Научная статья на тему 'Оценка экономического эффекта присоединения Кыргызской республики к Таможенному союзу'

Оценка экономического эффекта присоединения Кыргызской республики к Таможенному союзу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического эффекта присоединения Кыргызской республики к Таможенному союзу»

Оценка экономического эффекта присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу

А.Н. Павлов

Александр Николаевич Павлов - к.э.н., старший научный сотрудник Национального института развития РАН. В 2001 году окончил Тюменский государственный университет по специальности «финансы и кредит», в 2004 году -аспирантуру Московского государственного социального университета. Работал в коммерческих организациях, Институте проблем рынка РАН, органах ЕврАзЭС. Автор ряда работ по проблемам экономического регулирования недропользования, совершенствования налоговой системы, промышленной и торговой политики в контексте евразийских интеграционных процессов. Электронная почта: anpavlov77@gmail.com

Выполнение данного исследования было инициировано Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития для оценки экономического эффекта присоединения Кыргызской Республики (КР) к договорно-правовой базе Таможенного союза (ТС) Казахстана, России и Беларуси.

По различным оценкам, снижение ВВП в 1990-е годы на 25-50% во многом объясняется разрывом кооперационных связей после распада СССР. В течение почти 20 лет глобальные конкурентные преимущества постсоветских стран использовались недостаточно, а экономическое сотрудничество между ними постоянно сокращалось. В 2003-2004 годах была предпринята попытка изменить ситуацию с помощью создания Единого экономического пространства (ЕЭП). Однако его формирование натолкнулось тогда на ряд существенных препятствий. В последние годы появились реальные предпосылки для быстрого развития интеграции в рамках ЕврАзЭС. В 2010 году начал работу ТС Беларуси, Казахстана и России. С 2012 года вступают в силу международные договоры, формирующие ЕЭП на территории этих трех стран.

Предположительно, присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу могло бы обеспечить дополнительный экономический эффект для стран

ТС и существенный экономический эффект для КР за счет расширения межстрановой кооперации и связанных с этим синергетических эффектов. Чтобы этот процесс получил дополнительные импульсы, нужна хорошо просчитанная комплексная оценка перспективного макроэкономического эффекта, связанного с присоединением республики к Таможенному союзу.

Экономике КР на сегодняшний момент присущ ряд существенных диспропорций, напрямую влияющих на ее конкурентоспособность и эффективность. Сформировавшись в советский период как часть общей экономической системы, при разрыве хозяйственных связей Кыргызстан столкнулся с потерей возможностей даже для простого воспроизводства.

Свой негативный вклад внесло открытие внутреннего рынка для иностранных производителей - конкурентов, действующих в странах с более благоприятными экономическими условиями.

Несмотря на высокую степень открытости Кыргызстана для иностранных инвесторов и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), всплеска инвестиционной активности не произошло. Одним из главных препятствий стал недостаток природных ресурсов и конкурентоспособной промышленности, а также низкая емкость внутреннего рынка. Определенной привлекательностью по-прежнему обладает гидроэнергетический сектор экономики, но для его развития необходимо преодолеть дефицит кооперации в этой сфере в Центральноазиатском регионе.

Основной целью КР при вступлении в ВТО было увеличение объемов внешней торговли, экономическое развитие республики. Однако последствия предпринятых в этом направлении шагов оцениваются неоднозначно. Так, например, наиболее важным достижением либерализации внешнеторговой политики считается рост открытости экономики, что, с одной стороны, предполагает развитие совместного предпринимательства, отмену государственной монополии внешней торговли, эффективное использование сравнительных преимуществ страны в международном разделении труда, углубление специализации и кооперации производства, рациональное распределение ресурсов, рост конкуренции между отечественными производителями. С другой стороны, открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы. Стихийная открытость может отрицательно сказаться на экономическом развитии, сформировать нерациональную структуру экспорта и импорта, втянуть экономику в неэквивалентный внешнеэкономический обмен.

При вступлении в ВТО Кыргызская Республика пошла на серьезные уступки и приняла на себя многие обязательства, прямо не вытекающие из соглашений этой организации. В частности, КР взяла на себя обязательства присоединиться практически ко всем необязательным соглашениям и секторальным инициативам стран - членов ВТО (например, к соглашениям по тарифным уступкам в отношении химической и фарма-

цевтической продукции, текстилю, стали, цветным металлам, научным исследованиям, сельскохозяйственному оборудованию, мебели, бумаге и ряду других). Это ограничило возможности протекционизма для своего аграрного сектора и открыло для нерезидентов почти весь рынок услуг. Помимо этого, КР взяла на себя обязательства о присоединении к соглашению по правительственным закупкам и ряду других факультативных соглашений.

Вместе с тем республика получила для своих товаров режим наибольшего благоприятствования при торговле с более чем 140 странами, входящими в ВТО, что теоретически расширило рынок сбыта. Необходимо отметить, что торговые преференции распространяются в основном на конечные товары и важны для государств с конкурентоспособными производствами. Создание равных условий для национальных и импортных товаров на внутреннем рынке отрицательно сказалось на развитии промышленности Кыргызстана. Открытость аграрного рынка КР для зарубежных производителей также негативно сказалась на недостаточно конкурентоспособных местных производителях.

Более чем в половине товарных позиций КР установила ставки импортных таможенных пошлин ниже ставок ввозных пошлин, предлагаемых государствам - членам ТС в рамках вступления в ВТО.

Основные интересы Кыргызстана - благодаря участию во Всемирной торговой организации - по развитию экспортного потенциала, усилению конкурентоспособности собственных производителей, прогрессивным изменениям в структуре производства и позиции в системе международного разделения труда на сегодня не удовлетворены. Республика фактически не может воспользоваться преференциями, предоставляемыми членам ВТО, так как большая часть ее экспортной продукции, особенно в сфере обрабатывающей промышленности, недостаточно конкурентоспособна.

При вхождении Кыргызстана в ВТО предполагалось, что местные предприятия встроятся в мировые технологические цепочки, однако на практике этого не произошло. Даже экспорт сырья в виде сурьмы, олова, редкоземельных элементов из-за высокой себестоимости остается недостаточно конкурентоспособным по отношению к Китаю, где эта продукция стоит дешевле.

Следует отметить, что современные транснациональные компании (ТНК) обладают достаточными возможностями, чтобы и без участия в ВТО обеспечить необходимую производственную кооперацию в определенных регионах. Те предприятия КР, технологический уровень которых соответствовал потребностям ТНК, были включены в их состав еще до вхождения в ВТО, например, комплекс по добыче золота на месторождении Кумтор.

Одной из причин вступления Кыргызстана в ВТО называлось неизбежное увеличение объема инвестиций благодаря созданию предсказуемой экономической среды, соблюдению правил глобальной торговли, участию во всемирной торговой системе. При этом не учитывалось, что развиваю-

щиеся страны традиционно воспринимаются как страны с ограниченными возможностями для инвестиций. Экономическая теория говорит о том, что в страну с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом инвестиции приходят только в случае, если в нее не могут прийти товары. Ситуация КР это подтверждает.

Одним из направлений возможного инвестиционного сотрудничества является топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в контексте использования транзитного потенциала республики. Масштабы инвестиций в КР могут многократно возрасти в случае реализации достигнутых соглашений о сотрудничестве в сфере гидроэнергетики.

Являясь членом ВТО, Кыргызстан имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми государствами - членами этой организации. Режим свободной торговли установлен также со странами Таможенного союза и рядом стран СНГ. Присоединение КР к ТС предполагает унификацию ее торговых режимов с торговыми режимами, установленными государствами - членами ТС с третьими странами.

В настоящее время единой переговорной делегацией Беларуси, Казахстана и России по присоединению к ВТО ведутся переговоры с рядом других стран по вопросу заключения соглашений о режиме свободной торговли (Европейская ассоциация свободной торговли, Новая Зеландия, Вьетнам и другие), завершены переговоры с Сербией, действует соглашение с Черногорией. При присоединении Кыргызстана к ТС он должен будет заключить с теми же странами соглашения с аналогичными изъятиями, что может привести к необходимости пересмотра обязательств КР перед ВТО.

С большинством других стран государства - члены ТС, также как и Кыргызстан, имеют режим наибольшего благоприятствования. Его унификация должна происходить путем принятия КР правовых норм Таможенного союза, что затронет ее международные обязательства в отношении государств - членов ВТО.

Образование региональных союзов разрешено в рамках ВТО (ст. 24 ГАТТ). Кроме того, Кыргызстан имеет право начать вторичные переговоры по изменению своих обязательств по тарифам (ст. 28 ГАТТ). Переговоры с ВТО могут включать условие о компенсациях или снижении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении других товаров. Каждые три года КР обладает правом вносить изменения в свой перечень обязательств по тарифам в течение следующего трехлетнего периода. Последнее право зарезервировано до 31 декабря 2011 года. Таким образом, Кыргызская Республика имеет возможность изменить свои обязательства перед ВТО в пользу ТС. Законодательству Таможенного союза членство в ВТО не противоречит. Анализ протокола о присоединении КР к Всемирной торговой организации позволяет сделать вывод: международные обязательства и законодательство республики отличаются от договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, предусматривая существенно меньшую защиту внутрен-

него рынка. В первую очередь это касается таможенного тарифа Кыргызской Республики (ТТ КР), который должен быть приведен в соответствие с Единым таможенным тарифом ТС (ЕТТ ТС).

Как показывает сопоставление ТТ КР и ЕТТ ТС, из 10968 ставок ТТ КР 3288 (30%) совпадают со ставками ЕТТ ТС, 2284 (21%) ставки ТТ КР можно приравнять к ставкам ЕТТ ТС, не нарушая обязательств перед ВТО, 4696 (46.6%) ставок не совпадают с ЕТТ ТС, 241 (2%) несравнимы из-за различия видов ставок.

Средняя ставка ЕТТ ТС составляет около 10.5%, средняя ставка ТТ КР

- около 5%, средняя возможная ставка ТТ КР с учетом обязательств перед ВТО - 7.7%. Таким образом, в результате принятия республикой ЕТТ ТС без изъятий среднее увеличение ставки для ТТ КР сверх обязательств перед ВТО составит около 3%.

Группа ТН ВЭД ТС Средняя ставка ЕТТ (%) Средняя ставка ТТ КР (%) Разница между средними ставками Всего ставок ЕТТ Всего ставок ТТ КР Разница в количестве ставок Совпа- дение ставок Уровень унифи- кации (%) Средняя разница (%)

1 5.94 0 5.94 69 69 0 22 31.9 5.94

2 40.49 10 30.49 396 392 4 0 0 31.35

3 10.04 10 0.04 345 344 1 324 94.2 0.04

4 16.18 10.15 6.03 178 239 61 14 5.9 5.25

5 7.58 7.81 -0.24 33 32 1 13 40.6 -0.16

6 11.75 5.25 6.5 40 40 0 0 0 6.5

7 14.39 13.05 1.34 123 123 0 71 57.7 1.87

8 6.86 6.19 0.68 123 122 1 60 49.2 0.85

9 6.09 5.82 0.27 55 55 0 18 32.7 0.27

10 4.35 6.84 -2.49 57 57 0 7 12.3 2.61

11 10.26 9.88 0.38 82 82 0 67 81.7 0.77

12 4.45 0 4.45 73 73 0 8 11 4.45

13 5 5 0 13 13 0 13 100 0

14 13 8 5 5 5 0 0 0 5

15 10.35 9.54 0.82 146 140 6 49 35 1.32

16 20.1 9.95 10.16 96 96 0 0 0 10.16

17 10.71 4.87 5.84 100 77 23 22 28.6 6

18 12.88 4.83 8.06 29 29 0 6 20.7 8.08

19 14.8 10.29 4.51 51 51 0 5 9.8 4.5

20 13.47 14.79 -1.32 347 338 9 47 13.9 -1.36

21 15.96 6.92 9.05 60 60 0 0 0 9.04

22 19.13 4.43 14.7 185 185 0 5 2.7 10.26

23 7.65 3.64 4.02 66 66 0 35 53 4.02

24 10.48 3.87 6.61 31 31 0 1 3.2 6.61

25 5.01 3.97 1.05 87 87 0 56 64.4 1.05

26 3.82 4.8 -0.98 51 51 0 39 76.5 -0.98

Группа ТН ВЭД ТС Средняя ставка ЕТТ (%) Средняя ставка ТТ КР (%) Разница между средними ставками Всего ставок ЕТТ Всего ставок ТТ КР Разница в количестве ставок Совпа- дение ставок Уровень унифи- кации (%) Средняя разница (%)

27 4.8 3.65 1.15 120 111 9 78 70.3 1.26

28 5.12 4.65 0.47 255 255 0 218 85.5 0.49

29 4.73 4.13 0.6 545 545 0 472 86.6 0.61

30 8.23 0 8.23 79 79 0 13 16.5 8.35

31 10 0 10 34 34 0 0 0 10

32 4.34 0 4.34 68 64 4 10 15.6 4.61

33 9.02 0 9.02 51 49 2 1 2 9.18

34 12.16 0 12.16 37 36 1 0 0 12.5

35 6.29 0 6.29 35 35 0 0 0 6.29

36 17.5 3.5 14 12 10 2 0 0 16.5

37 6.64 0 6.64 58 58 0 3 5.2 6.64

38 5.95 0.27 5.68 147 146 1 3 2.1 5.72

39 10.13 0 10.13 271 264 7 10 3.8 10.26

40 7.23 4.25 2.98 110 106 4 17 16 3.16

41 3.38 0 3.38 77 77 0 25 32.5 3.38

42 16.45 8.95 7.5 38 38 0 0 0 7.5

43 9.17 1.19 7.97 109 109 0 1 0.9 7.96

44 15 0 15 188 186 2 0 0 15.05

45 5 0 5 12 12 0 0 0 5

46 15 0 15 24 24 0 0 0 15

47 7.4 0 7.4 26 26 0 0 0 7.4

48 13.43 0 13.43 185 183 2 0 0 13.46

49 6.35 0 6.35 26 26 0 15 57.7 6.35

50 4.8 5 -0.2 25 25 0 24 96 -0.2

51 8.29 5.79 2.5 70 70 0 25 35.7 2.5

52 11.01 6.15 4.86 148 148 0 6 4.1 4.86

53 7.84 4.86 2.97 37 37 0 25 67.6 2.97

54 9.2 4.43 4.77 88 88 0 29 33 4.77

55 7.95 5.35 2.6 144 144 0 77 53.5 2.6

56 8.46 3.73 4.73 65 67 2 38 56.7 4.69

57 20 10 10 37 37 0 0 0 10

58 15 9.63 5.37 54 54 0 0 0 5.37

59 6.63 4.65 1.98 43 43 0 26 60.5 1.98

60 10 10 0 56 56 0 56 100 0

61 10.75 10.86 -0.11 147 147 0 0 0 -0.11

62 10 11.96 -1.96 190 191 1 0 0 -1.96

63 18.89 10.79 8.1 81 81 0 0 0 8.1

64 8.6 9.1 -0.5 82 122 40 11 9 -0.04

65 10 10 0 22 22 0 14 63.6 0

Группа ТН ВЭД ТС Средняя ставка ЕТТ (%) Средняя ставка ТТ КР (%) Разница между средними ставками Всего ставок ЕТТ Всего ставок ТТ КР Разница в количестве ставок Совпа- дение ставок Уровень унифи- кации (%) Средняя разница (%)

66 15 10 5 9 9 0 0 0 5

67 10 10 0 8 8 0 6 75 0

68 14.61 6.67 7.94 76 75 1 2 2.7 8.13

69 16.83 9.23 7.6 52 52 0 0 0 7.60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 13.63 8.31 5.32 142 142 0 5 3.5 5.38

71 18.12 9.84 8.27 64 64 0 4 6.3 8.33

72 5.41 0 5.41 363 342 21 17 5 5.72

73 13.67 0 13.67 339 313 26 7 2.2 14.74

74 4.92 0 4.92 63 63 0 3 4.8 4.92

75 7.92 0 7.92 24 18 6 0 0 10

76 12.16 0 12.16 73 63 10 5 7.9 14.13

78 5 0 5 11 11 0 0 0 5

79 5 0 5 11 11 0 0 0 5

80 5 0 5 5 5 0 0 0 5

81 10.81 8.27 2.55 80 75 5 0 0 3.24

82 8.03 5.28 2.75 109 108 1 31 28.7 2.82

83 14.59 8.6 5.99 51 50 1 7 14 6.28

84 3.4 2.28 1.11 1213 1167 46 700 60 1.19

85 7.91 3.23 4.68 724 699 25 202 28.9 4.87

86 5.94 0 5.94 45 43 2 2 4.7 6.74

87 10.84 7.92 2.92 331 274 57 36 13.1 3.74

88 12.43 2.5 9.93 33 24 9 3 12.5 11.67

89 11.18 5.13 6.05 38 38 0 17 44.7 6.05

90 5.13 1.69 3.44 296 284 12 124 43.7 3.69

91 16.32 8.57 7.74 57 56 1 4 7.1 7.68

92 7.86 6.79 1.07 28 28 0 18 64.3 1.07

93 20 0 20 27 27 0 0 0 20

94 13.62 2.43 11.18 115 111 4 0 0 11.57

95 12.94 5.15 7.79 68 68 0 7 10.3 7.79

96 14.29 9.72 4.57 71 71 0 4 5.6 4.57

97 0 2.86 -2.86 7 7 0 5 71.4 -2.86

10.35 4.87 5.49 11170 10968 410 3288 29.4 5.67

Таблица 1

Сравнительный анализ ЕТТ ТС и ТТ КР

Примечание: *Средняя величина разницы представляет собой процентное значение, на которое нужно скорректировать среднюю ставку группы, чтобы она совпала со ставкой ЕТТ ТС **Данные таблицы 1 дают представление только о средних значениях в разрезе групп ТН ВЭД в связи с многочисленными округлениями и изменением ряда ставок ЕТТ ТС в процессе подготовки исследования

Если республика начнет переговоры по изменению обязательств перед ВТО в настоящее время, то ей придется проводить изменения по значительному числу позиций (около 4950). В случае вступления стран ТС в ВТО или при ориентации КР на обязательства стран ТС перед ВТО изменять придется гораздо меньше позиций.

Исходя из среднего увеличения ставок ввозных таможенных пошлин сверх принятых обязательств перед ВТО на 3%, возможные претензии членов организации могут основываться на ухудшении условий торговли, оцениваемом в $40-180 млн в год. Вместе с тем претензии по ухудшению условий торговли могут быть урегулированы в рамках работы единой переговорной делегации путем некоторых уступок в отношении отдельных субпозиций ЕТТ ТС.

В первую очередь изменение ставок ввозных таможенных пошлин повлияет на условия торговли с КНР, импорт из которой, по данным Кыргызстана, в 2009 году составил $0.6 млрд (20% всего импорта или 47% импорта КР из стран дальнего зарубежья), а по данным UN COMTRADE - $5.2 млрд (71% всего импорта республики или 89% импорта из стран дальнего зарубежья). Следует отметить, что, по ряду оценок, основной поток товаров из КНР, ввозимых в КР, в дальнейшем направляется на территорию ТС, в том числе из-за недостаточного контроля страны происхождения.

------ экспорт в КР стран мира (с учетом реэкспорта) по данным Ш СОМ^АйЕ

— — импорт КР из стран мира по данным Ш СОМ^АйЕ ------ импорт КР из стран мира по данным Статкомитета СНГ

Представленные данные разнятся в два-три раза, что может свидетельствовать о ненадежности официальных статистических данных КР. Эти различия дают существенные расхождения в оценке доли Кыргызстана в импорте ТС.

Следует учитывать, что данные, сформированные методом «зеркальной статистики», при котором объем импорта в страну принимается рав-

Рисунок1

Динамика импорта КР за 2005-2009 годы

ным суммарным экспорту из других стран мира, не всегда бывают корректны, поскольку данные внешней торговли стран, предоставляемые в UN COMTRADE, формируются с учетом особенностей национальной методологии формирования внешнеторговой статистики.

КР не применяет в настоящее время специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран. Ее присоединение к ТС приведет к распространению действующих в нем мер на территорию республики. Кыргызстан должен определить, какие меры будут применены, а какие нет.

Существенные отличия имеются между действующими в КР условиями доступа на рынок услуг и принятыми в рамках ЕЭП обязательствами государств - членов ТС. К примеру, доступ к услугам транспортировки по трубопроводам, услугам дорожного транспорта и железных дорог предоставляется КР членам ВТО без каких-либо ограничений.

Отличаются от установленных договорами ЕЭП и обязательства Кыргызстана перед ВТО по субсидиям. Так, в соответствии со статьей 6.4(а) соглашения ВТО по сельскому хозяйству, КР приняла минимальную ставку исходя из средней ставки поддержки по конкретному продукту за 1994-1996 годы, составлявшей менее 5% стоимости производства каждого товара, получающего поддержку, и среднего уровня поддержки всех товаров, составлявшей менее 5% от объема сельскохозяйственного производства. Такой уровень субсидий существенно ниже уровня, определенного соглашениями по ЕЭП (10%), а также обязательствами, принимаемыми Россией и Казахстаном в рамках переговорного процесса по их присоединению к ВТО.

В части прогноза роста доходов бюджета КР от взимания таможенных пошлин необходимо отметить следующее. В настоящее время в Кыргызской Республике применяется упрощенный порядок таможенного оформления по таможенным приходным ордерам (ТПО) для товаров из КНР и их обложение по весу почти по всей номенклатуре ТН ВЭД КР (до 2011 года

- $0.15, с 2011 года - $0.2 за 1 кг при ввозе товара наземным транспортом). Стоимость товара указывается импортером справочно, что в свою очередь может вызывать искажения таможенной стоимости товаров, так как у таможенной службы нет необходимости определять достоверную стоимость ввозимых товаров для сбора доходов. С присоединением республики к Таможенному союзу этот порядок должен быть отменен и приведен в соответствие с таможенными процедурами и методологией таможенной статистики ТС.

При присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу доходы национального бюджета от таможенных платежей будут обусловлены нормативом распределения сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих зачислению в бюджет, от общего объема ввозных таможенных пошлин ТС.

По предварительным экспертным оценкам размер этой доли может составлять от 0.62 до 0.73% при отсутствии существенных изъятий из ЕТТ

ТС. Исходя из объема поступления ввозных таможенных пошлин ТС за I квартал 2011 года около $5.5 млрд, доля КР (0.65%) за I квартал 2011-го могла составить $35.6 млн, а соответственно за год -$142.6 млн.

Фактические доходы госбюджета Кыргызстана от таможенных платежей в 2010 году составили $100.5 млн. Таким образом, по этой статье возможен прирост доходов около 42%, или около 3% от общих доходов госбюджета КР в 2010 году.

В части доходов национального бюджета от НДС влияние присоединения к ТС оценивается как нейтральное и будет зависеть от общего размера создаваемой добавленной стоимости на территории республики.

Таблица 2

Структура доходов госбюджета КР в 2010 году

Примечание: среднегодовой курс доллара в 2010 году составлял 42.96 сома за один доллар США

Основные риски связаны в первую очередь с падением объемов импорта из-за отмены упрощенного порядка декларирования, в результате чего привлекательность КР для китайского импорта в целях последующего вывоза в другие страны будет утрачена. Это может повлечь высвобождение занятого в этой сфере населения и сокращение доходов от налогообложения, но не будет иметь значения в доле распределения ввозных таможенных пошлин ТС, так как норматив распределения рассчитывается исходя из импорта в предыдущие годы.

Отдельная проблема - адекватность применяемой методологии для расчета норматива распределения. Для государств ТС в его основе лежал фактический импорт, который был близок к потребляемому. В случае Кыргызстана величина потребляемого импорта ниже, чем его общая величина, так как значительная его часть реэкспортируется в страны СНГ, включая территорию Таможенного союза. Требуется уточнение методологии расчета норматива распределения ввозных таможенных пошлин для КР.

В части предоставления тарифных преференций по уплате таможенных пошлин: принципы их предоставления в республике отличаются от установленных в ТС. Так, например, нормативно-правовой базой ТС, в

1 Наименование млн сомов $ млн Доля в общих доходах (%)

Доходы госбюджета КР в 2010 году, всего в том числе: 57384.5 1335.8 100

1. Налоговые доходы, в том числе: 39365 916.3 68.6

1.1. связанные с импортом товаров, из них: 14685.6 341.8 25.6

1.1.1. НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики 10370 241.4 18.1

1.1.2 Таможенные платежи с ввозимой продукции 4315.6 100.5 7.5

1.1.3. Другие налоговые доходы 24679.4 574.5 43

2. Трансферты из-за границы 7022 163.5 12.2

3. Неналоговые доходы 10997.3 256 19.2

отличие от КР, определен перечень товаров из развивающихся стран

- пользователей единой системы преференций ТС, при ввозе которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС. При присоединении республики к ТС ею должны быть приняты правила, действующие в рамках единой системы тарифных преференций ТС, в том числе правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Вхождение КР в ТС предполагает ее присоединение к международным договорам, включенным в перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС. Также для республики становятся обязательными соответствующие решения Межгоссовета ЕврАзЭС и решения Комиссии Таможенного союза.

В результате повышения пошлин, усиления таможенного контроля, отказа от упрощенного порядка оформления импорта возможен рост цен на внутреннем рынке КР. Учитывая, что повышение пошлин произойдет разово, то в год введения ЕТТ ТС прогнозируется рост индекса потребительских цен приблизительно на 2%.

Необходимо отметить, что взимание ввозных таможенных пошлин с китайского импорта в полном объеме по ставкам ЕТТ ТС неизбежно повлечет снижение его объемов за счет частичной переориентации на прямой ввоз в другие страны ТС, минуя КР. Но это создаст дополнительные стимулы для инвестиций в Кыргызстан в целях организации на его территории производства соответствующих товаров.

Неприсоединение КР к ТС в ближайшее время может ухудшить ее текущее экономическое положение в связи с усилением контроля на внешнем контуре границы ТС, а также лишить некоторых возможных перспектив для экономического развития, поскольку низкая емкость внутреннего рынка республики снижает привлекательность инвестирования в производство, ориентированное на внутренний рынок.

Присоединение КР к ТС может положительно сказаться на производстве и экспорте сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов, так как они станут более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными товарами из КНР в связи с взиманием с последних ввозных таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ТС и будут обладать большим рынком сбыта. Снизятся риски и повысится предсказуемость долгосрочных инвестиций в экономику КР, в частности, в электроэнергетику и транспорт, так как экономические отношения в этих областях будут в значительной мере урегулированы на уровне ЕЭП.

К отрицательным последствиям в краткосрочном периоде можно отнести потерю привлекательности КР как базы для реэкспорта китайских товаров на территорию ТС и соответствующее снижение товарных потоков через ее территорию с высвобождением работающего в этой сфере населения. Возможен рост цен на импортные товары из-за применения к ним ЕТТ ТС

и как следствие - рост дефицита торгового баланса. Вероятность наступления данных последствий весьма высока вне зависимости от вхождения Кыргызстана в Таможенный союз.

Присоединение КР существенно не скажется на общих макроэкономических показателях государств - членов ТС ввиду невысокого удельного веса экономики Кыргызстана в общих показателях стран ЕврАзЭС. Однако положительный эффект для ТС может заключаться в улучшении таможенного администрирования на кыргызско-китайской границе и применении ЕТТ ТС к импорту из КНР. Это снизит объемы дешевого импорта, следующего через республику на территорию Таможенного союза, и повысит его качество в связи с необходимостью осуществления за ним надлежащего санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и технического контроля в соответствии с нормативно-правовой базой ТС, что улучшит ценовую конкурентоспособность производителей Таможенного союза по сравнению с китайскими.

Присоединение к ТС будет иметь долгосрочные позитивные экономические последствия для экономики КР. Интеграция в крупное региональное экономическое образование повлечет расширение рынка сбыта товаров, произведенных в Кыргызстане. Повысится инвестиционная привлекательность республики для организации соответствующих производств на ее территории, что создаст основу для роста ВВП и увеличения экспорта товаров, произведенных в КР. В целом присоединение к ТС может привести (после принятия соответствующих мер) к увеличению экспортного потенциала республики на 20-22%.

Следует отметить, что ряд положительных и отрицательных последствий присоединения КР к ТС лежит во внеэкономической плоскости.

По результатам исследования можно сделать вывод: присоединение Кыргызской Республики к Таможенному союзу потенциально способно привести к положительному экономическому эффекту, но его достижение зависит не только от торговой, но и от общей экономической политики как на территории Кыргызстана, так и на территории Таможенного союза и ЕЭП в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.