Научная статья на тему 'Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления "Начальное образование" (краеведческий аспект предметных областей "изобразительное искусство" и "технология")'

Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления "Начальное образование" (краеведческий аспект предметных областей "изобразительное искусство" и "технология") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ACTUALIZATION / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / AN ELEMENTARY STUDENT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЕ "НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / "ELEMENTARY EDUCATION" DEPARTMENT / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VISUAL ART / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ / REGIONAL ASPECT / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / INTEGRATION PROBLEMS OF VISUAL ART / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА / GAME / ЭТНО-ЛОТО / АРТ-ЛОТО / ART LOTTO / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО / ИГРА-MEMORY / НАСТОЛЬНАЯ ИГРА / BOARD GAME / СТРУКТУРА ИГРЫ / GAME STRUCTURE / ПРАВИЛА ИГРЫ / GAME RULES / РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ / DEVELOPMENT OF MEMORY AND ATTENTION / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / HISTORY AND CULTURE / ПАТЕНТ / PATENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / NATIONAL CLOTHING / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / FAMILY PASTIME / МАЛЫЕ ГРУППЫ / SMALL GROUPS / ГРУППОВАЯ ФОРМА / GROUP FORM / ПАРА / PAIR / ИГРОКИ / PLAYERS / АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ОБЪЕКТОВ / ANALYSIS AND SYNTHESIS OF OBJECTS / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ / EVALUATION AND CORRECTION / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / STRUCTURING OF KNOWLEDGE / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / SPEECH DEVELOPMENT / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / РОДИТЕЛЬ / PARENT / КООРДИНАТОР / COORDINATOR / ИНСТРУКЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LANGUAGE COMPETENCY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / EDUCATIONAL TASKS / ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ / HISTORY OF NATIVE LAND / ХРАМЫ УФЫ / МЕЧЕТИ УФЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРАМЫ УФЫ / HISTORICAL TEMPLES OF UFA / РОДНОЙ КРАЙ / NATIVE LAND / КАРТОЧКИ-ЭКСПОНАТЫ / БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО С.Т. АКСАКОВА / BIOGRAPHY AND CREATIVE WORK OF S.T. AKSAKOV / ИННОВАЦИОННЫЕ РАСКРАСКИ / КНИГИ-РАСКРАСКИ / МАКЕТ КОСТЮМОВ / НАРОДЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / THE PEOPLES OF BASHKORTOSTAN REPUBLIC / ЭТНОГРАФИЯ / ETHNOGRAPHY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL TASKS / AN ACTIVITY / GAME METHODS / ETHNIC LOTTO / LITERATURE LOTTO / A MEMORY GAME / AN INSTRUCTION / TEMPLES OF UFA / MOSQUES OF UFA / CARDS EXHIBITS / INNOVATIONAL COLORING BOOKS / COLORING BOOKS / MODELS OF COSTUMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Екатерина Александровна, Гурова Елена Валерьевна, Юнусова Альбина Галиевна, Фаткуллина Лира Кутдусовна, Нестерова Наталья Сергеевна

В статье рассказывается о создании и реализации проекта по развитию творческих способностей младших школьников в процессе учебного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. Учащиеся воссоздавали заданные образы в этнолото, участвовали в создании графических и полноцветных изображений на правах соавтора и изготавливали плоские макеты национальных костюмов для интерактивных игр и выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Екатерина Александровна, Гурова Елена Валерьевна, Юнусова Альбина Галиевна, Фаткуллина Лира Кутдусовна, Нестерова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of elementary students' creative abilities in joint activities with students of "Elementary Education" department (regional aspect of subject areas "Visual art" and "Technology")

The article is about the process of creation and realization of the project dedicated to the development of elementary students' creative abilities while interacting with age-mates and adults. The students effectively explored cultural traditions of Bashkortostan, Russia through game activities lotto games (art lotto, ethnic lotto, literature lotto), creative work and art. Then the students reconstructed images in ethnic lotto, participated in creation of graphic and full-colour images as co-authors and created flat models of national costumes for interactive games and exhibitions.

Текст научной работы на тему «Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления "Начальное образование" (краеведческий аспект предметных областей "изобразительное искусство" и "технология")»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN316.pdf Статья опубликована 16.05.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Савельева Е.А., Гурова Е.В., Юнусова А.Г., Фаткуллина Л.К., Нестерова Н.С., Савельева Л.А. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология») // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Савельева Екатерина Александровна

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, Уфа

Институт педагогики Кафедра «Теорий и методик начального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kate-saveleva@yandex.ru

Гурова Елена Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, Уфа

Институт педагогики Кафедра «Теорий и методик начального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: gull69@mail.ru

Юнусова Альбина Галиевна

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, Уфа

Институт педагогики Кафедра «Теорий и методик начального образования»

Старший преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: albinyun@mail.ru

Фаткуллина Лира Кутдусовна

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, Уфа

Институт педагогики Кафедра «Теорий и методик начального образования» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: lira.fatkullina@yandex.ru

Нестерова Наталья Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, Уфа

Институт педагогики Кафедра «Теорий и методик начального образования» Магистарнт 1 курса, направление «Начальное образование»

E-mail: kaftimno@mail.ru

Савельева Людмила Антонова

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Россия, Уфа

Факультет романо-германской филологии Магистрант 1 курса, направление «Филология» E-mail: kate-saveleva@yandex.ru

Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология»)

Аннотация. В статье рассказывается о создании и реализации проекта по развитию творческих способностей младших школьников в процессе учебного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. Учащиеся воссоздавали заданные образы в этнолото, участвовали в создании графических и полноцветных изображений на правах соавтора и изготавливали плоские макеты национальных костюмов для интерактивных игр и выставок.

Ключевые слова: актуализация; творческие способности; младший школьник; деятельность; направление «Начальное образование»; изобразительное искусство; технология; краеведческий аспект; проблемы интеграции изобразительного искусства; национально-региональный компонент; внеурочная деятельность; универсальные учебные действия; Федеральный государственный образовательный стандарт; игровые технологии; этно-лото; арт-лото; литературное лото; игра; игра-memory; настольная игра; структура игры; правила игры; развитие памяти и внимания; история и культура; патент; национальная одежда; семейный досуг; малые группы; групповая форма; пара; игроки; анализ и синтез объектов; контроль; оценка и коррекция; структурирование знаний; развитие речи; учитель; родитель; координатор; инструкция; языковая компетентность; образовательные задачи; история родного края; храмы Уфы; мечети Уфы; исторические храмы Уфы; родной край; карточки-экспонаты; биография и творчество С.Т. Аксакова; инновационные раскраски; книги-раскраски; макет костюмов; народы Республики Башкортостан; этнография; педагогические задачи

Появление новых ФГОС поставило перед учителями и, конечно же, педагогическими вузами, которые их готовят, новые задачи. Речь идет, прежде всего, о творческом развитии ребенка начиная с самых ранних этапов обучения, об интеграции предметных областей, формировании навыков самостоятельных действий - индивидуальных и групповых. С начала XXI века в Российской Федерации было защищено значительное количество диссертаций, посвященных развитию гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью всего процесса обучения. Так, можно назвать исследования Г.А. Горбуновой [1], посвященные инновационным методам развития творческих способностей, С.Е. Игнатьева [2], затрагивающего основные вопросы формирования изобразительных навыков у младших школьников, С.С. Пичугина [3], занимающегося проблемами интеграции изобразительного искусства и других предметных областей и др. Роль национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности на материале Республики Башкортостан рассматривается такими педагогами, как С.С. Пичугин [4]. Однако таких комплексных исследований, которые объединили бы не только вопросы развития творческих способностей в рамках ФГОС, проблемы формирования

и выполнения УУД, включение краеведческого содержания, способствующего развитию личности ребенка, но и практические рекомендации педагогам, пока еще не отмечены. Выбранная нами тема представляет собой попытку частично восполнить имеющийся пробел.

Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей. Учитывая данный факт, нами был разработан трехступенчатый проект по актуализации творческих способностей младших школьников, начиная с воспроизводящей и завершая индивидуальной и групповой самостоятельной деятельностью. Участниками эксперимента стали студенты ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», обучающиеся по направлению «Начальное образование», воспитанники Городского социального приюта и учащиеся МБОУ Гимназия № 64 г. Уфы. Отдельные практические и теоретические результаты исследования получили государственные патенты РФ, отмечены грамотами и дипломами международных и региональных конкурсов.

Этап 1. Вводный курс с этнолото - циклом настольных игр краеведческой направленности

Этнолото - логическое продолжение классического лото и популярных игр-тетогу, ориентированных на развитие у игроков памяти и внимания. Принципиально новым в разработанной нами серии становится содержание, связанное с историей и культурой народов Башкортостана. К настоящему времени издано и запатентовано:

• Настольная игра «Арт-лото» с карточками-экспонатами из коллекции Башкирского государственного художественного музей имени М.В. Нестерова (патент № 87990 от 16 февраля 2014 г.);

• «Литературное лото», посвященное краеведческим произведениям С.Т. Аксакова (патент № 92972 от 2 апреля 2015 г.);

• Этнолото «Этнография народов Республики Башкортостан»: «Одежда» (патент № 95628 от 30 мая 2014 г.).

В процессе издания находится лото с изображениями основных достопримечательностей города Уфы.

Рассмотрим структуру игры на примере этнолото «Одежда». В набор входят 12 больших карточек 13х17 см с изображением полного комплекта национальной одежды представителей народов, населяющих Республику Башкортостан. На карточках воспроизведены подлинные костюмы из коллекции Национального музея: мужской и женский башкирский, русский, татарский, украинский, женский удмуртский, мордовский, чувашский, марийский. Отсутствие мужских пар в некоторых случаях объясняется особенностями создания женской одежды, где этнографические черты выражены наиболее ярко, и нейтральным характером мужских костюмов. 44 малые карточки размером 9х9 см представляют собой элементы полных комплектов одежды. На оборотной стороне карточек напечатаны названия предметов одежды на русском, английском, башкирском, татарском, украинском и других языках. Для удобства запоминания заимствованные слова даются в русской транскрипции.

Использовать лото можно для организации семейного досуга, во время внеклассных занятий, на уроках изобразительного искусства, художественного труда, окружающего мира, английского языка, родного и русского языка при работе в малых группах. Оптимально участие в подборе пар от двух до двенадцати игроков, возможны групповые формы работы,

когда часть карточек получает сразу несколько учеников. Игровые технологии, связанные с использованием лото, способствуют формированию навыков анализа и синтеза объектов, контроля, оценки и коррекции, структурированию знаний, развитию речи.

Учитель, родитель или студент выступает в роли координатора, формулирует цели и задачи совместной деятельности, объясняет правила игры, транслирует необходимую для успешной работы информацию по содержанию этнолото. Специально для этого авторы-составители разработали подробную инструкцию, напечатанную на русском и английском языках. Каждый игрок или команда получают равное количество больших карточек, изучают их в течение минуты, после этого переворачивают лицевой стороной вниз. Затем ведущий вытаскивает малые карточки, тот игрок, у которого есть изображение полного костюма, включающего эту деталь, должен откликнуться.

При проведении игры решаются образовательные задачи в других предметных областях: расширяется языковая компетентность учащихся в соответствующих возрасту формах, вырабатываются устойчивые представления об истории родного края. Дети по инструкции воспроизводят шаги по созданию полной картины костюма - так педагог создает основу для дальнейшего развития творческих способностей. Этот этап необходим для осознанного формирования умений и навыков в области изобразительного искусства и технологии. После отработки навыка можно переходить к следующим ступеням проекта.

Этап 2. Формирование навыков совместной творческой деятельности в парадигме «ребенок - взрослый» при работе с инновационными раскрасками

На следующем этапе дети выступают как соавторы профессиональных художников, выбирая тематику изображений, участвуя в создании графической основы раскраски и свободно раскрашивая полученный объект.

В рамках проекта выпущены и запатентованы следующие раскраски:

• Книги-раскраски для мальчиков (патенты № 90380 от 16 октября 2014 г. и № 91610 от 22 января 2015 г.);

• Книги-раскраски для девочек (патенты № 90381 от 16 октября 2014 г. и № 91609 от 22 января 2015 г.);

• «Храмы Уфы» (патент № 94386 от 26 июня 2015 г.);

• «Мечети Уфы» (патент № 94395 от 26 июня 2015 г.);

• «Исторические храмы Уфы» (патент № 94396 от 26 июня 2015 г.);

• «Родной край» (патент № 94397 от 26 июня 2015 г.).

Еще несколько книг краеведческой направленности, посвященные биографии и творчеству С.Т. Аксакова, уроженца Уфимской губернии, получат патенты в ближайшее время.

Первые книги-раскраски, разделенные по гендерному принципу, создавались следующим образом. Студенты, будущие учителя начальных классов, взаимодействовали с детьми, живущими в Городском социальном приюте. Школьники рассказывали им о своих интересах и предлагали темы для рисунков. В результате на страницах книг для девочек появились животные, куклы, принцессы, цветы, а для мальчиков - транспорт, роботы, техника. Затем студенты создавали контуры изображений, а дети их детализировали. Готовая графика была объединена в книгу и издана. Третьим соавтором данной работы выступали дети, получавшие рисунки для раскрашивания. Они выбирали колористические решения:

девочки, по нашим наблюдениям, предпочитали яркие цвета, мальчики - темные. Механизмы взаимодействия между создателями и пользователями раскрасок были проанализированы и обобщены в схеме проведения благотворительной акции, которая получила патент № 92013 от 16 февраля 2015 г.

В дальнейшем при разработке тематических раскрасок, посвященных архитектурным памятникам Уфы и других населенных пунктов Башкирии, первый этап взаимодействия с ребенком был опущен в связи с технической сложностью рисунка. В перспективе при подготовке раскрасок с видами Уфы, городскими и сельскими пейзажами республики, народными костюмами мы планируем вернуться к отработанной схеме, когда выбор содержания остается за ребенком-соавтором, а студент-художник помогает ему создать графическую основу для дальнейшей детализации. По завершении работы школьники получают не просто цветной рисунок, но настоящий арт-объект, который займет достойное место в интерьере комнаты ребенка.

Следует подчеркнуть, что по сравнению с вводным этапом роль взрослого принципиально изменилась. Он уже не просто консультант, а полноправный партнер юного художника. Вклад их в изображение равноценен, каждый отвечает за свой участок. При работе с краеведческими раскрасками взрослый (педагог, студент, родитель) рассказывает детям об истории архитектурных памятников. Так, в раскраске «Родной край глазами С.Т. Аксакова», младшие школьники в доступной форме знакомятся с важными фактами биографии писателя, основными произведениями, историческими объектами, связанными с памятью о нем.

На втором этапе дети, создающие первоначальный рисунок вместе с художником, овладевали навыками планирования и реализации учебного сотрудничества, коррекции и оценки, учились выбирать и аргументировать свой выбор, выражать свои вербальные представления в графической форме и наоборот. В предметной сфере осваивали первичные навыки создания графического объекта, проработки его деталей. Школьники, работающие с готовыми черно-белыми картинками, учились аргументировано выбирать цвета, сочетать их между собой, осваивали все этапы самостоятельной творческой деятельности, начиная с планирования и заканчивая оценкой своей работы и ее практическим применением.

Этап 3. Развитие навыков совместного творчества в парадигме «ребенок - взрослый»:

работа над макетами народных костюмов

Следующая стадия работы над развитием творческих способностей младших школьников в рамках проекта - создание плоских макетов костюмов народов Республики Башкортостан. Тематически этап продолжает идею лото «Этнография народов Республики Башкортостан. Одежда». Новаторство заключается в том, что изделия не шьются: плоские формы изготавливаются из жесткой основы, повторяющей стилизованный силуэт человека, и оформляются с помощью красок и декоративных текстильных элементов. Размер такой куклы соответствует среднестатистическому росту школьника 3-4 класса, что вызывает у детей больший интерес в силу приближенных к их естественным параметрам моделям.

Изготовлением макетов народной одежды кукол занималась группа студентов совместно с учащимися младших классов экспериментальных площадок и воспитанниками Городского социального приюта. В процессе работы у школьников развивались навыки работы в группе, способность самостоятельно планировать как процесс в целом, так и его отдельные этапы.

К этому моменту дети, прошедшие обучение на первых двух этапах, благодаря этнолото и раскраскам уже в полной мере овладели информацией об особенностях кроя и

декора национальной одежды, знали названия ее деталей. Активно совершенствовались навыки моделирования, когда словесная, знаково-символическая информация перекодировалась в двухмерную графическую, формировалась способность обозначать проблему и находить пути ее творческого решения.

Дальнейшая реализация идеи - использование готовых макетов костюмов при продвижении игровых технологий в классной и внеурочной деятельности. В нашей практике это театрализованные представления, выступления исполнителей народных песен и даже «селфи» в костюмах во время праздничных мероприятий и выставок. Последнее пользуется особой популярностью у детей, поскольку воспринимается ими как нечто актуальное, соответствующее модным трендам. В то же время незаметно для участников фотографирования «селфи» решаются педагогические задачи: задействуются механизмы

восприятия и запоминания характерных черт национальных костюмов.

***

Результатом реализации многоэтапного проекта, проводимого студентами совместно с учащимися, стало раскрытие и развитие творческих способностей учащихся. Мониторинг в форме непосредственного наблюдения показал, что ученики в контрольных группах получили навыки планирования совместной деятельности, распределения ролей и разновозрастного сотрудничества. Научившись работать по образцу на первом этапе эксперимента и получив необходимую в дальнейшем базовую информацию, школьники перешли к совместной деятельности с будущими профессиональными художниками на втором этапе при создании раскрасок. К этому моменту значительно увеличилась доля самостоятельно планируемых и реализуемых действий. Третий этап, в процессе которого учащиеся продемонстрировали знания по этнографии и навыки работы с различными материалами, стал текущим завершением проекта. Здесь школьники работали в группе, постепенно достигая сформулированной ими цели.

Таким образом, мы можем зафиксировать процесс формирования творческой деятельности как формы деятельности человека, направленной на создание качественно новых общественных ценностей. Этнолото способствует становлению гибкости мышления (способность варьировать способы решения), критичности (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способности к сближению и сцеплению понятий, то есть цельность восприятия.

Продолжением проекта станет его выход на другие возрастные группы, включая взрослый контингент - жителей из Уфимского дома-интерната для престарелых и инвалидов. В наши ближайшие задачи входит адаптация рабочих материалов к новым условиям и подготовка студентов к предстоящей учебно-педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова, Г.А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук / Г.А. Горбунова. - М., 2010. - 453 с.

2. Гурова, Е.В. Внеурочная проектная деятельность младших школьников // Психолого-педагогические проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения - Уфа, 2010. - С. 108-115.

3. Игнатьев, С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей. [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук / С.Е. Игнатьев. - М., 2007. - 334 с.

4. Пичугин, С.С. Интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей младших школьников [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / С.С. Пичугин. - Уфа, 2003. - 201 с.

5. Савельева Е.А. Социальное проектирование как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в современном вузе // Педагогический журнал Башкортостана. - уфа, 2014. - №1 (50). - С. 79-84.

6. Савельева Е.А. Особенности модернизации педагогического образования [Текст] / в сб. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития Материалы III Международной научной конференции, 2015, С. 238-240.

7. Сандалова Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников [Текст] / Начальная школа, 2015, №6, С. 47-50.

8. Родионова А.Е., Юнусова А.Г. Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности учащихся. / В сб.: Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз. Материалы XV региональной научно-практической конференции. 2015. - С. 213-216.

9. Фаткуллина Л.К. Активные методы обучения на уроках окружающего мира как средство развития творческих способностей у младших школьников / В сб.: Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития Материалы III Международной научной конференции. 2015. С. 137-139.

10. Юнусова А.Г. Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством игр и игровых упражнений диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст]: дисс. . канд. пед. наук / А.Г. Юнусова. - Уфа, 2005. - 150 с.

11. Янгирова В.М. Теории воспитательных систем [Текст] / В.М. Янгирова. - Уфа, 2014. - 144 с.

12. Yunusova A.G. Realization of competence approach in education of bachelors' pedagogical direction on the primary education profile / Наука и технологии. 2014. №4. С. 91-97.

Savel'eva Ekaterina Aleksandrovna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

E-mail: kate-saveleva@yandex.ru

Gurova Elena Valer'evna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

E-mail: gull69@mail.ru

Yunusova Al'bina Galievna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

E-mail: albinyun@mail.ru

Fatkullina Lira Kutdusovna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

E-mail: lira.fatkullina@yandex.ru

Nesterova Natal'ya Sergeevna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

E-mail: kaftimno@mail.ru

Savel'eva Lyudmila Antonovna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Russia, Ufa

E-mail: kate-saveleva@yandex.ru

Actualization of elementary students' creative abilities in joint activities with students of «Elementary Education» department (regional aspect of subject areas «Visual art» and «Technology»)

Abstract. The article is about the process of creation and realization of the project dedicated to the development of elementary students' creative abilities while interacting with age-mates and adults. The students effectively explored cultural traditions of Bashkortostan, Russia through game activities - lotto games (art lotto, ethnic lotto, literature lotto), creative work and art. Then the students reconstructed images in ethnic lotto, participated in creation of graphic and full-colour images as co-authors and created flat models of national costumes for interactive games and exhibitions.

Keywords: actualization; creative abilities; an elementary student; an activity; "Elementary education" department; visual art; a technology; regional aspect; integration problems of visual art; national and regional component; extracurricular activities; universal educational activities; Federal State Educational Standard; game methods; ethnic lotto; art lotto; literature lotto; a game; a memory game; a board game; game structure; game rules; development of memory and attention; history and culture; a patent; national clothing; family pastime; small groups; group form; a pair; players; analysis and synthesis of objects; control; evaluation and correction; structuring of knowledge; speech development; a teacher; a parent; a coordinator; an instruction; language competency; educational tasks; history of native land; temples of Ufa; mosques of Ufa; historical temples of Ufa; native land; cards - exhibits; biography and creative work of S.T. Aksakov; innovational coloring books; coloring books; models of costumes; the peoples of Bashkortostan Republic; ethnography; pedagogical tasks

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Gorbunova, G.A. Innovatsionnye tekhnologii differentsirovannogo i individual'nogo podkhoda k razvitiyu khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkol'nikov [Tekst]: diss. ... d-ra ped. nauk / G.A. Gorbunova. - M., 2010. - 453 s.

2. Gurova, E.V. Vneurochnaya proektnaya deyatel'nost' mladshikh shkol'nikov // Psikhologo-pedagogicheskie problemy vvedeniya Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya vtorogo pokoleniya -Ufa, 2010. - S. 108-115.

3. Ignat'ev, S.E. Teoriya i praktika razvitiya izobrazitel'noy deyatel'nosti detey. [Tekst]: diss. ... d-ra ped. nauk / S.E. Ignat'ev. - M., 2007. - 334 s.

4. Pichugin, S.S. Integrativnyy podkhod k postroeniyu obrazovatel'nogo protsessa kak uslovie razvitiya tvorcheskikh sposobnostey mladshikh shkol'nikov [Tekst]: diss. ... kand. ped. nauk / S.S. Pichugin. - Ufa, 2003. - 201 s.

5. Savel'eva E.A. Sotsial'noe proektirovanie kak neot"emlemaya chast' uchebno-vospitatel'nogo protsessa v sovremennom vuze // Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. - Ufa, 2014. - №1 (50). - S. 79-84.

6. Savel'eva E.A. Osobennosti modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya [Tekst] / v sb. Pedagogika sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 2015, S. 238-240.

7. Sandalova N.N. Formirovanie issledovatel'skikh umeniy u mladshikh shkol'nikov [Tekst] / Nachal'naya shkola, 2015, №6, S. 47-50.

8. Rodionova A.E., Yunusova A.G. Olimpiada po russkomu yazyku kak sredstvo formirovaniya yazykovoy lichnosti uchashchikhsya. / V sb.: Sistema nepreryvnogo obrazovaniya: shkola-pedkolledzh-vuz. Materialy XV regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015. - S. 213-216.

9. Fatkullina L.K. Aktivnye metody obucheniya na urokakh okruzhayushchego mira kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnostey u mladshikh shkol'nikov / V sb.: Pedagogika sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. 2015. S. 137-139.

10. Yunusova A.G. Aktivizatsiya rechevoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov na urokakh russkogo yazyka posredstvom igr i igrovykh uprazhneniy dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Tekst]: diss. ... kand. ped. nauk / A.G. Yunusova. - Ufa, 2005. - 150 s.

11. Yangirova V.M. Teorii vospitatel'nykh sistem [Tekst] / V.M. Yangirova. - Ufa, 2014. - 144 s.

12. Yunusova A.G. Realization of competence approach in education of bachelors' pedagogical direction on the primary education profile / Nauka i tekhnologii. 2014. №4. S. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.