УДК 372.854
Борисова С.П.
учитель химии высшей категории МАОУ СОШ №4 г.Новый Уренгой,
аспирант ТОГИРРО, Тюмень.
Внеурочная деятельность как средство развития социальной компетентности обучающихся
В статье представлена программа внеурочной деятельности «Юный химик», способствующая формированию социальной компетентности учащихся.
Ключевые слова; внеурочная деятельность, социальная компетентность, социализация, химический эксперимент
Keywords: ех1таситси1аг activity, social competence, socialization, chemical experiment.
Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения. Поэтому одна из ведущих задач моей педагогической деятельности - формирование социальной компетентности на всех уровнях образовательного процесса.
К составляющим социальной компетентности1 относят социальнокоммуникативную компетентность, а именно способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям. Формирование социальной компетентности на уроке путем развития коммуникативных универсальных действий с использованием цифровых и
'http://rae.ru/monographs/61-2394, Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
электронных образовательных ресурсов представлены мною в журнале «Химия в школе» (2013, №5).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации2.
Пояснительная записка
Химический кружок «Юный химик» предназначен для учащихся 7 классов с целью формирования общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; развития творческих задатков и способностей школьников. Именно этот период развития детей является наиболее подходящим для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации.
Присутствуя на занятиях кружка, учащиеся познакомятся с простейшими правилами техники безопасности, что заставит их более осторожно обращаться с веществами, широко применяемыми в быту.
Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Разнообразные формы способствуют формированию навыков работы в
2Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
группе, нахождения креативных способов решения проблемы, взаимодействия в коллективе.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать. На каждом занятии теория подкрепляется практикой, учащиеся сами проводят эксперименты.
Цель программы: развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
Основные задачи программы:
Обучающие: формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира в их сознании; овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие: создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, формирования познавательных жизненных ценностей в процессе практической деятельности.
Программа «Юный химик» основывается на принципах добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию); личностного подхода; адекватности по возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения
должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка); опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребёнка); доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка); последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность); научности (научная информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной); гуманистической направленности; системности; вариативности; успешности и социальной значимости.
Для реализации программы используем такие формы, методы и методические приемы обучения, которые: стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний (химический эксперимент, дидактические игры, учебные ситуации); способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть; обеспечивают формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей), развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).
Программа «Юный химик» строится на индивидуальной и групповой форме обучения. Поэтому используем методы обучения в группах: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия; креативные методы: метод придумывания, мозговой штурм.
Программа реализуется в течение одного учебного года, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе; о правилах конструктивной группо-
вой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и ее обработки.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):школьник может приобрести опыт общения; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
1. Изучение изменений в личности школьника - субъекта внеурочной
3
деятельности - методика диагностики личностного роста школьников .
2. Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников - методика изучения уровня развития детского коллектива, «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н.Лутошкиным); социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.
Учебно-тематический план
№ п/ п Тема Количество часов Количество часов по программе Тип занятия Форма методы
теория практи- ка
1 Предмет химии и методы ее изучения 3 2 5 Беседа, практическая работа, демонстрационные опыты, работа с коллекциями
2 Смеси веществ, их состав и способы разделения 2 4 6
3 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
3 Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту 1 3 4 Дискуссия, практическая работа, демонстрационные опыты
4 Химия и пища 6 6 практическая работа
5 Химия в быту 1 7 8 практическая работа, интернет-ресурсы
6 Химия лекарств 1 1 2
7 Ядовитые вещества и работа с ними 1 1 2
8 Итоговое занятии. 1 1 Презентация минипроектов
Итого 9 25 34
Список литературы
Научно-методическое обеспечение:
Методическая литература для педагога:
1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2011г.
2. Дидактические игры при обучении химии// Г.И.Штремплер, Г.А.Пичуга. - 2-ое изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2005. - 93
3. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб.пособие/О.С.Габриелян, А.К.Ахлебинин. - 25-ое изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 159.
Учебная литература для воспитанников:
1. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. _М.: Дрофа, 2006. - 430.
2. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты/Б.Боннет и Д.Кин; пер. с англ. Н.Харламовой. - М.:АСТ: Астрель, 2008. - 127.
Средства обучения:
•технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютер);
•методические (видео-, аудиозаписи, методические разработки);
•цифровая лаборатория Архимеда;
•химические реактивы.