Научная статья на тему 'Внешняя целесообразность и внутренняя логика развития образовательного пространства МВД'

Внешняя целесообразность и внутренняя логика развития образовательного пространства МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РФ / ТЕОРИЯ СИСТЕМ / ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ / СТАТИКА / ДИНАМИКА / ИНВОЛЮЦИЯ / ДОМИНИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ФОРМ МОТИВАЦИИ / ВЫПУСКНИК ВУЗА МВД РФ / SYSTEM OF EDUCATION / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE INTERIOR OF RUSSIA / SYSTEM THEORY / THE ELEMENTS OF EXTERNAL STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INNER LOGIC / STATICS / DYNAMICS / INVOLUTION / DOMINANCE OF HIGHER MOTIVATION / THE UNDERGRADUATE OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION INTERIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Наталья Николаевна, Журавлев Валерий Евгеньевич

В данной статье рассматривается проблема соответствия элементов внешней стороны педагогического процесса его внутренней логике развития с учётом статики и динамики в свете теории систем. В проекции на образовательное пространство МВД, элементы системы становятся соразмерными при аттракции на инволюции, доминировании высших форм мотивации и деятельности администрации вуза, направленной на усиление ответственности всех актантов системы за её конечный результат выпускника вуза, будущего сотрудника ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Наталья Николаевна, Журавлев Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL EXPEDIENCY AND INTERNAL LOGIC OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SPACE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The article deals with the problem of correspondence of the elements of external structure of the educational process to its inner logic in terms of statics and dynamics in the view of system theory. The balance of the elements of the system in the sphere of educational establishments of the Interior of Russia can be achieved through return to involution as a point of attraction, dominance of higher motivation, purposeful activity of the administration, reinforcing of all the structures of the system for the result the undergraduate of institution of higher education, future specialist of the Russian Federation Interior.

Текст научной работы на тему «Внешняя целесообразность и внутренняя логика развития образовательного пространства МВД»

Грейс Хоппер, женщины-математика, первой предложившей идею компьютерного перевода информации, которая служила контр-адмиралом флота; ученого-энциклопедиста А. Колмогорова, предложившего аксиоматику теории вероятностей и других учёных.

Студенты ориентируются при подготовке на сообщение именно тех фактов, которые вызвали у них наибольший эмоциональный отклик и на краткость сообщаемой информации. Таким образом, развивается лаконичность речи и совершенствуется умение работать с информацией - её поиск, обработка, переформулировка, выбор существенных и не существенных фактов.

Очеловечивание математики происходит и путём приведения примеров из истории, демонстрирующих различные заблуждения, связанные с недостаточным учётом или игнорированием законов математики.

Так, при знакомстве с такими понятиями, как генеральная совокупность и выборка, поучителен будет пример времён Великой отечественной войны. Когда самолеты возвращались из боя с пробоинами, возникла идея поставить броню на те места, на которых пробоины встречаются чаще всего (весь самолет бронировать было нецелесообразно из-за сильного увеличения его веса). Военные сделали анализ мест, где встречаются следы от пуль и снарядов, и пришли к выводу, что нужно бронировать фюзеляж, так как на нем было больше всего пробоин. Им практически не удалось найти самолеты с пробоинами в районе двигателя. Выслушав эти рассуждения, математик Абрагам Вальд сказал: «броню нужно ставить на двигатель, так как с пробоинами в двигателе самолеты не возвращаются вообще», проиллюстрировав свой вывод такой аналогией: «в послеоперационных палатах больше солдат с ранениями в ноги, чем в грудь, но не потому, что они чаще получают ранения в грудь, а потому, что с ранениями в грудь почти не доживают до операции» [3, с. 35].

Приведенный пример иллюстрирует нерепрезентативность сделанной военными выборки. По мнению Г.И. Саранцева, подлинной сущностью гуманитаризации математического образования является отражение в нём деятельностной концепции знаний. Описанный выше пример как нельзя лучше отражает эту сущность.

Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать такие выводы:

1. Как мы убедились, дисциплина «Математические методы обработки информации» имеет значительный гуманитарный потенциал.

2. Он может быть усилен с помощью использования притч, сюжетов произведений художественной литературы, специально подобранного материала общекультурной и профессиональной направленности для работы с таблицами и диаграммами, использования заданий исторического характера для закрепления навыков математического моделирования, персонификации содержания дисциплины.

Литература:

1. Грес П.В. Математика для гуманитариев: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000. - 112 с.

2. Гура В.В., Дикарев С.Б. Система проектирования электронных образовательных ресурсов / В.В. Гура, С.Б. Дикарев. - Ростов/н/Д: ТОВ «ЦВВР», 2003. - 125 с.

3. Елленберг Джордан. Как никогда не ошибаться. Сила математического мышления. - М.: Наш формат, 2018. - 408 с.

4. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления образовательной школой: Дис. ...д-ра пед. наук. - Челябинск: Челяб. фил. УГНОЦ РАО, 2000. - 251 с.

5. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). - М., 2013.

6. Подвинцева О.В. Классификация моделей: [Электронный ресурс] / О.В. Подвинцева. - Режим доступа : http://informatika.sch880.ru/p28aa1.html

7. Родыгина И.В. Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования школьников: Автореф. дис ... канд. пед.наук. 13.00.01 - Луганский национальный пед.ун-т .. Шевченко, Луганск, 2000. - 20 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

10. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах и бизнесе: Учеб. пособие для вузов / С.И. Шелобаев. - М., 2000.

11. Шкильменская Н.А. Гуманитарный потенциал курса алгебры и начал анализа профильной школы. Модель, принципы и особенности реализации: монография. - Архангельск: Поморский университет. - 2007.

12. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 160 с.

13. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.: Наука, 1966. - 300 с.

Педагогика

УДК:37.011.33

кандидат филологических наук, доцент Панченко Наталья Николаевна

Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Федерального

образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); преподаватель Журавлев Валерий Евгеньевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

ВНЕШНЯЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА МВД

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема соответствия элементов внешней стороны педагогического процесса его внутренней логике развития с учётом статики и динамики в свете теории систем. В проекции на образовательное пространство МВД, элементы системы становятся соразмерными при аттракции на инволюции, доминировании высших форм мотивации и деятельности администрации вуза, направленной на усиление ответственности всех актантов системы за её конечный результат - выпускника вуза, будущего сотрудника ОВД.

Ключевые слова: система образования, образовательная организация МВД РФ, теория систем, элементы внешней стороны педагогического процесса, внутренняя логика развития, статика, динамика, инволюция, доминирование высших форм мотивации, выпускник вуза МВД РФ.

Annotation. The article deals with the problem of correspondence of the elements of external structure of the educational process to its inner logic in terms of statics and dynamics in the view of system theory. The balance of the elements of the system in the sphere of educational establishments of the Interior of Russia can be achieved through return to involution as a point of attraction, dominance of higher motivation, purposeful activity of the administration, reinforcing of all the structures of the system for the result - the undergraduate of institution of higher education, future specialist of the Russian Federation Interior.

Keywords: system of education, educational establishments of the Interior of Russia, system theory, the elements of external structure of the educational process, inner logic, statics, dynamics, involution, dominance of higher motivation, the undergraduate of institution of higher education of the Russian Federation Interior.

Введение. В русле современного всё возрастающего антропоцентризма высшим смыслом системы высшего образования является личность обучаемого - студента, курсанта, которая и критерий, а также одновременно субъект и объект этой системы. Целенаправленная, специально-организованная система учебной, воспитательной, административной деятельности профессорско-преподавательского состава и руководства вуза по подготовке квалифицированных специалистов с развитыми как профессиональными, так и личностными качествами и есть педагогический процесс.

Цель статьи усматривается в раскрытии механизма соответствия обучения и воспитания в образовательной организации МВД согласно логике её развития с позиций статики и динамики.

Задачи состоят: в определении причин дисбаланса между логикой дальнейшего развития и внешней целесообразностью педагогической системы образовательной организации МВД; в выявлении условий адаптации внешней формы организации педагогического пространства МВД его внутреннему содержанию во временном ракурсе.

Целенаправленная, специально-организованная система учебной, воспитательной, административной деятельности профессорско-преподавательского состава и руководства вуза по подготовке квалифицированных специалистов с развитыми как профессиональными, так и личностными качествами и есть педагогический процесс.

Для ответа на вопрос о том, что является краеугольным камнем педагогической системы современного высшего образования, необходимым представляется обратиться к некоторым ключевым философским аспектам вопроса. Будучи основным понятием философской методологии, понятие «система» имеет ряд определений, сводящихся к идее целостности, правильности, порядка. Однако если Л. Берталанфи первоначально усматривал в системе совокупность элементов, вступающих во взаимодействие, то, впоследствии акцентировал внимание на отношениях между объектами и их свойствами, исключая при этом взаимодействие [1].

Важно установить, переживает ли система образования некий кризис в настоящий момент, сводится ли её структура к отношениям между субъектами и объектами или ей свойственна взаимосвязь, взаимозависимость, структурированность?

Если отталкиваться от традиционного отечественного понимания системы в педагогике, то, следует отметить, любую систему, в том числе и систему образования, характеризует не только целостность, но иерархия, структура, взаимосвязь, «множественность». Вместе с тем, как известно, формальная сторона обычно бывает подчинена в большей мере внешней целесообразности, чем внутренней логике развития [3], и тогда мы имеем дело с двойственностью системы, которая проявляется в дифференциации высших и низших типов её организации [2].

Изложение основного материала статьи. Несомненно, содержательна внутренняя логика, в то время как системной является внешняя форма: она может подчиниться, а может, напротив, «взять верх» над логикой внутренней. Но в этом случае закономерен вопрос о субъекте и объекте системы образования, о том, кого эта система воспроизводит. Если результатом и конечной целью такой системности является человек целостный, то система содержательна по своей сущности и внешняя форма соразмерна внутренней логике. Если же мы имеем дело с человеком «частичным», то превалирует внешняя, формальная сторона, подчинившая себе логику развития.

Особую актуальность данный вопрос имеет для образовательной организации МВД РФ. Следует отметить, что относительная замкнутость, наличие единой цели и жесткого ядра в системе вуза - всё это, на первый взгляд, подчиняет внутреннюю логику внешней форме. Педагогический процесс, таким образом, является формальным. Однако, система образовательной организации МВД, будучи целенаправленной, приобретает признаки социальной системы и социального процесса в большей степени, чем педагогическая система любого гражданского вуза. Ведь этот процесс призван демонстрировать курсантам способы актуализации положений действующего законодательства по вопросам защиты прав и свобод наших граждан. Более того, любая нестабильность, либо внешняя неопределённость в обществе может обусловить неопределённость педагогического процесса образовательной организации МВД.

Для самой системы опасность усматривается в том, что с позиций современной философии образования, простая «механическая» системность не соответствует современным подходам. Необходимо глубинное философско-культурологическое осмысление проблемы. Это соответствует современному состоянию общества: узкий специалист, пусть даже «хорошист» или «отличник» - как результат системы образования, не удовлетворяет требованиям общества, если он не раскрывает себя в пространстве профессиональном и личностном, если он не нацелен на дальнейшее развитие.

Так и внешняя событийность порой доминирует над внутренним развитием общества в целом и индивида в частности.

Григорий Сковорода, в далёком от современности 18 веке, наблюдая как внешнее довлеет над внутренним, дал определение и содержательности, и человеку «целостному». Согласно взглядам Г. Сковороды, внутренняя форма - это и есть суть, раскрывающаяся в мысли, событии, стремлении: и всё, что ни есть: дело, действие, слово - всё «пустошь», если оно не получило события в самом человеке [7].

Выпускник образовательной организации МВД, как результат системы, её цель - это не только высоквалифицированный специалист в области юриспруденции, но и модальная личность, обладающая

набором профессиональных качеств, морально-нравственных ориентиров, характеризующих данную корпоративную среду и сообщество в целом. Иначе не представляется возможным нести ответственность за судьбы граждан, их права и свободы. Пространство личности в юриспруденции глубже пространства профессионального. Несомненно, несостоявшаяся личность деформирует профессиональное поле.

Как и студент гражданского вуза, курсант образовательной организации МВД - взрослый человек, со своими взглядами, сильными и слабыми сторонами характера. Ему свойственна любознательность, физическая, эмоциональная, волевая зрелость или незрелость, активность или пассивность, желание утвердиться в коллективе или противостоять ему. Вполне может обнаруживаться и завышенная самооценка, недостаточная организованность и дисциплинированность, эгоизм, неуважение требований устава, морали, этики. Педагогическая система образовательной организации МВД ставит целью выявление и применение в образовательном пространстве таких форм и методов воспитательного взаимодействия, которые способствовали бы как нейтрализации этих качеств, так и переходу их в позитивные свойства личности. Педагог должен уделять значительно большее внимание данной категории курсантов. Здесь воспитание превалирует в диаде «воспитание - обучение»: от педагога вуза требуется большая отдача, необходима активизация методик, направленных на достижение «внутреннего» диалога с курсантом. Именно такой диалог поможет последнему провести ревизию своих ценностных установок и индивидуальных качеств.

Вместе с тем полагаем, что по сравнению с гражданским вузом, преподаватель имеет гораздо больше шансов на успех в достижении позитивного эффекта такого диалога: в интересах воспитания могут быть задействованы условия не только учёбы, но и сферы быта, службы, досуга.

Поэтому важным аспектом этой системности, достаточно формальной и, вместе с тем, обладающей глубокой спецификой, становится аспект личностно-ориентированный, направленный на воспитание не просто самосознания, но осознание себя, своего гражданского «я», на воспитание взаимодействия в социальной среде. Это взаимодействие проявляется в расширяющихся моделях общения и сотрудничества Первоначально выстраивается модель «я - преподаватели - руководство вуза», затем, по нарастающей, следуют модели: «я - другие - преподаватели - руководство вуза», «я - другие - преподаватели - руководство вуза - социум - гражданское общество». Иными словами, организация педагогического процесса строится с учетом механизмов самоопределения курсанта: субъектно-объектного (взаимодействие с внешней средой), субъектно-субъектного (с другими субъектами), субъектно-интернального (с собственным «я») [6].

Таким образом, перспектива педагогической системы образовательной организации МВД и её главное наполнение всегда ориентировано на единство обучения и воспитания, на усвоение общечеловеческих ценностей, признание критериев честности, справедливости, порядочности. Обучение становится воспитывающим, когда оно сопровождается заботой о духовной направленности личности. Социальный и государственный приоритет воспитания для педагогического пространства МВД очевиден и бесспорен.

Множественность системы образования усматривается здесь не просто в сосуществовании, но и в эффективном сотрудничестве курсанта, учебной группы, курса, факультета, преподавателей, курсовых офицеров, администрации, руководителей научных сообществ, персонала, а в итоге - всего социума.

В этом глобальном дискурсе общения, обучения, воспитания, почитания традиции, которая присутствует в любой системе, и развивается тот, кто являет собой «результат» системы - человек «целостный». Результат и есть свидетельство эффективности системы, где внешняя целесообразность и внутренняя логика уравновешиваются. Способствует такому уравновешиванию организация процесса образования, а именно, эффективное управление и контроль с одной стороны, сотрудничество и диалог - с другой. При этом важно наличие общей цели, идеологемы, установки. Важно наличие ценностей как фундамента системы. Составляющие системы образования при этом адекватны составляющим педагогического процесса, который, как упоминалось выше, тоже является системой.

Именно целостность педагогического процесса, как системы, играет решающую роль. На это указывал ещё К.Д. Ушинский, считая в педагогическом процессе декорациями всё, что не являет собой комбинации основных элементов всякой школы: административного, воспитательного, учебного [9]. Динамика педагогического процесса - в наличии перспективы, стремлении к совершенствованию при условии чёткой организации управления. Склонность же к деградации проявляется при плохой организации управления. Очевиден факт, что любого человека ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. Поэтому именно мотивация, а точнее, установка на доминирование её высших форм, должны лежать основе проектной работы по организации управления педагогическим процессом. Человек «целостный» не может существовать без обретения целостности в иерархии потребностей. Развитие морально-нравственных качеств, возможность взаимодействия субъектов и объектов системы без этого невозможна: система превращается в симулякр.

Проецируя сказанное на образовательную организацию МВД отметим, что уравновешивание элементов системы, формальной внешней целесообразности и внутренней содержательной логики усматривается в балансе актантов при наличии эффективного управления с учетом преобладания высших форм мотивации как основного стимула процесса образования и воспитания.

Вопрос управления, таким образом, становится первостепенным. Ведь управление как способ «навязывания» системе определённого пути развития, который не соответствует её внутренней структуре, как отмечают некоторые авторы, может оказать обратный эффект и систему либо разрушить, либо сделать её неэффективной. С другой стороны, слабое воздействие, резонанс - может дать толчок к развитию. Эти два способа - «навязывания» и слабого резонансного воздействия могут быть уравновешены исходя из положения о том, что проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития [5]. Но самоуправляемость может быть органична и эффективна, как нам кажется, лишь при наличии контроля.

Образовательное пространство МВД следует рассматривать с учетом наличия статуса и субординации, ритуала и традиции (дискурса прошлого), с одной стороны, и наличия разных подходов и методик, нацеленных на продуктивное сотрудничество преподавателя и курсанта (дискурса настоящего) - с другой. Результативность данного процесса проявляется в уравновешивании статики и динамики, в организации такой формы управления, которая будет поддерживать подвижность педагогического процесса, не умаляя значимости «дискурса прошлого», то есть, статичности системы. Несомненно, важна ответственность как администрации, так и преподавателей не просто за профессиональную пригодность будущего сотрудника ОВД, но и за его морально-личностные качества.

Век постмодерна попирает «незыблемость» всех социальных систем и системы образования, в частности. С одной стороны, система образования сугубо статична как константа, передающая традицию, опыт, знание прошлого. С другой стороны, она динамична, и, как никакая другая система, устремлена в будущее. Полагаем, что в настоящий момент мы можем наблюдать тенденцию всё более ускоряющегося отрыва от «прошлого», от традиции. Пожалуй, в системе образования никогда еще не ощущалось смещение вектора в триаде «прошлое - настоящее - будущее» столь отчётливо. Здесь возникают риски, связанные с утратой идентичности. Перед субъектом и объектом системы образования - выпускником вуза встают противоречия, связанные с конкурентоспособностью и равенством, с бесконечно расширяющимися информационными потоками и невозможностью их адекватного восприятия [4]. Но самый главный риск - в поглощении системы симулякрами, которые подменяют как внешнюю форму, так и внутреннее содержание. В прошлое уходит традиция, новые, реальные контуры не вырисовываются достаточно чётко: уходит взаимодействие основных элементов любой школы, о чём говорил К. Д. Ушинский. Нормой становится «многополярность» образовательного процесса, где преподаватель и обучаемый оказываются разделенными разного рода моделями, подходами, часто симулятивными и демонстрирующими латентный отказ от ранее признанных норм. Как следствие, усиливается разрыв между внутренней логикой и внешней целесообразностью. Высшие формы мотивации, высшие творческие потребности уходят на задний план, уступая место технологиям.

Всё вышеизложенное может характеризовать настоящий этап как переходный. Если мы рассматриваем любую систему с позиций статики и динамики в зависимости от скорости изменения её характеристик во времени, то пиком переходного периода будет являться точка относительного равновесия, которая адаптирует систему к новым условиям.

Тогда логично предположить, что и педагогическая система во временном ракурсе обладает свойством адаптации. Полагаем, внешняя целесообразность и внутренняя логика могут стать соразмерными при движении к инволюции. Именно инволюционность как возврат к старым моделям, традиции, вкупе с максимальной «событийностью» - движением вперёд, переосмыслением давно утраченного, может придать положительный динамизм системе образования. При этом, как нам кажется, нельзя переоценить роль главного актанта процесса - преподавателя. Здесь необходим выход на некий новый уровень психосоциальных отношений. Именно преподавателю доступны сложные когнитивные объекты, именно он должен уметь «переквантовать» те стремительные информационные потоки, которые, порой, не только мешают адекватному восприятию реальности, но и деструктируют личность студента, курсанта. Такой педагог - «прогрессор» может воспитывать и передавать знания. Но и он должен осознавать происходящее как процесс и понимать значимость своей миссии [8].

Таким образом, подвижность образовательного пространства МВД, может усматриваться не только в устремленности в будущее, но и в соразмерном оценивании опыта прошлого, его переосмыслении.

Выводы. Полагаем, что внешняя целесообразность и внутренняя логика педагогической системы образовательной организации МВД могут быть сбалансированы при выполнении следующих условий:

- максимальном сближении дискурса прошлого и настоящего в педагогическом процессе, обеспечении тесного взаимодействия элементов внутренней структуры (статика) с элементами внешней структуры (динамика), подсистемами и видами деятельности путём расширения полей общения;

- целенаправленной проектной деятельности администрации вуза и всего коллектива с аттракцией на идеологеме доминирования высших форм мотивации;

- усилении роли главного актанта педагогического процесса - преподавателя, как «прогрессора», обладающего когнитивным знанием;

- поддержке подвижности педагогического процесса, его относительной свободы во всех видах учебной и внеучебной деятельности с аттракцией на инволюции;

- усилении ответственности всех структур системы за её конечный результат- выпускника вуза, будущего сотрудника ОВД.

Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что современное состояние цивилизации в целом и социума в частности задаёт новый вектор развития системе образования.

Собственно же система, рассматриваемая с позиций дискурса настоящего, с ориентацией на будущее и с обязательным учётом стратегий и практик прошлого, преломляет этот вектор. Несомненно, эффективность подготовки специалистов, в том числе и будущих сотрудников органов внутренних дел, зависит от организационной составляющей процесса, от взаимодействия сторон, от тех приоритетов, которые главенствуют в обществе.

Литература:

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов. // Системные исследования. Ежегодник. — М.: «Наука», 1969. — 203с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

3. Геращенко, И.Г. Виды системности в физкультурном образовании [Электронный ресурс] / И.Г. Геращенко. - Режим доступа: htpps:lib.sportedu.ru /press /fkvot /p 2-6. html.

4. Журавлев, В.Е. К вопросу о понятии «квалификация» в свете компетентностного и личностно-ориентированного подходов / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы 20 всероссийской научно-методической конференции (март. 2015, Иркутск: ВСИ МВД (стр. 41-43).

5. Курдюмов, С.П. Законы эволюции и самоорганизация [Текст] / С.П. Курдюмов. - М.: Сфера, 1990. - 240 с.

6. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин. - Свердловск: [б.и], 1986. - 142 с.

7. Сковорода, Г.С. Сочинения в 2т Текст / Г.С. Сковорода. М.: Мысль, 1973.

8. Сундиев, И.Ю. Фролов, А.Б. Ускорение времени -образ будущего и вектор социального развития [Текст] / Газета «Завтра» 2019, №5.

9. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии [Текст]: в 8 т. / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1950. - Т. 1. - 648 с.

Педагогика

УДК 374

магистрант Раевская Мария Ростиславовна

Институт культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации педагогического процесса, направленного на развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста в контексте изучения изобразительного искусства. Раскрыто понятие образного мышления как одной из функций сознания ребенка. Образовательные ситуации, способствующие развитию у детей такого мышления, рассмотрены с позиции системно-деятельностного подхода и идей гуманитарности. Обобщен практический опыт работы с младшими школьниками и методы развития образного мышления на занятиях изобразительного искусства. Подробно описан метод иллюстрирования незнакомого художественного произведения. Представлена логика развертывания творческой работы над иллюстрацией, обеспечивающей развитие у детей образного мышления.

Ключевые слова: образ, мышление, образное мышление, развитие образного мышления, изобразительное искусство, иллюстрация.

Annotation. The article is devoted to the organization of the pedagogical process aimed at the development of figurative thinking in children of primary school age in the context of studying fine arts. The concept of figurative thinking as one of the functions of the child's consciousness is revealed. Educational situations that contribute to the development of such thinking in children are considered from the position of a system-activity approach and ideas of humanitarianism. Summarized the practical experience of working with younger students and methods of developing figurative thinking in the classroom of the fine arts. The method of illustrating an unfamiliar artwork is described in detail. Presents the logic of the deployment of creative work on the illustration, ensuring the development of children's figurative thinking.

Keywords: image, thinking, figurative thinking, development of figurative thinking, visual arts, illustration.

Введение. В условиях современной социокультурной ситуации, требующей от человека широкого диапазона креативных способностей и умений творческого преобразования своей жизнедеятельности, перед образованием встают новые задачи. Пересмотра требуют и вся образовательная система, и преподавание конкретных дисциплин. Учитывая сегодняшнее время неопределенности и непредсказуемости, образование не должно ограничиваться только передачей определенного набора разрозненных знаний о мире. Сегодня учебный предмет необходимо рассматривать не столько как источник знаний, сколько как средство, помогающее ребенку «становиться человеком». Особое место в ряду таких предметов занимает изобразительное искусство (ИЗО). Этот предмет нуждается в переосмыслении и расширении заложенных в него возможностей.

Изобразительное искусство и связанная с ним творческая работа школьников позволяет формировать у них целостное представление о мире и через яркую изобразительную форму развивать культуру, эстетический вкус, любовь к родине, а также интеллектуальные, практико-действенные, эмоционально-волевые качества [4; 5; 6]. Помимо влияния на художественно-эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие, на что традиционно обращалось внимание в образовательной практике, ИЗО имеет величайший потенциал для формирования у детей когнитивных связей и развития их самосознания. Он может помочь не просто учить ребенка рисовать и приобщать к прекрасному, но учить его мыслить. Глубоко, широко, креативно, целостно. Если точные науки развивают у ребенка логическое и рациональное мышление, то изобразительное искусство призвано развивать образное мышление, активизируя иные отделы и функции головного мозга. Предмет в этом случае становится средством развития у детей такого мышления, которое способно охватить целостные объекты, расширяет видение мира и становится важной основой опыта управления своей жизнедеятельностью. Речь о развитии образного мышления.

На сегодняшний день проблема развития образного мышления у детей исследована многими учеными. Важные материалы по этой проблеме содержатся в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской и др. Анализ научной литературы показывает, что умение образно мыслить открывает человеку неисчерпаемые возможности воспринимать многообразные и разноплановые внутренние и внешние связи явлений мира [10]. А неразвитость этого вида мышления лишает личность полноценного общения с искусством. Слабая способность образного видения не поволяет школьникам в полной мере осмыслить себя и выбор своего жизненного пути. Из-за доминирования левополушарного мышления, обеспечивающего линейное, однозначное восприятие мира, возникает нарушение формирования «образа Я» и нарушение механизмов психологической защиты, а также создаются многие противоречия и ситуации, которые воспринимаются для личности как неразрешимые [9].

Надо признать, что в условиях современной цивилизации, ориентированной на технический прогресс и технократическую модель мышления, образование, в основном, направлено на активизацию логического левополушарного мышления. Как показывает наше наблюдение за детьми, к старшим классам у них нередко обнаруживается некоторый перекос: они обладают множеством абстрактных знаний и навыков логического мышления при недостаточно развитом образном мышлении. В исследованиях, посвященных данной проблеме, зафиксировано: 1) бедный запас зрительных образов, неумение их привлечь в нужный момент к работе; 2) отсутствие способности мыслить ассоциативно, целостно и одновременно видеть предмет с разных сторон, в его многочисленных связях с другими предметами; 3) слабое владение приемами мылительной деятельности, которая предполагает способность рождать идеи и создавать многозначный контекст [10]. Кроме того, существует проблема «асубъктного мышления», когда субъектная позиция в мышлении мало проявлена [11].

Как выясняется, среди исследователей нет единого понимания природы и механизмов возникновения образов. Также нет научного обоснования процесса формирования у детей образного мышления в контексте их целостного развития. Следует отметить, что, при всей широте исследований проблемы, она не изучена с позиции гуманитарно-антропологического подхода, учитывающего все многообразие человеческой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.