Научная статья на тему 'ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ'

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Ксения Витальевна, Стерхова Наталья Сергеевна

В данной статье рассмотрено понятие сельскохозяйственной профессии, её виды и характеристика. Проведен теоретический анализ определений ключевых понятий исследования, среди которых следующие: «профессия», «профессиональный выбор», «сельскохозяйственная профессия». Также представлена характеристика наиболее популярных и новых специальностей в сфере сельского хозяйства. Проведённое теоретическое исследование позволило выявить ряд возможностей при ознакомлении младших школьников с сельскохозяйственными профессиями. В перечень данных возможностей включены такие, как: возможность знакомства с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы; возможность привития уважения к труду хлеборобов, трактористов и так далее; возможность развития интереса к труду на селе, уважительного отношения к людям этого труда; возможность желания участвовать в посильном труде взрослых; возможность приобщения младших школьников к труду и формирование трудовых навыков и умений; возможность развития интереса к процессу выращивания культур на огородах села. Перечень данных возможностей выявлен авторами в связи с тем, что: 1) современные дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, не имея возможности воочию познакомиться с ними; 2) имеющиеся представления младших школьников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о важности роли современной техники в трудовой деятельности взрослых поверхностны; 3) дети слабо представляют, как выращиваются злаковые культуры, не зная о том, как и откуда появляется в магазинах хлеб, крупы, овощи и фрукты, молоко и яйца; 4) у детей младшего школьного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папа и мама; 5) младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности в мире труда и профессий человека. Результаты теоретического анализа, позволившие выявить возможности ознакомления младших школьников с сельскохозяйственными профессиями стали основанием для формирования у детей интереса к сельским профессиям в дальнейшей работе авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Ксения Витальевна, Стерхова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH AGRICULTURAL PROFESSIONS

This article discusses the concept of agricultural profession, its types and characteristics. A theoretical analysis of the definitions of the key concepts of the study, including the following: "profession", "professional choice", "agricultural profession". The characteristics of the most popular and new specialties in the field of agriculture are also presented. The conducted theoretical research allowed to identify a number of opportunities when introducing younger schoolchildren to agricultural professions. The list of these opportunities includes such as: the opportunity to get acquainted with concepts related to production techniques, forage harvesting, tillage; the possibility of instilling respect for the work of grain growers, tractor drivers, and so on; the possibility of developing interest in rural work, respect for the people of this work; the possibility of a desire to participate in the feasible work of adults; the possibility of introducing younger schoolchildren to work and the formation of labor skills and abilities; the possibility of developing interest in the process of growing crops in the gardens of the village. The list of these possibilities was identified by the authors due to the fact that: 1) modern children have a weak idea of agricultural professions, not being able to get to know them firsthand; 2) the existing ideas of younger schoolchildren about the diversity of professions in agriculture, about the importance of the role of modern technology in the work of adults are superficial; 3) children have little idea how cereals are grown, not knowing how and where does bread, cereals, vegetables and fruits, milk and eggs come from in stores; 4) children of primary school age have a natural interest in their parents' work, a desire to become like dad and mom; 5) primary school age is the most favorable period for the formation of curiosity in the world of work and human professions. The results of the theoretical analysis, which made it possible to identify the possibilities of familiarizing younger schoolchildren with agricultural professions, became the basis for the formation of children's interest in rural professions in the further work of the authors.

Текст научной работы на тему «ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022

Научная статья Original article УДК 374.1

ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ

INTRODUCING PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH AGRICULTURAL PROFESSIONS

Мосина Ксения Витальевна, студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89638643560, m.ks.01@icloud.com

Стерхова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001-5599-6886, uliana@shadrinsk.net

Ksenia V. Mosina, 4th year student, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89638643560, m.ks.01@icloud.com

Natalia S. Sterkhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan

5965

region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89195663764, https://oreid.org/0000-0001-5599-6886, uliana@shadrinsk.net

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие сельскохозяйственной профессии, её виды и характеристика. Проведен теоретический анализ определений ключевых понятий исследования, среди которых следующие: «профессия», «профессиональный выбор», «сельскохозяйственная профессия». Также представлена характеристика наиболее популярных и новых специальностей в сфере сельского хозяйства. Проведённое теоретическое исследование позволило выявить ряд возможностей при ознакомлении младших школьников с сельскохозяйственными профессиями. В перечень данных возможностей включены такие, как: возможность знакомства с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы; возможность привития уважения к труду хлеборобов, трактористов и так далее; возможность развития интереса к труду на селе, уважительного отношения к людям этого труда; возможность желания участвовать в посильном труде взрослых; возможность приобщения младших школьников к труду и формирование трудовых навыков и умений; возможность развития интереса к процессу выращивания культур на огородах села. Перечень данных возможностей выявлен авторами в связи с тем, что: 1) современные дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, не имея возможности воочию познакомиться с ними; 2) имеющиеся представления младших школьников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о важности роли современной техники в трудовой деятельности взрослых поверхностны; 3) дети слабо представляют, как выращиваются злаковые культуры, не зная о том, как и откуда появляется в магазинах хлеб, крупы, овощи и фрукты, молоко и яйца; 4) у детей младшего школьного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как

5966

папа и мама; 5) младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности в мире труда и профессий человека. Результаты теоретического анализа, позволившие выявить возможности ознакомления младших школьников с сельскохозяйственными профессиями стали основанием для формирования у детей интереса к сельским профессиям в дальнейшей работе авторов.

Abstract. This article discusses the concept of agricultural profession, its types and characteristics. A theoretical analysis of the definitions of the key concepts of the study, including the following: "profession", "professional choice", "agricultural profession". The characteristics of the most popular and new specialties in the field of agriculture are also presented. The conducted theoretical research allowed to identify a number of opportunities when introducing younger schoolchildren to agricultural professions. The list of these opportunities includes such as: the opportunity to get acquainted with concepts related to production techniques, forage harvesting, tillage; the possibility of instilling respect for the work of grain growers, tractor drivers, and so on; the possibility of developing interest in rural work, respect for the people of this work; the possibility of a desire to participate in the feasible work of adults; the possibility of introducing younger schoolchildren to work and the formation of labor skills and abilities; the possibility of developing interest in the process of growing crops in the gardens of the village. The list of these possibilities was identified by the authors due to the fact that: 1) modern children have a weak idea of agricultural professions, not being able to get to know them firsthand; 2) the existing ideas of younger schoolchildren about the diversity of professions in agriculture, about the importance of the role of modern technology in the work of adults are superficial; 3) children have little idea how cereals are grown, not knowing how and where does bread, cereals, vegetables and fruits, milk and eggs come from in stores; 4) children of primary school age have a natural interest in their parents' work, a desire to become like dad and mom; 5) primary school age is the most favorable period for the formation of curiosity in the

5967

world of work and human professions. The results of the theoretical analysis, which made it possible to identify the possibilities of familiarizing younger schoolchildren with agricultural professions, became the basis for the formation of children's interest in rural professions in the further work of the authors.

Ключевые слова: профессия, сельское хозяйство, сельскохозяйственные профессии, младший школьник, ознакомление с сельскохозяйственными профессиями.

Keywords: profession, agriculture, agricultural professions, junior high school student, introduction to agricultural professions.

Введение. С первых минут жизни ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу [3]. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. [9].

Теоретическая база исследования. Профессиональный выбор может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения [1]. Перед младшими школьниками проблема выбора профессии не стоит. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [2]. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об

5968

этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно [5].

Ход исследования. Сельское хозяйство - огромная отрасль, включающая в себя процессы производства, переработки, хранения и сбыта продуктов. Данная отрасль широка и многогранна и может быть представлена перечнем следующих профессий: агроном, хлебороб, садовод, овощевод, растениевод, тракторист-машинист, комбайнёр, ветеринар, пчеловод, доярка, птичница, коневод [7]. Роль сельского хозяйства велика, и для его успешного функционирования большое значение отводится государственному регулированию [4].

Результаты и обсуждение. В настоящее время в сельскохозяйственном производстве насчитывается более 100 рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих в сельских общеобразовательных школах и организациях среднего профессионального образования [6; 10]. Краткую характеристику профилирующих профессий сельскохозяйственного производства мы представили в таблице 1.

Таблица 1

Краткая характеристика профилирующих профессий сельскохозяйственного производства

Названия профилирующих профессий сельскохозяйственного производства Краткая характеристика профилирующих профессий сельскохозяйственного производства данного сектора

1. Агроном Агроном - один из главных специалистов в области сельского хозяйства. Он исследует условия, в которых находятся посевы, рассада и саженцы, определяет погодные условия.

5969

2. Хлебороб Хлебороб - древнейшая из профессий, уходящая своими корнями вглубь веков. В давние времена этим словом называли людей, которые пахали землю, сеяли в нее семена, собирали урожай.

3. Садовод Садовод - это специалист, который занимается культивированием и выращиванием многолетних плодовых, ягодных и декоративных культур и растений.

4. Овощевод Овощевод - специалист, который занимается выращиванием овощей. Он отвечает за выбор подходящих семян и сортов культур, подбирает оптимальные условия для выращивания и т.д.

5. Растениевод Растениевод - это профессионал, который занимается выращиванием пищевых, кормовых и культурных растений. Используются эти растения в производстве кормов для животных, в пищевой промышленности, в декоративных и других целях.

6. Тракторист-машинист Это рабочая профессия, сферой деятельности которой является управление, обслуживание и ремонт различных видов тракторов.

7.Комбайнёр Работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна. В сезон уборки урожая комбайнер является также начальником комбайна, которому подчиняются все лица, работающие с машиной.

1. Ветеринар Специалист, занимающийся лечением и профилактикой заболеваний животных. В его обязанности входит осмотр, оказание медицинской

5970

помощи, вакцинация, чипирование, проведение различных процедур и операций, а также консультирование клиентов по уходу и содержанию животных.

Специалист, который занимается разведением пчел и содержанием пчелиных угодий, а также

2. Пчеловод

получением продуктов пчеловодства. Он ухаживает за пчелами, формирует новые пчелиные семьи и т.д.

Работник животноводства, специализирующийся на доении коров, коз, кобыл на животноводческих

3. Доярка фермах. квалифицированным работником

сельскохозяйственного предприятия,

ответственным за здоровье и доение скота. Работница, ухаживающая за домашней птицей, выращивающая птиц разных видов. Птичницы

4. Птичница кормят и поят птиц, создают пернатым

оптимальные условия для жизни, проводят профилактические и лечебные мероприятия. Коневод - это профессиональный животновод, который специализируется на уходе за лошадьми. Обычно, такие специалисты работают на

5. Коневод

ипподромах, на сельскохозяйственных

предприятиях, в частных конюшнях или на конезаводах.

Как видим, сельскохозяйственная отрасль широка и многогранна и может быть представлена перечнем самых разных профессий. Абсолютно все профессии, которые имеют отношение к животноводству и растениеводству, востребованные.

5971

Помимо хорошо знакомых профессий, таких как доярка или агроном, сегодня появляются новые и современные специальности: агроном-генетик -специалист по внедрению современных биотехнологий в сельском хозяйстве для получения продуктов с заданными характеристиками, специализирующиеся в сфере генной модификации растений; инженер по 3D-печати продукта питания - специалист, занимающийся техническим сопровождением, работой с оборудованием, программным обеспечением, созданием новых моделей принтеров; оператор механизированной сельскохозяйственной техники - специалист, который управляет различными машинами, механизмами, оборудованными средствами дистанционного контроля за выполнением полевых, культивационных, поливочных работ в сельском хозяйстве; биохакер - независимый ученый-любитель в сфере молекулярной биологии; сити-фермер - человек, который выращивает в условиях города свежие продукты на вертикальных фермах [8].

Областью применения полученных результатов исследования может стать совершенствование образовательного процесса начальной школы, ориентированного на ознакомление младших школьников к сельскохозяйственными профессиями, развитие уважительного отношения к любому виду труда в сельской местности.

Выводы. Таким образом, сельскохозяйственная профессия представляет собой огромную отрасль, включающая в себя процессы производства, переработки, хранения и сбыта. Результаты проведенного теоретического исследования позволили выявить возможности ознакомления младших школьников с сельскохозяйственными профессиями, которые стали основанием для формирования у детей интереса к сельским профессиям в дальнейшей работе авторов.

5972

Литература:

1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис. д -р. филос. наук: 09.00.09. -Киев, 1989. - 13 с.

2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону, 1996. - 509 с.

4. Милосердов В.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства/ В.В. Милосердов [Электронный ресурс]. - 2008.]

5. Соломаха Е. В., Трофимчик О. А. Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий» // Пермский педагогический журнал. -2013. - № 4. - С. 101-112.

6. Специфика профориентационной работы с сельскими школьниками на труд в сельском хозяйстве // Бобродобро URL: https://bobrodobro.ru/ (дата обращения: 26.05.2022).

7. Стукач В.Ф. Доклад на научно -практической конференции экономистов-аграрников «Роль и место агропромышленного комплекса в увеличении валового внутреннего продукта Омской области». 07.04.2005 г.

8. Сельское хозяйство: профессии настоящего и будущего // Деревенский портал URL: https://freevilladge.com/agriculture -professions/ (дата обращения: 17.05.2022).

9. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников // КиберПедия URL: https://cyberpedia.su/23x177f.html (дата обращения: 02.06.2022).

10. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ // ГЛОБУС24 URL: https://globuss24.ru/doc/professionalnaa-podgotovka-skolnikov (дата обращения: 02.06.2022).

References

1. Golovakha E. I. Life perspective and professional self-determination of youth: abstract of the dissertation of Dr. philos. Sciences: 09.00.09. - Kiev, 1989. - p. 13

2. Gurova E. V. Career guidance work at school: a methodological guide. -Moscow: Prosveshchenie, 2007. - 95 p.

3. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination [Text]/E.A. Klimov. - Rostov-on-Don, 1996. - 509 p.

5973

4. Miloserdov V.V. State regulation and support of agriculture/ V.V. Miloserdov [Electronic resource]. - 2008.]

5. Solomakha E. V., Trofimchik O. A. Developing course for junior schoolchildren "The world of professions" // Perm Pedagogical Journal. - 2013. - No. 4. - pp. 101-112.

6. Specifics of career guidance work with rural schoolchildren for work in agriculture // Bobrodobro URL: https://bobrodobro.ru / (accessed: 05/26/20227.

7. Stukach V.F. Report at the scientific and practical conference of agricultural economists "The role and place of the agro-industrial complex in increasing the gross domestic product of the Omsk region". 07.04.2005

8. Agriculture: professions of the present and future // Village Portal URL: https://freevilladge.com/agriculture-professions / (date of application: 05/17/2022).

9. Psychological and pedagogical essence of the formation of ideas about the world of work and professions in younger schoolchildren // CyberPedia URL: https://cyberpedia.su/23x177f.html (date of application: 02.06.2022).

10. VOCATIONAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN // GLOBUS24 URL: https://globuss24.ru/doc/professionalnaa-podgotovka-skolnikov (accessed: 02.06.2022).

© Мосина К.В., Стерхова Н.С., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: Мосина К.В., Стерхова Н.С. ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОФЕССИЯМИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «8^№Ъ> №6/2022.

5974

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.