Научная статья на тему 'Управленческие проблемы развития Российской экономики в период кризиса 2008-2009 гг'

Управленческие проблемы развития Российской экономики в период кризиса 2008-2009 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / RUSSIAN ECONOMY / ANTI-RECESSIONARY STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дембицкий С. Г.

В статье рассматриваются теоретические, методологические и управленческие проблемы развития российской экономики в период кризиса, характеризуются основные каналы распространения кризиса, причины обусловившие его появление, уточнены особенности реализации мероприятий антикризисной политики, проведен анализ платежного баланса, состояния кредитной сферы, сфер труда и занятости, реального сектора экономики, установлена эффективность государственной антикризисной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY AND STATE ADMINISTRATION IN ECONOMIC CRISIS: RUSSIAN EXPERIENCE

The article considers theoretical, methodological and managerial problems of the Russian economy in crisis, characterized basic channels of crisis distribution, it caused the appearance, refined features of the implementation of activities of anti-crisis policies, analysis of the balance of payments, the state credit sphere, labor and employment, real sector economic efficiency of anti-recessionary state policy

Текст научной работы на тему «Управленческие проблемы развития Российской экономики в период кризиса 2008-2009 гг»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД КРИЗИСА 2008-2009 ГГ.

Дембицкий С.Г., профессор кафедры управления организацией Московского государственного областного университета, доктор

экономических наук, профессор

В статье рассматриваются теоретические, методологические и управленческие проблемы развития российской экономики в период кризиса, характеризуются основные каналы распространения кризиса, причины обусловившие его появление, уточнены особенности реализации мероприятий антикризисной политики, проведен анализ платежного баланса, состояния кредитной сферы, сфер труда и занятости, реального сектора экономики, установлена эффективность государственной антикризисной политики.

Ключевые слова: экономическая политика России, государственное управление экономикой, антикризисное регулирование.

ECONOMIC POLICY AND STATE ADMINISTRATION IN ECONOMIC CRISIS: RUSSIAN EXPERIENCE

Dembitskiy S., professor of organization management at Moscow State Regional University, PhD in Economics, professor

The article considers theoretical, methodological and managerial problems of the Russian economy in crisis, characterized basic channels of crisis distribution, it caused the appearance, refined features of the implementation of activities of anti-crisis policies, analysis of the balance of payments, the state credit sphere, labor and employment, real sector economic efficiency of anti-recessionary state policy

Keywords: Russian economy, anti-recessionary state policy.

Во второй половине 2008 г. отечественная экономика впервые с 1998 г. столкнулась с масштабным финансовым кризисом. Потрясения на ипотечном рынке США, гипертрофированно проецируясь на всю финансовую сферу, инициировали сложные и противоречивые процессы, в результате которых произошло резкое снижение цен на основные товары российского экспорта, значительный оттоку частного капитала, возникли проблемы с ликвидностью у большинства коммерческих банков, снизился курс рубля по отношению к американскому доллару и евро, а впоследствии - уменьшились доходы экономических агентов и совокупный спрос.

Так как первоначальные импульсы экономических потрясений находились в финансовой сфере и имели для нашей страны экзогенный характер, необходимо в первую очередь сконцентрировать внимание на платежном балансе, обменном курсе рубля, процессам происходившим в финансовой сфере и только потом - в реальном секторе экономики, области труда и занятости.

В последние годы устойчивость платежного баланса России поддерживалась за счет экспорта товаров с низкой долей добавленной стоимости, прежде всего продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Мировой кризис обусловил падение цен на ведущие товары отечественного экспорта: его стоимостное выражение в 2008 г. снизилось на 35,7% по сравнению с 2007 г. Восстановление цен на энергоносители и некоторое улучшение состояния мировой экономики, начиная с весны 2009 г., вызвали стабилизацию платежного баланса. По итогам 2009 г. сальдо счета текущих операций составило +47,5 млрд дол., т.е. сократилось на 53,6% по сравнению с 2008 г. При этом доля экспорта углеводородного сырья составила более 62% в общей величине экспорта. Соответственно, как и в предыдущие годы, основным фактором, определяющим величину сальдо по счету текущих операций, являлся торговый баланс, сальдо которого, в свою очередь, в определяющей мере зависело от движения цен на важнейшие товары российского экспорта на мировых рынках.

При этом дефицит баланса услуг в 2009 г. составил 19,8 млрд дол. и уменьшился в номинальном выражении за год на 20,8%, баланс оплаты труда снизился по абсолютной величине и составил -8,7 млрд дол. (-14,2 млрд дол. в 2008 г.), дефицит баланса инвестиционных доходов уменьшился на 10,4% и составил 31,4 млрд дол.; баланс текущих трансфертов составил 3,2 млрд дол. (вырос на 4,2% по сравнению с 2008 г.) [1].Таким образом, в 2009 г. ведущим фактором сохранения положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ стало восстановление цен на традиционные товары российского экспорта.

Как правомерно отмечают некоторые исследователи, исходя из того, что основным субъектом сделок на валютном рынке выступает Центральный банк РФ, последовательная смена понижательного движения обменного курса в конце 2008 г. и его повышение в 2009 г., по сути, явилась операцией, направленной на изъятие жизненных ценностей предпринимательского сектора и населения [4].

Об этом свидетельствуют показатели баланса Банка России, прежде всего четырехкратное приращение капитала в период острой фазы кризиса с октября 2008 г. по апрель 2009 г.

Таким образом, валютная политика Банка России в рассматриваемый период была довольно противоречивой. С одной стороны, она в целом обеспечила сглаживание колебаний курса, не создавая при этом препятствий для его фундаментальных изменений. С другой, Центральный банк РФ действовал как предпринимательская организация, нацеленная на максимизацию прибыли. Для структуры, реализующей общегосударственные интересы в условиях кризиса и недостатка ликвидности у большинства экономических агентов, подобный подход был недопустим. Изъятие ценностных достояний, проведенное им, имело значительные деструктивные последствия.

В 2009 г. неофициальный отток капитала из страны (бегство капитала) также значительно снизился по сравнению с 2008 г. и составил по оценкам экспертов, порядка 21 млрд долл., что на 38,5 млрд долларов меньше, чем в 2008 г. Соответственно, в 2009 г. наблюдалось снижение доли бегства капитала во внешнеторговом обороте с 7,8% в 2008 г. до 4,2% [2].

Далее рассмотрим процессы, происходившие на финансовых рынках и в банковской системе России.

С весны 2008 г. начала обостряться проблема доступа российских финансовых институтов к долгосрочному фондированию. В сентябре-октябре значительный отток капитала привел к резкому снижению цен на российские финансовые активы и возникновению нехватки ликвидности у кредитных организаций. Последняя проблема была во многом решена за счет действий Центрального банка РФ (ЦБ РФ). Что касается фондовых рынков, то начавшееся с июня 2008 г. падение индекса РТС (еще до обвала цен на нефть и конфликта с Грузией), прекратилось в феврале 2009 г. Рост индекса возобновился, а по итогам 2009 г. индекс РТС достиг 58,7% от предкризисного пика, индекс ММВБ - 71,2%. По критериям изменений цен акций и фондовых индексов кризис 2008-2009 гг. оказался менее глубоким, и не столь продолжительным, как кризис 1997-1998 гг.

Таким образом, российский рынок акций подтвердил статус одного из самых рискованных в мире. Но если в 2008 г. по глубине падения индексы РТС и ММВБ опередили все известные фондовые рынки в мире, то в 2009 г. они принесли самую высокую доходность. Индекс РТС вырос на 128,6%, индекс ММВБ - на 121,1%. В начале 2009 г. вряд ли кто ожидал столь быстрых темпов восстановления цен акций отечественных эмитентов. В 2009 г. капитализация российских компаний, увеличившись на 62%, составила 643 млрд дол. Несмотря на то, что в 2008 г. ее снижение составило 73,6% по сравнению с 2007 г., объем торгов акциями на российских биржах вырос с 1,206 трлн долл. в 2007 г. до 1,405 трлн дол. в 2008 г. Следовательно, в начале кризиса осуществлялись массированные распродажи акций российских эмитентов. Кроме того, в первой половине года сделки совершались по докризисным (высоким) це-

нам. В 2009 г. при росте капитализации на фоне восстановления рынка наблюдалось значительное снижение объемов торгов (до 900 млрд дол.).

С одной стороны, российский фондовый рынок до сих пор оказывает сравнительно небольшое влияние на экономику страны. С другой, его проблемы были кумулятивно усилены изменением цен на традиционные товары отечественного экспорта и оттоком капитала. В результате банковская система, обеспечивавшая поддержку экономического роста в РФ в предкризисный период, столкнулась с нехваткой ликвидности. По мере распространения кризиса в реальном секторе экономики, начиная с ноября 2008 г., даже устойчивые крупные российские банки столкнулись со многими проблемами, вызванными ухудшением ситуации у заемщиков. Ситуация усугублялась большой внешней задолженностью банковского сектора, обслуживание которой в условиях обесценивания рубля становилось все более затруднительной. Указанные проблемы российские банки смогли решить в основном за счет привлечения средств акционеров либо получения субординированных кредитов.

Действия монетарных властей и правительственных органов позволили локализовать проблему. В свою очередь кризис на валютном рынке привел к бурному росту соответствующих депозитов. Несмотря на тенденцию к их сокращению после укрепления курса рубля, объем депозитов в иностранной валюте даже в конце 2009 г. все еще в 1,5 раза превышал докризисный. С началом кризиса российские банки инициировали активное привлечение средства на депозиты за счет стремительного роста процентных ставок. Так они пытались заменить сбережениями населения средства внешнего рынка и рынка межбанковского кредитования, от которых они фактически оказались отрезаны.

Подобная практика с долгосрочных позиций представляется необоснованной. Высокая стоимость ресурсов с возросшими кредитными рисками могла еще больше усугубить проблемы банков. Сверх того, условия по депозитам во многих банках предполагали возможность снятия средств до истечения срока действия вклада без потери процентов. Тем самым де-факто переводя срочные вклады в разряд депозитов «до востребования», что могло обострить проблему набега на такие банки.

Что касается средств иностранных экономических агентов, то они играют важную роль в источниках ресурсов российских банков. Около 75% средств предоставляются в виде кредитов и займов, примерно 18,5% приходится на депозиты нерезидентов, остальное - составляют ценные бумаги российских банков, принадлежащие иностранцам, средства в обязательствах по аккредитивам и прочее. Некоторое снижение иностранных вложений в российские банки, последовавшее после сентября 2008 г., в скором времени обернулось скачкообразным ростом, связанным с переоценкой вложений в иностранной валюте. Однако в течение 2009 г. объем иностранных средств постепенно снижался (- 22% в сентябре по сравнению с пиком в феврале 2009 г.).

Как известно, активные операции российских банков распределены между тремя основными направлениями: кредитованием, операциями с ценными бумагами и резервированием средств в Центральном банке. При этом самую значительную роль играет кредитование резидентов. Динамика активов после начала кризиса в России характеризовалась ростом кредитования частного сектора экономики до начала 2009 г., который затем сменился некоторым снижением и дальнейшей стабилизацией. Одновременно выросли объемы средств, размещаемых в Центральном банке и других финансовых организациях, а также вложения в иностранные активы.

Рост кредитования экономики в конце 2008 г. практически остановился, также как и в операциях на рынке межбанковского кредитования. А вот ситуация с кредитованием населения была самой сложной: начиная с ноября 2008 г. портфель кредитов населению уменьшался практически непрерывно. Несмотря на стабилизацию ситуации в экономике, возобновления активного кредитования экономических агентов не наблюдалось вплоть до начала 2010 г., что стало следствием сохраняющихся значительных рисков в экономике, а также необходимостью решения проблем значительной просроченной задолженности организаций

Как полагает автор, важной характеристикой качества кредитного портфеля банков является доля просроченных кредитов. В исследуемый период она была очень высокой, особенно учитывая тот факт, что РСБУ подходят к ее оценке несколько занижено.

Отдельного рассмотрения заслуживает сфера государственных финансов России. По предварительным оценкам исполнения бюд-

жета расширенного правительства за 2009 г., объем доходов сократился более чем на 4 % ВВП относительно соответствующего периода 2008 г., в то время как расходы выросли более чем на 7,1% ВВП. Как и в предшествующий период наблюдалась высокая степень зависимости ресурсной части бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Рассматривая сложившуюся к настоящему моменту структуру формирования доходов бюджета расширенного правительства, можно отметить, что в большей степени снижению подверглись налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности. Кроме конъюнктурных факторов на доходы бюджета оказали воздействие депрессивное состояние экономики, что повлекло за собой резкое сокращение поступлений, изменения в администрировании НДПИ, вступивших в действие с начала 2009 г.

Также продолжили оказывать негативное влияние на объем налогооблагаемой базы ряд поправок и дополнений в гл. 25 Налогового кодекса (НК), действующих с начала 2009 г., в части администрирования налога на прибыль организаций и улучшения положения налогоплательщиков, среди которых наиболее значимые -снижение базовой налоговой ставки (с 24% до 20%), а также увеличение амортизационной премии (отнесение на расходы в текущем налоговом периоде части первоначальной стоимости основных средств) с 10 до 30%.

На этом фоне можно отметить некоторое увеличение поступлений от НДФЛ, НДС, ЕСН и акцизов в относительном выражении, в то время как в номинальном выражении произошло их заметное сокращение. Причиной такого положения стали как факт общего замедления деловой активности, так и внедрение мер, направленных на совершенствование исчисления и администрирования указанных налогов, прежде всего НДС (отмена обязанности уплачивать НДС в денежной форме при неденежных способах расчетов; освобождение от уплаты НДС на технологическое оборудование; предоставление права производить вычет НДС с авансовых платежей).

При сокращении объемов доходов бюджета расширенного правительства в 2009 г. увеличилась его доля в ВВП (с 29,5% до 36,6%), ускорилась динамика наращивания расходной части преимущественно за счет увеличения объемов расходов федерального бюджета.

Значительный объем прироста за рассматриваемый период приходится на финансирование национальной экономики, рекордного значения достигло финансирование мероприятий социальной политики, Существенное наращивание объемов государственных средств ежегодно приходятся на финансирование статьей «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Кроме того, следует отметить сохраняющуюся неоднородность динамики кассового исполнения расходных обязательств, которая мешает эффективному и своевременному освоению бюджетных ассигнований. Так, в декабре 2009 г. было освоено порядка 15% годовой бюджетной росписи. Очевидно, что традиционный перенос финансирования на последние месяцы года повышает инфляционные риски, которые проявляются уже в начале следующего года.

Как известно, в 2009 г. на федеральный уровень бюджетной системы была возложена особая миссия по поддержке различных секторов экономики в столь тяжелый период. Расходы федерального бюджета в 2009 г. выросли на 6,4% ВВП и достигли 24,6% ВВП. Основной причиной такого наращивания явилась чрезвычайная масштабность пакета антикризисных мер Правительства РФ, направленных как на поддержку населения, так и предприятий реального сектора экономики. За 2008-09 гг. общий объем финансирования антикризисных мер с учетом квазибюджетных источников составил порядка 3,5 трлн руб. [3].

Дефицит федерального бюджета РФ по итогам 2009 г. составил 2,326 трлн руб. или порядка 5,9% ВВП. Основным источником обеспечения его сбалансированности стали средства Резервного фонда, из которого было выделено 2,964 млрд руб. Таким образом, финансирование антикризисным мер прошло без привлечения внешних заимствований.

При анализе динамики и структуры внешнеэкономического оборота следует обратить внимание, что снижение физического объема экспорта приняло довольно мягкие формы на фоне обвального падения импорта.

Структура и объем внутреннего рынка с конца 2008 г. формировались под воздействием одновременного сокращения объемов отечественного производства и импорта. Сужение платежеспособного спроса в 2009 г., дефицит оборотных средств, необходимых для закупки сырья, высокая стоимость кредитных ресурсов усилили влияние негативных факторов на характер функционирования производства потребительских товаров в кризисных условиях. Заметим, что фактором, поддерживающим внутренний рынок в I половине 2009 г., явилось значительное накопление запасов готовой продукции по итогам 2008 г. Превышение предложения над спросом оказало неоднозначное влияние: с одной стороны, усилился спад отечественного производства, с другой - использование запасов частично компенсировало падение импорта.

В структуре использования ВВП доля расходов на конечное потребление на протяжении января-сентября 2008 г. систематически снижалась и в III кв. составила 61,6%. Снижение произошло главным образом за счет уменьшения расходов домашних хозяйств. Замедление темпов конечного потребления домашних хозяйств было вызвано снижением доходов населения, ростом задолженности по заработной плате, сокращением платежеспособного спроса населения на фоне высокой инфляции, ростом стоимости кредитов. Кроме того, на структуру использования ВВП оказала влияние тенденция к росту валового национального сбережения.

Существенным образом ситуация изменилась в конце 2008 г. -первой половине 2009 г. На фоне сокращения доходов экономики фиксировалось резкое изменение пропорций между валовым национальным сбережением и конечным потреблением. При среднем за последние четыре года валовом национальном сбережении на уровне 33% ВВП этот показатель по итогам I полугодия 2009 г. составил лишь 20,2% ВВП. Соответственно, расходы на конечное потребление стали занимать доминирующую долю ВВП (79,8%).

В условиях кризиса первостепенное значение приобрели проблемы выполнения социальных гарантий. В целях поддержания уровня жизни населения и обеспечения социальной стабильности расходы на государственное управление в 2009г. увеличились на 5,1% по сравнению с АППГ. Как следствие в структуре денежных доходов населения в данный период возрастала доля социальных выплат при снижении доли оплаты труда, доходов от собственности и предпринимательской деятельности.

В целях материальной поддержки пенсионеров с 1 марта 2009 г. была увеличена базовая часть трудовой пенсии на 8,7%, а с 1 апреля 2009 г. и с 1 августа 2009 г. была проведена индексация страховой части трудовых пенсий, соответственно на 17,5 % и на 7,5%. С учетом проведенных мер средний размер назначенной пенсии на 1 сентября 2009 г. составил 5412 руб. и увеличился по сравнению с АППГ на 19,2%, что выше темпов роста потребительских цен и уровня среднероссийского прожиточного минимума пенсионера.

Как и ранее население использовало различные инструменты для сбережения своих доходов. Так, если в I кв. 2009 г. 10,3% денежных доходов населения было использовано на приобретение валюты, то в IV кв. этот показатель снизился до 5,5%. Доля сбережений во вкладах и ценных бумагах была весьма волатильной: от 6,3% денежных доходов населения во II кв. 2009 г. до 1,9% денежных доходов населения в IV кв.

Безусловно, на динамику и структуру расходов населения существенное влияние оказывает ситуация на рынке труда. На фоне снижения уровня заработной платы, доходов населения, замедления и снижения темпов экономической динамики уровень безработицы значительно вырос. Пикового значения в 7,084 млн человек общая безработица достигла в феврале 2009 г., а в целом, за 2009 г. численность официально зарегистрированных безработных была на 47,8% выше АППГ. Доля официально зарегистрированных безработных, начиная с июня 2009 г. стабилизировалась на уровне 2,8% экономически активного населения, однако суммарная численность работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках и простое по вине администрации в течение всего года оставалась очень высокой и составляла около 1,6 млн человек. В таком положении делать выводы о нормализации ситуации на рынке труда было бы преждевременно.

Таким образом, материал представленной статьи позволяет заключить следующее.

1. Экономический кризис 2008-2009 гг. для России имел экзогенный характер и был обусловлен потрясениями на финансовых рынках и изменением внешнеторговой конъюнктуры. В качестве катализатора указанных событий можно рассматривать военный

конфликт в Южной Осетии, спровоцировавший масштабный отток спекулятивного капитала. Между тем, его действие было усилено межотраслевыми диспропорциями и примитивной интеграцией в систему мирохозяйственных связей.

2. Предоставление кредитов в рамках поддержки банковской системы осенью 2008 г. в условиях ожидавшейся девальвации не позволило решить ни проблему ликвидности в банковской сфере, ни проблему кредитования реального сектора, так как Банк России за счет фактически предопределенной плавной девальвации создал очень прибыльный актив - валюту, который оказался более прибыльным и менее рискованным, чем альтернативные направления инвестиций. В результате полученные банками от ЦБ РФ деньги сразу уходили на валютный рынок и возвращались в ЦБ, теряющему резервы. Таким образом, плавная девальвация позволила финансовому сектору заработать дополнительную прибыль, что несколько смягчило кризис ликвидности в банковской системе, и привело к уменьшению международных резервных активов, возникновению ажиотажа на валютном рынке.

Литература:

1. Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 22-42.

2. Палагина С.С. Влияние глобального кризиса на экономику России и проблемы его преодоления в современных условиях. Ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: ВУ, 2010. С.15-16.

3. http://www.gks.ru/free_doc/new_site

4. http://www.rspp.ru/Default.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.