ЭКОНОМИКА РОССИИ И СТРАН СНГ
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ (на примере текстильной отрасли)
Н.В. Дюжева, С.А. Балашова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
В статье проводится оценка потерь Кыргызстана и его основного торгового партнера Китая от повышения ввозных таможенных пошлин на текстиль и одежду в результате присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу ЕАЭС, а также расчет и обоснование сумм возможных компенсаций Кыргызстану и Китаю со стороны Российской Федерации. Методологией служит Гармонизированная система кодирования и описания товаров (Ж6) 2007 г. и метод наименьших квадратов. Авторская модель объединяет параметры собственного производства, внутреннего потребления, импорта и экспорта текстильного сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Кыргызстана, а также предполагает расчет средневзвешенного таможенного тарифа и соответствующего изменения ввозных таможенных платежей. В результате исследования максимально возможные убытки Кыргызстана и Китая оценены в 560 млн долл. в год, предложена аргументация в пользу снижения компенсаций со стороны РФ.
Ключевые слова: количественная оценка, эффекты международной экономической интеграции, таможенные пошлины, компенсация потерь во внешней торговле, реэкспорт, экспорт, импорт, текстиль и одежда, текстильная отрасль, Таможенный союз, Кыргызстан, Российская Федерация, Китай, ВТО.
Описание модели и исходные данные для анализа
В конце 2014 г. был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., реализуется План мероприятий (Дорожная карта) по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу ЕАЭС (ТС), утвержденный Решением Высшего евразийского совета от 29.05.2014 г., запланировано создание Кыргызско-Российского фонда развития для адаптации экономики Кыргызской Республики (КР) к правовым нормам ТС.
Потенциальные экономические риски и выгоды от вступления КР в ТС активно обсуждаются последние 3—4 года. После фактического присоединения КР к ТС произойдет повышение таможенного тарифа, потери третьих стран в соответствии с нормами и правилами ВТО должны быть компенсированы. Такого рода компенсации и их размер стали краеугольным камнем переговоров о при-
соединении Кыргызстана к ТС, в которых российской стороной использовались в том числе авторские расчеты и рекомендации, приведенные в данной статье.
Наибольшие потери ожидаются от сокращения импорта текстильной продукции. На текстиль и одежду в 2011 г. в экспорте Кыргызстана приходится 62,3%, а в импорте — 43,9%. Текстиль и одежда практически полностью поставляются из Китая (3,099 млрд долл. или 63,5% всего китайского экспорта в Кыргызстан в 2011 г. [8]), далее реэкспортируются преимущественно в РФ. Производство, импорт и последующий реэкспорт текстиля и одежды имеют огромное значение для обеспечения занятости и доходов населения, социальной и экономической стабильности страны, особенно ее южных регионов.
До вступления в ТС Кыргызстан сохраняет статус привлекательной страны — реэкспортера текстиля и одежды. Главными «проводниками» экспортно-импортных операций по текстильной продукции, являются торгово-рыночные комплексы Дордой (Чуйская область,) и Кара-Суу (Ошская область). На их основе образуются два крупных товарных потока реэкспортного характера:
— северный транзитный маршрут, направленный преимущественно в Казахстан и Россию; обслуживается рынком Дордой;
— южный транзитный поток с поставками в основном в Узбекистан и Таджикистан; обслуживается рынком Кара-Суу.
В работе рынков и поддерживающей их инфраструктуры, по экспертным оценкам, заняты от 300 тыс. до 1 млн человек. Таможенные платежи при оформлении товаров, ввозимых для реализации на рынках (особенно на ТРК «Дордой»), существенно пополняют республиканский бюджет. Однако основная масса текстиля и одежды ввозится в страну по упрощенной системе или не декларируется вообще. Далее меняется страна происхождения товара на Кыргызстан, что позволяет (в рамках зоны свободной торговли) реэкспортировать его по нулевым ставкам пошлин в страны ТС.
Образование Таможенного союза уже негативно повлияло на реэкспортный бизнес КР, а после вступления Кыргызстана в ТС ситуация, очевидно, усугубится и реэкспорт сократится до минимума, что приведет к негативным экономическим и социальным последствиям.
Сложившаяся организация внешней торговли, значительный объем теневого сектора в текстильной отрасли, использование серых (по упрощенной системе) и черных (без декларирования) схем ввоза, отсутствие в Кыргызстане достоверных статистических данных по импорту текстиля и одежды из КНР делают расчет потерь Кыргызстана и Китая, и соответствующих компенсаций, достаточно тяжелой задачей.
Для количественной оценки потенциальных потерь от повышения ввозных таможенных пошлин на текстиль и одежду (товарные группы 50—63 по ТН ВЭД в соответствии с Ж6) применяется метод наименьших квадратов, позволяющий моделировать объемы производства текстильной и швейной продукции в Кыргызстане после вступления в ТС, с использованием следующих факторов: импорт текстиля и одежды, внутреннее потребление текстиля и одежды. Из-за малого количества наблюдений (9 лет с 2003 г. по 2011 г.) возможность включения в ана-
лиз большего количества факторов отсутствует, хотя отдельные дополнительные статистические данные все же применяются для расчета величин и для трактовки полученных результатов.
Разработанная модель позволяет рассчитать при изменении уровня таможенных пошлин потери Кыргызстана из-за возможного снижения собственного производства текстильного сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также дает возможность с достаточно высокой достоверностью определить сокращение физических объемов ввоза товаров групп 50—63 ТН ВЭД из КНР, а значит, фактические потери Китая и ориентировочную сумму компенсации, в том числе со стороны России, за ужесточение правил торговли.
Описание модели. В модели рассматривались три логические взаимосвязи, по которым, соответственно, проводились три расчета.
Расчет 1. Как собственное производство готовой продукции зависит от внутреннего потребления готовой продукции, от веса импортируемого (ввозимого) сырья и цены единицы (1 кг) импортируемого сырья.
Теоретически собственное производство готовой продукции тем выше, чем выше спрос на нее (внутреннее потребление) и чем дешевле цены на ввозимое (импортируемое) сырье, поскольку дешевое импортное сырье потребляется внутренними производителями готовой продукции и укрепляет их конкурентоспособность. Если изменяется цена (растет или понижается), то изменяется внутреннее производство готовой продукции (падает или растет, соответственно). Если растет собственное производство, то повышаются физические объемы ввоза сырья, и наоборот.
Расчет 1 дает возможность оценить: а) как будет меняться внутреннее производство готовой продукции и б) как будет меняться физический объем импорта сырья, если измениться цена на ввозимое текстильное сырье и полуфабрикаты за счет изменения (роста) ввозных таможенных пошлин на текстильное сырье и полуфабрикаты после вступления Кыргызстана в ТС.
Расчет 2. Как собственное производство готовой продукции зависит от внутреннего потребления готовой продукции, от веса импортируемой готовой продукции и цены единицы (1 кг) импортируемой готовой продукции.
Теоретически собственное производство готовой продукции тем выше, чем выше спрос на нее (внутреннее потребление) и чем дороже цены на импортируемую готовую продукцию (поскольку в теории импорт готовой продукции создает конкуренцию внутренним производителям готовой продукции). Если изменяется цена (растет или понижается), то изменяется внутреннее производство готовой продукции (растет или падает соответственно). Если растет собственное производство, то снижаются физические объемы ввоза готовой продукции, и наоборот. Однако в случае с Кыргызской Республикой теория может не работать, так как очень значительная величина кыргызского текстильного производства готовой продукции — это вшивание киргизской маркировки («лейблов») на китайские готовые изделия и их дальнейший реэкспорт в страны ЕАЭС. А значит, чем дешевле цена импортируемой готовой продукции, тем лучше для кыргызских производителей готовой продукции (производство растет).
Такая логическая цепочка дает возможность оценить: а) как будет меняться внутреннее производство готовой продукции и б) как будет меняться физический объем импорта готовой продукции, если измениться цена на ввозимую готовую продукцию за счет изменения (роста) ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию после вступления Кыргызстана в ТС.
Расчет 3. Как собственное производство сырья зависит от внутреннего потребления сырья, от веса импортируемого сырья и цены единицы (1 кг) импортируемого сырья.
Теоретически собственное производство сырья тем выше, чем выше спрос на сырье со стороны внутренних производителей готовой продукции (внутреннее потребление), и чем дороже цены на импортируемое сырье (поскольку, в теории, дешевый импорт сырья создает конкуренцию внутренним производителям сырья, что приводит к сокращению объемов внутреннего производства). Однако если ввозимое сырье дополняет внутреннее производство сырья (например, по причине того, что выше определенного объема внутренние производители производить не могут, а спрос на сырье со стороны производителей готовой продукции устойчиво высок или же если виды производимого и ввозимого сырья не могут заменить друг друга), то рост цен на ввозимое сырье может привести и к сокращению внутреннего производства сырья или существенно его не изменить. С учетом того, что во внутреннем потреблении сырья в Кыргызстане очень велика доля «неизвестно куда исчезающего» ввезенного сырья, взаимосвязь может получиться следующей: чем выше цена на ввозимое сырье, тем ниже собственное производство, тем ниже физические объемы (вес) импорта сырья.
Такая логическая цепочка дает возможность оценить: а) как будет меняться внутреннее производство сырья и б) как будет меняться физический объем импорта сырья, если измениться цена на ввозимое сырье за счет изменения (роста) ввозных таможенных пошлин на сырье после вступления Кыргызстана в ТС.
Для проведения расчетов по модели для количественной оценки данной логической взаимосвязи требуются входные данные: собственное производство сырья — внутреннее потребление сырья — вес импорта сырья — средневзвешенная цена единицы сырья — изменение средневзвешенного применяемого таможенного тарифа на ввозимое сырье (Расчет 3).
Составление итоговой оценки убытков Кыргызстана от сокращения объемов внутреннего производства сырья и внутреннего производства готовой продукции, а также убытков Китая от сокращения объемов экспорта сырья и готовой продукции по товарным группам 50—63 ТН ВЭД (а это более 60% китайского экспорта в КР), предполагает суммирование результатов Расчета 1, Расчета 2, Расчета 3.
Все расчеты (Расчет 1, Расчет 2, Расчет 3) проводятся по данным китайской статистики об экспорте текстиля и одежды из КНР в КР. Однако их можно повторить и с использованием данных кыргызской статистики.
Математический аппарат модели. Для описания существующих зависимостей вводим следующие обозначения:
А/ — объем собственного производства Кыргызстана в /-м году;
С — объем внутреннего потребления Кыргызстана в /-м году; — вес импортируемого в Кыргызстан товара в /-м году;
— средневзвешенная цена единицы импортируемого в Кыргызстан товара в /-м году.
Зависимость объемов собственного производства от внутреннего потребления и веса импортируемого в Киргизию товара выражается следующей формулой:
А/ = Ь0 + ЪХС + ад,
где / — год.
По-другому уравнение (1) может быть записано в виде
^2003 = Ь0 + Ь1С2003 + Ь2^2003 ^2004 = Ь0 + ^2004 + Ь2^2004
„ ^2011 = Ь0 + Ь1С2011 + Ь2^2011
(1)
(2)
Зависимость объемов собственного производства от внутреннего потребления и средневзвешенной цены единицы импортируемого сырья выражается формулой
А1 = в0 + вС + (3)
которая также, по сути, представляет собой набор уравнений для разных годов:
^2003 = в0 + в1С2003 + Р 2*2003 ^2004 = 00 + в1С2004 + Р 2*2004
„ ^2011 = в0 + в1С2011 + в2*2011
(4)
Сравнивая уравнения (1) и (3) (правые части уравнений равны, а значит, равны и левые части), получаем новое уравнение (5), связывающее вес экспортируемого в Киргизию сырья и средневзвешенную цену единицы товара:
= У0 + У1С/ + 72*/.
(5)
Коэффициенты Ь и у — это неизвестные, определяемые методом наименьших квадратов.
На основе уравнения (1) А/ = Ь0 + Ь1С/ + Ь2Л/ составляется матрица X и вектор у, по следующему правилу:
X =
1 С2003 ^2003
1 С2011 ^2011.
(6)
у
2003
2011
(7)
Вычисляется транспонированная матрица ХТ. Вычисляются коэффициенты Ь по следующему правилу:
(1 т Ь = - хтх
1
(8)
В результате вычислений с использованием метода наименьших квадратов получаем коэффициенты Ь/.
Аналогичную операцию необходимо провести для определения коэффициентов (У) уравнения (5).
Зная коэффициенты у, по уравнению (5) можно рассчитать объем импорта в зависимости от цены, которая меняется от изменения таможенных пошлин. Определение величины Б (веса импортируемого в Кыргызстан сырья) при разных таможенных пошлинах дает возможность оценить убытки Китая, связанные с присоединением Кыргызстана к Таможенному союзу.
Рассчитанные объемы импорта позволяют по уравнению (1) определить объем собственного производства при разных таможенных пошлинах, и, соответственно, оценить потери Кыргызстана от вступления в Таможенный союз.
Необходимо учитывать, что у описанного метода наименьших квадратов существует погрешность, и эта погрешность может быть большой. Поскольку модель линейна, а значит, ошибка также линейна, результат модели представлен в виде X = У + А, где А — погрешность, а У — истинный результат. Поэтому важно рассчитывать разницу двух показателей. При этом
Отметим, что Х — результат вычислений по модели, У — истинный результат.
Х — то число, что выдала модель, а У — то неизвестное число, которое существует в реальности. Например, модель выдала, что объем производства равен Х, а на самом деле он равен У. Но так как считаем дважды, то вычитаем одно из другого, и при этом Х1 — Х2 = У1 — У2.
Исходные данные для анализа. Для построения модели и проведения расчетов использовались следующие статистические данные.
1. Стоимостные и физические объемы импорта товаров в Кыргызстан за 2003— 2011 гг. в детализации по шестизначным кодам ТН ВЭД (Ж6), в долларах США и в килограммах соответственно [8]. В расчетах применялась статистика торговли текстильной продукцией и одеждой КР, и КНР, а именно:
— импорт Кыргызстана из всех стран мира (заявитель — КР);
— экспорт Китая в Кыргызстан (заявитель — КНР).
В силу выявленных значительных расхождений в данных зеркальной статистики (китайские данные в разные годы превышали киргизские данные в 3—75 раз) и с учетом уровня таможенного администрирования, сложившегося на киргизско-китайской границе, данные об экспорте КНР в КР принимались как единственные достоверные данные из всей совокупности данных о киргизской внешней торговле.
Х1 - Х2 = У1 + А - У2 - А = У1 - У2.
(9)
2. Стоимостные объемы производства текстильной продукции и производства швейных изделий, в киргизских сомах [6]:
— объем производства промышленной продукции по видам экономической деятельности, в млн. сомов;
— производство основных видов промышленной продукции, в натуральных показателях.
3. Стоимостные объемы кыргызского экспорта в РФ за 2003—2011 гг. (экспорт КР в РФ (заявитель — КР) в детализации по шестизначным кодам ТН ВЭД (Ж6), в долларах США и в килограммах соответственно [8].
Практически все, что ввозится в Кыргызстан, затем реэкспортируется в РФ, остальным экспортом можно пренебречь, так как, по данным официальной статистики, он крайне мал или вообще отсутствует. Также зеркальные данные, заявляемые КР и РФ, практически совпадают.
4. Установленные обменные курсы кыргызского сома к доллару США за 2003— 2011 гг., использовались для перевода данных в национальной валюте в доллары США [7].
5. Конечное потребление домохозяйств в Кыргызстане в ценах 2000 г. в долларах США [9].
6. Ставки действующих ввозных таможенных пошлин на текстильную продукцию и одежду по таможенному тарифу ТС [1] и таможенному тарифу КР [2], а также единая ставка совокупного таможенного платежа при упрощенном ввозе товаров на территорию Кыргызстана физическими лицами, установленная постановлением правительства КР № 976 от 31 декабря 2004 г. [3]. Все документы использовались в действующей редакции на 1 января 2013 г.
Первичная обработка исходных данных и формирование входных
параметров модели
1. Агрегированные данные по экспорту и импорту товаров по товарным группам 50—63. Для построения зависимостей вся текстильная продукция (текстиль и одежда по товарным группам 50—63) была разделена на две группы:
— сырье и полуфабрикаты (далее по тексту — сырье);
— готовая продукция (или потребительские товары, далее по тексту — готовая продукция).
Агрегация статистических данных по внешней торговле Кыргызстана с детализированных по шестизначному коду ТН ВЭД (Ж6) до уровня выделенных аналитических групп по весу и стоимости импорта, а также весу и стоимости экспорта текстильной продукции была осуществлена по схеме, представленной в табл.1.
В результате были получены агрегированные данные по весу и стоимости импорта и экспорта КР, а также средневзвешенным ценам на 1 кг продукции (табл. 2, 3 и 4). Средневзвешенные цены рассчитывались как отношение стоимости и веса ввозимой (или вывозимой) продукции.
Таблица 1
Состав группы сырья и полуфабрикатов и группы готовой продукции
Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
Товарная группа / позиция / субпозиция по ТН ВЭД, соответствующей HS6 2007 г. 50, 51 (кроме 5109), 52 (кроме 520420 и 5207), 53, 54 (кроме 5406), 55 (кроме 5511), 56 (кроме 5601 10), 58 (кроме 580500), 59 (кроме 5904, 5905,5906, 5907, 5908, 5909), 60, 6217, 6310. 5109, 520420, 5207, 5406, 5511, 560110, 57, 580500, 5904, 5905, 5906, 5907, 5908, 5909, 61, 62 (кроме 6217), 63 (кроме 6310).
Таблица 2
Вес, стоимость и средневзвешенная цена ввозимых сырья и готовой продукции (по данным китайской статистики: Экспорт КНР в КР, заявитель — КНР [8])
Год Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
1 2 3 4 5 6
Вес, кг Стоимость, долл. Средневзв. цена, долл. Вес, кг Стоимость, долл. Средневзв. цена, долл.
2003 12 248 343 78 045 044 6,3719 1 205 070 20 564 946 17,0653
2004 18 749 226 140 164 931 7,4758 7666816 170 535 824 22,2434
2005 29 044 025 190 811 722 6,5697 21 102395 249 517 371 11,8241
2006 48 642 768 275 672 011 5,6673 59 243 985 899 726 323 15,1868
2007 38 546 693 433 539 517 11,2471 82 326 304 1 672 545 592 20,3161
2008 84 014 681 881 383 301 10,4908 175 873 453 3775 108 411 21,4649
2009 51 999 553 554 573 713 10,6650 112 466 786 2 636 462 580 23,4421
2010 155 870 482 795 882 593 5,1061 163 936 689 1 839 014 479 11,2178
2011 175 076 644 1 043 586 064 5,9607 188 547 266 2 055 756 078 10,9031
Таблица 3
Вес, стоимость и средневзвешенная цена ввозимых сырья и готовой продукции (по данным киргизской статистики: Импорт КР из стран мира, заявитель — КР [8])
Год Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
1 2 3 4 5 6
Вес, кг Стоимость, долл. Средневзв. цена, долл. Вес, кг Стоимость, долл. Средневзв. цена, долл.
2003 — 19 429 792 — — 27 908 113 —
2004 84 880 419 22 295 520 0,2627 26 940 557 20 293 296 0,7533
2005 50 081 305 20 263 169 0,4046 16 152 995 16 676 825 1,0324
2006 48 102 712 27 210 799 0,5657 21 257 700 23 747 574 1,1171
2007 52 305 942 29 807 071 0,5699 18 645 260 18 084 355 0,9699
2008 14 046 253 90 319 230 6,4301 46 498 469 170 482 821 3,6664
2009 13 300 438 64 741 414 4,8676 41 036 792 124 361 977 3,0305
2010 97 908 401 66 644 468 0,6807 105 332 484 142 310 010 1,3511
2011 128 649 015 85 931 965 0,6680 137 675 648 209 099 677 1,5188
Таблица 4
Вес, стоимость и средневзвешенная цена вывозимых сырья и готовой продукции (по данным киргизской статистики: Экспорт КР в РФ, заявитель — КР [8])
Год Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
1 2 3 4 5 6
Вес, кг Стоимость, долл. Средневзв. цена, долл. Вес, кг Стоимость, долл. Средневзв. цена, долл.
2003 — 19 429 792 — — 27 908 113 —
2004 84 880 419 22 295 520 0,2627 26 940 557 20 293 296 0,7533
2005 50 081 305 20 263 169 0,4046 16 152 995 16 676 825 1,0324
2006 48 102 712 27 210 799 0,5657 21 257 700 23 747 574 1,1171
2007 52 305 942 29 807 071 0,5699 18 645 260 18 084 355 0,9699
2008 14 046 253 90 319 230 6,4301 46 498 469 170 482 821 3,6664
2009 13 300 438 64 741 414 4,8676 41 036 792 124 361 977 3,0305
2010 97 908 401 66 644 468 0,6867 105 332 484 142 310 010 1,3511
2011 128 649 015 85 931 965 0,6680 137 675 648 209 099 677 1,5188
2. Собственное производство текстильной продукции. Определение стоимостных объемов внутреннего производства текстильной продукции Кыргызстана также проводилось по двум выделенным группам: сырью и полуфабрикатам; готовой продукции. На основе данных о стоимостных объемах всего текстильного производства страны и данных о стоимостных объемах швейного производства Кыргызстана были рассчитаны объемы собственного производства сырья и полуфабрикатов (табл. 5), причем ввиду отсутствия данных по объемам швейного производства за 2009—2011 гг. по производству сырья за 2003—2008 гг. рассчитывалась арифметическая средняя, так как производство сырья было относительно стабильно все годы анализируемого периода, а затем на основе выявленной средней по сырью определялись предполагаемые объемы швейного производства.
3. Внутреннее потребление текстильной продукции. Внутреннее потребление сырья и полуфабрикатов и внутреннее потребление готовой продукции в Кыргызстане являются расчетными величинами. Показатель внутреннего потребления сырья и полуфабрикатов определялся как сумма импорта сырья и полуфабрикатов (см. табл. 2 или табл. 3) и собственного производства сырья и полуфабрикатов (см. табл. 5) за вычетом экспорта сырья и полуфабрикатов (см. табл. 4). Внутреннее потребление готовой продукции рассчитывалось аналогичным образом.
Полученные данные об оценочной величине внутреннего потребления текстильной продукции по двум выделенным аналитическим группам представлены в табл. 6 и табл. 7.
Поскольку существует два набора статистических данных об импорте текстильной продукции — заявляемые Китаем как экспорт в КР (см. табл. 2), и заявляемые КР как импорт из стран мира (см. табл. 3), они оба учитываются в анализе. Импорт текстильной продукции по данным китайской статистики показывает, что реальные объемы импорта намного выше, чем заявляет КР.
¥
Таблица 5
Собственное производство текстильной продукции в Кыргызстане, 2003—2011 гг.
(поданным [6], [7])
Показатель Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
1 Объем собственного производства текстильной продукции, млн долл. 27,276289 58,357601 55,142317 115,659335 112,494537 159,598565 105,437208 141,545425 164,609276
2 Собственное производство швейных изделий, млн долл. 5,313720 28,494983 30,956787 81,903912 87,898510 135,272053 78,989095* 115,097312* 138,161163*
3 Собственное производство сырья и полуфабрикатов, млн долл. 21,962569 29,862618 24,185531 33,755422 24,596027 24,326512 26,448113** 26,448113** 26,448113**
4 Среднегодовой обменный курс KGS/ USD, используемый в расчетах 43,7340 42,6868 41,0175 40,1325 37,2845 36,5761 42,8577 45,9831 46,1359
Ьэ
а
5
о
06 а
О
X
Р
и
S л о о
й о К К
о К о
К «
р
Я
о о й
S
о н м S
м
о ^
Я й о К
£
13 м
Е
UJ
о «
о
* Объем собственного производства швейных изделий за 2009—2011 гг. определен как разница между собственным производством текстильной продукции и средним значением собственного производства сырья (в 26,5 млн долл. в год).
** Объем собственного производства сырья и полуфабрикатов за 2009—2011 гг. определен как среднее значение собственного производства сырья и полуфабрикатов за 2003—2008 гг.
to
Таблица 6
Внутреннее потребление сырья и полуфабрикатов в Кыргызстане, 2003—2011 гг.
Показатель Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Внутреннее потребление сырья и полуфабрикатов (при импорте сырья и полуфабрикатов по данным китайской статистики, табл. 2), долл. 72 769 431 140 770 430 180 789 976 277 111 070 432 918 930 885 379 609 562 985 447 801 270 952 1 041 252 688
Внутреннее потребление сырья и полуфабрикатов (при импорте сырья и полуфабрикатов по данным кыргызской статистики, табл. 3), долл. 14 154 179 22 901 019 10 241423 28 649 858 29186 484 94 315 538 73 153 148 72 032 827 83 598 589
Сравнение внутреннего потребления сырья и полуфабрикатов, рассчитанного при разных статистических данных об импорте сырья и полуфабрикатов
Разница(строка 1 минус строка 2), долл. 58 615 252 117 869 411 170 548 553 248461 212 403 732446 791 064 071 489 832 299 729 238125 957 654 099
Разница (строка 3) в процентах от внутреннего потребления(строка 1),% 80,55 83,73 94,34 89,66 93,26 89,35 87,01 91,01 91,97
Таблица 7
Внутреннее потребление готовой продукции в Кыргызстане, 2003—2011 гг.
Показатель Год
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Внутреннее потребление готовой продукции, (при импорте готовой продукции поданным китайской статистики, табл. 2), долл. 14 776 307 179 202 013 258 174 368 936 524112 1 709 525 677 3 811 992 356 2 644 694 743 1 828 706 690 2 057 218 779
Внутреннее потребление готовой продукции, (при импорте сырья и полуфабрикатов по данным кыргызской статистики, табл. 3), долл. 22119 474 28 959 485 25 333 822 60 545 363 55 064440 207 366 766 132 594 140 132 002 221 210 562 378
Конечное потребление домохозяйств, долл. 1 495 094 565 1 681 715 561 2 097 486469 2 707 353 641 3 326 728 534 4 756440 262 3 671 381 024 4 055 816 287 4 975 758 301
Внутреннее потребление (строка 1) в процентах от конечного потребления домохозяйств (строка 3),% 0,99 10,66 12,31 34,59 51,39 80,14 72,04 45,09 41,35
Внутреннее потребление (строка 2) в процентах от конечного потребления домохозяйств (строка 3),% 1,48 1,72 1,21 2,24 1,66 4,36 3,61 3,26 4,23
Полагаем, что текстильное сырье и полуфабрикаты потребляются преимущественно в дальнейшем производстве готовой текстильной продукции, а готовая текстильная продукция потребляется домашними хозяйствами.
По сырью оценка расхождений, появляющихся в результате использования двух разных наборов статистических данных об импорте сырья и полуфабрикатов Кыргызстана, показывает следующее. Объем собственного кыргызского производства сырья и объемы кыргызского экспорта сырья (в РФ) практически совпадают по стоимостным значениям. Это с большой вероятностью означает относительную независимость собственного производства готовой продукции от собственного производства сырья и его практически полную зависимость от привозного (импортируемого) сырья. Но потребляется кыргызской промышленностью не все привозное сырье, а лишь та его часть, которая соответствует данным кыргызской статистики — это всего лишь 9—20% от реального импорта, в среднем — 11,01% (см. табл. 6). Остальная часть ввезенного сырья и полуфабрикатов — от 80 до 91%, в среднем — 88,99% (см. табл. 6), исчезает «в неизвестном направлении». Небольшая доля этих 88,99% продукции экспортируется в Таджикистан и Узбекистан (однако экспортная статистика КР этого также не отражает), а основной объем по серым схемам (с недостоверным декларированием по стране происхождения товара) или вообще нелегально поступает на рынок стран ТС — преимущественно России, частично Казахстана.
Что касается готовых текстильных изделий, сравнительный анализ полученных величин внутреннего потребления проводился с использованием данных о конечном потреблении домохозяйств (определялась доля готовой текстильной продукция в структуре конечного потребления домохозяйств). Если внутреннее потребление, рассчитанное по данным кыргызской статистики об импорте, показывает относительно стабильную долю текстиля в конечном потреблении домохозяйств — от 1,5 до 4,4%, в среднем — 2,64% (см. табл. 7), то внутреннее потребление, рассчитанное по данным китайской статистики об экспорте в КР, имело крайне нестабильную долю в конечном потреблении домохозяйств — от 1% до 80%, в среднем — 38,73%, в 2010 и в 2011 гг. — по 41% (см. табл. 7). Реальное внутреннее потребление готовой продукции получается на данных кыргызской статистики об экспорте — готовая текстильная продукция занимает не более 4,5% конечного потребления домохозяйств. Поэтому, как и в случае с потреблением сырья, во внутреннем потреблении готовой продукции, рассчитанном с использованием данных экспорта КНР в КР, присутствует значительная, четко определяемая величина продукции, «исчезающей в неизвестном направлении», т.е. реэкспортируемой в Таможенный союз, Таджикистан и Узбекистан по серым и черным схемам.
Необходимо отметить, что использование в модели расчетных данных о внутреннем потреблении сырья и полуфабрикатов и о внутреннем потреблении готовой продукции, определенных на базе китайской статистики о фактическом импорте КР, позволяет учесть как емкость внутреннего кыргызского рынка, так и емкость рынков стран экспорта (реэкспорта) текстильной продукции.
Расчет потерь Кыргызстана и КНР от изменения правил торговли и интерпретация полученных результатов
Описание логических взаимосвязей и математического аппарата (уравнений) модели, а также используемые исходные данные (см. табл. 1—7) представлены выше.
Изменение правил торговли. Изменения в регулировании внешней торговли текстильной продукцией и одеждой (товарные группы 50—63) при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз имеет ряд особенностей.
1. Кыргызстан использует таможенный тариф с достаточно высокими таможенными пошлинами на ввозимое текстильное сырье и готовую продукцию, применяются на сырье ставки пошлин 0%, 5%, 10%, на готовую продукцию — 10%, 12%, 20%). Все ставки пошлин на текстиль и одежду являются адвалорными. Эти ставки пошлин не сильно отличаются от адвалорных ставок пошлин таможенного тарифа ТС на товарные группы 50—63. Однако таможенный тариф ТС преимущественно в отношении готовой текстильной продукции (товарные группы 57, 61, 62, 63) очень широко использует комбинированные ставки таможенных пошлин, сочетающие адвалорную и специфическую составляющую. За счет этого средневзвешенный таможенный тариф ТС, даже с учетом выполнения обязательств РФ перед ВТО по либерализации и снижению специфической составляющей пошлины на многие виды одежды, очевидно, ощутимо выше средневзвешенного таможенного тарифа КР. Поэтому при вступлении Кыргызстана в ТС наиболее существенным будет рост пошлин на готовую продукцию, намного менее значительным будет рост пошлин на сырье.
На основе имеющихся данных о внешней торговле (по экспорту КНР в КР и по импорту КР из стран мира) были рассчитаны средневзвешенные таможенные тарифы для каждой группы (сырье и полуфабрикаты, готовая продукция). Результаты расчетов средневзвешенных таможенных тарифов и совокупных таможенных платежей представлены в табл. 8.
Таблица 8
Средневзвешенные таможенные тарифы на текстильное сырье и полуфабрикаты и на готовую продукцию (потребительские товары)
Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
Средневзвешенный таможенный тариф, в % от таможенной стоимости товара Подлежащие уплате совокупный таможенный платеж (средневзвешенный таможенный тариф и НДС), % от таможенной стоимости товара Средневзвешенный таможенный тариф, в % от таможенной стоимости товара Подлежащие уплате совокупный таможенный платеж (средневзвешенный таможенный тариф и НДС), % от таможенной стоимости товара
по ТТ КР | по ТТ ТС по ТТ КР | по ТТ ТС по ТТ КР | по ТТ ТС по ТТ КР | по ТТ ТС
На основе данных об импорте: по Экспорт КНР в КР (заявитель — КНР)
8,89 11,13 21,96 24,46 11,07 24,22 24,39 39,13
На основе данных об импорте: по Импорт КНР из Мир (заявитель — КР)
6,15 10,48 18,89 23,74 11,16 233,53* 24,50 273,55*
без учета специфических ставок ТТ ТС 11,67 без учета специфических ставок ТТ ТС 25,08
* При взвешивании среднего тарифа на готовую продукцию на основе кыргызской статистики по импорту практически всегда в состав среднего тарифа попадала специфическая составляющая комбинированных ставок, из-за нереальных (слишком низких) цен 1 кг готовой продукции, заявляемых КР (см. табл. 3). Без учета действия специфических составляющих комбинированных ставок пошлин средневзвешенный таможенный тариф ТС на готовую продукцию практически идентичен тарифу КР.
2. Далеко не весь импорт текстильной продукции проходит таможенную очистку при ввозе с уплатой таможенных платежей по ставкам пошлин, установленным Таможенным тарифом КР. С 2004 года действует постановление правительства КР № 976 от 31 декабря 2004 г. «Об утверждении инструкции о перемещении товаров и автотранспорта через государственную границу Кыргызской Республики физическими лицами», которое в п. 5 устанавливает упрощенные (и с точки зрения таможенного оформления, и с точки зрения размера подлежащих уплате таможенных платежей) условия для ввоза товаров физическими лицами для коммерческих целей в несопровождаемом багаже. В связи с этим физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и физические лица, не зарегистрированные как предприниматели вообще (занимающиеся нелегальной предпринимательской деятельностью и не платящие внутренние налоги), имеют возможность ввозить товары стоимостью до 4000 расчетных единиц и до 20 т в одной товарной партии (без ограничений количества товарных партий и без установления временных рамок ввоза) с использованием карго-перевозок и платить единый таможенный платеж, составляющий 0,28 долл. США за 1 кг. ввозимой продукции. В 2013 году этот единый таможенный платеж был повышен до 0,35 долл. за 1 кг ввозимой продукции. Таким образом, физические лица — предприниматели, работающие в основном на кыргызских рынках Кара-Суу и Дордой, платят за ввоз товара крайне мало (намного меньше, чем должны платить, используя Таможенный тариф КР, а именно таможенную пошлину и НДС при ввозе).
Это означает, что при вступлении в ТС масштабы увеличения средневзвешенных таможенных тарифов на сырье и полуфабрикаты будут значительно выше, чем при простом сравнении Таможенного тарифа КР и Таможенного тарифа ТС, что необходимо учитывать при расчете эффектов, и при выявлении того, за какую часть убытков Кыргызстан и Китай могут требовать компенсации от стран-членов ТС, прежде всего, РФ.
3. Работа кыргызских предпринимателей по такой упрощенной схеме с такими объемами ввоза сырья, полуфабрикатов и готовой текстильной продукции возможна только благодаря последующему потреблению ввезенных товаров не только на внутреннем рынке Кыргызстана, но и Россией, а также Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Львиная доля последующего экспорта (легального реэкспорта) и реэкспорта по серым и черным схемам потребляется РФ. При этом российская сторона по политическим причинам «закрывает глаза» на нарушение правил определения страны происхождения товаров и допускает несоблюдение правила адвалорной доли (а для текстиля и одежды это должно означать локализацию в Киргизии 50% и более добавленной стоимости в дальнейшем экспортируемых и реэкспортируемых товаров). Таким образом, если правила определения страны происхождения товаров будут в нормальном режиме применяться РФ, как это установлено законодательством ТС, убытки для кыргызских производителей и китайских экспортеров уже будут очень значительными, и без какого-либо изменения таможенного тарифа.
4. Кыргызские предприниматели (и физические лица, и компании), используют возможность упрощенного порядка таможенного оформления ввозимого
текстиля и одежды для оптимизации таможенных платежей. Часть продукции, как правило, самой дешевой декларируется с уплатой таможенных платежей в соответствии с таможенным кодексом КР, другая часть, более дорогая по цене, декларируется в упрощенном порядке физическими лицами. Это видно из разницы в рассчитанных средневзвешенных ценах сырья и готовой продукции по данным киргизской статистики об импорте, и китайской статистики об экспорте в КР (см. табл. 2 и 3). Цены китайского экспорта в 10—20 раз выше цен кыргызского импорта готовой текстильной продукции, и в 1,5—12 раз выше цен кыргызского импорта текстильного сырья и полуфабрикатов. Цены кыргызского экспорта в РФ в большей степени сопоставимы с ценами кыргызского импорта текстильной продукции, и не отражают фактических цен при ввозе (фактическими являются цены по данным китайской статистики).
Все это необходимо учитывать при расчете реально уплачиваемого в настоящее время таможенного тарифа при ввозе сырья, полуфабрикатов и при ввозе готовой продукции.
Авторами использовался следующий подход к расчету средневзвешенного таможенного тарифа, реально применяемого к ввозу товаров групп 50—63 ТН ВЭД в Кыргызстане. На основе сопоставления данных о весе и стоимости ввозимых товаров групп 50—63 ТН ВЭД по киргизской статистике об импорте и по китайской статистике об экспорте в Кыргызстан определено, что «честно» (с уплатой платежей по таможенному тарифу КР) декларируется в среднем за 2010—2011 гг.:
— по импортируемому сырью и полуфабрикатам — на 8,30% по стоимости ввозимого товара, на 68,46% по весу ввозимого товара;
— импортируемой готовой продукции — на 9,02% по стоимости ввозимого товара, на 68,94% по весу ввозимого товара.
Соответственно, «нечестно» (по упрощенной системе с уплатой единого таможенного платежа) ввозится:
— по импортируемому сырью и полуфабрикатам — на 91,71% по стоимости ввозимого товара, на 31,85% по весу ввозимого товара;
— импортируемой готовой продукции — на 90,98% по стоимости ввозимого товара, на 31,06% ввозимого товара.
Реальный уровень применяемого средневзвешенного тарифа в Кыргызстане определялся в соответствии с полученными пропорциями «честного» и «нечестного» декларирования, с использованием определенных в табл. 8 средневзвешенных таможенных тарифов по таможенному тарифу КР:
— по сырью и полуфабрикатам: 8,30% импорта по стоимости облагалось средневзвешенным таможенным тарифом по ставке 8,89% (21,96% с учетом НДС), и 31,85% импорта по весу облагалось единым таможенным платежом в 0,28 центов;
— готовой продукции: 9,02% импорта по стоимости облагалось средневзвешенным таможенным тарифом по ставке 11,07% (24,4% с учетом НДС), и 31,06% импорта по весу облагалось единым таможенным платежом в 0,28 центов.
Сводные результаты расчетов представлены в табл. 9.
Теперь известно, что сложившийся в 2004—2011 гг. уровень собственного производства и физических объемов импорта соответствует ценам на ввозимую в 2004—2011 гг. продукцию плюс средневзвешенный таможенный тариф, факти-
чески подлежавший уплате (графа «Было» табл. 9). Полученные реальные цены на импортируемые сырье и полуфабрикаты, а также на готовую продукцию представлены в табл. 10.
Таблица 9
Анализируемый ряд средневзвешенных тарифов на импортируемое сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию (%)
Группа товаров НДС Было Есть Должно быть Будет
при «упрощенке» 0,28 долл. с 1 кг по «упрощенке» 0,35 долл. с 1 кг с 2013 г. если «честно» применять таможенный тариф КР, т.е. без «упрощенки» если КР применяет таможенный тариф ТС
Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Без учета НДС 2,3264 2,7237 8,8906 11,1248
С учетом НДС 3,4103 3,8075 21,9575 24,4598
Группа 2. Готовая продукция Без учета НДС 1,7853 1,9821 11,0646 24,2188
С учетом НДС 2,9879 3,1846 24,3923 39,1251
Таблица 10
Цены единицы (1 кг) импортируемого товара с учетом реального средневзвешенного таможенного тарифа, применяемого при «упрощенке» 0,28 долларов за 1 кг
Год Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
1 2 3 4
Средневзвешенная цена, долл. Цена плюс тариф, долл. Средневзвешенная цена, долл. Цена плюс тариф, долл.
Без учета НДС
2003 6,37 6,52 17,07 17,37
2004 7,48 7,65 22,24 22,64
2005 6,57 6,72 11,82 12,04
2006 5,67 5,80 15,19 15,46
2007 11,25 11,51 20,32 20,68
2008 10,49 10,73 21,46 21,85
2009 10,66 10,91 23,44 23,86
2010 5,11 5,22 11,22 11,42
2011 5,96 6,10 10,90 11,10
С учетом НДС
2003 6,37 6,59 17,07 17,58
2004 7,48 7,73 22,24 22,91
2005 6,57 6,79 11,82 12,18
2006 5,67 5,86 15,19 15,64
2007 11,25 11,63 20,32 20,92
2008 10,49 10,85 21,46 22,11
2009 10,66 11,03 23,44 24,14
2010 5,11 5,28 11,22 11,55
2011 5,96 6,16 10,90 11,23
Таким образом, при моделировании использовались реальные цены (см. табл. 10), при которых сложилось фактическое собственное производство и весовой объем импорта текстильной продукции и таможенного тарифа. Чтобы проследить изменения реальных цен при изменении правил торговли, была рассчитана «надбавка к цене» импорта, связанная с увеличением средневзвешенных тарифов, путем вычитания из тарифов граф «Есть», «Должно быть» и «Было» табл. 9. Результаты представлены в табл. 11.
Таблица 11
«Надбавка» к цене импортируемого сырья и полуфабрикатов, готовой продукции при переходе от одного таможенного тарифа к другому (%)
Группа 1. Сырье и полуфабрикаты Группа 2. Готовая продукция
1 2 3 4
Средневзвешенный таможенный тариф «Надбавка» к цене Средневзвешенный таможенный тариф «Надбавка» к цене
Без учета НДС
Было 2,3264 — Было 1,7853 —
Есть 2,7237 0,3973 Есть 1,9821 0,1968
Должно быть 8,8906 6,5642 Должно быть 11,0646 9,2792
Будет 11,1248 8,7984 Будет 24,2188 22,4335
С учетом НДС
Было 3,4103 — Было 2,9879 —
Есть 3,8075 0,3972 Есть 3,1846 0,1968
Должно быть 21,9575 18,5472 Должно быть 24,3923 21,4045
Будет 24,4598 21,0495 Будет 39,1251 36,1372
Полученные результаты моделирования (1). Расчет 1 строился на первой логической взаимосвязи модели. Определялась зависимость собственного производства готовой продукции от веса импортируемого сырья и цены единицы импортируемого сырья. Использовались следующие входные параметры:
— собственное производство готовой продукции (строка 2 табл. 5);
— внутреннее потребление готовой продукции (строка 1 табл. 7);
— вес импортируемого сырья (графа 1 табл. 2);
— цена 1 кг импортируемого сырья с учетом ставки фактически применяемого в КР средневзвешенного таможенного тарифа (графа 2 табл. 10);
— «надбавка к цене» единицы (1 кг) импортируемого сырья, связанная с изменением средневзвешенных тарифов (графа 2 табл. 11).
Результаты расчета представлены в табл. 12. Полученные коэффициенты пропорциональности и их интерпретация представлены в табл. 13 и табл. 14.
Расчет 2 строился на второй логической взаимосвязи модели. Определялась зависимость собственного производства готовой продукции от внутреннего потребления готовой продукции, веса и цены единицы импортируемой готовой продукции. Использовались следующие входные параметры:
— собственное производство готовой продукции (строка 2 табл. 5);
— внутреннее потребление готовой продукции (строка 1 табл. 7);
^ Таблица 12
Результаты Расчета 1
Изменение средневзвешенного тарифа на сырье Объем импорта сырья, тыс. т Объем собственного производства готовой продукции, млн долл. Сокращение объемов экспорта сырья из Китая, тыс. т в год Потери Китая от сокращения объемов экспорта сырья, млн долл. в год Сокращение объемов собственного производства готовой продукции в КР, млн долл. в год
старый тариф,% новый тариф,% при старом тарифе при новом тарифе разница при старом тарифе при новом тарифе разница
При изменении средневзвешенного тарифа без учета НДС
0,0000 0,3973 131,845151 131,341901 -0,503250 117,219442 117,005837 -0,213605 0,503250 3,069530 0,213605
0,3973 6,5642 131,341901 123,529407 -7,812494 117,005837 113,689820 -3,316018 7,812494 47,651616 3,316018
0,3973 8,7984 131,341901 120,699077 -10,642824 117,005837 112,488484 -4,517353 10,642824 64,914962 4,517353
При изменении средневзвешенного тарифа с учетом НДС
0,0000 0,3972 131,845151 131,341901 -0,503250 117,219442 117,005837 -0,213605 0,503250 3,102043 0,213605
0,3972 18,5472 131,341901 108,348862 -22,993039 117,005837 107,246429 -9,759409 22,993039 141,729466 9,759409
0,3972 21,0495 131,341901 105,178893 -26,163008 117,005837 105,900933 -11,104904 26,163008 161,269209 11,104904
ш
о о
а
К «
д
«
0 а
1
к ?!
а
Коэффициенты пропорциональности, выражающие зависимость производства готовой продукции от потребления готовой продукции и импорта сырья (уравнение (1))
Таблица 13
В Отражаемая зависимость Интерпретация коэффициента
16,69028831 Свободный член Не интерпретируется
0,021663911 Зависимость объема производства готовой продукции от внутреннего потребления готовой продукции Зависимость слабая. Рост потребления не сильно влияет на увеличение объемов производства
0,424450572 Зависимость объема производства готовой продукции от веса импортируемого сырья Зависимость положительная, чем больше импортируемого сырья, тем больше объем производства
Таблица 14
Коэффициенты пропорциональности, выражающие зависимость веса импортируемого сырья от потребления готовой продукции и цены 1 кг. импортируемого сырья (уравнение (5))
У Отражаемая зависимость Интерпретация коэффициента
163,5256235 Свободный член Не интерпретируется
0,046180405 Зависимость веса импортируемого сырья от внутреннего потребления готовой продукции Зависимость веса импортируемого сырья от внутреннего потребления слабая. Рост потребления готовой продукции не сильно влияет на повышение веса импортируемого сырья
-20,76981907 Зависимость веса импортируемого сырья от цены импортируемого сырья Вес импортируемого сырья отрицательно зависит от его цены. Зависимость очень высокая (однако величиной свободного члена также велика). Чем выше цена килограмма импортируемого сырья, тем меньше общий вес импортируемого сырья
— вес импортируемой готовой продукции (графа 4 табл. 2);
— цена 1 кг импортируемой готовой продукции с учетом ставки фактически применяемого в КР средневзвешенного таможенного тарифа (графа 4 табл. 10);
— «надбавка к цене» единицы (1 кг) импортируемой готовой продукции, связанная с изменением средневзвешенных тарифов (графа 4 табл. 11).
Результаты расчета представлены в табл. 15, коэффициенты пропорциональности и их интерпретация — в табл. 16 и табл. 17.
Расчет 3 строился на основе третьей логической взаимосвязи модели. Определялось, как собственное производство сырья зависит от внутреннего потребления сырья, веса и цены единицы импортируемого сырья. Использовались следующие входные параметры:
— собственное производство сырья (строка 3 табл. 5);
— внутреннее потребление сырья (строка 1 табл. 6);
— вес импортируемого сырья (графа табл. 2);
— цена 1 кг импортируемого сырья с учетом ставки фактически применяемого средневзвешенного таможенного тарифа в КР (графа 2 табл. 10);
— «надбавка к цене» единицы (1 кг) импортируемого сырья, связанная с изменением средневзвешенного тарифа (графа 2 табл. 11).
Результаты расчета представлены в табл. 18, коэффициенты пропорциональности и их интерпретация — в табл. 19 и табл. 20.
Обобщение и интерпретация полученных результатов. Таким образом, получены достаточно высокие убытки Кыргызстана от сокращения объемов текстильного производства, и высокие (относительно существующего объема импорта текстиля и одежды) убытки Китая. Сведем полученные данные в табл. 21 и 22.
Возникает вопрос: какая из рассчитанных величин убытков справедливо должны быть компенсирована Таможенным союзом, прежде всего Россией?
Исходить целесообразно из следующих умозаключений.
1. Не должна подлежать компенсации величина убытков, связанных с увеличением совокупного таможенного платежа или со взиманием НДС с ввозимых товаров дополнительно к таможенной пошлине, так как ставка НДС носит национальных характер и взимаемый НДС полностью остается в бюджете страны. Единственное, что дискриминационный характер взимания НДС (с налогооблагаемой базы таможенная стоимость плюс таможенная пошлина) ставит величину подлежащего уплате НДС в зависимость от уровня ставки ввозной таможенной пошлины. Поэтому можно компенсировать потери, вызванных той самой степенью влияния пошлины на НДС (некоторой А).
2. Не должны подлежать компенсации те величины убытков, которые вызваны переходом от фактически применяемого средневзвешенного тарифа КР к средневзвешенному таможенному тарифу КР, который должен был бы применяться, если бы Кыргызстан облагал ввозимые товары по действующему в стране Закону о Таможенном тарифе КР, так как при таком переходе, если даже отмена упрощенного порядка ввоза текстиля и одежды вызовет существенное сокращение импорта, это не значит, что были нарушены обязательства Кыргызстана о связывании таможенного тарифа при вступлении в ВТО.
^ Таблица 15
о\
Результаты Расчета 2
Изменение средневзвешенного тарифа на готовую продукцию Объем импорта готовой продукции, тыс. т Объем собственного производства готовой продукции, млн долл. Сокращение объемов экспорта готовой продукции из Китая, тыс. т в год Потери Китая от сокращения объемов экспорта готовой продукции, млн долл. В год Сокращение объемов собственного производства готовой продукции в КР, млн долл. в год
старый тариф,% новый тариф,% при старом тарифе при новом тарифе разница при старом тарифе при новом тарифе Разница
При изменении средневзвешенного тарифа без учета НДС
0,0000 0,1968 162,877727 162,736617 -0,141110 122,305886 122,222186 -0,083700 0,141110 1,566007 0,083700
0,1968 9,2792 162,736617 156,222940 -6,513677 122,222186 118,358573 -3,863613 6,513677 72,287438 3,863613
0,1968 22,4335 162,736617 146,789105 -15,947512 122,222186 112,762857 -9,459329 15,947512 176,982181 9,459329
При изменении средневзвешенного тарифа с учетом НДС
0,0000 0,1968 162,877727 162,736617 -0,141110 122,305886 122,222186 -0,083700 0,141110 1,584508 0,083700
0,1968 21,4045 162,736617 147,527070 -15,209547 122,222186 113,200584 -9,021603 15,209547 170,786542 9,021603
0,1968 36,1372 162,736617 136,961175 -25,775442 122,222186 106,933381 -15,288805 25,775442 289,429962 15,288805
ш
о о
а
К «
д
Коэффициенты пропорциональности, выражающие зависимость производства готовой продукции от потребления готовой продукции и импорта готовой продукции (уравнение (1))
Таблица 16
В Отражаемая зависимость Интерпретация коэффициента
21,22603122 Свободный член Не интерпретируется
0,002172006 Зависимость производства готовой продукции от внутреннего потребления готовой продукции Коэффициент очень мал, зависимость производства от внутреннего потребления практически отсутствует
0,593153926 Зависимость производства готовой продукции от веса импортируемой готовой продукции Зависимость положительная. Чем больше веса импортируемой готовой продукции, тем больше объём производства
«
0 а
1
к ?!
а
Таблица 17
Коэффициенты пропорциональности, выражающие зависимость веса импортируемой готовой продукции от потребления готовой продукции и цены 1 кг импортируемой готовой продукции (уравнение (5))
У Отражаемая зависимость Интерпретация коэффициента
117,7346195 Свободный член
0,056804952 Зависимость веса импортируемой готовой продукции от внутреннего потребления Зависимость положительная. Однако коэффициент мал — зависимость веса импортируемой готовой продукции от внутреннего потребления слабая
-6,462285596 Зависимость веса импортируемой готовой продукции от цены 1 кг импортируемой готовой продукции Отрицательная зависимость. Чем выше цена единицы импортируемой готовой продукции, тем меньше общий вес импортируемой готовой продукции
Таблица 18
Результаты Расчета 3
Изменение средневзвешенного тарифа на сырье Объем импорта сырья, тыс. т Объем собственного производства сырья, млн долл. Сокращение объемов экспорта сырья из Китая, тыс. т в год Потери Китая от сокращения объемов экспорта сырья, тыс. т в год Сокращение объемов собственного производства сырья в КР, млн долл. в год
старый тариф,% новый тариф,% при старом тарифе при новом тарифе разница при старом тарифе при новом тарифе разница
При изменении средневзвешенного тарифа без учета НДС
0,0000 0,3972 173,359372 173,116320 -0,243052 26,690374 26,682329 -0,008045 0,243052 1,482475 0,008045
0,3972 6,5642 173,116320 169,343159 -3,773161 26,682329 26,557431 -0,124898 3,773161 23,014057 0,124898
0,3972 8,7984 173,116320 167,976209 -5,140110 26,682329 26,512182 -0,170146 5,140110 31,351647 0,170146
При изменении средневзвешенного тарифа с учетом НДС
0,0000 0,3972 173,359372 173,116320 -0,243052 26,690374 26,682329 -0,008045 0,243052 1,498178 0,008045
0,3972 18,5472 173,116320 162,011489 -11,104830 26,682329 26,314740 -0,367589 11,104830 68,450355 0,367589
0,3972 21,0495 173,116320 160,480505 -12,635814 26,682329 26,264062 -0,418267 12,635814 77,887365 0,418267
Таблица 19
Коэффициенты пропорциональности, выражающие зависимость производства сырья от потребления сырья и импорта сырья (уравнение (1))
Ь Отражаемая зависимость Интерпретация коэффициента
27,04854776 Свободный член Не интерпретируется
-0,005855123 Зависимость производства сырья от внутреннего потребления сырья Зависимость отрицательная. Чем выше потребление, тем меньше объем производства. Коэффициент очень мал — зависимость собственного производства от внутреннего потребления практически отсутствует
0,033101692 Зависимость производства сырья от веса импортируемого сырья Зависимость положительная. Чем больше импортируемого сырья, тем больше объем производства
Таблица 20 Коэффициенты пропорциональности, выражающие зависимость веса импортируемого сырья от потребления сырья и цены 1 кг импортируемого сырья (уравнение (5))
У Отражаемая зависимость Интерпретация коэффициента
70,74807705 Свободный член Не интерпретируется
0,157305772 Зависимость веса импортируемого сырья от внутреннего потребления сырья Зависимость положительная. Чем выше потребление, тем больше вес импортируемого сырья
-10,03109329 Зависимость веса импортируемого сырья от цены импортируемого сырья Зависимость отрицательная. Чем выше цена 1 кг импортируемого сырья, тем меньше общий вес импортируемого сырья
оо
Таблица 21
Убытки КР и КНР в связи с повышением ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, и на готовую продукцию по товарным группам 50—63, (без учета НДС)
При переходе к платежу по «упрощенке» 0,35 долл. с 1 кг. в 2013 г. При переходе к применению Таможенного тарифа КР (без «упро-щенки») При переходе к применению Таможенного тарифа ТС
Убытки Кыргызстана, млн долл. в год За счет снижение объ-емов производства готовой продукции из-за роста пошлин на сырье 0,213605 3,3160118 4,517353
из-за роста пошлин на готовую продукцию 0,083700 3,863613 9,459329
За счет снижение объ-емов производства сырья из-за роста пошлин на сырье 0,008045 0,124900 0,170146
Совокупные убытки Кыргызстана, млн долл. 0,305350 7,304525 14,146828
Убытки Китая, млн долл. в год За счет снижение объемов ввозимой готовой продукции из-за роста пошлин на готовую продукцию и сокращения производства готовой продукции 1,566007 72,287438 176,982181
За счет снижение объемов ввоза сырья из-за роста пошлин на сырье и сокращения производства готовой продукции 3,069530 47,651616 64,914962
из-за роста пошлин на сырье и сокращения производства сырья 1,482475 23,014057 31,351647
Совокупные убытки Китая, млн долл. 4,635537 119,939054 241,897143
Таблица 22
Убытки КР и КНР в связи с повышением ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, и на готовую продукцию по товарным группам 50—63, (с учетом НДС)
При переходе к платежу по «упрощенке» 0,35 долл. с 1 кг. в 2013 г. При переходе к применению Таможенного тарифа КР (без «упро-щенки») При переходе к применению Таможенного тарифа ТС
Убытки Кыргызстана, млн долл. в год За счет снижение объ-емов производства готовой продукции из-за роста пошлин на сырье 0,213605 9,759409 11,104904
из-за роста пошлин на готовую продукцию 0,083700 9,021603 15,288805
За счет снижение объ-емов производства сырья из-за роста пошлин на сырье 0,008045 0,367589 0,418267
Совокупные убытки Кыргызстана, млн долл. в год 0,305350 19,148601 26,811976
Убытки Китая, млн долл. в год За счет снижение объемов ввозимой готовой продукции из-за роста пошлин на готовую продукцию и сокращения производства готовой продукции 1,584508 170,786542 289,429962
За счет снижение объемов ввоза сырья из-за роста пошлин на сырье и сокращения производства готовой продукции 3,102043 141,729466 161,269209
из-за роста пошлин на сырье и сокращения производства сырья 1,498178 68,450355 77,887365
Совокупные убытки Китая, млн долл. в год 6,184729 380,966363 528,586536
3. О компенсациях торговым партнерам (Китаю) и КР речь может идти только об убытках, вызванных повышением пошлин при переходе к Таможенному тарифу ТС от Таможенного тарифа ТС.
Значит, суммы подлежащие компенсации, следующие:
— Кыргызстану за сокращение производства и ежегодные потери в 6,842303 млн долл. можно компенсировать убытки за несколько (например, 3—5) лет «адаптационного» периода для КР в ТС;
— Китаю за сокращение объемов экспорта в Кыргызстан и ежегодные потери в 121,958089 млн долл. в течение компенсационного периода, определяемого нормами и правилами ВТО.
Если пойти навстречу Кыргызстану и компенсировать еще и потери, связанные с повышением совокупного таможенного платежа (т.е. с уплатой НДС), то максимальные размеры компенсаций будут следующими:
— Кыргызстану за сокращение производства и ежегодные потери — 7,663375 млн долл.;
— Китаю за сокращение объемов экспорта в Кыргызстан и ежегодные потери — 147,620173 млн долл.
Также суммы компенсаций за рост ввозных таможенных пошлин на товары товарных групп 50—63 ТН ВЭД могут быть уменьшены за счет определенных действий со стороны кыргызских властей, адаптационных уступок стран — членов Таможенного союза и трансфертов Кыргызстану на другие нужды.
Остается открытым единственный любопытный вопрос: а как бы при вступлении КР в ТС повлиял на размеры убытков такой рост средневзвешенного таможенного тарифа на готовую продукцию, который наблюдался при применении данных статистики об импорте текстиля и одежды по данным Кыргызстана? Проведем дополнительный расчет на базе следующих входных данных: собственное производство готовой продукции (строка 2 табл. 5); внутреннее потребление готовой продукции (строка 2 табл. 7); вес ввозимой готовой продукции (графа 4 табл. 3); средневзвешенная цена за 1 кг ввозимой готовой продукции (графа 6 табл. 3); «ценовая» надбавка, связанная с введением новых пошлин Таможенного союза, которая составит 222,37%, а с учетом НДС — 249,05% (см. табл. 8).
Полученные результаты позволяют Кыргызстану при вступлении в Таможенный союз требовать большей величины компенсаций:
— Кыргызстану за сокращение производства и ежегодные потери — 6,977525 млн долл. (7,814828 млн долл. с учетом НДС);
— Китаю за сокращение объемов экспорта в Кыргызстан готовой продукции и ежегодные потери — 204,650254 млн долл. (256,713279 млн долл. с учетом НДС).
Аналогичным образом на базе кыргызской статистики об импорте могут быть рассчитаны и другие логические взаимосвязи (Расчет 1 и Расчет 3), что также увеличит требуемый объем компенсаций.
Аргументом против доводов кыргызской стороны является абсолютная недостоверность кыргызской статистики об импорте товаров по объемам, стоимости, цене, применение упрощенной системы обложения, а не ТТ КР, недопустимость дальнейшего сохранения либеральной системы таможенного администрирования по отношению к реэкспорту Кыргызстана.
Таблица 23
Оценка убытков КР и КНР от изменений правил торговли при применении данных кыргызской статистики об импорте готовой продукции
Изменение средневзвешенного тарифа на готовую продукцию Объем импорта готовой продукции, тыс. т Объем собственного производства готовой продукции, млн долл. Сокращение объемов экспорта готовой продукции из Китая, тыс.т в год Потери Китая от сокращения объемов экспорта готовой продукции, тыс. т в год Сокращение объемов собственного производства готовой продукции в КР, млн долл. в год
старый тариф,% новый тариф,% при старом тарифе при новом тарифе разница при старом тарифе при новом тарифе разница
При изменении средневзвешенного тарифа без учета НДС
0,0000 222,3648 139,784111 18,566263 -121,217848 143,120371 136,142845 -6,977525 121,217848 204,650254 6,977525
При изменении средневзвешенного тарифа с учетом НДС
0,0000 249,0486 139,784111 4,020121 -135,763990 143,120371 135,305542 -7,814828 135,763990 256,713279 7,814828
Выводы и рекомендации. Кыргызстан, безусловно, потеряет статус страны — реэкспортера китайского текстиля и одежды при вступлении в Таможенный союз за счет легализации внешнеторгового бизнеса и резкого удорожания ввозимой готовой продукции. Однако это произойдет не сразу ввиду следующих причин:
— невозможности в краткие сроки наладить таможенное администрирование в Кыргызстане. Большие объемы продукции, ввозимой и вывозимой по серым и черным схемам будут сохраняться ориентировочно 2—3 года после вступления Кыргызстана в Таможенный союз. За 2—3 года могут быть изысканы средства для создания приграничной таможенной инфраструктуры (прежде всего, на границе с Китаем), а именно построены и модернизированы пункты пропуска через таможенную границу, обеспечен контроль над остальной частью границы. Также не менее 2 лет потребуется на обучение и повышение квалификации таможенников;
— сохранения на более длительный срок серых и черных схем импорта и экспорта через таможенную границу Кыргызстана с Узбекистаном и с Таджикистаном;
— возможности предоставления Кыргызстану адаптационного периода при вступлении в Таможенный союз и согласования создания на территории Кыргызстана особой (свободной) экономической зоны экспортно-производственного типа, которая будет работать на привозном сырье, и экспортировать произведенную продукцию в страны—члены Таможенного союза.
В частности, Кыргызстан планирует: перепрофилирование с реэкспорта товаров на швейное производство, практическое обучение бизнесменов переходу с торговли на производство, выделение в Чуйской области страны 25 гектаров земли для создания технополиса под швейное производство, пересмотр системы налогообложения и либерализацию предпринимательской деятельности. Также Кыргызстан требует у «большой тройки» стран Таможенного союза возможность использовать преференции по таможенному обложению ряда товаров для адаптации предпринимателей к новым условиям работы сроком до пяти лет (2).
Поэтому, в качестве рекомендации, считаем целесообразным для России рассмотреть принятие следующих условий вступления КР в ТС:
— создание особой экономической зоны, на территории которой будет применяться соответствующая таможенная процедура;
— введение льгот (снижение ввозных пошлин, НДС) на ввозимые сырье и полуфабрикаты, к которым наиболее чувствительно производство готовой текстильной продукции) на период не менее 5 лет.
А также предусмотреть следующие виды помощи, компенсирующей негативные эффекты для экономики Кыргызстана:
— выделение кредитных средств на покупку оборудования для текстильного и швейного производства,
— выделение средств и предоставление технической помощи на обучение будущих работников текстильной и швейной промышленности, предпринимателей и участников ВЭД;
— выделение средств на создание и модернизацию объектов таможенной инфраструктуры;
— выделение средств на обучение служащих таможенных органов, совершенствование системы таможенного администрирования;
— частичную компенсацию убытков торговым партнерам Кыргызстана (Китаю).
Очевидно, что даже если Кыргызстан не вступит в ТС, усиление мер ТС на казахско-кыргызской границе, и даже простое соблюдение правил определения страны происхождения товаров, значительно снизит такой вид торговли как реэкспорт текстиля и одежды. Трудность заключается в нахождении способа адаптации к этой ситуации. Одной из возможностей является стимулирование развития двух основных секторов — сельского хозяйства и текстильной промышленности. Развитие текстильной промышленности зависит от применения низких тарифных ставок на импорт ткани, в комбинации с протекционистскими тарифами на готовые швейные изделия (с соблюдением норм и правил ВТО). Актуальной задачей является вопрос локализации китайских производств на территории Кыргызстана.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Расчет 1, Расчет 2 и Расчет 3 строились с использованием агрегированной статистики и расчетных параметров, полученных на основе данных китайской статистики об импорте Кыргызстана.
(2) Орешкин А. Курс на производство. Деловые круги республики готовятся к вступлению в Таможенный союз // Российская газета — Экономика Кыргызстана. № 5953 (280). 05.12.2012.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Единого таможенного тарифа таможенного союза» (в ред. от 25.12.2012 г.)
[2] Закон Кыргызской Республики от 29.03.2006 г. № 81 «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» (в ред. от 19.05.2011 г.)
[3] Постановление Правительства КР № 976 от 31.12.2004 г. «Об утверждении инструкции о перемещении товаров и автотранспорта через государственную границу Кыргызской Республики физическими лицами»
[4] Постановление правительства КР от 26 сентября 2012 г. № 654 «Об утверждении Программы развития торгово-рыночных комплексов «Дордой» и «Кара-Суу»
[5] Орешкин А. Курс на производство. Деловые круги республики готовятся к вступлению в Таможенный союз // Российская газета — Экономика Кыргызстана. № 5953 (280). 05.12.2012 г.
[6] URL: http://www.stat.kg — официальный сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики
[7] URL: http://www.nbkr.kg — официальный сайт Центрального банка Кыргызской Республики
[8] URL: http://comtrade.un.org — официальный сайт базы данных КОМТРЕЙД ООН
[9] URL: http://www.worldbank.org — официальный сайт Всемирного банка
LITERATURA
[1] Reshenie Soveta Evraziyskoy Ekonomicheskoy Komissii ot 16.07.2012 № 54 «Ob utverzhdenii Edinoy tovarnoi nomenclatury vneshneekonomicheskoy deyatelnosti I Edinogo tamozhennogo tarifa Tamozhennogo soyuza» (v red. ot 25.12.2012)
[2] Zakon Kyrgyzskoy Respubliki ot 29.03.2006 № 81 «O tamozhennom tarife Kyrgyzskoi Respublici» (v red. ot 19.05.2011)
[3] Postanovlenie Pravitelstva Kyrgyzskoy Respubliki № 976 ot 31.12.2004 «Ob utverzhdenii instruktsii o peremeschenii tovarov i avtotransporta cherez gosudarstvennuyu granitsu Kyrgyzskoy Respubliki fizicheskimi litsami»
[4] Postanovlenie Pravitelstva Kyrgyzskoi Respubliki ot 26.09.2012 № 654 «Ob utverzhdenii Programmy razvitiya torgovo-rynochnykh kompleksov «Dordoy» i «Kara-Suu»
[5] Oreshkin A. Kurs na proizvodstvo. Delovye krugi respubliki gotovyatsya k vstupleniyu v Tamozhennyi soyuz // Rossiyskaya gazeta — Ekonomika Kyrgyzstana, № 5953 (280), 05.12.2012
[6] URL: http://www.stat.kg — ofitsialnyi sayt Nacionalnogo statisticheskogo komiteta Kyrgyzskoi Respubliki
[7] URL: http://www.nbkr.kg — ofitsialnyi sayt Tsentralnogo banka Kyrgyzskoi Respubliki
[8] URL: http://comtrade.un.org — ofitsialnyi sayt bazy dannykh COMTRADE OON
[9] URL: http://www.worldbank.org — ofitsialnyi sayt Vsemirnogo banka
QUANTITATIVE ANALYSIS OF THE CONSEQUENCES OF KYRGYZ REPUBLIC ENTRY TO THE CUSTOM UNION (the case of textile industry)
N.V. Dioujeva, S.A. Balashova
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article gives a quantitative assessment of losses of Kyrgyzstan and its key trading partner China as a result of increasing of import duties on textiles and clothing because ofjoining of Kyrgyzstan to the Customs union of Eurasian Economic Union, as well as evaluation and justification of the amounts of possible compensations to Kyrgyzstan and China from the Russian Federation. The following methodology is used: the Harmonized Commodity Description and Coding System (HS6) of 2007 and the least squares method. The Author>s model combines the parameters of the domestic production, domestic consumption, import and export of textile raw materials, semi-finished and finished products of Kyrgyzstan, and also it involves the calculation of the weighted average customs tariff and a corresponding change in import duties. The possible losses of Kyrgyzstan and China are estimated at 560 million USD annually. The arguments in favor of reducing the compensation from the Russian Federation are offered. The article consists of two related parts.
Key words: quantitative estimation, effects of economic integration, customs duties, compensation of losses in foreign trade, re-export, export, import, textiles and clothes, textile industry, Customs Union, Kyrgyzstan, Russian Federation, China, WTO.