Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как средство развития социальной компетентности обучающихся'

Внеурочная деятельность как средство развития социальной компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЕXTRACURRICULAR ACTIVITY / SOCIAL COMPETENCE / SOCIALIZATION / CHEMICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова С. П.

В статье представлена программа внеурочной деятельности «Юный химик», способствующая формированию социальной компетентности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как средство развития социальной компетентности обучающихся»

УДК 372.854

Борисова С.П.

учитель химии высшей категории МАОУ СОШ №4 г.Новый Уренгой,

аспирант ТОГИРРО, Тюмень.

Внеурочная деятельность как средство развития социальной компетентности обучающихся

В статье представлена программа внеурочной деятельности «Юный химик», способствующая формированию социальной компетентности учащихся.

Ключевые слова; внеурочная деятельность, социальная компетентность, социализация, химический эксперимент

Keywords: ех1таситси1аг activity, social competence, socialization, chemical experiment.

Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения. Поэтому одна из ведущих задач моей педагогической деятельности - формирование социальной компетентности на всех уровнях образовательного процесса.

К составляющим социальной компетентности1 относят социальнокоммуникативную компетентность, а именно способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям. Формирование социальной компетентности на уроке путем развития коммуникативных универсальных действий с использованием цифровых и

'http://rae.ru/monographs/61-2394, Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

электронных образовательных ресурсов представлены мною в журнале «Химия в школе» (2013, №5).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации2.

Пояснительная записка

Химический кружок «Юный химик» предназначен для учащихся 7 классов с целью формирования общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; развития творческих задатков и способностей школьников. Именно этот период развития детей является наиболее подходящим для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации.

Присутствуя на занятиях кружка, учащиеся познакомятся с простейшими правилами техники безопасности, что заставит их более осторожно обращаться с веществами, широко применяемыми в быту.

Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Разнообразные формы способствуют формированию навыков работы в

2Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

группе, нахождения креативных способов решения проблемы, взаимодействия в коллективе.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать. На каждом занятии теория подкрепляется практикой, учащиеся сами проводят эксперименты.

Цель программы: развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

Основные задачи программы:

Обучающие: формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании; овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме.

Развивающие: создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, формирования познавательных жизненных ценностей в процессе практической деятельности.

Программа «Юный химик» основывается на принципах добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию); личностного подхода; адекватности по возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения

должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка); опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребёнка); доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка); последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность); научности (научная информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной); гуманистической направленности; системности; вариативности; успешности и социальной значимости.

Для реализации программы используем такие формы, методы и методические приемы обучения, которые: стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний (химический эксперимент, дидактические игры, учебные ситуации); способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть; обеспечивают формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей), развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).

Программа «Юный химик» строится на индивидуальной и групповой форме обучения. Поэтому используем методы обучения в группах: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия; креативные методы: метод придумывания, мозговой штурм.

Программа реализуется в течение одного учебного года, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе; о правилах конструктивной группо-

вой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и ее обработки.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):школьник может приобрести опыт общения; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

1. Изучение изменений в личности школьника - субъекта внеурочной

3

деятельности - методика диагностики личностного роста школьников .

2. Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников - методика изучения уровня развития детского коллектива, «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н.Лутошкиным); социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.

Учебно-тематический план

№ п/ п Тема Количество часов Количество часов по программе Тип занятия Форма методы

теория практи- ка

1 Предмет химии и методы ее изучения 3 2 5 Беседа, практическая работа, демонстрационные опыты, работа с коллекциями

2 Смеси веществ, их состав и способы разделения 2 4 6

3 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

3 Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту 1 3 4 Дискуссия, практическая работа, демонстрационные опыты

4 Химия и пища 6 6 практическая работа

5 Химия в быту 1 7 8 практическая работа, интернет-ресурсы

6 Химия лекарств 1 1 2

7 Ядовитые вещества и работа с ними 1 1 2

8 Итоговое занятии. 1 1 Презентация минипроектов

Итого 9 25 34

Список литературы

Научно-методическое обеспечение:

Методическая литература для педагога:

1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2011г.

2. Дидактические игры при обучении химии// Г.И.Штремплер, Г.А.Пичуга. - 2-ое изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2005. - 93

3. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб.пособие/О.С.Габриелян, А.К.Ахлебинин. - 25-ое изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 159.

Учебная литература для воспитанников:

1. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. _М.: Дрофа, 2006. - 430.

2. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты/Б.Боннет и Д.Кин; пер. с англ. Н.Харламовой. - М.:АСТ: Астрель, 2008. - 127.

Средства обучения:

•технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютер);

•методические (видео-, аудиозаписи, методические разработки);

•цифровая лаборатория Архимеда;

•химические реактивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.