4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГУ 1996. - 187 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
6. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых, информа-
ционно-коммуникативных Интернет-технологий. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 177 с.
7. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
8. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 2005. - 206 с.
УДК 374
Колесникова Инна Викторовна
Средняя общеобразовательная школа №16, г. Вологда [email protected]
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ -ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Автор обосновывает и предлагает полихудожественный подход для практики обычной общеобразовательной школы, позволяющий максимально приблизиться к целостному творческому развитию школьников. Ключевые слова: внеурочная деятельность школьников, полихудожественная среда, социальный опыт.
Образовательная политика современной России нацелена на интеграцию в мировое образовательное пространство. Чтобы нам стать конкурентоспособным обществом в мире XXI века, необходимо уже сегодня воспитывать в наших детях такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Модернизация образования в РФ на прямую зависит от существенного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у школьников определённых компетенций, умения учиться. Новый федеральный государственный образовательный стандарт - это ответ образования на запросы общества. Стандарт определяет важнейшей задачей образования развитие человеческого капитала страны и впервые фиксирует конечный результат учебно-воспитательной деятельности в портрете будущего выпускника - гражданина России.
Методологическую основу Стандарта составляет системно-деятельностный подход, предъявляющий принципиально новые требования к организации развивающей социальной среды, которая должна включать: урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, учитывающих историко-культурную и этническую специфику
региона, потребности обучающихся и их родителей, организационную структуру образовательного учреждения и его взаимодействие с социальными партнерами.
Организация учебной и внеурочной деятельности в логике системно-деятельностного подхода базируется на активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, готовности их к саморазвитию, к непрерывному самообразованию; проектировании социальной среды развития школьников в системе образования; построении образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся; ответственности всех участников процесса за результат. Работа по изучению основных направлений модернизации образования, опытно-экспериментальная работа по апробации новых стандартов в начальной школе, опыт организации внеурочной деятельности школьников (общекультурное направление), позволяют на сегодняшний день выделить в качестве важных содержательных линий следующее: деятельность - среда -индивидуальные маршруты развития.
По уровням организации деятельность структурируется на урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную.
Внеурочная деятельность как обязательный компонент образовательного процесса позволяет реализовать требования Стандарта в полной мере и представляет собой:
© Колесникова И.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
117
- совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой учебного заведения реализуются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирование универсальных учебных действий как основ будущих компетенций;
- эмоционально-насыщенный, творческий, продуктивный, социально значимый и полезный, многовариативный, личностно-ориентированный, свободный процесс, где каждый ребёнок -творец своей деятельности;
- многообразие форм деятельности, отличных от учебных занятий.
Условия, среда - это воспитательное пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрированное в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Уклад школьной жизни - это среда, которая актуализирует естественную ситуацию саморазвития ребёнка (В.В. Сериков), где каждый школьник сможет проявить себя в умении учиться и планировать свою деятельность, в сотрудничестве и взаимодействии с учителями и другими учениками, в реализации своих творческих способностей и настойчивости в достижении цели. Важно иметь в виду, что процесс формирования развивающей среды в школе должен быть непрерывным, с одной стороны -гибким и чутким к изменениям в обществе, а с другой - стойким, фундаментальным к когнитивным, ценностным смыслам деятельности школы. Педагогический коллектив общеобразовательной школы №2 16 г. Вологды определили по-лихудожественную среду для внеурочной деятельности как оптимальную по организации, согласованную по содержанию, единую по цели и задачам, здоровьесберегающую по подходам, организованную на базе школы силами учителей основного образования и педагогов дополнительного образования. Основополагающая идея состоит в следующем: целенаправленное использование возможностей основного и дополнительного образования позволит обеспечить успешное развитие ребенка, формирование конкурентоспособного выпускника, его дальнейшую социальную адаптацию.
Полихудожественная среда - это «пространство без страха», где происходит воспитание творца и зрителя («сотворца»). Главная задача поли-художественной среды - развернуть перед ребён-
ком «веер» художественной деятельности: дать ему попробовать разное и выбрать по своим склонностям и возможностям. Невозможно предугадать, что даст толчок, какие случайные обстоятельства, какие впечатления, полученные в школьных стенах или за ними, пробудят ребёнка к творчеству. Чем свободнее и разнообразнее будет деятельность каждого ученика, групп и коллективов, объединённых собственными целями и задачами, тем больше вероятность проявления собственно творческой активности ребёнка. Задача учителя - не упустить этот момент. В условиях полихудожественной среды мы формируем у наших детей не специальные, а общехудожественные способности, которые являются универсальными в любой художественной и творческой деятельности. Эти способности лежат не в сфере научения, а в плоскости развития личности. В условиях полихудожественной среды у детей есть возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей, продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми, что способствует расширению пространства социального творчества и формированию позитивного социального опыта.
Практическая значимость предлагаемого по-лихудожественного подхода состоит в том, что позволяет в практике обычной общеобразовательной школы максимально приблизиться к целостному творческому развитию школьников: на первый план выходят не развлечения, а свой особый поиск жизни; идет переориентация с внешнего контроля на самоконтроль, растёт потребность в достижениях; увеличивается категория одарённых детей. Наконец, в условиях полихудожествен-ной среды, когда педагоги наблюдают ребёнка многосторонне, больше вероятность того, что найдётся возможность уберечь его, предложив полезно использовать время, собственные и школьные возможности. Для школы - это возможность повышения качества образования, успеваемости, уверенного развития. Тем более что с ребёнком вместе растёт педагог, гораздо ближе становятся родители - активные участники всех школьных дел.
Библиографический список
1. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образова-
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ния (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №> 1897).
3. Примерные программы внеурочной дея-
тельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
УДК 378
Фиофанова Ольга Александровна
доктор педагогических наук Академия социального проектирования и управления инновациями, г. Ижевск
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ
В статье обосновываются основы организации социально-проектной деятельности в университетской среде, сформулированы подходы к реализации курса «Основы инновационного социального проектирования». Ключевые слова: университетская среда, социально-проектная деятельность, инновационное поведение.
Система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала.
Задача инновационного развития состоит в том, чтобы, не снижая в целом уровня социально-экономического потенциала хозяйствующих субъектов, найти и осуществить способы мобилизации источников объема инвестиций через деятельность ВУЗов.
Анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных данной проблематике, показал, что инновационная активность людей связана не только с развитыми интеллектуальными способностями, высоким коэффициентом ^, но и с так называемым инновационным потенциалом личности. Инновационный потенциал -это особый личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.
Результаты анализа современных социальных преобразований свидетельствуют, что определяющим условием формирования инновационной экономики становится инновационное развитие системы образования и, в первую очередь, университетов, играющих одну из важнейших ролей в создании и распространении произведенного знания посредством социально-проектной деятельности.
На основании вышесказанного можно сформулировать ряд актуальных исследовательских и образовательных задач деятельности ВУЗов:
1) исследовать сущность феноменов «социально-проектная деятельность», «университетская среда», «инновационный потенциал молодежи», обосновать их в категориях педагогических дефиниций;
2) выявить способы активизации инновационного потенциала молодёжи в современном университетском образовании посредством участия в социально-проектной деятельности;
3) разработать педагогические принципы, содержание, методы преподавания курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе;
4) обосновать показатели развития инновационного потенциала молодежи и диагностировать их динамику.
На основе комплекса методов: анализа фактологических и статистических материалов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), web-сайтов университетов, событийного анализа студенческих биографических web-дневников - Livejournal, видеозаписей событий социально-проектной деятельности в университетской среде, анализа продуктов творческой деятельности - социальных проектов, публицистических изданий студентов в постпроектной деятельности, анализа эксперимента по реализации учебного курса «Основы инновационного социального проектирования» в ВУЗе мы пришли к выводам, которые можно кратко сформулировать в тезисах:
1) университетская среда - модально это инновационно-ориентированная социально-педаго-
© Фиофанова О.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
119