Педагогика
УДК 371.025
кандидат педагогических наук, доцент Згурская Татьяна Васильевна
Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Пономарева Ольга Романовна
Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития творческих способностей младших школьников. Авторы предлагают психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах. Особое внимание уделяется авторской программе по обучению рисованию песком на световом столе для младших школьников «Песочные мотивы».
Названные условия могут быть использованы учителями начальных классов и педагогами в условиях коррекционно-развивающего и дополнительного образования.
Ключевые слова: творческие способности, творческие способности младших школьников, рисование песком на световых столах.
Аилогагюи. The article is devoted to development of creative abilities of younger schoolchildren. The authors offer a psycho-pedagogical conditions of development of creative abilities of younger schoolchildren with the use of funds of sand drawing on the light table. Special attention is given to the author's program of teaching drawing / painting with sand on a light table for elementary school students "Sandy grounds".
These conditions can be used by primary school teachers and teachers in terms of remedial and supplementary education.
Keywords: creative ability, creative abilities of younger schoolboys, the sand painting on light tables.
Введение. В настоящее время федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. [6].
Своевременное приобщение детей и школьников к миру искусства поможет становлению творческих способностей не только в художественной сфере, но, и в познавательной.
В ряде исследований обоснованы условия возникновения творчества в процессе обучения в школе, средства и методы активации творческого начала личности (С.Л. Бондаренко, Д.Б. Богоявленская, Н.Я. Лернер и др.)
Анализ научной педагогической литературы и практики показывает, что существуют большие и в то же время малоиспользуемые возможности различных видов деятельности младшего школьника в развитии его творческих способностей.
В этой связи решение проблемы выявления психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах приобретает значимость.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературы показал, что творческие способности человека имеют биогенетическую природу в форме заложенных от рождения задатков и социальную природу (развитие творческих способностей в специально-организованной творческой деятельности).
Творческие способности нами рассматриваются как интегральная характеристика личности, имеющая биогенетическую и социально обусловленную природу, проявляющуюся в готовности к принятию и созданию принципиально новых идей, в беглости, гибкости, оригинальности.
Выявленные учеными (Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготским, Г.Л. Бурменской и др. [1; 2]) возрастные особенности младшего школьника: любознательность, открытость к новому, непосредственность восприятия, предпосылки словесно-логического мышления, создают благоприятные условия для становления творческих их способностей.
Нами определено, что формирование творческих способностей младших школьников обусловлено новообразованиями учебной деятельности, проявляющихся: в переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельном видении проблемы, альтернативы ее решения, комбинировании ранее усвоенных способов.
Процесс формирования творческих способностей младшего школьника предполагает создание условий, способстующих освоению общепринятых норм культурного развития в творческой деятельности, включающей:
- обогащение окружающей младшего школьника среды разнообразными игровыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности с использованием творческих видов деятельности;
- создание проблемных ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск новых способов деятельности, способность ставить проблемы и находить пути решения;
- обеспечение благоприятной атмосферы, формирование у школьника уверенности в своих творческих возможностей;
- предоставление свободы в выборе деятельности, способов работы, с учетом желания, интереса и индивидуальных особенностей младшего школьника с использованием игровых видов творческой деятельности.
С учетом вышеизложенного определены следующие структурные компоненты творческих способностей младших школьников:
- деятельностный (умение быстро придумывать сюжеты в единицу времени; умение нестандартно нарисовать фигуры: разнообразие размеров, соотношения элементов, линий рисунка.);
- мотивационный (проявляние активности, самостоятельности, быстрота при выполнении творческих заданий; наличие желания, готовности выполнять предлагаемое задание);
- рефлексивный (наличие способности определять границы собственных возможностей).
Для диагностики уровня сформированности деятельностного компонента творческих способностей младших школьников были использованы Методика «Вербальная фантазия», Графический тест Т. Ясюковой; мотивационный компонент измеряли с применением разработанной Карты наблюдений, Теста Е. Торренса «Неполные фигуры»; рефлексивный компонент исследовался с использованием опросника «Самооценка творческого потенциала личности младшего школьника».
Проведенный анализ исходного диагностического исследования показал, что уровень сформированности творческих способностей младших школьников (4-е классы экспериментальных и контрольных группах, в количестве 50 человек) является недостаточным. Результаты исходного констатирующего эксперимента явились предпосылкой для создания комплекса условий, обеспечивающих развитие всех компонентов творческих способностей учащихся экспериментальных групп.
Гипотеза исследования предполагала, что процесс развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах будет эффективным, если реализуется авторская программа по обучению рисованию песком на световом столе для младших школьников «Песочные мотивы».
Нами выявлено, что в образовании существует практический опыт педагогов начальной школы, которые используют различные пути и средства развития творческих способностей школьников с использованием средств рисования песком на световых столах. Данный вид творчества стал доступным школьникам благодаря современному оборудованию.
Известно, что в современном образовании рисования песком на световых столах используется, как дополнительное средство развития творческих способностей младших школьников, в рамках коррекционно-развивающих занятий.
Педагоги-практики предлагают развитие творческого потенциала посредством организации рисования на песке и с помощью песка: игры с песком обогащающие и развивающие когнитивную, эмоционально-волевую сферы младшего школьника, техники рисования на песке, песочную анимацию и др. (М. Зейц, Е.Ю. Козловой, С.Н. Мандрыгина и др. [3; 4; 5]
В этой связи, в формирующем эксперименте исследования в экспериментальной группе реализовывалась разработанная нами программа по обучению рисованию песком на световом столе для младших школьников «Песочные мотивы».
Целью программы являлось - развитие творческих способностей младших школьников с использованием рисования песком на световых столах.
Задачи программы включают следующее:
В данной программе используется комплекс декоративно-прикладного искусства и создание песочной анимации на основе анализа поступков и чувств героев поучительных, развивающих мультфильмов.
В рамках занятий по программе «Песочные мотивы» осуществляется освоение техники рисования песком через изображение определенных чувств и эмоций героев мультфильмов. Приобретя опыт рисования на световом столе, младшие школьники создают собственный творческий продукт - песочный мультфильм.
Структура программы позволяет обучающимся, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта.
Курс занятий рассчитан на учебный год с периодичностью 1 занятие в неделю, с продолжительностью 1 академический час (45 мин.), в группах 4-6 человек.
Все занятия объединены одним сюжетом: дети вместе с Капитошкой знакомятся с историями разных персонажей известных мультфильмов, обсуждают и иллюстрируют каждый мультфильм отражая чувства, эмоции и поступки героев.
Реализация программы осуществлялась во внеурочное время в режиме работы группы продленного дня, в соответствии с тематическим планом, что отражено в Таблице 4.
Таблица 4 - Тематический план реализации программы по обучению рисованию песком на световом столе для младших школьников «Песочные мотивы».
№п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов
1 Знакомство с Капитошкой Развитие скоординированности действий руки и глаза. Научить понимать песочный сюжет 2
2 Рисование на световых столах песком «Капитошка» Развитие зрительно-пространственного восприятия (умение воспроизводить и придумывать разнообразные формы, строение целого и его частей, оттенки света и тени и др.) 2
3 Рисование на световых столах песком «Цветик -семицветик» Развитие зрительного, зрительно-двигательного и слухового восприятия; развитие скоординированности действий руки и глаза (плавность, изящество и точность движений кисти и пальцев обеих рук) 2
4 Рисование на световых столах песком «Осьминожки» Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет 2
5 Рисование на световых столах песком «Тигренок на подсолнухе» Умение нестандартно нарисовать фигуры. Научить создавать композиции техникой рисование песком 2
6 Рисование на световых столах песком «Чучело-мяучело» Умение быстро придумывать сюжеты. Придумывание и понимание песочного сюжета; разработка композиций с использованием техник рисования песком 2
7 Рисование на световых столах песком «Хвосты» Умение нестандартно нарисовать фигуры: разнообразие размеров, соотношения элементов, линий 2
рисунка Развитие зрительно-пространственного восприятия (умение воспроизводить и придумывать разнообразные формы, строение целого и его частей, оттенки света и тени и др.)
8 Рисование на световых столах песком «Серая шейка» Развитие готовности выполнять предлагаемое задание. Овладение навыками психогигиены при работе с песком у младших школьников. 2
9 Рисование на световых столах песком «Паровозик из Ромашкова» Овладение коммуникативными навыками 2
10 Рисование на световых столах песком «По щучьему велению» Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета Формирование установки на положительное самоотношение в ситуации успеха и неудач. 2
11 Рисование на световых столах песком «Внимание, обезьянки» Развитие зрительно-пространственного восприятия (умение воспроизводить и придумывать разнообразные формы, строение целого и его частей, оттенки света и тени и др.) 2
12 Рисование на световых столах песком «Умка» Развитие зрительного, зрительно-двигательного и слухового восприятия; развитие скоординированности действий руки и глаза (плавность, изящество и точность движений кисти и пальцев обеих рук). 2
13 Рисование на световых столах песком «Снеговик - почтовик» Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета 2
14 Рисование на световых столах песком «Пингвиненок» Создание статичных песочных картин 2
15 Рисование на световых столах песком «Гадкий утенок» Овладение навыками психогигиены при работе с песком у младших школьников 2
16 Создание проекта Придумывание и понимание песочного сюжета; разработка композиций с использованием техник рисования песком. Формирование мотивации успеха, уверенности в себе, в трудных ситуациях. 2
17 Наличие способности определять границы собственных возможностей. Овладение навыками коммуникации 2
18 Формирование установки на положительное самоотношение в ситуации успеха и неудач 2
19 Показ проектов, подведение итогов. 2
Программа занятий «Песочные мотивы» рассчитана на 35 часов, 35 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма организации деятельности - индивидуальная и групповая (до 6-и человек в группе).
Формы занятий: урок, защита проектов, мастер-класс, презентация, творческий отчет.
Занятия проводятся в студии, оборудованной индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной поверхностью, подсвечиваемой изнутри, с использованием видеосъёмки.
Использование видеоаппаратуры применяется для одновременной трансляции на экран, и для фиксации процесса анимации.
В рамках программы «песочные мотивы» с целью достижения у младших школьников умения расслабляться (снять напряжение, возбуждение, сконцентрировать внимание, расслабить мышцы на занятиях используется тихая, приятная классическая музыка, сочетание двух видов арт-терапии (-изо и -музыка -терапии).
Также организация занятий рисованием песком на стекле предполагала соблюдение следующих условий:
1. Создание доброжелательной, творческой атмосферы (младшему школьнику необходимо пространство для его самовыражения, без жестких правил и рамок);
2. Адаптация структуры занятия с учетом желаний и интересов ученика;
3. Поддержка младшего школьника в поиске самостоятельных креативных ответов на вопросы (не предлагать стандартные решения);
4. Работа у стола с песком - стоя (что создает больше свободы движений).
Рисование песком дает возможность младшему школьнику погрузиться в мир своих фантазий и образов.
На занятиях в студии учащиеся рисовали песком разными техниками: ладонями, кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ребром ладони, кулачками, щепотью, ситом, скребками, трафаретами, массажными мячиками и др.
Реализация задач программы по обучению рисованию песком «Песочные мотивы» включала следующие этапы работы:
1. Знакомство песочным столом, правилами безопасности использования оборудования.
2. Предложение школьникам узнавать знакомые образы и сюжеты, которые школьники легко изображают в обычном рисовании.
3. Определение видов, основных приемов рисования.
4. Формирование умений придумывать и реализовывать на песке простые и сложные образы, статический и динамический сюжет.
6. Представлять окружающим художественный образ (предмет, композицию, историю и др.).
После формирующего эксперимента было проведено завершающее диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности творческих способной младших школьников в экспериментальном и контрольном классах.
В завершающем констатирующем эксперименте при обработке результатов был зафиксирован уровень сформированности творческих способностей младших школьников, по каждому компоненту творческих способностей.
Полученные результаты исходного и завершающего констатирующего эксперимента были подвергнуты количественному и качественному анализу, что отражено на Диаграмме (рис. 1).
Кол-во уч-ся
Уровни
Рисунок 2. Диаграмма сравнительного анализа результатов исходного и завершающего
констатирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по выявлению сформированности творческих способностей младших школьников
Выявлено, что учащиеся низкого уровня стали проявлять больше уверенности, раскованности, самостоятельности при выполнении творческих заданий, боязнь неудач сменилась попыткой придумать что-нибудь новое, оригинальное. Вместо отказа от выполнения диагностических заданий, младшие школьники охотно обращались к экспериментатору с вопросами, по уточнению инструкции.
Результаты завершающего констатирующего эксперимента подтверждают эффективность проведенной нами экспериментальной работы по реализации положений гипотезы исследования.
Выводы. Таким образом, процесс развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах предполагает реализацию программы «Песочные мотивы».
В рамках данной программы осуществляется овладение техникой рисования песком на световой поверхности. Учащиеся осваивали техники рисования песком через изображение определенных чувств и эмоций героев мультфильмов, создавали собственный творческий продукт (песочный мультфильм и др.), что способствовало формированию всех структурных компонентов их творческих способностей.
Выявлено, что в экспериментальном классе произошли положительные изменения уровня сформированности творческих способностей учащихся, что подтверждают эффективность проведенной формирующей работы по реализации положений гипотезы исследования.
Предложенные психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников с использованием средств рисования песком на световых столах могут быть использованы учителями начальных классов и педагогами в условиях коррекционно-развивающего обучения и дополнительного образования.
Литература:
1. Богоявленская, Б.Д. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
2. Выготский, Л.С. Психология.- М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: Режим доступа: http://os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/789493-1-pishem-risuem-peske-int-posvyaschaetsya-andrea-franci-lukasu-nikola.php
4. Козлова, Е.Ю. Использование игр с песком в здоровьесберегающем сопровождении детей дошкольного возраста: Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/elena-yurevna-kozlova/pedagogicheskii-opyt-v-ispolzovani-svetovogo-stola-dlja zdorovjasberezhenija-detei-dou.html
5. Мандрыгина, С.Н. Авторская дополнительная образовательная программа для детей младшего возраста «Магия песка» (световой стол): Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/662067/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения / Министерство образования и науки РФ. М: Просвещение, 2011. 33 с.
Педагогика
УДК001
кандидат педагогических наук, профессор Зекрин Фанави Хайбрахманович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» (г. Чайковский); кандидат педагогических наук, профессор Погудин Сергей Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» (г. Чайковский); кандидат педагогических наук Зубков Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» (г. Чайковский)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КРИТЕРИИ
ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация. На основе анализа научной литературы и сложившейся практики научно-исследовательской работы в вузах физической культуры выделены условия повышения качества научно-квалификационных работ (диссертационных исследований), как одного из важнейших показателей научно-исследовательской деятельности при проведении мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования; обоснованы критерии её оценки с позиции решения актуальных проблем в сфере физической культуры и спорта и дальнейших перспектив отрасли. Предложен механизм координации научно-исследовательской работы вузов физической культуры с учётом региональных и федеральных требований; предложены управленческие подходы в координации научных исследований с учетом положительного опыта прошлых лет.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа в вузе, научно-методическое обеспечение тренировочного процесса, критерии эффективности научно-исследовательской работы в вузе.
Аилогагюи. The authors analyzed scientific literature and established scientific research work practice in physical culture higher educational institutions. The quality of scientific qualification works improvement conditions (dissertation researches) are distinguished in the article. The conditions are one of the most important scientific research activity indicators when monitoring the higher educational organizations activity efficiency. The authors substantiated the activity assessment criteria while solving physical culture and sports sphere actual problems and the field further perspectives. The scientific research work coordination mechanism in physical culture higher educational institutions is offered. The authors took into account regional and federal requirements. The administrative approaches in scientific research coordination taking into consideration the last years' positive experience are suggested.
Keywords: scientific research work in higher educational institution, scientific and methodical ensuring of the training process, efficiency criteria of scientific research work in higher educational institution.
Введение. В настоящее время возрастает необходимость системного управления научно-исследовательской работой в сфере физической культуры и спорта, поиска путей повышения её эффективности и результативности [3; 4].
Современная российская спортивная наука нуждается в коренной перестройке существующих управленческих подходов и методов, как на государственном, так и на региональном уровнях [8; 9].
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта 05.07.2017г. Министерством спорта РФ для обсуждения был направлен проект «Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года» [2].
В документе отмечается, что существующие проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны [2].
0 необходимости выстраивания системы научно-методического обеспечения процесса подготовки спортивного резерва говорят и ведущие специалисты в сфере физической культуры и спорта [8].
К сожалению, данные положения вступают в противоречие со сложившейся на сегодняшний день практикой в сфере физической культуры и спорта, когда приоритетными объектами научно-исследовательской работы, научно-методического и финансового обеспечения являются технологии спорта высших достижений.
Формулировка цели статьи. В работе решались две задачи:
1 Выявить наиболее значимые критерии оценки научно-исследовательской работы в вузах физической культуры.
2 Обосновать управленческие подходы по координации научно-исследовательской работы и научно-методическому обеспечению организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, на федеральном и региональном уровнях.
Изложение основного материала статьи. Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о том, что к наиболее актуальным направлениям модернизации научно - исследовательской работы в вузах физической культуры (с целью повышения её эффективности) специалисты относят её тематически детерминированную регламентацию, и формирование баз данных по научным исследованиям в сфере физической культуры и спорта при использовании современных информационно-коммуникативных технологий [3; 4; 5].
Так, например, учёные из ВНИИФК считают тематику научно-квалификационных работ «...одним из важнейших показателей, определяющих эффективность диссертационных исследований». В то же время они указывают на тот факт, что «. значительное увеличение количества защищенных работ, которое наблюдается в последние годы, не всегда происходит по приоритетным направлениям исследований в сфере физической культуры и спорта.» [4; 5].
Для разрешения выявленного противоречия авторы указывают на необходимость решения двух взаимосвязанных задач: