Научная статья на тему 'Внешняя торговля России и Кыргызстана: институты, тенденции, перспективы'

Внешняя торговля России и Кыргызстана: институты, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
964
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / экспорт / импорт / Россия / Кыргызстан / институты внешней торговли / комплементарность во внешней торговле / foreign trade / export / import / Russia / Kyrgyzstan / institutions / complementarily of import and export.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Шаршебаев, О. Р. Штыбаева, Ж. Н. Курманалиева

В статье произведена оценка институциональной базы внешнеторгового сотрудничества России и Кыргызстана, в том числе перспективы, связанные с институтами АТЭС, а также дана оценка экономической комплементарности импорта и экспорта стран-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TRADE OF RUSSIA AND KYRGYZSTAN: INSTITUTIONS, TENDENCIES, PROSPECTS

This paper gives the assessment of the institutional framework of the foreign trade cooperation between Russia and Kyrgyzstan, including the prospects of the APEC-related institutions. The estimation of the economic complementarily of import and export of partner countries is also given.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля России и Кыргызстана: институты, тенденции, перспективы»

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И КЫРГЫЗСТАНА: ИНСТИТУТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

А.А. Шаршебаев, канд. экон. наук О.Р. Штыбаева, старший преподаватель Ж.Н. Курманалиева, аспирант

Кыргызский государственный горный университет имени академика У. Асаналиева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11967

Аннотация. В статье произведена оценка институциональной базы внешнеторгового сотрудничества России и Кыргызстана, в том числе перспективы, связанные с институтами АТЭС, а также дана оценка экономической комплементарности импорта и экспорта стран-партнеров.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, Россия, Кыргызстан, институты внешней торговли, комплементарность во внешней торговле.

В комплексе внешнеэкономических связей внешняя торговля представляет собой форму международной кооперации, с которой связано значительное число результатов экономического и социокультурного характера. Прежде всего, внешняя торговля при благоприятном соотношении экспорта и импорта обеспечивает существенный прирост ВВП, прирост бюджетных доходов, обусловливает в стране уровень экономической активности - загрузку производственных мощностей, занятость населения.

Активная вовлеченность во внешнюю торговлю стран-обладательниц положительного внешнеторгового сальдо мультиплицирует эффекты роста инвестиций в развитие производства, стимулирует исследования и разработки в области повышения качества продуктов и технологий, следовательно, способствует росту международной конкурентоспособности и развитию инновационной системы. Помимо объективного роста в инновационно-инвестиционной сфере, благодаря внешней торговле, происходит сближение социальных систем и культур, производными от которого становятся развитие туризма, межкультурных связей, транспортных систем.

Разумеется, положительными эффектами развитие внешней торговли не исчерпывается, не стоит пренебрегать рисками «голландской болезни» ресурснообеспе-

ченных стран. В этом контексте важность приобретает последовательная государственная политика по сбалансированному научно-техническому развитию отраслей специализации экономики страны. Не последнюю роль в регулировании структуры и объемов внешней торговли играют мотивы сохранения национальной безопасности в ее краткосрочном и долгосрочном аспектах: в части решения задач продовольственной безопасности, а также обеспечения долгосрочных трендов роста технико-технологических преимуществ.

Объемы, динамика и структура внешней торговли между странами обусловлены институциональной основой - организационными и нормативно правовыми институтами внешнеторгового сотрудничества, а также комплемент арностью экономических систем, связанной с международной специализацией стран-партнеров. И если группа факторов институционального порядка субъективно формируется под влиянием геополитических приоритетов, позиции государственных властей, то экономические факторы в основе своей объективно связаны с накопленным уровнем экономического развития стран и ресурсной обеспеченностью государств, развивающих партнёрство во внешнеторговой сфере. В рамках нашего исследования мы попытаемся дать оценки тому, насколько объективные и субъективные основы внешней торговли между Россией и Кыр-

гызстаном способствуют достижению целей взаимовыгодного сотрудничества, а также национальным приоритетам государств-партнеров.

Нормативный базис сотрудничества России и Кыргызстана во внешней торговле обеспечивает членство стран в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) - международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных договором и международными договорами в рамках союза.

Нормативная база ЕАЭС продолжает идеи ЕврАзЭС и сформирована на принципах:

- уважения общепризнанных принципов международного права;

- уважения особенностей политического устройства государств-членов;

- обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;

- соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

- функционирования Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Основными целями ЕАЭС объявлены следующие: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Договор ЕАЭС был подписан в Астане 29 мая 2014 года. Государствами- членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

В развитие договора было подписано Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации «О развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции», позднее - Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации «О российско-кыргызском Фонде развития» от 24 ноября 2014 года. Создание Фонда развития нацелено на финансирование самоокупаемых проектов в приоритетных секторах Кыргызской Республики путем предоставления займов, участия в капитале. В соответствии с соглашениями сторон перспективными отраслями названы агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие предпринимательства и инфраструктуры.

В рамках Таможенного союза государств-членов ЕАЭС функционирует внутренний рынок товаров; применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами; действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами; осуществляется единое таможенное регулирование; осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринар-но-санитарного, карантинного фитосани-тарного). Уплаченные (взысканные) ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств-членов. Зачисление и распределение сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисление в доход бюджетов государств-членов осуществляются в согласованном порядке.

В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные

пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Договор по ЕЭАС предполагает действие правил Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирует с 1 января текущего года. Фактически Кыргызстан присоединилась к ЕАЭС с 12 августа текущего года, с этого времени был отменен таможенный и санитарный контроль, введен единый таможенный тариф, решились некоторые вопросы трудового миграционного законодательства. Руководство республики полноценный эффект от присоединения к Союзу ожидает к 2017 г., к этому периоду должна произойти адаптация к новым правилам внешней торговли, должны сложиться партнерские связи и сформироваться рациональные схемы товародвижения.

Участие в Таможенном союзе должно способствовать росту экспортного потенциала Кыргызстана для таких отраслей промышленности, как пищевая и легкая, агропромышленный комплекс. Есть оценки, что экспортный потенциал Кыргызстана в результате присоединения к Таможенному союзу может вырасти примерно на 25%. Декларирование Кыргызстаном импортного товарного потока в результате присоединения к Таможенному союзу и повышение импортного тарифа способно повысить доход от таможенных платежей в бюджет республики на 10%, а если учесть китайский импорт, то тогда объем пошлин по отношению к доходам кыргызского бюджета может возрасти до 40-50%. Инструментом стимулирования деловой активности в рамках ЕАЭС выступают налоговые правила. Финансовое руководство Кыргызстана отмечает, что после присоединения к ЕЭАС бизнес, ориентированный на страны объединения, ощутил существенные послабления в части административно-налоговой нагрузки, за последние три месяца отмечается значительный рост поступлений в бюджет республики по НДС и акцизу по импортным товарным позициям.

Надо признать, что оценки относительно выгод вхождения Кыргызстана в Таможенный союз неоднозначны. Есть мнение, что, вступив в Таможенный союз, Кыргызстан фактически присоединяется к таможенной политике России, поскольку объемы внешней торговли дают России преобладающую долю в едином таможенном тарифе. Политика высоких ввозных пошлин в России обусловлена стремлением защитить внутренний рынок от конкурентного импорта. Эксперты от киргизской стороны утверждают, что Кыргызстан как страна с неразвитым сельским хозяйством, практическим отсутствием промышленности, без перерабатывающих отраслей и крупных экспортно-ориентированных производств не особенно заинтересована в таком протекционизме. Для Кыргызстана долгое время источником выгод оставался китайский реэкспорт и дешевый импорт для конечного потребления. Опасения вызывают разные масштабы экономических систем, (эксперты в республике отмечают, что остаются несогласованности в системах ветеринарного контроля, продолжают быть препятствиями посты на таможне Кыргызстан -Казахстан по ветеринарному контролю. В целом в ЕАЭС есть вопросы по организации бизнеса нерезидентов в той или иной стране без обязанности учреждать юридические лица, в выплате прямых и косвенных налогов, существуют проблемы в регулировании трудовой миграции, в вопросах признания дипломов об образовании, сложно урегулируются вопросы, связанные с возможностью выхода на конечного покупателя, на розничные сети.

Конечно, сокращение реэкспорта в Казахстан и Россию скажется на занятости населения Кыргызстана. Из 6 млн населения страны в свое время около 800 тысяч человек так или иначе были связаны с базарами, которые на 90% и более работали на казахских и российских потребителей. С другой стороны, Таможенный союз должен способствовать росту экспорта из Кыргызстана, при этом экономический эффект экспорта для республики представляется более комплексным и долгосрочным по результатам, чем импорт. Ес-

ли импорт дает экономике страны относительно более дешевые товары, доходные поступления в бюджет и обусловливает привлечение передовой техники и технологий, то экспорт вовсе не исключает доходные поступления в бюджет от роста оборотов внутри страны и напрямую мотивирует внутреннюю деловую активность - рост предпринимательства, занятости, рост ВВП за счет чистого экспорта. При этом для Кыргызской Республики в условиях сокращения масштабов импорта с присоединением к Таможенному союзу должны открыться возможности роста поступлений в бюджет за счет более высоких ввозных тарифов. Снижение нетарифных барьеров в результате присоединения к Таможенному союзу должно поспособствовать спросу на ресурсы республики, в том числе трудовые, стимулировать развитие делового партнерства. Ведь страны-участницы Таможенного союза представляют собой один из крупнейших рынков в мире.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - это еще один институт в рамках ЕАЭС, обеспечивающий применение правил общего рынка. Он был создан 1 января 2012 г., когда в него вошли Белоруссия, Казахстан и Россия, образовавшие еще в 2010 г. Таможенный союз. ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов. Основы ЕЭП закреплены в отдельных соглашениях, в числе этих документов соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, о единых правилах промышленных субсидий, государственной поддержке сельского хозяйства, о государственных (муниципальных) закупках, о торговле услугами и инвестициях,

согласованных принципах валютной политики, организации антимонопольной политики. Важное значение для Кыргызстана имеет соглашение о социальных правах трудовых мигрантов, свободе трудовой миграции, тем самым обеспечивается возможность свободно перемещаться в рамках ЕЭП и пользоваться всеми социальными гарантиями в стране пребывания. С учетом транзитного потенциала для Кыргызстана ЕЭП приобретает дополнительное важное значение, ожидается, что экономический эффект от участия республики в едином экономическом пространстве будет даже большим, чем от пребывания в Таможенном союзе.

Что касается внутренних нормативных основ, связанных с внешнеторговым сотрудничеством, то для Кыргызстана в вопросах организации внешней торговли было характерно применение либеральной политики, применение низких импортных тарифов и возможностей для участников ВЭД свободно экспортировать и импортировать товары. Эта политика получила развитие в том числе благодаря вступлению Киргизии во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1998 г., после чего были проведены гармонизация национального законодательства по внешней торговле с положениями ВТО, совершенствование нормативной правовой базы внешней торговли.

Нормативно-правовые акты республики не вводят каких-либо ограничений по реализации в оптовой и розничной торговле, не устанавливают институт специального импортера, требований к распределению и обращению товаров в розничных торговых точках.

Несмотря на то, что положениями Таможенного кодекса Кыргызской Республики предусмотрена возможность установления и применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров или отдельной страны в преференциальном порядке, Правительством Кыргызской Республики на практике не отмечено применения положений Кодекса в названной части. В отношении Российской Федерации не вводились какие-либо измене-

ния, оказывающие влияние на поставки из России.

В Кыргызской Республике не применяется количественное ограничение экспорта, включая запрет на экспорт товаров за исключением запрета на экспорт ГСМ. Экспортные пошлины применяются только на вывоз регенерируемой бумаги и картона (макулатура и отходы).

Государственная поддержка промышленного производства товаров и их реализации в Кыргызской Республике отсутствует в соответствии с правилами ВТО. Однако Налоговым кодексом Кыргызской Республики предусмотрено предоставление ряда льгот в форме освобождения или уменьшения от уплаты налогов и других обязательных платежей, например, в отношении определенного перечня продукции пищевых и перерабатывающих производств.

В свободных экономических зонах устанавливаются особые правовые режимы, предусматривающие льготы в области внешнеэкономической и хозяйственной деятельности в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» от 16 декабря 1992 года.

Таким образом, подытоживая институциональные основы внешней торговли между Россией и Кыргызстаном, мы можем констатировать, что, благодаря участию в Договоре по ЕАЭС, между странами ликвидированы тарифные и нетарифные барьеры внешней торговли и создан режим, благоприятствующий партнерству в торговой сфере. Для развития внешней торговли и получения социально-экономических эффектов сторонам необходимо успешно пройти переходный адаптационный период, для того чтобы отработать оставшиеся формальности, сформировать партнёрские связи и обеспечить рациональные схемы товародвижения и дистрибуции.

Далее рассмотрим экономическую основу развития внешнеторгового сотрудничества между Россией и Кыргызстаном. Отметим, что данные статистики российского Министерства экономического развития и внешней торговли и таможенного

учета Кыргызской Республики несколько разнятся. Мы будем опираться на данные Министерства финансов Кыргызской Республики.

Внешняя торговля России с Кыргызстаном рассмотрена нами за период 20132018 годов. Этот период, с одной стороны, относительно свободен от последствий последнего глобального финансового кризиса, с другой стороны, дает нам представление о наиболее актуальных тенденциях развития. В целом внешнеторговый оборот с Кыргызстаном до 2017 г. характеризовался активной тенденцией роста: ежегодные темпы прироста составляли от 5 до 26%. Наиболее благоприятным в ряду рассматриваемых данных был 2015 г., прирост тогда достиг своего максимума -26%. Экспортная составляющая оборота демонстрировала еще более стремительную динамику, в 2015 г. прирост экспорта составил 41%. Для импорта были характерны иные по характеру показатели динамики: импорт за рассматриваемый период имел отрицательные темпы прироста, в диапазоне от 25 до 44%. Тенденция снижения объемов экспорта Кыргызской Республики в Россию сохранилась и на отрезке 2017-2018 гг., когда темпы спада продаж составили около 33%, несмотря на благоприятные обстоятельства торгового эмбарго развитых стран в отношении России. Этому есть вполне понятное объяснение: экономические процессы инерционны по своей природе, для переориентации внешнеторговых потоков необходимы условия не только благоприятные с точки зрения торгового режима, но также важны валютные и транспортно-логистические обстоятельства. Для формирования деловых связей между партнерами во внешней торговле на уровне корпоративного сектора требуется время и административное содействие. Отметим также, что с экономической точки зрения внешняя торговля приносит выгоды в большей степени российской стороне, поскольку именно для России она характеризуется целевым результатом - положительным чистым экспортом (внешнеторговым сальдо). Однако и этот вывод не может быть однозначным, если принимать во внимание товарную

структуру российского экспорта в Кыргызстан.

Основу российского экспорта в республику, по данным 2017 г., составили такие товарные группы: топливо минеральное,

Продукция переработки сельскохозяйственного сырья характеризуется невысоким удельным весом в структуре российского экспорта в Кыргызстан: жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения (2,6%); готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия (2,2%).

Для машиностроительной отрасли также свойственен скромный вклад во внешнеторговые связи с республикой: реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части (2,1%); изделия из черных металлов (2,1%); электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (1,5%). Совсем небольшую долю в экспорте занимают какао и продукты из него (1,9%); продукция фармацевтической промышленности (1,6%); удобрения (1,3%). Справедливо будет отметить, что в 2017 г. увеличился экспорт Россией готовых продуктов из зерна (на 28,9%), электрических машин и оборудования (на 27,6%), удобрений (на 12,9%) и древесины (на 7,6%). Экспорт остальных категорий товаров сократился: нефти и минерального топлива - на 22,2%, механических уст-

нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (57,5%); черные металлы (5,4%); древесина и изделия из нее; древесный уголь (5,3%).

ройств - на 7,3%, фармацевтической продукции - на 6,9% и жиров и масел - на 6,7%.

В товарной структуре импорта Кыргызстан в Россию преобладают: хлопок (22,2%); табак и промышленные заменители табака (13,7%); электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (12,3%); медь и изделия из нее (9,6%); средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (7,9%). Кроме того, в структуре представлены: овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды (4,8%); прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них (4,0%); стекло и изделия из него (3,2%); предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания (2,6%); алюминий и изделия из него (1,8%). В 2017 г. отмечается рост импорта прочих недрагоценных металлов (на 69,1%) и хлопка (на 8,8%). По импорту остальных категорий товаров отмечено сокращение: стекла - на 84%, меди - на 67,9%, овощей - на 28%, алюминия - на 26,1%, средств наземного транспорта - на 19,3% и электрических машин и оборудования - на 14,1%. И это в условиях торгового эмбарго России и

Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации с Кыргызской Республикой, по

данным ФТС России, млн долларов США

2010 2011 2012 2013 2014 январь -май 2015

год январь -

Товарооборот 1384,1 1451,8 1829,8 2139,5 1817,0 761,5) 556,1

в % к предыдущему периоду 107,9 104,9 126,0 116,9 85,0 73,0

Экспорт 990,8 1159,3 1634,1 2029,4 1743,2 733,0 537,0

в % к предыдущему периоду 108,2 117,1 141,0 126,2 85,9 73,3

Импорт 393,3 292,9 195,7 110,1 73,8 28,9 19,2

в % к предыдущему периоду 107,1 74,5 66,7 56,2 67,1 66,4

Сальдо 597,5 866,4 1438,4 1919,3 1669,4 704,1 517,8

уд. вес в общем т/о СНГ, в % 1,5 1,2 1,5 1,9 1,7 1,7 2,4

ожидания достаточно мощных протекционистских мер в пространстве ЕАЭС.

Для оценки внешнеторговой компле-ментарности экономических систем России и Кыргызстана целесообразно применять метод структурного сопоставления общих объемов экспорта и импорта стран-партнеров. Структура экспорта страны за период стабильного экономического развития отражает международную специализацию, объективно сложившуюся позицию государства во внешней торговле как результат ее экономического развития и использования природноресурсных и технологических преимуществ. Структура импорта в таких же обстоятельствах характеризует спросовую составляющую на внешнеторговый продукт, отвечающую также специфике национального хозяйства - его структуре, динамике, государственной стратегии развития. Очевидно, что в процессе сопоставления важно использовать данные, освобожденные от влияния субъективно сложившихся экономических эффектов: отраслевых перекосов, сформировавшихся под влиянием крайне либеральной внешнеторговой политики или, напротив, под воздействием сдерживающих политических факторов и их валют-

ных последствий. Мы понимаем, что в отношениях России и Кыргызстана довольно сложно найти такие пары данных. Что касается России, то только период 20112012 гг. можно считать относительно стабильным, так как этот период уже свободен от влияния глобального кризиса, и еще свободен от политической напряженности. Структура экспорта и импорта Кыргызстана сложилась под влиянием либеральной внешнеторговой политики страны, мягкий режим пошлин привел к эффектам реэкспорта: в республике было выгодно завозить товары не только и не столько для внутреннего личного и производственного потребления, сколько для реэкспорта в другие страны, в том числе в Россию и Казахстан. Корректные данные для подобных оценок мы сможем получить в 2019 г., именно к этому периоду, как утверждают эксперты, мы должны получить эффекты ЕАЭС и Таможенного союза. Пока провести такой сравнительный анализ можно с меньшей погрешностью, оперируя данными усредненной структуры российского экспорта за 2014-2015 гг. и данными об импорте Кыргызстана за 2015 год.

Расчеты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный структурный анализ экспорта-импорта России и Кыргызстана

Товарные группы внешней торговли Расчетная структура экспорта России Расчетная структура импорта Кыргызстана Структурный сдвиг модуль струк турного сдвига Соотношение структурного сдвига товарной группы и среднего структур-

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 2,3 14,2 -11,9 11,9 0,85

минеральные продукты 69,55 21,8 47,75 47,8 3,40

продукция химической промышленности, каучук 6,15 12,6 -6,45 6,5 0,46

древесина и целлюлозно- бумажные изделия 2,3 4,1 -1,8 1,8 0,13

текстиль, текстильные изделия и обувь 0,2 7,4 -7,2 7,2 0,51

металлы, драгоценные камни и изделия из них 12,05 9,2 2,85 2,9 0,21

машины, оборудование и транспортные средства 5,1 25,5 -20,4 20,4 1,45

средняя 14,07 1

Мы анализируем показатели укрупненной структуры внешней торговли. В качестве количественного индикатора использованы частные структурные сдвиги по товарным позициям экспорта-импорта, итоговый показатель среднего структурного сдвига, который позволит нам сделать обобщающий вывод - средний структурный сдвиг сопоставления экспорта и импорта и коэффициент соотношения частных структурных сдвигов и средней величины.

Ограниченные возможности подобного обобщенного анализа понятны, и вместе с тем данные таблицы показывают, что спрос и предложение во внешней торговле между странами на уровне вот таких укрупненных пропорций согласуются мало. Российский экспорт содержит гипертрофированную долю минерального сырья, значительную долю металлов, тогда как в импорте Кыргызстана очевидны понятные предпочтения к приобретению машин и оборудования, продукции химической отрасли. При этом мы можем заметить, что структура импорта республики более сба-

российский экспорт. Иными словами, российской стороне есть, что предложить Кыргызстану: не только минеральное сырье, металлы, но и продукцию машиностроения, химической отрасли, продукцию сельского хозяйства.

Очевидно, что большее значение имеет комплементарность внешней торговли на уровне более частных товарных показателей: конкретных товаров и субрегионов их потребления. Тем не менее, участие стран-партнеров в перспективном объединении ЕАЭС еще раз подтверждает: взаимные и долгосрочные экономические интересы партнеров достижимы при разумном использовании эффектов международного разделения труда. Динамика производственной структуры страны должна быть мотивирована не только внутренними факторами обеспечения национальной безопасности и реализацией долгосрочных целей инновационного развития. Нужно принимать во внимание и внешние конъюнктурные мотивы соответствия спросу партнера с мотивацией сотрудничества и добрососедства.

лансирована по товарным группам, нежели

Библиографический список

1. Аналитическая справка по статистике внешней торговли Кыргызской Республики: материалы Министерства экономики Кыргызской Республики. 2015.

2. Внешняя торговля Кыргызской Республики. 2009-2013: стат. сборник. - Бишкек: Национальный стат. комитет Кыргызской Республики, 2014. 190 с.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года г. Астана (в ред. от 08.05.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс».

4. Информационный бюллетень Министерства экономики Кыргызской Республики: материалы Министерства экономики Кыргызской Республики. 2015.

5. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о российско-киргизском Фонде развития: распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 г. № 2199-р // СПС «Консультант Плюс»

6. О российско-киргизском экономическом сотрудничестве: доклад российско-киргизского делового совета: материалы Министерства экономики Кыргызской Республики. 2015.

7. Портал внешнеэкономической информации. Кыргызстан. Двусторонние отношения с Россией. Обзор торговых отношений с РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kg/kg_ru_relations/kg_ru_trade/(дата обращения 10.11.2015).

8. Глазьев С. Сохранение значения Кыргызстана как базы для переработки и реэкспорта китайских товаров зависит от того, будет он в составе Таможенного союза или нет. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glazev.ru/sodr_eep/266/ (дата обращения 10.11.2015).

FOREIGN TRADE OF RUSSIA AND KYRGYZSTAN: INSTITUTIONS, TENDENCIES,

PROSPECTS

A.A. Sharshebaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor O.R. Shtybaeva, Senior Lecturer J.N. Kurmanalieva, Graduate Student

Kyrgyzstan State Mining University named after academician U. Asanaliev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This paper gives the assessment of the institutional framework of the foreign trade cooperation between Russia and Kyrgyzstan, including the prospects of the APEC-related institutions. The estimation of the economic complementarily of import and export of partner countries is also given.

Keywords: foreign trade, export, import, Russia, Kyrgyzstan, institutions, complementarily of import and export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.