Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"'

Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3400
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФГОС НОО / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / RESEARCH ACTIVITY / TYPES AND STAGES OF RESEARCH ACTIVITY / FGOS NOO / METASUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко А.А.

В статье раскрываются теоретические особенности исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на освоение младшими школьниками окружающего мира во всем его многообразии через содержание изучаемого предмета, проектную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию диалектического мышления, умственных сил, осознанности знаний младших школьников, развивает аналитическое и логическое мышление обучающихся. Ее результатом становится формирование исследовательских умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of research activity of elementary young schoolchildren while learning the subject "The World Around"

The article highlights the theoretical features of research activity of young school children while learning the subject “The World around”. The Federal state educational standard of primary general education is focused on young schoolchildren learning the surrounding world in all its diversity, through the content of the subject, design and research activities. It promotes the development of dialectical thinking, mental strength, awareness of knowledge of young schoolchildren, develops analytical and logical thinking of elementary school children. It results in the formation of research skills.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"»

го тс

s X

g p empirical and mathematical research methods. The authors assessed the level of the educational independence of the schoolchild when they completed primary school s g and at the beginning of grade 5 and compared the results. It made possible to track ! s the dynamics of the development of the students' independence in the educational o i| environment and the presence or absence of work to ensure consistency in the educational _ ¥ process of studied schools.

Key words: educational independence of a student, continuity of education of an individual, consistency of education, educational process.

Kosikova Svetlana V. - postgraduate student at the Department of Pedagogy; senior teacher at the Department of Natural and Mathematical Education at Elementary School of Faculty of Pedagogics and Technique of Primary Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University

Kosolapova Larisa A. - Dr. Pedagogy Hab.; head at the Department of Pedagogy, Perm State Humanitarian Pedagogical University

А.А. Марченко

Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

В статье раскрываются теоретические особенности исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на освоение младшими школьниками окружающего мира во всем его многообразии через содержание изучаемого предмета, проектную и исследовательскую деятельность, которая способствует развитию диалектического мышления, умственных сил, осознанности знаний младших школьников, развивает аналитическое и логическое мышление обучающихся. Ее результатом становится формирование исследовательских умений и навыков. Ключевые слова: исследовательская деятельность, виды и этапы исследовательской деятельности, ФГОС НОО, метапредметные результаты.

ш о

Модернизация содержания образования в России способствует необходимости формирования у младших школьников познавательной активности, способности к самостоятельному достижению результата обучения в практической жизни.

Знания школьников о природных и общественных особенностях своего края и мира в целом являются, по существу, универсальной ценностью. g^g-Для создания глубоких теоретических знаний, интенсивной практической подготовки в настоящее время особую значимость приобретает исследовательская деятельность на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочное время.

Школьный предмет «Окружающий мир» обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами, интегрируя естественно-научные и общественные знания. Здесь закладываются основы формирования экологической и общей культуры, умения, связанные с использованием источников естественно-научной информации. Наряду с другими дисциплинами здесь формируются идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, мировоззрения и др. Как исследовательская область, предмет «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходящего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.

В качестве главного ориентира предусматривается формирование ключевых компетенций в следующих сферах:

- самостоятельная познавательная деятельность (основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);

- гражданско-общественная деятельность;

- социально-трудовая деятельность;

- бытовая сфера, в том числе аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.;

- культурно-досуговая деятельность. Данный подход к определению компетенций отвечает традиционным

ценностям отечественного образования [3].

Изучая рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планированием результатов начального образования, мы выделили, что изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

о

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционального осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; И к - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природным и культурным достояниям родной страны и всего человечества.

В целом это развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

В результате освоения курса обучающиеся должны овладеть следующими метапредметными результатами:

1) овладеть способностью поиска средств осуществления целей и задач учебной деятельности;

2) освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) использовать различные способы поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

4) освоить достоверные способы изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейного архива, от окружающих людей, в Интернете) [1].

Необходимо заметить, что ФГОС НОО ориентирован на освоение младшими школьниками окружающего мира во всем его многообразии, через содержание изучаемого предмета, проектную и исследовательскую деятельность. Каждый обучающийся с первых шагов пребывания в школе, уже подспудно, стремится к самостоятельному исследованию. Задача взрослых - помочь ему в этом, суметь направить, не отбить желание к поиску неведанного.

По словам А.И. Савенкова, исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [2].

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует, прежде всего, наличия у ребенка поисковой активности - мотивации, интереса поиска; дивергентного и конвергентного мышления - способности находить проблему, оценивать информацию; способности к выработке гипотезы и проведению элементарного эксперимента; умения делать определенные выводы и умозаключения.

Для развития у обучающихся начальной школы умений и навыков иссле- § .

довательской деятельности должны быть созданы определенные усло- ^ о вия. Одним из важнейших условий повышения эффективности обучения к

и решения вопроса помощи в самостоятельном поиске информации явля- го

I- 1т

ется организация и развитие исследовательских компонентов учебной дея- ^ о

2 го

тельности. га ^о.

Главное условие, по нашему мнению, это осуществление системной рабо- с 0 ты как на уроке, так и во внеурочной деятельности, возбуждающей интерес и мотивацию школьника. Задача учителя - создание творческой атмосферы, психологической обстановки, в которой он сможет вовремя распознать, увидеть и направить обучающихся на исследовательскую деятельность с учетом возрастных особенностей. Это должен быть посильный и интересный труд для обучающегося.

Особую роль в проведении различных видов исследований, безусловно, отводится учителю и родителям. Учитель является главенствующей фигурой, которая организует, направляет и контролирует все этапы исследовательской деятельности. С.Т. Шацкий выделял ряд требований к учителю: настраиваться на восприятие общих дел «глазами детей», подчиняться их решению, делать все вместе с детьми и на виду у них; проявлять терпимость, сострадание, ненавязчивое влияние через авторитет; быть интересным для учащихся и уметь передавать свои знания, увлечения, вкусы [4]. Выделим следующие функции учителя при организации исследовательской деятельности: мотивационная, управленческая, координирующая, консультативная, поддерживающая, коммуникативная.

Анализируя опыт учителей начальной школы, мы выделили тех из них, которым удалось создать «профессиональную копилку» - базу исследовательской деятельности, объединившую наработки проблемных задач, заданий, вопросов; разработки уроков и внеурочных мероприятий. Это учителя МБОУ СОШ № 16 Одинцовского района Московской области Анжелика Ивановна Ненно и Екатерина Михайловна Андреева. «Профессиональная копилка» состоит из трех основных разделов: методологического, содержательного и личного опыта. Для осуществления планомерной систематической исследовательской работы в младших классах этими учителями разработаны уроки на темы: «Что такое отходы?» (бытовые, промышленные, опасные, радиоактивные); «Чтобы не умножать мусор - его достаточно разделить»; «Вторая жизнь мусора»; «Сбережем планету вместе»; «Моя родословная»; «Города России: битва за Новороссийск»; «История народного костюма»; «Как добиться успеха?»; «Здоровое питание: составление меню школьника (составление здорового бутерброда)» и т.д.

^ тс

о 5

Организация исследовательской деятельности - это управленческий педагогический процесс, охватывающий методическое и ресурсное обеспечение, реализующий результаты проведенной работы, в ходе выполнения требований умения систематизировать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы.

Важными показателями в учебно-воспитательной работе являются различные виды и уровни освоения деятельности, которыми овладевают школьники. Мы выделяем три основных уровня организации исследовательской деятельности:

- первый уровень: учитель сам ставит проблему, решает ее путем постановки наводящих вопросов, переходящих в вывод;

- второй уровень: учитель сам ставит проблему, решение этой проблемы

оставляет обучающимся;

- третий уровень: постановка проблемы, ее решение и выводы - прерогатива обучающихся.

Всю исследовательскую деятельность младших школьников можно классифицировать по видам. Выделим наиболее характерные.

1. Исследовательская деятельность, раскрывающая различные аспекты содержания предмета «Окружающий мир» (информационный, игровой социальный, экологический, краеведческий).

2. По уровню интеграции (монопредметный, межпредметный, надпред-метный).

3. По количеству участников (коллективный, групповой, индивидуальный).

4. По продолжительности (мини-тип, средней продолжительности, долгосрочный).

5. По форме организации учебной деятельности (учебный и внеучебный).

6. По способу преобладающей деятельности (познавательный, творческий, практико-ориентированный).

7. По использованию средств обучения (печатный, наглядный, технический, компьютерный).

Формирование исследовательской деятельности проходит ряд этапов. Они отличаются от этапов учебной деятельности по своему логическому построению. Если в учебной логике мы наблюдаем расширение и углубление учебного содержания темы урока, то в исследовательской деятельности логика строится от полученного первоначального результата к конкретной задаче. Поэтому выполнение исследовательской задачи нацеливает обучающихся на системную работу. Для каждого этапа следует определенная ориентационная основа овладения младшими школьниками способами действий. Например, в первом классе учитель поддерживает

ш о

исследовательскую активность обучающихся, организует их по проблемным вопросам, учит наблюдать, ставить вопросы. Здесь используются такие методы и формы обучения, как диалог, создание проблемной ситуации, игры, экскурсии. Во втором классе у школьников появляются новые представления, формируются умения анализировать, дискутировать, усложняется исследовательская деятельность и переходит от групповой к индиви- g. ^ дуальной, активнее проявляется дифференцированный подход. В третьем и четвертом классах приходит осознание обучающимися замысла и логики исследования, мотива деятельности, значимости предстоящей работы, принятия решения о необходимости выполнения исследовательской деятельности. На данном этапе проводятся целые уроки-исследования, анкетирование среди родственников, одноклассников, небольшие эксперименты, активно используются информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах обучения учитель осуществляет консультацию обучающихся. Он стимулирует школьников, помогает выразить мысль, дает советы.

На этапе рефлексии формируются такие умения, как: определение логики выполнения задания; осуществление контроля исследовательских действий; одобрение или неодобрение позиции разных исследователей класса по данному вопросу; корректировка исследования (что получилось, каков вклад участников). В дальнейшем исследование оформляется и готовится к презентации.

Последний этап - презентативный, на котором осуществляется защита исследования. Обучающиеся включаются в дискуссию по обсуждению исследования, учатся конструктивно относиться к критическим замечаниям, признавать право на существование различных точек зрения, формируются ценностные ориентации (личные, общечеловеческие). Выполняя исследование, каждый обучающийся чувствует активность, гармонию с самим собой, особый интерес к предмету.

Таким образом, исследовательская деятельность - это мыслительно-эмоциональное освещение знаний. Ее психолого-педагогические и методические основы были заложены в работах А.А. Андреева, Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Казанцева, В.А. Крутецкого, А.В. Леонтовича, С.А. Рубинштейна, А.И. Савенкова и др. В исследованиях по методике обучения предмету «Окружающий мир» рассматриваются отдельные вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся с целью формирования системы пропедевтических знаний, исследовательских умений и навыков. На уроках предмета «Окружающий мир» элементы исследовательской деятельности основываются на познавательном интересе. Для ее полного осуществления и формирования исследовательских умений требуется

го тс

^ X

^ р дополнительное время. Исследовательская деятельность при изучении ! [5 предмета «Окружающий мир» - это социальный заказ общества и государ-^ § ства. Исследовательская деятельность в начальной школе проходит этап о. к становления и развития.

На наш взгляд, исследовательская деятельность - это все-таки прио-^ ритет старшего возраста. Но внедрение ее элементов в процесс обучения в начальной школе имеет место быть. К сожалению, он еще достаточно слабо освещен в научной литературе. У многих учителей возникают вопросы на предмет вынесения исследовательской деятельности в самостоятельный компонент или включения ее в качестве части проектной деятельности.

Изучение опыта работы учителей начальных классов показало, что организация исследовательской деятельности проходит, как правило, эпизодически. Одной из причин педагоги называют недостаточную подготовку по этому вопросу в университете. Среди форм организации исследовательской деятельности учителя назвали выполнение проблемных заданий, экскурсии, исследования на пришкольном участке, викторины, конкурсы. Большинство педагогов понимают значимость исследований для эффективности познавательной деятельности и формирования личности.

Исследовательская деятельность на уроках предмета «Окружающий мир» представляет собой творческое начало в самостоятельном активном поиске решения проблем познавательной деятельности за объектами природы с использованием краеведческого материала, формированием умений анализировать факты и явления природы и общества, выявление причинно-следственных связей. Она способствует развитию диалектического мышления, умственных сил, осознанности знаний младших школьников, развивает аналитическое и логическое мышление обучающихся. Ее результатом становится формирование исследовательских умений и навыков, что способствует реализации системно-деятельностного и личностно-ориенти-рованного подходов в обучении предмету «Окружающий мир».

Библиографический список

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. М., 2014.

3. Практикум по методике обучения географии: Учебное пособие для студентов вузов / В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто. М., 2010.

3. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2003.

4. Шацкая В.Н., Скаткин М.Н. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого. М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.