ствующие программы подготовки, когда содержание предполагаемой профессиональной деятельности не совпадает с ожиданиями обучающихся. Относительно аграрного образования стоит учитывать тот факт, что основная доля потенциальных абитуриентов - это ребята из сельской местности, которые имеют представление о сущности сельского хозяйства, однако уровень подготовки по школьным предметам, позволяющим успешно сдать единый государственный экзамен, значительно ниже, чем у городских школьников, поэтому организация эффективной комплексной довузовской подготовки аграрными университетами для данной категории лиц является первоочередной задачей.
4. Активизирующий - обеспечивает стимулирование абитуриентов к устойчивому профессиональному самоопределению. Целесообразен там, где молодые люди рассматривают как вариант поступление в образовательные организации аграрной направленности и имеют необходимые в этой области знания и навыки, но не имеют четкого представления о том, как в дальнейшем выстраивать свою траекторию развития и эффективен при участии отраслевых государственных структур и агробизнеса.
В качестве инструментов, уже используемых повсеместно в профориен-тационной работе в рамках данного подхода, можно рассматривать такие мероприятия, как конкурсы сельскохозяйственной направленности для школьников, в том числе и АгроНТРИ, тематические мастер-классы, профильное обучение в рамках агроклассов в общеобразовательных школах, проектные школы и научно-исследовательские кружки для школьников при агроколледжах и агровузах. Кроме того, следует внедрять систему поддержки и сопровождения школьных исследовательских проектов в области сельского хозяйства, тем самым создавая ситуации личного успеха потенциальных абитуриентов в данном направлении [5; 6].
Интерес представляет основанная на активизирующем подходе современная модель профориентации школьников США в области аграрного образования, уже доказавшая свою эффективность и включающая в себя следующие компоненты:
Библиографический список
- включение в курс углубленного изучения некоторых предметов дополнительных лабораторных работ, способствующих выработке у учащихся теоретических навыков решения возможных типичных проблем в рамках сельского хозяйства;
- «Сельскохозяйственный опыт под наблюдением» - двухуровневая практическая программа обучения, позволяющая в реальности воплотить теоретические решения обучающихся в области сельского хозяйства либо на реальных сельскохозяйственных предприятиях, либо на школьных опытных станциях и получить представление о возможностях карьерного роста в агропромышленном комплексе;
- участие в общественных организациях, которые специализируются на сопровождении заинтересованных лиц к построению карьеры в области сельского хозяйства, формированию у них лидерских качеств, необходимых для развития агропромышленного комплекса [7].
Ориентирование на профессиональное развитие в аграрной сфере не должно заканчиваться на вовлечении абитуриентов в процесс профессионального обучения, поскольку часть из них, будучи студентами, по ряду причин могут разочароваться в профессии и утратить желание реализовывать себя в ней. Поэтому необходимо обеспечить дальнейшее профориентационное сопровождение получающих образование в области сельского хозяйства. Здесь необходимо акцентировать внимание на знакомстве обучающихся с технологиями построения карьеры в отрасли [8].
Таким образом, ни один из рассмотренных подходов по отдельности не в состоянии решить задачу по привлечению абитуриентов к получению аграрного образования. Поэтому повышение эффективности профориентационной работы в данном направлении требует комплексного подхода с использованием различных методов и инструментов, выбор которых должен базироваться на том, какими стартовыми характеристиками обладают потенциальные абитуриенты и образовательная организация, реализующая программы подготовки кадров для сельского хозяйства.
1. Воронин БА, Лорец О.Г., Кружкова Т.И., Рушицкая O.E., Фатеева Н.Б., Рушицкая O.A. Инновационные направления подготовки квалифицированных специалистов для работы в организациях AПК в условиях современных социально-экономических преобразований. АВУ. 2019; № 5 (184i: 71-76.
2. Aхапкина E.H., Крохмаль ЛА К проблеме развития аграрного образования в России. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015; № 2-1 (22i: 129-136.
3. Миронов A.r., Литке С.Г., Царапкина Ю.М., Aнисимова AÉ. Психолингвистические аспекты оптимизации профориентационной деятельности аграрного вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; № 5.
4. Черкасова И.И., Черкасов В.В., Черкасов AE. Бренд университета как фактор привлечения абитуриентов. Образование и наука. 2023; № 1: 46-79.
5. Чеченихина О.С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета. АОН. 2021; № 3.
6. Якимович Е.П., Крашевский A.C Вовлечение школьников в инновационную деятельность в аграрной сфере. Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023; № 05 (82i. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vovlechenie-shkolnikov-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-agrarnoj-sfere.html
7. Орлова Н.В., Николаева Н.В., Серова Е.В. Aграрноe образование в контексте перехода к AПК 4.0. Aнализ международного опыта. Рекомендации для России: доклад к XXII апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021.
8. Чубий М.В., Туркулец С.Е., Туркулец AE. Социальная значимость профориентационной работы. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023; № 4: 105-109.
References
1. Voronin B.A., Lorec O.G., Kruzhkova T.I., Rushickaya O.E., Fateeva N.B., Rushickaya O.A. Innovacionnye napravleniya podgotovki kvalificirovannyh specialistov dlya raboty v organizaciyah APK v usloviyah sovremennyh social'no-'ekonomicheskih preobrazovanij. AVU. 2019; № 5 (184i: 71-76.
2. Ahapkina E.N., Krohmal' L.A. K probleme razvitiya agrarnogo obrazovaniya v Rossii. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2015; № 2-1 (22i: 129-136.
3. Mironov A.G., Litke S.G., Carapkina Yu.M., Anisimova A.V. Psiholingvisticheskie aspekty optimizacii proforientacionnoj deyatel'nosti agrarnogo vuza. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 5.
4. Cherkasova I.I., Cherkasov V.V., Cherkasov A.V. Brend universiteta kak faktor privlecheniya abiturientov. Obrazovanie inauka. 2023; № 1: 46-79.
5. Chechenihina O.S. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v sisteme dovuzovskoj podgotovki Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. AON. 2021; № 3.
6. Yakimovich E.P., Krashevskij A.S. Vovlechenie shkol'nikov v innovacionnuyu deyatel'nost' v agrarnoj sfere. Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2023; № 05 (82}. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vovlechenie-shkolnikov-v-innovatsionnuyu-deyatelnost-v-agrarnoj-sfere.html
7. Orlova N.V., Nikolaeva N.V., Serova E.V. Agrarnoe obrazovanie v kontekste perehoda k APK 4.0. Analiz mezhdunarodnogo opyta. Rekomendacii dlya Rossii: doklad k XXII aprel'skoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya 'ekonomiki i obschestva. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2021.
8. Chubij M.V., Turkulec S.E., Turkulec A.V. Social'naya znachimost' proforientacionnoj raboty. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2023; № 4: 105-109.
Статья поступила в редакцию 14.12.23
УДК 372.882
Yastremskaya Yu.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
EXTRACURRICULAR WORK IN LITERATURE AS A COMPONENT OF SYSTEMATIC LITERARY EDUCATION. The article considers a problem of systematic literary education. It is difficult to organize the forms of work in the lesson. It is concluded that the practice of using a holistic analysis can be a reflection of a systematic approach to understanding a work in school. Reasons why literary analysis is difficult to implement in the framework of work in the classroom are considered. Advantages of individual conversations and group consultations as a form of extracurricular work are described. Results of the study of approaches to the organization of a book club as an association of schoolchild interested in thoughtful reading are presented. The article considers practice of organizing subject shifts based on the ZOL "Chumlyak" as an option for working with philologically gifted schoolchild. The methodological possibilities of extracurricular forms of work as a way of forming systemic ideas about literature are described. The material of the article can serve as a basis for the correction of forms of extracurricular activities by practicing teachers.
Key words: literary education, extracurricular activities, individual conversations on literature, school book club, philologically gifted schoolchild, subject shifts
Ю.А. Ястремская, канд. филол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Е-mail: [email protected]
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье освещается проблема системности литературного образования, которое сложно обеспечить формами работы на уроке. Сделан вывод, что отражением системного подхода к освоению художественного произведения в школе может стать практика использования целостного анализа текста. Рассматриваются причины, по которым реализовать литературный анализ в рамках урочной работы видится сложным. Описаны достоинства индивидуальных бесед и групповых консультаций как формы внеурочной работы. Представлены результаты изучения подходов к организации книжного клуба как объединения заинтересованных во вдумчивом чтении учеников. Рассматривается практика организации предметных смен на базе ЗОЛ «Чумляк» как вариант работы с филологически одаренными школьниками. Описаны методические возможности внеурочных форм работы как способа формирования системных представлений о литературе. Материал статьи может послужить основой для корректировки учителями-практиками форм внеурочной деятельности.
Ключевые слова: литературное образование, внеурочная деятельности, индивидуальные беседы по литературе, школьный книжный клуб, филологическая одаренность, предметные смены
Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Система целостности литературного образования в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования» №073-00022-23-03 от 07 ноября 2023 года (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР123110800165-2)
Сложности реализации системного литературного образования в школьном образовании заключаются в том, что наиболее часто используемыми формами работы с литературным произведением являются универсальные схемы анализа, работа с эпизодом, концептуальные темы уроков (подведение произведения под конкретную тему: тема Родины, образы детей, женские образы и т. д.). Эти подходы приводят к поверхностному восприятию текста, которое не позволяет в результате достичь главной цели литературного образования в основной школе -воспитания «квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова» [1, с. 4]. Педагоги школы стремятся к реализации концепции «квалифицированного читателя», используют в практике методику литературоведческого анализа, выстраивают межпредметные связи, расширяют круг чтения для обучающихся. Однако не каждому ученику интересна усложненная методика. Актуальность нашего исследования видится в том, что детям, увлеченным литературой и желающим изучать ее как искусство слова (а не как дисциплину, по которой необходимо получить определенную оценку), необходима другая программа, которая чаще всего реализуется внеаудиторными формами работы: индивидуальные беседы, кружки и предметные смены.
Исходя из этого, вытекает цель - исследовать методические возможности внеурочных форм работы как способа формирования системных представлений о литературе через целостный анализ художественного текста на примере книжного клуба и предметных смен на базе ЗОЛ «Чумляк».
Задачи определяются целью:
- дать определение понятию «целостный литературный анализ» и определить его роль в формировании системных представление о литературе;
- выявить сложности реализации целостного литературного анализа в рамках школьной программы;
- обосновать необходимость активного внедрения в практику литературного образования внеурочных форм для формирования системных представлений о литературе через книжный клуб и предметные смены.
Новизна нашего исследования заключается в описании методических подходов к формированию системных представлений о литературе в рамках новых форм работы с обучающимися - предметными сменами по литературе, которые стали реализовываться только с 2023 года на базе ОЦ «Созвездие». Если естественно-научные и физико-математические смены стали для школьников Курганской области привычными и реализуются не первый год, то гуманитарные смены, а конкретно литературные - это новый формат работы, к которому только привыкают ученики и сами учителя. Однако в них есть необходимость, поскольку на предметную смену «Шаг в будущее» в ноябре 2023 года, которая проходила для 8-11 классов, на заявленные 20 мест было подано 79 заявок.
Описанные в статье подходы могут использовать учителя-практики для корректировки своих форм внеаудиторной работы, в этом заключается практическая значимость. Основные выводы данного исследования могут быть взяты для разработки дальнейших методик работы предметных смен и методов организации и проведения встреч книжного клуба. У данной темы есть перспективы, поскольку на данном этапе развития литературного образования предметные смены и книжные клубы являются одним из актуальных, популярных и эффективных форм внеаудиторной работы, которая во многом превосходит традиционные формы литературных клубов, театральных студий или литературных гостиных, занятий по подготовке к олимпиадам ОГЭ, ЕГЭ.
Еще в методике дошкольного формируется читательские представления о том, что «детская книга воспринимается младшими школьниками как собеседник, обогащающий растущего человека общечеловеческим опытом» [2, с. 141]. В практике преподавания в начальной школе остро обсуждаются вопросы «о теоретико-литературном наполнении учебных книг, дозировании литературоведческого материала, если он отвлекает от главной задачи - формирования квалифицированного читателя» [3, с. 195]. Уже к 7 классу наблюдается снижение интереса к произведениям школьной программы и к чтению. Если в 5-9 классе не сформировать квалифицированного читателя, умеющего не просто говорить
о тексте на оценку, но анализировать его, видеть своеобразие художественного мира и т. д., то в старшей школе закрыть этот пробел становится практически невозможно. Это не позволит старшей школе достичь планируемых результатов и научить обучающихся делать целостный или литературоведческий анализ текста (в рамках этого исследования мы считаем эти понятия синонимичными), под которым понимается «исследовательское прочтение произведения и последующее описание особенностей компонентов содержания и формы текста» [4, с. 8.]. Автор отмечает, что литературоведческий анализ - наиболее сложный вид разбора текста, т. к. «строится на научном словоупотреблении, объективных данных текста, при этом использование основного термина науки влечет за собой еще более разветвленный терминологический аппарат» [4, с. 8]. Однако целый ряд обстоятельств (нехватка времени, разорванность уроков по изучению 1 текста в старшей школе и т. д.) ведет к тому, что целостный (он же литературоведческий) анализ текста как отражение системного подхода к освоению художественного произведения в школе провести практически невозможно. Стоит отметить, что внедрение компонентов целостного анализа на уроках не гарантирует успешности, поскольку в одном классе обучаются ученики с разным читательским уровнем и мотивацией. На наш взгляд, научить целостному анализу всех учеников, изучающих литературу, невозможно. Однако, чтобы не упустить тех, кто интересуется литературой не как досуговым чтением, а как искусством слова, учителя прибегают к дополнительным формам как урочной, так и внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые консультации, беседы, литературные кружки, книжные клубы, предметные смены на базе Центра развития современных компетенций, образовательного центра «Созвездие», ЗОЛ «Чумляк».
Индивидуальные и групповые консультации и беседы часто носят несистемный характер и проводятся по инициативе либо учителя, либо ученика. Достоинство таких бесед состоит в том, что они реализуются в более свободной, по сравнению с уроками, форме, посвящены читательским интересам детей или темам и вопросам, которые вызывают внутреннюю потребность у ребенка к обсуждению. Такие беседы могут возникнуть спонтанно сразу после урока по программному произведению. Например, обсуждение с ученицами-подростками предательства Наташей Ростовой Андрея Болконского. Как правило, на уроке уделить много времени вопросу отношений Наташи Ростовой с Андреем и Ана-толем не всегда представляется возможным, но и оставлять висящим в воздухе интересующую детей тему не стоит. Ученица осуждает измену героини и не понимает, почему убили Болконского, а Наташа вышла замуж. Важно помочь принципиальному подростку не поменять свое отношение к изменам, а попытаться понять героиню или отношение автора к ней (почему и когда он позволил ей быть счастливой). Учителю необязательно кардинальным образом менять взгляды ученицы на жизнь. Если для неё это неприемлемо, то это правильно. Но для других людей (героев, воспринимаемых как обычные люди) свойственно иногда ошибаться. Автор показывает, что ошибки бывают разными. Некоторые нельзя исправить. Наташе и Андрею Л.Н. Толстой даёт возможность встретиться перед расставанием навсегда, чтобы услышать, понять и простить друг друга. В сложившейся ситуации виноваты оба: Андрей не менее виновен: как взрослый мужчина, который надолго оставил юную возлюбленную, мечтающую о романтике и свиданиях. Это не отменяет того факта, что Наташа совершила предательство. За него она была наказана - осознанием того, что лишилась Болконского из-за человека мелкого и низкого. Автор до момента прощения и прощания Андрея и Наташи не даёт надежды на её счастливое девичье и женское счастье. Только после того, как герои поняли и приняли друг друга, Андрей умирает счастливым, а Наташа, живя с этой утратой всю оставшуюся жизнь, получает право на счастье с человеком, искренне любящим её и продолжающих воплощать идеи Болконского.
Запланированными могут быть беседы, инициатором которых выступают ученики, желающие обсудить с учителем прочитанную книгу из рекомендованных друзьями или пабликами в социальных сетях. Это один из самых продуктивных видов бесед, поскольку они свидетельствует о доверии между учителем и учеником, дают возможность учителю ближе познакомиться с читательскими интересами подростков и согласно им при необходимости скорректировать вопросы для обсуждения в рамках школьной программы. Для обучающихся эти беседы дают
возможность видеть примеры глубокого анализа текста, сближения с учителем и т. д. Особенностью этих бесед будет бережное и внимательное отношение учителя к книгам, которые читает ученик. В практике учителей встречаются запросы от обучающихся «Прочитайте и объясните мне, почему эту книгу все так любят», «Мне не понравился стиль, мне не нравится сюжет. А девочки говорят, что это популярная книга, просто я ничего не понимаю». В период увлечения фанфик-шеном учителям рекомендовали прочитать этот тип литературного творчества. Как правило, рекомендованные книги принадлежат к масскульту и имеют низкий уровень художественной значимости. Учителю нужно крайне осторожно выстраивать беседу, чтобы не уйти в осуждение и критику. С другой стороны, встречаются и подростки, читающие классическую литературу, не соответствующую их возрасту. Например, школьник в 8 классе прочитал роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ему в процессе беседы нужна помощь учителя в формулировках исследовательских задач для школьного научного проекта по прочитанным книгам вне школьной программы. Для такого ученика романы из программы 10-го класса находились не столько в сфере читательских интересов, сколько в сфере основы для создания своих собственных художественных произведений. Таким образом, учителю при организации внеурочных бесед стоит учитывать и хобби ребенка.
Иногда ученики просят учителя порекомендовать книги для чтения, чтобы потом обсудить их с ними. В таком случае учителю литературы необходимо иметь достаточно широкий круг читательских интересов, который будет включать в себя тексты, относимые к элитарной литературе прошлого и современности, а также тексты масскульта, которые могут быть интересны детям. Так, ученики просят порекомендовать книги о волшебниках, научных открытиях, детях-сиротах, приключениях и т. д.
Беседы пробуждают интерес к литературе, стремление к углублению аналитических способностей, восприятия текста с позиций диахронного аспекта (нельзя судить героев, вырывая их из контекста мира художественного произведения и исторического времени). Но нерегулярная основа бесед не дает возможности выявить ценностные ориентиры подростков, которые становятся принципиальными для грамотной постановки вопросов при изучении литературы в школе. Именно эти установки влияют на восприятие текста художественного произведения, отношения к героям, их поступкам и т. д. Без этого невозможна реализация «образования через жизнь» (использования художественной литературы как учебника жизни).
Индивидуальные и групповые беседы могут стать основой для создания книжного клуба. Эта форма работы позволяет учитывать достоинства индивидуальных бесед и нивелировать недостаток их нерегулярности. Под книжным клубом понимается «неформальное объединение любителей чтения и интеллектуального общения ... для тех, кому хочется обсудить литературные произведения, расширить свой гуманитарный кругозор» [5, с 95]. Книжные клубы в нашей стране возникли в XVIII веке и с тех пор значительно изменились. На сегодняшний день это достаточно популярная форма организации досуга, которая объединяет людей разных профессий, а современные сервисы видеосвязи позволяют объединять людей из разных городов и даже стран. Для школьной практики внеурочной работы книжный клуб имеет большое количество достоинств и достаточно распространённых форм.
По мнению опрошенных участников школьных книжных клубов, главным достоинством этих встреч является «живое общение друг с другом и с книгой, что очень важно, поскольку у современных школьников наблюдается дефицит непосредственного контакта с собеседником. Не менее важна свобода выбора книг и свобода в обсуждении. На заседаниях клуба ученики учатся высказывать и отстаивать своё мнение, спорить, выслушивать другую точку зрения. Происходит диалог «здесь и сейчас» с людьми, находящимися рядом» [6, с. 9]. Кроме того, исследователи практики организации книжных клубов (зарубежных и российских) отмечают, что «книжный клуб, независимо от страны, в которой он находится, ориентирован на свободное общение на основе книги и вокруг книги, то есть прочтение книги никогда не является самоцелью, участники читают, чтобы потом сделать что-то еще» [7, с. 125]. Именно такой подход позволяет реализовать практикоориентированность литературного образования. Как отмечается, принципиальным отличием книжного клуба от урока литературы является отсутствие конкретной задачи, одинаково регулирующей деятельность участников. «Каждый участник клуба преследует свои цели. Ребята получают возможность выговориться, самовыразиться, возможность просто быть услышанным» [8, с. 17].
В системе организации работы книжного клуба одной из главных задач является процесс подбора книг для чтения. Наиболее распространенной практикой является система кураторства - для каждой из запланированных встреч клуба назначается куратор из числа участников клуба, куратор предлагает книгу для обсуждения, ставит проблемные вопросы, модерирует беседу на самой встрече. Встречается вариант, когда куратор предлагает участникам несколько вариантов книг на выбор - наибольшим количеством голосов выбирают книгу для обсуждения. Таков формат удобен для книжных клубов, где все участники относительно равны, однако достаточно сложен в организации в коллективе школьников. В этом случае учителю необходимо взять на себя роль такого куратора, но предоставить право выбора книг обучающимся - если пожеланий от самих школьников не последует, то путем формирования предполагаемого списка чтения. По мнению учителей, которые реализуют такую форму внеурочной работы, клуб «помогает ориентироваться в потоке современной литературы, любить классику, раскрыть
творческий потенциал учащихся» [6, с. 10]. Опрашивая участников школьных книжных клубов, мы хотели выяснить, какого типа литературу они хотели бы видеть в круге чтения книжного клуба - среди лидеров оказались современная русская литература (66%), зарубежная классическая восточная литература (33%), и особым интересом пользуется литература, связанная с пониманием мифологии разных народов и ее отражением в литературе (50%). Одна из главных задач для участников школьных книжных клубов видится в расширении круга чтения и знакомство с новыми авторами. В рамках работы в школьном книжном клубе учитель может через призму современной литературы актуализировать произведения классической литературы и школьной программы. Среди наиболее заметных трудностей в организации клубной работы в современной школе называются «загруженность учителей (ведение электронного журнала, подготовка учащихся к единому государственному экзамену и основному государственному экзамену и др.); загруженность детей в школе и вне школы; отсутствие оплаты или маленькая оплата за внеурочную деятельность; отсутствие поддержки администрации; слабая осведомлённость учителей в области современной литературы (а без этого затруднительно ведение читательского клуба); распространённость среди детей виртуального общения, моды на обсуждение книг в сети Интернет» [6, с. 9]. Несмотря на достаточно весомые сложности в организации работы школьного книжного клуба - это одна из наиболее успешных форм реализации системности литературного образования, поскольку беседы позволяют выстраивать связи литературных произведений, актуализировать классическую литературу, показывать важность литературы школьной программы для понимания современной литературы, развеять миф о современной литературе как «легком чтиве», показать примеры целостного анализа текста, погружения в художественный мир произведения (что не позволяет сделать анализ эпизода, популярная форма работы с художественным текстом на уроках литературы). Книжный клуб - это «перспективный путь развития культуры чтения в молодежной среде» [5, с. 97].
Еще одной, набирающей популярность формой внеурочной работы считаются предметные смены, которые сегодня дает возможность работать с филологически одаренными детьми. Эту форму работы можно сравнить с курсами повышения квалификации для учителей, когда ученикам за короткий промежуток времени помогают углубить школьную программу, создать базу для понимания литературы как системы. Достаточно часто с ними в этих условиях работают не школьные учителя. Предметные смены, как правило, проводятся тематические или направленные на конкретный раздел дисциплины. Такая форма работы направлена на не просто увлеченных литературой обучающихся, а, скорее, на филологически одаренных. Под филологической одаренностью Самсонова Н.В. и Будоян Е.А. понимают «одаренность умственную, интеллектуальную, что проявляется в деятельности ученика на уроках языка и литературы и во внеурочное время, и как одаренность творческую, художественную, связанную с разработкой собственного произведения, в основе которого лежит художественный текст и художественный образ» [9, с. 205-206]. В Курганской области на базе Центра развития современных компетенций и образовательного центра «Созвездие» при методической поддержке Центра по работе с одаренными детьми Шадринского государственного педагогического университета реализуется проект проведения образовательных предметных смен в ЗОЛ «Чумляк». Если практика проведения смен по дисциплинам физико-математического и естественно-научного циклов реализуется несколько лет, то предметные смены гуманитарного цикла появились в 2023 году. В августе этого года прошла первая смена по литературе с элементами русского языка. Школьники для получения путевки на такого рода смену проходят конкурсный отбор, в рамках которого должны показать уровень своих знаний, превышающий школьную базу. При составлении программы этой смены мы как организаторы были в первую очередь ориентированы на задания всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языку и на углубление знаний, которые необходимы участникам ВОШ. В ноябре 2023 года перед нами стояла уже несколько иная задача, поскольку в рамках двух смен («Первые шаги в науку» и «Шаг в будущее») программу создавали с учетом на трех разных уровней школьников: для 4-6-х классов, 8-х классов, 9-11-х классов, и на каждом из этих уровней мы преследовали задачу уже не просто углублять школьную программу, а подходить к этому с позиций системности литературного образования. Наиболее интересный опыт получился в рамках смены «Первые шаги в науку» для 4-6-х классов. Мы разрабатывали занятия гуманитарного цикла по истории, литературе, русскому языку. За основу для занятий по истории была выбрана тема «Изучение «Повести временных лет» как исторического документа», по русскому языку школьники знакомились с историей русского языка, основами старославянского и древнерусского языков, диалектологией и фразеологией, по литературе изучали жанры фольклора как первооснову русской национальной литературы. Таким образом, выстраивались взаимосвязи истории как культурного контекста, языка как формы выражения и литературы как формы метафориза-ции окружающей действительности. В рамках школьного урока такое погружение достаточно сложно организовать, в то время как форма предметной смены позволяет полностью погрузить детей в изучаемый предмет.
Системный подход к изучению литературы в рамках урочной деятельности представляет собой методическую проблему, сложно воплощаемую в силу объемности планируемых результатов. В то же время формат занятий в рамках внеурочной деятельности дает возможность сконцентрировать внимание именно на системности литературного образования.
Библиографический список
1. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Литература» (для 5-9 классов образовательных организаций). Available at: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литература_5-9-классы.pdf
2. Светловская H.H. Введение в науку о читателе. Москва: МПГУ 2003.
3. Первова Г.М., Строганова Л.В. Теоретическая пропедевтика в начальном преподавании. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011; Выпуск 11: 193-197.
4. Первова ГМ. Технология многоуровневого восприятия текста как форма филологической подготовки учителя. Вестник ТГУ. 2018; № 5: 7-13.
5. Дрозд М.А. Книжные клубы в молодежной среде. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/knizhnye-kluby-v-molodezhnoy-srede
6. Прозоровская О.В. Читательский клуб как форма внеклассной работы в российской школе. Магистр - науке и образованию: материалы V всероссийской научной видеоконференции с международным участием. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019: 6-13.
7. Киктева К.С. Книжные клубы: цели и результаты деятельности (анализ российского и зарубежного опыта). Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022; № 4: 115-130.
8. Ильясова О.Р Формирование читательской компетентности обучающихся (из опыта работы книжного клуба). Ямальский вестник. 2020; № 3: 16-19.
9. Самсонова Н.В., Будоян Е.А. Учебно-герменевтические задачи как средство развития филологической одаренности обучающихся профильного лингвистического класса. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-germenevticheskie-zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-filologicheskoy-odarennosti-obuchayuschihsya-profilnogo-lingvisticheskogo
References
1. Federal'naya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya «Literatura» (dlya 5-9 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Available at: https://edsoo.ru/wp-content/ uploads/2023/08/02_FRP_Literatura_5-9-klassy.pdf
2. Svetlovskaya H.H. Vvedenie v nauku o chítatele. Moskva: MPGU, 2003.
3. Pervova G.M., Stroganova L.V. Teoreticheskaya propedevtika v nachal'nom prepodavanii. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011; Vypusk 11: 193-197.
4. Pervova G.M. Tehnologiya mnogourovnevogo vospriyatiya teksta kak forma filologicheskoj podgotovki uchitelya. Vestnik TGU. 2018; № 5: 7-13.
5. Drozd M.A. Knizhnye kluby v molodezhnojsrede. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnye-kluby-v-molodezhnoy-srede
6. Prozorovskaya O.V. Chitatel'skij klub kak forma vneklassnoj raboty v rossijskoj shkole. Magistr - nauke i obrazovaniyu: materialy V vserossijskoj nauchnoj videokonferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 6-13.
7. Kikteva K.S. Knizhnye kluby: celi i rezul'taty deyatel'nosti (analiz rossijskogo i zarubezhnogo opyta). Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2022; № 4: 115-130.
8. Il'yasova O.R. Formirovanie chitatel'skoj kompetentnosti obuchayuschihsya (iz opyta raboty knizhnogo kluba). Yamal'skij vestnik. 2020; № 3: 16-19.
9. Samsonova N.V., Budoyan E.A. Uchebno-germenevticheskie zadachi kak sredstvo razvitiya filologicheskoj odarennosti obuchayuschihsya profil'nogo lingvisticheskogo klassa. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-germenevticheskie-zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-filologicheskoy-odarennosti-obuchayuschihsya-profilnogo-lingvisticheskogo
Статья поступила в редакцию 28.12.23
УДК 372.147
Remizova M.S., lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
TERMINOLOGICAL VOCABULARY IN PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC TRAINING OF SPECIALISTS AS AN ELEMENT OF LINGUODIDACTICS. The
article deals with topical issues of foreign language training with specialists, in which the work with the training terminological vocabulary can become a facilitator of knowledge inflow in the field of foreign language lexicology (after English as an example). Basing on empirical research the article proves that all communication modules (social, professional and scientific) in undergraduate, graduate and postgraduate education can be activated with proper use of terminological vocabularies. The special significance of the glossary in the training of scientific and pedagogical staff is emphasized. The list of educational classroom activities, based on the glossaries and vocabularies prepared by students, is given. The author proposes pedagogical conditions for a more effective application of lexicographical training products in linguodidactics.
Key words: foreign language teaching, higher educational institution, professionally-oriented, terminological dictionary
М.С. Ремизова, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
УЧЕБНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы иноязычной подготовки специалистов, в которой работа с учебным терминологическим словарем может стать фасилитатором притока знаний в области лексикологии иностранного языка (на примере английского). Доказывается с опорой на эмпирические исследования, что все модули общения (социального, профессионального и научного) при обучении бакалавров, магистров, аспирантов можно активизировать при правильном использовании терминологических словарей. Подчеркивается особая значимость работы с глоссарием при подготовке научно-педагогических кадров. Приводится список учебных игр, которые можно проводить на занятиях, опираясь на подготовленные обучаемыми глоссарии и словари. Раскрываются педагогические условия, которые позволяют более эффективно применять лексикографические учебные продукты в лингводидактике. Ключевые слова: иноязычная подготовка, высшее учебное заведение, профессионально-ориентированный, терминологический словарь
Актуальность данной темы обусловлена интенсивным ростом международных научных, культурных и производственных связей в современных условиях развития общества и экономических отношений. Непрерывный и необъятный поток информации, которая используется во всех областях знаний, способствует тому, что огромная армия специалистов вынуждена постоянно пользоваться иностранным языком и заниматься чтением и переводом литературы по специальности в целях повышения своего профессионального уровня. Именно этим обусловлена актуальность данной статьи, в которой поднимаются вопросы грамотного составления терминологических словарей на всех этапах обучения в современном российском вузе: бакалавриате, магистратуре, аспирантуре.
Цель исследования, результаты которого легли в основу данной статьи, -определить роль глоссария и терминологического словаря в лингводидактике, выявить педагогические условия по его эффективному использованию в учебном процессе.
Задачи, которые включают достижение данной цели, можно разделить на следующие:
- определить востребованность работы с глоссарием в ходе подготовки кадров для экономики России;
- выявить связи и закономерности в ходе обучения работе с глоссариями;
- дать рекомендации по улучшению качества подготовки обучаемых по иностранному языку.
Методы исследования включали в себя теоретические аспекты (знакомство с научно-педагогической и методической литературой, анализ ситуации) и эмпирические исследования (опрос преподавателей департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, наблюдение за составлением глоссариев бакалаврами, магистрантами и аспирантами того же вуза, апробация учебных игр и заданий на основе использования терминологических словарей).
Научная новизна статьи заключается в попытке исследования конкретизации дидактических основ работы с терминологическими словарями при освоении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере».