Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
внеурочная деятельность / ранняя профориентация / младшие школьники / extracurricular activities / early career guidance / primary school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева А.В.

Актуальность ранней профессиональной ориентации обусловлена необходимостью формирования успешной личности с младшего школьного возраста. В современном мире быстро меняющихся профессий и требований рынка труда важно начинать формирование у детей интереса к различным профессиям с раннего возраста. Знакомство с различными профессиями способствует адаптации обучающихся в обществе, формированию у него ответственности за свой выбор и понимания значимости разных профессиональных ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS RESOURCE FOR EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The relevance of early professional orientation is due to the need to form a successful personality from primary school age. In today's world of rapidly changing professions and labor market requirements, it is important to begin forming children's interest in various professions from an early age. Familiarity with various professions contributes to the adaptation of students in society, the formation of responsibility for their choice and understanding of the importance of different professional roles.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

УДК 37

Журавлева А.В.

Томский государственный педагогический университет

(г. Томск, Россия)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация: актуальность ранней профессиональной ориентации обусловлена необходимостью формирования успешной личности с младшего школьного возраста. В современном мире быстро меняющихся профессий и требований рынка труда важно начинать формирование у детей интереса к различным профессиям с раннего возраста. Знакомство с различными профессиями способствует адаптации обучающихся в обществе, формированию у него ответственности за свой выбор и понимания значимости разных профессиональных ролей.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ранняя профориентация, младшие школьники.

На современном пути российского образования среди важнейших задач, обозначенных в «Послании президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию» от 1 марта 2018 г., ранняя профориентация школьников занимает одно из важных мест [1].

Современная начальная школа представляет собой уровень начального общего образования, который соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Это уникальный образовательный процесс, направленный не только на приобретение знаний, умений и навыков, но и на развитие компетенций.

Согласно Федеральной рабочей программе воспитания, которая является структурным элементом Федеральных образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования, младшие школьники должны приобретать опыт «трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности» [6].

Главной задачей преподавателя, который занимается профориентационной работой, является использование всех возможных воспитательно-образовательных методов, чтобы максимально приблизить учащихся к пониманию профессиональной деятельности, учитывая их возрастные особенности (любознательность, восприимчивость, эмоциональность).

С помощью активных методов профориентационной деятельности у младших школьников необходимо формировать ответственное отношение к труду, осознание его значимости в жизни человека и общества, понимание важности выбора профессии, а также развивать интерес к трудовой деятельности.

Внеурочная деятельность играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка через использование различных форм, методов, средств и технологий, отличающихся от классно-урочной системы. На наш взгляд, это создает уникальные возможности для внедрения профориентации младших школьников во внеурочную деятельность.

На внеурочных занятиях дети узнают о многообразии существующих профессий, которые можно представить в формате ролевых игр и сценок, а также через участие в различных конкурсах и мероприятиях. Важно привлекать к этим занятиям родных, которые могут прийти и рассказать о своих профессиях, тем самым вдохновляя детей на трудовую деятельность. Кроме того, приглашаются специалисты различных интересных профессий, чтобы поделиться тем, чем их работа полезна и увлекательна.

Основными формами развития ранней профессиональной ориентации у младших школьников являются беседа, экскурсия, встреча с людьми разных профессий, наблюдение, сюжетно-ролевая, дидактическая и театрализованная игра и т.д. Рассмотрим некоторые из данных форм подробнее.

Эффективной формой являются экскурсии на предприятия, мастер-классы с участием профессионалов, встречи с представителями различных профессий. Такие мероприятия позволяют младшим школьникам получить непосредственное представление о реальной трудовой деятельности. В ходе экскурсии на завод или в мастерскую дети могут увидеть, как производятся товары, какие навыки требуются для выполнения той или иной работы, и даже попробовать себя в некоторых видах деятельности. Это не только расширяет их кругозор, но и формирует у них понимание важности и значимости различных профессий.

Ролевые игры и интерактивные занятия также занимают важное место в системе профессиональной ориентации. В игровой форме дети могут попробовать себя в различных ролях: врачей, учителей, инженеров, художников и других. Игровая среда создает условия для формирования у детей интереса к труду, развивает их способность к самостоятельному принятию решений и стимулирует познавательную активность.

Методы практической деятельности, такие как изготовление поделок, участие в конкурсах и творческих выставках, помогают детям развить навыки ручного труда и творческие способности. Например, создание поделок из природных материалов или участие в школьной ярмарке позволяют детям не только проявить свои таланты, но и увидеть результаты своего труда, что мотивирует их на дальнейшее развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Президента Российской Федерации от 01.03.2018 г. б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства);

2. Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 "Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» [Электронный ресурс] -URL: http://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897;

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] -URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027;

4. Анисимова, Е.Г. Формирование ранней профессионализации младших школьников во внеурочной деятельности // Скиф. 2022. №4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ranney-professionalizatsii-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.07.2024);

5. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // URL: https://academprofi.ru/ob-akademii/publikacii-i-stati/uchebno-metodicheskoe-posobie-rannyaya-proforientaciya-detej-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta/ (Дата обращения: 20.08.2024)

Zhuravleva A.V.

Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia)

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS RESOURCE FOR EARLY PROFESSIONAL ORIENTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Abstract: the relevance of early professional orientation is due to the need to form a successful personality from primary school age. In today's world of rapidly changing professions and labor market requirements, it is important to begin forming children's interest in various professions from an early age. Familiarity with various professions contributes to the adaptation of students in society, the formation of responsibility for their choice and understanding of the importance of different professional roles.

Keywords: extracurricular activities, early career guidance, primary school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.