Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников'

Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3400
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова А. П.

В статье раскрывается сущность внеурочной деятельности как одного из приоритетных условий формирования исследовательских умений обучающихся начальной школы в рамках новых образовательных стандартов. Определены задачи, решение которых в рамках внеурочной деятельности способствует формированию исследовательских умений обучающихся первой ступени обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников»

7. Серая Г.В. К вопросу о формировании профессионально важных компетенций будущих экономистов на занятиях естественно-математического цикла / Г.В. Серая // Новые технологии в образовании. - 2008. - № 3. - C. 76-79.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - № 2. - С. 58-64.

9. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002 - № 2. - С. 63-65.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Гладкова А.П.*

Средняя общеобразовательная школа № 78, г. Волгоград

В статье раскрывается сущность внеурочной деятельности как одного из приоритетных условий формирования исследовательских умений обучающихся начальной школы в рамках новых образовательных стандартов. Определены задачи, решение которых в рамках внеурочной деятельности способствует формированию исследовательских умений обучающихся первой ступени обучения.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала. Следовательно, происходящие глобальные изменения во всех сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, тех-

* Учитель начальных классов, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук.

нологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств, роли и значения исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Для российского образования характерны процессы качественного обновления содержания образовательных программ за счет перехода от усвоения суммы знаний, умений и навыков к поисковому мотивированному самообразованию учащихся и развитию исследовательской культуры ученика вне зависимости от возраста и школьной успешности. Таким образом, сознавая тот факт, что способность к исследовательской деятельности скорее не возникает, а исчезает с годами, главная задача современного образования сводится к определению путей трансформации процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских способностей.

В настоящее время современная школа переходит на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, писать, считать. Он должен освоить две группы новых умений. Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: умение решать творческие задачи, умение поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

Реализации целей современного начального образования наравне с ведущей учебной деятельностью способствует введенная в новый стандарт внеурочная деятельность школьников, объединяющая «все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [4].

Ежедневные двухчасовые занятия (из расчета 10 ч в неделю) согласно базисному учебному плану федерального государственного образовательного стандарта второго поколения используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Удельный вес в достижении личностных образовательных результатов приходится именно на внеурочную деятельность: ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов и его способности за пределами урока могут развиваться гораздо быстрее.

Раскрытию сущности внеурочной деятельности обучающихся направлены исследования Д.В.Григорьева, П.В.Степанова [1].

По мнению авторов, внеурочная деятельность объединяет «все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Этими педагогами раскрыт воспитательный потенциал внеурочной деятельности, определены и классифицированы ее воспитательные результаты, обосновано различие между результатом и эффектом этой деятельности.

Под результатом понимается то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, при прохождении туристического

маршрута школьник не только переместился в пространстве, преодолел сложности пути, но и приобрел определенное знание о себе и окружающих людях, прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата. Приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали формированию его компетентности.

Таким образом, по определению Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности». А влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка - это уже воспитательный эффект.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределены авторами по трем уровням.

Первый уровень результатов нацелен на приобретение школьниками социальных знаний (о формах поведения в обществе, общественных нормах), первичного понимания социальной реальности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с педагогами как значимыми для них носителями положительного социального знания и опыта. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми образовательными формами внеурочной деятельности с обучающимися 1 класса.

Второй уровень результатов предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к главным ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достижение этого уровня результатов возможно при условии взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы с использованием более сложных форм внеурочной деятельности во 2 и 3 классах начальной школы.

Третий уровень результатов предусматривает получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие обучающихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде имеет особое значение для достижения данного результата и обеспечивается самыми сложными формами деятельности с обучающимися 4 классов. Авторы рекомендуют подбирать такие формы деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня.

Как один из видов деятельности школьников, содействующий социализации обучающихся, развитию их творческих способностей, рассматривает внеурочную деятельность А.Л. Трофимова. В процессе многоплановой внеурочной деятельности, по мнению автора, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

В работах А.В. Иванова внеурочная деятельность трактуется как составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, ориен-

тированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных личностно-развивающих программ. Внеурочная деятельность в начальной школе, по мнению автора, позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Таким образом, опираясь на исследования ученых и собственный опыт, мы рассматриваем внеурочную деятельность как особый вид образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности.

В рамках нашего исследования представляет интерес научно-познавательное направление, особенно важное для обучающихся начальной школы, поскольку младший школьный возраст - период активного развития и формирования познавательных способностей ребенка. В возрасте 6-11 лет у детей развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, окружающем мире.

В исследованиях педагогов и психологов (А.В. Леонтович, Н.Е. Разагатова, Г.И. Осипова и др.) подчеркивается, что активизация личностного потенциала младшего школьника, способность к творческому нестандартному мышлению наиболее проявляются и успешно развиваются в разнообразной внеурочной деятельности, имеющей исследовательскую направленность [2, 3].

Внеурочная исследовательская деятельность младших школьников, по мнению А.И. Савенкова, позволяет раскрыть их способности, способствует формированию психологической и практической готовности к исследовательской работе и, в первую очередь, выработке исследовательских умений [5].

Таким образом, осуществленный анализ теоретических исследований подчеркивает важность формирования исследовательских умений младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Приобретение исследовательских умений в начальной школе должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности, расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Исходя из вышесказанного, внеурочная деятельность по формированию исследовательских умений на каждом году обучения младших школьников должна решать определённые задачи:

1 класс:

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели.

Для решения этих задач возможно использовать следующие формы и способы деятельности: изучение интересов учащихся, обучение составлению схем по определённым темам, понятиям, моделирование заданных объектов, экскурсии - наблюдения, экскурсии с целью сбора материала для исследования на занятии; создание проектов совместно с родителями для углубления и расширения знаний по пройденному материалу.

2 класс:

- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты; наблюдения по плану, проведение опытов совместно с учителем, мини-исследования, создание проектов под руководством взрослых. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие.

3 класс:

- обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;

- осознание логики исследования;

- развитие исследовательских умений;

- формирование умений целеполагания.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и самостоятельное решение школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. Целесообразно использование следующих форм и способов деятельности: экскурсии,

мини-доклады, эксперименты; учебная дискуссия, коллективное составление плана исследования, проведение опытов под руководством учителя, самостоятельное создание проектов по заданному плану, их защита.

4 класс:

- усвоение алгоритма ведения учебно-исследовательской деятельности;

- применение сформированных умений исследовательской деятельности на практике.

Данный этап можно считать заключительным в формировании основных умений учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Он предполагает самостоятельную деятельность учащихся, умение представить и защитить результат исследования, проект. Считаем необходимым применение следующих форм и способов деятельности: экскурсии, эксперименты, участие в научно-практических конференциях; самостоятельное составление плана и проведение исследования, самостоятельное проведение опытов и подведение итогов, самостоятельное создание проектов по собственному плану и публичная защита проекта. Решение поставленных задач по формированию исследовательских умений на первой ступени обучения к концу 4 класса позволит младшим школьникам научиться:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

- сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать, обобщать, использовать при выполнении своих проектов;

- строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информации различных источников;

- устанавливать причинно-следственные связи изменений, происходящих в окружающем мире; моделировать процессы, происходящие в окружающей действительности;

- обобщать наблюдения за интересующими объектами, формулировать выводы;

- систематизировать информацию на заданную тему, уметь публично представлять её, обобщать, делать выводы.

Таким образом, внеурочная деятельность, направленная на развитие исследовательских умений младших школьников позволяет раскрыть индивидуальные способности детей, дает возможность проявить творческую активность, самостоятельность, овладеть способами совместной деятельности, способствует личностному росту, развитию интеллектуально-творческого потенциала.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -М.: Просвещение, 2010. - С. 8-11.

2. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 48-63.

3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / Авт.-сост. Г. И. Осипова. - Волгоград, 2007. - С. 70.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

5. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования: автореф. дисс. ... д-ра психолог. наук / МГПУ - М., 2002. - 42 с.

ПРОЕКЦИЯ ИДЕЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ АППАРАТЕ

ПЕДАГОГИКИ1

© Кичева И.В.*, Неверова Т.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университетет,

г. Пятигорск

В статье анализируется современное состояние терминосистемы педагогической герменевтики, характеризуются основные идеи и принципы герменевтического подхода в педагогике. Исследуется круг терминов, сложившихся в русле герменевтического подхода, ряд терминов анализируется с точки зрения методологической и терминологической корректности.

Изменения в социокультурной, экономической и политической сферах обусловливают трансформации понятийно-терминологического аппарата педагогики. Период конца ХХ - первого десятилетия XXI века в педагогике характеризуется переосмыслением содержания базовых категорий и их соотношения в системе понятий, расстановкой новых смысловых акцентов в их дефинициях, стремлением к определению педагогического поиска в междисциплинарных направлениях и новых методологических подходах. Поскольку научно-педагогическое знание выражено в понятиях и терминах, то и динамика педагогической действительности и научной картины мира выражается в новых терминах. В этом смысле термины способны выполнять не только номинативную, но и функцию адаптивного прогнозирования (по выражению В.М. Полонского, функцию катализатора), привлекая внимание к понятию, «заставляя» научное сообщество таким образом разрабатывать по-

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (Проект N° 110600384а «Анализ трансформаций современного понятийно-терминологического аппарата российской педагогики»).

* Профессор кафедры Русской словесности, доктор педагогических наук, доцент.

* Преподаватель кафедры Русской словесности, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.