Научная статья на тему 'Внешняя задолженность, Денежно-кредитная политика и пути выхода из кризиса российской экономики'

Внешняя задолженность, Денежно-кредитная политика и пути выхода из кризиса российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мицек С. А.

В статье рассмотрены предпосылки кризиса в экономике России, его основные индикаторы. Предложены меры, которые, по мнению автора, будут способствовать преодолению кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя задолженность, Денежно-кредитная политика и пути выхода из кризиса российской экономики»

2(14) - 2009

Денежно-кредитная политика

ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

С.А. МИЦЕК,

доктор экономических наук, декан факультета бизнеса и управления Гуманитарного университета, Екатеринбург

Какие факторы вели российскую экономику к кризису?

Кризис, который сейчас переживает российская экономика, наряду с другими странами, возник не вдруг. Тенденции последних месяцев перед IV кварталом 2008 г. свидетельствовали о его приближении. Это заключение подтверждается следующими фактами.

1. Нарастание внешнего долга РФ. На 1 января

2007 г. он составил 310 млрд долл., на 1 января

2008 г. — 463 млрд долл., на 1 октября 2008 г. — уже 540 млрд долл. Наибольшую долю составляет долг нефинансовых компаний — 300 млрд долл. и банков — 198 млрд долл. (на 1 октября 2008 г.). Причем основная доля этого долга приходилась на государственные или с государственным участием банки и компании. Рост внешнего долга увеличил спрос на валюту, так как отдавать его надо в долларах или в евро, и, следовательно, способствовал росту ее курса и ослаблению рубля. Основной причиной роста внешнего долга были низкие процентные ставки на зарубежных рынках капитала (в 1,5—2 раза ниже, чем в России) и постоянно укрепляющийся рубль.

2. Уже сам факт роста внешнего долга представлял угрозу для дальнейшего укрепления курса рубля. Тем не менее рубль держался вплоть до IV квартала 2008 г. Это имело место из-за активного сальдо платежного баланса, и в первую очередь торгового баланса, которое до сих пор остается положительным и большим по абсолютной величине. Однако счет текущих операций постепенно ухудшался. Так, если экспорт в 2006 г. вырос на 24 %, а в 2007 на 17 %, то импорт за эти

годы вырос на 31 % и 36 % соответственно. Рост спроса на импорт опять-таки увеличил спрос на иностранную валюту и потому ослабил рубль.

3. Причина такой динамики состоит, во-первых, в укреплении рубля, которое шло неуклонно с 2005 года. Другая причина—замедление темпов международной торговли, которое шло уже с 2006 года. Так, если в 2006 г. объем мировой торговли вырос на 9,4 %, то в 2007 г. - на 7,2 %, в 2008 г. (оценка) -лишь на 4,6 %. В развитых странах, на которые приходится более половины российского экспорта, темпы роста были еще меньше. Еще один фактор — структура российской внешней торговли, которая экспортирует сырье и ввозит готовые изделия. Правда, первые три квартала 2008 г. экспорт рос быстрее импорта (цены на нефть тогда были очень высоки). Но в октябре импорт снова начал расти быстрее экспорта, а в ноябре и экспорт, и импорт упали в абсолютном выражении, причем экспорт на 17 % по отношению к ноябрю 2007 г., а импорт лишь на 4 % за тот же период. Таким образом, замедление роста экспорта, а затем и его абсолютное падение в ноябре уменьшило приток иностранной валюты, что способствовало снижению курса рубля по отношению к ней.

4. В то же время счет капитала резко ухудшился еще до кризиса. Если за 2007 г. он составил плюс 86 млрд долл., то за три первых квартала 2008 г. — лишь плюс 1 млрд долл. Причем в I квартале 2008 г. он был минус 31 млрд долл., во втором — плюс 38 млрд долл., в третьем — минус 13 млрд долл. Причем налицо отток капиталов — рост зарубежных активов банков, ссуд и займов

Денежно-кредитная политика

2(14) - 2009

нефинансовых компаний (!), сомнительных сделок — по классификации Банка России. И это на фоне сокращения притока (прямых инвестиций и ссуд из-за рубежа). Таким образом, снижение притока иностранных инвестиций и кредитов, с одной стороны, и увеличение инвестирования валютных средств, заработанных российскими экспортерами, за рубеж привели к оттоку иностранной валюты из страны, что также способствовало ослаблению рубля.

5. В итоге чистые требования к нерезидентам (разность между российскими активами за рубежом и обязательствами России перед иностранцами) выросли с 9,9 трлн руб. на 1 января 2008 г. до 12,1 трлн руб. на 1 сентября 2008 г. В сочетании с динамикой платежного баланса все это говорит о том, что отток капиталов имел место еще до кризиса, и возможной его причиной была нестабильность мировой экономики, когда инвесторы вкладывают средства в «тихие гавани», в первую очередь в бумаги американского казначейства.

6. Помимо проблем с платежным балансом Россия на протяжении 2008 г. подступала к кризису ликвидности, т. е. к недостатку денег в экономике. Так, объем банковских кредитов в процентах к активам банков на 1 ноября 2008 г. составил неслыханную величину — 76 %, тогда как еще 1 января 2008 г. этот индикатор был 69 %, и 63 % на 1 января 2007 г. Подобная динамика свидетельствует о том, что экономика России «перегрета», о чем ряд экономистов (например, Дейл Джоргенсон из Гарварда) предупреждал еще в начале 2008 года.

7. Проблема ликвидности была, очевидно, усилена излишне жесткой политикой Банка России, который тогда боролся с инфляцией. Если на 1 января 2007 г. величина денежной базы (суммы остатков на счетах коммерческих банков в Банке России и наличных денег в обращении) составляла 4122 млрд руб., а на 1 января 2008 — 5513 млрд, то на 1 сентября 2008 г. — лишь 5360 млрд, т. е. сократилась в абсолютном выражении за 2008 год. Уже это могло стать фактором кризиса на банковском рынке осенью. Обратим внимание, что денежная база—это основной рычаг, которым Центральный банк управляет количеством денег в экономике. В итоге денежная масса сокращалась три месяца подряд с 14,5 трлн руб. на 1 сентября до 13,2 трлн руб. на 1 декабря 2008 г., когда ее величина была на 0,3 % ниже по сравнению с 1 января 2008 г. Уже это само по себе явилось шоком для экономики России, где последние 10 лет денежная масса росла темпами 30—50 % в год.

Индикаторы кризиса

Таким образом, тенденции и мировой, и отечественной экономики вели к тому, что Россия столкнется с а) падением темпов роста экспорта; б) ухудшением своего платежного баланса; в) кризисом ликвидности. В сочетании с замедлением темпов роста экономик развитых стран и (хоть и в меньшей степени) развивающихся стран и новых рыночных экономик это привело к падению цен и спроса на основные товары российского экспорта. Только на нефть сорта «Юралс» цена в декабре 2008 г. составляла лишь 43 % от уровня декабря 2007 г., а физический объем экспорта нефти сократился на 10 % в ноябре 2008 года к ноябрю 2007 г. Только эти факторы должны были вызвать девальвацию рубля, а в сочетании с паникой на финансовых рынках она только усилилась.

На кризис ликвидности Банк России ответил ростом кредитования коммерческих банков. Так, если за 2007 г. Банком России было выдано кредитов на 13,7 трлн руб., то за 2008 г. — 18,2 трлн руб. 1, т. е. на 33 % больше. В IV квартале Банк России выдавал в среднем кредитов на 2,06 трлн руб. в месяц, тогда как в IV квартале 2007г. — 1,46 трлн, рост на 41 % за квартал. Эта мера спасла банковскую систему от коллапса, но одновременно усилила кризис рубля, поскольку в атмосфере всеобщего недоверия банки предпочитали вкладывать полученные средства в валюту Их чистые иностранные активы выросли с 9,9 трлн руб. на 1 января до 12,3 трлн на 1 октября 2008 г., хотя предварительные данные говорят об их некотором снижении к декабрю 2008 г. Данная тенденция усилилась массовым переводом средств населения из рублевых депозитов в валютные. Их доля в совокупном объеме депозитов выросла с 13 % на 1 января до 17 % на 1 ноября 2008 г. В результате Банк России потерял 200 млрд долл. своих международных резервов и был вынужден заявить о корректировке политики в конце января 2009г. Паника на финансовых рынках привела и к оттоку депозитов граждан, которые только за два месяца с 1 сентября по 1 ноября 2008 г. уменьшились на 7,5 %.

«Сжатие» денежной массы и перевод рублевых активов в зарубежные привели к ужесточению кредитных условий. Только по данным Банка России, средние ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям в ноябре 2008 г. были на 46 % выше, чем в январе (вероятно, на практике этот рост был еще больше). В сочетании с падением спроса и цен на российские экспортные товары это привело к общему кризису в экономике России, которая несколько лет жила в условиях относительно низких процентных ставок.

1 Это данные Банка России, и они не включают операции РЕПО

и беззалоговые кредиты.

2(14) - 2009

Денежно-кредитная политика

Разумеется, этот кризис был усилен паникой на финансовых рынках и падением курсов бумаг российских эмитентов, оттоком зарубежного капитала, падением общего индекса доверия в экономике. Индексы предпринимательской уверенности сменились с позитивных (6—10 %) до негативных (16— 20 %) в добывающих и обрабатывающих отраслях. Несколько лучше картина в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды2.

Перечисленных факторов вполне достаточно, чтобы понять, что российская экономика вынуждена была вступить в фазу кризиса производства — впервые с 1999 г. В ноябре 2008 г. падение производства составило 4 % к ноябрю 2007 г., причем в промышленности — 9 %. Наиболее пострадали (падение производства на 25—50 % и более в ноябре 2008 г. по отношению к ноябрю 2007 г.): S производства, ориентированные на внешние рынки и их поставщики; к ним относятся в первую очередь металлургия, химическая промышленность и производство удобрений, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; S промышленность строительных материалов — как

реакция на замедление строительства; S отдельные виды текстильного и швейного производства и машиностроения — отрасли с низкой рентабельностью и низким коэффициентом автономии и потому уязвимые для экономических неурядиц.

Падение грузооборота транспорта (на 6 % ноябрь 2008 г. к ноябрю 2007 г., в том числе железнодорожного — на 12 %) — еще один индикатор падения производства. Наиболее сильно сократились перевозки металлургической продукции и сырья для нее, удобрений, строительных материалов, лесных грузов.

Что приведет к окончанию кризиса?

Ясно, что падение рубля рано или поздно прекратится. Курс рубля после 1998 г. всегда был занижен, о чем свидетельствует паритет покупательной способности (ППС), согласно которому курс должен быть 14—15 руб. за 1 долл.

Удорожание импортных товаров постепенно укрепит сальдо торгового баланса. Отток капитала за рубеж имеет свои естественные пределы, так как не все инвесторы—спекулянты. Перевод рублевых депозитов в валюту также рано или поздно закончится, хотя здесь пока еще далеко до финиша. Российская экономика всегда будет предъявлять спрос на национальную валюту хотя бы как на средство обращения. Данный фактор, как отмечалось, усиливается как резким замед-

2 См. графики на сайте www. gks. ru

лением роста денежной массы, так и (что взаимосвязано) повышением процентных ставок. Последние — индикатор роста спроса на рубли, например ставки MIBID и MIBOR (т. е. ставки соответственно спроса и предложения на кредиты и депозиты на Московском межбанковском рынке) с 12 января выросли почти в два раза, равно как и спрэд между ними. Этому же будет способствовать и прекращение падения мировой экономики, которое рано или поздно наступит, и цены на российские экспортные товары, и сам объем экспорта стабилизируются. Ясно, что ослабление рубля этому будет также способствовать.

Однако восстановление мировой экономики быстрым не будет. Как прогнозирует Международный валютный фонд3, развитые страны в 2009 г. будут демонстрировать отрицательный рост, впервые с времен Второй мировой войны. При этом в США, по мнению экспертов МВФ, рост будет минус 0,7 %, в зоне евро, основном торговом партнере России, — минус 0,5 %. Соответственно будет падать мировой спрос на потребительские товары, особенно длительного пользования, и на инвестиции. Рост мировой торговли сократится в 2009 г. до 2,1 %, причем до минус 0,1 % в развитых странах. Цена на нефть в среднем в 2009 г. будет на 32 % ниже, чем в среднем за 2008 г., цены других товаров, включая металлы и продовольствие, — в среднем на 18 % ниже.

При этом во второй половине 2009 г. возможно восстановление роста мировой экономики, и этому будет способствовать как падение цен на основные товары, так и снижение мировых процентных ставок. Постепенная «расчистка» американского финансового рынка также рано или поздно случится, и экономика США перестанет быть фактором нестабильности для мировых рынков. Соответственно будут постепенно улучшаться условия и для российской экономики.

В какой степени меры российского правительства способствуют преодолению кризиса?

С осени 2008 г. Правительство России осуществляет меры по оздоровлению экономики. Часть мер следует признать удачными, другие — нет. К первым можно отнести:

S снижение налогов, как общих, так и на малый

бизнес, работающий по упрощенной системе; S увеличение амортизационной премии; S снижение экспортной пошлины на нефть и налога

на добычу полезных ископаемых (НДПИ); S рост оборонного заказа и обещание не снижать

социальных выплат; S облегчение устройства легальных мигрантов;

3 World economic outlook. Update. С сайта www. imf. org

Денежно-кредитная политика

2(14) - 2009

^ поддержка банковской системы.

Важно, чтобы эти заявленные меры были полностью реализованы, они способствуют финансовому укреплению бизнеса, поддержанию совокупного спроса в экономике. В то же время налицо и слабости российской экономической политики. Отметим наиболее важные.

1. Непрозрачность процедур. Непонятно, кому, в каких объемах выделяются средства финансовой помощи и как они инвестируются.

2. Создается впечатление, что у властей нет четкого плана действий. По крайней мере, он не заявлен публично.

3. Обратная связь между властью, обществом и бизнесом отсутствует. Решения власти непонятны большинству граждан, и это не способствует столь необходимому в период экономических потрясений доверию между экономическими агентами.

4. Решения принимаются с задержкой, воплощаются в жизнь с еще одной отсрочкой, последствия их выполнения — еще отсрочка. В таких условиях эффективность даже самых правильных решений снижается.

5. Правительство декларировало адресную поддержку отдельных компаний, но эффективность подобных мер не очевидна, не просчитана.

6. Кредитование банков осуществляется без привязки этих денег к обязательству кредитовать реальный сектор.

Что делать?

Кризис при всей его тяжести имеет как минимум один плюс: он заставляет задуматься о допущенных ошибках и служит поводом к продолжению лечения старых болячек. В связи с этим можно предложить ряд мер, которые делятся на текущие и стратегические. Текущие меры включают следующий перечень.

1. Банку России надо снизить такое масштабное кредитование банков. У них уже достаточно ликвидности, а международные резервы уже уменьшились на 200 млрд долл. по сравнению с максимумом 2008 г. Банки, испытывающие дефицит рублей, сейчас могут закрыть свои длинные позиции в валюте.

2. Надо попытаться постепенно снижать процентные ставки, а для этого как минимум снизить ставку рефинансирования. Полагаю, что это решение, как средство против оттока капитала, было ошибочным, так как способствовало удорожанию кредитов и спаду.

3. Следует решить, наконец, проблему возврата НДС экспортерам. В условиях ухудшения платежного баланса и падения рубля существо-

вание этой застарелой проблемы совершенно недопустимо.

4. Помощь отдельным компаниям и банкам следует оказывать лишь с условием раскрытия информации о компании, снижения дивидендов, зарплат руководства, возможно, продажи непрофильных активов. Деньги налогоплательщиков надо экономить.

Меры стратегические давно назрели, и кризис как

раз отразил их наиболее полно. Приведем их список.

1. Диверсифицировать экспорт, как продуктовую, так и страновую структуру.

2. Дать реальные налоговые льготы инвестиционно и инновационно активным компаниям.

3. Увеличить амортизационную премию с 30 % до 50 %.

4. Увеличить в несколько раз порог выручки для компаний, которым разрешено работать по упрощенной системе налогообложения.

5. Ввести налоговые льготы кооперативам и товариществам, как это имеет место в развитых странах.

6. Другие меры поддержки малого бизнеса — снижение арендной платы, помощь в оформлении аренды, приобретении недвижимости и земельных участков на льготных условиях. Избавить его от излишних бумажек, процедур, прочей бюрократии.

7. Поддержать иностранных инвесторов — облегчить получение виз, разрешений на работу, аренды и покупки недвижимости.

8. Часть денег вместо поддержки отдельных компаний использовать для строительства дорог, которое было у нас запущено последние 20 лет, для улучшения другой инфраструктуры, портов в первую очередь.

9. Нормализовать и упростить земельные отношения, дать возможность бизнесу и гражданам приобретать земельные участки на льготных условиях.

10. Содействовать конкуренции, снижать монополизацию.

11. Власти — добиваться доверия между нею и обществом, осуществлять постоянный контакт с представителями бизнеса, общественными организациями.

12. Бизнесу — перейти на иную модель привлечения кадров, усилить переподготовку кадров. Понять, что для выживания и упрочения на рынке ему нужны кадры с совершенно иным, чем сейчас, уровнем подготовки, причем не только специальной, но и общим уровнем эрудиции, способностью к стратегическому мышлению. Использовать достижения науки в производстве.

7х"

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.