Научная статья на тему 'Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект'

Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2670
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PRIMARY SCHOOL / ART EDUCATION / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусевская О.В.

В статье характеризуются целевые и содержательные основы современного художественного образования. Анализируется воспитательный потенциал художественно-творческой внеурочной деятельности младших школьников. Раскрываются педагогические условия обеспечивающие качество этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусевская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE EXTRACURRICULAR PROCESS: ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

In the article the author describes the target and content of the foundations of modern art education. Analyzed the educational potential of artistic and creative extracurricular activities in primary school. Reveals the pedagogical conditions ensuring the quality of the process.

Текст научной работы на тему «Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-64-71

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОМ ПРОЦЕССЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Гусевская О.В.

ORCID: 0000-0001-6544-7741,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Российская Федерация

В статье характеризуются целевые и содержательные основы современного художественного образования. Анализируется воспитательный потенциал художественно-творческой внеурочной деятельности младших школьников. Раскрываются педагогические условия обеспечивающие качество этого процесса.

Ключевые слова: начальная школа; художественное образование; художественно-творческая деятельность; внеурочная деятельность; воспитательный процесс; воспитательные результаты.

ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL

STUDENTS IN THE EXTRACURRICULAR PROCESS: ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

Gusevskaya О. V.

ORCID: 0000-0001-6544-7741, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

In the article the author describes the target and content of the foundations of modern art education. Analyzed the educational potential

of artistic and creative extracurricular activities in primary school. Reveals the pedagogical conditions ensuring the quality of the process.

Keywords: primary school; art education; artistic and creative activities; extracurricular activities; educational process; educational results.

Художественное образование в настоящее время правомерно рассматривается как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1, с. 1]. В «Концепции художественного образования РФ» определены задачи и приоритеты в организации художественного образования на разных его ступенях. В начальной школе приоритетным является формирование у школьников «... базовых оснований, первичных сведений, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка» [1, с. 5]. Кроме того, важным содержательным компонентом художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие школьника, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии внешнего мира.

Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах: урок изобразительного искусства в общеобразовательной школе; кружки, студии, клубы (внеурочная деятельность); детские художественные школы. При этом различные формы внеурочного обучения, существующие и в школе, и вне ее стен, вовлекающие только желающих или мотивированных детей, предполагают наибольшую продуктивность в художественно творческом развитии школьников. В данном контексте задачей художественного развития становится искусство как опыт творчества, а основной формой приобщения к искусству - зона свободного поиска интересов младших школьников.

В связи с этим, актуализируется потребность в поиске эффективных форм и методов художественного образования, удовлетворяющих потребности современных школьников в освоении художественной культуры, что созвучно с задачами модернизации художественного образования. В этом контексте, именно внеурочная художественно-творческая деятельность, на наш взгляд, позволяет в своей организации использовать значительно большее количество форм и методов работы (педагогической и художественно-творческой). Дает возможность реализовать мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкий диапазон художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру, прописанный в Концепции художественного образования. В связи с этим, часто содержание программ внеурочной деятельности выстраивается на коллективных формах работы. Что, как правило, способствует достижению третьего уровня воспитательных результатов во внеурочной деятельности [2]. В результате чего происходит получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет также возможность детей взаимодействовать друг с другом во внеурочной среде, в открытой дружественной коллективной атмосфере. Это позволяет решить одну из важнейших проблем в методике преподавания изобразительного искусства и художественного труда в урочной форме. Развитие способностей к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми в процессе художественно-творческой деятельности происходит эффективнее, чем в других видах учебной деятельности. При этом, коллективные формы организации художественно-творческой деятельности способствуют более быстрому усвоению универсальных действий, чем фронтальная и индивидуальная формы работы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что именно внеурочная художественно-творческая деятельность подразумевает гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Кро-

ме того, дает возможность развивать творческий потенциал детей средствами художественного труда; формировать художественную грамотность (знание основ композиции, цветоведения, свойств изобразительных материалов и пр.). Важно также, что опора на национально-культурные особенности при составлении внеурочных программ по предметам искусства позволяет воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов и т.д. В соответствии с данными аргументами мы пришли к выводу, что именно внеурочная деятельность позволит педагогам решать дидактические и методические проблемы в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, будет способствовать формированию потребности в самостоятельной художественной деятельности, раскрывать для учеников большие возможности в творчестве, создавая условия для гармоничного и всестороннего развития.

В контексте нашего исследования, особый интерес представляет выявление условий организации внеурочной художественно-творческой деятельности, позволяющих достичь третьего уровня воспитательных результатов. Освоение результатов данного уровня предполагает накопление школьниками опыта самостоятельного социального действия и осуществляется посредством его участия в художественных акциях (концертах, спектаклях, фестивалях, творческих вечерах, выставках и т.п.), совместно организуемых школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей и для окружающего школу социума [2]. Такими условиями, на наш взгляд, являются: актуализация художественно-творческих знаний учащихся через художественно-дидактические игры и упражнения; формирование ценностного отношения к художественной культуре своего народа через освоение народных художественных традиций (повтор, вариация, импровизация); формирование опыта самостоятельного художественно-творческого действия в процессе организации и проведения художественных акций.

Необходимость создания первого условия, предполагающего актуализацию художественно-творческих знаний учащихся с помощью

художественно-дидактических игр и упражнений, объясняется самой логикой художественно-творческой деятельности. Качество и интенсивность творческой деятельности зависят от кругозора, знаниевой базы учащихся в области искусства и художественных технологий. Поэтому важно во внеурочном процессе эти знания обнаруживать у учащихся, систематизировать и пополнять с помощью эффективных методов. На наш взгляд, именно художественно-дидактические и творческие игры обладают такими возможностями. Они развивают интеллект, творческую активность и воображение ребенка. Художественно-дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей — это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре. Творческие игры - развивают творческие способности и воображение. Могут проводиться как сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности, как игры без четкого сценария, допускающие импровизацию.

Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям. Внеурочные занятия, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение. С помощью данных игр мы сможем актуализировать художественно-творческие знания учащихся на занятиях кружка.

Важной задачей художественного воспитания является формирование у детей ценностного отношения к художественной

культуре своего народа (отражение в сознании ребенка конкретных ценностей, на которых он строит свои культурные ориентиры и образ жизни, свою направленность по отношению к людям, к себе самому и человеческому сообществу в целом). Ценностные отношения младших школьников определяют их эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, а система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в своей деятельности. Проанализировав научную литературу, мы выявили, что структура ценностного отношения состоит из следующих компонентов: личностные социальные и нравственные ценности; общественно-значимые дела и поступки; направленность сознания и поведения на усвоение базовых духовных ценностей общества; сформированные мотивы для реализации духовно-нравственной культуры; сформированная мировоззренческая система; реализация нравственных норм; духовные связи с миром. Одним из важных факторов становления и развития ценностного отношения является осмысление самим участником культурно-досугового процесса содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека. Это происходит в ценностно-ориентировочной деятельности, когда личность, взаимодействуя с миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой. Такое осмысление протекает часто в ходе самой предметной деятельности, например, в условиях освоения народных художественных промыслов, когда личность приходит сама к выводу о роли той или иной ценности. В связи с этим обозначилась необходимость разработки второго условия, что предполагает формирование ценностного отношения к народной художественной культуре через изучение художественных промыслов и освоение народных художественных традиций (повтор, вариация, импровизация). Мы считаем, что формирование ценностного отношения неизбежно будет осуществляться в процессе освоения школьниками принципов народного художествен-

ного искусства (повтор, вариация, импровизация) в отечественных промыслах. Данные принципы выстраиваю логику учебных задач и их содержание. Повтор - задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие. Вариации - задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа: ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны [3]. Освоение народных художественных традиций через изучение главных отличительных признаков в произведениях народного искусства, их целесообразность, синкретизм предполагает формирование у школьников осмысленных эстетических предпочтений, установок на национальные эстетические ценности. Сформированные таким образом ценностные ориентации будут способствовать самоопределению школьников в творческой деятельности, обеспечивать в дальнейшем становление на этой основе индивидуального художественного стиля. Кроме того, безусловно, обеспечивается формирование эстетических знаний, художественно-графических умений и творческого опыта детей.

Не менее важным является переход учащихся на более активную позицию, позволяющую получать опыт самостоятельного творческого действия. Отсюда выявляется необходимость создания третьего условия, в основе которого лежит организация и проведение учащимися художественных акций. Акции позволяют наполнить художественно-творческую деятельность учащихся личностным и социально значимым смыслом, что делает её ещё более привлекательной для школьников, интересной. Кроме того, общение детей с окружающим школу социумом способствует формированию у них

опыта самостоятельного художественно-творческого действия, позволяет применять учащимся свои знания и умения, выявлять перспективы художественного и творческого развития.

Комплексная реализация данных педагогических условий позволит, на наш взгляд, максимально удовлетворить возрастные потребности учащихся в художественно-творческой деятельности, активно развивать эстетическое восприятие, формировать художественную грамотность учащихся, органично дополнит учебное содержание дисциплин художественно-эстетического цикла инвариантной образовательной части базисного учебного плана.

Список литературы

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lib.smr.ru.

2. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. Центр теории воспитания института теории и истории педагогики РАО / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2013. 64 с.

3. Шпикалова, Т.Я. Методическое обеспечение образовательных технологий преподавания народного и изобразительного искусства на основе концепции, в которой учитель выступает носителем духовной сути народной художественной культуры // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Смоленск: 2006. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.