Научная статья на тему 'Исследование современных тенденций решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы'

Исследование современных тенденций решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / сельскохозяйственные профессии / интерес к сельскохозяйственным про-фессиям / развитие интереса младших школьников к сельскохозяйственным профессиям / primary school students / agricultural professions / interest in agricultural professions / development of primary school students’ interest in agricultural professions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Добрыгина Елена Александровна, Пелевина Ульяна Витальевна

В статье обоснована актуальность проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы, вызванная необходимостью воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения и стремления заниматься профессиональной деятельностью в сфере сельского хозяйства. Показано, что именно сельское хозяйство поможет человечеству избежать глобального голода и задуматься о том, как сохранить и развить сельско-хозяйственную отрасль, грамотно и экологично переработать её отходы. Авторами данной статьи представлена характеристика результатов исследования современных тенденций решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы. С этой целью были подобраны сценарии решения обозначенной проблемы, представленные действующими учителями Российской Федерации и бывших союзных республик, отвечающие следующим критериям: четко обозначенный перечень сельскохозяйственных профессий, с которыми педагоги знакомят детей; оригинальный набор педагогических инструментов; характерные признаки, отличающие тот или иной сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы; актуальность предлагаемого сценария (материал сценария не должен быть старше 10 лет). Результаты проведенного теоретико-педагогического анализа, освещающие современные тенденции решения представленной проблемы, в совокупности могут составить соответствующее методическое сопровождение рассматриваемого процесса и стать основаниями для разработки платформы различных образовательных продуктов, способствующих повышению эффективности процесса развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Добрыгина Елена Александровна, Пелевина Ульяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of current trends in solving the problem of developing interest in agricultural professions among primary school students

The article substantiates the relevance of the problem of developing interest in agricultural professions among primary school students, caused by the necessity to educate the younger generation to respect and strive to engage in professional activities in the field of agriculture. It is shown that agriculture will help humanity avoid global hunger and think about how to preserve and develop the agricultural industry, competently and environmentally recycle its waste. The authors analyze the results of current problem-solving trends of developing interest in agricultural professions among primary school students. The authors have chosen the scenarios for solving the identified problem presented by teachers of the Russian Federation and former Soviet republics meeting the following criteria: a clearly defined list of agricultural professions; an original set of pedagogical tools; characteristic features distinguishing one or another scenario for solving the research problem; the relevance of the pro-posed scenario (the material of the scenario should not be older than 10 years). The results of the theoretical and pedagogical analysis highlighting the current trends in solving the problem under consideration can form an appropriate methodological support for the process under consideration and become the basis for developing a platform of various educational products that enhance the effectiveness of the process of developing interest in agricultural professions among primary school students.

Текст научной работы на тему «Исследование современных тенденций решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы»

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 43-50 --- ♦ ----

УДК 37.047 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_43

Наталья Сергеевна Стерхова, Елена Александровна Добрыгина, Ульяна Витальевна Пелевина

г. Шадринск

Исследование современных тенденций решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы

В статье обоснована актуальность проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы, вызванная необходимостью воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения и стремления заниматься профессиональной деятельностью в сфере сельского хозяйства. Показано, что именно сельское хозяйство поможет человечеству избежать глобального голода и задуматься о том, как сохранить и развить сельскохозяйственную отрасль, грамотно и экологично переработать её отходы. Авторами данной статьи представлена характеристика результатов исследования современных тенденций решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы. С этой целью были подобраны сценарии решения обозначенной проблемы, представленные действующими учителями Российской Федерации и бывших союзных республик, отвечающие следующим критериям: четко обозначенный перечень сельскохозяйственных профессий, с которыми педагоги знакомят детей; оригинальный набор педагогических инструментов; характерные признаки, отличающие тот или иной сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы; актуальность предлагаемого сценария (материал сценария не должен быть старше 10 лет). Результаты проведенного теоретико-педагогического анализа, освещающие современные тенденции решения представленной проблемы, в совокупности могут составить соответствующее методическое сопровождение рассматриваемого процесса и стать основаниями для разработки платформы различных образовательных продуктов, способствующих повышению эффективности процесса развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: младший школьник, сельскохозяйственные профессии, интерес к сельскохозяйственным профессиям, развитие интереса младших школьников к сельскохозяйственным профессиям.

Natalia Sergeevna Sterkhova, Elena Alexandrovna Dobrygina, Ulyana Vitalievna Pelevina

Shadrinsk

Research of current trends in solving the problem of developing interest in agricultural

professions among primary school students

The article substantiates the relevance of the problem of developing interest in agricultural professions among primary school students, caused by the necessity to educate the younger generation to respect and strive to engage in professional activities in the field of agriculture. It is shown that agriculture will help humanity avoid global hunger and think about how to preserve and develop the agricultural industry, competently and environmentally recycle its waste. The authors analyze the results of current problem-solving trends of developing interest in agricultural professions among primary school students. The authors have chosen the scenarios for solving the identified problem presented by teachers of the Russian Federation and former Soviet republics meeting the following criteria: a clearly defined list of agricultural professions; an original set of pedagogical tools; characteristic features distinguishing one or another scenario for solving the research problem; the relevance of the proposed scenario (the material of the scenario should not be older than 10 years). The results of the theoretical and pedagogical analysis highlighting the current trends in solving the problem under consideration can form an appropriate methodological support for the process under consideration and become the basis for developing a platform of various educational products that enhance the effectiveness of the process of developing interest in agricultural professions among primary school students.

Keywords: primary school students, agricultural professions, interest in agricultural professions, development of primary school students' interest in agricultural professions.

Введение. Учеными XXI столетия доказано, что к 2050 году население планеты Земля может увеличиться примерно на два миллиарда человек, что вызывает необходимость решения вопросов обеспечения продовольствием жителей земного шара. Во избежание глобального голода человечеству уже сейчас необходимо задуматься не только о том, как сохранить и развить сельскохозяйственную отрасль, грамотно и экологично переработать её отходы, но и воспитать у подрастающего поколения

уважительное отношение и стремление заниматься профессиональной деятельностью в данной отрасли [9]. Решение вопросов воспитания и уважительного отношения к сельскохозяйственному труду и его представителям, а также стремления заниматься профессиональной деятельностью в данной сфере человеческого труда находится в компетенции общеобразовательной школы, о чем свидетельствуют исследования

Р.А. Варфоломеевой, Н.А. Ротовой [1],

JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2024, no 1(61),

Е.И. Головаха [2], Т.Л. Денисовой [3], Т.В. Тамбовкиной [12], М.А. Штурмак [15] и других.

Применительно к младшему школьному возрасту, мы обратили внимание на наработки в указанной области исследования, предлагаемые такими педагогами, как Г.Н. Дубинкина [4], С.И. Лукашова [6], Н.В. Парфирьева [7], А.С. Ступак [11], Л.Д. Чорбаджи [14] и других.

В качестве цели исследования мы обозначили изучение современных тенденций развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальных школ сельской местности. Для исследования были подобраны сценарии решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, представленные действующими учителями Российской Федерации и бывших союзных республик. Критериями отбора подобных материалов стали: четко обозначенный перечень сельскохозяйственных профессий, с которыми педагоги знакомят детей; оригинальный набор педагогических инструментов; характерные признаки, отличающие тот или иной сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у

обучающихся начальной школы; актуальность предлагаемого сценария (материал сценария не должен быть старше 10 лет).

Исследовательская часть. Согласно логике данного исследования, в первую очередь необходимо охарактеризовать понятие «сценарий», приемлемое для контекста данной работы. Опираясь на материалы исследования Н.С. Стерховой, О.Н. Лазенюк, У.В. Пелевиной, под сценарием мы понимаем одну из возможных многочисленных вариаций применения определенной совокупности способов, средств и форм, необходимую для решения той или иной образовательной задачи [10, С. 59-66].

Итак, первым сценарием решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, соответствующим обозначенным критериям отбора, стал сценарий, разработанный Г.Н. Дубинкиной. Решение данной проблемы она предлагает осуществлять в аспекте развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у младших школьников во внеурочной деятельности [4]. В частности, педагог предлагает использовать для развития данного вида интереса у учащихся младших классов такой формат, как классный час «В мире профессий. Профессии людей села». В перечень сельскохозяйственных профессий, с которыми педагог знакомит детей в ходе данного мероприятия, включает такие, как тракторист, агроном, комбайнер, садовник, доярка, свинарка, овощевод, мельник и другие. В качестве педагогических инструментов Г.Н. Дубинкина предлагает следующие: создание учебной ситуации с помощью чтения стихотворений и загадок, работа с карточками

(составление слов, обозначающих различные сельхозпрофессии), рассматривание картинок с изображениями представителей различных профессий и составление характеристик их трудовой деятельности, игры («Доскажи словечко», «Чудо-мешок», «Что перепутал художник?») и т.д. [4].

Характерные признаки, отличающие сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы, предлагаемый Г.Н. Дубинкиной: организация и проведение подобных мероприятий в непринуждённой форме, что позволяет «подогреть» интерес детей к той или иной профессии; формирование у детей представлений о широком спектре профессий, не связанных с сельским хозяйством, но присутствующих в жизни села; изучение специфики профессий в тесной взаимосвязи и др. [4].

Следующим в решении проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, отвечающим

соответствующим критериям отбора, стал не менее ценный для нашего исследования сценарий, предлагаемый С.И. Лукашовой. Для решения вопроса развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников С.И. Лукашова разработала и представила узкопрофильную программу внеурочной деятельности по ознакомлению обучающихся 1 -4 классов с профессией агронома [6]. В данной программе С.И. Лукашова представила план мероприятий практической направленности, характеризующих приобщение учащихся младших классов к элементарной агрономической деятельности. Примерами видов указанной деятельности могут выступить выращивание фасоли в искусственных условиях, выращивание цветов в естественных условиях, работу в теплице, подготовка почвы к посадке и посадка семян, удаление сорняков, уборка территории школьного двора и т.д.

Для учащихся разных классов начальной школы программой предусмотрены различные виды элементарной агрономической

деятельности, осваиваемой детьми по принципу «от простого к сложному» [6]. Кроме того, С.И. Лукашова включает в свою программу разные форматы мероприятий, формирующих у детей интерес к профессии агронома. Перечень таких мероприятий составляют: экскурсии на пришкольный участок; наблюдения за всходом семян, ростом, развитием и плодоношением растений, а также их заболеваниями и лечением; ведение дневника юного агронома; оформление выставки «Дары осени»; сбор сухоцветов; составление икебан из выращенных цветов; сбор лекарственных трав; конкурсы на лучший букет и лучший выращенный овощ и т.д.

Среди характерных признаков, отличающих сценарий решения вопросов развития интереса к

сельскохозяйственным профессиям у

обучающихся начальной школы, предлагаемый С.И. Лукашовой, стоит выделить следующие:

1) при разработке данной программы автор использовала опыт И.Г. Майоровой, В.И. Романиной, Д.М. Тарнопольского, А.М. Гусаковой, разработавших и представивших в конце 70-х годов XX-го века программу по трудовому обучению младших школьников, включающую раздел «Сельскохозяйственный труд» [13]. Данная программа не только получила большую популярность во всех школах Советского Союза, но и стала залогом успешности профессионального ориентирования младших школьников в сфере сельхозпрофессий;

2) включение детей младшего школьного возраста в разнообразные виды сельскохозяйственной деятельности практико-ориентированной направленности гарантирует не только формирование интереса и уважения к сельхозпрофессиям, но и воспитание любви к природе, формирование бережного отношения к продуктам сельскохозяйственного труда, развитие экологического мышления, умение работать в коллективе и т.д.; 3) сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы С.И. Лукашовой максимально учитывает специфику младшего школьного возраста, проявляющуюся в высокой степени сензитивности, стремлении активно познавать окружающий мир, позитивной мотивации к проведению опытнической работы и т.д.

Далее рассмотрим сценарий решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников Н.В. Парфирьевой. В качестве формата своего сценария Н.В. Парфирьева предлагает методическую разработку классного часа, целью которого является ознакомление младших школьников с разными сельскохозяйственными профессиями и их атрибутами [7]. Для проведения мероприятия Н.В. Парфирьева использует ролевую игру, участниками которой являются тракторист, комбайнёр, овощевод, доярка, пастух и др. В ходе данной игры дети не только знакомятся с содержанием и особенностями деятельности людей,

реализующих рассматриваемые профессии, но и получают знания о профессиональных образовательных организациях, где можно получить данные профессии.

Характерные признаки, отличающие сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у

обучающихся начальной школы, предлагаемый Н.В. Парфирьевой, отражаются через следующие аспекты: 1) ролевая игра - максимально доступная форма для «проживания» детьми младшего школьного возраста

сельскохозяйственных профессий; 2) в ходе данной ролевой игры дети знакомятся в тесной взаимосвязии и взаимозависимости мира сельхозпрофессий и природы (например, уборка урожая возможна при хорошей погоде; уход и обработка земли позволяют собрать хороший урожай; если человек села не любит свою профессию, его не любят растения и животные; человек села отличается большой любовью к животным, растениям, земле и т.д.); 3) подобные мероприятия носят не только дидактический характер, но и обладают большим воспитательным потенциалом, прививая детям любовь к природе, формируя осознание важности созидательного труда в любой профессиональной деятельности, актуализируя житейский опыт учащихся; 4) применение в ходе ролевой игры обширной подборки веселых и полезных стихов и загадок о труде, мастерстве и профессиях оказывает неоценимую помощь педагогам в осуществлении профориентации детей младшего школьного возраста [7].

В свою очередь, сценарий решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, предлагаемый А.С. Ступак, заинтересовал нас тем, что педагог, разрабатывая его, исходила из понимания того, что сельское хозяйство находится на этапе возрождения и остро нуждается в специалистах. Поэтому у сельских школьников необходимо уже на ранних этапах обучения в начальной школе формировать интерес к профессиям, реализуемым в сельской местности и связанным с растениями, животными и работой с землей. Данный сценарий способствует тому, что уже в начальной школе закладываются основы представлений о специфике сельскохозяйственных профессий и прививается любовь к сельскохозяйственному труду. В будущем это может помочь школьникам выбрать для профессиональной реализации одну из сельскохозяйственных профессий [11].

Реализуя свой сценарий решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников Приднестровья, А.С. Ступак предлагает авторскую методическую разработку, посвященную ознакомлению детей с сельскохозяйственными профессиями,

расширению знаний о труде в селе, а также развитию познавательного интереса к сельхозпрофессиям и формированию уважения к людям сельскохозяйственного труда. В основу данной разработки А.С. Ступак положены материалы, характеризующие ознакомление младших школьников с профессиями тракториста, комбайнёра, агронома и т.д. В игровой форме у детей формируются представления о технике, на которой работают представители данных профессий, специфике деятельности в полеводческих условиях, а также их важных профессиональных качествах. Кроме

JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2024, no 1(61) ---- ♦

того, в своей методической разработке А.С. Ступак демонстрирует методику ознакомления младших школьников с такими профессиями, как фермер, птичница, механизатор, шофер и т.д.

Выделяя характерные признаки, отличающие сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы, предлагаемый А.С. Ступак, акцентируем внимание на следующих из них: 1) в качестве педагогического инструментария развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у младших школьников А.С. Ступак применяет загадки, увлекательные рассказы о профессиях, пение и чтение произведений народного фольклора, рассказы учеников о профессиях родителей, посвятивших свой труд сельскому хозяйству; 2) формами работы детей на мероприятии являются работа в парах, командная работа, индивидуальная работа и т.д.; 3) интересный формат рефлексии, в ходе которой детям раздаются рисунки колосков и дается 2-3 минуты на мысли о сельхозпрофессиях, которые они должны записать на рисунках-колосках. Результатом подобной работы является создание поля «мыслей-колосков» о труде людей, живущих и работающих в сельской местности; 4) занятие прививает любовь детей к родному селу; 5) данное мероприятие выстроено на материалах тружеников сельского хозяйства Приднестровья [11].

Интересным для нашего исследования стал также сценарий решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, предлагаемый Л.Д. Чорбаджи. Её сценарий ориентирован на решение нескольких задач: расширение кругозора и обогащение словарного запаса обучающихся в сфере сельскохозяйственных профессий; формирование у детей младшего школьного возраста устойчивых интересов к сельскохозяйственной профессиональной деятельности; воспитание гордости и уважения к труду людей разных профессий сельского хозяйства [14].

С целью реализации предложенного сценария развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников автор предлагает конструкт познавательно-практического мероприятия, в ходе которого детям предлагается рассмотреть профессии доярки, комбайнера, фермера, овощевода, животновода, пчеловода, садовода и т.д. Кроме того, педагог погружает детей в сферу сельского хозяйства, как неотъемлемую отрасль производства, связанную с работой с землей и на земле, а также выращиванием животных и растений и уходом за ними.

Используя оригинальное сочетание педагогических инструментов, Л.Д. Чорбаджи включает в канву мероприятия загадки-рифмовки и иллюстрации, формируя у детей представления о понятиях данных профессий, внешнем виде их представителей, функциональных трудовых

обязанностях и т.д. В итоге дети приходят к умозаключению, согласно которому

представители данных профессий относятся к типу «человек-природа», связанных с изучением природы, с профилактикой болезней растений и животных, их лечением, с уходом за растениями и животными. Кроме того, дети приходят к пониманию того, что предметом трудовой деятельности данного типа профессий является живая и неживая природа. Оправданным также является применение игрового метода. В частности, педагог предлагает детям такие игры, как «Определи слово или словосочетание, связанное с сельхозпрофессией», «Буква-профессия», «О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?», «По карточкам со словами угадайте профессию» [14]. Игры, по мнению Л.Д. Чорбаджи, не только существенно облегчают детям запоминание спектра сельскохозяйственных профессий, но и позволяют запоминать их написание, а также расширять фольклорный кругозор [14].

Таким образом, проведённый анализ позволил нам выделить ряд характерных признаков, отличающих сценарий решения вопросов развития интереса к

сельскохозяйственным профессиям у

обучающихся начальной школы, предлагаемый Л.Д. Чорбаджи: 1) формирование у младших школьников представлений о понятиях сельскохозяйственных профессий, внешнем виде их представителей, функциональных трудовых обязанностях и т.д.; 2) включение в спектр осваиваемых младшими школьниками профессий таких, как: доярка, тракторист, комбайнер, фермер, овощевод, животновод, пчеловод, садовод и т.д.; 3) использование в качестве педагогического инструментария загадок-рифмовок и иллюстраций, различных вариаций игр, ориентированных на запоминание названий сельскохозяйственных профессий, их написание и расширение фольклорного кругозора; 4) использование материалов дидактического характера о сельском хозяйстве Приднестровья и т.д.

Далее рассмотрим сценарий решения проблемы развития интереса к

сельхозпрофессиям у младших школьников, прошедший апробацию и транслируемый педагогом начальной школы О.В. Ищук [5]. Форматом представления данного сценария является курс внеурочной деятельности. Приоритетными задачами реализации указанного сценария решения обозначенной проблемы автор ставит следующие: воспитание интереса к сельскохозяйственным профессиям; уважение к людям труда; воспитание любви к природе. В основу работы, направленной на развитие у младших школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям, О.В. Ищук кладет индуктивный метод. Так, знакомство детей

с сельхозпрофессиями педагог осуществляет с помощью метода демонстрации продуктов, которые она приобрела в магазине. Тем самым, учитель успешно создает учебную ситуацию, для решения которой детям необходимо пройти своеобразный квест. В качестве педагогических инструментов, необходимых для ознакомления младших школьников с сельскохозяйственными профессиями, О.В. Ищук использует загадки; создание ситуации, максимально приближенной к реальным условиям труда; игра «Правда ли?», игра «Ярмарка», игра «Скажи, кто это делает?» и др. Применение подобных методов оправданно с точки зрения эффективности процесса развития у младших школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям.

Например, знакомство с профессией пастуха педагог связывает со спецификой и объектами его деятельности: он пасёт или стадо коров, или отару овец. Также учитель обращает внимание на профессиональные качества, необходимые человеку данной профессии, среди них: высокая концентрация внимания, сила, способность к быстрому счету, наблюдательность, хорошая память, ответственность. В свою очередь, при знакомстве детей с профессией доярки обращается внимание на то, что представительницы данной профессии, как правило, женщины. Они должны обладать такими качествами, как готовность рано вставать; уметь доить коров как вручную, так и специальными доильными аппаратами; доброта, любовь к животным, ласка; способность давать ласковые имена коровам и телятам (Зорька, Бурёнка, Красавка). Учитель также формирует у детей представления о том, что доярка имеет специализацию «телятница» - специалист, ухаживающий за телятами. Обязательно педагог подчёркивает, что труд у доярок очень тяжелый и нужный и т.д. [5].

Обобщив результаты проведенного анализа, можно выделить ряд характерных признаков, отличающих сценарий решения вопросов развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы О.В. Ищук, среди них: 1) в спектр сельскохозяйственных профессий, с которыми нужно знакомить детей младшего школьного возраста, следует включать такие, как: телятница, птичница, доярка, свинарка, тракторист, комбайнер, пастух и др.; 2) с детьми нужно детально рассматривать не только атрибуты той или иной профессии (спецодежда; технические средства, облегчающие труд; орудия труда и мн.др.), но и объекты их деятельности (свинарка -свиньи и поросята; трактористы - различные модификации тракторов, птичница - разные породы птицы и т.д.). Кроме того, обязательно следует знакомить младших школьников с профессионально важными качествами, необходимыми представителям той или иной профессии; 3) выбор педагогических

инструментов, необходимых для реализации обозначенного процесса должен быть тщательным и соответствовать возрасту и возрастным особенностям детей. В частности, эффективными методами, необходимыми для развития у младших школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям, могут стать индуктивный метод, демонстрация продуктов, приобретенных в магазине; квест и т.д.

Финальным сценарием решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, попавшим в поле нашего научного зрения, стал сценарий, освещающий один из аспектов решения указанной проблемы путем организации внеурочной деятельности младших школьников, выстроенной на основе агротехнологического обучения и

представленный Т.Ю. Поповой [8].

Автор данного сценария решения исследуемой нами проблемы основывается на том, что в сельской школе задача подготовки учащихся к жизни должна быть связан с воспитанием у них высокой сознательности, любви к земле, глубоким пониманием значения сельскохозяйственного труда, развитием интереса к профессиям сельскохозяйственного производства. Целью представленной Т.Ю. Поповой технологии агротехнологического обучения, реализуемой в рамках внеурочной деятельности младших школьников, является внедрение начальных понятий агрономии и животноводства и подготовка младших школьников сельской школы к предстоящей взрослой жизни.

Предлагаемая Т.Ю. Поповой технология агротехнологического обучения выстраивается в 4 этапа:

1 этап - 1 год обучения (1 класс) «Цветы вокруг нас» (цель данного этапа - формирование у учащихся сельской школы знаний о декоративном цветоводстве, фитодизайне, аранжировке и включение их в деятельность по уходу за цветами на пришкольном участке.);

2 этап - 2 год обучения (2 класс) «Зверье мое» (цель данного этапа - формирование у детей значимости животных как части экологической культуры, расширение знания, умения и навыка в области естественных наук и разнообразии животного мира;

3 этап - 3 год обучения (3 класс) «Витаминные друзья» (цель этапа - содействие самореализации личности воспитанников посредством основ овощеводства);

4 этап - 4 год обучения (4 класс) «Я -будущий труженик села» (цель этапа -формирование у обучающихся взаимосвязанных знаний в отраслях животноводства, растениеводства и овощеводства) [8]. Организационно -деятельностная составляющая сценария Т.Ю. Поповой реализуется с помощью следующего педагогического инструментария:

JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2024, no 1(61) ---- ♦

показ презентаций, видеофильмов,

мультфильмов; организация конкурсов рисунков, фотографий, поделок; экскурсии (в музеи, подсобные хозяйства частных жителей); работа с родителями (игры, викторины, конкурсы); опытно-практические работы; участие в научно-практических конференциях, в интернет-конкурсах [8].

Подводя итоги анализа сценария решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, предлагаемого Т.Ю. Поповой, можно выделить ряд характерных признаков, отличающих данный сценарий от рассмотренных в нашем исследовании: 1) процесс агротехнологического обучения младших школьников выстраивается поэтапно, при этом каждый этап соответствует определённому году обучения в начальной школе; 2) в содержание агротехнологического обучения входят основные аспекты, отражающие жизнь и профессии села: ознакомление и уход за цветами на пришкольном участке; 3) ознакомление и помощь в элементарном уходе за животными села; приобщение детей к деятельности по выращиванию овощей; 4) интеграция полученных знаний и умений в области выращивания и ухода за растениями и животными; 5) освоение младшими школьниками содержания

агротехнологического обучения целесообразно осуществлять во внеурочное время.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют выделить следующие современные тенденции решения проблемы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у обучающихся начальной школы:

1) на фоне решения проблем сохранения и развития сельскохозяйственной отрасли, грамотной и экологичной переработки её отходов в педагогической среде актуализируется задача воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения и стремления заниматься профессиональной деятельностью в данной отрасли уже на этапе обучения детей в начальной школе, что делает актуальным вопросы развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у младших школьников среди учителей сельских школ России и ближнего зарубежья;

2) решение задачи развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у младших школьников в педагогической среде достигается за счет использования различных форматов профессионально-педагогической деятельности, носящих развивающий, досуговый, воспитательный характер: различные формы организации внеурочной деятельности, реализуемые системно (в рамках программ кружков, факультативов, циклов мероприятий и т.д.); отдельные профессионально-

ориентированные мероприятия внеурочной деятельности; мероприятия воспитательной работы и т.д.;

3) организационно-деятельностный аспект процесса развития интереса к сельскохозяйственным профессиям у младших школьников включает соответствующий настоящему времени педагогический инструментарий: 1) методы работы - беседы, трудовые поручения, чтение художественной литературы, игры разных видов; 2) формы работы - разноформатные экскурсии (реальные, виртуальные, смешанные), практико-ориентированные формы (проращивание семян, посадка и поливка рассады, уход за растениями и т.д.), разные формы учебно-исследовательской работы и т.д.; 3) в отдельных случаях педагоги актуализируют программы по трудовому обучению, применяемые в конце 70-х годов XX-го века (например, программу по трудовому обучению младших школьников, включающую раздел «Сельскохозяйственный труд», подготовленную И.Г. Майоровой, В.И. Романиной, ДМ. Тарнопольского, А.М. Гусаковой);

4) спектр профессий, к которым развивается интерес у младших школьников, как правило, входят трансформирующиеся на данном этапе развития сельского хозяйства профессии: доярка, телятница, комбайнер, фермер, овощевод, животновод, пчеловод, садовод, пастух, механизатор, агроном, рабочие по производству смешанной растениеводческой и животноводческой продукции и т.д. Педагоги практически не знакомят детей с актуальными профессиями, среди которых: агроном-экономист, сельскохозяйственный эколог, сити-фермер, ГМО-агроном, цифровой агроном, робототехник-животновод на молочных фермах, оператор по робототехнике и др.;

5) решение вопросов воспитания и уважительного отношения к сельскохозяйственному труду и его представителям, а также стремления заниматься профессиональной деятельностью в данной сфере человеческого труда, как правило, осуществляется в сельских начальных школах. Таким образом, анализ сценариев решения проблемы развития интереса к сельхозпрофессиям у младших школьников, представленных действующими учителями Российской Федерации и бывших союзных республик, позволил выявить современные тенденции решения обозначенной проблемы. Представленная нами выборка предложенных педагогами сценариев решения указанной проблемы не является исчерпывающей и может

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 43-50 --- ♦ ----

быть дополнена и расширена, что позволит сельскохозяйственным профессиям у

обеспечить выявление новых тенденций в обучающихся начальной школы.

решении вопросов развития интереса к

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Варфоломеева, Р.А. Формирование понятия о мире профессий у детей младшего школьного возраста как основа подготовки к труду в начальной школе / Р.А. Варфоломеева, Н.А. Ротова. - Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. - 2020. - № 2. - С. 90-100.

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи : автореф. дис. д-р. филос. наук : 09.00.09. / Е.И. Головаха. - Киев, 1989. - 34 с. - Текст : непосредственный.

3. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных класса / Т. Л. Денисова. -Текст : непосредственный // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза / отв. ред. Т.И. Шалавина. - Новокузнецк : НГПИ, 2021 с. - С. 34-36.

4. Дубинкина, Г.Н. В мире профессий. Профессии людей села : классный час / Г.Н. Дубинкина. - Текст : электронный // Prodlenka : образоват. портал. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/336426-klassnyj-chas-v-mire-professij-professii-ljud (дата обращения: 20.12.2023).

5. Ищук, О.В. Сельскохозяйственные профессии : конспект курса внеурочной деятельности / О.В. Ищук. - Текст : электронный // Инфоурок : сайт. - URL: https://infourok.ru/konspekt-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-mir-professij-na-temu-selskohozyajstvennye-professii-6638209.html (дата обращения: 23.01.2024).

6. Лукашова, С.И. Юный агроном : прогр. курса внеуроч. деятельности для обучающихся 1-4 кл. / С.И. Лукашова. -Текст : электронный // Инфоурок : сайт. - URL: https://infourok.ru/programma-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-yunyj-agronom-dlya-obuchayushihsya-1-4-klassov-4438077.html (дата обращения: 20.12.2023).

7. Парфирьева, Н.В. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства : сценарий внекл. мероприятия / Н.В. Парфирьева. - Текст : электронный // Золотой век : образоват. портал. - URL: https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=91191&ysclid=lrq8ur9q7c942647048 (дата обращения: 20.12.2023).

8. Попова, Т.Ю. Внеурочная деятельность младших школьников на основе агротехнологического обучения / Т.Ю. Попова. - Текст : электронный // Kopilkaurokov : сайт. - URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vnieurochnaia_dieiatiel_nost_mladshikh_shkol_nikov_na_osnovie_aghrotiekhnolo ghic(дата обращения: 23.01.2024).

9. Стерхова, Н.С. Теоретико-исторический анализ феномена сельскохозяйственной профессии / Н.С. Стерхова, У.В. Пелевина, Е.А. Добрыгина. - Текст : электронный // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. - 2023. - № 1. - URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=104 (дата обращения: 02.01.2024).

10. Стерхова, Н.С. Исследование сценариев применения арт-технологий с младшими школьниками: практический аспект / Н.С. Стерхова, О.Н. Лазенюк, У.В. Пелевина. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - № 4 (60). - С. 59-66.

11. Ступак, А.С. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства : метод. разработка кл. часа / А.С. Ступак - Текст : электронный // Инфоурок : сайт. - URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-puteshestvie-v-mir-professij-selskogo-hozyajstva-6621216.html (дата обращения: 20.12.2023).

12. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий / Т.В. Тамбовкина. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 1999. - № 21. - С. 12-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Трудовое обучение в начальных классах / сост. И.Г. Майорова [и др.]. - Москва : Просвещение, 1978. - 270 с., 4 л. ил. : ил.; 22 см. - (Библиотека учителя начальных классов. Пособие для учителей). - Текст : непосредственный.

14. Чорбаджи, Л.Д. В мире профессий сельского хозяйства. Единый профориентационный урок. 1 класс / Л.Д. Чорбаджи. - Текст : электронный // Школа Приднестровья : сайт. - URL: https://schoolpmr.info/uchiteliam/uchit_nach_kl/met_sborn_nsh/edinyj_proforientacionnyj_urok_1_klass_v_mire_professij_sels kogo_khozjajstva/ (дата обращения: 08.11.2023).

15. Штурмак, М.А. Через воспитание трудом к профессиональному самоопределению / М.А. Штурмак. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2014. - № 3. - С. 21-22.

REFERENCES

1. Varfolomeeva R.A., Rotova N.A. Formirovanie ponjatija o mire professij u detej mladshego shkol'nogo vozrasta kak osnova podgotovki k trudu v nachal'noj [Formation of the concept of the world of professions in children of primary school age as a basis for preparing for work in primary school]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International Student Scientific Bulletin], 2020, no. 2, pp. 90-100.

2. Golovaha E.I. Zhiznennaja perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi. Aavtoref. dis. d-r. filos. nauk [The life perspective and professional self-determination of youth. Dr. Sci. (Philosophy) diss.]. Kiev, 1989. 34 p.

3. Denisova T.L. Jelementy proforientacii na urokah trudovogo obuchenija v nachal'nyh klassa [Elements of career guidance in the lessons of labor training in elementary grades]. Shalavina T.I. (ed.) Professional'naja orientacija v uchebno-

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 43-50 ---- ♦ ---

vospitatel'nom processe shkoly i pedvuza [Professional orientation in the educational process of schools and colleges]. Novokuzneck: NGPI, 2021, pp. 34-36.

4. Dubinkina G.N. V mire professij. Professii ljudej sela : klassnyj chas [In the world of professions. Village Professions]. Prodlenka: obrazovat. portal [Prodlenka]. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/336426-klassnyj-chas-v-mire-professij-professii-ljud (Accessed 20.12.2023).

5. Ishhuk, O.V. Sel'skohozjajstvennye professii : konspekt kursa vneurochnoj dejatel'nosti [Agricultural professions]. Infourok: sajt [Infolesson]. URL: https://infourok.ru/konspekt-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-mir-professij-na-temu-selskohozyajstvennye-professii-6638209.html (Accessed 23.01.2024).

6. Lukashova S.I. Junyj agronom: progr. kursa vneuroch. dejatel'nosti dlja obuchajushhihsja 1-4 kl. [Young agronomist]. Infourok: sajt [Infolesson]. URL: https://infourok.ru/programma-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-yunyj-agronom-dlya-obuchayushihsya-1-4-klassov-4438077.html (Accessed 20.12.2023).

7. Parfir'eva N.V. Puteshestvie v mir professij sel'skogo hozjajstva: scenarij vnekl. meroprijatija [Journey into the world of agricultural professions]. Zolotoj vek: obrazovat. portal [Golden Age]. URL: https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=91191&ysclid=lrq8ur9q7c942647048 (Accessed 20.12.2023).

8. Popova T.Ju. Vneurochnaja dejatel'nost' mladshih shkol'nikov na osnove agrotehnologicheskogo obuchenija [Extracurricular activities of younger schoolchildren based on agrotechnological training]. Kopilkaurokov: sajt [Piggy bank of lessons]. URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vnieurochnaia_dieiatiel_nost_mladshikh_shkol_nikov_na_osnovie_aghrotiekhnolo ghic(Accessed 23.01.2024).

9. Sterhova N.S., Pelevina U.V., Dobrygina E.A. Teoretiko-istoricheskij analiz fenomena sel'skohozjajstvennoj professii [Theoretical and historical analysis of the phenomenon of the agricultural profession]. Nauchnoe obozrenie. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija [Scientific review. Fundamental and applied research], 2023, no. 1. URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=104 (Accessed 02.01.2024).

10. Sterhova N.S., Lazenjuk O.N., Pelevina U.V. Issledovanie scenariev primenenija art-tehnologij s mladshimi shkol'nikami: prakticheskij aspekt [Research of scenarios for the use of art technologies with younger schoolchildren: a practical aspect]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2023, no. 4 (60), pp. 59-66.

11. Stupak A.S. Puteshestvie v mir professij sel'skogo hozjajstva: metod. razrabotka kl. chasa [A journey into the world of agricultural professions: a method. development of the clock]. Infourok: sajt [Infolesson]. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-puteshestvie-v-mir-professij -selskogo-hozyajstva-6621216 .html (Accessed 20.12.2023).

12. Tambovkina T.V. Mir professij [World of professions]. Nachal'naja shkola [Primary School], 1999, no. 21, pp. 12-13.

13. Majorova I.G. (eds.) Trudovoe obuchenie v nachal'nyh klassah [Labor training in primary schools]. Moscow: Prosveshhenie, 1978. 270 p.

14. Chorbadzhi L.D. V mire professij sel'skogo hozjajstva. Edinyj proforientacionnyj urok. 1 klass [In the world of agricultural professions. A single career guidance lesson. 1st grade]. Shkola Pridnestrov'ja: sajt [School of Transdniestria]. URL: https://schoolpmr.info/uchiteliam/uchit_nach_kl/met_sborn_nsh/edinyj_proforientacionnyj_urok_1_klass_v_mire_professij_sels kogo_khozjajstva/ (Accessed 08.11.2023).

15. Shturmak M.A. Cherez vospitanie trudom k professional'nomu samoopredeleniju [Through labor education to professional self-determination]. Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2014, no. 3, pp. 21-22.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

Е.А. Добрыгина, студент 5 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: dobrygina83@bk.ru.

У.В. Пелевина, студентка 2 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ulyana6333@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Sterkhova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

E.A. Dobrygina, 5th year Undergraduate Student, field of study "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University", Shadrinsk, Россия, e-mail: dobrygina83@bk.ru.

U.V. Pelevina, 2nd year Undergraduate Student, field of study "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University University, Shadrinsk, Россия, e-mail: ulyana6333@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.