ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ © Бычкова Н.В.*
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,
г. Брянск
Статья посвящена актуальной проблеме поиска эффективных способов организации внеурочной работы по изобразительному искусству с младшими школьниками. Среди эффективных методов работы учителя с детьми на внеурочных занятиях, являющихся средством развития творческого потенциала, представлены метод выполнения и защиты творческих проектов, разработка открыток к праздникам, организация выставок детских работ, выполнение практических творческих работ и др. Опытно-экспериментальная работа, описанная в публикации, полностью подтвердила выдвинутое предположение об эффективности внеурочных занятий как средства развития творческого потенциала младших школьников.
Основной задачей, стоящей перед современной школой, является приведение системы образования и воспитания в состояние, отвечающее потребностям общества и отдельной личности, формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы образования и осуществляется в соответствии с задачами программы развития школы.
Реализуя программу развития, школа предоставляет обучающимся право выбора видов и форм творческой деятельности и обеспечивает раз -витие общекультурных интересов и решение задач нравственного, гражданского воспитания, социального и профессионального самоопределения детей через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность должна соответствовать требованиям к содержанию, целям и задачам воспитания, установленным в федеральных нормативных документах. Кружки, секции и другие формы организации внеурочной работы по своему содержанию, целям и задачам должны соответствовать социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.
Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, является внеурочная деятельность. По
* Доцент кафедры Дизайна и художественного образования, кандидат педагогических наук.
мнению Ю.К. Бабанского, И.П. Волкова, С.В. Сальцевой, Н.М. Сокольниковой основными возможностями внеурочной работы с младшими школьниками являются большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т.д.
В практике часто, к сожалению, внеурочная деятельность рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта жизнедеятельности. Доказано, что социальное воспитание и творческое развитие личности школьника во внеурочной деятельности очень эффективно, если соблюдать некоторые требования, включающие в себя цель, задачи, содержание, формы, методы и условия воспитательной и образовательной деятельности и критерии ее эффективности.
Нами была поставлена цель исследования: выявить эффективность внеурочной работы по изобразительному искусству с младшими школьниками как средства развития творческого потенциала учащихся.
В соответствии с поставленной целью возникла необходимость решения следующих задач:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- выявить эффективные способы организации внеурочной работы по изобразительному искусству с младшими школьниками, способствующие развитию творческого потенциала учащихся;
- выявить влияние внеурочной работы младших школьников по изобразительному искусству на рост творческого потенциала детей.
Нами была выдвинута гипотеза, что процесс организации внеурочной работы с младшими школьниками по изобразительному искусству будет эффективен, если:
- учителем будут использоваться эффективные способы работы с детьми (руководство практической работой детей в кружке, разработка с помощью педагога творческих проектов и их защита, проведение экскурсий в музеях, посещение выставок, мастерских художников, выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве, организация праздников и выставок детских работ);
- виды деятельности детей на занятиях будут способствовать росту их творческого потенциала.
Базой исследования являлась Рюховская средняя школа Унечского района Брянской области.
Для подтверждения гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности способов организации внеурочной работы по изобразительному искусству с младшими школьниками проводилась в 2009-2010 учебном году в Рюхов-
ской средней школе Унечского района Брянской области. Эффективность выбранных способов мы оценивали с позиции влияния внеурочной работы по изобразительного искусства на рост творческого потенциала у детей. В данной школе нами был организован кружок с младшими школьниками 1-4 классов включительно. Учащиеся кружка были поделены на две группы: 1 группа была взята в качестве контрольной, 2 группа - в качестве экспериментальной.
Эксперимент проводился в три этапа:
1. Диагностико-констатирующий.
2. Формирующий.
3. Контролирующий.
Для определения уровня развития творческого потенциала школьников мы обратились к теории К. Урбана. Рисунок учащихся оценивался на основании подробно описанных и разъясненных оценочных категорий, которые одновременно представляют базовую концепцию, лежащую в основе теста.
На первом этапе мы провели диагностику творческого потенциала школьников экспериментальной и контрольной групп, разработанную по теории тестов креативности (творческого потенциала) К. Урбана. Исследование развития творческого потенциала проводилось без предварительной подготовки учащихся. Результаты выполнения теста оценивались по следующим показателям:
1. Определение расположения листа (вертикально или горизонтально).
2. Поиск композиционного решения в формате.
3. Поиск пропорционального решения предметов в формате.
4. Передача объема предмета при помощи света и тени в работе.
5. Передача пространства в работе.
6. Оформление работы.
7. Представление своей работы (защита проекта).
Каждый показатель оценивался максимально в 3 балла.
По количеству набранных баллов мы выяснили, что 12 школьников из 20 набрали больше 10 баллов (средний балл 14,4) и 8 школьников не смогли набрать даже 10 баллов (средний балл 5,5).
Формирующий этап проходил не для всех школьников одинаково, так как по данным диагностико-констатирующего этапа учащиеся кружка были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Школьникам экспериментальной группы были предложены дополнительные занятия. В ходе посещения дополнительных занятий дети больше времени уделяли изучению темы, занимались проектной и исследовательской работой.
Одной из тем проектов было иллюстрирование русской народной сказки « Снегурочка». Среди тем проектов, особенно заинтересовавших детей, была разработка новогодней открытки. Охотно дети также занимались
исследованием по оформлению картин (работ), они в своем проекте доказывали гипотезу «Рамка есть полкартины!».
По окончании формирующего этапа экспериментально-опытной работы мы провели контролирующий эксперимент по тем же показателям, что и в период диагностико-констатирующего этапа, и получили следующие результаты.
Итак, по количеству набранных баллов мы выяснили, что 15 школьников из 20 набрали более 15 баллов, 5 школьников (из числа самых слабых в творческой деятельности) набрали более 10 баллов. Теперь проанализируем результаты контрольной и экспериментальной групп: в экспериментальной группе из 10 человек 7 школьников набрали максимальное количество баллов - 21, а 3 школьника экспериментальной группы набрали по 19 баллов. Средний балл в экспериментальной группе - 20,4. А средний балл в контрольной группе - 14, 7 баллов.
Развитие творческого потенциала школьников осуществлялось в процессе кружковой работы. В результате наблюдения у половины участников контрольной группы выявился средний уровень творческого потенциала учащихся. Причем во время беседы и практической работы многие учащиеся раскрывались ярче, обсуждали увиденные произведения известных художников, анализируя разные направления изобразительного искусства. Те учащиеся, которые невнимательно, пассивно вели себя во время просмотра нового материала, во время беседы и практической работы вдруг неожиданно раскрылись, показали себя с другой стороны. Однако, уровень оценочных суждений, высказываний по теме «Иллюстрирование сказки Снегурочка» в большей степени оставался достаточно поверхностным.
Задание по составлению проекта своей картины учащимся экспериментальной группы давалось с целью развития творческого потенциала школьников, формирования умения раскрывать свою основную мысль в работе, умению оформить, защитить и представить свою работу, как произведение искусства.
На заключительном занятии все дети закончили выполнение своей работы, оформили работу в паспарту и подписали.
С помощью карточек («тайным голосованием»), согласно наибольшему количеству голосов, по предложенным вариантам определили название выставки детских работ - «Юный художник». В процессе занятия участникам экспериментальной группы предоставлялась возможность защиты своих индивидуальных проектов и представления работ, выполненных во внеурочное время.
Показатели развития творческого потенциала сформированы на высоком уровне - 75 %. Мы доказали, что повысить уровень будет возможно при систематической работе учащихся в художественных кружках.
Кроме вышеуказанных способов следует отметить, что на кружковых занятиях, не зависимо от темы, мы старались детей направить на самостоя-
тельное решение проблемы и поставленной задачи, через поиск, применяя нетрадиционные методы обучения. Практика показывает, что школьники с большим интересом подходят к еще не изученному материалу. Каждая группа стремилась найти материал, необходимый к занятию, тем самым дети исследовали максимальное количество литературы, расширяя свой кругозор и знания, необходимые для составления презентаций, докладов, сообщений и выполнения практической работы. В подготовке индивидуальных заданий школьникам приходилось создавать и разрабатывать целые проекты. В своих проектах дети ставили перед собой задачи, которые самостоятельно решали и доказывали. При защите своих творческих проектов ясно раскрывался творческий потенциал учащихся разного уровня обученности и подготовленности.
В процессе внеурочной работы по изобразительному искусству дети имеют возможность увидеть, изучить подлинные произведения искусства своих соотечественников в музеях искусства; при просмотре фильмов и слайдов познакомиться с произведениями известных художников мира.
Таким образом, следует сделать вывод о благотворном влиянии внеурочной работы как средства развития творческого потенциала школьников. Анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать вывод о том, что внеурочная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеурочной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изобразительными кружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.
Руководящая роль педагога сохраняется и на внеурочных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
Внеурочную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Таким образом, для успешного руководства внеурочной работой по изобразительному искусству необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Необходимо также учитывать время внеурочных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся, поэтому форма и характер планов внеурочной работы могут быть весьма разнообразными.
Во время проведения педагогического эксперимента было выявлено, что во время внеурочных занятий по изобразительному искусству ученики получают более углубленные и расширенные знания, развивают умение владеть различными приемами рисования, моделирования, лепки, формируют навыки общения, выполнения коллективных дел, учатся анализировать теоретическую информацию и выступать с защитой проектов перед другими учениками.
В ходе эксперимента было доказано, что кружковая работа является эффективным средством для развития творческого потенциала учащихся. Количество учащихся с высоким и средним уровнями творческого потенциала за время проведения кружковых занятий повысилось, с низким уровнем понизилось, что свидетельствует об эффективности проделанной работы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРАВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ © Гринвальд О.Н.*
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
В статье рассматривается проблема формирования знаний этических основ права и правоприменительной деятельности у студентов юридических факультетов; приводятся результаты проведенного эксперимента, посвященного решению данной проблемы при помощи метода проектов.
В соответствии с указом президента РФ Д. А. Медведева «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ», вузам
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков факультета Романо-германской филологии.