Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 03.08.2018; опубликована 21.09.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Савельева Е.А. Развитие творческой активности младшего школьника средствами дидактических игровых материалов в поликультурном пространстве начальной школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Savelyeva E.A. (2018). Development of elementary student's creative activity with the help of didactic game materials in the multicultural educational space in primary school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN418.pdf (in Russian)
УДК 37
Савельева Екатерина Александровна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа, Россия
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/autho r_profile. asp ?id=426154
Развитие творческой активности младшего школьника средствами дидактических игровых материалов в поликультурном пространстве начальной школы
Аннотация. В статье обобщается опыт создания и функционирования инновационной площадки кафедры теорий и методик начального образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» на базе МБОУ Гимназия № 64 ГО г. Уфа Республика Башкортостан. Автором представлен инструментарий, создающий педагогические условия для развития творческой активности младшего школьника в поликультурном пространстве - игры-лото, посвященные культурному и историческому наследию Башкортостана и костюмам народов республики. Автор описывает формы организации занятий с лото, представляет методику игры в разных группах с участием студентов-волонтеров. На материале лото «Достопримечательности Уфы» и арт-лото «Истоки коллекции БГХМ им. М.В. Нестерова» описываются приемы активизации собственной творческой деятельности младшего школьника, называются конкретные виды такой деятельности.
В работе анализируются результаты формирующего эксперимента по использованию игр-лото на уроках и во внеурочной деятельности с проведением тестов Торренса для мониторинга творческой активности детей. Исследование показало, что разработанный дидактический инструментарий способствует развитию творческой активности младших школьников в поликультурном образовательном пространстве, созданном в гимназии № 64 г. Уфы.
Ключевые слова: творческое развитие; младший школьник; поликультурная среда; игры-лото; инновационная площадка; творческая активность; тест Торренса
https://mir-nauki.com
Введение профессионального стандарта педагога и ФГОС начального общего образования выдвигает новые требования к учителю начальной школы. Участие в программах профессионального развития, непрерывное совершенствование полученных в педагогическом вузе умений и навыков становится обязательным требованием учительской карьеры. Общеобразовательным школам всестороннюю помощь в этом оказывают профильные организации, в частности, учреждения высшего образования. Одна из хорошо зарекомендовавших себя форм подобного сотрудничества - инновационные площадки под руководством представителей педагогических вузов, открывающиеся на базах школ. Кафедра теорий и методик начального образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» реализует несколько совместных программ в школах Республики Башкортостан по различным образовательным направлениям. Дисциплины эстетического цикла представлены темой «Развитие творческой активности младшего школьника в условиях поликультурной среды». Ответственной за деятельность площадок этого направления стала доцент кафедры, кандидат педагогических наук Екатерина Александровна Савельева.
При разработке программы мы исходили из предпосылки, что существующего методического обеспечения недостаточно для осуществления успешного развития творческой активности ребенка в поликультурной среде, характерной для Республики Башкортостан. Противоречие между социальным заказом, требованиями ФГОС и педагогической практикой создало необходимость для организации педагогических условий для развития творческой активности ученика начальной школы в поликультурном пространстве. При этом под развитием мы понимаем направленное педагогическое воздействие, способствующее раскрытию способностей ребенка, совершенствованию его умений и навыков. Творческая активность предполагает сформированность у учащихся потребности в самостоятельной созидательной деятельности в выбранном направлении. Уровень развития творческой активности подлежит измерению.
Еще одной основополагающее для программы деятельности инновационной площадки понятие - поликультурная среда. Оно особенно актуально для Республики Башкортостан, в которой проживают представители более 120 национальностей. В регионе созданы все условия для изучения родных языков, однако задача педагогического сообщества - создать условия для успешного межнационального общения, для чего необходима разработка соответствующих методик и инструментов.
В Уфе базой для эксперимента стала гимназия № 64, ассоциированная школа ЮНЕСКО. Гимназия №64 открыла свои двери в 1966 году и успешно решает основные задачи, поставленные обществом перед школой - давать прочные знания ученикам, сохраняя физическое, душевное, нравственное здоровье, готовить конкурентно способных на рынке труда, ориентированных на личный успех и социально солидарных выпускников.В 2016 г. гимназия вошла в перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие результаты в 2016-2017 учебном году и в топ «100 лучших гимназий России» (социально-экономический профиль).
В 2015 г. по результатам Всероссийского конкурса ОУ «100 лучших школ России» Гимназия №64 вошла в «100 лучших гимназий России», по итогам Республиканского конкурса гимназия входит в топ «30 лучших школ Башкортостана» (в 2015 г. - 20 место, в 2016 г. - 10 место). В 2011 г. МБОУ «Гимназия №64» стала ассоциированной школой ЮНЕСКО, обладателем международного парижского сертификата АШЮ является одним из лидеров в реализации проектов ЮНЕСКО в республике. Выбор гимназии в качестве площадки стала открытость учебного заведения новым веяниям, готовность педагогического состава
https://mir-nauki.com
участвовать в экспериментальной работе, ощущение потребности в профессиональном росте учителей в соответствии с профстандартами.
Все учащиеся проходят качественную дошкольную подготовку, приходят в начальную школу с прочным багажом базовых знаний. Таким образом, контрольный и экспериментальный класс оказывается в равных условиях перед стартом программы. Гимназия соответствует среднестатистическим показателям Уфы по национальному составу, уровню владениям родными языками. Согласно опросу, который проводился среди родителей, в классах учатся дети с родным русским, башкирским и татарским языком. В 18 % семей сродным башкирским на нем разговаривают дома, дети свободно владеют им. В 56 % по-башкирски говорят старшие родственники, и дети понимают язык, но не говорят на нем. В татарских семьях показатели 14 % и 62 %, соответственно. В смешанных славянско-татарских или башкирских семьях процент владения языков ниже - понимают родную речь около 32 % учащихся.
При этом даже если разговорный язык семьи русский, обычно дома соблюдают традиции и обычаи родного народа [6].
Со школой был заключен договор о трехлетней деятельности инновационной площадки с 2016 года. Программа включает три этапа, каждый длится в течение учебного года. На первом этапе производится мониторинг базового развития творческой активности участников эксперимента и контрольной группы, на основании полученных данных строится модель формирующего эксперимента и начинается ее реализация. На втором этапе акцентируется вовлечение учащихся в поликультурное пространство. На третьем этапе производится обработка, анализ и обобщение результатов эксперимента, разрабатываются методические рекомендации для распространения педагогического опыта.
На данный момент завершен первый этап и можно подвести некоторые итоги. В задачи первого этапа входил констатирующий эксперимент, заключающийся в организации мониторинга вовлеченности в поликультурную среду и уровня базовой творческой активности школьников экспериментального (26 человек) и контрольного (26 человек) класса из параллели 2 классов гимназии № 64. По завершении обработки результатов начинался формирующий эксперимент, создающий базу для творческого развития на основе усвоения поликультурного материала из области искусства, краеведения и этнографии. Окончание первого этапа завершается промежуточным мониторингом изменений уровня творческой активности.
Методологической основой программы стал деятельностный подход Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, системный подход Б.Г. Ананьева, И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, А.Д. Урсула, Э.Г. Юдина, Ф.Ф. Королева, Б.Ф. Ломова, Т.А. Ильиной, личностно-деятельностный подход Е.В. Бондаревской, И.О. Якиманской. Идеям поликультурного образования и поликультурности посвящены труды B.C. Библера, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, Н.Б. Крылова, И.М. Синагатуллина, JI.JI. Супруновой, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой [4].
Для этапа диагностики была разработана анкета культурологической направленности, состоящая из трех блоков. На вопросы первой части нужно было отвечать «да» или «нет», например: «Сарафан - это русская народная женская одежда?» Вторая группа вопросов требовала кратких самостоятельных ответов, например: «Что хранится в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова?» На вопросы из третьей группы нужно было отвечать развернутым предложением: «Что такое музей?» На этапе диагностики с учащимися работали их классные руководители, помогающие детям ответить на вопросы анкеты, куратор программы Е.А. Савельева, профессорско-преподавательский состав кафедры теорий и методик начального образования и студенты-волонтеры [10]. Анкетирование показало, что у детей сформировано общее представление об учреждениях культуры, они
имеют представление о 68 % достопримечательностей Уфы (посещали лично на экскурсиях с классом, в школьном лагере, с родителями или видели фотографии), в соответствии с возрастом могут дать определение основных понятий. Ученики уверенно могли описать мужской башкирский костюм, русский и украинский женский. Существенных различий в познаниях между детьми с родным русским, башкирским или татарским языком не наблюдается, с костюмами они знакомы в основном по урокам «Окружающего мира» и по телевизионным передачам, названий предметов одежды при этом, как правило, не знают.
Для оценки творческой активности ребенка мы использовали один из тестов Торренса, а именно выполняющееся в течение 10 минут задание «Незавершенные фигуры» из теста фигурной батареи. Подобные методики актуальны для исследования творческой активности ребенка в однородной группе, например, интересные результаты можно обнаружить в работах Т.Н. Прохоровой и Т.Г. Филатовой [9].
В представленной ниже таблице можно увидеть средние результаты по контрольной и экспериментальной группе на стадии констатирующего эксперимента. Беглость определяется числом завершенных фигур за заданное время (норма 8-10 баллов), гибкость определяется числом различных категорий цветов (норма 6-7 баллов), оригинальность характеризует отступление от стандарта (40-45 баллов после перерасчетов с учетом коэффициентов), разработанность определяет тщательность выполнения задания (65-70 баллов после пересчета).
Таблица 1
Результат теста Торренса на этапе констатирующего эксперимента
Качество Экспериментальная группа Контрольная группа
Беглость 8 8
Гибкость 7 6
Оригинальность 45 43
Разработанность 67 69
Составлено автором
Как мы видим, показатели экспериментальной и контрольной группы в целом близки, а в отношении беглости совпадают. Тесты Торренса, обращающие внимание прежде всего на нетрадиционное решение стандартных задач, показали, что результаты ниже среднего демонстрируют 3 и 6 человек из экспериментального и контрольного класса, 5 и 5 показали равно высокие результат соответственно, остальные держатся на среднем уровне.
На следующем этапе дети осваивали инструментарий, разработанный специально для программы инновационной площадки - серию развивающих игр-лото «Портрет Башкортостана» (автор проекта - к.п.н., доц. Е.А. Савельева), выпуски которого посвящены достопримечательностями Уфы [2], природным достопримечательностям Башкортостана [8], коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова [3], национальным кухням Башкортостана [5] и др. Данный проект, состоящий из игр-лото получил название «Настольные игры о Родине». Лото входит в разряд игр, направленных на развитие памяти, внимания, также развивается патриотизм, интерес к историческому прошлому и культурному наследию нашей Родины, формируется творческая активность через развитие ручной моторики, сенсорных ощущений (тактильных ощущений, обоняния, осязания, вкуса), пантомимы. Целевая аудитория - дети, взрослые и лица, имеющих нарушение зрения. Проект «Настольные игры о Родине» был поддержан Фондом президентских грантов по направлению «Развитие институтов гражданского общества».
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных знаний, обладающий большой воспитательной силой. Л.С. Выготский отмечал, что игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Вместе с растущей
https://mir-nauki.com
сложностью жизни человек входит во все более сложные и разнообразные социальные отношения, он становится частью самых разных социальных образований, и поэтому все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь заранее готовыми навыками или умениями. Скорее, перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке.
Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра заставляет ребенка бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания [1, с. 92].
Методологически лото построены как игры-шешогу, требующие предварительного знакомства с объектом, запоминания и последующего воспроизведения материала. Значимость игр для развития памяти и способностей учащихся младших классов показали многочисленные исследования, в том числе работы Е.А. Полтавской [7], И.П. Теряевой [11], однако, как нам представляется, их культурно-воспитательный потенциал еще не до конца реализован.
Методика работы с лото предполагает различные формы организации занятий. Можно использовать их на уроке, разделив класс на группы, но на этапе знакомства с таким типом развивающей игры целесообразнее выбрать внеурочную обстановку с привлечением родителей или волонтеров из числа студентов педуниверситета. В играх особо выделен принцип системно-развивающего взаимодействия, реализованный на основе образовательной инвариантной триады: «познание» (научного характера), «переживание» (эмоционально-образного характера), «оценивание» (прикладного характера).
Игроки знакомятся с изображениями на карточках и их описаниями в брошюре. Затем все карты перемешиваются и выкладываются на игровое поле рубашками вверх в один слой. Очередность в игре устанавливается самими игроками, например, с помощью считалки. Игрок, начинающий ходить, открывает друг за другом две любые карточки. Если изображение на открытых карточках совпадает, то игрок оставляет у себя эту пару и продолжает игру, открывая следующую пару карточек. В случае несовпадения изображения карточки переворачиваются рубашками вверх, возвращаются в игровое поле на прежнее место, и в игру вступает следующий игрок. Победителем игры считается тот, кто набрал большее количество парных карточек при разобранном игровом поле.
На этом завершается обучающая часть - этап «познание», включающая все базовые предпосылки для развития творческой активности. После того как материал усвоен, можно переходить от репродуктивной к собственно творческой части - этапу «переживание». В случае с костюмами это игры с макетами народных костюмов, выполненных в рост человека, с которыми дети разыгрывают сценки, устраивают фотосессии, поют, то есть задействуют разные виды творчества, предлагая свои варианты. В лото «Достопримечательности Уфы» участникам игры предлагается разработать маршрут по Уфе для гостей, написать стихи, при игре в арт-лото «Истоки коллекции БГХМ им. М.В. Нестерова» участники рисуют фрагменты картин, сочиняют загадки к картинам, проводится игра «Живые картины». В этой игре через позы и жесты участники передают изображение картины. Затем нужно отгадать, какая картина изображается участниками пантомимы.
На этом этапе к творческой деятельности подключаются учащиеся контрольного класса, не участвовавшие в работе с лото. Они также сочиняли истории, стихи, ограничившись материалом, полученным на уроках. Результаты творческого конкурса оценивались жюри из студентов, родителей, учителей (этап - «оценивание»). В целом большую свободу обращения с материалом показали дети, имеющие опыт работы с играми-лото, хотя творческие успехи были с обеих сторон.
Промежуточный тест Торренса показал, что активизация внеурочной деятельности привела к тому, что группа детей с низкой творческой активностью исчезла в экспериментальном классе. В контрольном классе в результате успешной урочной деятельности число таких детей уменьшилось до 3. Количество детей с высокими показателями осталось прежним, число средних возросло за счет сокращения группы с низкими показателями. У экспериментальной группы три человека перешло в высокий уровень, уровень средней группы количественно сохранился за счет перехода.
Таблица 2
Промежуточный результат теста Торренса
Качество Экспериментальная группа Контрольная группа
Беглость 10 9
Гибкость 7 6
Оригинальность 47 43
Разработанность 76 71
Составлено автором
Как мы видим, показатели экспериментальной и контрольной группы в целом выросли, уверенно входят в пределы нормы, по беглости и гибкости, поскольку тест для детей не нов, находятся у ее верхней границы. Соотношение между экспериментальной и контрольной группой изменилось в пользу экспериментальной, особенно в отношении разработанности и оригинальности решения.
Таким образом, исследование показало, что внедрение игр-лото краеведческой направленности во внеурочную деятельность способствует развитию творческой активности младших школьников. Результаты исследования были изложены на педагогическом совете, семинарах для учителей школы, к изучению методики работы с лото широко привлекались родители учащихся. В 2018-2019 учебном году предполагается акцентировать внимание на погружении в поликультурную среду как средствами игр-лото, так и путем организации свободной творческой деятельности на их основе, перевести работу с лото на уроки.
В заключение выражаем признательность администрации гимназии № 64 ГО г. Уфа Республики Башкортостан, учителям начальных классов, студентам-волонтерам, родителям принимавшим непосредственное участие в эксперименте, профессорско-преподавательскому составу кафедры теорий и методик начального образования ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», администрации и научным сотрудникам Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, историко-культурных центров - филиалов Дома Дружбы народов Республики Башкортостан, Государственного автономного учреждения науки Республики Башкортостан «Башкирская энциклопедия», с помощью которых были созданы лото.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-68.
2. Достопримечательности Уфы. Развивающая игра-лото (с методическими рекомендациями) / Серия развивающих игр-лото «Портрет Башкортостана» // автор-составитель Е.А. Савельева. - Уфа: Башк. энцикл., 2016. - 28 с.
3. Истоки коллекции Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова. Арт-лото / (с методическими рекомендациями) / Серия развивающих игр-лото "Портрет Башкортостана" // Авторы-составители Е.А. Савельева, В.М. Сорокина. - Уфа: Башк. энцикл., 2017. - 32 с.
4. Казаева, Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода [Текст] / Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. - С. 55-59.
5. Национальные кухни Башкортостана. Развивающая игра-лото (с методическими рекомендациями) / Серия развивающих игр-лото «Портрет Башкортостана» // Авторы-составители Савельева Е.А., Аглиуллина К.И. - Уфа: Башк. энцикл., 2017. - 24 с.
6. Нугуманова, А.А. Работа над словом на практических занятиях по татарскому языку [Текст] / А.А. Нугуманова // Система непрерывного образования: школа -педучилище-педвуз: материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2002. - С. 167-169.
7. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры [Электронный ресурс] / Е.А. Полтавская // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessov-razvitiya-proizvolnoy-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-didakticheskoy-igry.
8. Природные достопримечательности Башкортостана. Развивающая игра-лото (с методическими рекомендациями) / Серия развивающих игр-лото «Портрет Башкортостана» // Авторы-составители Савельева Е.А., Аглиуллина К.И. - Уфа: Башк. энцикл., 2017. - 24 с.
9. Прохорова, Т.Н. Диагностика сформированности творческого мышления младших школьников в условиях школы-интерната [Текст] / Т.Н. Прохорова, Т.Г. Филатова // Вектор науки ТГУ. 2015. № 1 (31). - С. 249-251.
10. Самойлова, Е.В. Влияние поликультурной среды образовательного учреждения на формирование личности (на примере предмета "Изобразительное искусство") [Текст] / Е.В. Самойлова, А.В. Кобыскан // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. С. 188-190.
11. Теряева, И.П. Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / И.П. Теряева // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. - 74-76.
Savelyeva Ekaterina Alexandrovna
Bashkir state pedagogical university named after M. Akmullah, Ufa, Russia
E-mail: [email protected]
Development of elementary student's creative activity with the help of didactic game materials in the multicultural educational space in primary school
Abstract. The article describes the experience of creating and working in the innovative site of Theory and Methods of Primary Education Department of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah based in Gymnasium № 64, Ufa, Bashkortostan. The author presents a toolkit that creates pedagogical conditions for the development of creative activity of elementary schoolchildren in multicultural space: lotto games devoted to the cultural and historical heritage of the Motherland and models of the costumes of the peoples living in Bashkortostan.
Keywords: creative development; elementary student; multicultural environment; lotto games; innovative site; creative activity; Torrance test