251]. Мотив страшного ветра уже был введен во «внезапном приступе» словами Ярмолы: «- У, какой ветер, паныч, на дворе». Введенный там же мотив отсутствия заячьих следов соединяется в аналеп-тическом фрагменте с мотивом ветра и получает свое объяснение: из-за ветра «за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов» [Куприн 1957, 251]. Позднее, уже во 2-й главе, т.е. в вернувшемся «настоящем персонажей», новый подхват и углубление мотива ветра в диалоге рассказчика и Ярмолы выводит диегезис на мотивы живущей неподалеку колдуньи, якобы насылающей этот ветер, и желания рассказчика с ней познакомиться, что задает завязку фабулы этой повести.

Итак, прием «внезапный приступ» позволяет порождать весьма протяженный сегмент текста, если, как у Куприна в «Олесе», он содержит достаточное количество связанных мотивов, которые допускают свое развертывание в аналептическом фрагменте.

Типологически близок к этой сюжетной функции и такой «внезапный приступ», способный содержать в своем составе некую исходную тему, которую последующий аналептический текст призван раскрыть, причем текстуально объем такого аналепсиса может быть очень разным.

Сравним в этом аспекте два ранних рассказа Чехова с «внезапным приступом»: «Экзамен на чин» и «В бане».

В «Экзамене на чин» текст открывается одним довольно большим абзацем - двухчастным монологом почтового чиновника Фендрикова. В семантический состав этого монолога входят: 1) исходное тематическое утверждение Фендрикова: «Учитель географии Галкин на меня злобу имеет» [Чехов 1984, 28] и 2) аналептическая часть, раскрывающая эту тему в кратком рассказе о событиях, приведших к «злобе» Галкина против Фен-дрикова, т.е. вызвавших конфликт между Фендриковым и Галкиным. 2-я, аналептическая, часть монолога Фендрикова выполняет функцию подтверждения его исходного тезиса. Здесь «внезапный приступ» позволил породить только сравнительно небольшой текст - монолог персонажа протяженностью в один абзац.

Другой рассказ Чехова «В бане» состоит из двух самостоятельных рассказов, и оба они открываются «внезапным приступом». Но мы, в отличие от В.Б. Шкловского [Шкловский 1929, 75], анализировавшего в 1-м из них pointe, т.е., в терминах Томашевского, элемент концовки, обратимся к зачину 2-го из них, поскольку именно в нем тематическая связь между «внезапным приступом» и всем последующим текстом чрезвычайно сильна.

Этот 2-й рассказ начинается восклицанием-вопросом: «- Удивляюсь я, как это ваша дочь, при всей своей красоте и невинном поведении, не вышла до сих пор замуж! - сказал Никодим Егорыч Потычкин, полезая на верхнюю полку» [Чехов 1984, 53]. В ответ звучит пространное повествование его приятеля Макара Тарасыча Пешкина о том, как у его дочери Даши по очереди сменилось три жениха, причем каждый из них в конце

концов по разным причинам отказался от женитьбы на Даше. Здесь исходный вопрос из высказывания во «внезапном приступе» «Как это ваша дочь <...> не вышла до сих пор замуж?» полностью задает тематику всех рассказов интрадиегетического нарратора о несостоявшихся свадьбах, составляющих почти весь текст рассказа «В бане».

Подведем некоторые итоги.

При открытом Томашевским сюжетном приеме «внезапный приступ» текст начинается с диалога или с каких-то несловесных действий персонажей, еще не введенных в диегетическое поле, и эта диалогическая (или, реже, недиалогическая) сцена служит сюжетной мотивировкой для ввода последующего аналептического фрагмента, передаваемого либо в прямой речи персонажа, либо в так называемой авторской речи.

Однако все описанные случаи довольно отчетливо разделяются на две группы. К первой группе относятся те, в которых фраза, начинающая текст, является продолжением какого-то разговора и вследствие этого она не в полной мере понятна в тексте или даже нарочито непонятна. Поэтому в последующем тексте есть необходимость восстановить пропущенное начало, и эту роль выполняет аналепсис. Следовательно, функция «внезапного приступа» в таких текстах - вызвать аналепсис-разъяснение «внезапного приступа». Таковы зачины «Делегата» Чехова, «Как закалялась сталь» Островского.

Во второй группе текстов «внезапный приступ» не выхвачен, не вырван из продолжающегося диалога, поскольку в квазиреальной действительности он является началом высказывания. Этот «внезапный приступ» сам по себе понятен и не требует разъяснения или требует его в малой степени. Зато передаваемое им содержание, его экстенсиональная семантика такова, что в ней имеется потенциал для раскрытия, развертывания. Функция этой разновидности «внезапного приступа» - ввести или те мотивы, которые будут раскрыты в аналепсисе (случай типа «Олеси» Куприна), или ту тему, которая будет развернута либо в аналептическом эпизоде («Экзамен на чин» Чехова), либо даже в целом аналептическом тексте («В бане» Чехова). Прием «внезапный приступ» второго типа позволяет порождать весьма большой сегмент текста, если он содержит достаточно много мотивов или потенциально содержательную тему, которые ожидают своего развертывания в аналептическом фрагменте.

«Внезапный приступ», так же как и другие сюжетные приемы: прием заполнения эллипсиса, прием ввода анонсирующих мотивов информативным сообщением или сентенцией, прием ввода в диегетическое поле персонажа, предмета, места и многие другие - следует подвергнуть серьезному изучению прежде всего потому, что все они являются мощными текстопорождающими средствами - мотивировками последующих малых или больших сегментов сюжета. Выявление порождающей потенции этих сюжетных приемов, наряду с детальным описанием других типов мотивировок: диегетических и экзегетических - дает новые перспективные подходы к обнаружению механизмов порождения наррации.

Новый филологический вестник. 2020. №1(52). --

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов В.П. Коллеги [1960] // Аксенов В.П. Жаль, что вас не было с нами. М., 1969. С. 5-201.

2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов [1973]. 10-е изд., стер. М., 2010.

3. Горький М. Письма начинающим литераторам [1930] // Горький М. О литературе. М., 1935. С. 270-292.

4. Ефименко А.Е. А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов: поиски порождения текста // Профессия: литератор. Год рождения: 1937. Елец, 2017. С. 163-172.

5. Ефименко А.Е. От sujet к сюжету и далее к syuzhet // Шаги. Steps. 2019. Т. 5. № 2. С. 10-35. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-2-10-35

6. Женетт Ж. Дискурс повествования [1972] // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 1. М., 1998. С. 60-281.

7. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Структурная поэтика - порождающая поэтика [1967] // Щеглов Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика. Избранные работы. М., 2012. С. 15-32.

8. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.

9. Куприн А.И. Олеся [1898] // Куприн А.И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М., 1957.

10. Маслов Ю.С. Структура повествовательного текста и типология прете-риальных систем славянского глагола [1984] // Маслов Ю.С. Избранные труды: Аспектология. Общее языкознание. М., 2004. С. 216-249.

11. Островский Н.А. Как закалялась сталь [1934]. М., 1973.

12. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. [1931]. М., 1996.

13. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. 3-е изд., стер. М., 2009.

14. Чернец Л.В. Аспекты композиции // Введение в литературоведение. М., 2004. С. 322-339.

15. Чехов А.П. Рассказы и повести. М., 1984.

16. Шкловский В.Б. Строение рассказа и романа [1921] // Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929. С. 68-90.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Efimenko A.E. Ot sujet k syuzhetu i daleye k syuzhet [From 'Sujet' to 'Plot' and Then to 'Syuzhet']. Shagi. Steps, 2019, vol. 5, no. 2, pp. 10-35. DOI: 10.22394/24129410-2019-5-2-10-35 (In Russian).

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

2. Chernets L.V. Aspekty kompozitsii [Composition Aspects]. Vvedeniye v litera-turovedeniye [Introduction to Literary Criticism]. Moscow, 2004, pp. 322-339. (In Rus-

sian).

3. Efimenko A.E. A.K. Zholkovskiy i Yu.K. Shcheglov: poiski porozhdeniya texta [A.K. Zholkovsky and Iu.K. Shcheglov: Searching for the Text Generation]. Professia: Literator. God rozhdeniya: 1937 [Profession: Man of Letters. Date of Birth: 1937]. Elets, 2017, pp. 163-172. (In Russian).

4. Genette G. Povestvovate'lnyy diskurs [Narrative Discours]. Genette G. Figury [Figures]. Vol. 2. Moscow, pp. 60-282. (Translated from French to Russian).

5. Maslov Yu.S. Struktura povestvovatel'nogo teksta i tipologiya preterial'nykh sistem slavyanskogo glagola [Narrative Text Structure and Slavic Verb Preterial Systeme Typology]. Maslov Yu.S. Izbrannyye trudy: Aspektologiya. Obshcheye yazykoz-naniye [Selected Writings: Aspectology. General Linguistics]. Moscow, 2004, pp. 216249 (In Russian).

6. Shklovskiy V. Stroyeniye rasskaza i romana [Short Story and Novel Structure]. Shklovskiy V. O teorii prozy [On Prose Theory]. Moscow, 1929, pp. 68-90. (In Russian).

7. Zholkovskiy A.K., Shcheglov Yu.K. Strukturnaya poetika - porozhdayushchaya poetika [Structural Poetics are Generative Poetics]. Shcheglov Yu.K. Proza. Poeziya. Poetika. Izbrannyye raboty [Prose. Poetry. Poetics. Selected Writings]. Moscow, 2012, pp. 15-32. (In Russian).

(Monographs)

8. Arnold I.V. Stilistika. Sovremennyy angliyskiy yazyk: uchebnik dlya vuzov [Sty-listics. Modern English: A Textbook for Universities].10th ed. Moscow, 2010. (In Russian).

9. Zolotova G.A., Onipenko N.K., Sidorova M.Yu. Kommunikativnaya grammatika russkogoyazyka [Russian Communicative Grammar]. Moscow, 2004. (In Russian).

10. Tomashevskiy B.V. Teoriya literatury. Poetika [Theory of Literature. Poetics]. Moscow, 1996. (In Russian).

11. Tyupa V.I. Analiz khudozhestvennogo texta [Analysis of Fictional Text]. 3rd ed. Moscow, 2009. (In Russian).

Ефименко Александр Евгеньевич, Ланьчжоуский университет.

Преподаватель факультета русского языка, Институт иностранных языков и литератур. Научные интересы: теория литературы, порождающая поэтика, теория текста, нарратология, сюжетология.

E-mail: efimenko200466@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-1922-7833

Alexander E. Efimenko, Lanzhou University.

Lecturer at the Russian Department, Shool of foreign languages and literatures. Scientific interests: literary theory, generative poetics, text theory, narratology, syuzhe-tology.

E-mail: efimenko200466@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-1922-7833

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.