Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1885
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паламарчук Елена Васильевна

В жизни каждого ребенка рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?» Ребёнок «перебирает» все специальности, с которыми он сталкивается в жизни: учитель, продавец, парикмахер, библиотекарь, редактор, экскурсовод, врач, водитель. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать уже в начальной школе. В статье исследуется, анализируется, как заглянуть ребёнку в загадочный мир взрослых профессий, узнать о профессиях будущего на любом учебном предмете и во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFORIENTATION IN PRIMARY SCHOOL

In the life of every child, sooner or later the question arises: "What do I want to become when I grow up?" The child “goes through” all the specialties that he encounters in life: teacher, salesman, hairdresser, librarian, editor, guide, doctor, driver. Students should take the first steps in professional self-determination already in primary school. The article examines, analyzes how a child can look into the mysterious world of adult professions, learn about the professions of the future in any academic subject and after school hours.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

развитию звукового анализа, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, а сроки коррекционной работы сократятся.

При адекватной логопедической коррекции у детей с речевыми недостатками наблюдается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи детей и можно надеяться, что все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе, и не будут испытывать трудности в добукварном периоде обучения.

Список литературы /References

1. Баронова В.В. Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели. // Логопед в детском саду, 2012. № 3.

2. Бардалим В.В., Микляева Н.В. и др. Интернет-технологии как ресурс деятельности учителя-дефектолога. М.: Аркти, 2018.

3. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Паламарчук Е.В. Email: Palamarchuk6115@scientifictext.ru

Паламарчук Елена Васильевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 55, г. Иркутск

Аннотация: в жизни каждого ребенка рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?» Ребёнок «перебирает» все специальности, с которыми он сталкивается в жизни: учитель, продавец, парикмахер, библиотекарь, редактор, экскурсовод, врач, водитель. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать уже в начальной школе. В статье исследуется, анализируется, как заглянуть ребёнку в загадочный мир взрослых профессий, узнать о профессиях будущего на любом учебном предмете и во внеурочное время. Ключевые слова: профессиональная самоориентация, профессиональное портфолио.

PROFORIENTATION IN PRIMARY SCHOOL Palamarchuk E.V.

Palamarchuk Elena Vasilievna - primary school Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NUMBER 55, IRKUTSK

Abstract: in the life of every child, sooner or later the question arises: "What do I want to become when I grow up?" The child "goes through" all the specialties that he encounters in life: teacher, salesman, hairdresser, librarian, editor, guide, doctor, driver. Students should take the first steps in professional self-determination already in primary school. The article examines, analyzes how a child can look into the mysterious world of adult professions, learn about the professions of the future in any academic subject and after school hours. Keywords: professional self-orientation, professional portfolio.

УДК 373.3.37.048.45

Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего общается (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе.

Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с 1 класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.

При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги, классные часы и так далее).

Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классы: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека, детализировать базовые понятия о разных профессиях, предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к людям, ко всем профессиям без исключения;

2. Формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности;

3. Приучать выполнять свою работу качественно;

4. Развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах.

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час, экскурсия, беседа, проект, конкурс, игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты.

Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника.

Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе: «Какие врачи нам помогают?», «Моя мама учитель».

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают - всё это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.

Чем больше профессий знает младший школьник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках.

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Для наглядности приведу несколько примеров.

Математика. Задачи.

Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения.

Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее).

Окружающий мир.

Проект «Наши защитники», фотография «Мой папа в армии», рисунки «Профессия-космонавт» (рис. 1).

Рис. 1. Паламарчук Глеб, 11 лет

Также можно предложить подготовить рассказы о профессиях: военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских, а также о людях, обслуживающих газовые коммуникации и лифты многоквартирных домов,

Проект «Таланты и знаменитости», задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее).

Классные часы:

Тема «Наш край». Рассказать, кем можно работать в своем населенном пункте.

Тема «Хозяйство человека». Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие).

Тема «Откуда берется хлеб?». Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, пекари, упаковщики и так далее).

Тема «Дерево в жизни человека». Рассказ ученикам о разнообразии профессий в лесном хозяйстве (лесничий, егерь, инженер, лесоруб, лесозаготовитель, сортировщик древесины и прочие).

Тема «Счастливого пути!». Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД.

Тема «Виды промышленности». Знакомство школьников с разными отраслями промышленности (машиностроительная, добывающая, электроэнергетическая, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая.

Русский язык.

Изучение частей речи. Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5 -7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее).

Изучение словарных слов. В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) можно попутно знакомить детей с разными видами деятельности.

Изобразительное искусство.

Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре. Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.

Технология.

Темы, посвященные профессиям: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента.

Внеурочные занятия и мероприятия, внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно.

Особенно ученикам нравятся такие мероприятия:

1. Классный час «Кем работают мои родители?»,

2. Коллективная дискуссия «Кем быть?»;

3. Мини-спектакль «Хлеб в нашем доме»;

4. Встреча с родителями учеников «Моя мама врач», (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы);

5. Конкурсы рисунков: «Профессии папы и мамы»

6. Конкурс поделок: «Мой дед - мастер на все руки», «Моя бабушка -рукодельница»

7. «Ярмарка профессий»

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Для профессиональной ориентации младших школьников лучше всего использовать такие ролевые игры:

1. «Продавец-консультант» (на математике);

2. «Экскурсовод» (на окружающем мире);

3. «Редактор» (на русском языке);

4. «Библиотекарь» (на литературном чтении).

Особенно нравится игра «Я - учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя.

За неделю до Дня учителя проходит голосование, в результате которого учащиеся выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания.

Отдельного внимания заслуживает целый класс игра «Угадай профессию», которую можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках: «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией», «Профессия на букву ... » (кто назовет больше - тот и победил);

Коллективное оформление уголка профессии в классе. Материалы: тематическая литература, вырезки из газет, фотографии, связанные с определенной профессией, экскурсии на предприятия.

Проект «Профессиональное портфолио». Ведется учеником, который собирает для него интервью со своими родителями, газетные или журнальные вырезки, собственные письменные заметки и рисунки.

Портфолио периодически проверяется учителем на наличие в нем новых материалов. Просмотр видео о профессиях с последующим их обсуждением. Можно включать детям заранее подготовленный видеоматериал или, если в классе есть техническая возможность, смотреть его непосредственно в интернете. Детская литература о профессиях, отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста - качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведу несколько книг, которые могут понравиться школьникам. «Зачем? Отчего? Почему?» хорошо подходят учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям.

Например, в книге «Когда я вырасту, я буду строить дома» (с. 15) ребята Ира и Сережа готовятся к переезду в новую квартиру. Дом, где они будут жить, строят прямо у них на глазах. Вместе с ними школьники узнают о строительных профессиях, из каких материалов возводят многоэтажки и как сделать свое жилище красивым и комфортным.

Увлекательные рассказы в картинках «Портной», «Шофер», «Пекарь» помогают детям узнать, откуда берутся вещи, которые окружают их в повседневности. Книги дают возможность учащимся начальных классов заглянуть в загадочный мир взрослых профессий.

Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей», эта книга - не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее.

Рекомендуется дополнять чтение просмотром мультфильмов. Подводя итоги, цель профессиональной ориентации в 1-4 классах - подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

Профориентация в начальной школе, в основе которой лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учитель помогает детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Список литературы / References

1. Корзоватых А.Ю. Когда я вырасту, я буду строить дома. М. // Издательство

«Поляндрия», 2013. С. 60.

2. Карпова И.И. Пекарь. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 40.

3. Карпова И.И. Портной. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 30.

4. Карпова И.И. Шофёр. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 24.

5. Михалкова Е.И. Приключения Бабахина и его друзей. М. // Издательство

Навигатор», 2015. С. 144.

6. Варламова Д.А., Судаков Д.В. Атлас профессий будущего. М. // Издательтво

Интеллектуальная литература», 2019. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.