развитию звукового анализа, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, а сроки коррекционной работы сократятся.
При адекватной логопедической коррекции у детей с речевыми недостатками наблюдается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи детей и можно надеяться, что все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе, и не будут испытывать трудности в добукварном периоде обучения.
Список литературы /References
1. Баронова В.В. Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели. // Логопед в детском саду, 2012. № 3.
2. Бардалим В.В., Микляева Н.В. и др. Интернет-технологии как ресурс деятельности учителя-дефектолога. М.: Аркти, 2018.
3. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Паламарчук Е.В. Email: Palamarchuk6115@scientifictext.ru
Паламарчук Елена Васильевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 55, г. Иркутск
Аннотация: в жизни каждого ребенка рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать, когда вырасту?» Ребёнок «перебирает» все специальности, с которыми он сталкивается в жизни: учитель, продавец, парикмахер, библиотекарь, редактор, экскурсовод, врач, водитель. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать уже в начальной школе. В статье исследуется, анализируется, как заглянуть ребёнку в загадочный мир взрослых профессий, узнать о профессиях будущего на любом учебном предмете и во внеурочное время. Ключевые слова: профессиональная самоориентация, профессиональное портфолио.
PROFORIENTATION IN PRIMARY SCHOOL Palamarchuk E.V.
Palamarchuk Elena Vasilievna - primary school Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NUMBER 55, IRKUTSK
Abstract: in the life of every child, sooner or later the question arises: "What do I want to become when I grow up?" The child "goes through" all the specialties that he encounters in life: teacher, salesman, hairdresser, librarian, editor, guide, doctor, driver. Students should take the first steps in professional self-determination already in primary school. The article examines, analyzes how a child can look into the mysterious world of adult professions, learn about the professions of the future in any academic subject and after school hours. Keywords: professional self-orientation, professional portfolio.
УДК 373.3.37.048.45
Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего общается (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе.
Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с 1 класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.
При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги, классные часы и так далее).
Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.
Цели ранней профориентации школьников 1-4 классы: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека, детализировать базовые понятия о разных профессиях, предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.
Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к людям, ко всем профессиям без исключения;
2. Формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
3. Приучать выполнять свою работу качественно;
4. Развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления профессиями.
Формы профориентационной работы в 1-4 классах.
В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час, экскурсия, беседа, проект, конкурс, игра.
Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.
На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты.
Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника.
Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе: «Какие врачи нам помогают?», «Моя мама учитель».
Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают - всё это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.
Чем больше профессий знает младший школьник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.
Элементы профориентации на уроках.
В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Для наглядности приведу несколько примеров.
Математика. Задачи.
Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения.
Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее).
Окружающий мир.
Проект «Наши защитники», фотография «Мой папа в армии», рисунки «Профессия-космонавт» (рис. 1).
Рис. 1. Паламарчук Глеб, 11 лет
Также можно предложить подготовить рассказы о профессиях: военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских, а также о людях, обслуживающих газовые коммуникации и лифты многоквартирных домов,
Проект «Таланты и знаменитости», задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее).
Классные часы:
Тема «Наш край». Рассказать, кем можно работать в своем населенном пункте.
Тема «Хозяйство человека». Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие).
Тема «Откуда берется хлеб?». Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, пекари, упаковщики и так далее).
Тема «Дерево в жизни человека». Рассказ ученикам о разнообразии профессий в лесном хозяйстве (лесничий, егерь, инженер, лесоруб, лесозаготовитель, сортировщик древесины и прочие).
Тема «Счастливого пути!». Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД.
Тема «Виды промышленности». Знакомство школьников с разными отраслями промышленности (машиностроительная, добывающая, электроэнергетическая, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая.
Русский язык.
Изучение частей речи. Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5 -7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее).
Изучение словарных слов. В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) можно попутно знакомить детей с разными видами деятельности.
Изобразительное искусство.
Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре. Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.
Технология.
Темы, посвященные профессиям: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента.
Внеурочные занятия и мероприятия, внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно.
Особенно ученикам нравятся такие мероприятия:
1. Классный час «Кем работают мои родители?»,
2. Коллективная дискуссия «Кем быть?»;
3. Мини-спектакль «Хлеб в нашем доме»;
4. Встреча с родителями учеников «Моя мама врач», (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы);
5. Конкурсы рисунков: «Профессии папы и мамы»
6. Конкурс поделок: «Мой дед - мастер на все руки», «Моя бабушка -рукодельница»
7. «Ярмарка профессий»
Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).
Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Для профессиональной ориентации младших школьников лучше всего использовать такие ролевые игры:
1. «Продавец-консультант» (на математике);
2. «Экскурсовод» (на окружающем мире);
3. «Редактор» (на русском языке);
4. «Библиотекарь» (на литературном чтении).
Особенно нравится игра «Я - учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя.
За неделю до Дня учителя проходит голосование, в результате которого учащиеся выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания.
Отдельного внимания заслуживает целый класс игра «Угадай профессию», которую можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках: «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией», «Профессия на букву ... » (кто назовет больше - тот и победил);
Коллективное оформление уголка профессии в классе. Материалы: тематическая литература, вырезки из газет, фотографии, связанные с определенной профессией, экскурсии на предприятия.
Проект «Профессиональное портфолио». Ведется учеником, который собирает для него интервью со своими родителями, газетные или журнальные вырезки, собственные письменные заметки и рисунки.
Портфолио периодически проверяется учителем на наличие в нем новых материалов. Просмотр видео о профессиях с последующим их обсуждением. Можно включать детям заранее подготовленный видеоматериал или, если в классе есть техническая возможность, смотреть его непосредственно в интернете. Детская литература о профессиях, отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста - качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведу несколько книг, которые могут понравиться школьникам. «Зачем? Отчего? Почему?» хорошо подходят учащимся 1-2 классов. В них содержится занимательная информация о профессиях и сферах деятельности, структурированная по отраслям.
Например, в книге «Когда я вырасту, я буду строить дома» (с. 15) ребята Ира и Сережа готовятся к переезду в новую квартиру. Дом, где они будут жить, строят прямо у них на глазах. Вместе с ними школьники узнают о строительных профессиях, из каких материалов возводят многоэтажки и как сделать свое жилище красивым и комфортным.
Увлекательные рассказы в картинках «Портной», «Шофер», «Пекарь» помогают детям узнать, откуда берутся вещи, которые окружают их в повседневности. Книги дают возможность учащимся начальных классов заглянуть в загадочный мир взрослых профессий.
Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей», эта книга - не только сборник интересных историй для детей младшего школьного возраста, но и прекрасное пособие для взрослых. Она поможет дать доступные ответы на каверзные детские вопросы: откуда в лампочке берется свет, как строится дом, почему промышленность делят на легкую и тяжелую, зачем добывают полезные ископаемые и так далее.
Рекомендуется дополнять чтение просмотром мультфильмов. Подводя итоги, цель профессиональной ориентации в 1-4 классах - подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.
Профориентация в начальной школе, в основе которой лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учитель помогает детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.
Список литературы / References
1. Корзоватых А.Ю. Когда я вырасту, я буду строить дома. М. // Издательство
«Поляндрия», 2013. С. 60.
2. Карпова И.И. Пекарь. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 40.
3. Карпова И.И. Портной. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 30.
4. Карпова И.И. Шофёр. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 24.
5. Михалкова Е.И. Приключения Бабахина и его друзей. М. // Издательство
Навигатор», 2015. С. 144.
6. Варламова Д.А., Судаков Д.В. Атлас профессий будущего. М. // Издательтво
Интеллектуальная литература», 2019. С. 68.