УДК 374.1: 373.31
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
©Кушнир Е. О.
Башкирский государственный университет г. Бирск, Россия, [email protected]
©Kushnir E.
Bashkir State University Birsk, Russia, [email protected] ©Закирова А. Б. канд. пед. наук Башкирский государственный университет г. Бирск, Россия, [email protected]
©Zakirova A.
Ph.D., Bashkir State University Birsk, Russia, [email protected]
Аннотация. Процесс бурного развития творческой деятельности школьников, требует ответственного отношения системы образования, к педагогическим условиям, которые должны способствовать развитию творческих способностей детей.
В данной статье рассмотрены проблемы развития творческих способностей младших школьников. Проанализированы характерные особенности влияния учреждений дополнительного образования на развитие творческих способностей детей. Показано, что учреждения дополнительного образования играют в обществе огромную роль. Автор раскрывает задачи, формы и виды деятельности учреждений дополнительного образования. Выявлена и обоснована необходимость создания определенных условий воспитания младших школьников для развития и введения детей в творческую деятельность. В статье приведены методы и результаты диагностики уровня сформированности творческих способностей младших школьников. На основе проведенного исследования выделяются педагогические рекомендации, которые помогают создавать условия для развития творческих способностей младших школьников.
Abstract. The process of rapid development of the creative activity of schoolchildren requires a responsible attitude of the education system, to pedagogical conditions that should contribute to the development of the creative abilities of children.
In this article the problems of development of creative abilities of younger schoolchildren are considered. The characteristic features of the influence of institutions of additional education on the development of creative abilities of children are analyzed. It is shown that institutions of additional education play a huge role in society. The author reveals the tasks, forms and types of activity of institutions of additional education. The necessity of creating certain conditions for the education of younger schoolchildren for the development and introduction of children into creative activity has been identified and justified. The article presents methods and results of diagnosing the level of creativity of younger schoolchildren. On the basis of the study, pedagogical recommendations are
highlighted that help to create conditions for the development of the creative abilities of younger schoolchildren.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческие потенциал, младшие школьники, дополнительное образование.
Keywords: creativity, creative abilities, creative potential, younger schoolchildren, additional education.
В настоящее время образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, повышенному вниманию к внутреннему миру и уникальных возможностей каждой личности. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу знаний, но и на развитие творческих возможностей, способностей, умений ребенка и таких качеств как самобытность, инициативность, фантазия.
Что же такое творчество? Творчество — это процесс человеческой деятельности, который создает совершенно новые духовные и материальные ценности или субъективное новое. То есть, возможно, никто кроме автора, не сможет получить в точности такой же результат творческой деятельности, даже если создать ту же исходную ситуацию. Таким образом, автор, создающий что-то новое, выражает в итоге какие-либо аспекты своей личности, именно этот факт придает ценность продуктам творчества. Поэтому, воспитание творческого отношения к делу — одна из главных и сложных задач современной педагогики.
Нельзя забывать, что дети, в частности младшие школьники обучаются и воспитываются не только в учебных заведениях, а в первую очередь в семьях, в социуме. В данном процессе одну из главных ролей играют учреждения дополнительного образования, творческие по форме и содержанию их работы.
Учреждения дополнительного образования обеспечивают детям, реализацию своих творческих способностей, расширение кругозора, помощь в выборе дальнейшей профессии. Учреждения дополнительного образования так же позитивно влияют на школьников, которые не имеют позитивного семейного отношения, утратили мотивацию к учебной деятельности.
Учреждения дополнительного образования, наиболее эффективнее влияют на духовное саморазвитие и самосовершенствование детей. Возможность свободного выбора занятий в таких учреждениях особенно влияют на самоорганизацию всей последующей жизнедеятельности человека, на компетентность и профессиональную подготовку [1].
Диапазон творческих задач, которые решаются на начальной ступени образования, очень широк по сложности — от решения простейших логических задач, до изобретения новой модели какого-либо продукта. Суть одна: что бы решить данные задачи, у ребенка происходит опыт творчества, где требуются такие качества ума, как умение анализировать, комбинировать, находить закономерности и т. д. [2].
Одно из главных и необходимых условий всестороннего развития личности — формирование творческих способностей в педагогическом процессе. Обязанность учреждений дополнительного образования — помочь ребенку встать на путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта, создать условия для формирования творческой личности.
С целью выявления уровня развития творческих способностей у младших школьников в учреждениях дополнительного образования была проведена исследовательская работа. Базой исследования является МБУ ДО «Искусство». В Исследовании участвовало 19
учащихся 2 и 3 классов. 2 класс (8 человек) был контрольным, 3 класс (11 человек) — экспериментальным.
Исследование проходило в 2 этапа:
1 этап — констатирующий;
2 этап — контрольный;
На констатирующем этапе исследования было проведено тестирование на выявление уровня творческого мышления учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности. Были использованы такие методики, как тест Торренса «Дорисовывание», тест «Что может быть одновременно?» Т. Д. Марцинковской, написание сочинений [3].
По результатам данных тестов на выявление творческого мышления учащихся были получены следующие результаты (Рисунок 1).
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ Контрольная группа и Экспериментальная группа
64%
40% ЗЛО/ 50% В
1 30% м 10% 0%
Высокий Средний Низкий
Рисунок 1. Соотношения уровня развития творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе
В экспериментальной группе 3 (40%) человека показали высокий уровень развития творческих способностей, они практически без затруднений справились с данными заданиями, продемонстрировав хорошие показатели беглости, оригинальности и гибкости мышления, воображения. 4 школьника (50%) показали средний уровень развития творческих способностей, что тоже является хорошим результатом, и лишь 1 ребенок (10%) соответствует низкому уровню развития творческих способностей.
По результатам диагностики в контрольной группе 7 человек (64%) показали высокий уровень развития творческих способностей, с легкостью справились с тремя типами заданий, так же показав свои навыки оригинальности, беглости, мышления, воображения. 4 школьника (36%) показали средний уровень развития творческих способностей.
На контрольном этапе исследования проводились следующие методики: «Солнце в комнате»; «Как спасти зайку»; «Придумайте и расскажите, что произошло у каждого из героев» [4].
По результатам трех тестов на выявление творческого воображения учащихся были получены следующие результаты (Рисунок 2).
научный журнал (scientific journal) №12 2017 г.
http://www. bulletennauki. com
Высокий
Средний
Низкий
I Контрольная группа и Экспериментальная группа
Рисунок 2. Соотношение уровня развития творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе
По этапам данного этапа 50% учащихся экспериментальной группы соответствует высокому уровню развития творческого воображения, 37,5% среднему уровню, 12,5% — низкому уровню развития творческого воображения.
По результатам диагностики в контрольной группе результаты остались такими же, как и на начальном этапе эксперимента: 7 человек (64%) показали высокий уровень творческих способностей. 4 школьника (36%) показали средний уровень.
Таким образом, можно сделать вывод, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия в учреждениях дополнительного образования и ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.
В результате диагностического исследования было выяснено, что включение в творческую работу младших школьников разных форм и видов деятельности ведет к развитию воображения, гибкости мышления, умению нестандартно мыслить, четко формулировать свои мысли.
Учреждения дополнительного образования играют огромную роль в развитии творческих способностей школьников, они помогают раскрывать им свой творческий потенциал в неформальной обстановке с использованием различных форм и методов работы.
В ходе экспериментального исследования, были сформированы педагогические рекомендации, для создания специальных условий, которые помогают развиваться творческим способностям ребенка во всех значимых для него видах деятельности:
-наличие сформированной мотивации и интереса к выполнению творческих заданий;
-реализация творческих заданий как важнейшего компонента в обучении младших школьников;
-творческая работа должна проходить во взаимодействии детей друг с другом, а также со взрослыми;
-формы работы должны быть объединены общим тематическим и проблемным стержнем, на данных работах школьники учатся размышлять над творческими проблемами и воплощением этих размышлений в практической деятельности:
№12 2017 г.
-стимулировать родителей учеников в создание условий дома для развития творческих способностей детей.
Список литературы:
1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. 2014 г. №4. C. 80.
2. Прохорова Л. Воспитание младшего школьника // Развиваем творческую активность школьников. 2006. №5. С. 21-27.
3. Барышева Т. А. и др. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. М.: Высшая школа, 2004. C. 205.
4. Зак А. З. Методы развития способностей у детей. М.: Просвещение, 2010. 90 с.
References:
1. Azarova, L. N. (2014). How to develop the creative individuality of younger pupils. Nachalnaya shkola, (4), 80. (in Russian)
2. Prokhorova, L. (2006). Vospitanie mladshego shkolnika. Razvivaem tvorcheskuyu aktivnost shkolnikov, (5), 21-25. (in Russian)
3. Barysheva, T. A., & al. (2004). Creative child: Diagnosis and development of creative abilities. Moscow, Vysshaya shkola, 205. (in Russian)
4. Zak, A. Z. (2010). Methods of developing abilities in children, Moscow, Prosveshchenie, 90. (in Russian)
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.11.2017 г. 23.11.2017 г.
Ссылка для цитирования:
Кушнир Е. О., Закирова А. Б. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №12 (25). С. 540-544. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/kushnir-zakirova (дата обращения 15.12.2017).
Cite as (APA):
Kushnir, E., & Zakirova, A. (2017). Development of creative abilities of younger schoolchildren in conditions of institutions of additional education. Bulletin of Science and Practice, (12), 540-544