Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций у младших школьников в процессе освоения народных художественных ремесел'

Формирование общекультурных компетенций у младших школьников в процессе освоения народных художественных ремесел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА / NATIONAL ART CRAFTS / A COMMON CULTURAL COMPETENCE / A SOCIAL EXPERIENCE / ETHNONATIONAL SPIRITUAL EXPERIENCE / TECHNOLOGICAL CULTURE / BUSINESS INTERACTION / CREATIVE PRINCIPLES OF FOLK ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щирова Александра Николаевна

Статья посвящена рассмотрению возможности применения традиционных художественных ремесел, концентрирующих в себе социальный, этнонациональный духовный опыт, технологическую культуру, являющихся своеобразным эталоном преобразования и организации окружающего мира по законам целесообразности и красоты, в качестве содержательной основы для формирования общекультурных компетенций у младших школьников на уроках технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Primary Schoolchildren’s Common Cultural Competence in the Course of National Art Crafts Learning

The article is devoted to consideration of possibility to use traditional art crafts which concentrate social, ethnonational spiritual experience, technological culture, which are the original standard of transformation and the world organization due to expediency and beauty laws, as a substantial basis to form common cultural competences of primary schoolchildren at technology lessons.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций у младших школьников в процессе освоения народных художественных ремесел»

УДК 37.013

А. Н. Щирова

Формирование общекультурных компетенций у младших школьников в процессе освоения народных художественных ремесел

Статья посвящена рассмотрению возможности применения традиционных художественных ремесел, концентрирующих в себе социальный, этнонациональный духовный опыт, технологическую культуру, являющихся своеобразным эталоном преобразования и организации окружающего мира по законам целесообразности и красоты, в качестве содержательной основы для формирования общекультурных компетенций у младших школьников на уроках технологии.

Ключевые слова: народные художественные ремесла, общекультурные компетенции, социальный опыт, этнонацио-нальный духовный опыт, технологическая культура, деловое взаимодействие, творческие принципы народного искусства.

А. N. Shchirova

Formation of Primary Schoolchildren's Common Cultural Competence in the Course of National Art Crafts Learning

The article is devoted to consideration of possibility to use traditional art crafts which concentrate social, ethnonational spiritual experience, technological culture, which are the original standard of transformation and the world organization due to expediency and beauty laws, as a substantial basis to form common cultural competences of primary schoolchildren at technology lessons.

Key words: national art crafts, a common cultural competence, a social experience, ethnonational spiritual experience, technological culture, business interaction, creative principles of folk art.

Важнейшей задачей современной начальной школы, как подчеркивается в Федеральном стандарте начального общего образования, является создание условий для активного присвоения учащимися социального опыта, оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. Все это должно достигаться в процессе активной деятельности самих школьников и базироваться на формировании у них ключевых компетенций (общекультурных, коммуникативных, социально-трудовых и др.) как предпосылок саморазвития и самосовершенствования.

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности.

Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Формирование общекультурных компетенций, в соответствии с содержанием ФГОС для начальной школы, осуществляется в различных

видах деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

В Примерной программе по технологии подчеркиваются значительные потенциальные возможности учебного предмета «Технология» в формировании системы универсальных учебных действий, поскольку в нем «...все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей».

Примерная программа по технологии предусматривает формирование у младших школьников таких общекультурных компетенций (знаний, умений и способов деятельности):

- Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека;

- Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира;

- Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление);

© Щирова А. Н., 2011

- Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Контроль и корректировка хода работы;

- Элементарная творческая и проектная деятельность. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.

Одна из главных проблем, которая встает перед учителем - на основе какого содержания формировать общекультурные компетенции на уроках технологии в начальной школе. В новом стандарте особое место отведено деятельностно-му, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Содержание образования - это педагогически адаптированный социальный опыт, который учащиеся постигают в ходе собственной деятельности, применяя усвоенные способы деятельности по отношению к определенным объектам (предметам, изделиям). Поэтому избрание объектов деятельности на уроках технологии не менее важно, чем выбор способов, приемов деятельности по их изучению, разработке, выполнению в материале.

В образовательной сфере российского постиндустриального общества сильны идеи технократической модели образования в ущерб идеям культуросообразности, антропологизма, гуманизма, способствующим приобщению личности к традициям, культуры, формированию Человека культуры.

Вхождение индивида в конкретную форму культуры, освоение уже имеющихся культурных образцов, устойчивых моделей мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, суждений, культурных формул и символов, специфически особенных для конкретной этнокультуры и передаваемых с помощью механизма традиции в процессе непосредственной межличностной коммуникации - это инкульту-рация (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Т. И Бакланова). Именно инкультурация лежит в основе приобретения личностью качеств культурного своеобразия своего народа, обеспечивает не только воспроизводство «культурного человека», сохранение стабильности культуры, но и содержит механизмы ее изменчивости, развития [1].

Безусловно, что информационные технологии, которым стали уделять значительное внимание даже в дошкольном воспитании, незаменимы в современном обществе. Они значительно по-

вышают эффективность деятельности в разных сферах, в том числе и в обучении, воспитании подрастающего поколения. Но нельзя забывать о том, что такие технологии - только средство, а не цель обучения и воспитания, и они не обладают ценностным смыслом.

Отсюда следует, что предметная область «Технология» будет способствовать формированию общекультурных компетенций у младших школьников при условии, если в содержании учебного предмета будут предусмотрены активные формы усвоения знаний не только об инновационной деятельности на основе перспективных технологий, но, прежде всего, о традиционной предметной деятельности человека - народных художественных ремеслах, создавших основу для современных технологий, являющихся своеобразным эталоном преобразования и организации окружающего мира по законам целесообразности и красоты.

Изучение народных ремесел может обеспечивать процесс вхождения формирующейся личности в мир подлинной (а не массовой) культуры как сферу, способствующую развитию и саморазвитию интегральной личности, овладевающей социальным, этнонациональным духовным опытом; личности, обладающей развитым индивидуальным и этнонациональным сознанием и самосознанием.

Если обратиться к содержанию примерной программы по технологии для начальных классов (по ФГОС), то можно отметить, что все дея-тельностные компоненты общекультурных компетенций могут быть успешно освоены на материале народных художественных ремесел.

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края младший школьник может на примере таких ремесел как гончарное (лепка традиционной посуды - кринок, кувшинов, горшков и других созданных мастерами на основе уподобления природным формам; декоративных сосудов-образов по мотивам ско-пинской керамики; керамических игрушек, отражающих картины окружающего мира - дымковской, филимоновской, каргопольской, региональной керамической игрушки; ремесел по художественной обработке бересты, соломки, других природных материалов). Как подчеркивалось в Концепции этнокультурного образования в Ро-сийской Федерации [1], в народной культуре и

Формирование общекультурных компетенций у младших школьников в процессе освоения народных художественных ремесел

искусстве природа - всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром, поэтому природное выступает как критерий человеческих ценностей.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности можно на примере знакомства с деятельностью народных мастеров (на основе заочного путешествия в центры народных ремесел или на основе экскурсий к мастерам родного края). Именно в изделиях, выполненных на основе традиций, можно обнаружить гармоничный сплав утилитарности и декоративности, пользы и красоты. Народные мастера могут служить ярким примером необходимости глубоких знаний о свойствах материала для изделия и учета этих свойств при выборе технологии обработки, определения формы, размера изделия, способа декора.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы ученики начальных классов также могут на основе знакомства с технологиями народных художественных ремесел. Народный мастер всегда тщательно продумывает технологию работы с учетом назначения изделия, свойств материалов, набора инструментов и приспособлений, выбирает рациональные способы работы, учитывает предшествующий опыт - свой и старших мастеров. Эти положения можно проиллюстрировать на примере различных видов художественной обработки ткани (прядения, ткачества, вышивки, лоскутного шитья, набойки и др.), дерева, глины и т. д.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии) также возможно при знакомстве с народными художественными ремеслами. Младшим школьникам интересны мало знакомые современному человеку термины, обозначающие названия инструментов, приспособлений, изделий, их деталей, материалов, из которых изготовлены вещи; привлекателен внешний вид традиционных игрушек, предметов быта, украшенных лаконичной

и в то же время выразительной и оптимистичной по цвету росписью, вышивкой, резьбой, плетением и другими видами декора. Сведения из истории появления и развития ремесел помогут сформировать у младших школьников опыт ориентации в технологической культуре и на основе сравнения понять специфику современных технологий производства и обработки материалов.

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения тоже стоит поучиться на примере создания изделий мастерами традиционных художественных ремесел. О необходимости тщательно продумывать предстоящую работу говорят пословицы и поговорки, сложенные народными умельцами: «Не начавши - думай, а начавши - делай», «Долго рассуждай, да скоро делай».

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Эта компетенция может быть сформирована в процессе интерактивной деятельности - дидактических игр в мастерской, в посиделках и других играх, помогающих ученикам самостоятельно прочувствовать и проживать ситуации, характерные для народного быта. Игра на уроке технологии совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с окружающими.

Исследовать конструкторско-технологи-ческие и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы ученики могут на основе практического освоения творческих принципов народного искусства - повтора, вариации и импровизации.

Повтор - это задача на воссоздание главных отличительных традиционных форм, конструкций, традиционных приемов художественной обработкой материалов. Уроки повтора обычно включаются в начале изучения нового вида конструкции, художественной технологии: напри-

мер, основами знаний и умений в области создания образа с помощью наиболее простых и доступных приемов художественной обработки природных материалов, на уроках знакомства с ткачеством, вышивкой и др.

Вариация - это установка на творческое эстетическое восприятие образа художественной вещи и задача на воссоздание традиционных приемов художественной обработки материалов с включением новых вариантов форм и конструкций. Задания на основе вариации могут наиболее широко применяться на уроках технологии в начальной школе. Может применяться варьирование на основе определенной «базовой формы», при этом обязательно проводится предварительный просмотр и художественный анализ зрительного ряда, демонстрирующего несколько возможных способов решения образа. Осознание многообразия способов выполнения работы стимулирует большинство учащихся на создание собственного варианта работы.

Импровизация - установка на творческое эстетическое восприятие образа художественной вещи и на создание нового художественного образа на основе комбинации главных отличительных традиционных элементов образа художественной вещи в новых условиях (изменение назначения материалов, привычной формы и конструкции вещи). Задачи на импровизацию ученики могут выполнять как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, комбинируя известные им или придумывая новые способы соединения деталей и декор изделия [5].

На уроках технологии, посвященных изучению народных ремесел, ученики также имеют возможность освоить и такие важные компоненты общекультурной компетенции как способность оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию

изготовления и обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено.

Таким образом, освоение в начальных классах на уроках технологии народных художественных ремесел может послужить действенной основой для формирования общекультурных компетенций у младших школьников.

В педагогическом процессе формирования общекультурных компетенций не должно быть противоречий между компетентностью в области современной техники, информационных технологий и в сфере традиционной материальной культуры, народных художественных ремесел.

Опору на традицию, традиционную культуру, народные художественные ремесла можно рассматривать как фактор самосохранения, самоутверждения, саморазвития народа в самых различных сферах духовного или материального бытия.

Библиографический список:

1. Ершова, Л. В. Научные принципы разработки содержания этнохудожественного образования [Текст] / Л. В. Ершова // Наука и школа. - МИГУ. -2008. - № 2. - С. 3-4.

2. Ершова, Л. В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: теория и практика [Текст] : монография / Л. В. Ершова. - Шуя : Изд-во «Весть» ГОУ ВИО «ШГПУ», 2009. - 208 с.

3. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Т. И. Бакланова. - Шуя : Изд-во «Весть» ГОУ ВИО «ШГПУ», 2006. - 23 с.

4. Шпикалова, Т. Я. Модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования [Текст] / Т. Я. Шпикалова // Наука и школа. - МИГУ. - 2007. - № 5. - С. 49-51.

5. Щирова, А. Н. Этнохудожественный компонент в содержании технологического образования младших школьников [Текст] / А. Н. Щирова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 9. - С. 17-21.

Формирование общекультурных компетенций у младших школьников в процессе освоения народных художественных ремесел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.