Сергей Мицек
Россия: вступление в кризис, кризис, выход из кризиса
Какие факторы вели российскую экономику к кризису? Анализ статистических данных показывает, что кризис, который сейчас переживает российская экономика наряду с другими странами, возник не «вдруг». Тенденции последних месяцев перед 4 кварталом 2008 г. уже свидетельствовали о его приближении. Это заключение подтверждается следующими фактами.
1. Нарастание внешнего долга РФ. На 1 января 2007 г. он составил 310 млрд. долл., на 1 января 2008 — 463 млрд. долл., на 1 октября 2008 — уже 540 млрд. долларов, т. е. вырос в 1,7 раза в долларовом исчислении, по сравнению с 1 января 2007г.1 Наибольшую долю составляет долг нефинансовых компаний — 300 млрд. долл. и банков — 198 млрд. долл. на 1 октября 2008 г., которые выросли в 2 раза за этот период2. Причем основная доля этого долга приходилась на государственные или с государственным участием банки и компании.
2. Основной причиной роста внешнего долга были низкие процентные ставки на зарубежных рынках капитала (в 1,5—2 раза ниже, чем в России) и постоянно укрепляющийся рубль. Например, в 2008 г. средняя шестимесячная ставка LIBOR (предложение кредитов и депозитов на лондонском межбанковском рынке) составляла в среднем 3% годовых для депозитов в долларах3, При этом ставка MIBOR на срок свыше 91 дня (аналогичная лондонской московская ставка для депозитов в рублях) превысила 10% годовых в среднем за год4.
3. Рост внешнего долга увеличил спрос на валюту, так как отдавать его надо в долларах или в евро, и, следовательно, способствовал ослаблению рубля. Причем рост задолженности компаний с государственным участием усиливает вероятность того, что, по крайней мере, часть этого долга возьмет на себя государство, т. е. фактически налогоплательщики. Это грозит усилением нагрузки на расходную часть федерального бюджета, что еще более ослабляет рубль.
1 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru
2 Там же.
3 Данные МВФ, сайт www.imf.org
4 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru, расчет автора.
4. Тем не менее рубль держался вплоть до
4 квартала 2008 г. Это имело место из-за активного сальдо платежного баланса, и в первую очередь торгового баланса, которое до сих пор остается положительным и большим по абсолютной величине. Огромный прирост валютных средств от экспорта укреплял курс рубля.
5. Однако счет текущих операций, который, помимо экспорта и импорта товаров, учитывает торговлю услугами и текущие денежные переводы средств, полученных в виде зарплаты, процентов и дивидендов, постепенно ухудшался. Так, если экспорт в 2006 г. вырос на 25%, а в 2007 на 17%, то импорт за эти годы вырос на 31% и 35% соответственно5. Рост спроса на импорт опять-таки увеличил спрос на иностранную валюту и потому ослабил рубль.
6. Причина такой динамики экспорта и импорта состоит, во-первых, в укреплении рубля, которое шло неуклонно начиная с 2005 г. Другая причина — замедление темпов международной торговли, которое шло уже с 2006 г. Так, если в
2006 г. объем мировой торговли вырос на 9.4%, то в 2007 г. — на 7.2%, в 2008 г. (оценка) — лишь на 4,6%6. В развитых странах, на которые приходится более половины российского экспорта, темпы роста были еще меньше. Соответственно, спрос на российский экспорт снижался, что ослабляло рубль и замедляло тепы экономики России.
7. Еще один фактор — структура российской внешней торговли, которая экспортирует сырье и ввозит готовые изделия. Из-за этого российская экономика весьма уязвима к колебаниям цен на мировых товарных рынках. Правда, первые три квартала 2008 г. экспорт рос быстрее импорта (цены на нефть тогда были очень высоки). Но в октябре 2008 импорт снова начал расти быстрее экспорта, а в ноябре 2008 г. и экспорт, и импорт упали в абсолютном выражении, причем экспорт на 16% по отношению к ноябрю 2007, а импорт лишь на 4% за этот же период7. Таким образом, замедление роста
5 Данные Ростата, сайт www.gks.ru, расчет автора.
6 Данные МВФ, сайт www.imf.org
7 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru
экспорта, а затем и его абсолютное падение в ноябре уменьшило приток иностранной валюты, что способствовало снижению курса рубля по отношению к ней.
8. В то же время счет капитала (т. е. приток средств от иностранных инвестиций и кредитов в Россию и из России за рубеж) резко ухудшился уже до кризиса. Если за 2007 г. он составил +86 млрд. долл., то за 3 первых квартала 2008 лишь +1 млрд. долл. Причем в 1 квартале 2008 г. он был —25 млрд. долл., во втором +35 млрд. долл., в третьем —9 млрд. долл.1 Налицо отток капиталов — рост зарубежных активов банков, ссуд и займов нефинансовых компаний (!), сомнительных сделок — по классификации Банка России. И это на фоне сокращения притока (прямых инвестиций и ссуд из-за рубежа). Таким образом, снижение притока иностранных инвестиций и кредитов, с одной стороны, и увеличение инвестирования валютных средств, заработанных российскими экспортерами, за рубеж, — с другой, привели к оттоку иностранной валюты из страны, что также способствовало ослаблению рубля.
9. В итоге чистые требования к нерезидентам (разность между российскими активами за рубежом и обязательствами России перед иностранцами) выросли с 9.9 трлн. руб. на 1 января 2008 г. до 12.1 трлн. руб. на 1 сентября 20 082. В сочетании с динамикой платежного баланса, все это говорит о том, что отток капиталов имел место еще до кризиса и возможной его причиной была нестабильность мировой экономики, когда инвесторы вкладывают средства в «тихие гавани», в первую очередь в бумаги американского казначейства.
10. Помимо проблем с платежным балансом, Россия на протяжении 2008 г. подступала к кризису ликвидности, т. е. к недостатку денег в экономике. Так, объем банковских кредитов в процентах к активам банков на 1 ноября 2008 г. составил неслыханную величину в 76%, тогда как еще 1 января 2008 этот индикатор был 69%, и 63% на 1 января 2007г.3 Это свидетельствовало
о том, что у российских банков на тот период не было свободных денежных средств для выполнения своих обязательств. Подобная динамика показывала, что экономика России «перегрета», о чем ряд экономистов (например, Дейл Джоргенсон из Гарварда) предупреждали еще в начале 2008 г.
1 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru
2 Там же.
3 Там же, расчет автора.
11. Проблема ликвидности была усилена излишне жесткой политикой Банка России, который тогда боролся с инфляцией. Если на
1 января 2007 г. величина денежной базы (суммы остатков на счетах коммерческих банков в Банке России и наличных денег в обращении) составляла 4122 млрд. руб., а на 1 января 2008 — 5513 млрд., то на 1 декабря 2008 г. лишь 5202 млрд., т. е. сократилась в абсолютном выражении за 2008 г.4 Уже это могло стать фактором кризиса на банковском рынке осенью. Обратим внимание, что денежная база — это основной рычаг, которым Центральный Банк управляет количеством денег в экономике. В итоге денежная масса сокращалась три месяца подряд с 14,5 трлн. руб. на 1 сентября до 13,2 трлн. руб. на 1 декабря 2008 г.5 На 1 декабря 2008 г. ее величина была на 0,3% ниже, по сравнению с 1 января 2008 г. Уже это само по себе явилось шоком для экономики России, где последние десять лет денежная масса росла темпами 30— 50% в год.
Если же учесть рост цен, то объем реального предложения денег снизился, что явилось тяжелым шоком для экономики России. Эффект подобен остановке поезда с помощью стоп-крана. Банки и нефинансовые компании России внезапно лишились притока денежной наличности, хотя частично это было следствием их собственных ошибок. Кризис неплатежей на банковском рынке осени 2008 г. не мог не случиться. И здесь Россия подтвердила классический вывод монетаристов о том, что экономическому спаду предшествует падение темпов роста денежной массы6.
Индикаторы кризиса. Таким образом, тенденции и мировой, и отечественной экономики вели к тому, что Россия столкнется с а) падением темпов роста экспорта; б) ухудшением своего платежного баланса; в) кризисом ликвидности. В сочетании с замедлением темпов роста экономик развитых стран и (хоть и в меньшей степени) развивающихся стран и новых рыночных экономик это привело к падению цен и спроса на основные товары российского экспорта. Только на нефть сорта «Юралс» цена в декабре 2008 г. составляла лишь 43% от уровня декабря 2007 г., а объем ее экспорта в долларовом исчислении сократился на 32% в ноябре
4 Там же.
5 Там же.
6 Впервые об этом заявлено в классической работе Friedman M., Schwartz A. J. Money and business cycles // Review of Economics & Statistics. 1963. Vol.45 (Supplement). P. 32-64.
2008 г. к ноябрю 20071. Уже только эти факторы должны были вызвать девальвацию рубля, а в сочетании с паникой на финансовых рынках она еще более усилилась.
На кризис ликвидности Банк России ответил ростом кредитования коммерческих банков. Так, если за 2007 г. Банком России было выдано кредитов на 13,7 трлн. руб., то за 2008 г. — 18,2 трлн. руб.2, т. е. на 33% больше. В 4 квартале Банк России выдавал в среднем кредитов на 2,06 трлн. руб. в месяц, тогда как в 4 квартале
2007 г. — 1.46 трлн., рост на 41% за квартал3. С учетом беззалоговых кредитов эта цифра еще больше.
Эта мера спасла банковскую систему от коллапса, но одновременно усилила кризис рубля, поскольку в атмосфере всеобщего недоверия банки предпочитали вкладывать полученные от Банка России средства в валюту. Их чистые иностранные активы выросли с 9,9 трлн. руб. на
1 января до 12,3 трлн. на 1 октября 2008 г.4, хотя предварительные данные говорят об их некотором снижении к декабрю 2008 г. Данная тенденция усилилась массовым переводом средств населения из рублевых депозитов в валютные. Их доля в совокупном объеме депозитов выросла с 13% на 1 января до 17 % на 1 ноября 2008 г.5 Ввоз наличной иностранной валюты российскими банками вырос с 2,2 млрд. долл. в январе
2008 г. до 13,4 млрд. долл. в октябре, ее продажи населению с 4,7 млрд. долл. до 11,2 млрд. долл. за этот период6.
В результате Банк России был вынужден продавать свои валютные резервы, чтобы удовлетворить спрос на валюту со стороны банков, компаний и населения. Вследствие этого он потерял более 200 млрд. долл. своих международных резервов и был вынужден заявить о корректировке политики в конце января 2009 г. Паника на финансовых рынках привела и к оттоку депозитов граждан, которые только за два месяца, с 1 сентября по 1 ноября 2008 г. уменьшились на 7,5%7.
«Сжатие» денежной массы и перевод рублевых активов в зарубежные привели к ужесточению кредитных условий. Только по данным
1 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru
2 Это данные Банка России, и они не включают операции РЕПО и без-залоговые кредиты.
3 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru, расчет автора.
4 Там же.
5 Там же, расчет автора.
6 Там же.
7 Там же, расчет автора.
Банка России, средние ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям в ноябре 2008 г. были на 46% выше, чем в январе (вероятно, на практике этот рост был еще больше). Ситуация была усугублена ошибочным, по нашему мнению, решением Банка России повысить ставку рефинансирования. Регулятор стремился остановить отток средств из России, сделав рублевые инструменты более доходными, но данное решение послужило «сигналом» коммерческим банкам повысить ставки по кредитам.
В сочетании с падением спроса и цен на российские экспортные товары это и привело к общему кризису в экономике России, которая несколько лет жила в условиях относительно низких (в условиях российского дефицита свободных капиталов) процентных ставок. Разумеется, этот кризис был усилен паникой на финансовых рынках и падением курсов бумаг российских эмитентов, оттоком зарубежного капитала, падением общего индекса доверия в экономике. Индексы предпринимательской уверенности сменились с позитивных 6—10% до негативных 16—20% в добывающих и обрабатывающих отраслях. Несколько лучше картина в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды8.
Как тут не вспомнить «животные инстинкты», о которых писал когда-то Дж. М. Кейнс! Такой спад настроений уже сам по себе ведет к спаду в производстве, потребительских расходах и инвестициях.
Уже перечисленных факторов вполне достаточно, чтобы понять, что российская экономика вынуждена была вступить в фазу кризиса производства — впервые с 1999 г. В ноябре 2008 г падение производства составило 4% к ноябрю
2007 г, причем в промышленности — 9%. Наиболее пострадали (падение производства на 25—50% и более в ноябре 2008 г. по отношению к ноябрю 2007)9:
— производства, ориентированные на внешние рынки и их поставщики; к ним относятся в первую очередь металлургия, химическая промышленность и производство удобрений, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
— промышленность строительных материалов — как реакция на замедление строительства;
— отдельные виды текстильного и швейного производства и машиностроения — отрасли
8 См. графики на сайте www.gks.ru
9 Данные Росстата, сайт www.gks.ru
с низкой рентабельностью и низким коэффициентом автономии (т. е. с высокой зависимостью от привлеченных средств) и потому уязвимые для экономических неурядиц.
Падение грузооборота транспорта (на 6% ноябрь 2008 г. к ноябрю 2007, в том числе железнодорожного на 12%У — еще один индикатор падения производства. Наиболее сильно сократились перевозки металлургической продукции и сырья для нее, химической и удобрений, строительных материалов, лесных грузов.
Что приведет к окончанию кризиса? Ясно, что падение рубля рано или поздно прекратится. Во-первых, потому, что курс рубля после 1998 г. всегда был занижен, о чем свидетельствует паритет покупательной способности (ППС), согласно которому курс должен быть 14—15 руб. за 1 долл. Его фактический курс — это отражение недоверие публики к отечественной валюте и политике правительства.
Во-вторых, удорожание импортных товаров (как следствие ослабление рубля) постепенно укрепит сальдо торгового баланса и увеличит приток валюты по счету текущих операций, что будет постепенно укреплять рубль. В январе 2009 г. импорт товаров, по данным газеты «Коммерсант», уже упал на 35%, причем основное сокращение имело место за счет импорта автомобилей, оборудования и электроники.
В-третьих, отток капитала за рубеж имеет свои естественные пределы, так как не все инвесторы — спекулянты. Когда уляжется паника на мировых рынках, они начнут скупать российские активы (акции и облигации компаний), которые подешевели в три и более раз за время кризиса, что сделало их привлекательными объектами для вложений. Какими они и были до 2008 г., причем сейчас они много дешевле.
В-четвертых, перевод рублевых депозитов в валюту также рано или поздно закончится, хотя здесь, как мы видим, пока еще далеко «до финиша». Российская экономика всегда будет предъявлять спрос на национальную валюту хотя бы как на средство обращения.
В-пятых, данный фактор, как отмечалось, усиливается как резким замедлением роста денежной массы, так и (что взаимосвязано) повышением процентных ставок. Последние — индикатор роста спроса на рубли, например ставки М1ВГО и MIBOR (т. е. ставки, соответственно, спроса и предложения на рублевые кредиты и депозиты на московском межбанковском рын-
23 Данные Росстата, сайт www.gks.ru
ке) с 12 января выросли почти в два раза, равно как и спрэд между ними.
В-шестых, падение мировой экономики рано или поздно прекратится, и цены на российские экспортные товары, и сам объем экспорта стабилизируются. Ясно, что ослабление рубля этому будет также способствовать, так как сделает российские экспортные товары дешевле за рубежом.
Однако восстановление мировой экономики быстрым не будет. Как прогнозирует Международный валютный фонд, развитые страны в
2009 г. будут демонстрировать отрицательный рост впервые с времен Второй мировой войны. При этом в США, по мнению экспертов МВФ, рост будет —0,7%, в зоне евро, основном торговом партнере России, —0,5%2. Соответственно, будет падать мировой спрос на потребительские товары, особенно длительного пользования, и на инвестиции. Рост мировой торговли сократится в 2009 г. до 2,1%, причем в до —0,1% развитых странах. Цена на нефть в среднем в 2009 г. будет на 32% ниже, чем в среднем за
2008 г., цены других товаров, включая металлы и продовольствие, в среднем на 18% ниже3.
При этом во второй половине 2009 г. возможно восстановление роста мировой экономики, и этому будет способствовать как падение цен на основные товары, так и снижение мировых процентных ставок. Постепенная «расчистка» американского финансового рынка также рано или поздно случится, и экономика США перестанет быть фактором нестабильности для мировых рынков. Соответственно, будут постепенно улучшаться условия и для российской экономики.
В какой степени меры российского правительства способствуют преодолению кризиса? С осени 2008 г. правительство России осуществляет меры по оздоровлению экономики. Часть мер следует признать удачными, другие нет. К первым можно отнести:
1) снижение налогов;
2) увеличение амортизационной премии;
3) снижение экспортной пошлины на нефть и ряд других экспортных товаров, а также налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
4) рост оборонного заказа и обещание не снижать социальные выплаты;
5) облегчение устройства легальных мигрантов;
6) поддержка банковской системы.
2 Данные МВФ, сайт www.imf.org
3 Там же.
Снижение налогов даст нашим компаниям дополнительные средства для развития, а большинству — для элементарного выживания в условиях падения спроса и удорожания кредитов. Очень важно, чтобы снижение налогов для малого бизнеса с 15% до 5% от разницы доходов и расходов, которое федеральные власти «предложили» осуществить субъектам федерации, было действительно осуществлено. От малого бизнеса многое зависит в местной экономике, так как во многих муниципальных образованиях он основной плательщик для местных бюджетов, а также дает работу миллионам людей.
Увеличение амортизационной премии даст возможность компаниям, приобретающим оборудование, быстрее списывать на затраты большую часть его стоимости и, следовательно, снижать заявленную прибыль и тем самым налог на прибыль.
Снижение экспортных пошлин повысит прибыльность наших экспортных компаний, что позволит увеличить экспорт России. Это, в свою очередь, увеличит спрос со стороны компаний-экспортеров на продукцию других компаний и будет способствовать подъему российской экономики в целом. Снижение НДПИ позволит несколько ослабить налоговую нагрузку на нефтяные и газовые компании, это позволит им увеличить производство и инвестиции.
Заявленный рост оборонного заказа и социальных выплат (или хотя бы удержание их на уровне 2008 г. в реальном исчислении, т. е. с учетом инфляции) сдержит то драматическое сокращение совокупного спроса, которое мы наблюдаем последние месяцы. Уже это поможет хотя бы частичной стабилизации экономики России, ее удержанию от еще большего спада.
Заявленные меры по облегчению трудоустройства легальных иммигрантов поддержат российский бизнес, особенно строительную отрасль, которая переживает сейчас нелегкие времена. Иммигранты из бывших союзных республик соглашаются на выполнение тяжелого и неквалифицированного труда за умеренную оплату, и лишать российский бизнес такого источника ресурсов в условиях кризиса — значит усугублять его и без того трудное положение.
Поддержка банковской системы, которую сейчас проводит Банк России, необходима, несмотря на все ее издержки, о которых говорится в данной статье. Кризис банков — куда большее зло, чем инфляция и девальвация. Банки обеспечивают расчеты в экономике, и если они
не смогут выполнять эту функцию в полном объеме, то наступит общий коллапс экономики России.
В то же время налицо и слабости российской экономической политики, отметим наиболее важные.
1. Непрозрачность процедур. Непонятно, кому и в каких объемах выделяются средства финансовой помощи, и как они инвестируются.
2. Создается впечатление, что у властей нет четкого плана действий. По крайней мере, он не заявлен публично.
3. Обратная связь между властью, обществом и бизнесом отсутствует. Решения власти непонятны большинству граждан, и это не способствует столь необходимому в период экономических потрясений доверию между экономическими агентами.
4. Решения принимаются с задержкой, воплощаются в жизнь с еще одной отсрочкой, последствия их выполнения — еще отсрочка. В таких условиях эффективность даже самых правильных решений снижается.
5. Правительство декларировало адресную поддержку отдельных компаний, но эффективность подобных мер не очевидна, не просчитана. Нет никаких гарантий, что выделенные средства пойдут на инвестиции в расширение производства.
6. Кредитование банков осуществляется без привязки этих денег к обязательству кредитовать реальный сектор. Недавняя отмена лимитов средств, которые банк может хранить в другом банке, «развязывает руки» банкам, дает им еще больше возможностей уклоняться от выдачи кредитов нефинансовым компаниям.
Указанные недостатки подрывают доверие к политике властей, что провоцирует пессимизм экономических агентов, их боязнь активных действий. Сегодня мы наблюдаем снижение потребительского спроса, инвестиционных расходов и банковских кредитов. В результате к середине февраля 2009 г. денежная база в России снизилась еще более — до 4330 млрд. руб., т. е. на 20% даже в номинальном исчислении, по сравнению с 1 января 2008 г.1, что препятствует преодолению кризиса. Промышленное производство в январе 2009 г. упало уже на 16%, по сравнению с уровнем января 2008 г., при этом в секторе обрабатывающих производств — на 24%2.
1 Данные Банка России, сайт www.cbr.ru, расчет автора.
2 Данные Росстата, сайт www.gks.ru
Что делать? Кризис при всей его тяжести имеет как минимум один плюс: он заставляет задуматься о допущенных ошибках и служит поводом к структурным реформам, направленным на укрепление экономики страны. Он показал, что экономическая система России весьма уязвима к колебаниям мировой экономики и задача властей и интеллектуальных кругов сделать ее более устойчивой к подобным явлениям. В связи с этим можно предложить ряд мер, которые делятся на текущие и стратегические.
Текущие меры включают следующий перечень.
1. Банку России надо снизить такое масштабное кредитование банков. У них уже достаточно ликвидности, а международные резервы уже уменьшились на 200 млрд. долл., по сравнению с максимумом 2008 г. Банки, испытывающие дефицит рублей, сейчас могут закрыть свои длинные позиции в валюте и использовать накопления в Банке России и банках-корреспондентах.
2. Надо попытаться снизить процентные ставки, а для этого как минимум снизить ставку рефинансирования. Вместе с п. 1 это означает, что следует попытаться вместо большого объема кредитов без обязательств выдавать небольшое количество кредитов с жестким обязательством по направлению этих средств на кредитование нефинансовых компаний. Но банк России, очевидно, не может или не считает нужным осуществлять данные меры.
3. Следует решить, наконец, проблему возврата НДС экспортерам. По закону, государство должно возвращать НДС, уплаченный компаниями-экспортерами своим поставщикам. Но из-за большого объема мошенничеств, связанных с ложным экспортом, налоговые органы всячески оттягивают возврат компаниям этих денег, что лишает их оборотных средств и мешает увеличению экспортных операций. Особенно болезненно это сказывается на несырьевом экспорте, и без того слабом. В условиях ухудшения платежного баланса и падения рубля существование этой застарелой проблемы совершенно недопустимо. Снижение экспорта ослабляет спрос на продукцию российских компаний, причем не только внешний, но и внутренний спрос, так как экспортеры сами покупают чью-то продукцию. В результате российская экономика продолжает находиться в стагнации, а рубль оставаться слабым.
4. Помощь отдельным компаниям и банкам следует оказывать лишь с условием раскрытия информации о компании, снижения дивиден-
дов, зарплат руководства, возможно, продажи непрофильных активов. Деньги налогоплательщиков надо экономить. Помощь богатым компаниям в условиях снижения жизненного уровня большей части населения как минимум должна быть четко и гласно обоснована.
Меры стратегические давно назрели, и кризис как раз отразил их наиболее полно. Рассмотрим их кратко.
1. России следует диверсифицировать свой экспорт, его продуктовую и страновую структуру. Сегодня 2/3 российского экспорта — нефть, нефтепродукты и природный газ. Вместе с металлами, удобрениями и продукцией лесной и целлюлозно-бумажной промышленности это составит 90% всего нашего экспорта1. 85% российского экспорта идет в страны дальнего зарубежья, из них в Европу (без стран СНГ) — 60%, тогда как в Азию (без СНГ) — 21%, и лишь 1% в Африку, 3% — на американский конти-нент2. Географический «перекос» здесь налицо. Ясно, что при такой структуре российский экспорт будет сильно колебаться в зависимости от конъюнктуры пяти-шести рынков, зависеть от темпов роста лишь одной группы стран. Он был бы куда более устойчив, если бы мы экспортировали сотни товаров и услуг на сотни рынков.
2. Нам надо дать реальные налоговые льготы для инвестиций в основной капитал, в том числе путем увеличения амортизационной премии до 50%. Подобные льготы были отменены в 2002 г., затем, начиная с 2006 г., стали постепенно восстанавливаться с помощью введения все большей амортизационной премии. Но этих мер явно недостаточно, если средний возраст оборудования российской промышленности превысил 20 лет, а степень износа достигла почти 50%. Также, если принять во внимание, что в России отношение инвестиций в основной капитал к ВВП колеблется в пределах 16—18%, тогда как в странах ОЭСР этот показатель составляет более 21%, а в Китае около 40%3, стимулы к инвестированию следует усилить, если мы хотим высоких темпов экономического роста и реконструкции экономики.
3. Следует расширить число компаний, которым разрешено работать по упрощенной системе налогообложения. Сейчас основным ограничителем является предельный оборот, который составляет 20 млн. руб. в год, т. е. при-
1 Данные Росстата, сайт www.gks.ru; данные Банка России, сайт www. cbr.ru, расчет автора.
2 Данные Росстата, сайт www.gks.ru, расчет автора.
3 Данные ОЭСР, сайт www.oecd.org
мерно 1,7 млн. руб. в месяц, что оставляет «за бортом» значительное число компаний малого и среднего бизнеса. Для поощрения малого бизнеса путем приобщения его к упрощенной системе следует, на наш взгляд, устранить критерии по обороту и стоимости основных фондов и руководствоваться в первую очередь критерием максимальной численности в 100 чел. наемных работников. Нынешние ограничители препятствуют росту производительности труда и капиталовооруженности малых предприятий. Следует предусмотреть и иные меры поддержки малого бизнеса — снижение арендной платы, помощь в оформлении аренды, приобретении недвижимости и земельных участков на льготных условиях, и здесь роль местных органов власти, как нигде, велика.
4. Необходимо ввести налоговые льготы кооперативам и товариществам, как это имеет место в развитых странах. Так, в США доходы товариществ облагаются как сумма личных доходов их владельцев, т. е. они не подвергаются двойному налогообложению, как корпорации, и не платят налог на прибыль. Кооперативы также имеют налоговые льготы и льготы в сфере антимонопольного регулирования. В России же эти формы бизнеса не имеют никаких льгот, за исключением сельскохозяйственных предприятий, поэтому их доля в нашей экономике ничтожна. А они стоят поощрения, поскольку владельцы товариществ несут неограниченную ответственность, и это повышает их ответственность перед партнерами и кредиторами, чего так не хватает нашему бизнесу. Польза же кооперативов в том, что они объединяют в себе владельцев бизнеса, с одной стороны, и работников (в производственных кооперативах), крестьян (в крестьянских сбытовых кооперативах), покупателей (в потребительских кооперативах) — с другой, снимая тем самым напряженность в отношениях между различными группами общества. Подобные реформы сделали бы наше общество более гибким и адаптивным к кризисам.
5. Российским властям, особенно местным, надо поддержать иностранных инвесторов. Здесь нам стоит поучиться у китайцев: в этой стране чиновники активно содействуют инвесторам в преодолении бюрократических препон, получении виз, разрешений на работу, при аренде и покупке недвижимости. Наши чиновники, судя по сообщениям прессы, обычно предпочитают перекладывать эти проблемы на самих иностранных инвесторов.
6. Часть денег, используемых сегодня для поддержки отдельных компаний, стоит направить на строительство дорог, которое было у нас запущено последние 20 лет, для улучшения другой инфраструктуры, портов в первую очередь. Сегодня густота магистральных дорог в России составляет 1.7 км на 1 тыс. кв. км территории, тогда как в США — 9,7 км, в Республике Корея — 35,6 км. Густота магистральных дорог в России сопоставима с Канадой, там она равна также 1,7 км на 1 тыс. кв. км территории, но в России в 1992—2005 гг. средний темп роста сети дорог составлял всего лишь 0.13% в год. При этом в Канаде эти темпы были равны 0,61% в год, в США — 1,6, в Республике Корея — 7,5, в Турции — 11,8, в Греции и Ирландии — 14% в
год1.
7. Для создания благоприятных условий для бизнеса надо нормализовать и упростить земельные отношения, дать возможность бизнесу и гражданам приобретать земельные участки на льготных условиях. Сейчас земельные отношения в России чрезвычайно запутаны, и у бизнеса нет уверенности в стабильности своего положения, прав собственности, пока не решен земельный вопрос. Сложившееся положение препятствует обороту и залогу земельных участков, а следовательно, инвестициям в развитие. Кроме того, земля — отличный объект для инвестиций.
8. Успешно и быстро преодолеть кризис наша власть сможет лишь тогда, когда удастся достичь доверия между нею и обществом, осуществлять постоянный контакт с представителями бизнеса, общественными организациями. Здесь, к примеру, поможет закрытие всех налоговых дел более чем трехлетней давности. Подчеркнем, что многие нелепости нашей жизни могут быть устранены с минимальными затратами, если власть будет слушать представителей гражданского общества, не отмахиваться от мнения людей и не считать всех тех, кто критически мыслит и готов вносить предложения, болтунами и демагогами. Обратная связь — условие нормального функционирования любой системы. Значительная часть проблем проистекает из того простого факта, что власть попросту не знает многих аспектов жизни общества и последствий принимаемых ею решений.
9. Нынешний кризис, как и кризис 1998 г., выявил много слабых сторон нашего бизнеса.
1 Данные ОБОй Factbook, 2007, сайт www.oecd.org, расчет автора.
Они нередко проистекают из незнания фактов экономической истории, основ экономической и управленческой науки, неверного подбора кадров. Последний нередко происходит, как и ранее, по принципу родства или знакомства, а не по профессиональным данным. То, что уже давно является азами, например, для лучших американских компаний, которые агрессивно
борются за выпускников вузов, для большинства наших предпринимателей все еще не стало нормой. Они по-прежнему убеждены, что кадры должны искать их, а не наоборот. И именно в годы кризиса наш бизнес начинает испытывать недостаток в людях, которые способны принимать стратегические решения в трудных ситуациях.
Что Вы могли бы сказать о своем настроении в последние дни?
(в % от числа опрошенных)
Варианты ответа 2008, март 2008, июнь 2008, сентябрь 2008, декабрь 2009, март
Прекрасное настроение 12 13 11 8 8
Нормальное, ровное состояние 59 56 57 48 50
Испытываю напряжение, раздражение 23 25 25 35 34
Испытываю страх, тоску 5 4 4 7 6
Затруднились ответить 2 1 3 2 2
N=1600
Как Вы считаете, сможет ли нынешнее правительство россии в течение ближайшего года улучшить положение в стране? (в % от числа опрошенных)
Варианты ответа 2008, март 2008, июнь 2008, сентябрь 2008, декабрь 2009, март
Безусловно, да 8 9 8 6 4
Скорее, да 43 42 45 38 33
Скорее, нет 30 28 29 34 36
Безусловно, нет 6 8 5 9 10
Затруднились ответить 12 14 14 13 17
N=1600